Православие или мир. 27.04.2018 15:51:16 Игумен Даниил (Гридченко) Мир (мipъ) – субстанция немирная. По определению… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин.2:16). И похоть во всём своём безобразном многообразии, и гордость, по сути своей эгоистичны, эгоцентричны, и уже потому ни мира, ни любви в себе не заключают. Причём, нелюбовь тут взаимная. Сам Христос устами апостола Иоанна Богослова заповедуя нам любить друг друга ( сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15:12)); отвергает любовь к миру ( не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1Ин.2:15)). Парадоксальным образом нам рекомендовано не любить среду собственного обитания. Однако, не мир, как Божие творение, но то, во что его превратили грехи человеческие - производное безумия и порока. Уже одно это делает христианина нонконформистом, притом, в какие бы времена он не жил. Даже в так называемые золотые века христианства спасающихся было «малое стадо» (Лк. 12:32). Ибо и тогда похоть и гордость не переставали оставаться неотъемлемой частью «лежащего во зле» (1Ин.5:19) мира. В попытках договориться с ним (какими бы высокими целями эти усилия не оправдывались), найти с ним общий, «понятный» язык всегда есть доля отвержения «любви Отчей», потеря собственной идентичности, своего лица, необратимо вырождающегося в глумливую физиономию. Сложно быть убедительным, не будучи убеждённым. Трудно не превратиться в «эллина» и «иудея» в стремлении  «быть с эллином, как эллин, и с иудеем, как и иудей» (1Кор.9:20-21) во что бы то ни стало, не став предварительно «апостолом Павлом». И в этом процессе «потери своего лица» православные не оригинальны. Печальная картина самоликвидации западного христианства пред глазами… Но, увы, если даже собственный негативный опыт учит не всегда, то, тем более, чужие ошибки. «Если Церковь не гонима, она и не Христова», -  слова, приписываемые Тертуллиану, лишь на первый взгляд звучат шокирующе. Ибо вот что сказано, - да и все , желающие благочестиво во Христе Иисусе жить, будут гонимы (2Тим.3:12).  Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4). Вполне определённо дружба с миром именуется апостолами духовным прелюбодеянием. И уже по одной простой причине: христианство, по сути, радикально. Оно не терпит полутонов, гнушается экивоков: либо мы служим Богу, либо мамоне; или со Христом, или с вельзевулом, князем мира сего.

http://radonezh.ru/2018/04/27/pravoslavi...

Покланяться истиною – значит непритворно поклоняться и духом, и телом. Если бы Господь не имел в виду необходимости поклонения телесного, то и не сказал бы ничего о поклонении непритворном, так как поклонение духовное не может быть притворным Само собою. Истинное поклонение должно начинаться в духе и потом выражаться в непритворных, нелицемерных телесных движениях: 1Ин. 3:18 . Пример сему показал нам Сам Иисус Христос: Лк. 22:41 ; Ин. 13:15 , а по слову апостола, – для предстоятеля Церкви и совсем неуместно одно духовное поклонение, без своего телесного обнаружения: 1Кор. 14:16–17 . Согласно ст. 22. Ин. гл. 4, как «спасение от Иудеев», так сектанты св. Писание получили от православных; посему православные люди по справедливости могут сказать сектантам: «вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся». 1Ин. 3:18 . Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. Лк. 22:41 . И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился. Ин. 13:15 . Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам. 1Кор. 14:16 . Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет аминь, при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. 17 . Ты хорошо благодаришь; но другой не назидается. Ин. 4:22 . Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся; ибо спасение от Иудеев. Ин. 6:63 . Дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Примеч . Основываясь на словах «плоть не пользует ни мало», сектанты признали бесполезным участие тела в молитве. Если это место сопоставить с предшествующими 58–60 ст., то ясно будет, что словами: «плоть не пользует пи мало» Господь осудил неправильное, плотское представление учеников относительно причащения Тела и Крови Господних. Посему и добавлено: «слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», т. е. Мои слова о причащении, которые суть дух и жизнь, нужно понимать духовно, а не просто по плотскому. Настаивающие на неправильном своем понимании сектанты близки к тому, чтобы отвергнуть и Господа Христа, во плоти пришедшего, и тем навлечь на себя вящщее осуждение: 1Ин. 4:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но, возвещая учение о Боге как о любви, Апостол имеет дело не с отвлеченною доктриною, а с действительным событием величайшей всемирно-исторической важности: с неизмеримым в своем значении событием посольства Богом в мир Единородного Сына Своего и принесенными Им на землю неоцененными благами жизни вечной (ст. 9). В этом именно открылась недомыслимая Любовь Божия к миру и человечеству (ст. 9; ср. 1Ин.3:16 ), и особенное величие этой любви видно из того, что она дарована была грешным людям без всякой с их стороны заслуги, напротив, при наличности тяжкой и многоразличной виновности их пред Богом (ст. 10; см. Рим 5:8, 8:32 ). Таким образом, источник любви заключается не в человеке, а в Боге. «Как благостью называется потому, что по благости создал мир мысленный и чувственный, так из любви к нам послав Единородного Сына Своего в мир, показал через сие, что Он есть и любовь» (блаж. Феофил.). 1Ин.4:11 .  Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. 1Ин.4:12 .  Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Если таким образом любовь по своему существу происходит от Бога и, следовательно, наша любовь есть пламя от Божественного пламени; если через любовь Божию из врагов сделались детьми Божиими, то любить наших ближних, даже наших врагов (ср. Мф 18:33 ), – наш святейший долг (ст. 11). Кроме того, если любовь по сущности своей от Бога, то наша любовь к ближним заменяет нам недостаток непосредственного созерцания Бога. Бог совершенно недоступен чувственному созерцанию, и никто никогда не видел Бога (ст. 12, сл. Ин 1:18, 6:46 ) в Его существе (см. 1Тим 6:16 ), лишь в будущей жизни праведники « узрят Его, яко же есть» ( 1Ин 3:2 ; Мф 5:8 ). Но если любить Бога для нас первейший долг, то возможное наше с Ним общение совершеннейшим образом отражается в нашей любви к ближним: любовь к братьям показывает, что Бог пребывает в нас, и любовь Божия во всей ее полноте и совершенстве имеет в нас свое обитание (ст. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Св. Иоанн Богослов . «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился » ( Ин. 5:16 ). Из Ектеньи по усопшим перед Литургией: «О душах всех, от века в правоверии , надежде воскресения и жизни вечныя усопших отец и братий наших. Господу помолимся». «Всякая неправда есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин. 5:16–18 ). Сие написал я вам, верующим во Имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную » ( 1Ин. 5:13 ). Преп. Савва Освященный . «Не должны ни молиться вместе с верными, ни участвовать за трапезой оглашенные, чтоб ценили преимущество верных " 1527 . Преп. Симеон Новый Богослов . «Верующий любит тех, кои право веруют в Господа: а которые неправо веруют в Него, тех отвращается, терпеть их не может и гонит с глаз своих». Кто верует, тот не любит неправоверующих, как говорит Давид: « Не ненавидящий ли Тя, Господи, возненавидех и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: бо враги быша ми » ( Пс. 138:21–22 ) 1528 . « Тот, кто, являя кротость, молча переносит, когда слышит хулу на Бога, грешит против Бога, потому что, действуя так, он является сообщником того, кто хулит Бога » 1529 . Св. Иоанн Лествичник . О трапезе еретической . «Немощные в вере и да не ядят с еретиками , как сказано и в правилах; а сильные, при случае, если неверные приглашают их к себе ради веры, и им желательно идти, пусть идут» 1530 . " Еретичествующии, яко хульнословящии и Божии враги. Писание не именова человеки, но пси, и волки, свинии и антихристи, якоже глаголет Господь: Не дадите святая псам ( Мф. 7:6 ). И Богослов Иоанн; Яко антихристи мнози быша ( 1Ин. 2:18; 4:1–3 ). Тех убо не подобает любити, ниже соводворятися, ниже купно ясти, ниже приимати в дом, ниже радоватися тым глаголати: да делом тых лукавым не сообщимся ». «И св. Иоанн Богослов повелевает таковых безбожных учителей не принимать и в домы, и даже при встрече с ними не приветствовать их, не говорить им: «Здравствуйте»; потому что если кто будет говорить им «здравствуйте», тот участвует в делах его злых " 1531 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Поэтому ядром православных добродетелей является не справедливость, а любовь. В понятиях Святой Руси это главная добродетель православного человека. Бог есть любовь. Одна любовь соединяет создания с Богом и друг с другом. Сущность христианской жизни полагается в любви, которая есть исполнение закона. Главное в Божьем законе – любовь. «Любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ); «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя » ( Гал.5:14 ); «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Ин.2:29 ). Трудно рассчитывать, что все люди (даже русские, которым национальной судьбой суждено быть православными) примут данный опыт во всей его святой полноте. Но искание этого пути и приближение к нему, как источнику счастья и подлинной радости, доступно многим, особенно тем, кто не изменил еще своим духовным корням, не сменил свою духовно-культурную идентичность. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Колос.3:14 ). От этого, по учению Писания, в человеке не только пробуждается «чистый смысл» ( 2Петра 3:1 ) и не только в него изливается «мир Божий, который превыше всякого ума» (Филипп.4:7), но начинается реальное единение души с Богом. Ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Бог создал не просто человека, а существо, призванное для любви к ближнему. Справедливость в понятиях Святой Руси осуществляется не стремлением к соразмерности, а любовью. Для того, чтобы быть подлинно справедливым, надо быть самоотверженным, нередко несправедливым к себе. Поэтому Русская идея есть идея сердца. Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Потому-то «загадочная » русская душа, издревле и органически предрасположена к сочувствию и доброте, приняла христианство ; она сердцем отозвалась на Божие благовестие и на главную заповедь: «Бог есть любовь». «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravo-...

Задумает антихрист отменить у истинно верующих Закон Божий, который говорит, например, нам, что нужно повиноваться священникам ( Мк.1:44 ; Евр.13:17 ; 1Пет.5:5 и др.), поститься ( Мф.11:15 ; Деян.14:23:13:3 ; Иоил.1:14 и др.), клясться в важных случаях именем Божиим ( Втор.10:20 ; Мф.26:63–64 ; Иез.20:28 ) и прочее. Видимое дело, что и слуги антихриста будут отвергать посты, присягу и клятву именем Божиим, не будут повиноваться священникам и вообще отринут ясные заповеди Закона Божия. В-пятых, антихрист положит всем своим последователям печать на правую руку и на чело их: Откр.13:16 . Святые отцы Церкви говорят, что принявшие печать антихриста не будут иметь власти изображать на себе животворящий крест правой рукой, но связана будет рука их. А потому все, восстающие против почитания Креста Христова ( Флп.3:18 ) и отвергающие крестное знамение, суть тоже предтечи антихриста. Кроме вышеупомянутого, всякий последователь антихриста изображается: а) отвергающим воплощение Христово: 2Ин.1:7 , б) отвергающим Бога Отца и Сына: 1Ин.2:22 , в) затем обманщиком, лжехристом и лжепророком, которые дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить и избранных: Мф.5:5:24 ; пришествие главного антихриста будет по действию сатаны и будет сопровождаться ложными знамениями и чудесами: 2Фес.2:9 ; Деян.13:13–14 ; антихрист будет преследовать святых: Откр.13:7 , но Иисус Христос убьёт его духом уст Своих: 2Фес.2:8 ; Дан.7:11 . Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к выяснению вопроса об антихристе 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, какой описан апостолом Павлом во 2 Послании к Фессалоникийцам: 2Фес.2:3–4 ; при всём том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Ин.3:8 .   Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Так как диавол постоянно обращается в грехе, то всякий, кто грешит, становится сторонником диавола; ибо диавол предначинает в человеке грех, внушая ему лукавые помыслы, как Иуде ( Иоан. 13,2 ). Иной скажет: как диавол бывает в тех, которые грешат, когда они прежде него согрешили уже тем, что дали ему место? Такому должно сказать, что делать грех и давать место диаволу одно и то же; ибо дает ему место тот, кто грешит, подчинившись похоти, а с принятием его уже и на деле совершает грех, ибо это значит «делать грех». Хорошо сказано: «кто делает», а не «сделавший», и в том отношении, что покаявшийся уже не от диавола, но от него только тот, кто совершает грех . Так и раб греха есть тот, кто делает, а не тот, кто сделал грех; ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Иоан. 8,34 ). 1Ин.3:9 .   Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. 1Ин.3:10 . Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Всяк, кто делает грех, потому, что грешит, есть от диавола и называется сыном диавола, как апостол Павел сказал Елиме: «сын диавола! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?» ( Деян. 13,10 ). Очевидно, и тот, кто рожден от Бога, будучи сыном Божиим, не грешит; потому что семя его – Божие, то есть или Дух, Которого мы получили чрез дар, которого удостоились, и Который, пребывая в нас, соделывает ум наш не допускающим греха, или же Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими, как и Сам Христос в семени Авраама есть сын Авраамов ( Матф. 1,1 ). И в семени Авраама, сказано, то есть во Христе, благословятся народы ( Быт. 12,3 ; Гал. 3,16 ). Объяснение Златоуста. Всякий раз, как мы грешим, мы рождаемся от диавола; а всякий раз, как совершаем добродетель, рождаемся от Бога, потому что «семя Его пребывает в нем» ( 1Иоан. 3,9 ). Семенем называет Духа, Которого мы получаем чрез крещение, и Который, пребывая в нас, делает ум наш не допускающим греха. Если же кто не родится от Бога, тот не получает Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Итак, вызовем теперь сюда богословов и послушаем, что они возвестят нам о еретиках. Скажи ты, блаженный Петр, которого блаженным нарек сам Господь наш Иисус Христос ( Мф.16:17 ). Скажи нам об обольщающих и желающих обольстить Христово стадо, которое тебе вручено и вверено Пастыреначальником и Блюстителем душ наших; скажи, что внушено тебе Духом Святым и утверди свою паству; укажи нам тайных волков, как сделал это твой Учитель Христос Господь. Вот что говорит Петр: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям» ( 2Пет.3:3 ). И опять: «У вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси, отвергаясь искупившего их Господа... И многие последуют их разврату;... суд им давно готов, и погибель их не дремлет» ( 2Пет.2:1–3 ). Они – чада клятвы, оставившие «прямой путь» ( 2Пет.2:14–15 ). Вот что возвестил Петр, воистину блаженный Петр, Петр – камень веры, на котором создал Христос Свою Церковь , Петр – распорядитель ключей Царствия Небесного, Петр – ходивший по волнам, как по суше, горячо любивший Владыку Христа, поразивший в Риме Симеона волхва, как глава и первый защитник веры, первого разбойника и ученика дьявола в ересях. Апостол Иоанн сказал: «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ). Видите, как во всех них говорит Христос? Ведь и сам Он в Евангелии сказал подобное же: «ваш отец диавол» ( Ин.8:44 ). Знаю я многих, говорящих в защиту еретиков, что и их создал Бог (помимо Бога, говорят, ничто не может быть) – не разумеют они ни того, что говорят, ни того, на чем утверждаются. Что каждого из нас создал Бог – этого не отвергаю вместе с ними и я, но Он создал нас на дела благие, чтобы мы в них совершенствовались и делались чадами Божиими по правой вере. 4 . Но возвратимся к предмету (нашей беседы). Иоанн говорит: «теперь появилось много антихристов» ( 1Ин.2:18 ), и опять: «наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, ибо многие обольстители вошли в мир» ( 2Ин.1:8,7 ). «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин.4:1 ). В другом месте: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин.1:10–11 ). И опять: «Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога» ( 2Ин.1:9 ). Так наставляет нас Иоанн – сын грома, возлюбленный более всех святых, утвердивший Церковь от конца до конца вселенной и заградивший уста еретиков своим богословием. А Иаков сказал: «Кто хочет быть другом им, тот становится врагом Богу» ( Иак.4:4 ). Слушайте все вы, разделяющие с еретиками трапезу, этот горький для вас приговор: вы враги Христу. В самом деле, кто дружит с врагами Царя, тот не может уже быть другом Царя. Он не заслуживает даже и жизни и осуждается на всё худшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

16, см. Ин 15:13 ). Но этому принципиальному величию подвига самоотверженной христианской любви Апостол сейчас (ст. 17) противополагает совершенно иное отношение к ближнему, взятое из отношений житейских, каковы: а) черствая нечувствительность к самым обыденным насущным потребностям ближних, когда человек как бы искусственно притупляет чувствительность своего сердца, делая его не восприимчивым к жалости и состраданию (ст. 17), и б) любовь лицемерная, не идущая далее бессодержательных слов мнимого участия (ст. 18). Желая показать всю несовместимость такой ложной любви, такого отношения к ближнему с идеалом истинной самоотверженной любви, Апостол спрашивает: «как пребывает в том (человеке такого настроения) любовь Божия?» (ст. 17). «Любовь преклонила Господа положить душу Свою за нас; по Его примеру и мы должны полагать душу за братьев. Но как это делается редко, то Апостол, как бы пристыжая верных, начинает с небольшого, убеждает к братолюбию. Он как бы так говорит: что говорить о полагании души за брата, когда мы видим, что не удовлетворяют братьев своих в необходимом для жизни не бедные в средствах – об этих я не говорю, – но владеющие богатством целого мира? Посему, да постыдятся! Ибо, если затворили сердце в этом малом, и явились недостойными любви Божией: что показали бы, когда бы потребовалось большее – умереть за брата? Потом и еще продолжает обличать тех, которые ограничивают любовь словом и обнаруживают ее только на языке. Станем, говорит, любить не словом или языком, но делом и истиною» (блаж. Феофил.). Только искренняя деятельная любовь носит благословение в самой себе, о чем далее и говорит Апостол. 1Ин.3:19 .  И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; 1Ин.3:20 .  ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Заключая свою речь о необходимости для христиан деятельной любви к ближним ( 1Ин.3:17–18 ), Апостол в этой любви указывает верный признак того, что христиане стоят на пути истины (как и Христос Спаситель в любви указал отличительный признак истинных учеников Его, Ин 13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Ин.3:15 . Всяк ненавидяй брата своего есть: и всте, яко всяк не имать живота вчнаго в себ пребывающа. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Ненависть, таимая в сердце, всегда близка к разным злодеяниям. И кто единожды дал ей в сердце своем место, тот тать есть и разбойник. Бывши же таким, конечно нельзя наследовать жизни вечной; а отсюда явствует, что тот, кто ненавидит брата своего, мертв в очах Божиих. И так паче всего надлежит страшиться, чтоб не дать в сердце места гневу и ненависти; но паче и паче возгревать в себе любовь ко всем и каждому, памятуя заповедь Господню: любите враги ваша ( Мф.5:44 ). 1Ин.3:16 . О сем познахом любовь, яко он по нас Душу свою положи: и мы должни есмы по бpamiu душы полагати. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Но поскольку любовь может иметь свои степени, свои границы: то место дается вопросу: какова должна быть та любовь, которая составляет истинный плод благодатного возрождения? На вопрос сей ответствует Апостол: о сем познахом любовь, яко От по нас душу свою положи: и мы должны есмы по братии души полагати. Отсюда видим, что Христианин, как во всех других делах своих, так и в деле любви, должен подражать подвигоположнику своему Господу Иисусу Христу: Он за спасение мира предал Себя на смерть, и мы так же должны жертвовать собою, если то необходимо для спасения ближних наших. 1Ин.3:17 . Иже убо имать богатство мíра сего, и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от него, како любы Бoжiя пребывает в немъ? А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? Тем больше должны мы быть готовыми на всякое пожертвование внешними благами; ибо само провидение, давая одному много, другому же мало, тем самым показывает, что оно одних обязует к благотворительности, а другим предоставляет право на помощь и сострадание. Когда же богатый, по ожесточению сердца своего, отказывает бедному и нуждающемуся в помощи: то ужели Бог не прогневается на него – како любы Божия пребывает в нем?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010