«Мир вас ненавидит» ( Ин.15:18 ). «Мир возненавидел их» ( Ин.17:14 ). О ком здесь речь? : О монахах? Нет, конечно, – о христианах вообще. А припомните речи апостольские: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин.:15). «Дружба с миром есть вражда против Бога» ( Иак.4:4 ). «Рожденный от Бога побеждает мир» ( 1Ин.5:4 ). «Тот, кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин.4:4 ). Отрекаться то от мира должен всякий, кто не хочет быть во вражде с Богом, не одни, следовательно, монахи, но все христиане. Что-же такое мир и что значит от него отрекаться? Вот что отвечают на этот вопрос величайшие наставники монахов и лучшие авторитеты по вопросам христианского нравоучения – святые отцы – подвижники. Слушайте, что говорит св. Василий Великий , так много заботившийся об устроении жизни монашеской. «Удаление от мира не в том состоит, чтобы телом быть вне мира, но чтобы душою оторваться от пристрастия телу». Миром священное писание, по словам Златоуста, называет злые дела ( Еф.22:3 ). «Нам, пишет Марк подвижник , не поведено любить мира и всего, что в мире. Не в том смысле получили мы такую заповедь чтобы безрассудно ненавидели мы творения Божии, но чтобы отсекли поводы к страстям». «Мир», говорит пр. авва Исайя , «это когда мы исполняем желания плоти, когда больше о теле заботимся нежели о душе» (Слово 21). Но самое точное определение «мира» дает пр. Исаак Сириянин: «Мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями. Когда хотим назвать, страсти в совокупности, называем их миром. Сказать короче, – мир есть плотское житие и мудрование плоти, поскольку христианин не исполняет требования – жить во плоти, но не по плоти» (Слово 30). Вот, что значит на языке аскетическом слово «мир». – «Мир» – это совокупность страстей. Неужели только монахи должны отрекаться от страстей? Конечно, не одни монахи. Отречение от мира есть заповедь Господня, для всех христиан. Обет отречения дали и, миряне. Где и когда? При крещении. Нас всех спрашивали тогда, отрицаемся ли мы сатаны и всех дел его? Восприемники за нас отвечали: отрицаюся.

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

Антихристианство в самом христианстве не есть исключительная принадлежность ни времени какого-либо, ни места, ни народа: это «тайна беззакония», находящаяся в действии вообще в мире ( 2Сол.2:3–9 ), и созрение ее не будет, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), т.е. благодатное и животворное озарение Духа Божия, хранящего добро в мире и содействующего людям творить его, о чем сказано было нами в своем месте. Как во времена Апостолов были люди, о которых говорили Боговдохновенные проповедники Царства Божия на земле: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ); так и теперь эти люди, «сыны противления» всякого времени ( Еф.2:2 ; Рим.7:15–23 ; Быт.8:21 ), продолжают являться «плевелами» на ниве Христовой ( Мф.13:26 ). Есть «дети Божии», – говорит Апостол Иоанн, – и есть «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ), который всегда был и «есть в мире» (ib). Антихристианство есть вообще «диавольство и сатанинство» в роде человеческом: «Если бы Бог был Отец вашим, – говорил Иисус Христос современным Ему иудеям, – то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел... Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо в нем нет истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:42–44 ). Перед Божественным взором Иисуса Христа «Царство Божие» на земле открыто было через всю будущую историю рода человеческого как во всемирном торжестве христианской идеи ( Мф.13:32, 21:42–44 ; Мк.14:9 ; Лк.13:29 ), так в несмолкаемой брани против него всех злых элементов мира ( Ин.17:14, 16:33, 7:7, 15:18–19, 16:20 ). Иисус Христос зрел духом и предвозвестил, что даже из якобы ходящих вслед Его будут люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ): будут среди добрых и злые ( Мф.25:15–30 ), среди пшеницы и плевелы ( Мф.13:26 ), среди хороших рыб и дурные ( Мф.13:47–48 ), среди овец и козлища ( Мф.25:32–45 ); среди пастырей добрых будут и наемники, не радящие об овцах, «татие и разбойницы» ( Ин.10:8 ), «волцы хищницы», приходящие в стадо в одеждах овечьих ( Мф.7:15 ), дабы расхищать и разгонять овец ( Ин.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Слово Божие называет, вслед за краеугольным камнем Христом, также и святых апостолов «основаниями», т. е. камнями, лежащими в основании Церкви. Изображая в Апокалипсисе вышний град Иерусалим, тайновидец Иоанн пишет: «стена града имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца » ( Откр.21:14 ). Подобно тому, как «светом» именуется в Писании не только истина («ходим во свете», истине ( 1Ин.1:7 )), но и ее Источник («Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 )), а за Ним – и апостолы – носители истины («вы – свет мира» ( Мф.5:14 )); – так равно и основаниями Церкви называются не только вера, и не только ее Источник Христос, но и апостолы – носители веры . «Вы...», – пишет апостол, – «утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). Господь наименовал «камнем» апостола Симона-Петра, и это имя осталось за апостолом как собственное: Кифа, или Петр. (О двойных именах у апостолов – примеч. 10-е). Петр – первый по действию и первый в сонме апостольском, по церковному именованию – первоверховный. Проповедью его первого открывается в день Пятидесятницы всемирная проповедь апостолов. Он, далее, открывает принятие язычников в Церковь крещением Корнилия сотника. Но будучи первым, апостол Петр в том же ряду Двенадцати. Спаситель ко всем двенадцати обращается, говоря: «Вы соль земли» ( Мф.5:13 ). – «Вы свет мира» ( Мф.5:14 ) – .«Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). – На всех апостолов ниспослал Духа Святого. – Всем им сказал: «Вы во Мне, и Я в вас» ( Ин.14:20 ). – «Вы друзья Мои» ( Ин.15:14 ). – Всех их назвал братьями Своими. Обо всех изрек молясь: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). У апостолов нет мысли, что один из них есть «князь» апостолов или Церкви: «кто Павел? кто Аполлос? они только служители» ( 1Кор.3:5 )... «И в знаменитейших чем либо, какими бы они ни были когда либо, для меня (пишет ап. Павел) нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека» ( Гал.2:6 ) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Миропомазание апостолы передали пастырям вместе с другими обязанностями: Тит.1:5 . После апостолов и теперь в миропомазании сообщаются дары Духа Святого для внутреннего укрепления в человеке духа истины и благочестия: Еф.1:17–19:3:16 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания, является для верующего залогом искупления его: Еф.1:13–14:4:30 , и воскресения: Рим.8:11:23 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве миропомазания Ин.7:38–39 . «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». Объяснение. Необходимо различать в учении Христа воду как внешнее средство возрождения: Ин.3:5–23 , от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 . Что первая необходима, читай: Мк.1:9–10 ; Деян.8:36–38 , а вторая – вода духовная, даётся Церковью Христовой через таинство миропомазания: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 ; Деян.2:38 . Деян.2:2–3 . «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Объяснение. Из события сошествия Святого Духа на апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение огненных языков, и проч., должно усмотреть, что отвергающие видимую сторону таинств Христовой Церкви, как, например, погружение в воду при крещении или миропомазание от рук иерея, поступают не по Евангелию, а самохвальствуют, когда, ссылаясь на слова: 1Ин.2:20 , говорят, что они имеют помазание от Святого, ибо Дух Святой устами апостола говорит: Деян.2:38:22:16 ; 2Кор.1:21–22 . Деян.8:5:17 . «Так Филипп пришёл в город Самарийский, и проповедовал им Христа... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Братия, всыновленные Богу Сыном Божиим! В качестве сынов Божиих послушаем, что говорит сынам Божиим апостол. Все вы, — говорит он, — сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:26-27 ). Все вы — сыны света и сыны дня ( 1Сол.5:5 ), а потому поступайте, как чада света ( Еф.5:8 ), испьипывайте, что благоугодно Богу (ст. 10), как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бьшшими в неведении вашем ( 1Петр.1:14 ), в них же  и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева ( Еф.2:3 ). Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода ( Флп.2:14-15 ). От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия ( 2 Петр 1,3 ). Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий ( Рим.8:16 ). Вся тварь совокупно стенает и мучится доньше и с  надеждой ожидает откровения сынов Божиих… Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим. 8; 19, 21-22 ). Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и бьипь детьми Божиими ( 1Ин.3:1 ). Мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыпов-ления, искупления тела нашего ( Рим.8:23 ). Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть ( 1Ин.3:2 ). На какую недосягаемую для мысли высоту ведет и возведет нас Сын Божий! Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! ( Мф.21:9 .). Люди знали и видели свое глубокое падение, но не имели сил и не находили средств поправить зло. Напрасно они обращались за этим к Богу, потому что по большей части вместо Бога истинного попадали на то, что не только не имело силы, но еще и обессиливало их… Напрасно уповали, что придет новое поколение сынов человеческих и принесет с собой лучшее время… Всегда отец рождал сына по подобию своему и по образу своему, у человека всегда рождался человек с общими всему человечеству слабостями. Оттого пред взором Бога и богопросвещенного ума всякий человек — безотносительно к его личным особенностям — был известен вообще, как сын человеческий.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Возможность священных изображений Мф.3:16 . «И крестившись Иисус тотчас вышел из воды – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». Объясн. Третья ипостась Святой Троицы, Дух Божий явился в телесн. виде (голубя) при крещении Второго Лица, а первое Лицо являлось пророкам Даниилу: Дан.7:9 , Исаии: Ис.6:1–2 . Святая Троица засвидетельствовала о Себе: Лк.3:22 , так почему же нам не запечатлевать это событие в виде священного изображения? Мф.22:19–21 . «Покажите Мне монету, которой платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чьё это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Объясн. Изображение и смертного кесаря было в почёте на монетах, как и у нас в почёте деньги с изображениями, то не тем ли более должны быть почтены священные изображения, сделать которые повелел Сам Бог: 3Цар.6:23–29 ; Исх.25:18–21 ; Ковчег был из дерева, но к нему обращались со словами: «восстань Господи»: Чис.10:35 ; не погрешают и христиане, когда взывают перед образом, возносясь сердечно к Первообразу, Который благоизволил принять на Себя плоть: Ин.1:14 , да и раньше Бог являлся святым людям: Ис.6:5 ; Дан.7:13 . Ин.1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Объясн. Всё существо Божества по его совершеннейшей духовной природе конечно никто и никогда не видел и видеть не может: Исх.33:20 ; и на святых иконах изображается не само духовное и невидимое существо Божие, которое не изобразимо, а изображаются бывшие в действительности и виденные человеческими глазами явления Божества, в каких Бог благоволил открывать себя человеку: Ис.6:5 ; Дан.7:9 ; Лк.3:22 ; Ин.1:14 ; Деян.7:55 . 1Ин.4:12–14 . «Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Объясн. Выставляющим это место против почитания иконных изображений Господа Бога следует напомнить, что на святых иконах изображается не самое духовное и невидимое существо Божие, а только бывшие в действительности и виденные человеческими очами явления на земле всемогущего и премудрого Бога: Ин.1:14:18 ; 1Тим.3:18 ; кто будет утверждать, что будто люди совсем не видели Господа телесными очами, тот навлечёт на себя звание антихриста: 1Ин.4:3 ; апостол Иоанн здесь говорит о невозможности видеть в полном существе Бога, которое смертный человек действительно не может видеть и жив остаться: Исх.33:20 ; но Богочеловек ( Ин.10:30 ) нам являлся и с нами жил и, следовательно, явил нам возможность изображать Его в том виде, в каком явился Он на земле: Лк.3:22 ; Флп.2:7 . Да и Бог Отец в откровении являлся святым людям: Дан.7:9–13 ; Ис.6:1–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Жизнь Иисуса Христа на этой земле еще не завершена. Христос продолжает жить в жизни своих последователей. Теперь следует говорить не о нашей христианской жизни, но о действительной жизни Иисуса Христа в нас «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Воплотившийся, Распятый, Преображенный вошел в меня и живет моей жизнью. («Для меня жизнь – Христос» ( Фил.1:21 ). Со Христом живет также во мне Отец, живут во мне Отец и Сын через Святого Духа. Сама Святая Троица, жительствуя в христианине, исполняет его и претворяет в Свой образ 446 . Воплотившийся, распятый и преображенный Христос творит Свой образ в каждом человеке, поскольку он является частью Его Тела – Церкви. Церковь несет в себе образы воплощенного, умершего и воскресшего Иисуса Христа. Прежде всего она является Его образом ( Еф.4:24 447 ; Кол.3:10 448 ), и благодаря ей все становятся ее членами. В Теле Христовом мы стали такими же «как Христос». Теперь становится понятно, почему Новый Завет постоянно говорит о том, что мы должны быть «как Христос» (καθς Χριστς). Поскольку мы преобразованы в образ Христов, мы должны быть как Христос. Только потому, что мы уже несем в себе образ Христов, Христос может быть для нас тем «образцом» 449 , которому мы следуем. Поскольку Он Сам действительно живет в нас, и мы можем «поступать так, как Он поступал» ( 1Ин.2:6 ), «делать то, что Он делал» ( Ин.13:15 ), «любить так, как и Он возлюбил нас» ( Еф.5:2 ; Ин.13:34; 15:12 ), «прощать так, как Он простил» ( Кол.3:13 ), «иметь такие же чувствования, какие были в Нем» ( Фил.2:5 ), потому мы можем следовать тому примеру, который Он оставил нам ( 1Пет.2:21 ), нашу душу полагать за наших братьев, как и Он положил ее за нас ( 1Ин.3:6 ). Только благодаря тому мы можем стать такими, каким Он был, что Он был таким же, как мы. Только потому мы можем быть «как Христос», поскольку мы являемся подобными Ему. Претворенные в образ Христов мы можем теперь жить по Его примеру. Теперь действительно совершаются деяния, в простоте последования протекает жизнь, равная Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

XXXII. О таинстве Миропомазания В Таинстве миропомазания христианину преподаётся благодать Святого Духа, необходимая для укрепления и возрастания его в жизни духовной. На первых порах это таинство совершалось апостолами чрез возложение рук. Так, например, когда самаряне приняли Слово Божие, проповеданное диаконом Филиппом, и крестились от него, тогда апостолы, узнав об этом, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них (самарянах), чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого ( Деян.8:14–17:19:1–7 ). Но уже при апостолах это таинство совершалось чрез помазание, как это можно видеть из следующих слов Священного Писания: вы имеете помазание от Духа Святого и знаете всё... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин.2:20:27 ). Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши ( 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13:4:30 ; Откр.7:2–3 ). Следовательно, ещё во времена апостолов миропомазание составляло таинство особое от крещения. Совершалось это таинство и чрез руковозложение и через помазание. Право совершать это таинство принадлежало только апостолам и, стало быть, их преемникам. Основания из Слова Божия для совершения Таинства миропомазания таковы: На всех верующих христиан, непосредственно после крещения их, апостолы низводили дары Духа Святого посредством возложения рук: Деян.8:14:2:38 . Сообщать эти дары не могли низшие члены священнической иерархии: например, когда диакон Филипп крестил самарян, то для низведения на них даров Духа Святого из Иерусалима посланы были Пётр и Иоанн: Деян.8:5:12 . Когда число верующих христиан стало более умножаться, то апостолы не могли сообщать даров Духа Святого через рукоположение лично, и потому ввели помазание миром: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ученики и, вообще, все последователи Христовы должны быть в мире сем скорбны, во-первых, потому, что здесь нет истинной радости ни для кого: «весь мир лежит во зле ( 1Ин.5:19 ), сказано. А там, где зло, какая может быть радость? Потому и нам нечего ждать от зла, одержащего весь мир, как не скорби и печали. – Как же иные живут в радости, скажешь, или, по крайней мере, не печалятся, живут спокойно? – И об этом предсказал Господь: «мир возрадуется» ( Ин.16:20 ), – говорил Он ученикам Своим; но эта радость кратковременна, ей недолго будет радоваться злой мир. «Мир Мой даю вам, – говорил еще Господь ученикам своим, – не так, как мир дает, Я даю вам» ( Ин.14:27 ). Так и мир, во зле лежащий, дает свои утешения, свой мир и успокоение сынам века сего, но не такой мир, как «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Флп.4:7 ), который соблюдает сердца и помышления во Христе Иисусе. Потому и говорит нам Писание: «не любите мира, ни того, что в мире, т.е. утех и благ мирских; ибо кто будет любить мир, в том быть не может любви Божией ( 1Ин.2:15 ). Кто любит мир, во зле лежащий, тот, значит, любит зло, и он о зле радуется, злом утешается; но злые от зла и гибнут: «злых зле погубит Господь» ( Мф.21:41 ). Еще при первом появлении в мире зла Господь сказал первой виновнице его: «умножая умножу печали твои и стоны твои» ( Быт.3:16 ) 8 . Так от начала и доныне, «скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» ( Рим.2:9 ). «Чем кто согрешает, тем и наказывается» ( Прем.11:17 ), – сказано в Писании. Но так как от юности прилежит помышление человека на зло ( Быт.8:21 ), и потому «нет праведного ни одного» ( Рим.3:10 ), то все люди, – от сидящего на престоле и до последнего, лежащего в гное, – преданы злостраданию, скорби и томлению. Ибо «нечестивым же нет мира» ( Ис.48:22 ) 9 , – сказано еще; и вместе со злыми людьми «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» ( Рим.8:22 ). Итак, зачем же ты, брат мой, жалуешься на свои скорби на свою участь, как будто ты один в мире терпишь скорби? Почему не хочешь великодушно перенести злострадания и томления, возложенного на всех грешников? Или ты не в родне с ними, – не причастен греху? Зачем так безрассудно говоришь: почто попущено на меня такое и такое зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Раскроем Евангелие. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», говорит Господь Иисус Христос ( Ин.8:32 ). «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа», говорит Он в молитве Отцу ( Ин.17:3 ). «Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 )». «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (внешнее благоустроение жизни) приложится вам», завещавал Он Своим последователям ( Мф.6:33 ). Мысль о том, что познание и вера «оправдывают», т. е. делают человека святым, добродетельным, ярко выражена и в писаниях св. Апостолов. Св. Иоанн Богослов пишет: «что мы познали Его (Иисуса Христа), узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот – лжец ( 1Ин.2:3, 4 ): всякий согрешающий не видел Его и не познал Его ( 1Ин.3:6 )». Апостол Павел также утверждает, что человек «обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 )», что нужно «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, чтобы исполниться всею полнотою Божиею ( Еф.3:16–19 )», что сам он «всё почитает тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса ( Флп.3:8–11 )». По учению его, человек оправдывается верою, а не делами закона ( Рим.3:20, 28 ); не чрез дела закона, а чрез наставление в вере мы получаем Духа ( Гал.3:2 ), а плод Духа – во всякой благости, праведности и истине ( Еф.5:9 ). Только так можно оправдаться, т. е. действительно и животворно исполнить и осуществить заповеди и идеалы закона ( Гал.5:22, 23 ; Рим.2:13 ). Чтобы быть исполненным, закон, таким образом, должен стать верою, т. е. живым и свободным разумением сущности и смысла бытия ( Еф.3:18 ; Евр.11:1 ). Это разумение делает нас солидарными с Духом Божиим ( Еф.3:19 : 1Кор.2:16 ), наполняет наше сердце Божиею лю- —61— бовью ( Рим.5:5 ), а в этой любви – весь закон и всё совершенство. Исполнение же закона без этой любви, разумения, свободы и одушевления, без сочувствия и солидарности, есть рабство, иго, буквализм, умирание ( Рим.7:6 ; 2Кор.3:6 ; Гал.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010