Глава V Вера и любовь в их взаимной связи и победе над миром (1–5). Свидетельство о Христе трех небесных и трех земных свидетелей (6–9). Внутреннее свидетельство верующего (10–13). Дерзновение верующего (14–15). Молитва о согрешающем брате (16–19). Основной член христианской веры – вера в Бога и в Господа Иисуса Христа; необходимость беречься от суеверия язычников (20–21). 1Ин.5:1 .  Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. 1Ин.5:2 .  Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. 1Ин.5:3 .  Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Указанная выше ( 1Ин.4 ) Апостолом неразрывная связь любви к Богу и к ближнему здесь раскрывается и уясняется со стороны причины: Бог и верующие, которых Апостол именует рожденными от Бога, столь тесно и нравственно связаны между собою, что любовь к Богу, возродившему людей, должна влечь за собою и любовь к возрожденным Им людям. «Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, т. е., любить и Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него» (Феофил). Далее (ст. 2–3) Апостол оттеняет ту мысль, что любовь непременно должна быть деятельною (ср. 1Ин.2:3, 3:18 ), и свидетельством действительности любви служит соблюдение заповедей Божьих, о которых Апостол здесь замечает, что они не тяжки, как и Сам Господь назвал иго Своих заповедей благим, и бремя их легким ( Мф 11:30 ), – в смысле, конечно, содействующей благодати по вере в искупительную силу крови Христовой (ср. 1Ин 1:7, 2:1, 2 ). «Заповеди Его не тяжки. Ибо что тяжелого в деле любви брата. Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице, ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить» (Феофил.). Быть может, говоря об отсутствии в заповедях Божиих тягостности по сравнению с благодатными средствами, данными людям в христианстве, Апостол имел в виду лжеучителей, оправдывавших свою нравственную распущенность ссылкою на трудность и мнимую невозможность исполнения заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Ведущему убо добро творити, и не творящему, грех ему есть» ( Иак.4:17 ). 2 . ( 1Ин.2:3 ): «И о сем разумеем: яко познахом его, аще заповеди его соблюдаем». ( 1Ин.2:4 ): «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины». ( 1Ин.2:5 ): «А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем». ( 1Ин.2:6 ): «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». ( 1Ин.2:29 ): «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него». 3 . Временное все изменяется. ( Сир.17:30 ): «Что светлее солнца? И то исчезает». ( Сир.17:21 ): «Обратися убо ко Господу и остави грехи». ( Сир.18:23 ): «Прежде даже не помолишися, уготови себе, и не буди яко человек искушая Господа». ( Сир.17:22 ): «Помолися пред лицем, и умали претыкания». ( Сир.17:23 ): «Восходи к Вышнему, и отвратися от неправды и зело возненавиди мерзость». ( Сир.17:27, 31 ): «Коль велика милость Господня, и очищение обращающимся к нему! Человецы же вси земля и пепел». ( Сир.18:30–31 ): «В след похотей твоих не ходи, и от похотей своих возбраняйся. Аще даси души твоей благоволение желания, сотворит тя обрадование врагом твоим». ( Сир.19:5 ): «Противляяйся же похотем, венчает живот свой». 4 . Из книги Ефрема Сирина . Лист 408. Сподобился еси позватися в чин монахов: тщися добродетель обещания показати, да не отвержен будеши, – не жесток, не любосластен, не гневлив, не яростен, не любопрителен, не воздержлив, не бесстыден; но паче кроток, благоговеен, смирен, воздержлив, целомудр, тих, мирен, разумен, храня твою чистоту телесную, яко же сочетался еси Христу. 5 . Когда кто на тебя лжет и клевещет: терпи с радостью. А когда кто особенно чем-либо тебя обидит: не возмущайся и не противоречь, прощения проси. Отрекись сам себя, и жизни своей. Умри всем вещам прежде смерти твоей, как будто не живешь на сем свете, когда хочешь начать делать дело Божие. Сие замечено из поучения Св. Златоуста о умилении души.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Это была религия первых веков, покуда не отказались от правильного поклонения истинному Богу и не обратились к поклонению мертвых и идолам, и покуда их Бог не оставил их в грехах и страстях причинять всевозможную несправедливость. Но Моисей произвел реформацию среди израильтян, уведя их не от древней религии, распространенной среди народов Ноем и его потомством, но от идолопоклонства и аморальности, которыми народы губили себя. Ибо все язычники, которые обращены были от своих заблуждений к поклонению лишь истинному Богу и к следованию закону праведности, допущены были евреями войти во Врата и во внешний двор Храма в качестве обращенных, хотя они и не получили закона Моисеева. Евреи не отвергли религию Ноя и первых народов, но обратили к ней язычников как к истинной древней религии, хотя религия, которую они исповедовали, не была столь совершенна, как Моисеева. И подобным путем мы можем законным образом обращать язычников к ней (то есть к чистоте и праведности) и должны ценить и любить тех, кто учит ей и исповедует ее, хотя они еще не верят в Христа. Ибо это истинная религия христиан, так же как и язычников, хотя и не вся истинная религия. Эта столь великая и необходимая часть христианской религии, одеяние жены Агнца есть праведность святых, а праведные идут в вечную жизнь ( Мф.25.46 .), и как праведен Христос, так и всякий, в ком есть рожден от Бога, 1Ин.2.29 . Авель был праведен ( Мф.23.35 .; 1Ин.312 .), а Ной был проповедником праведности ( 2Петр.2.5 .) и по праведности своей был спасен от потопа. Христос назван праведным ( 1Ин.2.1 .) и праведностью Его мы спасены ( Рим.3.25 . и 5.18; 1Кор.1.30 .), и если праведность наша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, мы не войдем в Царствие Небесное ( Мф.5.20 .). Праведность – это религия Царствия Небесного ( 2Петр.3.13 .); Ис.11.21 .) и даже качество Самого Бога в отношении человека. Праведность и любовь неразделимы, ибо кто любит другого, исполнил закон/…/ Рим.13.8,9,10 . Тот, кто любит брата своего, тот пребывает в свете и нет в нем соблазна. 1Ин.2.10 ./…/».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Читатели, которым предназначалось первое послание Иоанна, были малоазийские христиане и в частности христиане церкви Ефесской. Побуждением к написанию послания было появление среди христиан особого рода лжеучителей, так называемых гностиков. Эти еретики, превозносясь своим разумом (,,гносис“), своим знанием философии и всяких других наук, особенно тайных, старались подорвать христианство в самых его основах: они отвергали божество Христа, Его воплощение, совершенно искажали Евангельское учение о блаженстве в единении с Богом и Христом и учение о грехе. С точки зрения этих лжеучителей можно быть и во свете, исповедовать Бога чистейшим и совершеннейшим светом, и вместе с тем творить дела тьмы (1, б-7), можно не пламенеть враждою ко грехам, и вместе с тем считаться очищенным кровью Искупителя ( 1Ин.1:7–8 ; 1Ин.2:2–3 ) можно любить Бога и быть достойным Его любви, любя мир враждебный Богу ( 1Ин.2:12–17 ), некоторые доходили по-видимому до такого равнодушия к вере, что считали возможными участвовать в идолослужении ( 1Ин.5:18–21 ) и т. под. (Толк. ап. Еп. Михаила стр. 309). Цель, время и место написания послания Целью апостола при написании послания, было укрепить в христианах веру в Иисуса Христа, как Сына Божия воплотившегося, т. е. в истинного Бога и истинного человека, Спасителя мира, и предостеречь христиан от увлечения соблазнами и привязанностями этого греховного мира. – Время написания послания падает на последние годы жизни апостола и позднее написания Евангелия (97–98 г.г. по Р. Хр.) Так как после освобождения из заключения апостола на о. Потмосе, он жил в Ефесе, где и умер, то и место написания послания толкователями считается г. Ефес. Глава 1-я В 1-й главе апостол кратко ведет речь о лице Господа Иисуса Христа и общении с Ним при условии святости жизни (хождения во свете), единения друг с другом и сознания своей греховности. 1 ст. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни. Что же это за Слово жизни? Это Слово жизни то самое, о котором апостол говорит и в своем Евангелии, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. 11 – 14. Если так и проч.: «мы и прежде замечали, что у блаженного Иоанна в обычае – повторять об одном и том же одно и то же. Так он и теперь поступает» (Феофилакт). Подражая примеру любви Божественной, и мы должны любить друг друга; не только вообще ближних своих, но и врагов своих, так как и мы были враги Богу, но смертию Христовою стали сынами Богу ( 1Ин. 2:23 ; Мф. 18:33 ). – Бога никто никогда не видел (ср. Ин. 1:18 и прим.), по Его существу и внутренним совершенствам, ибо существо Его невидимо (ср. 1Тим. 6:16 ). Если мы любим и проч.: смысл речи в связи таков: Бога никогда никто не видел, ибо Он обитает в неприступном для всех свете; потому мы не можем являть свою любовь к Нему, непосредственно созерцая лицо Его. Но человек носит в себе образ Божий, и если мы по заповеди Его любим друг друга, то Он нашу любовь друг к другу приемлет как любовь к Нему Самому и пребывает в нас и соединяется с нами, и любовь Его к нам и наша к Нему становится истинною и совершенною ( 1Ин. 2:5 ), такою, как Он Сам требует от нас в отношении к Нему, к ближним и к себе ( Ин. 14:21, 23 ). – Что мы пребываем в Нем и Он в нас и проч.: усиление и повторение речи для того, чтобы сильнее напечатлеть в памяти и вместе для некоторого пояснения – о взаимном пребывании Бога в верующем и верующего в Боге см. 1Ин. 3:24 и парал. – И мы видели и проч.: слова этого стиха имеют связь со стихом 12, таковую: хотя Бога, по Его существу, никто не видел, но Он открылся в Единородном Сыне Его ( Ин. 14:9 ). И мы, апостолы и бывшие с нами все верующие, сами видели своими собственными глазами, слышали своими собственными ушами и осязали своими руками ( 1Ин. 1:1–3 ) и по этому несомненному и неложному удостоверению свидетельствуем ( Ин. 1:14, 27, 4:42 ), что Отец Небесный, по неизреченной любви Своей к миру, послал Сына Своего, Спасителя, или Искупителя и Умилостивителя, или Ходатая миру (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Потому что святые Божий человеки сами подражают святым и Богу (см. 1 Фес. 1:6; 2,14); они — «образцы для верных» (1Фес.1:7); носят в себе самих Христа. Они в Нем живут и Христос — в них. Они заботятся не только о себе, но и о других, «молятся за них» (Кол.1 9); учат их, утешают, помогают им, побуждая к любви и прочим добродетелям. Итак, общение со святыми столь же нужно, сколь гибельно общение со злыми и беззаконными. Потому-то всякому возрожденному человеку предписывается преизобильная любовь к святым, оказание им помощи, если можно, молитва за них и покорность им, как наставникам. Святых же Божиих от рабов мира и диавола удобно можно отличать по известным признакам, каковы: «общение друг с другом» (1Ин.1:7), «любовь к ближним» (1Ин.3:10), «соблюдение заповедей» (1Ин.2:3), исповедание «Христа, пришедшего во плоти» (1Ин.4:2—3), сознание грехов, удаление от разногласия, «безумных состязаний и споров» (Тит.3:9); забота о взаимном назидании, о «мире со всеми и святости» (Евр.12:14), а не о «различных учениях» (Евр. 13:9), пище и прочем «угождении плоти» (Рим.14:17—19). Кто же, по слову апостольскому, приходит и учит иначе, таковых святые не приемлют, и не приветствуют их (2Ин.1:10—11), и не едят с ними (1Кор.5:11). Аминь.     О Божественных вещах написано в книгах Писания и все об этом читают. Но открывается это только тем, которые покаялись от всей души и хорошо очистились бесхитростным покаянием. В силу покаяния и по мере стяжания ими очищения получают они откровение, и им явлены бывают даже глубины духа. От таких и источается слово ведения и премудрости Божией, как многоводная река, и затопляет мудрования противников. Для всех же других это остается неведомым и сокровенным, ибо не раскрыто для них Тем, Кто разверзает умы верных к постижению Божественных слов. Прп. Симеон Новый Богослов     «Бог же мира да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа» (Евр.13:20 и 21).     «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3) Общественные бедствия и войны. Также услышите о войнах и о военных слухах... Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство... ( Мф.24:6–7 ). Будут иметь место также смятения (мятежи) ( Мк.13:8 ). 4) Природные бедствия. Помимо общественных бедствий в последние времена проявятся и различные природные катаклизмы: ...будут глады, моры и землетрясения по местам ( Мф.24:7 ), знамения в солнце и луне и звездах... море восшумит и возмутится ( Лк.21:25 ). Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие зла – антихриста, при котором отступление и различные бедствия достигнут полной силы. 2.3. Антихрист и время его пришествия 2.3.1. Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания Приставка ντ в греческом языке имеет два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть, с одной стороны, противник Христа, а с другой – тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слова, «антихрист» это всякий, отвергающий Отца и Сына ( 1Ин.2:22 ). Ап. Иоанн говорит, что всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста... ( 1Ин.4:3 ), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван этим именем. В этом смысле появилось много антихристов... ( 1Ин.2:18 ). Но в строгом смысле слова это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором говорит тот же апостол: ...вы слышали, что придет антихрист... ( 1Ин.2:18 ). Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Нужно знать, что надлежит прийти антихристу. Посему всякий, кто не исповедует, что Сын Божий пришел во плоти... тот есть антихрист. Однако особым образом и по преимуществу антихристом называется имеющий прийти при скончании века» 1348 . Надо сказать, что в истории христианства имели место мнения о том, что антихрист не есть конкретная личность, а некоторая враждебная Богу сила 1349 . Однако Священное Писание ясно учит об антихристе как о конкретной личности. Господь говорит иудеям: ...иной придет во имя свое, его примете ( Ин.5:43 ). Ап. Павел называет антихриста – человек греха, сын погибели ( 2Сол.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

в) общественные бедствия и войны. «Также услышите о войнах и военных слухах... ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» ( Мф.24:6–7 ). Будут иметь место также мятежи (смятения) – «и будут глады и смятения» ( Мк.13:8 ); г) природные бедствия. Помимо общественных бедствий, проявятся и различные природные катаклизмы: «...будут глады, моры и землетрясения по местам» ( Мф.24:7 ), также «...будут знамения в солнце и луне и звездах, ...море восшумит и возмутится» ( Лк.21:25 ). Понятие об антихристе. Не довольствуясь обыкновенными своими средствами, дьявол воздвигнет перед концом мира чрезвычайное для себя орудие в лице антихриста, чтобы вести брань с Царством Христовым. Сама приставка αντι в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны – тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слова антихрист – это всякий, «отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин.2:22 ): «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле «...появилось много антихристов...» ( 1Ин.2:18 ). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: «...вы слышали, что придет антихрист...» ( 1Ин.2:18 ). Священное Писание учит об антихристе, как о конкретной личности. Господь говорит иудеям: «...иной придет во имя свое, его примете» ( Ин.5:43 ). Ап. Павел называет антихриста «человеком греха, сыном погибели» ( 2Фес.2:3 ). По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!» ( Быт.49:17–18 ). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем» ( Иер.8:16–17 ). В Откровении (гл.7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Святой апостол Иоанн Богослов в первом своем послании пишет: Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом ( 1Ин. 5:10 ), и: Вы имеете помазание от Святаго и знаете все ( 1Ин. 2:20 ). Казалось бы, зачем писать имеющим помазание от Духа истины и знающим все? Между тем новозаветный тайно-зритель считает нужным писать — и объясняет, почему он это делает: Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому что вы знаете ее ( 1Ин. 2:21 ). Подобно апостолу Петру, он своим духоносным авторитетом утверждает братию в том, что им открыто помазанием того же Духа. Он хочет укрепить в них веру в это помазание и верность ему: Помазание, которое вы получили от Него [Сына Божия], в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин. 2:27 ). Помазание, пребывавшее в современных апостолу Иоанну христианах, «учило их всему», но заботливый наставник, возлежавший на персях Господа и больше всех ведавший тайны Господни, считает необходимым авторитетно подтвердить, что это помазание «истинно и неложно». Это свидетельство, исходившее от возлюбленного ученика Господа, от почетнейшего члена Тела Христова, изобильно приявшего благодать Духа Святаго, было, конечно, и полезно, и утешительно для братии. Наконец, наиболее целостное соборное действие наблюдаем мы, когда апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения дела о способах и условиях принятия язычников в недра Церкви Христовой, и когда, всесторонне обсудив этот важнейший и насущнейший вопрос того времени, они изнесли согласное решение, указав и непогрешимый источник этого богочеловеческого согласия — в словах, ставших на все времена неизменной формулой истинной кафоличности: Изволися Духу Святому и нам — изрекли духоносцы. Итак, первый век имеет живых и авторитетнейших носителей Духа — апостолов, которые проверяют друг друга и утверждают верных учеников своих, хотя и эти имеют непосредственное откровение Духа.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Все утверждающиеся на делах закона, под клятвою, ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона ( Гал.3:10 ). Мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры ( Гал.5:5 ). Благодатию вы спасены чрез веру и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф.2:8–9 ). Катих. стр. 91. 2) Быть искреннею, нелицемерною. См. выше (перв. полов., глав. V). Катих. стр. 95. 3) Живою , выражающеюся в делах. – Что должно думать о такой любви, которая не сопровождается добрыми делами? Такая любовь не есть истинная. Ибо истинная любовь естественно оказывает себя добрыми делами. Иисус Христос говорит: кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое ( Ин.14:21, 23 ). Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Станем любить не словом ни языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). Катих. стр. 92. 4) Высочайшею. См. выше (Полов. перв., глав. V.) Катих. стр. 95. Виды и действия любви к Богу. 1) Страх Божий. – Он должен быть подобен тому страху, какой имеют дети к своим родителям, а не такой, какой имеют рабы к своим господам. О первом говорит Псалмопевец: бойтесь Господа, все святии Его; ибо нет скудости у боящихся Его ( Пс.33:10 ). О втором говорит Апостол: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви ( 1Ин.4:18 ). Бояться Бога сим образом, т.е., из любви, повелевает Писание, когда говорит: боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его! Да благоговеет перед Ним все семя Израиля! ( Пс.21:24 ). Кто имеет таковой страх к Господу, тот сохраняет заповеди Его, как сказано: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ( Ин.14:23 ). Испов., отв. на вопр. 80. 2) Благодарность к Богу – См. выше (Понятие о внутрен. богопочтении). Катих. стр. 97. 3) Повиновение Богу. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. 3-е прошение молитвы Господней. (В этом прошении) просим, чтобы ни мы сами, ни другие люди не оказывали никакой непокорности или противления воле Его, и чтобы как Ангелы на небесах беспрекословно во всем покоряются воле Божией, так и все люди на земле безропотно покорялись Богу со всякой благодарностью... Испов., II., отв. на вопр. 16 и 17. Старайтесь, сыны Божии, все делать по послушанию Божию и во всем будьте угодны Христу, Господу нашему; ибо кто преуспевает в беззаконии и делает противное воле Божией, тот сочтен будет от Бога как беззаконный язычник. Апост. Постановления кн. 1-я. Введ.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010