До Пришествия Христа в мир ад был единственным и притом неизбежным пристанищем душ всех почивших людей. С победой Христа над адом ситуация изменилась принципиально: во-первых, тогда же из ада были выведены души всех праведников; во-вторых, всем людям была дарована возможность избежать ада и наследовать Царство Небесное. Прославление человеческого естества во Христе выразилось в том, что, с одной стороны, Его плоть стала обладать совершенно новыми свойствами (в том числе нетлением), а с другой стороны в том, что в Его Лице человеческое естество удостоилось высшей почести (славы), будучи вознесено превыше всех Небес. Ниспослание благословения на человека и прочее творение, подвергшееся проклятию за человека ( Гал.2:21 ) Следствием Пришествия в мир Сына Божьего и совершения им Искупления стало создание Церкви, наделение её всей полнотой Божественных даров, необходимых для духовно-нравственного преображения людей ( Гал.5:1 ), а через них — и окружающего их видимого мира. Пробуждение в человеке любви к Богу как ответ на Божественную любовь, явленную в том, что Бог, ради спасения человека, не пожалел даже Сына ( Еф.4:11-16 ) Искупление в очередной раз явило человеку ту неоспоримую истину, что Бог есть Любовь ( 1Ин.4:8 ), что Он близок людям, желает им исключительно только добра. Естественным ответом на Божественную любовь к человеку должна была стать (и стала в лице миллионов верующих) ответная любовь человека к Богу. Взойдя на Небо как Человек (как Бог, Спаситель пребывал и пребывает везде), Христос открыл людям вход в Горние Небесные обители, в Невидимый Рай. Вместе с тем, Своим Вознесением Он продемонстрировал, что именно ожидает каждого праведника, следующего Его учению и Его заповедям. Ниспослание Утешителя в мир стало одним из следствий Искупления ( Ин.16:7 ). До этого события образование Церкви не имело бы того значения и смысла, какой оно обрело в результате осуществления земного служения Христа. Благодаря дарованию людям учения о воскресении и о возможности наследования ими вечной блаженной жизни смерть перестала восприниматься (уверовавшими во Христа) как переход из области бытия в небытие. Вместе с тем иное осмысление обрела земная человеческая жизнь. Её высший смысл стал усматриваться в том, что она является ступенью к вечной жизни, и что от того, какой именно жизнью (праведной или неправедной) живёт человек, зависит, достигнет ли он вечного блаженства или нет.

http://azbyka.ru/shemy/aspekty-spasenija...

Но способна ли эта душа подняться выше, способна ли она любить и других людей, кроме близких и избранных? Способна ли иметь в себе самой источник неиссякаемой любви, т. е. такой, которая, возрастая, могла бы охватить всё больший и больший круг лиц, и с большей жертвой для них? Такой широты любви и такого внутреннего, неисчерпаемого её источника у любви естественной, душевной не имеется. Всё это имеет любовь не душевная, а духовная, не естественная, а благодатная, не просто человеческая, а христианская, с Христом неразрывно связанная. Может быть, кто-нибудь из нас, братия и сестры, спросит, а откуда это духовно-благодатная любовь, где и в чём её корень и сила? Корень её – в человеческом духе, источник и сила – в Духе Божием. Как Бог есть Дух ( Ин. 4:24 ), так и в человеке есть дух. Человек как образ Божий имеет семя ( 1Ин. 3:9 ) или начаток ( Рим. 8:23 ) Духа Божия ( Рим. 1:9 ). И как Бог, будучи Духом, вместе о тем есть Любовь ( 1Ин. 4:8 ) так и человек, имея начаток Духа, вместе с тем имеет и начаток любви духовной, божественной. Как Бог, проявив на Кресте любовь к нам, доселе любит нас, зовёт и ищет нас ( Лк. 15:4 ), чтобы, где Он, там и мы были ( Ин. 14:3 ). Так и мы, христиане, нося в себе семя любви к Богу и развивая его, (начинаем и познавать Бога ( 1Ин. 4:8 ) и любить Его и пребывать в Нём ( 1Ин. 46:16 ) или, по выражению преподобного Исаака Сирина , – «облекаться в Самого Бога», быть с Ним и в Нём. Любя же Бога и облекаясь в Него, человек одновременно любит и человека. И чем ближе сердце его к Богу, тем ближе оно и к человеку. Таким образом, христианская любовь двуедина: любовь к человеку здесь неразрывно связана с любовью к Богу, как своему Источнику. Любовь к Богу животворит дух человека, ущедряет его сердце дарами любви к своим ближним. Любящий видит в каждом из них вожделенный и сладчайший образ Христа и, любя Его, любит и того, кто носит этот образ Его. И если этот ближний грешит и страждет, или терпит бедствие, то тем сильнее возгорается любовь к нему и потребность помочь всеми своими средствами и дарами вплоть до отдачи и самой жизни своей, по примеру и зову Христа, отдавшего жизнь Свою за спасение всех нас и каждого в отдельности. Вот в этом и заключается, братия и сестры, самая суть христианской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

6)  Так как любовь только та настоящая, которая в Богу, то очищай душу свою, и внутренно тщись приять превосходящую разум любовь Христову. 7)  Счастье дивное, когда любим вместе Господа, когда блестки Божественной любви воспринимаем ……жественно, о, конечно, это так, когда мы обладаем любовью, когда приближаемся к ней и в меру этого. 8)  «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, в Боге пребывает и Бог в нем» (пребывает) ( 1Ин.4:16 ). Что этим словам предшествует и что за ними следует?! – этим словам предшествуют – «и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог , и уверовали в нее». Значит, нужно войти в любовь любовью, в любовь живую и истинную, и постоянную, и только это должно именоваться любовью, вес иное и всякое иное понимание – подмена (…) И отсюда наше жизнеустремление и жизнеустроение истинное, определяющееся жизнью Божиею – «любовь до того совершенства, чтобы нам иметь дерзновение в день суда (=т.е. спастись) достигает в нас тем, что мы поступаем в мире сем, как Он» ( 1Ин.4:17 ). Вот подлинная жизнь, настоящая любовь, действительное счастье. И вечное! И все это – одним словом – истинное! (ср. 1Ин.5:19–20 ) 9)  Да, счастье в том, когда не видишь себя, а Господа, когда вместе обе души не любуются друг другом, а ощущают божественное, которое вокруг них и радость светлая и тихая о Господе одним покрывалом объемлет, радость, в которой есть забывание себя и нет восхищения друг другом – да, этому места нет! А радость ощущения Господа единовременно. И уже нет нас, а есть Он в нас и мы в Нем, Он в нас, над нами и с нами неотъемлемо (…) 10)  Все ищут только себе, а посмотреть чисто и ясно по-христиански – оком снисхождения никто не хочет, и я скорблю, что сочувствие, которое могло бы лечить ее, (…) нет, увы! И ей нет облегчения, и им плохо – грешат и не думают, а как по Христу – по Христову-то нужно бы к ней отнестись и независимо от того, как и какова она… 11)  Вероятно, Св. ап. Иоанн Богослов был ближе других апостолов к мироносицам, и душа женственная, и верность Христу на кресте у него с мироносицами, а не с апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

И что сии изречения возвещают? Что глаголы сии проповедуют? В мире скорбями будете, но дерзайте: Аз победил мир ( Ин.16:3 ). «Се, Я посылаю вас, как овец в средину волков; и так будьте мудры, как змии и незлобивы, как голуби. И будете ненавидимы всеми за имя Мое (сие глаголет Аминь, Свидетель верный и истинный» ( Апок.3:14 ). Итак, имя Его – верность и истина), претерпевший же до конца спасется. Опять: «Не пять ли воробьев продаются за два ассария? И ни один из них не забыт у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже множества воробьев» ( Лк.12:6 −7). Опять: «Страха же не бойтесь и не смущайтесь, но Господа Бога святите в сердцах ваших» ( 1Пет.3:14 ). Опять: «Любите врагов ваших, благословляйте клянущих вас, благотворите ненавидящих вас и гонящим вас, и молитесь за обижающих вас, да будете сынами Отца вашего небесного» ( Мф.5:44 ). Опять: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Только бы кто из вас не пострадал как убийца, или тать, или злодей, или как мятежник, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» ( 1Пет.4:12, 15 −16). Опять: «Если, делая добро, страждете и терпите, сие приятно Богу, ибо вы к тому признаны, потому что и Христос пострадал за нас, пострадал за грехи наши. Праведник за неправедников, подавая вам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лжи в устах Его. А мы все согрешаем премного, и если говорим, что не имеем греха, то обманываем сами себя, и истины нет в вас» ( 1Ин.1:8 ). Опять: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы умерли для грехов, жили для правды, ранами Его вы исцелились» ( 1Пет.2:22 −24). И кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякого·греха» ( 1Ин.1:7 ). Опять: «Если бы вся надежда моя на Христа ограничивалась настоящею жизнью, я был бы самым несчастнейшим из всех созданий Божьих» ( 1Кор.15:19 ). Опять: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производить смерть» ( 2Кор.7:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, а Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился " (Еф.2:6-8). А ты будешь нам выдумывать обожение, достигаемое одними делами подражания по природе, утверждая, что природное-то подражание и есть обоживающий дар и Божественная благодать? " Если кто Духа Христова не имеет, тот не Его " (Рим.8:9), и " Дух Божий живет в нас " (Рим.8:9), и " все напоены оним Духом " (1Кор.12:13), и " прилепляющийся осподу есть один Дух " (1Кор.6:17), и вселяется Христос в сердца верных Духом (Еф.3:16-17), и " услышав слово истины и уверовав в него, запечатлены Святым Духом обетования, Который есть залог наследия нашего " (Еф.1:13-14), и " что в Нем пребываем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего " (1Ин.4:13), и " не приняли, - говорит апостол, - духа рабства, но Духа усыновления " (Рим.8:15). 4. А ты и тех, кто по совершенной чистоте сердца явно узрели и испытали сияние славы Божией и приняли Сына, пришедшего с Отцом сотворить в них обитель (Ин.14:23) и явиться им, как Он обещал (Ин.14:21), называешь причастниками и созерцателями тварного? Что ты такое говоришь? Духа Христова, Духа Божия, Святого Духа обетования, залог наследия святых, Духа усыновления, обетования Духа, которое Сын принял от Отца и даровал верующим в Него, Духа, по слову пророка Иоиля, изливаемого от Духа Божия на рабов и рабынь Его (Иоил.3:1), - ты воображаешь тварным и считаешь природным подражанием, а воздерживающихся от того, чтобы богохульствовать по-твоему, повсюду провозглашаешь нечестивыми? Неужели ты не стыдишься апостола, говорящего, " что тела наши - храм живущего в нас Святого Духа " (1Кор.6:19), и еще: " Вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас " (1Кор.3:16)? Разве жилище раба мог он почтить наименованием храма? Если и в нас, как во всем, то храм Божий еще и каждое неразумное создание, и каждый дикий зверь, и каждое пресмыкающееся, не говоря уж о том, что также и каждый из поклоняющихся им эллинов, и каждый их другой идол. И апостол напрасно вопреки этому превозносит верующих и по вере доброславных: " Разве вы не знаете, что вы - храм Божий, и дух Божий живет в вас? " (1Кор.3:16), " разве только, - говорит он, - вы не то, чем должны быть " (2Кор.13:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/717/...

Господь а) есть вождь и виновник спасения: Надлежало, чтобы Тот, для Которого все, и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил чрез страдания ( Евр.2:10 ). Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного ( Евр.5:8–9 ); б) дан Богом для нашего спасения: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:16–17 ); в) пришел спасти погибших: Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Пришел не губить души человеческие, а спасать ( Лк.9:56 ). Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим.1:15 ); г) отдал Самого Себя для нашего спасения: Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою ( 1Ин.3:16 ). Он отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века ( Гал.1:4 ); д) может совершать спасение приходящих к Нему: Кто это идет из Едома, выступающий в полноте силы Своей? «Я – изрекающий правду, сильный, чтобы спасать» ( Ис.63:1 ). Овцы Мои идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнуть вовеки ( Ин.10:28 ). Он может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них ( Евр.7:25 ). Спасение происходит а) от любви и благости Божией: Бог Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим.5:8 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит.3:4–5 ); б) от милосердия Божия: Спаси меня, Господи, ради милости Твоей ( Пс.6:5 ). Дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего ( Лк.1:77–78 ). Бог богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас мертвых по преступлениям оживотворил со Христом ( Еф.2:4–5 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4) ПОЗНАНИЕ БОГА ЧЕРЕЗ ОТКРОВЕНИЕ: а) Бог избрал народ, чтобы дать ему особое откровение о Себе. Эти откровения Божьи народу Израиля изложены в ВЗ: «ведом в Иудее Бог» ( Пс. 75:2 ). В библ. П. Бога мы сталкиваемся с принципиальной двойственностью, отличающей Его от божеств в представлении язычников: Бог, с одной стороны, познается как некая Личность, с Которой можно общаться лично, и с другой, – как Господь, т.е. творец истории Своего народа; б) НЗ говорит нам об окончат. и завершающем Божьем откровении, выраженном в личности Иисуса Христа ( Ин. 1:14 ; Евр. 1:1 ), через Которого люди отныне могут прийти к П. Бога, основанному на прощении грехов ( Иер. 31:34 ). Иисус говорил: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14:9 ). Все, что люди видели в Иисусе и слышали о Нем, вело к П. Бога; 5) ПОЗНАНИЕ ХРИСТА – это П. Его сущности (истинный Бог и истинный Человек) и Его дел, т.е. познание Его славы ( 2Кор. 4:6 ). П. Христа даруется Самим Богом ( Мф. 16:17 ), оно сообщается через Писание ( Ин. 5:39 ) и проповедь ( 2Кор. 4:4.6 ), через воздействие Св. Духа ( Еф. 1:17 ). П. Христа ( 2Петр. 3:18 ), которое одноврем. является и общением с Ним ( Ин. 10:14 ), ведет к превращению «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:13 ). В Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения ( Кол. 2:3 ). П. Бога Отца и Христа (см. Ин. 14:7 ) дарует благодать и мир ( 2Петр. 1:2 ), а также жизнь вечную ( Ин. 17:3 ). Поэтому ап. Павел говорит: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» ( Флп. 3:8 ); 6) если П. Бога означает жизнь вечную ( Ин. 17:3 ), то оно должно быть ДЕЙСТВЕННЫМ ПОЗНАНИЕМ, т.е. П. не только Его существа, но и Его воли ( Иер. 22:16 ; Деян. 22:14 ; 1Кор. 14:37 ). Это, с одной стороны, ведет человека к П. самого себя и осознанию своей греховности ( Иов. 42:2–6 ), для чего, в частности, был предназначен Божий Закон, излагавший Его волю ( Рим. 3:20 ; Рим. 7:7 ), а с другой – к деятельному послушанию, из которого опять же вырастает новое П. ( Кол. 1:9–11 ). Напротив, злые дела и грехи, свидетельствуют об отсутствии истинного П. Бога ( Тит. 1:16 ; 1Ин. 3:6 ). Никакая ученость книжников не гарантирует им П. Бога, у иных она может даже отнимать «ключ разумения» ( Лк. 11:52 ). Как особый Божий дар знание упомянуто и среди даров Духа (⇒ Дар, дарование) ( 1Кор. 12:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Еф.2:7, 1:7 ). Сва сила апостолства у благодати, и сва сила свих светих апостола скупа и сваког посебно (ср. Деян.4:33, 14:26, 15:40 ; Гал.1:15–16, 2:9 ). Сва вера у благодати и по благодати (ср. Деян.13:43, 18:27, 20:32 ; 1Кор.1:4 ; 2Кор.1:12 ; Еф.4:7 ); вером се улази у ову благодат ( Рим.5:2 ); бива Господа Исуса Христа» ( Деян.15:11 ). Благодат сила, сила апостолства, а има и Господ Христос (ср. Рим.1:5, 15:15 ; 1Кор.3:10 ). Богочовечанска благодат по свему божанска, и зато у свему од свакога греха посебно и од свих грехова укупно. И та «благодат изобилно се изли на многе човека Исуса Христа» ( Рим.5:15 ): богочовечанским подвигом Господ Христос изли ту благодат на род У благодати сила смрт и све смртно и бесмртност и живот вечни кроз Исуса Христа Господа нашег ( Рим.5:21 ). Када свети апостол Павле да себе, апостолство, и силу и свога апостолства, он «По благодати што ( 1Кор.15:10 ). Служба апостолства «служба благодати ( Еф.3:2 ; ср. 3:7–8). црквама «благодат од Бога Оца и Господа нашег Исуса Христа», свети апостол Павле им у исто време жели и «мир од Бога Оца и Господа нашег Исуса Христа». Какав то мир? То мир када престане рат са Богом и Господом Христом. А са Богом, чиме? Гресима. Грех човеково према Богу, и рат са Богом. Но у исто време, грех човека самог према себи самом, и рат са самим собом. Рат човеку донео, и увек доноси, смрт, «грех сазревши смрт» ( Иак.1:15 ). Тако се човеково према Богу изврнуло у човеково самоубиство. Али и грех и смрт иза себе творца свог – грех пореклом и суштином од зато што греши од почетка» ( 1Ин.3:8 ). Грех изум и творевина а кроз грех и смрт. Отуда свети апостол Павле, Галатима «мир од Бога Оца и Господа нашег Исуса Христа», уствари им жели победу над грехом, и од греха, смрти и А ту победу, а то само греха, смрти и – Господ Христос. И тиме ствара мир човека према Богу: човек живи у миру са Богом кроз побожан и свет живот. Сав извршен Богочовеком Христом, се у победи над грехом, и и у том од тог троструког ропства. Црква Христова у свету, као Богочовечанско тело Христово, и има у себи те вечне божанске силе Богочовекове, и их вернима да у себи сваки грех , сваку смрт, сваког злодуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1,12 На целом путу живо да без непрестане они не могу ништа урадити на своме Многобрижни и Отац наш небески нас оспособи за удео у наследству светих у светлости». Уопште свете силе за свети живот се Божанством: од Оца кроз Сина у Духу Светом. За саборни живот «са свима светима» ( Еф. 3:18 ) се «удео у наследству светих у светлости». Бог светлост почива у Светима кроз светост (ср. 1 1:5). Наследство светих и (ср. 1Петр. 1:4 ), са свих страна неприступачном божанском, ништа смртно ни рушилачко приступити не може. 1,13 Грех погасио све светлости у нашем свету, и тама попала све наше очи, и овладала нашим светом. Упорним власт таме постала врховна власт у човечанском свету, и грехом и владала над родом Од и су «седели» у тами смрти потпуно (ср. Мф. 4,16 ; 1Ин. 2:8,9:11 ). Тек доласком Бога Логоса нас синула права светлост у тами греха и смрти. Права светлост, никаква тама обузети не може (ср. Ин. 1,5.9 .). Он – «светлост света», Он – «светлост живота» и влада и у свету и у животу. Где Он, ту царство светлости и власт светлости. Пославши у свет, Бог Отац нас «избави од власти таме и премести у царство Сина у царство светлости. за Господом Христом, не ходе по тами него «светлост живота» ( Ин. 8:12 ). Прелаз из власти таме у царство светлости врши се вером у Христа (ср. Деян. 26,18 ; 1Петр. 2:9 ). светлост на свет, да ни у мене не остане у тами» ( Ин. 12:46 ). У Господу Христу «синови светлости», и сама светлост; и живе као синови светлости (ср. Еф. 5,8 ; 1Сол. 5,5 ; Мф. 5:14 ). таме свети апостол назвао власт 6 Речи: «избави нас од власти таме» значе: избави нас од заблуде, од власти од Апостол рекао просто: од таме, него – од власти таме, пошто има над нама велику власт и господари. Тешко бити и просто под а под са теже. Бог показа не само у томе што нас ослободи од таме. Нема велика ствар ослободити од таме; али увести у Царство, како разноврстан дар! Он ослободи нас смо лежали на дну понора; и не само ослободи, него нас и у Царство преведе. И то – «у царство Сина Свети апостол каже не просто: у царство небеско, него речи велику важност назвавши царство небеско Царством Сина, нема похвале од ове, као што на другом месту каже: ако трпимо, с и царовати ( 2Тим. 2:12 ). Нас вели, онога чега и Сина, и то помрачене премести тамо где Син, у исту са славу. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Кроме того, еретики всякою лестью отклоняли христиан от общения с Апостолами ( 1Ин.1:1–4 ); учили, что и они (еретики) говорят от Духа Святого ( 1Ин.4:1–3 ), что грехи не лишают людей общения с Богом, и что грехи – не преступления, а необходимое переходное состояние на пути развития ( 1Ин.1:8–10; 3:4–5:17 ). Слыша это, некоторые из христиан приходили в сомнение, другие вовсе отпадали от Христа ( 1Ин.5:16–17 ), а иные делались двоедушными, думая, что можно любить и Бога и мир, враждебный Богу ( 1Ин.2:15–17 ). Некоторые же считали неважным принимать участие в идолослужении ( 1Ин.5:18–21 ). Вот сколь сильны были побуждения к написанию Иоанном послания! К тому же еще, это было время, когда уже никого не было из ближайших самовидцев и слуг Божественного Слова, а именно: примерно около 90 года по Рождестве Христовом. Наконец, город Ефес, где имел преимущественное пребывание Апостол Иоанн, как один из важнейших городов Малой Азии, был средоточным пунктом распространения ересей. Отсюда же посему должно было возвеститься и истинное учение о Христе и жизни по Христе, в опровержение ложных учений. В некоторых древних рукописях даже прямо и указывается Ефес, как место написания послания. Назначение послания и первые свидетельства о нем Как написанное в городе Ефесе, первое послание Иоанна прежде всего передано было Ефесским христианам, но оно предназначалось не для них одних только, но и для всех христиан, как послание соборное, не имеющее местного назначения, почему оно могло вскоре быть передано христианам в соседний город Смирну и рассылаться к Парфянам 730 и в Александрию, откуда идут древнейшие известия о сем послании. О сем послании находятся свидетельства в писаниях учеников Иоанна, а именно: у святого Поликарпа, епископа Смирнского, у Папия, епископа Иерапольского; а святой Ириней, епископ Лионский, ученик святого Поликарпа, приводит из него многие места. Далее идет ряд свидетельств о сем послании в творениях святого Киприана, епископа Карфагенского, Дионисия Александрийского , Оригена и других. По словам церковного историка IV века, Евсевия Кесарийского , «первое послание Иоанна, как у современных ему, так и у древних бесспорно признавалось подлинным и принадлежащим именно Иоанну, возлюбленному ученику Господа». Кроме того, Евсевий утверждает, что название его соборным известно было всему христианскому миру с глубокой древности. А святой Иоанн Златоуст , подготовляя своих слушателей к истолкованию сего послания, говорил: «будем внимать не рыбарю, не сыну Зеведееву, но тому, кто ведает глубины Божия, т. е. Духу, движущему эту лиру». Содержание послания и его отличительный характер

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010