По церковно-библейскому учению, совершенно чистые сердцем люди и Ангелы созерцают Бога в неприступном и невещественном свете, исходящем от Божия Существа. Этот свет и есть сила Божественной любви. Она воспламеняет природную способность любить и в людях, и в святых Ангелах. Обе мысли – что: 1) Бог есть неприступный Свет и 2) осияние Его представляет силу Божественной любви – подробно раскрываются следующими библейскими изречениями. Бог наш «есть огнь поядающий» ( Втор.4:24 ) и «свет» ( 1Ин.1:5 ). Он «обитает в неприступном свете» ( 1Тим.6:16 ). «С Ним» ( Дан.2:22 ) и «вокруг Него сияние» (ср. Иез.1:27 ), так что даже «пламя имени Господа сильно» (ср. Ис.30:27 ). В Лице воплотившегося Сына Божия «Свет пришел в мир» (ср. Ин.3:19 ). Спаситель «огонь пришел низвести на землю, чтобы он возгорелся» (ср. Лк.12:49 ) в сердцах падших грешников. «Если мы ходим во свете, подобно как Он (Спаситель) во свете, то имеем общение друг с другом» (ср. 1Ин.1:7 ). «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете» ( 1Ин.2:10 ). «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Она – пламень весьма сильный» (ср. Песн.8:7, 6 ). Богоозаренным естественно «поступать как чадам света, потому что плод Духа состоит во всякой благости» (ср. Еф.5:8–9 ). Превосходное толкование приведенных библейских выдержек дают церковно-богослужебные книги и творения святых отцов. По словам богослужебных книг Православной Церкви, «Божество сияет в одной заре от Единого Триличного Существа». Но, сияя Тройственным светом или светоносным огнем как бы от одного Солнца, «Оно единовластительствует». В существенном свете Единого Божества созерцаема Его невыразимая красота и «светлость Его славы». «Вселившись в сердце (человека), Единоначальный и Трисиянный свет безначального Существа показывает (озаряемого свыше) световидным храмом Божества» и «домом неприступной славы Триличного Вседетеля». По силе «общения людей с Богодейственным осиянием» «в Божественных лучах неслитной Единицы» «Единое Божество есть вечный пламень, просвещающий всю тварь». «Нераздельный свет Единого Естества – незакатный и трисиянный – разделен начертаниями» «Трех Божественных Лиц, но единится существом». Своими блистаниями он как бы «обнажает малое сияние Божества», «Его сокровенную существенную молнию». Полнота же светолития неприступна в Божестве. «Трисиянная и единоначальная» заря Божества есть вместе Его слава. Всегда воссиявая от неприступной Единицы, она «наполняет души верующих светлостью», обожает их и насыщает. Озарение Триличного Существа касается не только человеческих душ, но проходит просветительно и во все существующее «от Божественного Престола». Так как «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8, 16 ), то и озарение Он «подает пучиною благости», расширяя сердце Своих рабов (в озарении) любовию. Одним словом, «нераздельный по существу свет Божества устремляет озаряемых к любви». «Луч благости» или «светодейственное питие» всех напояемых «преображает от злобы к добродетели» и склоняет к Богу Свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Но, возвещая учение о Боге как о любви, Апостол имеет дело не с отвлеченною доктриною, а с действительным событием величайшей всемирно-исторической важности: с неизмеримым в своем значении событием посольства Богом в мир Единородного Сына Своего и принесенными Им на землю неоцененными благами жизни вечной (ст. 9). В этом именно открылась недомыслимая Любовь Божия к миру и человечеству (ст. 9; ср. 1Ин.3:16 ), и особенное величие этой любви видно из того, что она дарована была грешным людям без всякой с их стороны заслуги, напротив, при наличности тяжкой и многоразличной виновности их пред Богом (ст. 10; см. Рим 5:8, 8:32 ). Таким образом, источник любви заключается не в человеке, а в Боге. «Как благостью называется потому, что по благости создал мир мысленный и чувственный, так из любви к нам послав Единородного Сына Своего в мир, показал через сие, что Он есть и любовь» (блаж. Феофил.). 1Ин.4:11 .  Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. 1Ин.4:12 .  Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Если таким образом любовь по своему существу происходит от Бога и, следовательно, наша любовь есть пламя от Божественного пламени; если через любовь Божию из врагов сделались детьми Божиими, то любить наших ближних, даже наших врагов (ср. Мф 18:33 ), – наш святейший долг (ст. 11). Кроме того, если любовь по сущности своей от Бога, то наша любовь к ближним заменяет нам недостаток непосредственного созерцания Бога. Бог совершенно недоступен чувственному созерцанию, и никто никогда не видел Бога (ст. 12, сл. Ин 1:18, 6:46 ) в Его существе (см. 1Тим 6:16 ), лишь в будущей жизни праведники « узрят Его, яко же есть» ( 1Ин 3:2 ; Мф 5:8 ). Но если любить Бога для нас первейший долг, то возможное наше с Ним общение совершеннейшим образом отражается в нашей любви к ближним: любовь к братьям показывает, что Бог пребывает в нас, и любовь Божия во всей ее полноте и совершенстве имеет в нас свое обитание (ст. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Все вышеупомянутые имена Божии суть только выражения всякого рода проявлений любви Его к человеку и человеческой жизни. Поэтому и говорится в Священном Писании, что «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). А потому любовь составляет жизнь души (см. 1Ин. 3:14 ). Потому же самому «кто не любит, тот не познал Бога» (см. 1Ин. 4:8 ), ибо любовь изливается «в сердца» человеческие «Духом Святым» ( Рим. 5:5 ). Блаженный Августин именует Духа Святого по преимуществу Любовью 4 . Любовь в Боге столь же свободна, сколько и непременна; она есть стремление Божественной природы к проявлению своей внутренней жизни со свойствами и совершенствами ее – сила, все созидающая и все объединяющая. Любовь в Боге есть безусловное отрицание эгоизма, источник нравственного настроения и нравственной жизни; она есть возбудитель всех сил Божества, Его разума и воли к вполне согласному действию, при полнейшем спокойствии Духа, и производит в Нем ощущение полного блаженства. Самая жизнь Божества есть деятельность Духа Его, возбуждаемая любовью. Где нет любви, там нет и быть не может истинной жизни. Как сказано выше, стремление Существа Божия к самооткровению именуется любовью и составляет жизнь Божества. Поэтому мы будем именовать Божественную жизнь жизнью любви. Божественная жизнь любви есть та область, в которой должно пребывать всякое бытие, получившее свое начало от Бога, все Им созданное. Ибо Бог есть единственный Источник жизни, и все создания Его должны проявлять в себе Божественную жизнь любви и тем содействовать Богу в Его самооткровении, т.е. быть проводниками свойств и совершенств Его в жизнь всей вселенной. Эта нравственная обязанность лежит преимущественно на свободных разумных созданиях Божиих: Ангелах и людях. В ней заключается истинное служение Богу разумных тварей, что для них самих составляет славу и наивысшее блаженство. Все твари, особенно разумные и свободные, должны жить единой с Богом жизнью любви, так как изначально все они оживотворены Самим Богом. Дух человеческий должен сохранять в себе стремление к самооткровению и самопреданности. В случае же ослабления стремлений духа к проявлению и развитию свойств жизни любви, в человеке, в его существовании должна была произойти катастрофа, так как в нем произошло бы нарушение закона жизни Божества, именуемого Правдой Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miro...

Ничто столько не достойно сожаления, как наши гре­хи, прежние и настоящие. Кто часто входит в себя и внимательно размышляет о своих грехах; тот всегда имеет причину к соболезнованию и вздохам о своих грехах. Припомним ли прошедшую свою жизнь: в дет­стве и в юности, и в последующем времени будем видеть свои грехи. Посмотрим ли теперь на себя, – на свои мысли, желания, дела, явные и тайные: увидим, что всегда мы грешны пред Богом, грешны и пред своими ближними. Аще речем, яко греха не имамы, се­бе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин.1:8 ). Если любим ближних по заповеди Божией, как себя; то и грехи ближних не могут не возбуждать в нас искреннего сожаления и скорби. Сочувствуем мы нашим ближним, по внушению природы, в обыкновенных скорбях, болезнях, несчастных обстоятельствах их: но самое великое несчастие для человека – грешить и закосневать в нераскаянности. Поэтому святые мужи часто скорбели и сокрушались о грехах ближних. Так апостол Павел глубоко скорбел и сокрушался о грехах своих соотечественников иудеев. Истину глаголю о Христе, не лгу, пишет он, яко скорбь ми есть велия и непристающая болезнь сердцу моему. Молилбыхся бо сам аз отлучен быти от Христа по братии мо­ей, сродницех моих по плоти, иже суть израильтяне ( Рим.9:1–4 ). Доколе живем в этом мир и носим это грехов­ное тело, мы никогда не безопасны от греховных падений. Мир весь во зле лежит, говорит апостол ( 1Ин.5:19 ); яко все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская ( 1Ин.2:16 ). Опас­ность со стороны немощной плоти, и борьба с ее гре­ховными возмущениями и страстями, опасность со стороны внешних соблазнов и обольщений, опасность со стороны невидимого врага, диавола – все это, при сознании нашей греховной нищеты, побуждает нас к сокрушению и извлекает слезы плача. Увы мне, яко пришелствие мое продолжися, сетовал псалмопевец ( Пс.119:5 ). Окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:24 ) говорит апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

1Ин.4:7–8 . «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Объясн. Любовь бывает разная, а требуется от нас только истинная: 1Ин.3:18 ; несомненно, что тот, кто истинно любит, истинно знает Бога, Который есть любовь (ст.8), но удостовериться в истинности любви не легко, потому что любовь так часто переплетена в нашей душе с самолюбием, тщеславием, с самомнением, даже с ненавистью, что делом великой духовной опытности является различие её от этих примесей, от которых она перестаёт быть истинной: Мф.15:8 . Рим.15:13 . «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силой Духа Святого, обогатились надеждой». Объясн. «Бог же надежды» – какой надежды? А такой, при которой христианин в скорби терпелив, в молитве постоянен... благословляет гонителей: Рим.12:12–14 ; только при таком настроении люди могут исполниться радости и мира в вере: Рим.14:17–18 ; но если такого настроения в людях нет, и вместо его существуют споры, разногласия, то такие люди называются плотскими: 1Кор.3:3–4 , и служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву: Рим.16:18 . Рим.15:33 . «Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь». Объясн. Бог мира есть Христос Господь, который сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: Ин.14:27 ; а раньше, когда Господь посылал учеников Своих на проповедь, то говорил: «идите! Я посылаю вас как агнцев среди волков... В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш»: Лк.10:3–6 . Отсюда такой вывод: Бог мира может быть только с теми, кто принимает и слушает посланников Божиих и их преемников: Лк.10:16 . 1Кор.2:15 . «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может». Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу, т.е. помышляют и делают только то, что спасительно для души: Рим.8:4–5 . Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение... кротость, воздержание: Гал.5:22–23 ; придерживающиеся своего особого способа толкования Евангелия по духу и отрицающие таинства, обряды и вообще видимую сторону Православной Церкви, называются апостолом не духовными, а плотскими: 1Кор.3:3–4 , и не могущими дойти до познания истины: 2Тим.3:7 ; 1Кор.8:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Отв. Любитель с любимым всегда совокупно и неразлучно быть желает. Так Бог, Иже есть вечная любовь, когда человек отступил от Него, благоволил с ним в воплощении соединиться, и благодатно обитает в рабах своих ( 2Кор. 6:16 ). Тоже и между человеками. Друг с любимым своим другом всегда хочет быть неразлучно, не только в счастии, но и в несчастии... Следовательно, кто любит Христа сердцем, тот со Христом неразлучно быть желает, крест свой носить и Ему последовать... и с Ним и за Него умереть не отрицается. Пример сему Апостол Павел ( Деян. 21:13 ). 2) Любитель волю любимого исполняет, дабы не опечалить любимого. Так сын добрый – волю отца своего, слуга добрый волю господина тщится исполнить... Так, и кто Христа Сына Божия любит, тщится волю Христову исполнять ( Ин. 14:21 )... 3) Любитель любит и того, кого любимый любит. Так, когда любит друга твоего, то, ради любимого друга твоего, любит и того, кого друг любит. Убо когда любишь Христа, любить должен всякого человека, друга твоего и врага твоего. Ибо Христос всех возлюбил так, что за всех, и друзей и врагов твоих, душу Свою положил: Христос за всех умре ( 2Кор. 5:15 )... 4) Любитель жалеет, когда любимого чем оскорбит сам, или от другого кого оскорбленным видит. Так, кто любит Христа, или от немощи что согрешит, сокрушается, жалеет, окаевает себя, со смирением и горячим исповеданием своего греха падает пред Ним... Таковый, хотя бы во аде был за преступление, и тамо хвалил бы Божию правду... 5) Любитель любимого всегда в сердце своем носит – не телесно, но духовно. Так сын отца своего и мать свою, которых любит, и друга своего любезного, и в отсутствии их, в сердце объемлет, и думает об них, и разглагольствует о них, и печется о них, и часто плачет, что не видит их. Это – в естественной любви. Тоже в благодатной любви ко Христу, Сыну Божию. Кто любит Христа, Сына Божия, всегда в сердце своем духовно объемлет и носит имя Его, и посему о Христе часто поминает, о Христе размышляет и рассуждает, о Его спасительном о нас смотрении... и со усердием Ему за то со Отцем и Святым Духом благодарит и желает лицом к лицу видеть любимого, Которого ныне верою видит... 7) Любитель любимого нраву последует... Нет истинного дружества, как только между единонравными. Так любящий Христа тщится последовать преблагим и Божественным Его свойствам и нраву. Любящий Христа, по примеру Его, смирен, терпелив, кроток, незлобив, любителен, простосердечен, чистосердечен, милосерд, сострадателен и пр... Он одно с Ним мыслит, желает и во всем согласуется с Ним... 8) Любитель не любит того, кто любимому противен. Сын не любит противника отцу своему, другу противен противник друга. Ибо сердце наше раздвоено быть не может ( Мф. 6:24 )... Мир Христу противен. Убо кто любит Христа, тот не любит мира ( 1Ин. 2:15 ). Мир здесь разумеется, не небо и земля с исполнением их, но – похоть плотская, похоть очес, и гордость житейская ( 1Ин. 2:16 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ясно, что апостол спасение тех, которые от начала (π ρχς – нередко в Писании указывает на начало безначальное – 1Ин.2:13 ; Ин.1:4 ; Ис.43:13 ), т. е. от вечности избраны и предназначены ко спасению, поставляет в причинную зависимость от освящающего воздействия Св. Духа на спасаемых. Без воздействия Духа, по смыслу речи апостола, не могли бы достигнуть спасения сами избранные ко спасению от вечности. Следовательно, с мыслью о предвечном избрании ко спасению у апостола соединяется и та мысль, что в предвечном же совете предуставлено Св. Духу совершать освящение спасаемых, т. е. преподавать и усвоять людям обилие благодати, приобретенной Сыном Божиим, и руководить их к вечному наследию царствия. Тот же апостол говорит, что тех, коих благий Бог возлюбил от вечности, предопределил (προρισε) быть подобными образу Сына Своего ( Рим.8:29 ). И как облечение в Сына Божия совершается силою Духа Святого, то, значит, действия Духа Святого были предвидены и определены от вечности. Вообще же об участии Св. Духа в домостроительстве человеческого спасения свидетельствуют все те места Писания, в которых благодатное действие освящения и возрождения спасаемых представляется делом, собственно принадлежащим Богу – Духу Святому. Например, в беседе с Никодимом Сам Господь сказал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ; сн. Деян.1:5 ; см. также Еф.3:16–17 ; Рим.8:1–9, 14–16, 26–27 ; Тит.3:4–6 : Иез.36:25–27 ; Иоил.2:28–29 и др.). При этом раздаяние даров благодатных усвояется Ему, как самовластному Раздаятелю ( 1Кор.12:4–11; 2:10–14 ; Деян.2:2–4; 8:14–17; 19:1–6 ; 1Фес.5:19 и др.). Определив от века для уврачевания греха и всех следствий его ниспослать в мир единородного Сына Своего, как Агнца, берущего грех мира ( Ин.1:29 ), дав обетование о сем тотчас по грехопадении раскаявшихся прародителей, Бог временем выполнения совета Своего назначил полноту времени ( Гал.4:4 ), последние времена ( 1Тим.4:1 ; 1Пет.1:5, 20 ). До явления Спасителя века и тысячелетия томились люди под рабством греху, в отчуждении от Бога, оставаясь чадами гнева Божия по естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В ветхозаветных богоявлениях покрытие тьмой или сокрытие во тьме – неизменный атрибут Бога при встречах с людьми. При утверждении завета с Авраамом, например, «когда зашло солнце, и наступила тьма» между рассеченными животными прошли «дым как бы из печи и пламя огня» (образы явления Бога) ( Быт.15:17 ). Иными словами, Бог укрывает Себя от человеческого взгляда покровом темноты. При явлении на горе Синай Он облачился в грозную тьму ( Исх.20:21 ; Втор.4:11; 5:22–23 ). Когда Он является как Бог бури, важную роль играет мрак ( 2Цар.22:10, 12 ; Пс.17:10,12; 96:2 ). О Боге говорится даже, что Он «обитает во мгле» ( 3Цар.8:12 ; 2Пар.6:1 ) как трансцендентное духовное существо, скрытое от человеческого взгляда. Учитывая, что смертный не может увидеть Бога и остаться в живых ( Исх.33:20 ), Бог, укрываясь во тьме, проявляет милосердие к роду человеческому. Тьму Бог использует также для совершения суда над нечестивцами. Во время исхода девятой казнью была трехдневная тьма, настолько густая, что она казалась «осязаемой» ( Исх.10:21–23 ). Когда убегавших израильтян преследовала египетская армия, Бог не только утопил египтян, но также использовал тьму, чтобы отделить их от израильтян ( Нав.24:7 ). В апокалиптическом видении грядущего суда Бог изображается посылающим тьму на землю как наказание ( Ис.13:10; 60:2 ; Иез.32:7–8 ; Иоил.2:2, 31 ; Ам.8:9 ; Соф.1:15 ; Откр.16:10 ). В картине суда, который Бог предвещает произвести, показано, что «померкнет день» ( Иез.30:18–19 ) и «врагов Его постигнет мрак» ( Наум.1:8 ). Тьма становится даже символом самого ада ( Мф.8:12; 22:13; 25:30 ; 2Пет. 2:4, 17 ; Иуд.1:6, 13 ). Во всех этих местах подчеркивается, что именно Бог отправляет непослушных во тьму ада. Избавление от тьмы . Вместе с тем, величайшее из Божьих деяний в отношении тьмы заключается в духовном Освобождении народа от ее власти тьмы посредством спасительного служения Христа. Сам «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). Христос – Свет, Который «во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

б) восторжествуют, наконец, над диаволом: Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре ( Рим.16:20 ). Торжество Господа нашего над диаволом предсказано: Семя жены будет поражать тебя в голову [по слав.: сотрет главу твою] ( Быт.3:15 ). Ты, Господи, восшел на высоту, пленил плен ( Пс.67:19 ). Состояло а) в том, что Он противостоял искушениям его: Отойди от Меня, сатана. Тогда оставляет Его диавол ( Мф.4:10 ). Мы имеем такого Первосвященника, который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха ( Евр.4:15 ); б) в изгнании бесов: Приводили ко Господу всех бесноватых и лунатиков, и Он исцелял их ( Мф.4:24 ). Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом ( Деян.10:38 ); в) в даровании Своим ученикам власти, изгонять диавола: Господь дал апостолам власть над нечистыми духами, чтоб изгонять их, говоря: больных исцеляйте, бесов изгоняйте ( Мф.10:1,8 ). Созвав двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами. Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Се вам власть наступать на всю силу вражью; и ничто не повредит вам ( Лк.9:1 ; Лк.10:17,19 ); г) в разрушении дел диавола: Для сего явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ). Торжество над диаволом Господь довершил смертью Своею: рукописание, которое было против нас, Господь взял от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою ( Кол.2:14–15 ). Диавол и его ангелы а) низвержены в бездну до суда: Ты, денница, низвержен в ад, в глубины преисподней ( Ис.14:15 ). Легион бесов просил Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну ( Лк.8:31 ). Бог ангелов согрешивших, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Петр.2:4 ). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком; на суд великого огня ( Иуд.1:6 ); б) будут ввержены в последний день в огнь вечный: диавол ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010