Однако «не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк.12:32 ). Само собой разумеется, Спаситель говорит здесь о царстве в духовном смысле и значении, имеющем открыться в полноте силы своей в вечности, во времени же долженствующем, как «Царство Божие» на земле, собрать воедино ( Ин.10:16 ) тех чад премудрости, которые оправдают в себе Премудрость Божию ( Мф.11:19 ), «тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор.2:7 ), – тех подданных в смысле пастырского и учительского водительства для возрождения во Христе и вечного спасения в Нем, которые суть «от истины» и которых «Царь» – Христос, ибо они слушают «гласа Моего», – говорит Спаситель ( Ин.18:37 ). Какого же рода, спрашивается, нападением на мир Апостолы и их последователи должны полонить мир, чтобы достигнуть и утвердить свое духовное царство? И каким орудием и какими средствами должны защищать себя и свое дело в своем отношении к «миру, который во лежит зле» ( 1Ин.5:19 )? «...Я вас избрал, – говорит Иисус Христос, – и поставил вас, чтобы шли и приносили плод» ( Ин.15:16 ). «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» ( Мф.10:27 ). «Вы – соль земли... Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:13–16 ). «...И се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). «...Мужайтесь: Я победил мир» ( Ин.16:33 ). «...Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). «...Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве... Я послал вас жать» ( Ин.4:35–38 ). «...Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Лк.10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

з) в пожертвовании своей жизнью за Христа: «Сберегший душу свою потеряет ее; потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» ( Мф.10:39 ). – «Кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф.16:25 ). и) в том, чтобы не соблазнять других: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:20–21 ). – «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией» ( 1Кор.10:24, 32 ). и) в том, чтобы назидать и угождать другим: «Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию» ( Рим.15:2 ). – «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). – «Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор.10:33 ). – «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» ( Флп.2:4 ). к) в пожертвовании своей жизнью за своих братьев: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). – «Я охотно буду истощать себя за души ваши, несмотря на то, что чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» ( 2Кор.12:15 ). – «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). л) даже по отношению к законному и позволенному: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10:23–24 ). Священнослужители призваны к самоотвержению: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» ( 2Кор.6:4–10 ). Жизнь вечная есть награда за самоотвержение: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мк.10:29–30 ). 2. Библейские примеры самоотвержения

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым. Бог всемогущий ( Быт.17:1 ; Лк.1:37 ). Человек если захочет что-нибудь сделать, ему нужен материал, без которого он ничего не может сделать. При помощи красок, на полотне, человек может нарисовать прекрасную картину; из металла может сделать сложную и полезную машину, но никак не может устроить, например, землю, на которой живем, солнце, которое светит и греет, и многое другое. Только для одного Бога нет ничего невозможного, нет ничего такого, чего Он не мог бы сделать. Он захотел сотворить мир и сотворил его, из ничего, одним Своим словом. Бог все может сделать, что пожелает. Поэтому Он называется всемогущим. Бог вездесущий ( Пс.138:7–12 ). Бог всегда, во всякое время, находится везде. Нет такого места в мире, где бы Его не было. Никто и нигде не может укрыться от Него. Бог – везде. Поэтому Он называется вездесущим (везде находящимся). Бог всеведущий ( 1Ин.3:20 ; Евр.4:13 ). Человек может многому научиться, многое узнать, но всего знать ни один человек не может. Кроме того, человек не может знать будущее, не может все слышать и все видеть. Только один Бог знает все, что было, что есть и что будет. Для Бога нет различия между днем и ночью: Он во всякое время все видит и слышит. Знает каждого из нас и не только, что мы делаем и говорим, но и что мы думаем и чего желаем. Бог всегда все слышит, все видит и все знает. Поэтому Он называется всеведущим (все знающим). Бог всеблагий ( Мф.19:17 ). Люди не всегда бывают добрыми. Часто бывает, что человек кого-нибудь не любит. Только Бог любит нас всех и в высшей степени любит, как никто из людей. Он дает все, что нужно нам для жизни. Все, что мы видим на небе и на земле, Господь сотворил для блага и пользы людей. Вот, как об этом учит один Епископ: «Кто даровал нам жизнь? Господь! От Него мы получили разумную душу, способную рассуждать и познавать, от Него получили сердце, способное любить... Нас окружает воздух, которым дышим, и без которого не можем жить. Мы везде снабжены водой, которая так же необходима нам, как и воздух. Мы обитаем на земле, которая доставляет нам всякую пищу, необходимую для поддержания и сохранения нашей жизни. Нас освещает свет, без которого мы ничего не могли бы добыть себе. Мы имеем огонь, которым можем согреть и согреваем себя во время стужи и посредством которого приготовляем себе нужную пищу. И все это есть дар Бога. Мы имеем отца, мать, братьев, сестер, друзей; как много они доставляют нам радости, помощи и утешения! Но никого из них мы не имели бы, если бы Господу не угодно было даровать нам их».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Обращаясь, наконец, к еще более частному догмату о Лице Христа, мы видим, что все сплошь Евангелие Иоанна доказывает истину о Божественном достоинстве Христа: оно для того и написано, чтобы люди уверовали, что «Иисус есть Христос, Сын Божий» ( Ин.20:31 ). Но с неменьшей выразительностью апостол Иоанн доказывает и ту истину, что Христос пришел во плоти и был совершенным человеком ( Ин.1:14 ; 1Ин.1:1–3, 5:6 ; Откр.1:5, 18 и др.), и при этом с особенной силой и ревностью восстает против того, кто «не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша» ( 1Ин.4:2–3 ; 2Ин.1:7 ). Не удивительно, если и у последнего Богослова, преп. Симеона, жившего уже много позже несторианских и монофизитских споров, мы встречаем отчетливое и ясное учение о «двух совершенных естествах Божества и человечества, соединенных неслиянно и неизменно» во Христе 215 . Но нельзя не удивляться тому, что и Григорий Богослов еще при самом возникновении христологических споров, своим проникновенным и глубоко созерцающим умом верно постигая истину, совершенно ясно и точно изложил православное учение о двух естествах во Христе Богочеловеке при единстве Его Ипостаси 216 . Рассматривая далее учение «трех Богословов» о мире, мы прежде всего должны оговориться, что будем говорить не о мире – космосе, но о мире как всей совокупности проявлений жизни падшего человека. В данном случае преп. Симеону, как строгому, самоуглубленному монаху-подвижнику, вполне естественно было высказать мрачный взгляд о суетности мира и всего находящегося в мире 217 . Говоря, что «мир есть смерть» 218 , и призывая людей любить и веровать во Единого Господа, святой отец учит ненавидеть мир сей и бежать от него 219 . Однако и св. Григорий Богослов , чистая и святая душа которого постоянно стремилась в пустыню, к иному горнему миру, к безмолвию и созерцанию 220 , противополагая мир Христу, то есть Церкви Христовой 221 и жизнь мирскую жизни духовной 222 , необычайно яркими чертами изображает суетность, непрочность и тленность всего находящегося в мире сем 223 и таким образом подтверждает мысли Симеона. Наконец, и возлюбленный ученик Христов своим апостольским авторитетом утверждает нас в том взгляде на мир, который принято ныне считать узким и односторонним. Противопоставляя мир с его «князем мира сего» ( Ин.12:31, 14:30 ), «мир, весь лежащий во зле» ( 1Ин.5:19 ), не принимающий Духа Святого ( Ин.14:17 ), ненавидящий и гонящий Христа и всех избранников Божиих ( Ин.7:7, 15:18–19, 17:14 ), противопоставляя этот мир «Царству не от мира сего», Царству Господа и Христа Его ( Ин.18:36 ; Откр.11:15 ; ср. Ин.8:23, 14:27, 16:20 ; 1Ин.3:13, 4:4–5, 5:4–5 ), Апостол любви в конце концов так ясно учит: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…» ( 1Ин.2:15–16 ) 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

1Ин.4:15–16 . «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». Объяснение. Кто в силу этого свидетельства сердцем верует и устами исповедует, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий, Богочеловек, обетованный Искупитель мира, и кто сообразно с этим исповеданием ведёт и жизнь таковую, т.е. веру свою свидетельствует и делами своими, в том пребывает Бог и он в Боге: ст.12; 1Ин.3:24 ; Иак.2:14–24 . 1Ин.5:13 . «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную». Объяснение. Это внутреннее свидетельство об Иисусе Христе Сыне Божием верующего не имеет убедительной силы для неверующего: ст.10:12, и это неверие в высочайшее свидетельство Бога о Сыне гибельно: ст.9; здесь выводится, по словам блаж. Феофилакта, как бы заключение всего послания: Я, говорит апостол, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут по надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и метать жемчуг перед свиньями непохвально: Мф.7:6 . Отсюда вывод таков: вера в Сына Божия, не сопровождаемая добрыми делами, не полезна: Иак.2:15–24 ; Лк.10:17:6:46 . Рим.3:3–4 . «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоём» ( Пс.50:6 )». Объяснение. Неверность человеческая Богу, конечно, не может уничтожить верности Божией: 2Тим.2:13 ; но этой верностью своей человек оправдаться пред Богом не может, ибо оправдывается он исполнением воли Божией: Мф.7:21 ; т.е. трудами и подвигами; Мк.8:34 ; Рим.2:6:13 ; 1Кор.3:8 . Рим.3:28 . «Ибо мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона». Объяснение. Если тот же апостол Павел говорит и об исполнении евангельского закона: Рим.12:1:9:11 , то очевидно, что в этом месте апостол считает ненужными для уверовавшего во Христа только дела обрядового закона Моисеева, что нетрудно разуметь из хода речи всей 3 главы и последующей 4-й, а потому на одну веру, без совершенствования её добрыми делами, полагаться опасно: 2Кор.6:4–6 . Действительно, оправдание в таинстве Крещения даётся только по вере: Мк.16:16 ; 1Кор.6:11 ; но оправдание на суде Христовом будет и по делам: 2Кор.5:10 ; Мф.25:34–35 ; да и апостол не отвергает добрых дел: 1Тим.4:7:6:18 ; Гал.6:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Почему Отец и Сын – личности, а Святой Дух – нет? – ведь слово «имя», хотя, по словам иеговистов, не всегда означает личное имя, здесь явно употреблено в равном отношении и к Отцу, и к Сыну, и к Святому Духу. Такое явное игнорирование этих и других ( 2Кор.13:13 ; Кор.12:4–6; 1Петр.1:2 ). Отец ( 1Кор.12:28 ), Сын ( Еф.4:11–12 ) и Святой Дух ( Деян.20:28 ) поставляют пастырей и учителей Церкви. Отец – Бог ( Флп.2:11 ), Сын – Бог ( 1Ин.5:20 ; Рим.9:5 ), Святой Дух – Бог ( Ин.16:8–11 , Мф.12:32 ; Деян.5:3–4 )), свидетельств Писания объяснимо лишь сознательным, преднамеренным искажением истины в целях оправдания своей богословской доктрины. В Кол.1:15–16 говорится, что Иисус Христос – Первенец всего творения. Основываясь на ложном понимании первородства, теологи «правящей корпорации» пытаются сделать Сына Божия первым из твари 15 . Но греческое слово πρωττοκος подразумевает не просто хронологический порядок рождения ребенка, но и определенные преимущества, связанные с его первородством, и его авторитет, отчего в Писании первенцами часто называются не по рождению, а по особому избранию Божию ( Пс.88:21–28 ; Исх.4:22 ; Иер.31:9 ). Слово πρωττοκος по отношению к Сыну Божию указывает на то положение, которое Он занимает по отношению к тварному бытию, сотворенному Им. Слово πρωττοκος ничего не говорит о внутреннем и сокровенном бытии Святой Троицы. Если бы апостол Павел желал выразить мысль, что Иисус был первым созданием, он должен был бы употребить греческое слово πρωτκτιστος – первосозданный. Далее иеговисты утверждают, что термин «единородный» ( Ин.1:14 ); ( Ин.3:16 ); ( 1Ин.4:9 ) отрицает Божественность Иисуса Христа и указывает, что Иисус – «младший бог» по времени, положению, силе и знаниям 16 . Однако греческое слово µονογενς (от γνος – род, происхождение в смысле генеалогии) не имеет оттенка появления из ничего. А слово γεγενημνον (γεγενημνον, т. е. «бывшего, ставшего», а не γεγεννημνον, т. е. «рожденного»), употребленное александрийским пресвитером Арием в Символе веры , означает рождать, производить 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spetsifi...

– евангельское чтение четвертого воскресенья Великого Поста, об исцелении бесноватого отрока ( Мк.9:17–31 ), объединить с зачалом 44-тым от Марка (10:11–16), а вместо него в воскресенье четвертое Великого Поста читать зачало 24 от Иоанна (6:56–69) о Хлебе, сходящем с небес. В Великий Четверг вспоминается умовение Господом ног Своим ученикам, установление Таинства Евхаристии на Тайной Вечере, молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Господа на страдания и смерть. В Великий Пяток на вечерне вспоминается снятие со Креста пречистого Тела Господа Иисуса Христа. Евангельские чтения в Великий Четверг на литургии и в Великий Пяток на вечерне, охватывая события, предшествующие воспоминаемым, и таким образом повторяя уже читанное в евангельских зачалах предыдущих дней Страстной седмицы, являются излишне пространными. Поэтому надлежит: – в Великий Четверток на литургии читать евангелие: Ин.13:1–17 , Лк.22:15–39 или Лк.22:1–39 (если умовение ног совершается), а на утрени в этот день – евангелие от ( Мф.26:17–30 ), об установлении Евхаристии; – в Великий Пяток на вечерне читать евангелие: Ин.19:38–42 . Паремейные чтения удовлетворяют запросам верующего ума и в общем соответствуют воспоминаемым событиям, но некоторые изменения и здесь возможны. Поэтому желательно: а)      в праздники, посвященные прославлению икон Богородицы читать: – Быт.3:14–15 («Вражду положу между тобою и между женою...»); – Чис.17:16–26 (Жезл Ааронов прозябший); – Дан.2:26–46 (Гора, от которой оторвался камень); или: Чис.17:16–26 (Жезл Ааронов прозябший); – 2Цар.1:1–12 (Перенесение ковчега – поражение Озы); Суд.6:12, 36–40 (Руно орошенное); б)      в дни празднования памяти святителей, кои именуются Учителями Вселенскими, читать паремьи новозаветные: 1Ин.3:21–24 ; 1Ин.5:1–6 ; 1Пет.3:12–18 ; в)      в дни празднования памяти преподобных читать: –      или ныне читаемые; –      или Ис.26:2–9 ; –      (или) Мал.3:16–4:1–2 (последний стих закончить словами: «и исцеление в лучах его»); –      (или) Прит.12:22–26:28 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Секрет может заключатся в еврейском слове эхад (един), которое часто используется в Ветхом Завете для обозначения единства во множестве (как «одна» неделя, «один» отряд воинов и т.п.). И напротив, еврейское слово яхид, всегда исключающее единство во множестве, действительно обозначает единицу – не как начало счета: 1, 2, 3, 4… и т.д., а именно одно. Потому и Маймонид в «13-ти догматах иудаизма» не использует слово эхад, но слово яхид, менее опасное для иудейской концепции одинокого Бога (мы касались этого вопроса в Беседе 4). Единство Лиц Святой Троицы предполагает наличие любви в их взаимоотношениях, что и научает нас любить Бога и ближнего. Сказано: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ); и еще: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» ( 1Ин.4:12 ). Рассмотрев значение слова « возлюби », мы попытаемся понять значение слов « всем сердцем ». Прежде всего определимся, что нравственный фон сердца не однозначен. Сравним два высказывания Христа: 1) «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ); 2) «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства» ( Мк.7:21 ). Смысл данного внешнего несовпадения заключается в том, что в нашем сердце как средоточии души реально рядом присутствуют и добро, и зло. Апостол Павел писал: «Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» ( Рим.7:25 ). Следовательно, « возлюби Господа Бога твоего всем сердцем » – означает контролировать внутреннее средоточие души (сердце); « всем сердцем » – значит, что ни одно чувство, доброе или злое, не должно оказаться незамеченным. Сказано: «Вникай в себя (то есть контролируй движение каждой мысли и каждого чувства. – О.С.) и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). Каким образом проявляется любовь к Богу, как не в желании, чтобы Он раскрыл Свое присутствие внутри нас, то есть всецело наполнил наше сердце. Но чтобы не принять за Бога то, что не есть Бог, отцы научают нас погрузить разум (ум) в сердце, то есть контролировать чувственные процессы. Об этом писал и апостол Павел: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ). И в начале «Молитв утренних» наставление дается: «Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину…» 328 И при многих песнопениях в церковных книгах советуется: «не борзясь», ибо, как мы выше определились, сердце – сложный в нравственном смысле орган.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если же Богомудрая и благолюбивая воля нашего венценосного Императора и даровала нам вожделенное право свободомыслия, самодеятельности, самопомощи, самоуправления, самоосуждения, и самооправдания; то при таком быстром развитии польз материальных, при успехах цивилизации и просвещения, при настоящем прогрессе и возвышении всех интересов частных и общественных – не должны ли мы обратить особенное наше внимание на удивительный упадок нравственности между христианами, на оскудение веры и любви, на уменьшение благочестия и святости жизни так, что наша высокорослая и многолиственная смоковница православия – Россия, красуется, кажется, одними листьями излюбленной цивилизации и прогресса, и не приносит истинных плодов христианских, а только гнилые плоды гражданских добродетелей тогда, как путь наш на небо, – лежит не чрез цивилизованный Вавилон, но чрез печальную Голгофу, на которой одной возрасло спасительное древо жизни истинной, вечной. A известно, что этот путь узкий, прискорбный, усеянный тернием и волчцами. Притом, благоденствие настоящей нашей жизни состоит не в успехах нашего ума, изобретений, искусств, обогащений и торговли; но в подвигах истинного покаяния, благочестия и точном исполнении заповедей Того, который сотворил мир, искупил мир, управляет миром, судит будет мир нелицеприемно – по законам непреложным строгого правосудия. Никогда, никогда, христиане, не забывайте той непреложной истины, что прочность земного царства и благополучие наше земное, зависят не от быстрых успехов в науках, не в изобретениях ума и в быстрых оборотах и интересах торговли, не в пресловутой цивилизации и прогрессе; но единственно в истинном благочестии и святости жизни православных христиан; «семя свято стояние его» ( Ис.6:13 ), – говорит пророк. И если вы истинно любите Бога всею душею и всем сердцем, если любите своё отечество и того, который от лица Бога царствует на престоле благодатного царства Русского – православного; любите Благочестивейшаго Царя вашего, – сего сына света, сию сокровищницу всякой мудрости и всякой добродетели – виновника нашего земного благополучия; то, умоляю вас, не увлекайтесь настоящим – тлетворным духом времени; «не любите мира» и всего, что в нем ( 1Ин.2:15 ), так как в нем царствует только «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ); отвергните все, что оскорбительно для Бога и Царя: «несообразуйтеся, – веку сему лукавому и прелюбодейному» ( Рим.12:2 ; Мф.12:39, 16:4 ), – не подражайте блудным сынам запада, от яростного прибоя волн – новейших учений которых – колеблется уже и наша Православная Церковь , – от ересей и расколов, – потрясается и престол нашего Царя, – от миродержителей тьмы века сего – сынов погибельных 6 ; ибо явится и, быть может, скоро явится на облаках небесных Судия Праведнейший – с силою и славою многою – и все святые Ангелы с Ним, и Он «воздаст каждому по делам его – яже с телом содела или блага или зла» ( Откр.22.12 ; 2Кор.5:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Значит, сектантам не нужны ничьи молитвы, а в том же послании не так говорится: ( 1Ин.5:16 ). Сектанты говорят: 1Ин.2:12 : нам посему и не нужны молитвы угодников. Православный ответ: Православные надеются не на угодников, а на Господа, Который милостивей к угодникам, чем к нам, грешным: 1Пет.3:21 . Сектанты говорят: Иер.17:5 : «проклят человек, который надеется на человека». Мы поэтому и не надеемся на угодников. Православный ответ: Мы не делаем «плоть своею опорою» и «сердце наше» не удаляется от Господа чрез угодников, а приближается к Нему. Сектанты говорят: Нельзя кланяться угодникам, потому что ап. Петр не позволил, чтобы Корнилий ему поклонился: ( Деян.10:26 ). Православный ответ: Ап. Петр потому не позволил поклониться, что Корнилий, как язычник, принял апостола за Бога, как было с апп. Павлом и Варнавой, когда им даже жертвы хотели приносить ( Деян.14:11–15 ). Но если кланялись Апостолам, как служителям Божиим, тогда они не возражали: Деян.16:29 – Павлу и Силе темничный страж. Сектанты говорят: Откр.19:10; 22:8–9 : Ангел не позволил, чтобы ап. Иоанн поклонился ему: значит, нельзя кланяться Ангелам и угодникам. Православный ответ: Ангел не допустил ап. Иоанна, чтобы он поклонился ему, потому что здесь был престол Божий, и Господу здесь следовало поклониться. Если, например, стоит царь и генерал, и кто, пришедши, будет почтение воздавать генералу, а не присутствующему здесь царю, – конечно, скажут такому, чтобы царя, а не генерала почтил, хотя в другом случае нужно и генерала почитать. Ангелам и угодникам должно поклоняться: Быт.19:1 ; Нав.5:14–15 ; Дан.10:9,15 ; 4Цар.2:15 ; Деян.16:29 . Сектанты говорят: Мы боимся и не допускаем прославления праведников, чтобы не впасть в идолопоклонство. Православный ответ: Пс.52:6 : «делающие беззаконие... там убоятся они страха, где нет страха». Так и сектанты, но мы отличаем славу Божию от прославления и почитания угодников. Сир.44–49 ; Евр.11 ; Евр.13:7–8 . Сектанты говорят: Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи: Мф.4:10 ; ср. Исх.20:3–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010