Чтобы могли мы знать и самые пути Божией премудрости, возводящей к богопознанию, Писание говорит: начало премудрости есть страх Господень ( Пс.110:10 ). Значит, чтобы придти в познание Бога и получить от Него радость спасения, нужно сначала потрудиться, потужить о своей погибели, или что то же, исполниться страхом Божиим и потомиться им. Страх же муку имать ( 1Ин.4:18 ), как сказано; он служит человеку наказанием, которое в настоящее время не мнится радостию быти, но печалию ( Евр.12: 11 ). Потому-то Писание возвещает: Премудрость стропотно обходится с ним в первых, боязнь же и страх наведет нань, и помучит его в наказании своем ( Сир.4:18 ). И за то боящиеся Бога, как сказано, обрящут у Господа милость и великое у Него избавление (Ср. Пс.129:6 ). Не без причины же апостол Иаков заповедует всем нам: сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, – как говорит он, – смех ваш в плач да обратится и радость в сетование ( Иак.4:9 ). Смиритеся пред Господом, и вознесет вас. Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). Горе же, кто ныне не смиряется, не сокрушается и не плачет; горе тому, кто говорит или думает ныне, как упоминаемый Давидом нечестивец: в род и в род не приключится мне зла ( Пс.9:27 ). Писание о таких ясно говорит: скончаша во благих житие свое, в покои же адове успоша ( Иов.21:13 ). Горе потому, как и Господь сам говорит, горе богатым; горе насыщенным благами века сего; горе смеющимся ныне. Все таковые, имеющие сердце, приученное к любостяжанию и сласть мняще вседневное насыщение, не помышляющие же о страшных судьбах Всевышнего, идут к вечному мучению. Приидите же ныне богатии, как вещает апостол Иаков, – приидите те, которые обогащены дарами Божией благости и возлюбили их более, нежели Самого Дародателя, – приидите, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех, грядущих на вы ( Иак.5:1 ). Ибо приближается то время, в которое, как Господь возвестил, восплачутся все племена земные, и люди будут вздыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Ср. Мф.24:30 ; Лк.21:26 ). Тогда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные подвигнутся ( Мф.24:29 ); а на земле будет уныние народов и недоумение; и море возшумит и возмутится ( Лк.21:55 ). Приидите в чувство покаяния прежде, нежели прийти дню Господню, приидите, – взывает всем нам пророк Давид, – ...и восплачемся пред Господом, сотворшим нас ( Пс.94:6 ). Ибо такова есть воля Божия о нас, чтобы мы в этой жизни страшились судеб Господних, чтобы печалились и плакали. Потому и Писание говорит нам: повинитеся убо Богу, – пострадите, и слезите, и плачитеся ( Иак.4:7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В этом – история спасения – σωτηρα людей, целения ( σς – целый, здоровый, нормальный) человечества, его перерождения в целость, здоровье, норму, – в соответствующий идее человека образ или идеал, причем это спасение человека совершается в необходимой органической связи со спасением и всего мира, поскольку зло не в одном человеке, а в целом мире ( Рим. 8:19 и дал. Ин, 3:17, 4:42 и др. Флп. 2:9–10 и др.). Такою животворящей и преобразующей человека «идеею» служит «совершенство человека как совершен его Отец Небесный» ( Мф. 5:48 ), – а таким «идеалом» является «Спаситель, или Целитель, Сын Божий, Логос – Богочеловек» ( σωτρ, ιος θεο μονογενς, Λγος – θες – σρξ γνετο, κριος – νθρωπος). Под постоянным и благодатным веянием этой идеи и в возможном непрерывно-постепенном благодатном приближении к этому идеалу – смысл и цель бытия мира и жизни человека, всей истории мира и человечества, доколе Христос вообразится во всех и Бог будет все во всем ( Гал. 4:19 ; 1Кор. 15:28 ). Мир во всей своей целостности – видимый и невидимый, или ангельский – есть «царство Божие, или небесное – βασιλε θεο и τν ορανν». Это – все Божье в мире, все прекрасное в нем, доброе и истинное ( Пс. 23:7 сл. Пс. 46:3, 8–9, 73:12, 94:3, 13:7–10 ; Деян. 17:28 ; 1Кор. 10:26, 28 из Пс. 23:1,1 ; Тим. 1:17, 4:4, 6:15). Частнее это Царство Божие, или небесное открывается трояко, соответственно триипостасному проявлению Божества: как царство Отца, Сына и Духа ( Мф. 28:19 ). «Царство Бога-Отца Небесного – βασιλε το θε το Πατθρς το ν τος ορανος», по Своей любви рождающего Единородного Сына Своего, творящего и спасающего мир, – царство Любви ( Кол. 1:13 ; Мф. 5:48, 10:29, 11:25 ; Ин. 3:16, 35 ; Иак. 1:17 ; 1Ин. 2:15, 3:1, 4:7–8, 16, 5:3 ; 1Кор. 15:24 ; Еф. 4:6 ; Евр. 12:9 и мн. др.). Но Бог-Отец и Бог-Любовь и в миротворении и в миропромышлении и в мироспасении действует и проявляет Себя – Свою Отчую любовь – чрез Единородного Сына Своей любви, чрез Бога-Сына и Логоса (Разум-Слово), по исполнении времен ставшего плотью или Богочеловеком ( Ин. 1:1–18, 5:17 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

д) злобный: «сатана сказал Господу: разве даром богобоязнен Иов?» ( Иов. 1:9 ). «Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него» ( Иов. 2:4 ). е) лукавый: «приходит лукавый и похищает посеянное в сердце» (слово о царствии) ( Мф. 13:19 ). – «Избави нас от лукавого» ( Мф. 6:13 ; Лк. 15:4 ). ж) лживый: «диавол... не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). з) могущественный: «вы некогда жили... по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2:2 ). – «Наша брань... против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:12 ). и) хочет, чтоб ему поклонялись: «приступил к Иисусу искуситель и сказал... все... дам Тебе, если, падши, поклонишься мне» ( Мф. 4:3, 9 ). Нечестивые а) суть дети диавола: Господь сказал иудеям: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Ин. 8:44 ). – Павел сказал Елиму волхву: «сын диавола, враг всякой правды!» ( Деян. 13:10 ). – «Дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин. 3:10 ). б) под властию диавола: Господь сказал Савлу: «Я... посылаю тебя открыть глаза иудеям, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу» ( Деян. 26:17, 18 ). – «С кротостию должно наставлять противников... чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» ( 2Тим. 2:25, 26 ). в) действуют под влиянием диавола: «послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху» ( Суд. 9:23 ). – Диавол вложил в сердце Иуде предать Господа ( Ин. 6:70, 71 ). «Вошел... сатана в Иуду... и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. и... обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» ( Лк. 22:3, 4, 6 ). – «Петр сказал: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?..» ( Деян. 5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Объяснение. Здесь повествуется о крещении Самарян диаконом Филиппом: Деян.6:5 , который, однако, не сообщил им Святого Духа, что довершили апостолы Пётр и Иоанн: ст.14–17. В этой же главе, ст.38–39, рассказывается о крещении Филиппом ефиоплянина, последовавшего за благовестием о Христе (ст.35). Филипп и ефиоплянин (оба) сошли в воду, отсюда прямое доказательство необходимости водного крещения и сообщения Святого Духа не чрез возложение рук, а чрез миропомазание: 2Кор.1:21–22 . 1Ин.2:20:27 . «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Объяснение. Из этих слов можно заключить, что первоначальные случаи возложения рук: Деян.8:17 , заменены миропомазанием, см. «помазание»: 2Кор.1:21–22 ; так как указанные случаи были совершены ещё самими апостолами, то потому и сопровождались они необыкновенными дарами ведения религиозных истин. Отсюда естественный вывод, что первые христиане были не так доступны для лжеучителей, как современные, и особенно как люди последнего времени: 2Тим.4:3 . 2Кор.1:21 . «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог». Объяснение. Кто не узнает в этом действии таинства миропомазания, чрез которое человек утверждается в союзе со Христом: 1Кор.12:13 , (этот союз получает начало в крещении) и знаменуется «печатью дара Духа Святого»? – Деян.2:38 . О даре языков Деян.2:4 . «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Объяснение. Дар знания разных языков был дан для того, чтобы проповедь их была понятна всем народам, бывшим тогда в Иерусалиме: ст.9; так как Христос был чаянием языков: Быт.49:10 , и ведение Бога должно было покрыть всю землю, как воды наполняют море: Ис.11:9 , то этим событием апостольского времени нельзя оправдывать самопроизвольные и к тому же бессвязные и неистовые выкрикивания бессмысленных звуков и слов на еретических собраниях людей, имеющих одно наречие: 1Кор.14:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля ( Ис. 43:26 ; Ис. 48:1 ; Ис. 53:11 ; Ис. 57:12 ; Ис. 58:2 ; Ис. 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды ( Ис. 45:8.23 ). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля ( Ис. 40:1 ; Ис. 51:17 ; Ис. 54:7 ; Ис. 60:17 ; Ис. 61:1 ). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в которых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога. II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово «праведность» встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла – 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность – это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви ( 1Ин. 3:7 ; Откр. 22:11 ). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами ( Мф. 5:10 ; 1Петр. 3:14 ); страдание «доставляет мирный плод праведности» тем, кто «научен через него» ( Евр. 12:11 ). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку «Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Петр. 2:24 ). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение ( Мф. 5:6 ); преследуемым праведникам обещано утешение – «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3:13 ); миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно ( Деян. 17:31 ). Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

д. 4) Исповедуя Бога Существом всеведущим, мы разумеем не только то, что Он знает все, но вместе с тем – что Он знает все совершеннейшим образом ( 1Ин. 3:20 ; 1Кор. 2:11 ; Дан. 13:12 ; Евр. 4:13 ; Рим. 11:33 и мн. др.). 5) Правосудие Божие состоит в том, что Бог , как Существо всесвятое, любит правду. Он справедливо определяет цену нравственных действий разумных существ: награждает добро и наказывает порок по правде, воздает каждому должное по его заслугам. ( Пс. 10:7 ; Рим. 2:6,11 ). 6) Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать; поэтому Он называется не только Всесильным, но и Вседержителем. ( Лк. 1:37 ; Пс. 33:9 и др.). 7) В отношении к Богу, как существу безусловному, неприменима теория пространства, под формой которого человеческий дух познает бытие ограниченное. Бога нельзя мыслить, как Существо пространственное. Он – дух всюду сущий, но не в том смысле, как, например, всюду разлитый воздух или свет. Как дух, Бог не занимает никакого места; Он весь везде и существом Своим, и силами: все проникает, все оживляет, все созидает, всем управляет, все обновляет. Он во всем и вне всего. Он выше мира и объемлет Собою все существующее, не будучи, однако, каким-либо местом для мира и существ в нем обитающих. 10 8) Как Высочайший Дух, Бог не подлежит тем ограничениям и изменениям, какие испытывает ограниченный дух человеческий. Человек подчинен законам развития и познает все в условиях времени и пространства; он постепенно приобретает и накопляет знания и опыт, и, сообразно с этим опытом и обстоятельствами, чувства человека и решения его воли меняются. Высочайшая Божественная Личность всегда Себе равна: совокупность Божественных свойств существует вечно и неизменно. «У Отца светов», говорить Ап. Иаков, «нет изменения и ни тени перемены» (1:17). Он был безусловно совершен до сотворения мира, таким-же пребывает и по сотворении мира. Если-же в Св. Писании встречаем выражения, что Бог «раскаялся», в том или другом случае, или разгневался и потом прекратил Свой гнев ( Быт. 6:6 ; 1Цар. 15:11 ; 4Цар. 24:20 и пр.), то все эти и подобные человекообразные выражения говорят не о том, что определения и советы Божии меняются (они от века предуставлены), но означают лишь то, что наше поведение несообразно с Его святою волею и что это поведение вменяется нам праведным судом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Напыщенность (напыщенный): Ибо люди будут самолюбивы ( φλαυτοι ) 12 , сребролюбивы, горды, надменны, наглы, напыщенны (τετυφωμνοι) 13 ( 2Тим. 3:2–5 ). Кичливость: Слышали мы о гордости (βριν) 14 Моава, – весьма горд (βρισεν) 15 Он, о надменности (βριν) 16 его и кичливости (περηφαναν) 17 его, о превозношении (ψθη) 18 и спеси сердца его ( Иер. 48:29 ). При этом в тексте Священного Писания гордость представлена описательно – четкого определения этой страсти нет. Для того чтобы выделить целостное определение, важно рассмотреть те качества и отличительные особенности гордости, которые выделяет Священное Писание. В его текстах отмечается, что эта страсть совершенно инородна по отношению к Богу, Его замыслу о мире и человеке, созданном по образу и подобию Творца (см. Быт. 1:26 ). Таким образом, она не свойственна ни Богу, ни первозданному человеку, ни ангелам. В книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, говорится: Гордость (περηφαν) 19 не сотворена для людей ( Сир.10:21 ), а также: Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить ( Сир. 15:20 ), поэтому гордость не происходит от Бога: всё, что в мире – похоть плоти, похоть очей и гордость ( λαζονεα) 20 житейская, – не есть от Отца ( 1Ин. 2:16 ). По этой причине гордость становится главным признаком противления Богу и отличительной чертой нечестивых: Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, – грех ( Притч. 21:4 ). Среди шести пороков, которые настолько неугодны Богу, что премудрый Соломон для выражения отношения к ним Творца использует слово «ненависть», гордость занимает первое место: Вот шесть, что ненавидит Господь , даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые (φθαλμς βριστο) 21 , язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями ( Притч. 6:17–18 ). В Псалтири пророк и псалмопевец Давид говорит: гордого (περηφν) 22 очами и надменного сердцем не потерплю ( Пс. 100:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Последний день мира. Тотчас по смерти каждого человека, по учению Православной Церкви, совершается над ним частный суд и следует – мздовоздаяние, но оно не полно, в последний же день мира Господь произведет полный и всеобщий суд, за которым последует мздовоздаяние каждому, яже с телом содела блага и зла. Этот последний день, в который Господь сойдет на землю для суда, называется днем судным (Мф, 11:22–24), о его наступлении неизвестно даже ангелам ( Мф.24:36 ). Признаки его приближения. В свящ. Писании указаны признаки, по которым можно узнать приближение всеобщего суда. Это: 1) распространение Евангелия по всему миру, 2) уменьшение добродетелей и увеличение пороков между людьми ( Мф.24 ), 3) обращение язычников и иудеев и 4) появление антихриста ( Рим.11:23 ). Антихрист, по изображению слова Божия, будет определенный человек, из еврейского племени, будет царствовать три с половиной года, многих отторгнет от веры Христовой и, наконец, сам погибнет от Иисуса Христа ( 2Сол. 2 ). Второе пришествие Господа И. Христа . Сей Иисус вознесыйся от вас па небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо ( Деян.1:11 ). Так сказали апостолам явившиеся по вознесении Господа ангелы и этим указали с одной стороны внезапность, а с другой – торжественность и очевидность события. Приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии ангели с Ним ( Мф.25:31 ). Явившись во всей славе, Господь торжественно сядет на престоле, и соберутся пред Ним для суда все народы. Суд будет произведен по всей правде, со всей строгостью. Господь осудит не только за дела и слова, но и за тайные желания и помышления, если они не заглажены покаянием и исправлением ( Мф.12:36; 25:31–41 ). По окончании суда, Господь произнесет оправданным и осужденным свой решительный приговор, и пойдут грешники в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мучение грешников будет заключаться в удалении от Бога, горьком сознании тщетности прожитой жизни, в укорах совести и во внешнем мучении от неугасимого огня ( Мф.13:42 ). Блаженство праведников будет столь велико, что мы и вообразить не можем ( 1Ин.3:2 ). Они будут наслаждаться лицезрением Бога и участвовать в Божественной славе ( Ин.14:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Руководящий совет Свидетелей Иеговы возомнил себя «видимым каналом Бога» и разработал множество человеческих правил, которые постоянно меняются и не исходят прямо из Священного Писания: «но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». ( Мф.15:9 ). Невозможно угодить Богу тем, что исполняешь не духовные законы, а правила своей организации. Свидетели Иеговы выставили себя законниками, подобно иудейской религии, в которой отсутствует понятие божественной любви и благодати:«Он говорил им беречься... учения фарисейского и саддукейского». ( Мф.16:12 ). Апостолы призывают не отклоняться от того, чему их научил Иисус, который всегда учил просто и понятно, а также остерегают от тех, кто учит иному:«Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня». ( 2Тим.1:13 ); «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его». ( 2Ин.1:10 ); «много лжепророков появилось в мире». ( 1Ин.4:1 ). Свидетели Иеговы никогда не проверяют свои учения вне собственных публикаций Сторожевой Башни. Поэтому получается, что только Сторожевая Башня свидетельствует сама о себе, чего не должно быть. Необходимо понимать, насколько нужно быть осторожным, доверяясь учению какой-то организации, которая неожиданно возникла в 19-м веке и провозгласила ранее неведомые учения. Но Иисус Христос не призывал верить Ему голословно и односторонне, но побуждал исследовать пророческие Писания, ибо «они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Иисус также ясно предупредил:«кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю». ( Ин.7:17 ). Журнал «Сторожевая Башня» и другие издания выпускаются регулярно, поэтому речи об искажениях в собственной литературе не ведется. Но помимо этого, по сути свои публикации выдаются также как богодухновенные источники истинного знания. Поэтому и приорететы очевидны, что свои публикации в некоторых аспектах по положению, объему и значимости стоят выше Священного Писания. Если Библия будет говорить одно, а в журналах на это же библейское место будет любое другое толкование, даже противоречащее этому месту, то любой типичный Свидетель Иеговы не воспримет это как противоречие, но изберет толкование своей организации как правильное. «Истолкованное» библейское место будет объявлено небуквальным и символичным (например, воскресение Христа во плоти и Его видимое пришествие).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Сохраняйте веру и чистую совесть: Цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Преподаю тебе завещание, чтобы ты воинствовал, имея веру и добрую совесть ( 1Тим.1:5,18 ). Терпеливо переносите скорби ради совести: То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо ( 1Петр.3:19 ) Покоряйтесь властям по совести: Надобно повиноваться власти не только из страха наказания, но и по совести ( Рим.13:5 ). Не соблазняйте совесть других: Горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит ( Мф.18:7 ). Лучше не делать ничего такого, отчего брат твой соблазняется ( Рим.14:21 ). Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ). Благое свидетельство совести доставляет уверенность: Похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, по благодати Божией, жили в мире ( 2Кор.1:12 ). Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу ( 1Ин.3:21 ). Священнослужители должны представлять себя совести всех: Открывая истину, мы представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор.4:2 ). Богу мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям ( 2Кор.5:11 ). Нечестивые имеют совесть ожесточенную и запятнанную: В последние времена отступят некоторые от веры, внимая учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей ( 1Тим.4:2 ). У неверных осквернены и ум и совесть ( Тит.1:15 ). Совесть нечестивых исполняет их страха и ужаса: Если презрите Мои постановления, то Я пошлю на вас ужас, и побежите, когда никто не гонится за вами; рассею вас между народами. Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует ( Лев.26:15–17,36 ). Если не будешь бояться славного и страшного имени Господа Бога твоего, то рассеет тебя Господь по всем народам, и Господь дает тебе там трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание души, и будешь трепетать ночью и днем ( Втор.28:65–66 ). Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев ( Притч.28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010