6 . Итак, никто не помышляй, что якобы крещение есть благодать оставления грехов только, каково было Иоанново крещение; но оно есть и благодать усыновления. Поскольку вы подлинно знаете, что оно есть как оставление грехов и подаяние дара Святого Духа, так и страстей Христовых изображение. Ибо для этого и Павел, недавно вопия, говорил: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть ( Рим.6:3–4 ). Это говорил он к тем, которые полагают, что в крещении хотя совершается отпущение грехов и усыновление, но не бывает общения Христовых страстей в подобии. 7 . Поэтому, чтобы мы уразумели, что Христос все, что ни претерпел, для нас и для нашего спасения претерпел, самой истиной, а не привидением, и что мы бываем общниками Его страдания, Павел вопиял со всякой известностью: Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ( Рим.6:5 ). Изрядно же сие слово, соединены; ибо как здесь 1 насадился виноград истинный, то и мы, приобщившись крещением смерти, сделались ему сообразными. Обрати же с великим вниманием свою мысль на слова апостола. Ибо не сказал: как мы соединены с Ним смертью Его, но: подобием смерти. Ибо истинно ко Христу относится смерть, потому что истинно душа разлучилась от тела, и истинное погребение, потому что чистой плащаницей повито было Его святое тело (см. Мф.27:59 ), и все в Нем истинно совершилось. В вас же подобие смерти и страданий, а спасения не подобие, но истина. 8 . Уразумевши это, сохраняйте в памяти, молю вас, да и я, недостойный, скажу о вас: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Силен же есть Бог , Который представил вас Богу, как оживших из мертвых ( Рим.6:13 ), дать вам, ходить в обновленной жизни ( Рим.6:4 ), ибо Тому слава и держава, ныне и вовеки. Аминь. Тайноводственное поучение третье [О Миропомазании. На слова из Иоаннова Соборного послания первого, от места: И вы помазание имате от Бога и весте вся (ср. 1Ин.2:20 ) – до места: и не посрамимся от Него в пришествии Его ( 1Ин.2:28 ).]

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Давайте пробудимся, братья, давайте узрим как можно быстрее дар Духа Божия, и поверим тому, что было заранее сказано о Нем, и увидим исполненным то, что прежде было сказано в псалме: Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их ( Пс.18:4 ). И чтобы не подумалось вдруг, будто сами языки пришли в одно место, а не дар Христа пришел ко всем языкам, послушай, что следует далее: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс.18:5 ). Почему так? Потому что Он поставил на солнце жилище Свое (ср. Пс.18:5 ). То есть на обозрение. Жилище Его – это Плоть Его; жилище Его – это Церковь Его. Он поставил его на солнце, то есть не в ночи, а днем. Но почему они не признают этого? Вернитесь к прочитанному отрывку, на котором мы вчера остановились, и узрите, почему они не признают: А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин.2:11 ). Давайте же посмотрим, что следует далее, и не будем пребывать во тьме. В каком случае мы сможем не оказаться во тьме? Если будем любить братьев. Чем мы докажем, что мы любим братьев? Тем, что не нарушаем единства, ибо сохраняем любовь. [P. 162] 4 . Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи через имя Его ( 1Ин.2:12 ). Потому [сказано] дети, что с прощением грехов вы рождаетесь. Через чье же имя прощаются грехи? Неужели через имя Августина? Значит, и не через имя Доната. Ведь кто такой Августин или кто такой Донат? Ты знаешь. Также не через имя Павла и не через имя Петра. Ведь перед теми, которые разделяют меж собой Церковь и тщатся образовать партии из единого целого, в лице апостола матерь-любовь, в муках рождавшая детей, обнажает свое нутро, с криком раздирает свои груди, оплакивает своих детей, которые, как она видит, отошли [от нее], и призывает вернуться к одному имени тех, кто пожелал образовать для себя множество имен, отговаривает их от любви к себе, чтобы любили они Христа, и говорит: разве Павел равнялся за вас? или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор.1:13 ). Что он говорит? «Я не хочу, чтоб вы были моими, но чтобы вы были со мной. Будьте со мной. Мы все – Того, Кто умер за нас, Кто был распят за нас». Откуда и следующее: «отпущены вам грехи через имя Его», а не через имя какого-то человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Здесь сначала говорится о благодати творения, затем о мистическом создании «новой твари» (ср. Гал.6:15 ) и, наконец, о добрых делах, о плодах, которые «новая тварь» приносит потому, что имеет веру, действующую любовью (ср. Гал.5:6 ). Любовь есть результат облагодатствования, ибо онтологически божественна (ср. 1Ин.4:6 ). 58 В другом месте ( Рим.5:1–10 ) ап. Павел тоже проводит различие между объективной благодатью, к которой мы теперь «через Господа нашего Иисуса Христа… верою получили доступ» и «в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:1–2 ). И тут же опять (в полном соответствии с 1Ин.4:13, 16 ) говорится, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Приведем еще одно место из посланий того же Апостола: «Получая оправдание даром, по благодати Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время» ( Рим.3:24–26 ). Из этого весьма глубокого и богатого мыслями текста для нас сейчас особенно важно подтверждение, что спасение достается «даром». В данном случае, говоря точнее, речь идет не об окончательном спасении, которое надо совершать «в страхе и трепете» ( Флп.2:11 ), а об оправдании, т. е. о «прощении грехов, соделанных прежде», т. е. до того, как человек уверовал. По общему consensus Ecclesiae (согласию церкви – Прим. сост.) это оправдание дается в акте возрождения водой и духом ( Ин.3:5 ), т. е. в крещении. Это оправдание дается «даром», т. е. является одним из частных видов благодати. Наконец, в шестой главе того же послания ап. Павел, обобщая все виды субъективной благодати под наименованием «жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» (что, как мы видели, синонимично спасению), называет ее «даром Божиим» ( Рим.6:23 ). Пониманию субъективной благодати как дара вполне соответствует проходящее красной нитью через все творения древних подвижников требование к христианству не приписывать себе ничего доброго, а всякое доброе дело, слово и даже побуждение рассматривать как действие Божие, или, что то же самое, как действие благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

И мы читаем далее следующее грозное предостережение: Мф.13:50 . «и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов». Здесь возникает резонный вопрос: Для чего Бог создал человека, если Он наперед знал, что часть людей попадет в ад? Ответ очевиден: Бог есть совершенная Любовь. Сказано: «…Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Любовь есть Добро . Следовательно, Господь Бог является источником добра для всего Своего творения. Сам замысел творения – нести Добро всему сотворенному. Святые Отцы учат, что сама божественная любовь есть движение. И, как известно, любовь есть обоюдный процесс. Посему мы познаем любовь Бога, поскольку возрастаем в познании Бога. Познавать Бога – означает любить Его, то есть во всем стараться исполнить волю Любимого. Любить – означает познавать Его. Сказано: «Кто говорит: ″я познал Его″, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» ( 1Ин.2:4–5 ). Итак, мы призваны, как и Адам, хранить и возделывать рай наших взаимоотношений с Господом Богом. Посему, когда Писание говорит, что человек оправдывается только верою, надо иметь в виду ту веру, о которой сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ). Как видим, здесь: вера есть, прежде всего, деятельное осуществление и лишь потом созерцательная уверенность. Это означает, что и с нашей стороны в любви к Богу, в Которого мы уверовали, должно быть движение, то есть совершение, действие. Посему тот, кто ответил на призыв Бога, тот и объемлется вечною Любовью, а кто отверг этот призыв, тот и оказался удаленным от Добра, Благости и Любви (Вечной жизни в Боге и с Богом). Посему надо прямо сказать: Бог сотворил всё для блага, но не всё оказалось способным воспринять это благо. Впрочем, в Писании сказано: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Если человек призывается к Богу и все должно покориться Творцу, это означает, что не только человек, но и весь мир изменится. Иначе от чего и для чего спасение? Апостол Павел пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» ( 1Кор.15:51 ). Святитель Феофан Затворник писал: «Будет небо ново и земля нова, говорит Господь. Чего ради все мы, верующие, ″ожидаем нового неба и новой земли″ ( 2Пет.3:13 )? Вот первая истинная новость! Она откроется во всей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем; но приготовление к ней начато с первых дней бытия неба и земли и действуется с того времени невидимо, конечно, для ока чувственного, но зримо для ока веры» . Так что работа по нашему спасению началась при сотворении мира и окончится при его чудесном изменении, когда Бог будет творить новое Небо и новую Землю. Посему не будем спешить с выводами.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Избавление от неправды есть посрамление неправды и избавление от посрамления пострадавших от неправды. Когда «истреблены будут поборники неправды, тогда Иаков не будет в стыде» ( Ис.29:20–22 ). Раньше он был в стыде. Время посрамления праведника есть время испытания его. «Ты испытываешь праведного» ( Иер.20:12 86 ; Пс.7:10 ). После этого испытания гонители «сильно посрамятся», ибо Господь услышит молитву: «Да увижу я мщение Твое над ними, ибо Тебе я вверил дело мое» ( Иер.20:11–12 ). По избавлении от посрамлений сказано: «Не будешь постыжена, не будешь в поругании. Забудешь посрамление юности твоей. Прошло время испытания и посрамления. Ты утвердишься правдой» ( Ис.54:4–14 ). Наступит торжество правды, время стыда пред правдой Божьей и время славы Божией. Эта связь стыда перед правдой и прославления так велика, что на этом будут объединены враждовавшие и гонимые. «Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево» ( Ис.45:25 ), и все враждовавшие против Господа придут к Нему и устыдятся и будут говорить: «У Тебя, Господи, правда и сила» ( Ис.45:24–25 ) 87 . Так удаление от стыда славы ведет к посрамлению и бесчестию перед врагами. А избавление от бесчестия приводит к стыду перед правдой и делает даже врагов причастниками славы избавившихся от них. Апостол Иоанн, который отличает любовь от страха человеческого, обессиленного грехом ( 1Ин.4:18 ), отличает любовь от стыда, который устрашает грехом. И страх Божий должен быть свободен от греха и стыда перед Богом. Те, которые знают, что Господь праведен, должны делать правду, чтобы не постыдиться греха перед Господом и правдой Его ( 1Ин.2:28 ). Так и до падения не стыдились не Бога, а греха пред Богом, как свободные от греха. И по искуплении от греха во второе пришествие Господа люди не устыдятся не Господа, а греха пред Господом, как свободные от греха. Ключевые слова: секретарь Патриарха Тихона, правая церковная оппозиция, новомученики и исповедники Российские, библеистика, экклезиология, нрав-ственное богословие, сотериология, православное учение о стыде.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Истина по апостолу есть сила, имеющая значение не только для человеческого ума, но являющаяся нормой всего поведения и всего существования человека, как это видно из выражений: быть от истины, иметь в себе истину, творить истину, ходить, стоять, быть в истине ( 1Ин. 1:6, 8; 2:4, 21; 3:19; 4:6; 5:6 ; 3Ин. 1:3, 8, 12 и др.). Она по апостолу освобождает человека от греха ( Ин. 8:32, 34 ). Это есть всё, что Бог открыл роду человеческому в Иисусе Христе и чрез Него о спасении, чтобы он, веруя в Сына Божьего, имел жизнь вечную. „Аз на сие родихся и на сие приидох, – говорит Господь, – да свидетельствую истину, и всяк, иже от истины, послушает гласа моего» ( Ин. 18:37 ). И ещё: Аз есть путь и истина и живот ( Ин. 14:6 ). Познание истины не ограничивается по апостолу только теоретическим познанием, усвоением известных положений евангельского учения, но должно быть всецелым проникновением истиной, так чтоб она сделалась внутренней силой, заправляющей всей жизнью человека, которая и свидетельствует о том, что человек – от истины и пребывает в ней, по ней думает, чувствует и ходит, что бывает, когда человек находится в тесном личном благодатном общении с Истиной, Господом нашим Иисусом Христом. 2. Ради истины 666 , заключает апостол приветствие, пребывающей в нас; и 667 с нами будет она вовек. 3. Будет 668 с нами благодать, милость, мир 669 от Бога Отца 670 и Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви 671 . Христиане, говорит апостол, пребывают в истине (1 ст.) и истина пребывает и, заверяет он, пребудет в них вовек. Она, сделавшись в них внутренней действующей силой, проявляется в них в любви друг к другу, объединяя их в одно общество (ср. 1Ин. 1:7 ), в Церковь Христа, причём и дары им от Бога Отца во Христе: благодать, милость и мир, которые пребудут у них, заверяет апостол, вечно, будут открываться и характеризоваться в них истиной и любовью, хождением их в истине и любви. 2. Наставление ходить в истине и любви с предостережением от влияния со стороны лжеучителей 4–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Миропомазание апостолы передали пастырям вместе с другими обязанностями: Тит.1:5 . После апостолов и теперь в миропомазании сообщаются дары Духа Святого для внутреннего укрепления в человеке духа истины и благочестия: Еф.1:17–19:3:16 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания, является для верующего залогом искупления его: Еф.1:13–14:4:30 , и воскресения: Рим.8:11:23 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве миропомазания Ин.7:38–39 . «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен». Объяснение. Необходимо различать в учении Христа воду как внешнее средство возрождения: Ин.3:5–23 , от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 . Что первая необходима, читай: Мк.1:9–10 ; Деян.8:36–38 , а вторая – вода духовная, даётся Церковью Христовой через таинство миропомазания: 2Кор.1:21–22 ; 1Ин.2:20–27 ; Деян.2:38 . Деян.2:2–3 . «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Объяснение. Из события сошествия Святого Духа на апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение огненных языков, и проч., должно усмотреть, что отвергающие видимую сторону таинств Христовой Церкви, как, например, погружение в воду при крещении или миропомазание от рук иерея, поступают не по Евангелию, а самохвальствуют, когда, ссылаясь на слова: 1Ин.2:20 , говорят, что они имеют помазание от Святого, ибо Дух Святой устами апостола говорит: Деян.2:38:22:16 ; 2Кор.1:21–22 . Деян.8:5:17 . «Так Филипп пришёл в город Самарийский, и проповедовал им Христа... тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Наконец, по мнению г. Балихина, Иуда не мог потому „причаститься Святых Таин, что в нём был сатана, и Христос знал, что в человеке“. Это рассуждение можно сравнить с такими словами: „этого больного нельзя лечить и давать ему лекарства, потому что он сильно болен!“... Г. Балихину конечно известны слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям, когда эти лицемеры упрекнули Спасителя за то, что Он находится в обществе мытарей и грешников. Не здоровые, – сказал Христос, – имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мк.2:17 ). После грехопадения наших прародителей мир подпал под власть сатаны ( 1Ин.5:19 ); Христос-Спаситель для того и воплотился в мире, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ; Евр.2:14–15 ). С этою целью Он основал Церковь свою ( Мф.16:18 ) и установил в ней благодатные таинства, в которых мы почерпаем силы для борьбы с сатаной ( Еф.6:10–17 ); и говорить, что таинство не может быть преподано грешнику потому, что он – грешник, – значит не понимать значения и цели искупительной жертвы Христовой. Но понятное дело, что человек должен приступать к таинствам Церкви со строгим внутренним самоиспытанием ( 1Кор.11:28 ; Деян.2:38 ), – должен заглянуть в свою душу и подумать о том, насколько он подготовлен к принятию Небесного Света. Господь же желает всем людям спастись ( 1Тим.2:4 ) и употребляет все средства обратить грешного человека от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ); всякого, приходящего к Нему, Христос не изгоняет вон ( Ин.6:37 ). Вот почему Спаситель допустил до причащения и Предателя вместе с другими апостолами, хотя Он, как Серцеведец, знал, что Иуда предаст Его, апостол Пётр трижды отречётся от Него, а остальные ученики малодушно разбегутся каждый в свою сторону и оставят Его одного ( Мф.26:31–35 ; Ин.16:32 ). Благость Божию относительно грешников нельзя оценивать соображениями холодного человеческого ума ( Рим.2:4 ); даже в самый конечный момент в саду Гефсиманском Христос обращается к Иуде с кроткими словами: друг! для чего ты пришёл? ( Мф.26:50 ) и побуждает этим сердце предателя к последней возможности одуматься и прозреть в свой страшный поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Нет человека праведнаго на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ) и ( 3Цар. 8:46 ), «потому что, говорит Господь, помышление сердца человеческаго – зло от юности его» ( Быт. 8:21 ). «Кто, спрашивает Премудрый, может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего» (20:9)? Так учили о греховности всех людей Сам Бог и ветхозаветные праведники, так об этом учат и св. Апостолы. Все мы, говорит ап. Иаков, много согрешаем» ( Иак. 3:2 ). «Если говорим, что не имеем греха, учить ап. Иоанн, обманываем самих себя, и истины нет в нас»... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его (Христа) лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин. 1:8 ) и ( 1Ин. 1:10 ). Святою во всех своих членах Церковь может быть только на небе, в будущей жизни, где будет царство святых, ибо здесь, на земле она еще находится в постоянной борьбе со злом и грехом, здесь она еще воинствующая против плоти и мира, «против козней диавольских», «ведет брань против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6:10–17 ), ( Гал. 5:17 ); а уже там она будет торжествующая, после окончательной победы над врагом ( Евр. 12:22–23 ). Оттого такой церкви, где бы все члены ее были святы и непорочны, на земле никогда не было, нет и не будет. Только человек, впавший в духовную гордость и самообольщение, может говорить, что он без греха. Сектант: 4) Мы отделились от Православной Церкви потому еще, что в ней грешники не отлучаются от общества верующих, тогда как ап. Павел учит: «Я писал вам не сообщаться с теми, кто называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... Итак, извергните развращеннаго из среды вас» ( 1Кор. 5:11–13 ). Объяснения православного: 4) Это не верно. Церковь в неделю Православия торжественно отлучает от себя всех еретиков, она же и в другое время отлучает тяжких грешников, подвергает и эпитимии, но только в крайних, исключительных случаях, пользуясь этим сильным средством осторожно, с мудрою осмотрительностью, чтобы не оттолкнуть от себя навсегда грешника, еще .могущего прийти к познанию истины и раскаянию в своих грехах. Так, например, наша Церковь еще недавно всенародно отлучила от себя знаменитого писателя и, к несчастью, еретика, – графа Льва Толстого, на днях отлучила бывшего профессора академии архимандрита Михаила, священ. Громова, Г. Петрова и других непокорных сынов своих, открыто восставших против Христа и Его Церкви. Но это, говорим, она делает в редких, исключительных случаях, помня, что Сам Бог «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3:9 ). И во времена Спасителя были люди, которые, подобно нашим сектантам, укоряли Его учеников за то, что они «едят и пьют с мытарями и грешниками», и даже Самого Христа обвиняли в том, что он «друг мытарям и грешникам»:, но Христос говорил им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк. 5:30–32 ) и ( Лк. 7:34–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Но, как только чадо Божие изменило своему месту у подножия Креста, оно легко может быть увлечено страстями и похотями своими. Наши внутренние похоти должны исчезнуть. Пока они еще живы, наше подчинение Духу Божию не совершилось вполне. С другой стороны, мы читаем в этом же послании: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак. 1:12 ). Господь в Своей любви посылает это искушение, дабы дело терпения созрело и достигло совершенства, поэтому «с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения» ( Иак. 1:2 ). «Ибо, как Сам Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр. 2:18 ). Во всех внешних обстоятельствах, во всех сношениях наших с ближними, даже во всех мелочах ежедневной жизни мы должны молиться, чтобы Господь руководил нами и держал нас Своею рукою, охраняя от всего дурного. Мы будем безопасны только тогда, когда осознаем постоянную нашу зависимость от Бога. Мы будем сильны нашей немощью, когда будем искать опоры и силы в Его всемогуществе. Если искушения и одолевают нас со всех сторон, будем постоянно повторять эти слова: «не введи нас во искушение», – помня, что Господь держит в Своих руках все, касающееся нас, и что Он не допустит нас быть искушаемыми сверх сил, если наша молитва к Нему о помощи будет начинанием и основанием каждого нашего шага. О духовной брани 11 июня. «Избави нас от лукавого» ( Лк. 11:4 ) «Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» ( 1Ин. 2:13, 14 ), – говорит апостол Иоанн. Почему победили? Потому что Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» ( 1Ин. 4:4 ). Не силою человека одерживается эта победа – она сверх его силы. Но есть такая всемогущая власть, которая не подпускает врага к верующей душе. Он пускает в нее свои «раскаленные стрелы», но щитом веры ей дано их угасить и, «все преодолев, устоять» ( Еф. 6:13, 16 ). Враг соблазняет ее разными способами, и козни его бесчисленны. Но Господь, Который обитает в Своих детях, больше искусителя и может защитить нас от всякого злого дела и сохранить для Своего Небесного Царствия. Молитва «избавь нас от лукавого», искренне произносимая, никогда не может остаться без ответа, потому что Христос смертью Своею попрал силы ада и «Сильнейший отнял добычу у сильного» ( Лк. 11:22 ). Сказано, что «лукавый ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ), ища душу беззащитную, самоуверенную, блуждающую по собственным путям, не прикрытую заступничеством Христа, – такую душу он может поглотить.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010