Антихрист Антихрист предсказан: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:3–4 ). Антихрист изображается а) отвергающим воплощение Христово: Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет ( 1Ин.4:3 ). Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист ( 2Ин.1:7 ); б) отвергающим Отца и Сына: Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына ( 1Ин.2:22 ); в) обманщиком, производящими ложные чудеса силою сатаны: Пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Фес.2:9–12 ). Творить великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле ( Откр.13:13–14 ); г) преследующим святых: Против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего ( Дан.7:25 ). Зверь отверз уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их. Здесь терпение и вера святых ( Откр.13:6–7 , Откр.13:10 ). Пришествие антихриста – признак последних времен: Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время ( 1Ин.2:18 ). Господь придет уничтожить антихриста: Беззаконника Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес.2:8 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Общение ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово «О.» [греч. койнониа] подразумевает «тесную связь», «близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств», в которых одна из сторон может иметь некоторые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово койнониа («общность») означало «участие в общем деле» или «отношения между людьми»; 3) в ВЗ слово «О.» указывает лишь на межчеловеческие отношения ( 2Пар. 20:35 ; Пс. 49:18 ); отношения же человека и Бога определяются словом завет (⇒ Союз, завет ); 4) в НЗ, напротив, слово «О.» означает разностороннее и сознат. О. с Богом: в 1Ин. 1говорится об «общении с Отцом и Сыном»; в 1Кор. 1 – о призвании «в общение Сына Его, Иисуса Христа»; в 1Кор. 10:16 – о приобщении крови и тела Христовых и об «участниках (точнее – «общниках», см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) жертвенника»; в Флп. 3 – об «участии [греч. койнониа] в страданиях Его»; в 2Кор. 13 и Флп. 2говорится об «общении Святого Духа». ПОНИМАНИЕ ОБЩЕНИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ 1) основой О., о котором говорится в НЗ, является пребывание человека «во Христе» или Христа в нас ( 2Кор. 5:17 ; Гал. 2:20 ); это новая основа существования ( Гал. 6:15 ); 2) О. совершается исключит. по воле Божьей, оно даруется человеку через ⇒ веру; постоянное О. с Богом проявляется в послушании человека; 3) примеры христ. О. часто встречаются в посланиях ап. Павла, где верующие люди представлены как члены тела Христова ( 1Кор. 12:12 ) (⇒ Тело, VI). Это О. осуществляется и переживается ими в ⇒ Вечере Господней ( 1Кор. 10:16 ); 4) О. с Иисусом Христом становится зримым в О. христиан друг с другом. Как святые (⇒ Святость, святое), христиане являются членами основанной на жертве Христа Церкви ( Евр. 10:14 ). Они живут в этом, старом ⇒ мире [греч. айон; ⇒ Вечность], хотя для них уже начался новый мир ( Ин. 17:15 ). Их О. постоянно угрожает грех, противостоять которому можно, только живя во свете ⇒ познания и очищаясь ⇒ кровью Христа ( 1Ин. 1:6–9 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Убийство Убийство [евр. рецах]: 1) закон Моисея разграничивал умышленное У. и неумышленное. Человека, преднамеренно ударившего другого так, что тот умирал, предавали смерти. Убийцу не могла спасти даже попытка в соотв. с древним обычаем укрыться в святилище ( Исх. 21:12.14 ). Если же У. происходило непреднамеренно, по стечению обстоят-в, то убийце предписывалось жить в определ. месте, где ему сохранялась жизнь ( Исх. 21:12.13 ) (⇒ Кровная месть ⇒ Города-убежища ). Убийца, однако, должен был предстать перед судом, который выяснял, не было ли вражды между ним и убитым ( Числ. 35:20–25 ). Только преднамер. У. в результате нападения признавалось подлинным преступлением ( Втор. 19:4–13 ). В этом случае убийцу ждала смертная казнь ( Исх. 21:12 ; Числ. 35:31 ). Вместе с тем закон Моисея признавал за человеком право на самооборону. Если человек, застав ночью грабителя или «вора подкапывающего», убивал его, то убившему «кровь не вменялась». Однако если У. происходило после восхода солнца, то оно считалось превышением меры необходимой самообороны (т.к. можно было позвать на помощь или убедиться, вооружен ли грабитель, и т.д.) и кровь вменялась убийце ( Исх. 22:2.3 ); 2) в соотв. с Числ. 35кровь убитого оскверняет землю, и искупление (очищение) можно совершить только пролитием крови самого убийцы ( Числ. 35:33 ). Если убийца был неизвестен, то, чтобы вина не тяготела над землею, надлежало принести особую, искупит., жертву – телицу, которая не была в работе и на которую не возлагали ярма ( Втор. 21:1–9 ). Это же касалось и У., совершенного на войне (даже если участие в битве было предписано Господом), оно делало человека нечистым, и он нуждался в искуплении ( Числ. 31:19–24 ). Согл. 1Пар. 22:8–10 ; 1Пар. 28:3 , кровь, пролитая Давидом во время сражений, послужила препятствием тому, чтобы он возвел храм Господу; 3) в связи с тем, что уже в предписаниях ВЗ оценка деяния зависит от его замысла, Иисус в НЗ учит, что все внешние проявления деятельности человека обусловлены его внутр. состоянием – тем, что заключено в его сердце. Имеющий злые мысли уже подлежит суду Божьему; гнев и ненависть ведут к У., и даже если У. не происходит, испытывающий эти чувства в полной мере виновен пред Господом ( Мф. 5:21.22 ; Мф. 15:19.20 ; ср. 1Ин. 3:15 ). Согл. Откр. 21 и Откр. 22:15 , убийцы не наследуют Царства Божиего. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В Минской духовной семинарии завершил работу Летний богословский институт 5 июля 2018 г. 09:29 С 25 по 30 июня 2018 года по благословению ректора Минской духовной семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия на базе семинарии проходили занятия Летнего богословского института. Занятия были ориентированы на студентов, выпускников и преподавателей высших и средних учебных заведений, а также на всех желающих повысить уровень своих знаний в области богословия и религиоведения. В нынешнем году участниками института стали 59 человек. Программа института включала в себя интенсивный курс лекций, которые проводили преподаватели Минской духовной семинарии: 1. Богословие Нового Завета — иеромонах Евстафий (Халиманков). Тема: Учение о Богообщении по 1Ин. 1:1-5. 2. Богословие Ветхого Завета — протоиерей Виталий Антоник. Тема: Мессианские чаяния Ветхозаветной Церкви. 3. Основы христианского вероучения — протоиерей Виктор Василевич. Тема: Догматические и нравственные аспекты Молитвы Господней. 4. Современное богословие — иерей Иоанн Кононович. Тема: Богословские тенденции XX века. 5. Догматическое богословие — иерей Евгений Солонков. Тема: Христианская сотериология. 6. Этические проблемы современности — иерей Сергий Тимошенков. Тема: Этические проблемы современности. 7. История Церкви — протоиерей Александр Романчук. Тема: Исторический путь Православия на Белорусских землях. 8. Каноническое право — протодиакон Геннадий Малеев. Тема: Канонизация святых в Русской Церкви. 9. Основы христианской нравственности — протодиакон Геннадий Малеев. Тема: Честь как условие успеха служения человека в обществе. 10. Священное писание Ветхого Завета — протодиакон Геннадий Малеев. Тема: Иисус Навин как вождь народа Божьего. 11. Святоотеческая аскетика — иерей Александр Полховский. Тема: Святоотеческая аскетика по творениям Восточных отцов IV века. 12. История церковного пения — протодиакон Андрей Скробот. Тема: Значение церковного пения в православном богослужении. 13. История православного богослужения — протодиакон Андрей Скробот. Тема: Чинопоследование и идейное содержание всенощного бдения и Литургии. 14. Иконоведение — Раевская Ольга Анатольевна. Тема: Смысл и содержание православной иконы. Помимо лекционной нагрузки, программа института предусматривала проведение экскурсий (Жировичский монастырь, Минская духовная семинария, Георгиевский храм), беседы на духовно-нравственные темы и неформальное общение. Работа Летнего богословского института завершилась 30 июня совершением благодарственного молебна, после которого ректор Минской духовной семинарии вручил сертификаты слушателям Летнего богословского института. Также состоялся мини-концерт с выступлением студентов семинарии и института, сообщает сайт МинДС . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Есть рождение плотское и есть рождение духовное: первое бывает от родителей – по плоти нас родивших; второе рождение бывает от Бога; но все ли мы рождаемся от Бога? Кто рождается чрез погружение в воду – в Крещении, тот рождается от Бога. Откуда же между нами явились грехи и грешники? Видите, по словам святого апостола Иоанна, между нами есть «дети Божии и дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «кто делает грех, тот от диавола» ( 1Ин.3:8 ), а «всякий рождённый от Бога, не делает греха» ( 1Ин.3:9 ). Как же отличить детей Божиих от детей диавола? По словам того же апостола: «всякий не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин.3:10 ). Такой человек, по подобию Каина, пребывает сам в смерти и есть человекоубийца ( 1Ин.3:14–15 ). По этому ясному учению апостола, каждый из нас может разуметь и видеть: чей он? Богу ли принадлежит или диаволу? Если Богу, то должен помнить, что рождённый от Бога не делает греха, – а если он грешит, говорит и делает неправду, и не любит ближняго; то должен знать, что он не чадо Божие, но чадо диавола, ибо: «кто делает грех, тот от диавола», – по словам апостола Иоанна. Каждый подумай: всегда ли ты говоришь и делаешь правду? Быть может иногда лжёшь устами своими и несправедливо поступаешь с ближним? Быть может не только не воздаёшь ближнему полной любви, с полным самоотвержением такой любви, какую оказал нам Христос Господь, Который положил за нас душу Свою с тем, что и мы должны полагать душу за братьев ( 1Ин.3:16 ): но даже завидуешь брату своему, огорчаешь его словами, отнимаешь собственность его, и имея достаток, но видя брата своего в нужде, затворяешь от него сердце свое ( 1Ин.3:17 ). В таком случае ты пребываешь в смерти, нет в тебе любви Божией, ты не есть чадо Божие, но чадо диавола, а такое состояние души самое несчастное! Нет! «Не словом или языком, но делом и истинною» ( 1Ин.3:18 ), – говорит апостол ты должен любить брата своего. Действительно, тот в смерти пребывает, тот человекоубийца, кто имея огромные постройки, множество сокровищ и денег; но видя несчастных вдов и сирот, страдающих от холода и голода – не заботится об их крайних нуждах, но сжимает руку свою, затворяет утробу, и для одного виду бросает им по копейки.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Общение с Богом Общение наше с Богом в Святом Писании представляется под образом: а) обитания в нас Иисуса Христа: Да даст вам Отец верою вселиться Христу в сердца ваши ( Еф.3:16 ). Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть ( 2Кор.13:5 ). Что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам ( 1Ин.3:24 ). Уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ); б) пребывания нашего во Христе: Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне ( Ин.15:4 ). Да будем в истинном Сыне Его [Бога] Иисусе Христе ( 1Ин.5:20 ). Кто сохраняет заповедь Его, тот пребывает в Нем ( 1Ин.3:24 ). Единение или общение с Сыном а) ведет к общению с Отцом: Кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ); б) соединено с общением святых: О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его ( 1Ин.1:3 ); в) происходит от Бога: утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог ( 2Кор.1:21 ). Кто во Христе, тот новая тварь: все же от Бога ( 2Кор.5:17,18 ). Господь а) обещал общение: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ); б) молился, чтобы все верные имели общение с Ним и Отцом: Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:21 ). Единение или общение с Господом производится и поддерживается а) верою: Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены ( Кол.2:6,7 ); б) словом Его: Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце ( 1Ин.2:24 ). Пребывающий во учении Христовом имеет и Отца, и Сына ( 2Ин.1:9 ); в) духовною пищею Тела и Крови Его: Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин.6:56 ). Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1Кор.10:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

12. Библейские тексты об общении нашем со Иисусом Христом Спасителем Общение наше с Богом в Св. Писании представляется под образом а) обитание в нас Иисуса Христа: «да даст вам Отец... верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф. 3:16, 17 ). – «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» ( 2Кор. 13:5 ). – «Что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» ( 1Ин. 3:24 ). – «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). б) пребывание нашего во Христе: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» ( Ин. 15:4 ). – «Да будем в истинном Сыне Его (Бога) Иисусе Христе» ( 1Ин. 5:20 ). – «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем» ( 1Ин. 3:24 ). – " От Него (Бога) и вы во Христе» ( 1Кор. 1:30 ). Единение или общение с Сыном: а) ведет к общению с Отцом: «кто любить Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). б) соединено с общением святых: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы... вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцом и Сыном Его» ( 1Ин. 1:3 ). в) происходит от Бога: «Утверждающий... нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог " ( 2Кор. 1:21 ). – «Кто во Христе, тот новая тварь... Все же от Бога» ( 2Кор. 5:17, 18 ). Господь а) обещал общение: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Апок. 3:20 ). б) молился, чтобы все верные имели общение с Ним и Отцом: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 17:21 ). Единение или общение с Господом производится и поддерживается а) верою: «как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены» ( Кол. 2:6, 7 ). б) словом Его: «если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» ( 1Ин. 2:24 ). – «Пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» ( 2Ин. 1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа XI. О первом члене символа веры Верую во единого Бога В прошедшей беседе мы говорили с вами, благочестивые слушатели, о том, что Бог есть Дух вечный и неизменяемый. Из слова Божия мы знаем, что Он есть Дух всеблагий. Сам Иисус Христос сказал: никтоже благ, токмо един Бог ( Мф. 19:17 ). Апостол Иоанн учит, что Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ). Давид воспевает: щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:8–9 ). Благость Божия простирается на все творение, но особенно на человека. Для людей Бог есть Отец. Сице убо молитеся вы, говорил Иисус Христос, Отче наш, Иже ecu на небесех ( Мф.6:9 ). Он дает людям все нужные блага и прощает им прегрешения их: солнце свое сияет на злыя и благия; и дождит на праведныя и на неправедныя ( Пс.5:45 ), дает всем живот, дыхание и вся ( Деян. 17:25 ). Особенная любовь Божия к людям проявилась в том, что Он дал Сына Своего единородного на страдание за грехи людей; тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруя в Он, не погибнет, но иматъ живот вечный ( Ин.3:16 ). – Если, братие, Бог благ ко всем Своим тварям, то мы должны благодарить Его. Когда кто оказывает нам благодеяние, мы благодарим его, так и Бога, величайшего благодетеля, мы обязаны всегда благодарить и за Его отеческую любовь воздавать сыновнею любовью. Возлюбим Его, говорит св. Иоанн Богослов, яко Той первее возлюбил есть нас ( 1Ин. 4:19 ). Если Бог любит нас, то и мы, братие, должны любить друг друга. Возлюбленные, говорит тот же Апостол, аще сице возлюбил нас есть Бог, и мы должны есмы друг друга любити ( 1Ин.4:11 ). Бог помогает нам в наших нуждах, и мы должны помогать другим; Бог прощает нам согрешения наши и мы должны прощать ближним прегрешения их против нас. Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть, учил Иисус Христос ( Лк.6:36 ). Благость Божия, братие, доставляет нам великое утешение. Мы никогда не должны отчаиваться в своем спасении, как бы ни были тяжки наши беззакония, а должны обращаться с истинным раскаянием к Богу, Который не хощет смерти грешника умирающаго, но еже обратитися ему от пути своего, и жити души его ( Иез.18:32 ). Веруя в милосердие Божие, христианин так молит Бога: верую, яко внидеши со человеколюбием и просвещаеши помраченный мой помысл: не бо блудницу со слезами пришедшую к Тебе отгнал ecu, ниже мытаря отвергл ecu покаявшася, ниже разбойника, познавша царство Твое, отгнал еси, ниже гонителя покаявшася оставил ecu, еже бе: но от покаяния Тебе пришедшия вся, в лице Твоих другов вчинил еси, един сый благословенный всегда, ныне и в безконечныя веки (9 мол. ко св. прич.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Выпуск пятый. Учение о любви (Издание третье) 1. Христианская любовь и союз ее с верою Любовь никогда не перестает. 1Кор.13:8 . Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. 1Ин.5:3 . Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Рим.5:5 . Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Гал.5:6 . Не любящий брата пребывает в смерти. 1Ин.3:14 . Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. Иак.2:14,26 . А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает. Евр.11:6 . А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. Гал.3:10 . А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Гал.5:5 . Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Еф.2:8 –9. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое. Ин.14:21,23 . Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 1Ин.3:18 . Мы уже знаем, в чем должны состоять вера и надежда христианская, и как необходимы эти добродетели для нашего спасения. Но кроме веры и надежды есть еще одна добродетель, которая также необходима для спасения и даже превосходит их. Эта добродетель есть любовь. Сравнивая ее с первыми двумя, апостол Павел говорит: «любовь никогда не перестает». Вера и надежда хотя и велики, и необходимы для спасения, но временны и с настоящей жизнью окончатся. В будущей жизни веры уже не будет, ибо вместо нее будет видение, не будет тогда и надежды, ибо все блага, составляющие предмет ее, уже будут достигнуты. Между тем, любовь и тогда не перестанет, но еще более возвысится; соединившись теснейшим образом с Богом, мы преисполнимся тогда величайшей любовью к Нему, если только в настоящей жизни приобретем добродетель сию и сохраним ее до конца жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

130. На день св. Ев. Иоанна Богослова Что Он (Бог) пребывает в нас, то это мы узнаем по духу, который Он нам дал. ( 1Ин.3:24 ). Значит, по словам Апостола Евангелиста Иоанна Богослова, можно легко знать: пребывает ли Бог в нас или нет. Он говорит, что это легко узнать по тому духу, который Он нам дал. Ах! Мы и того не знаем, что такое дух, – как же мы по духу этому можем знать то, что Бог в нас пребывает? Мы даже не знаем того, когда Он нам дал этот дух: при рождении ли, при крещении ли или после нашего покаяния или нового рождения? Какие же черты этого духа? Тут же Апостол пишет, что кто сохраняет заповеди Божии, тот пребывает в Боге; во-вторых, в том, чтобы мы веровали в единородного Сына Божия ( 1Ин.3:23 ) и любили друг друга; к сему дополним – кто делает правду, кто имеет кротость и смирение, кто не делает греха, – вот кто имеет дух истинный, дух Христов. По этому-то духу, или по этим-то добродетелям мы узнаем, что Бог живет в нас и мы в нем. Но самый истинный образ сего духа есть любовь христианская – любовь к Богу и ближним; а без этой любви Бог не может пребывать в человеке. Сей же Апостол говорит: «кто любит брата, тот ходит во свете; а кто ненавидит его, тот находится во тьме ( 1Ин.2:9–11 )». Да и Ап. Павел говорит, что любовь есть верх совершенства, что все добродетели наши и дарования после смерти – прекратятся, а любовь пребудет вечной. Думаю, что святой Ап. Иоанн, так и Ап. Павел говорят не о той любви, которую мы питаем к отцу, к матери, к жене, детям и друзьям; но о любви всеобъемлющей, которая простирается и на друзей и на врагов, на родных и чужих, на богатых и на бедных, на весь мир христианский. Итак – если ты желаешь знать, если Бог в душе твоей, то прежде спроси себя: если в твоей душе такая любовь, о которой говорят Апостолы? Любишь ли ты Бога всей душой и ближнего своего, как сам себя любишь? Если любишь, то очевидно, что в тебе есть Бог Отец, и есть Сын Его, и есть дух Его – вся Пресвятая Троица. Если же нет такой любви, то и Бога в сердце мы не имеем; и без Бога человек ничто! Как же многие нераскаянные грешники живут на свете без Бога? Живут и ходят во тьме, живут не с Богом, но с диаволом, – не живут жизнью Божией, а живут жизнью греховной. Ходят по свету как сонные, думают как сонные, блуждают как сонные. Грехи помрачают жизнь их и дела их и все их пути. Они судят не по духу, а по плоти, как и живут не по духу, а по плоти, по образу мирских человеков. Так живут идолопоклонники, евреи, магометане и все еретики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010