Братия мои, пишет св. ап. Иаков, брат Господа Иисуса Христа по плоти, не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению ( Иак.3:1 ), ибо некоторые, продолжает туже мысль св. ап. Павел, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают, уклонились в пустословие ( 1Тим.1:6, 7 ); это люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал.1:7 ): имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:5 ); это люди отделяющие себя (от единства веры), утверждает св. ап. Иуда, душевные, не имеющие духа ( Иуд.1:19 ); они вышли от нас, – окончательно дополняет и совершенно уясняет туже мысль св. Богослов – но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши ( 1Ин.2:19 ). Итак в слове Божием на все времена указан тот путь, по которому из лона Церкви Христовой, как не истинные Её чада, выходят лжеучителя. Главным камнем преткновения и соблазна для них служат следующие места Св. Писания – слова ап. и евангелиста Иоанна Богослова: «вы имеете помазание от Святого, и знаете всё ( 1Ин.2:20 ) и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас (ниже 27 ст.)», – поставляемые ими в связь со словами ап. Павла: «итак, когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию» ( 1Кор.14:26 ). Лжеучителя на основании слов ап. и Св. Иоанна Богослова отвергают необходимость особого учительства в Церкви Христовой; а приводя к ним в дополнение и объяснение слова ап. Павла ( 1Кор.14:26 ), выводят то заключение, что право учительства церковного принадлежит всякому вообще верующему во Иисуса Христа. Таким толкованием указанных апостольских слов они, кроме того, что изобличают самих себя в непонимании истинного смысла их (сих ап. слов), – тем самым вынуждаются признавать многое в Св. Писании не имеющим ровно никакого значения, как напр.: пастырские послания св. ап. Павла и подобные им другие места как ветхого, так в особенности нового завета. А ведь все Писание богодухновенно и полезно, и написано нам в наставление – для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( Рим.15:4 ; 2Тим.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею»… и «возлюби ближнего твоего, как самого себя», говорит Господь. На этих двух заповедях, по слову Господа, «утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37-40 ); их исполнение «больше всех всесожжений и жертв» ( Мк.12:33 ). «Любящий другого», разъясняет апостол, «исполнил закон», «ибо… все другие заповеди заключаются в этом слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:8-9 ). «Любите», говорит Господь, даже «врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас» ( Лк.6:27-28 ). Без любви христианской ни дар пророчества и чудотворения, ни даже раздача всего имения и предание самого тела своего на сожжение, не могут иметь никакого значения ( 1Кор.13:2-3 ). «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата пребывает в смерти». «Не любящий брата своего не есть от Бога» ( 1Ин.3:14, 10 ; 1Ин.4:8 ). Итак, любовь к ближнему – это основная заповедь христианства, отличительный признак, по которому можно узнать истинных учеников Христовых ( Ин.13:35 ). Одним из самых естественных и существеннейших проявлений этой христианской любви к ближнему является молитва за него к Богу, а потому слово Божие настойчиво и многократно внушает верующим этот долг молитвы. «Прежде всего прошу», пишет апостол, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). «Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). «Бодрствуйте в молитвах» ( 1Петр.4:7 ). «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). «Молитесь» даже «за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). Люби своего ближнего и молись за него, – вот непреложный завет нам веры Христовой, а так как Бог наш есть Бог и живых и мертвых и «у Него все живы» ( Лк.20:38 ; Рим.14:9 ), то и христианская любовь наша «никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ), простираясь и на живых и на умерших. Вот почему Святая Церковь и внушает нам молиться за наших усопших ближних. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «мы молимся о всех между нами скончавшихся, веруя, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва»(1). «Должно», по учению Св. Иоанна Златоуста , «сколько можно помогать умершему не слезами, но молитвами, и молениями, и милостынею, и приношениями». «Не поленимся подавать помощь умершим и приносить о них молитвы»(2). «Не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей», говорит бл. Августин, «но постараемся оказывать оную и умершим»…! «Всем нам, имеющим прейти от сей жизни, нужно милосердие». «Хочешь ли, чтобы Бог был к тебе милостив? Будь сам к ближнему таким. Итак, молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе.»(3) Наша святая вера таким образом учит нас: люби своего ближнего и молись за него, как за живого, так и за умершего.

http://azbyka.ru/mozhno-li-i-dolzhno-li-...

Одна из важнейших частей Откровения – учение о Втором пришествии Иисуса Христа, о кончине мира и о всеобщем суде. 1. Учение Церкви о втором пришествии Христовом 1.2. Признаки Второго пришествия 1.2.1. Распространение Евангелия во всем мире »...проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф. 24:14 ). 1.2.2. Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений »...многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос» ( Мф. 24:5 ), «и многие лжепророки восстанут и прельстят многих» ( Мф. 24:11 ). «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим. 4:3 ). 1.2.6. Пришествие антихриста Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигает особое орудие зла – антихриста. Приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба значения правомочны, потому что антихрист явится и противником Христа, «который будет стараться истребить христианство » 383 , и тем кто попытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании наименование «антихрист» употребляется в двух значениях. В широком значении это – всякий, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа ( 1Ин. 2:22, 4:3 ). В этом смысле «появилось много антихристов...» ( 1Ин. 2:18 ). В строгом смысле это наименование употребляется в отношении определенного лица. Господь говорил иудеям: «иной придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Ап. Павел называет антихриста «человеком греха, сыном погибели» ( 2Фес. 2:3 ). Антихрист будет теснейшим образом связан с сатаной, его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес. 2:9 ). Имя антихриста неизвестно, известно только его число – «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского , имя его неизвестно «потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» 384 . По словам св. Иоанна Дамаскина , антихрист «рождается... от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Вместе с этим верующим внушается мысль, что они не имеют здесь пребывающего града, но ищут грядущего, стремятся к Иерусалиму небесному, что они в собственном смысле «не странники и пришельцы, но сожители святым и присные Богу», говорится, что древние пророки, «которых весь мир не был достоин, скитались в милотях и козьих кожах, по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли», и заповедуется страннолюбие и помощь истинным странникам, которые «ради имени его пошли, не взяв ничего от язычников» 49 . Особенно замечательны в указанном отношении слова ап. Петра, в которых он заповедует «пришельцам рассеяния» Малой Азии удаляться от плотских похотей, «как странникам и пришельцам», оказывать «страннолюбие друг другу» и не иметь своим сопутником «огня, разжигающегося в человеке для его искушения» 50 , и вместе с этим внушается верующим, что «такие же страдания случаются и с братьями их в мире», растленном похотью. ( 1Пет.2:11, 4:9, 12, 5:9 ; 2Пет.1:4 ). Наконец, у ап. Иоанна слово «мip», кроме обыкновенного, имеет еще особое техническое значение и именно то самое, какое должно иметь для отшельников. В этом смысле Апостол употребляет это слово, характеризуя отношение лжепророков к миру: верующие от Бога и не должны любить мир: лжепророки, отделившиеся от верующих, этим обнаружили, что они от мира ( 1Ин.4:6, 2:19, 4:5 ); происходя от мира, они и «вошли в мир» и «говорят от мира и мир слушает их» ( 1Ин.4:5, 1 ; 2Ин.1:7 ). Отсюда мысль о противоположности и победе верующих над миром, в котором действуют лжепророки, составляет общую мысль и посланий и Апокалипсиса, и в Апокалипсисе представляется как бегство в пустыню жены облеченной в солнце, так и пребывание в пустыне жены, сидящей на звере багряном ( Откр.12:6, 14, 17:3 ). В Евангелии Иоанна с самого начала указывается на мир, не познавший Господа, и на иудеев, Его не принявших, и затем вражда иудеев к Господу представляется как вражда против него мира, завершившаяся победой Господа над миром – мысль особенно подробно выраженная в первосвященнической молитве Иисуса 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Держась этого, вы избежите вожделения к миру, а не имея вожделения к миру, вы не покоритесь ни похоти плоти, ни похоти очей, ни гордости житейской, и приготовите место грядущей любви, чтобы любить Бога. Потому что если в сердце вашем будет любовь к миру, не будет там любви к Богу. Держитесь лучше любви к Богу, чтобы, как Бог вечен, так и вы пребывали вовеки, потому что всякий человек таков, какова его любовь. Любишь землю – будешь землей. Любишь Бога – что мне сказать? Что будешь богом? Не смею сказать это от себя, послушаем Писания: Я сказал: вы боги и сыновья Вышнего все ( Пс 81:6 ) 112 . Итак, если вы хотите быть богами и сынами Вышнего, не любите мира и того что в мире, ибо все, что в мире – похоть плоти, и похоть очей, и гордость житейская, которые не от Отца, но от мира, то есть от людей, возлюбивших мир. И мир прейдет, и похоти его, но кто творит волю Божию, пребывает вовеки, как и Бог пребывает вовеки. Рассуждения на послание Иоанна к парфянам, рассуждение пятое. На 1 ин 3:9–17 От переводчика. Накануне Августин произносил четвертое “Рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам”, в конце которого определил тему следующего рассмотрения – противоречие между 1Ин. 1 и 1Ин. 3:9 : «Есть вопрос, над разрешением которого нам предстоит потрудиться, так как мы называем себя грешниками, ведь если кто скажет, что он без греха, он лжец. Но в послании того же Иоанна мы находим слова: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем. Вы ведь должны помнить из ранее читанного: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет ( 1Ин 1:8 ) 113 . А дальше, напротив, слышишь: Кто рожден от Бога, не грешит; согрешающий не видел Его и не познал Его; всякий, кто творит грех , от диавола ( 1Ин 3:9, 3:6, 3:8 ) 114 . Не бывает греха от Бога. Снова нам страшно от слов Иоанна. Как это мы рождены от Бога – и при этом признаем себя грешниками? Сказать ли нам, что мы не рождены от Бога? Но тогда каково действие этих таинств во “младенцах” (то есть крещения в новокрещенных – С. С.)? Что сказал Иоанн? Кто рожден от Бога, тот не грешит. И сам же Иоанн сказал: Если скажем, что греха в нас нет, мы сами себя обманываем, и истины в нас нет. Вопрос большой и трудный, и я призываю ваши силы, возлюбленные, к его решению» (Ep. Io. tr. 4, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Если же изменил, обратись опять со слезами и плачем к Отцу своему, как блудный сын, и помилует тебя; и впредь не отступай от Него — да не лишишься милости Его вовеки. 6) Помнить последние четыре: смерть, суд Христов, ад и царство небесное. Всегдашняя память и верное размышление об этом отвращает от греха. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посылает на тот век. По смерти суд Христов следует праведный, на котором слов, дел и помышлений беззаконных испытание будет, где следует или прославиться, или постыдиться. После суда того две дороги откроются: одна в ад, которой повлекутся грешники нераскаянные; другая в царство небесное, и пойдут ею праведники и святые. «Избавленные Господом придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их» (Ис.35:10). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Размышление об этом — истинная христианская философия, которая учит не природу вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать и сердце обращать от видимого к невидимому и от временного к вечному. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир.7:39). 7) Рассуждать, что кратка сладость греха, но вечная горесть последует. Грех, как совершается, несколько услаждает, но сотворенный горесть вводит, совесть уязвляет, душу оскверняет и к вечной муке ведет. 8) Пусть подлость и мерзость греха отвратит христианина от греха, ибо он есть семя и плод дьявольский, «потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). 9) Рассуждать о христианском благородстве, которое велико, высоко, превознесено и непостижимо. Быть «сыном Божиим», иметь «общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:3;3:1), быть «храмом Духа Святого и удом Христовым» (1Кор. 6:15,19) — сколь велико! Какая честь, слава и благородство больше этого может быть для человека! Вся слава и честь царей и князей уступает тому, как тьма свету. Но лишается того христианин через грех. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Именно, невозможно потому, что отпавшие не только не каются в своих грехах, а наоборот « снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему » (Ст.6). Само собою разумеется, что до тех пор, пока люди эти не оставят своего греховного поведения и не обратятся к Богу, обновлять таинством покаяния их невозможно. Что же касается людей, сознающих свою греховность и обращающихся к Богу, то для них обновление через таинство покаяния вполне доступно, так как Господь не только не отвергает кающегося грешника, но, по словам Спасителя, на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста-девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии » ( Лк.15:7 ). Вот почему отвергать необходимость покаяния невозможно. Раз люди грешат, то, естественно должны и каяться, без греха же нет ни одного человека: « Если говорим, что не имеем греха , пишет св. Иоанн Богослов, – обманываем самих себя и истины нет в нас » ( 1Ин.1:8 ). Сектанты далее говорят, что они и не отрицают необходимости для человека каяться в своих грехах, но только не признают отпущения грехов кающимся через особых пастырей: грехи им, уверяют сектанты, разрешаются непосредственно Самим Богом, При этом сектанты ссылаются на следующие места св. Писания: 2) 1Ин.2:1–2 . « Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа праведника. Он есть умилостивление за грехи наши ». 3) Мф.6:12 . « И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ». Конечно, грехи в таинстве покаяния отпускает верующим Сам Господь во имя Сына Своего, Иисуса Христа, но это разрешение грехов кающимся подается Господом не непосредственно, а через посредство особых лиц – пастырей Церкви. Так установил Сам Господь, Иисус Христос, когда о воскресении Своем даровал апостолам, а в лице их всем пастырям Церкви власть прощать грехи верующим, сказав: « Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся » ( Ин.20:22–23 ). Вот почему христиане всегда исповедывали свои грехи пред особыми Богом установленными пастырями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Источник и основание святости Церкви находится в ее Главе и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, т. е. на всех, кто соединен с ее Главой. Христос освящает человека через слово Божие, таинства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам содействует. В силу этого христиане образуют новый народ, который ап. Петр называет царственным священством (см.: 1Пет.2:9–10 ). А по отдельности члены Церкви Божией суть храмы Божии ( 1Кор.3:16–17 ), или храмы Духа Святаго ( 1Кор.6:19 ). Все члены Церкви призваны к святости: ...плод ваш есть святость ( Рим.6:22 ). Церковь называется святой не только потому, что всех призывает к святости и обладает всей полнотой благодатных даров, которые освящают верующих, но и потому что в ней во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости. В то же время Церковь никогда не была «заповедником святых», даже в апостольский период своей истории. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать Первое Послание к Коринфянам. Таким образом, Церковь – это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа о пшенице и плевелах, о неводе и др. (см.: Мф.13 ). Ап. Павел, уподобляя Церковь дому Божию, говорит: А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и глиняные... ( 2Тим.2:20 ). Для согрешающих в Церкви установлено таинство покаяния. Те, кто искренне каются в грехах, могут получить прощение: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:9 ). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника ( 1Ин.2:1 ). Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти (через анафематствование), или невидимым действием суда Божия. К таковым относятся безбожники, отступники от христианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры. Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Наконец, по мнению г. Балихина, Иуда не мог потому „причаститься Святых Таин, что в нём был сатана, и Христос знал, что в человеке“. Это рассуждение можно сравнить с такими словами: „этого больного нельзя лечить и давать ему лекарства, потому что он сильно болен!“... Г. Балихину конечно известны слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям, когда эти лицемеры упрекнули Спасителя за то, что Он находится в обществе мытарей и грешников. Не здоровые, – сказал Христос, – имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мк.2:17 ). После грехопадения наших прародителей мир подпал под власть сатаны ( 1Ин.5:19 ); Христос-Спаситель для того и воплотился в мире, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин.3:8 ; Евр.2:14–15 ). С этою целью Он основал Церковь свою ( Мф.16:18 ) и установил в ней благодатные таинства, в которых мы почерпаем силы для борьбы с сатаной ( Еф.6:10–17 ); и говорить, что таинство не может быть преподано грешнику потому, что он – грешник, – значит не понимать значения и цели искупительной жертвы Христовой. Но понятное дело, что человек должен приступать к таинствам Церкви со строгим внутренним самоиспытанием ( 1Кор.11:28 ; Деян.2:38 ), – должен заглянуть в свою душу и подумать о том, насколько он подготовлен к принятию Небесного Света. Господь же желает всем людям спастись ( 1Тим.2:4 ) и употребляет все средства обратить грешного человека от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ); всякого, приходящего к Нему, Христос не изгоняет вон ( Ин.6:37 ). Вот почему Спаситель допустил до причащения и Предателя вместе с другими апостолами, хотя Он, как Серцеведец, знал, что Иуда предаст Его, апостол Пётр трижды отречётся от Него, а остальные ученики малодушно разбегутся каждый в свою сторону и оставят Его одного ( Мф.26:31–35 ; Ин.16:32 ). Благость Божию относительно грешников нельзя оценивать соображениями холодного человеческого ума ( Рим.2:4 ); даже в самый конечный момент в саду Гефсиманском Христос обращается к Иуде с кроткими словами: друг! для чего ты пришёл? ( Мф.26:50 ) и побуждает этим сердце предателя к последней возможности одуматься и прозреть в свой страшный поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Опять же, когда с сокрушением и со сладкой болью в сердце ты молишься Богу в равной степени как о самом себе, так и о всяком человеке, знакомом тебе и незнакомом, враге и друге, огорчившем тебя и не огорчившем, тогда знай, что ты от души возлюбил твоего ближнего. Но эти внутренние расположения не приходят, если только ты не заимеешь явные дела любви. Потому что если ты не приучишь себя отвергать свою волю и исполнять волю ближнего, то как ты перетерпишь, если случится, нападки его на тебя? Если же благородно и великодушно ты не снесешь неприятности от людей, то как достигнешь такого состояния, чтобы молиться за врагов? Если не покоряясь Говорящему: «Подавайте милостыню из того, что у вас есть, тогда все у вас будет чисто» (Лк.11:41), ты удерживаешь свое имущество и бережешь для себя и не расходуешь его для помощи нуждам ближнего, то как прольешь о них слезы? «Потому что тот, кто имеет любовь», говорит некто из друзей Божиих, «тот расточил свои деньги; а утверждающий, что обладает и тем и другим, т.е. и деньгами и любовью, тот заблуждается: или он пуст от денег, или пуст любви, а это то же, что сказать — пуст от Бога»; потому что Бог есть любовь и Он объявляет нам, говоря: «Не можете Богу работати и Мамоне» (Мф.6:24); мамоной называя все то, что у нас имеется сверх нужды, будь то золото или серебро или что-либо иное, и показывает, что стоящему на страже своих денег, невозможно молиться: «Ибо где сокровище твое, — говорит Он, — там и ум твой» (Мф.6:21, ср. Лк.12:34)., и не ушел он в молитву. Так что о такого рода людях еще и это сказал Господь: «Сии людие устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» (Мф.15:8-9). Посему и Возлюбленный Богу Гром вопиет: «Кто имеет богатство мира сего и не удовлетворяет нужды братьев, в том нет любви Божией» (1Ин.3:17). Потому что любовь к миру и любовь к Богу не могут вместе пребывать в одном и том же человеке. Ибо любовь к миру является враждой к Богу. Посему опять он же говорит: «Не любите мира, ни яже в мире» (1Ин.2:15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010