Возможно, ты скажешь: «Касается ли это меня? Должен ли я отдать свои деньги, чтобы он не терпел нужду?» Если об этом спрашивает тебя сердце твое, то любовь Отца не пребывает в тебе. Если любовь Отца в тебе не пребывает, ты не рожден от Бога. Как ты можешь хвалиться тем, что ты христиан? Ты носишь имя [христианина], но [P. 270] не поступаешь [как христианин]. Если дела будут идти вслед имени, то и пусть назовет тебя кто-нибудь язычником, ты же делами своими покажешь себя христианином. Ведь если ты в делах своих не показываешь себя христианином, то пусть все зовут тебя христианином, что пользы тебе в имени, когда дела не показывают тебя таковым? А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божия? И далее: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). 13 . Я полагаю, что вам явлена, братья мои, великая и важная тайна. В чем сила любви, об этом говорит все Писание. Но я не знаю, утверждается ли она где-то более, чем в этом послании. Мы просим вас и молим в Господе, чтобы вы сохраняли в памяти то, что услышали, а также чтобы были внимательны к тому, о чем еще должно быть сказано, пока не завершится [чтение] этого послания, и усердно слушали. Отворите сердце свое для доброго семени, вырвите тернии, чтобы они не заглушили то, что в вас посеяно, но чтобы скорее взошла нива и чтобы возрадовался Земледелец и приготовил для вас житницу, как для зерна, а не огонь, как для плевел. Рассуждение 6 [P. 276] 1 . Если вы помните, братья, вчера мы закончили проповедь о том изречении, которое, без сомнения, должно было сохраниться в вашем сердце, поскольку это было последнее, что вы услышали: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин.3:18 ). Далее следует: И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает всё ( 1Ин.3:19–20 ). Он сказал: станем любить не словом или языком, но делом и истиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Рим 13:14 ), и так не пребывает ли духовно мертв для Бога. Ибо не имя христианское и исповедание веры делает христианина истинным христианином, но вера живая. Веру же живую показывают плоды ее – добрые дела, как апостол говорит: «покажи мне веру твою от дел твоих» ( Иак.2:18 ). И: «всякое дерево познается по плоду своему» ( Лк.6:44 ). «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Так и христианин, когда веру живую имеет и так в новом рождении пребывает, не может приносить злых плодов, как дерево доброе. Ибо «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ) (это понимается о грехе, который совершается по произволению и против совести). Но как дерево доброе плоды добрые, так он добрые дела живущей в нем благодатью Божией творит. Посему нужно всякому испытывать себя: имеет ли веру, и находится ли в спасительном новом рождении. Нужно, говорю, пока время не ушло и он на пути мира сего обретается, где спасение вечное или приобретается, или погубляется. Ибо не приносящим доброго плода суд Божий, посекающий, как секира, возвещается. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ). Глава 8: Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды " Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» ( 1Пет.2:24 ). «Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» ( 1Ин.2:29 ). «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин.3:10 ). § 390. Христианин в святом Крещении верою во Христа оправдался и чистым перед Богом сделался так, как бы он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спасительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Главной пищей во время поста должен быть хлеб и его заместители: гречневая каша, горох и т.п. На все остальное нужно смотреть только как на вкусовую приправу. Тогда и во время поста человек будет чувствовать себя сильным и бодрым, убавится только немного жира... Малоядение есть источник истинного здоровья и делает организм более трудоспособным и выносливым (34, 25, 29). 62 После чудесного насыщения хлебом и рыбою многотысячной толпы в пустыне, Иисус, пройдя Тивериадское море, прибыл в Капернаум. Люди искали Его, и, нашедши в Капернауме, услышали от Спасителя следующее: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» ( Ин.6:26–27 ). 63 Пища тленная сама по себе показывает, что она не стоит того, чтобы душа полна была забот о ней. «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» ( 1Кор.6:13 ). Пища, остающаяся в душе на целую вечность, так же сама собою показывает, что о ее приобретении надобно заботиться искреннею душою и постоянно. Спаситель не учит человека беззаботности, когда дело касается потребностей его временной телесной жизни. «Спаситель запрещает только такие заботы, которые заставляют человека забывать о Боге; запрещает заботы о том, что для нас излишне, ненужно, что составляет прихоть». «Он, собственно, говорит против утилитаристов, которые слишком высоко ставят удобства земной жизни и слишком низко ценят духовное в ней. Он требует, чтобы, прежде всего, была у человека во внимании пища духовная, которую может подавать только Он. Люди многому дают названия духовной пищи: наукам, наслаждениям изящными предметами и пр.» (39, 792). 64 Спаситель же указывает человеку на его высокое достоинство в его бессмертном духе и на его смиренную земную долю. Он же – и только Он один! – дает человеку возможность возродиться духовно и достигать совершенства пребыванием в любви – пребыванием в единении с Богом (ср. 1Ин.4:16, 3:24 ). «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Ин.4:7 ). Это – не только изменение, или улучшение, или усовершенствование; нет, это есть именно исхождение «от Бога», приобщение к Святому. Любящий возродился или родился во второй раз, – в новую жизнь; он соделался чадом Божиим, приобрел новое бытие и новую природу, был «мертв и ожил» для перехода в новое царство действительности... Любящий перешел от смерти к жизни, из царства века в Царство Божие. Он соделался причастником «Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ). Он явился в новый мир Истины, в котором может расти и развиваться; в нем пребывает семя Божие, семя Божественной жизни (ср. 1Ин.3:9 ), семя самой Истины и подлинного Ведения (101, 85).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Бог же, на Своём Суде, будет оценивать, делала ли душа больше добрых дел или злых, дел веры или дел неверия; иначе говоря, больше веровала или не веровала во Христа 250 . Хочу подчеркнуть то, что протестанты признают человека верующим или не верующим, возрождённым или не возрождённым и не понимают именно того, что человек обычно не может уверовать во Христа и Евангелие всей душой , и что словесное и умственное признание Христа своим Спасителем и Господом и акт покаяния не изгоняют из его души всё неверие, и в душе человека и после этого остаётся много неверия, то есть неусвоения и внутреннего непринятия, несообразования с волей и характером Христа. И только Бог может точно судить, чего в душе человека больше – веры или неверия, и в результате, чего он достоин – Небесного Царства или ада, и какой степени 251 блаженства или мучения. В подтверждение сказанному хочу привести несколько мест из Евангелия. Ап. Иоанн говорит: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает...» ( 1Ин.3:6 ) и: «мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит...» ( 1Ин.5:18 ). Но в другом месте он пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). Также и другой Апостол говорит: «…все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ), или, что одно и то же, все мы много не веруем ! Эти места, кстати сказать, часто смущают протестантов, и они не умеют удовлетворительно истолковать это «противоречие» 252 . А объяснить эти места можно именно так, что Апостол говорит в первом случае об абсолюте, о совершенстве. Истинно, всей душой верующий человек – кто всецело пребывает во Христе; кто рождён от Бога так, что из души изгнан всяких грех и все ростки иной, дьявольской жизни, и всю душу наполняет одна лишь новая Божья жизнь – не грешит и не согрешает. Но во втором случае он говорит о реальности, что на практике почти нет таких людей, кто во всём верует Христу и во Христа; кто всецело пребывает в Нём; в котором новая Божья жизнь вытеснила всю другую жизнь, все другие ростки греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В оправдание непогрешимости каждого члена своей общины сектанты приводят следующие места: “И так извергните развращенного из среды своей”.... “Всякий рожденный от Бога не делает греха”. Грешники были и у Апостольской Церкви. Лживое сектантское понимание сего места, в полной безгрешности всякого верующего в Бога, изобличается следующим. “Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние”... Если этот же св. Апостол называет людей, скрывающих грехи и отрицающих их, лжецами и Богообманщиками, то ясно, что сектанты, огораживая свою святость этим текстом, страшно лгут на св. Апостола, который с особенной ясностью говорит в своих посланиях о грехах двух степеней, так как в 1Ин. 1:8,10 он говорит о грехах общих, которые строго велит исповедовать; в 1Ин.3:9 , упоминает о страшном грехе к смерти, от которого и предупреждает верующих, так как начало этой главы относится к людям отвергающим Христа, именно 1Ин.3:7 говорит против обольстителей. Апостолы также каялись во грехах. “Верно и всякого понятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый”... Только Богообманщики не признают греха. “Если говорим, что не имеем греха, то истины нет в нас”.... 2) Обольщая себя мнимой святостью, сектанты таким образом отвергли таинство покаяния и против повторимости его приводят следующее место. ( Евр.6:4 ). “Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. Истинный смысл: напротив, здесь именно и говорится о повторимости покаяния, которое существовало в Апостольской Церкви для очищения согрешающих и находящихся в Церкви, но здесь Апостол говорит о совершенно отпадших людях и пренебрегших совершенно спасением во Христе и даже ругающихся Ему; для таковых разумеется не может быть никакого средства, если они отвергают веру во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Не говорим уже о том, что всем великим и невеликим людям для спасения прежде всего необходимо духовное возрождение от Св. Духа, которое бы очистило их от всех вольных и невольных грехов и ввело их в новый завет с Господом Богом. Это возможно и бывает только в Церкви. Не о таких сильных людях надо говорить нам, которые сами себя считают совершенными. «Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» ( 2Кор.10:18 ). В христианском смысле сильные духом те, которые отказались не только от плотских страстей и мирских привязанностей, но и от своего себялюбия и от гордости. Все доброе и истинно великое, что есть у них, они приписывают не себе, а Богу. Ему они предали и себя, и свою волю, и разум. Таковы подвижники веры и благочестия, для которых ничто весь мир с его соблазнами, но которые не преклоняются и пред собственным разумом. Для Господа они готовы отказаться и от разума; и бывает, что отказываются, являясь миру, как объюродевшие. Но эти подвижники в Церкви. Не сами собой они стали такими: их создала благодать Божья чрез церковное руководство. Церковь , таким образом, сделала свое дело и, по-видимому, более не нужна. Но люди опытные в христианской жизни утверждают, что церковное руководство не прекращается и в этом случае, т. е. для этих истинно великих людей. По учению христианскому никто, до какой бы степени совершенства ни дошел, не может считать себя вполне совершенным и безгрешным. Ап. Иоанн пишет: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас»... ( 1Ин.1:8–9 ). И это не по смирению только, но и по истине, как выражаются отцы карфагенского собора 142 . Правда, тот же Иоанн Богослов, по-видимому, говорит другое: «всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает, в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). Но эти слова никак нельзя понимать в смысле безусловной невозможности греха для истинного христианина. Во-первых, это противоречило бы прежде указанным словам того же апостола, во-вторых, история показывает, что падали и великие люди. То состояние святости, которое исключает возможность согрешения, православная Церковь по справедливости приписывает только святым небожителям, избегает соблазнов этого мира. Слова апостола означают лишь то, что человек «рожденный от Бога» и «пребывающий в Боге» ( 1Ин.3:6 ), не может грешить сам добровольно по своему внутреннему влечению 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

О христиане, вспомним имя, звание и обещание наше. Христос Царь наш, и мы подданные рабы Его, ибо от Него и имя наше, христианин, имеем. Он нас создал, Он нас Кровью Своею искупил, Он о нас промышляет. Ему мы при крещении обещали верою и правдою служить; Ему и имена свои записали, и называемся христиане. Где же обещание наше? Где вера? Где правда? Где верная Ему работа? Почему с именем не согласуется дело? Почему называемся христиане и не служим Христу, но миру и греху? Какая нам польза от имени без вещи, которую означает имя? Почему раб называется рабом господина, которому не повинуется и не работает? Почему христианин называется христианином, когда не служит Христу, Царю своему и Господу? «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим 8:9 ). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Великолепнейшее имя – «христианин». Христиане – сыны Божии ( Гал.3:26, 4:7 ), и общение их «с Отцем и с Сыном Его, Иисусом Христом» ( 1Ин.1:3 ). Этот титул им приписывает Божие слово. «Верно слово и всякого приятия достойно " ( 1Тим.1:15 )! Как же возможно оскверняться грехами и со святейшим Богом общение иметь? «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» ( 1Ин.1:5–6 ). Как возможно и чадом мира сего и чадом Божиим быть? Никак этого быть не может. Надобно непременно или тем или другим быть: надобно или чадом Божиим быть и во свете ходить, «подобно как Он во свете» ( 1Ин.1:7 ), и свойство Отца своего нравами изображать, и Ему подражать, или чадом мира быть, и во тьме ходя, дела темные творить. «Очистим же себя, о христиане, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), дабы быть Христовыми и сынами Вышнего и возыметь общение со Отцом и с Сыном Его Иисусом Христом. Какая нам польза от мирской сласти, которая до тех пор чувствуется, пока совершается, и, совершившись, вместо утешения ложного, истинную вносит в душу горесть? Какая нам польза от богатства мира сего, чести, славы и похвалы? Честь и богатство не иное что приносит нам, как большее беспокойство.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Пост может одухотворить и послужить к смирению, а может привести в самомнение и превозношение. Уединение полезно молящемуся и трезвящемуся, а при праздномыслии оно бесполезно и вредно при самомнении. Чтение может образовать ум, а может лишь изострить язык. Так же и брак может обучить любви, а может расслабить чувственностью, ожесточить суровой действительностью или привести к унынию от постоянных семейных проблем. Чтобы получить пользу от брака, надо сразу понять и принять изречение Господне о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Родительство опытно показывает, «в вере ли мы» ( 2Кор.13:5 ) и живет ли в нас Христос, Который есть »Любовь " ( 1Ин.4:8 ). Ведь отдавая себя воспитанию, помогая и сопереживая детской душе, родитель не условно, а вполне конкретно начинает «нести бремя другого», исполняя этим закон Христовой любви ( Гал.6:2 ). Он не на словах, а на деле начинает познавать любовь в том, что как Христос «положил за нас душу Свою, так и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Приходит и понимание очевиднейшей истины, что не может быть любви Божией у того, «кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое» ( 1Ин.3:17 ). Все эти слова никого не касаются так близко, как собственных детей, ближе и родственней которых не бывает никого на свете. И если преп. Силуан суть любовного отношения к ближнему определил так, что «брат наш есть наша жизнь» 273 , то родители по праву могут говорить, что их жизнь – это их дети. И именно с ними и через них, а не через каких-то еще воображаемых ими ближних можно научиться христоподражательной любви. Жизнь семейная является мерилом христианского преуспеяния для живущих в миру. Здравие души определяется семейным миром и беззаветной любовью ко всем членам семьи. Для того-то Господь и установил брак и устроил семейный быт, чтобы люди взаимно друг друга любили и привязывались друг к другу. И не случайно Господь запретил браки между родственниками, потому что они и так любят друг друга, будучи соединенными естественными узами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Почему? Потому что соблюдаем заповеди Его. Ибо кого просят, того весьма много преклоняет к выслушиванию благопокорность просителей, только бы просили не сомневаясь. А как мы соблюдаем заповеди Его и делаем угодное пред Ним, то и будем надеяться, что молитвы наши не будут напрасны». 1Ин.3:23 .  А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. 1Ин.3:24 .  И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам. Апостол доселе особенно настаивал на исполнении заповеди о братской любви. Но рядом с любовью к ближним и даже прежде нее требуется вера в Бога и в Господа Иисуса Христа как основание христианской жизни. Это – сокращение всего закона и Евангелия, и Апостол объединяет оба основные требования христианства в одну «заповедь», εντολ (ст. 23): первая половина этой заповеди – о вере в Христа, вторая – о любви друг к другу; вера – основание любви, любовь есть плод или действие веры; с истинною живою верою любовь дана, как свет и тепло с солнцем. Такова «вера, действующая любовью», о которой учил и Ап. Павел ( Гал 5:6 ). Этим совершенно исключаются – как отрицание безусловной необходимости веры при нравственной деятельности (антидогматизм), так и принижение или подавление нравственной деятельности при вере (аморализм). Верующий в Христа и любящий ближних обитает в Боге и сам становится обителью всей Пресвятой Троицы (ст. 24), по обетованию Самого Спасителя ( Ин 14:16, 17:21, 23, 15:7 ). Залогом же, признаком или свидетельством пребывания в нас Бога является ниспосланный всей Церкви и ниспосылаемый отдельным членам ее Дух Святый с Его благодатными дарованиями (ср. 1Ин.2:20, 27, 4:10, 13 ; 2Кор 1:22 ; Еф 1:13 ; 1Кор 12.4 и др.). «Целая мысль: вы должны веровать во имя Сына Его Иисуса Христа и любить друг друга истинно, как он заповедал. Ибо соблюдающий заповедь в Нем пребывает, и Он в нем. А что Он пребывает в нас, это мы узнаем по духу или по дарованию, которое Он дал нам» (блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Братия! Слышали мы из уст возлюбленного ученика Господа Спасителя, чего требует от нас наше познание Господа Иисуса: мы должны соблюдать Его заповеди. А если мы говорим, что знаем Его, но не исполняем заповедей Его, то мы лжецы; мы говорим неправду; мы не имеем истинного познания Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Истинное познание необходимо соединяется с любовью к Богу, и раскрывается исполнением заповедей Божиих. Только искренняя и постоянная любовь, свидетельствуемая соблюдением заповедей Христовых, приближает нас к Богу, вводит в единение с Ним, и низводит на нас Его спасительную благодать. Чтобы пребывать всегда в таком общении с Богом, надобно всегда взирать на пример святейшей жизни Господа Иисуса Христа, и, сколько нам доступно, стараться подражать Ему. Сам Господь Спаситель призывает нас на этот путь, и побуждает высоким и вожделенным обетованием, говоря: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет.» ( Ин.12:26 ). Аминь. Беседа 6. Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. (1Ин. 2:7). Возлюбленный ученик Христов, Иоанн Богослов, прежде написал: «а что мы познали Его,» т.е. Иисуса Христа, «узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди», ( 1Ин.2:3 ). « а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» ( 1Ин.2:5 ). Слово или учение Иисуса Христа сокращается в две заповеди – о любви к Богу и любви к ближнему. Об этом учении и говорит Богослов: Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь о любви называет Апостол древнею потому, что она Самим Богом начертана на скрижали сердца человеческого, и потому, что она ясно была изображена в законе Моисеевом ( Втор. 6:5 ; Лев.19:18 ). Как бы так пишет Апостол: Предлагаю вам не новое учение, мною или другим кем вымышленное, как вымышляют лжеучители, но учение древнее, Богом написанное в сердце человеческом, – ибо нет ничего естественнее человеку, как любить Бога более всего и любить ближнего как себя, и это учение ясно раскрыто в законе Моисеевом. И вы слышали его с самого начала, как только уверовали в Иисуса Христа, или как только стали слышать проповедь о спасении чрез Иисуса Христа, – «которую вы имели от начала.»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010