Радость здесь – блаженство; она совершенна, потому что и Бог, подающий её, совершен. Как заповедь о любви есть сокращение всего Закона, а любовь есть союз совершенства ( Кол.3:14 ): так обещанное соединение с Богом есть обетование всех высочайших благ, есть полная и совершеннейшая радость о Дусе Святе ( Рим.14:17 ). Увещание к хождению во свете ( 1Ин.1:5–2:11 ) Цель благовестия, которое посылается верующим, есть общение через апостолов с Богом Отцом и Сыном Его. Но Бог есть свет, и желающие общения с Богом должны ходить во свете, то есть исповедовать свои грехи, чтобы очистить себя от тьмы греховной; потому что только тогда они станут искать очищения их в крови Иисуса Христа ( 1Ин.1:5–10 ), Который принёс Себя за грехи всего мира ( 1Ин.2:1–2 ), и, во-вторых , соблюдал заповеди Его, потому что только под условием исполнения заповедей возможно познание Бога ( 1Ин.2:3–6 ). Главнейшая из этих заповедей, древняя по времени и новая по значению, заповедь, ведущая к свету, есть заповедь о любви к ближнему. Неисполняющий этой заповеди ходит во тьме ( 1Ин.2:7–11 ). Стихи 5–7. Бог Свет есть. Апостол Иаков называет Бога Отцом светов ( Иак.1:17 ). Иисус Христос, как Сын Божий, рождённый из сущности Бога Отца, есть также Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного – а потому название Света принадлежит и Ему в той же степени и в том же смысле, как и Богу Отцу. Он и Сам называл Себя светом мира ( Ин.8:12; 9:5; 12:46 ) и апостолы и пророки называли Его светом ( Ин.1:4,9; 3:19 ; Лк.1:78–79; 2:32 ; Ис.42:6; 40:1 ). Кроме того, во многих местах Писания свет служит символом, свойством, принадлежностью Бога. Как с понятием о свете соединяется понятие о чём-то чистейшем, тончайшем, совершеннейшем: так и с понятием о Боге, Отце светов ( Иак.1:17 ), мы должны соединять мысль о Существе всесовершеннейшем. В отношении нравственном, Бог есть существо Святейшее и Истиннейшее. Он даёт людям истинное познание, и потому те, которые действительно познали Его, ходят во свете, в истине, в святости – чуждаются лжи и греха. Как и апостол Павел увещевает: якоже чада света ходите: вси бо вы сынове света есте и сынове дне ( Еф.5:8 ; 1Фес.5:5 ). Апостол Иоанн пишет против гностиков, которые, хвалясь знанием Бога, лгут и грешат. Истинное познание Бога или хождение во свете обнаруживается в общении друг с другом, то есть в любви к ближним: новый признак, по отсутствию которого узнаются еретики, большей частью обнаруживающие ненависть к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

О взаимном общении верующих членов Церкви Христовой Об исповеди О ходатайстве св. угодников Божиих О вере и делах 1Ин.2:3 . Словом «познать», как видно по смыслу всей речи апостола и параллелей: 2Кор.5:21 , отмечено близкое и тесное общение человека с Богом, а не знание человеком учения о Боге. Также здесь не говорится о том, что для спасения достаточно одной веры без добрых дел. Из учения Спасителя видно, кто хочет быть последователем Его, тот должен с великим терпением подражать подвижнической жизни Его на земле: Мф.7:13, 21 . О церковном учительстве 1Ин.2:12–14 . Из этих слов Иоанна убеждаемся, что члены единой Церкви разделяются по возрастам: «дети, юноши, отцы»; отсюда необходимо обратить особенное внимание на то, что в Церкви Христовой не все имеют знание, но только отцы, а – посему есть и нуждающиеся в научении от других, есть и обязанные делиться своим знанием с другими (по слову ап. Петра: «служите друг другу тем даром, какой кто получил»: 1Пет.4:10 ; и ап. Павла: Рим.12:6–8 . О разделениях Об антихристе и страшном суде 1Ин.2:18 . Антихристом не в собственном, а в подражательном смысле называется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти: 1Ин.4:3 ; в собственном же смысле антихрист будет таков, как описан ап. Павлом в 2 послании к фессалоникийцам: 2:3–4; при всем том нужно помнить, что в тех местах посланий апостольских, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого либо известного времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает» Мк.13:32 . О лжеучителях О церковном учительстве 1Ин.2:20, 27 . Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особых целей божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор.12:28–30 . В словах: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» очевидно разумеется предостережение от учения иного благовествования: Гал.1:6 ; другими словами, христиане не должны нуждаться в учительстве лжепророков: 2Петр.2:1–3 ; но чему научились от апостолов, в том и должны пребывать (ст.27). Поэтому, кто отделится от пастырей, тот отделится и от Церкви, тот отделится и от Самого Господа, сказавшего: «отвергающийся вас, Меня отвергается:» Лк.10:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

В ст. 28 Апостол указывает новое сильное побуждение для христиан непоколебимо пребывать в истине евангельского благовестия: ввиду близости «последнего времени» (ср. 1Ин.2:18 ), христиане должны всегда быть готовы предстать на суд Христов – так, «чтобы … иметь дерзновение, и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». Так, «сказав о появлении антихристов и о том, что все их учение развращенно, и достаточно убедив (верующих) непреложно содержать то учение, которым они оглашены, Апостол упоминает потом о назначенной за это награде, чтобы светлостью награды как бы еще более укрепить их… Ибо что может быть славнее или желательнее дерзновения, т. е. того, чтобы, когда мы будем открывать труды наши в настоящей жизни, могли это сделать с дерзновением, нисколько не стыдясь в пришествии Его» (Феофил.). 1Ин.2:29 .  Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него. Если доселе в разъяснении Богообщения Апостол выходил из понятия, что « Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя» ( 1Ин.1:5 ), то теперь он при раскрытии того же предмета пользуется понятием рождения от Бога; поэтому если в первых двух главах послания общение с Богом представлялось как хождение в свете, то теперь оно рассматривается как благодатное богосыновство, и это последнее понятие раскрывается у Апостола сначала со стороны его признаков ( 1Ин.2:9 – 3:24 ), а затем – со стороны его источника ( 1Ин.3:24 – 4:21 ). Первый признак духовного, благодатного рождения христианина от Бога составляет делание правды по примеру праведного Бога и Христа (ст. 29). «Иные могли спросить: что же делать, чтобы сделаться благоугодными Ему? Апостол и этому научает, говоря: если вы познали, что Он праведен, то, без сомнения, знаете и то, что делающий правду рожден от Него, ибо праведный рождает праведных. А сколь высокую честь и дерзновение доставляет это, всякий из вас знает, равно как и то, какова и колика любовь и благость, которую Он подает вам» (Феофил.). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т./под ред. А. П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Дар, 2009./Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./1-е Соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. 360-395 с. ISBN 978-5-485-00276-3 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. В этих словах и в следующих святой Богослов, оканчивая свое послание, повторяет те истины, которые в послании были уже раскрыты. Без сомнения, это делает для того, чтобы верующие, читая повторение того же учения, лучше усвоили себе учение истины, и, следуя ему, твердо и непоколебимо хранили веру в Иисуса Христа Сына Божия, и соблюдали заповеди Божии, удаляясь от всякого греха. «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит;» «но рожденный от» Бога хранит себя. Апостол, говоря, что всякий, рожденный от Бога, не грешит, не то разумеет, будто рожденный от Бога, т. е. чрез таинство крещения возрожденный в благодатную жизнь, более уже не грешит, становится навсегда чистым от всякого греха: это было бы несогласно с учением его, выше предложенным. В первой главе послания читаем: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Также «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слóва Его нет в нас» ( 1Ин.1:10 ). Слово: не согрешает, у Апостола значит: не предается греху; грех не преобладает над ним. Такое разумение слов Апостола согласно с учением его, предложенным прежде: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» ( 1Ин.3:6 ). «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ). Живущая в возрожденном Благодать, или сила Св. Духа, удерживает его от греха, помогает ему преодолевать грех, не допускает быть рабом греха. Но рожденный от Бога хранит себя, т. е., при содействии живущей в нем Благодати, хранит себя от греха, и, если согрешит по немощи, спешит освободиться от греха силою веры в Иисуса Христа, Сына Божия, нашего Ходатая пред Отцем небесным, посредством искреннего раскаяния во грехе. И лукавый не прикасается к нему. Доколе возрожденный носит в себе семя Благодати, водится Духом Святым, – лукавый враг спасения человеческого, диавол, не дерзает нападать на него, и не может победить его: ибо сила Духа Христова ограждает возрожденного; и диавол страшится той печати Духа, которою знаменуются возрожденные в день крещения ( 1Ин.2:13,14; 5:4,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Разъяснение истинного смысла приведенных слов апостола Павла дает ключ к пониманию слов Иоанна Богослова, которые в свою очередь проливают свет на слова апостола Павла. Слова того и другого апостола параллельны и соответственны; мысль в них приблизительно одна и та же, и только выражена она различно. Антихристами евангелист Иоанн Богослов называет людей, отвергающих Отца и Сына ( 1Ин. 2, 22 ); он же говорит, что всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин. 4, 3 ); об антихристах он говорит еще, что они вышли от нас, но не были наши ( 1Ин. 2, 19 ). Ясно, что под антихристами он разумеет еретиков своего времени – гностиков, отвергавших боговоплощение и не признававших Христа Богом 183 , эвионитов, признававших Христа только человеком, и других еретиков, а может быть также и лжехристов (много лжепророков появилось в мире ( 1Ин. 4, 1 ). Приписывая всем таковым людям дух антихриста, имеющего прийти пред кончиною мира, евангелист Иоанн говорит, что он, т. е. настоящий антихрист, теперь есть уже в мире. Но так как в его время настоящего антихриста не было, и он знал это, то ясно, что и о явлении настоящего антихриста в его время и о наступлении последнего времени (дети! последнее время – 1Ин. 2, 18 ) Иоанн Богослов говорит в том же смысле, как и апостол Павел, о тайне беззакония, как начавшей действовать, но еще не совершившейся, не осуществившейся, т. е. он указывает предшественников имеющего прийти антихриста, но предшественников не по непосредственному, а по отдельному преемству, не по времени, а по духу. Еретики отвергли Христа как Богочеловека, а вместе с тем если и не отвергли Бога, то, по крайней мере, неизбежно извращали учение о Нем, на место христианства поставляли свое лжехристианство: и настоящий антихрист будет отвергать Христа и совращать христиан в свою веру ( Откр. 2, 17; 13, 5–8; 17, 14 ). Только он далеко и безмерно превзойдет еретиков степенью, дерзостью, силой и успехами в отрицании Христа и христианства: он будет истреблять христиан, богохульствовать, называть себя Богом и владычествовать на всей земле ( Откр. 13, 2, 3–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Что касается вопроса, почему Апостол Иоанн не поставил своего имени ни в начале, ни в конце послания, то на этот счет дело может ограничиться только гадательными соображениями. Может быть, он считал, что образ его учения был вполне известен читателям, так что они легко могли узнать писателя послания по самому характеру его содержания, или же оно было разослано с доверенными братьями, вместе с посланием сообщавшими и имя писателя. А может быть, были еще особенные обстоятельства, которые заставляли Апостола умалчивать о своем имени, как это, но обычному признанию, имеет место в отношении к писателю послания к Евреям. Послание написано к верующим, среди которых благовествовал сам Апостол ( 1Ин.1:2 ), почему в 1Ин.2:19 он и себя причисляет к ним; он хорошо знает своих читателей, знает, что они давно получили Евангелие ( 1Ин.2:7 ); различает их даже по возрасту ( 1Ин.2:12–14 ); он имеет ясное представление как об опасностях и искушениях, угрожающих тем, кому он пишет, так и о духовной силе их самих ( 1Ин.2:11, 18, 19, 20, 22, 27, 3:2, 13, 4:1–4 и др.). Не только из отдельных мест, но из всего тона послания видно, что Апостол находится в самых тесных отношениях с теми общинами, к которым обращается; из каждой почти фразы видно, что он пишет не чужим, но своим возлюбленным чадам, пишет со всею любовью духовного отца. Они много лет поучаемы были самим писателем, почему в своем послании он касается многих отдельных частей апостольской проповеди в такой форме, как старые знакомые говорят в письмах об общих им делах, поставляя их в известные отношения к главному предмету речи 296 . Кто эти читатели, Апостол точнее не определяет, не называет по имени ни целой общины, ни отдельных членов; но и высказанного им вполне достаточно, чтобы не отправляться за читателями в отдаленные страны, с которыми Апостол не имел никакого личного общения. Он пишет к тем же общинам, среди которых отправлял свое апостольское служение, т.е. к церквам передней или Проконсульской Азии; частнее, – это, может быть, были те же церкви, к которым был отправлен и Апокалипсис и для упорядочения дел которых он предпринимал путешествия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В таком случае незачем было, по-видимому, и писать? Мысль и оборот речи у Апостола здесь совершенно такие же, как у отца и учителя, которые, внушая что-либо детям и ученикам своим или предостерегая их от чего-либо, говорит им после нескольких предварительных с ними бесед лишь кратко: это вы должны уже знать! разъясняет вам подробно об этом уже нет нужды!... «Равно как и то» вы знаете, – добавляет Апостол, – «что всякая ложь не от истины» ( 1Ин. 2:21 , т. е. не только знаете истину в ее чистоте, но и противоборствующую ей ложь можете признать и изобличить при всех ее ухищрениях). Этим добавлением Апостола возбуждает и изощряет внимание христиан к хитрым речам антихристовых сотрудников, т. е. лжеучителей. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос» ( 1Ин. 2:22 ). Догмат о божественном лице Иисуса Христа Апостол Иоанн выставляет пробным камнем для оценки по достоинству религиозных убеждений в людях. Он как бы выражает при этом, что если сносны еще могут быть разные ошибочные мнения о несущественных предметах веры, то напротив, всякий, кто отвергает догмат христианства о божественности Иисуса Христа Сына Божия, есть прямо лжец опаснейший, или как еще сильнее выражается Апостол: «это антихрист, отвергающий Отца как Сына» ( 1Ин. 2:22 ), и, следовательно, должно быть с ним прекращено всякое общение. «Всякий, отвергающий Сына, не имеет Отца» ( 1Ин. 2:23 ). Почему? с одной стороны, что только через Сына Божия мы научаемся истинно познавать, почитать и любить Бога Отца ( Мф. 9:27 ); а с другой – потому, что право называть Бога Отцом своим приобрел нам вочеловечившийся Сын Божий, не стыдящийся по единству с нами человеческой своей природы нарицать нас братией своей ( Евр. 2:11 ). Таким образом, Бог не может быть Отцом тому, кто не брат Его Сыну. «Итак, что слышали от начала (т. е. проповедь нашу о том, что Иисус есть Сын Божий), то и да пребывает в вас ( 1Ин. 2:24 ), т. е. крепко держитесь в своем исповедании за догмат о божественности Иисуса Христа; в этом случае, по выражению Апостола, «вы пребудете в Сыне и в Отце» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Еф. 4:5 . Один Господь, одна вера, однокрещение. 13 .Доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия,в мужа совершенного,в меру полного возраста Христова. 14 .Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусствуобольщения. 2Тим. 2:15 . Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. 16 .А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать внечестии. 17 .И слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 18 .Которые отступили от истины... 2Тим. 2, 5 . Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться. 1Ин. 3:6 . Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. 9 . Всякий, рожденныйот Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. 1Ин. 4:7 . Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога, и знаетБога. 1Ин. 5:8 . Всякий верующий, что Иисус естьХристос, от Бога рожден, и всякий, любящий родившего, любит и рожденного от него. 18 . Мы знаем, чтовсякий, рожденный от Бога, не грешит: но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается кнему. Примеч . Под детьми Божиими, или рожденными от Бога, сектанты разумеют только самих себя. Здесь под «детьми Божиими», «знающими Бога» разумеются те великие праведники, которые удостоены ближайшего общения с Господом, на которых почитает Дух Святый, «Семя Его», которые стали своими Богу: Еф. 2:19 ; такие люди не согрешают намеренно и сознательно: Лк. 6: 45 , но не намеренно иногда впадают в погрешности – по обшей слабости человеческой: 1Ин.1:8 , Еккл. 7:20 . Приводимыми сектантами местами нисколько не отрицается необходимость заповедей и закона, так как этого высшего состояния (быть «своими Богу») достигают только те люди, которые незыблемо утверждены на заповедях пророков, апо столов и Самого Господа Христа: Ефес.2:20 . 1Ин. 2:6 . Люди, отрицающие необходимость подвигов и добрых дел для спасения и ложно ссылающиеся в свое оправдание на учение о благодатном возрождении от Бога, могут быть уподоблены тем, которых строго осуждает св. ап. Иуда за то, что благодать Божию обращают в повод к распутству ( Иуд. 1:4 ), а могут ли сектанты ручаться за то, что они правильно выполняют все Евангельския заповеди?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Продолжение мысли о любви к ближнему: она имеет внутреннюю связь с возрождением от Отца Небесного ( 1Ин. 5:1–5 ). «Всякий любящий родившего (а это по Апостолу есть «всякий верующий, что Иисус есть Христос») любить и рожденного от Него ( 1Ин. 5:1 ), т. е. всякого брата своего по возрождению. Кроме этого, естественного чувства любви к нашим собратьям по возрождению, о том же есть и положительная заповедь Отца Небесного. Свою любовь к Нему, – говорит Апостол, – мы и доказываем только тогда, когда исполняем Его заповеди, и значит, заповедь о любви к нашим собратьям. «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его». «И заповеди Его не тяжки» ( 1Ин. 5:3 ), – прибавляет к сему Апостол, имея, конечно, в виду широкую и прекрасную заповедь о любви, столь естественную для возрожденного сердца верующих сынов Божиих. Хотя и по возрождении для нашей человеческой немощи невозможно исполнять заповеди Божии без труда и терпения; но Апостол внушает, что истинно верующим или что тоже истинным чадам Божиим подается крепкая сила побеждать и устранять все препятствия, какими старается мир затруднить исполнение заповедей Божьих для естественной немощи нашей. «Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия победа, победившая мир, есть вера наша» ( 1Ин. 5:4 ). Что заповеди Божии, без отношения к нашей немощи и лености, действительно не тяжки сами по себе, Блаж. Феофилакт изъясняет следующим примером: «ибо что тяжелого в деле любви брата? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И голодному не повелевается предложить стол из многих блюд, или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставит крайне нужное, чего ищет голодный и наготующий». Указав победительную силу против козней мира в вере, Апостол далее прямо указывает и предмет веры: «кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» ( 1Ин. 5:5 ), т. е. кто, как не истинный христианин? Самым возвышенным примером этой победы над миром могут служить Апостолы Христовы, приведшие своей проповедью к подножью креста Христова сей неверующий мир, несмотря на все его упорство и противодействие. «Вера, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие – и не иудей, ни еллин, ни еретик не силен против нее. А как вера побеждает не одна сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет Апостол: «кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

– «Однако же, чтобы кто-нибудь не подумал, что природа его (возрожденного) претворяется и становится уже неуловимою для греха, прибавляет: хранит себя, то есть если не будет хранить и беречь себя от лукавого, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, сохраняя и соблюдая поданный от Него дар, можем и не грешить» (Феофилакт). Мы знаем (ст. 19) из Божественного откровения, собственного опыта и из свидетельства Святого Духа, что мы, верующие во имя Сына Божия (ст. 13), от Бога рождены (ст. 1Ин. 1:4, 18; 3:9–10 ) словом истины и что весь мир во зле лежит, все невозрожденное, все находящееся в естественном состоянии, все враждебное Богу и Христу ( 1Ин. 2:15, 16 ; ср. Еф. 4:17–19 ; Кол. 3:5–7 ), все в грехе, под властию греха и диавола.– Мы знаем также (ст. 20): из всего вышеизложенного, что Сын Божий пришел в мир ( 1Ин. 5:6–13 ) и дал нам, омраченным и сидящим во тме и сени смертной, свет и разум, истинное ведение о Боге и делах Его и о нашем отношении к Нему, да познаем Бога истинного, Бога Отца ( Ин. 17:3 и прим.) и да будем, или пребудем (3, 6 и парал.), в истинном Сыне Его (ст. 6; Ин. 14:6 и прим. и парал.) Иисусе Христе. Сей, то есть Иисус Христос, рожденный от Девы, есть истинный по существу Своему Бог, имеющий самосущую и вечную жизнь в Себе Самом ( 1Ин. 1:1–2 ; Ин. 1:4, 10:11, 14:6 и прим.). – Дети ( 1Ин. 2:1, 28, 3:18, 4:4 ), храните себя от идолов: сказав о необходимости хранить истинную веру в Бога и Господа Иисуса Христа, апостол в заключение предостерегает от идолопоклонства, или вообще от идолослужения и от безбожия. Кратко это наставление, или предостережение, апостола, так как читатели, без сомнения, уже не верили в идолов и не почитали их; но апостол счел за нужное сделать такое предостережение в заключение послания, чтобы кратким и сильным словом выразить противоположность между верою христиан и суеверием язычников. Или, как говорит блаженный Феофилакт: «апостол писал это всей Церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной был и с неправым расположением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010