346 Срав. письмо графа к святителю Московскому у Чистовича в цитованной статье Христ. Чтен. за 1873 г. ч. 2, стр. 31. 348 Срав. высказанные здесь святителем Киевским мысли, с одной стороны, с мыслями, высказанными в раньше приведенном письме М. М. Сперанского (в последетвии графа) к его дочери в 1819 году, а с другой, – и с мыслями вышеприведенного письма святителя Московского к архим. Макарию Глухареву от 23 августа 1837 года в Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г., стр. 95 «Материал. для истории рус. церкви». 349 В отношении к Пятикнижию и другим древнейшим книгам Св. Писания, это так (срав. Неем. 8 гл.), но что касается до позднейших, и особенно написанных после ассирийских нашествий, во время и после плена вавилонского священных книг ветхозаветных, то язык их быль уже далеко не древнееврейский, а смешанный с арамаизмами, в некоторых же из них есть целые отделы, написанные прямо по-арамейски (aramith, 1 Ездры, 4, 8), каковы: Иерем. 10, 11; Дан. 2, 4–7 ; 1Езд. 4, 8–6; 7, 12–26 и др. Для характеристики состояния языка Евреев и их священ. книг в послепленный период срав. наше исследование «Иудейское толкование Ветхого Завета», стр. 85 и дальн. Москва, 1882. 351 Уже и из предшествующего примечания нельзя было не видеть, что основания соображений владыки Киевского идут в разрез с соображениями, изложенными в упомянутом там рассуждении владыки Московского; еще яснее это в настоящем случае, для чего срав. с этим сказанное в том же рассуждении владыки Московского, хорошо известном, как мы знаем, и владыке Киевскому, на стр. 5–6, 8–16. Тоже продолжается и далее. 353 Само собою разумеется, эти действия свидетельствовали о столько же неразумной ревности, чтобы не сказать больше, сколько подобное же и в русской церкви, для чего припомним сказанное выше. Срав. примеч. 1-е на стр. 286-й и текст к нему на стр. 285–286 настоящего издания. 354 Как мы знаем из раньше сказанного, это не совсем точно. См. вступление в наше настоящее исследование. 355 И это не совсем точно. Перевод Нового Завета на сербский язык, сделанный в 1824 году Афанасием Стойковичем и другие подобные издания говорят против мысли владыки Киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Отдаленное подтверждение этой же мысли Stade находит в ( Зах.1:16 ), где приводится изречение Господа чрез пророка, последовавшее 24 дня 11-го месяца (Шебат==Февраль, 519 года) 2-го года Дария (срв. I, 7 ст.), следовательно, спустя как раз два месяца после указываемого Аггеем дня закладки: «Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится Дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму», и т.д. После всех этих свидетельств современных пророков, Stade убеждается в невозможности предположений, чтобы работы, возбужденные пророками, были лишь вновь начатием храмовой постройки, и принимает за несомненное, что переселенцы на первых порах удовольствовались тем лишь, что воздвигли жертвенник всесожжений ( Езд. 3; 1–4, 5 ; срв. Аг.2:12 и др.). Этим удовлетворялась главная настоятельная потребность, и делалось возможным законосообразное принесение ежедневных и установленных по разным другим случаям жертв. Что же касается начатия самого храма, то отсрочка такового могла казаться даже целесообразною, в ожидании окончательного упрочения организации священства, тем более, что в исполнении обещаний Кира – способствовать постройке храма царскими суммами – наступило какое-то непонятное замедление. Затруднения от этих обманутых расчетов усугубились после того, как ряд неурожаев и засух исчерпал остатки денежных фондов, крайне истощившихся по возведении жилищ. Тут-то и уместными представлялись вышеприведенный отговорки, что вообще время не наступило для начатая храма, если Иегова, как свидетельствовали продолжительные неурожаи, все еще гневен на Свой народ, и, не смотря на возвращение, отказывает ему в Своем благословении. Таким образом, резюме мыслей Stade можно представить в таком виде: а) По возвращении Иудеев из плена ими был первоначально устроен только один жертвенник ( 1Езд.3:1–2 срв. 6 ст.). б) Самый храм начат лишь по увещаниям пророков Аггея и Захарии, во 2-й год Дария ( Аг.1:1, 15; 2:1, 10, 15, 18, 20 ; Зах.1:1 и д.). в) Никакой остановки работ не было, было лишь полное равнодушие к начатию этих работ у самих переселенцев, правда отчасти извиняемое затруднительными обстоятельствами времени, как то: засуха, неурожаи, голод, обнищание, и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Думается, что приведенный Флавием счет книг, соответствующий и позднейшему еврейскому, возможен лишь по окончательном заключении ветхозаветного канона в настоящем его виде. Другого вывода не может быть, и этот вывод логически и исторически необходим. И с этой стороны свидетельство Флавия значительно пополняет предыдущие рассмотренные нами свидетельства неканонических книг. 3) Не менее важно указание Флавия на богодухновенность всех священных ветхозаветных писателей и непоколебимый исторический авторитет их писаний. Непрерывный ряд свидетельств этого рода из канонических и неканонических книг был доселе нами приводим. У Флавия лишь все это объединяется и впервые находится выражение: богодухновенность — πιπνοια του θεο — в приложении ко всем священным писателям. 4) Очень важно, также впервые встречающееся у Флавия, указание на ограниченность и неизменность состава ветхозаветного канона. К писаниям, составленным до Артаксеркса, по Флавию, ничего нельзя прибавить, из них ничего нельзя отнять или перетолковать. Это свидетельство, очевидно, ясно подтверждает наше положение о заключении канона; эпоха Артаксеркса совпадает с временем жизни Ездры, Неемии и Малахии (1Езд.7:1, 21; 8:1; Неем.2:1—20; 13:6). Она совпадает и со всеми доселе установленными нами положениями о времени заключения канона, хотя у Флавия и нет категорического свидетельства о лицах, заключавших канон. 5) Указание Флавия на постоянное преемство «пророческого предания» в охранении и авторизовании Священных книг составляет также новый пункт в ряду рассматриваемых нами свидетельств о каноне. Это указание, очевидно, должно неизбежно совпадать с принятым нами предположением о непременном участии пророка Малахии в заключении канона. Пророк Малахия, как выше было доказано, был последним пророком и представителем, по Флавию, пророческого предания, с прекращением коего прекращалась Священная богодухновенная письменность. Он только и мог сказать последнее слово о священных книгах, положить запрет увеличения и умаления их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Мысль, что Мессия должен произойти только от них, как избранного народа, и притом от известного племени, побуждала их постоянно обращаться к своим родословным и поверять их. Так, по выходе из Египта у них тотчас же происходит перепись родов; по переселении в Вавилон и из Вавилона прежде всего делается то же. Кто не мог бы доказать когда-либо родства своего в известном племени, тот лишался прав племени. Значительные части Библии , например, книги Чисел, Царств, Паралипоменон, Ездры, даже целые книги, например, книга Руфи, состоят из таких перечислений. С какою заботливостью иудеи старались исправить свои родословные после плена, ясно можно видеть из 1Езд.2:62 и Неем.7:64–65 . Еще один факт. Когда Август накануне, так сказать, рождения Спасителя повелел сделать перепись по всей земле ( Лк.2:4 и далее) и когда все пошли записываться, каждый в свой город, то пошел и Иосиф с Марией в отечественный свой город Вифлеем, неся с собою свои древние записи, без чего их, ни того, ни другую, не записали бы в славном роде Давида. Не обличают ли эти факты противников евангельских родословий в совершенном незнании общественного быта иудеев в ту эпоху, когда родословные Иисуса записаны были евангелистами? Кажется, так. Но они стараются оправдать свое мнение сказанием Юлия Африканск ого об Ироде, который, будучи сам незнатного рода, из зависти к семействам знаменитых родов велел истребить все хранившиеся в архивах родословные записи иудеев. Между тем сам Юлий непосредственно после этого известия о распоряжении Ирода замечает, что, несмотря на такое повеление со стороны Ирода, некоторые роды, и в том числе сродники Спасителя по плоти, «деспосины», как их тогда называли, сохранили свои родословные записи. С другой стороны, Иосиф Флавий, писатель очень близкий ко времени, о котором говорит Юлий Африканск ий, и более знакомый с бытом иудейского народа, не только не упоминает об истреблении родословных, но и прямо свидетельствует о существовании их в его время. Правда, что во времена Юлия Африканского были многие иудейские фамилии без полных родословных записей; но это уже было следствием разрушения Иудейского царства и рассеяния иудеев, а не следствием истребления записей при Ироде.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Тридцать сребренников – за какой-нибудь час, час даже не трудной, усиленной работы, а просто за беспокойство в ночное время, за сопровождение лиц, которые могли бы взять Христа. Работник за тяжкую дневную работу получал обыкновенно только динарий (около 20–25 копеек 7 ). Иуде предложено было тридцать сребренников. Это были «сикли храма», которые были «тяжелее» обыкновенных. Один только сикль равнялся 4-м динариям! Стало быть, цена, предложенная Иуде, была в 120 раз выше поденной платы одного работника. Более трети года нужно было переносить тягость дня и зной, чтобы заработать такие деньги. Но архиереи и храм были, несомненно, богаты. За первой услугой могла потребоваться вторая и дальнейшие. Нужно было только угодить, чисто исполнить данное поручение и затем ожидать дальнейших поручений со стороны влиятельных лиц, за которые также посыплются в карман сребренники. Для жадного и преданного деньгам сребролюбивого Иуды могли представляться великолепные перспективы в будущем. Может быть, он надеялся даже получать по тридцати сребренников каждый день! Как только предложена была такая цена Иуде, он немедленно согласился. Неизвестно только, отданы ли были ему деньги теперь же или после. Что они были отданы, это не подлежит сомнению ( Мф.27:5 ). Но теперь трудно вывести, как было дело. Все синоптики употребляют различные выражения. У Матфея στησαν – термин этот употреблялся для обозначения уплаты требуемой суммы, назначения жалованья, но значит еще и «вешать», «отвешивать» (см. перевод Семидесяти 2Цар.14:26 ; 1Езд.8:25 ; Иов.6:2, 28:15 ; Ис.40:12 ; Иер.32:9 ; Зах.11:12 ). Не во всех этих цитатах говорится о деньгах. Но как бы близко ни относились эти цитаты к разбираемому месту Матфея, из последнего, на основании употребления στησαν, нельзя вывести, что иудеи в это именно время отвесили и отдали Иуде требуемую сумму. Они только положили, постановили отдать ему ее. Такое заключение подтверждается Марком, который говорит, что архиереи обрадовались и только обещали Иуде дать сребренники, и Лукой, по словам которого они συνθεντο – постановили (в русском переводе – «согласились») дать ему денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По возвращении евреев из плена перс. царь Кир издал указ о восстановлении Х. ( 1Езд. 1:2–4 ), и вернувшиеся вместе с ⇒ Зоровавелем израильтяне начали строит. работы ( 1Езд. 3:7 ). Прежде всего был восстановлен жертвенник ( 1Езд. 3 ). Однако из-за многочисл. трудностей дело вскоре застопорилось ( 1Езд. 4 ). Строит-во было продолжено лишь в 520 г. до Р.Х., а в 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановл. Х. ( 1Езд. 6 ). О том, как выглядел этот Х., известно лишь следующее. Его выс. и шир. составляли по 60 локтей ( 1Езд. 6:3 ), т.е. по своим размерам он был больше, чем разрушенный. Важно отметить, что ковчега завета – знамения присутствия Господа – в новом Х. уже не было (Святое Святых было совершенно пустым). В Библии нигде не сказано, что при освящении этого Х. слава Господа наполнила его. В период войн ⇒ Маккавеев Х. был разграблен и осквернен Антиохом Эпифаном ( 1Мак. 1:20,44,54 ; 2Мак. 6:2.5 ). Однако Иуда Маккавей распорядился восстановить его. Х. был заново укреплен и освящен (165 г. до Р.Х.; 1Мак. 4:36–61 ). С тех пор праздник обновления Х. ( Ин. 10:22 ) стал отмечаться ежегодно. Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми. V. ХРАМ ИРОДА ВЕЛИКОГО Чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Х., стремясь придать ему небывалое великолепие. Х. по частям сносили и возводили заново, сохраняя его прежние площади, но увеличивая высоту, при этом ежедневные службы не прерывались. В новом сооружении дворы располагались один над другим террасообразно, а над всем этим возвышалось здание Х. Сам Х. и его дворы были обнесены мощной стеной (ее основание сохранилось до наших дней в «стене плача»). С зап. стороны находились главные входные ворота, через которые посетители сначала попадали во внешний двор, называемый также «двором язычников», – большую площадь, по периметру окруж. колоннами. На вост. стороне находился «портик Соломона» (⇒ Притвор Соломонов) ( Ин. 10:23 ; Деян. 3:11 ; Деян. 5:12 ), на юж. – «царский портик»; в одном из этих портиков 12-летний Иисус сидел среди учителей ( Лк. 2:46 ). На северо-востоке комплекс Х. венчала мощная крепость, называемая Барис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

свящ. Вадим Маркин Лекция 9 Времена всеобщего ожидания Спасителя Времена всеобщего ожидания Спасителя продолжаются от событий указа Кира об освобождении из плена (536 г. до Р.Х.) до времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа (5 г. до Р.Х.), то есть продолжались 531 год. Девятый период нашей истории относится ко временам всеобщего ожидания Спасителя. Эти времена описаны в Первой и Второй книгах Ездры, книгах Маккавейских, Есфирь и некоторых пророческих книгах. Период девятый – Состояние ветхозаветной церкви от возвращения Иудеев из плена до Рождества Христова Девятый период обнимает собой около пяти с половиной столетий, считая от 536 года, когда издан был указ Кира об освобождении иудеев из плена. В хронологическом отношении он распадается на четыре отдельных этапа: 1) продолжение персидского владычества до 331 года до Р.Х.. 2) владычество греков в Азии 331 – 167 гг.. 3) независимость Иудеи под властью Асмонеев 167 – 63 гг.. 4) римское владычество вместе с частным владычеством дома Иродова от 63 г. до Р.Х. 1. Продолжение Персидского владычества Возвращение Иудеев из плена Первое возвращение с Зоровавелем 306 ( 1Езд. 2 ). Малое количество желающих переселение (около 40 тыс. человек). Первосвященник Иисус 307 – соименник вождя, введшего народ богоизбранный в землю Обетованную, и соименник Божественного Искупителя, который должен будет ввести человечество во владение несокрушимого царства “не от мира сего”. Создание второго храма 1Езд. 3, 1–7 : Сооружение 308 жертвенника на развалинах храма, всесожжение, празднование праздника Кущей. 1Езд. 3, 8–13 : Торжественная закладка нового храма во второй месяц следующего года, в самое время основания скинии Моисеем. Все торжество закладки было произведено “по уставу Давида”. При отсутствии достаточных средств, труд этот был тяжелый и медленный, тем более, что явились противники этого дела в лице самарян, считавших Палестину своим владением. Самаряне добились даже указа от персидского правительства об остановке работ. Работы возобновились при Дарии Гистаспе 309 , который подтвердил указ Кира ( 1Езд. 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Таким образом, по пророчеству Даниила, для народа иудейского и для святого града определено было семьдесят семилетий, или, по-славянски, седмин, т.е. 490 лет (70 X 7=490), пока не придет Святый святых. Началом этих седмин послужит издание указа касательно возобновления Иерусалима и храма, окончанием – новое разорение того и другого. По порядку событий эти седмины расположатся следующим образом: в продолжении первых семи седмин, т.е. 49-ти лет (7 X 7=49) будут возобновлены Иерусалим и храм, посреди весьма тесных обстоятельств, после следующих затем шестидесяти двух седмин, т.е. 434-х лет (62 X 7=434), будет предан смерти Христос, и предан не ради Себя; в течении последней седмины, в 7-м лет, будет утверждена для многих новый завет и в половине этой седмины, т.е. чрез три с половиной года (7 : 2=37), прекратятся жертвоприношения, и в святилище будет мерзость запустения. Затём придет народ, управляемый вождем, разорит святой град и храм и предадутся они на опустение даже до скончания времени. Что пророчество сие относится к Мессии, – это со всею явностью видно из тех наименований и действий, которые в нем усвояются предсказываемому лицу. Таковы – из названий: Святый святых, Царь – Мессия (по-славянски – Христос – Старейшина), из действий: совершенное заглаждение грехов, приведение вечной правды, установление нового завета и многое другое; все это может быть усвоено одному только Мессии, так что и сами иудеи видят в приведенных словах у Даниила указание на Мессию (в их Талмуде). Но иудеи стараются отвергнуть исполнение Даниилова пророчества именно на Христе Иисусе, толкуя, будто у Даниила надобно разуметь седмины семилетий, из которых каждая заключалась годом юбилейным и содержала в себе по 49 лет, или даже – седмины столетий 166 . Итак, особенно важно проследить исполнение пророчества Даниила на Иисусе Христе. Предел, с которого должно начинать счисление седмин, в пророчестве обозначен словами: с того времени, как выйдет дозволение о восстановлении Иерусалима. Указов, данных после пророчества Даниилова царями персидскими в пользу иудеев, было четыре: 1) указ Кира ( 1Езд. 6:3 ); 2) указ Дария Истаспа ( 1Езд. 6:1 ); 3) указ Артаксеркса Лонгимана на имя Ездры ( 1Езд. 7:12 и далее), и 4) указ того же Лонгимана на имя Неемии ( Неем. 2:6 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

180 Катафатическая теология (от греч. – утвердительный) допускает описание Бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений, употребление которых по причине трансцендентности Бога мыслятся неизбежно метафорически. В силу так называемой аналогии бытия такой метод признается оправданным. Обычно в теологии апофатика и катафатика дополняют друг друга. 181 Апофатическая теология (от греч. – отрицательный) стремится выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех Его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим представления и понятия о Боге, как неадекватные Ему. Апофатическая теология была разработана святым Дионисием Ареопагитом . 191 Святому Герасиму Иорданскому († 475), подвизавшемуся в монастыре в пустыне Иорданской, служил лев, которому этот пустынник исцелил больную лапу. Память 4 (17) марта; суббота сырная. 194 Святитель Савва I – предстоятель и первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви, которая до этого представляла собой епархию Константинопольского патриархата. Скончался в Болгарии 12 января 1237 г. Вскоре мощи его были перенесены в Сербию. В 1595 г. святые мощи архиепископа Саввы были сожжены турками. Память 12 (25) января и 30 августа (12 сентября). 195 Неемия – выдающийся религиозный и государственный деятель, которому Иудея во многом обязана своим возрождением. Вместе с Ездрой занимался благоустроенней своего народа, возвышал его нравственно-религиозное состояние, восстанавливал разрушенные после вавилонского плена стены Иерусалима и храм (Неем., гл.2,3,4,6). Строгими и мудрыми мерами он освободил евреев от всего чужеземного и восстановил порядок в священнослужении. Ездра ( 1Езд.7:1 ) – потомок первосвященника Хелкии, жившего во дни царя Иосии; происходил из рода Ларонова, был благочестивым и ученым ( 1Езд.7:6 ) священником, жившим в Вавилоне при царе Артаксерксе Лонгимане ( 1Езд.7:7 ). Участвовал в освящении восстановленной стены Иерусалимской ( Неем.12:26–36 ). 196 Леонид I – царь древнегреческого города-государства Спарта (491–480 до Р.Х.), защищав-ший с 6.000 воинов Фермопильский проход при наступлении персов. Погиб в битве.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

1 . Пророчества ветхозаветных пророков о пришествии Мессии исполнились и служат уверением евангельской проповеди. 2 . О времени пришествия Мессии указал, умирая в Египте, Иаков, призвав сыновей своих и сказав: Соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последняя дни. Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, Дóндеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков ( Быт.49:1, 10 ). Мессия придет, когда прекратятся цари из колена Иудина. А Ирод был первым царем из иноплеменников – идумеянин, и пришествие Мессии ожидалось всеми иудеями со времени воцарения Ирода. И Христос родился, действительно, в царствование Ирода. 3 . Также о времени богоявления возвестил Даниилу посланный от Бога Архангел Гавриил: И увеси и уразумееши, от исхода словесе, еже отвещати и еже соградити Иерусалим, даже во Христа Старейшины седмин седмь и седмин шестьдесят две: и возвратится, и соградится стогна и забрала... И по седминах шестидесяти двух потребится Помазание (евр. – Мессия), и суд не будет в Нем: град же и святое разсыплется со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе... И утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние... ( Дан.9:2527 ). 4 . Седмица – шабуа – семилетие. Был указ Кира ( 2Пар.36:23 ; 1Езд.1:24; 6:35 ), второй указ Дария Гистаспа ( 1Езд.6:7 ), третий указ для Ездры Артаксеркса Долгорукого ( 1Езд.7:18 ) на седьмом его году, а это по канону царей был 296 г. от основания Рима, или 458 г. до Р. X., а 69 седмин или 483 года до Христа Владыки от основания Рима в 779 г. 5 . И крещение Иисуса Христа во Иордане – явление народу было в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, как объявлено Архангелом Гавриилом. Смерть Христова упразднила ветхозаветное богослужение: и жертву, и приношение. Проповедь Евангелия язычникам, и новый завет, и летоисчисление – от Рождества Христова. 6 . Итак, Сам Господь дает вам знамение: Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). 7 . И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века ( Мих.5:2 ), – говорит пророк о месте рождения Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010