Важно также и то, что в то время как Христос учит нас называть Бога Отец наш, Он Сам всегда называл Его Мой Отец, так как с Богом Отцом у Него особые отношения, высоко поднимающие Его над обыкновенным уровнем человеческих сынов, делающихся таковыми исключительно через возрождение и усыновление. Христос основывает все Свое учение, как и Свое царство, на Своем Лице; Его Богочеловеческое Лицо есть всегдашняя тема и предмет Его проповеди . Он Сам есть Евангелие («благая весть»), И все это Он делает, не имея и отдаленнейшего побуждения гордости, тщеславия или честолюбия, но исключительно с простотой и авторитетом очевидной истины. Вот почему Его слова имеют такую непреодолимую власть над сердцами. Истинно, истинно, Я говорю вам... Так говорит Бог в Ветхом Завете, но никто из людей. Поэтому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших... ( Ин.8:24 ). Какое величие заключается в этом свидетельстве! Христос всегда представляет Себя как Существо не от мира сего ( Ин.8:23 ), но как Посланника Божия (см. Евр.3:1 ) от Бога рожденного, – Существо, которое, хотя и находится на земле, но в то же время пребывает на небе ( 1Пет.3:22 ). Он не только возвещает истину, как другие вестники Божии, но и Сам объявляет Себя светом мира ( Ин.8:12 ), Путем, Истиною и Жизнью ( Ин.14:6 ). Все предано Мне, – говорит Он, – Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). 13 Он обещает жизнь в высшем и глубочайшем смысле этого слова – именно жизнь вечную всем, кто верит в Него ( Ин.3:36, 5:24, 6:40, 47, 50–58, 11:25 ). Он Сам говорит о Себе, что Он – Христос и Мессия, о Котором свидетельствовали Моисей и древние пророки ( Ин.4:26, 5:36, 39 ; Мф.15:33, 16:16 и след.; 26:63 и след.). Ввиду близкой смерти Его, после торжественного заклинания Его Живым Богом, иудейский первосвященник от имени освященной, хотя и испорченной теократии, предлагает Ему вопрос: Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? – и Он ответил спокойно и внушительно: Ты сказал – и указал на Свое будущее славное возвращение в мир на облаках небесных. Так Он провозглашал Себя в минуту глубочайшего Своего уничижения и видимого торжества сил тьмы Господом и Судией мира ( Мф.26:63–65 ). 14

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/syn-...

и вид, и не бше мжа, и помысли, и не бше избавлющаг: и мст имъ мышцею своею, и утверд. 16. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. Ст. 15б–16. Cp. Ис.63:5 . «Доселе, говорит бл. Иероним, пророк вёл речь от лица народа, теперь он говорит от своего лица. Когда они (иудеи) говорили оные слова, Бог видел, что они каялись устами, а не сердцем, и это было неугодно Ему; Он искал в них истины и суда, перенесённого к народам, и не обрёл; желал какого-либо праведного мужа, который бы мог защитить от Его гнева, и не нашёл (ср. Ис.50:2 ). Они коснели в преступности, среди них не нашлось ни единого праведника: вс уклонишас, вкпе неключими быша, нсть творй благостыню, нсть до единаг ( Пс.13:3 ). Он Сам (Бог) утвердил его (праведника) мышцею Своею, – так что желающие обратиться от заблуждения спасаются не по своей заслуге, а по милосердию Божию». В ст. 16-й 70, вместо .=в р.-с. и дивился, читали: , почему: κατενησεν= и помысли; а вместо =в р.-с. и помогла, читали: , почему: κα μνατο= и мст. И дс правдою к щитомъ, и возлож шлемъ на глав, и блечес въ риз и деждею своею: 17. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения на главу Свою; и облёкся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. к воздавай укоризн спостатмъ. 18. По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим – яростью, врагам Своим – местью, островам воздаст должное. Ст. 17–18. Господь изображается, как муж браней (ср. Ис.63:1–4 ). Имея своим бранным одеянием правду, спасение, мщение врагам истины и ревность о ней, Господь совершит грозное возмездие врагам Своим, воздаст островам должное. Под врагами Господа, по словам бл. Иеронима, разумеются Иудеи, упорствующие в своих хулениях, а под островами – города иудейские, которые опустошило войско Тита, (ср. Ис.20:6 , где под «островом» бл. Иероним разумеет Иерусалим). Ст. 18 в слав. т., согл. ват. т. и ал. код., читается лишь на половину; в некот. гр. рукоп. он восполняется: – υτο, μυναν τος χϑρος υτο· τις νσοις νταπδωμα νταποδσει=( спостатмъ) своимъ, врагмъ своимъ. стровмъ воздане воздастъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И попрах я гневом моим, и сведох кровь их в землю (6). Решением труднейшего вопроса о взаимном отношении мессианских пророчеств первой (1–39 гл.) и второй (40–66 гл.) части книги Исаии, вопроса о примирении в личности Мессии абсолютного божественного достоинства и конечного человеческого достоинства служит, по нашему предположению, настоящее пророчество 63-й главы. Противоположность между двумя сериями предсказаний Исаии – ассирийского и вавилонского периодов настолько значительна, что невольно обращаешь на нее внимание. Видимая дисгармония между природными качествами откровенной личности Мессии до того ощутительна, что читатель пророчеств остается в полном недоумении. Мессианское пророчество 63 главы открывает возвышенную тайну и решает непонятную загадку. Оно прежде всего утверждает беспристрастного читателя в том предположении, что всемогущее Божество, разрушающее царство зла, и невинно страждущий идеальный Праведник составляют единое Божественное существо всемогущего Искупителя, Судии и Страдальца, Спасителя-Мессии. Божеское достоинство грядущего от Едома“ и попирающего во гневе врагов“ несомненно. В Нем и Его действиях виден всемогущий Иегова, который во всем ветхозаветном откровении с такой ревностью ограждает царство добра и восстаёт против служителей зла; Иегова, о котором в 59 главе говорится: и видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его.... и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностию, как плащем“ ( Ис. 59:16–17 ): – тот всесильный Бог, который говорит об Едоме у пр. Иеремии: разве нет более мудрости в Фемане? Разве не стало света у разумных?.. бегите, обративши тыл, скрывайтесь в пещерах, жители Дедана, ибо погибель Исава Я наведу на него, – время посещения Моего“ ( Иер. 49:7–8 ), или который о том же Едоме говорит чрез пр. Иезекииля: простру руку Мою на Едома, и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею, от Фемана до Дедана все падут от меча“ ( Иез. 25:13 ). Но вместе с тем всякий глубокомысленный читатель легко замечает, что личность грядущего от Едома“, так приближающаяся к личности Иеговы, не вполне тожественна с Иеговою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Ис.63:16 . Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не при­знаёт нас сво­ими; Ты, Го­с­по­ди, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш». «Только Ты Отец наш... Ты Господи, Отец наш». Вот самое горячее и сильное исповедание Господа от лица лучших сынов верного Израиля. Несмотря как бы на некоторое забвение Богом Своего народа, лучшие сыны последнего не перестают обращаться к Нему, как к Своему единственному защитнику и Отцу. Это сильное и твердое исповедание Израилем факта своего избранничества Богом должно быть поставлено в связь с таким же убежденно-твердым констатированием его в раннейших словах пророка, сказанных им от лица Самого Всевышнего (8 ст.). «Израиль не признает нас своими». «Авраам» и «Израиль» – здесь, очевидно, синонимы: они являются общим обозначением исторического Израиля, или, точнее, того большинства иудейского народа, которое по своей слепоте, не признало Мессии и не уверовало в него, когда Он пришел. При таком понимании данного места, лица, говорящие через пророка, заметно выделяются из состава этого большинства; они именно являются представителями того верного меньшинства Израиля, которое узнало Мессию и тем самым оправдало свое Божественное избрание, хотя за это подверглось ненависти своих же соплеменников. «От века имя Твое: «Искупитель наш» – Высокознаменательный термин «искупитель» впервые употреблен еще в кн. Иова ( Иов.19:25 ). а затем в Псалтири ( Пс.73:2 ) и неоднократно у пророка Исаии ( Ис.41:14 ; Ис.43:3 ; Ис.47:4 ; Ис.59:20 ; Ис.62:11 и пр.). При этом важно отметить, что у последнего он безразлично прилагается как к Самому Господу, так и к Мессии-Христу. Ис.63:17 . Для чего, Го­с­по­ди, Ты по­пустил нам совратиться с путей Тво­их, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Тво­их, ради колен наследия Твоего. «Для чего, Господи, ты, попустил... ожесточиться сердцу нашему?» Библия не раз говорит о Божьем попущении к ожесточению закоренелых грешников ( Исх.4:21 ; Исх.7:3 ; Исх.9:12 ; Исх.10:1 и др.). В этом нельзя не видеть одного из убедительнейших доказательств свободы человеческой воли, а также и необходимости личных усилий каждого для своего спасения. Исторически здесь разумеется, вероятно, то «ожесточение» Израиля, от которого предостерегали его пророки ( Ис.6:10 ; Ис.29:10 и др.) и в котором упрекали апостолы ( Рим.11:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Какою властью Ты это делаешь?» Спроси расслабленного, какой властью он встает здоровым; спроси чудеса, и не спрашивай о власти Того, Кто творит чудеса. Но Божественная благость не отвечает вам, считая недостойными ответа тех, которые спрашивают со злобой. Таково Слово Божие: когда оно видит душу коварную и развращенную, тогда оставляет ее, как недостойную благодати, и часто старающийся узнать многое не узнает истины от самой Истины. Иудеи часто спрашивали и ни разу не получали ответа, потому что спрашивали со злобой. Молчание Спасителя до такой степени огорчало души их, что нечестивое собрание их говорило тогда: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» ( Ин.10:24 ). Но, несмотря даже и на то, Он не отвечал им, потому что недостойны были ответа вопрошавшие со злобой. Что же говорил им Спаситель? «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать?» ( Ин.9:27 ). «Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» ( Ин.10:25 ). Видишь ли, как Он выражает желание, чтобы дела были вопрошаемы, а не о власти предлагаемые вопросы? Иудеи спрашивают: «Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо», и Он не разрешает их недоумения, потому что они спрашивали не для того, чтобы узнать, но чтобы осудить. Первосвященник же Каиафа, достойный того собрания, дошел до такого неистовства, что сказал: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.26:63 ). Но Спаситель, научая нас принимать с благоговением такие слова, хотя отвечал на клятву, однако при этом не разрешил недоумения. «И первосвященник сказал Ему, – говорится в Евангелии, – заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Господь сказал ему: ты сказал» ( Мф.26:63–64 ). Он почтил клятву, прервав свое молчание, и вместе не удовлетворил злобе, выразив отвращение к коварству. Иудеи спрашивали со злобой, и не получали ответа, – и вполне справедливо, потому что коварные помыслы отделяют людей от Бога. Он не сообщал Своей Премудрости тем, которые со злобой допрашивали Его Премудрость: «в лукавую душу не войдет премудрость» ( Прем.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мы должны решительно отвергнуть это утверждение автора статьи и подобные, как: " Иоанн воспользовался понятием Логоса, применил его к имени Иисуса Христа и придал этому понятию новый смысл " . Разве ап. Иоанн был кабинетным мыслителем, следившим за духом философии, греческой ли подлинной или в ее иудейско-александрийском преломлении? Тянулся ли его личный интерес к библиотечным папирусным или кожаным свиткам, хранившим философские идеи? Или воспользовался ли бы он для своей высокой цели случайной, на лету достигшей его, идеей? Есть еще одно лишь место, в тексте книг Нового Завета, с именованием Спасителя " Словом " : в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова - 19 гл.: " И увидел я отверстое небо, и вот - конь белый, и Сидящий на нем... имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие " (ст. 11-13). Библейская экзегетика отчетливо видит в этом образе прямую связь с видением, как бы осуществление его, представленным у пророка Исаия в 63 главе его книги: " Кто это идет от Едома, в червленых ризах?... Отчего одеяние Твое красно? И ризы Твои - как у топтавшего в точиле? - Я топтал точило один..., и год Моих искупленных настал... Ты, Господи Отец наш, от века имя Твое Искупитель наш... " (Исаии 63:1, 14, 16). Согласованность этих двух мест в Новозаветном Писании: Евангелия и Апокалипсиса , помимо своего духовного значения, для нас еще ценна тем, что подтверждает принадлежность Апокалипсиса апостолу Иоанну, как писателю этого Откровения свыше. Для нас же в данном случае важно еще то, что именованием Господа здесь именно Словом " Божиим " устраняется всякая философская мысль о " Логосе " , как некоем самостоятельном Начале, посредствующем между Богом и миром, или " Параклите " (как Логос назван у автора выше названной статьи). Параклитом же, или " Утешителем " , именован в прощальной беседе Господа с учениками Дух Святой . На этом мы оставим в стороне наше внимание к названной статье. Но независимо от нее остается неясным вопрос: Почему евангелист в первые строки своего благовестия вводит имя " Слово " - " Логос " в приложении к Господу Иисусу Христу? И в то же время, почему именно только эти строчки служат почти одиноким местом применения в Новозаветных книгах Священного Писания имени: Логос - Слово? ...Да простит нас святой Апостол, что мы своим грешным и низким умом как бы вторгаемся в его священную мысль, открыто и прямо не выраженную, в ту область души, что мы по отношению к нам самим называем подсознательною мыслью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2224...

– (Наконец) не понимали этого учения и ученики, – однако же, поверили Христу, следовали за Ним и исповедали, что Он имеет глаголы живота вечного» (Злат., ср. Феофил.). 67. Ин. 6:67 . Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Сказал двенадцати: при виде такого отпадения многих из последователей Своих, Господь обращается к ближайшим избранным от Него ученикам с вопросом: не хотят ли и они оставить Его? Господь хорошо знал дух и направление Своих ближайших апостолов ( Ин. 13:18 ) и, конечно, не ожидал услышать от них ответ утвердительный на свой вопрос, но тем не менее хотел услышать их исповедание и в этом найти утешение духу Своему, огорчённому, конечно, отпадением многих последователей. Вопросом Своим Он предоставлял полную свободу следовать или не следовать за Ним (Злат., ср. Феофил.), и тем утешительнее было Ему слышать твёрдое исповедание их веры в Него как Мессию. 68. Ин. 6:68 . Симон Пётр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: Мф. 16:16 н.; Ин. 6:63 ; Деян. 5:20 . 69. Ин. 6:69 . и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. Ин. 11:27, 4:42, 1:1 д. Симон Пётр отвечал: от лица прочих апостолов (Феофил.), которых верования и убеждения он знал, кроме, может быть, Иуды, который лицемерил и под личиной преданности скрывал свои мысли и намерения. – К кому нам идти: нет другого учителя, к которому мы могли бы перейти от Тебя, и мы остаёмся верны Тебе. Ложь и суетность народных учителей, фарисеев, они хорошо сознавали и видели неизмеримое превосходство над ними своего божественного Учителя. Две черты этого превосходства Его указывает Ап. Пётр, по которым апостолы остаются верны Ему: первая, что Он имеет глаголы вечной жизни, вторая, что они уверовали и узнали, что Он Мессия. – Глаголы вечной жизни: глаголы, внимая которым и веруя, можно получить жизнь вечную; повторение того, что Господь непосредственно пред сим только сказал о словах или учении Своём (ст. 63). – Мы уверовали и узнали: всё обращение с Господом привело их к вере и убеждению ( Флп. 3:10 ), что Мессия Сын Божий. Это исповедание ещё недавно выразили апостолы по случаю укрощения Христом бури и хождения по водам ( Мф. 14:33 ). Несколько после тот же Симон Пётр выразил точно так же исповедание апостолов, что Иисус есть Мессия Сын Бога живого ( Мф. 16:16 и прим. к этому стиху).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Отъезд Ревекки происходит следующим образом: И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком (Быт. 24, 61).– Дух Святой впереди, Он указывает нам дорогу. Как сказано: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16, 13). И раб взял Ревекку и пошел (то есть он ведет ее верблюда за узду – О.С.).А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды (Быт. 24, 61–63). Вышел в поле поразмыслить – слово, переведенное у нас как «поразмыслить» (), от еврейского слова – ласуах ; корневая основа этого слова – еврейское слово «сиха», которое означает не что иное, как «молитва». Как сказано: Вечером и утром и в полдень буду умолять (« асиха ») и вопиять, и Он услышит голос мой (Пс. 54, 18); и еще: излил пред Ним моление мое («сихи»)» (Пс. 141, 2); и еще: Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою («сихо»)» (Пс. 101, 1). Мы видим Авраама, который выходит поразмыслить рано утром, когда происходила гибель Содома. И Авраам – это тот, кто установил (в понимании древних) утреннюю молитву. А Исаак при наступлении вечера вышел в поле поразмыслить. По-славянски здесь стоит слово «поглумиться». Что значит «глумиться»? В современном языке «глумиться» – это делать что-то плохое. А на славянском языке «глумиться» – это значит «рассуждать о Боге, о божественном». Праведный Исаак вышел в поле для молитвы и духовного рассуждения. И он устанавливает вечернюю молитву. Как у Климента Александрийского мы прочитали: «Поэтому их деяния стали законом для нас». И возвел очи свои ,– что означает на библейском языке: возвести очи ? Начать молиться, мы это уже знаем. И увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака (Быт. 24, 63–64). Невеста Церковь видит Христа Жениха, но она боится обмануться: а может быть, это лжехристос? Есть же всякие лжехристы? И Сын Божий предупреждал, что будут лжехристы. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,– не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”,– не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”,– не верьте (Мф. 24, 23–26).

http://pravoslavie.ru/110108.html

По 3 Царств ( 3Цар.9:16 ): „Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей жене Соломона“. (Этот стих внесен в греческий текст книги Иисуса Навина). Если Газер обратился в собственность евреев при Соломоне, то книга Иисуса Навина написана не позже этого события, после которого нельзя было говорить о пребывании Хананеев в Газере. Упоминание 63-го стиха 15-й главы ( Нав.15:63 ), что „Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня“, служит признаком еще более древнего происхождения книги. На седьмом году царствования Давида Иерусалим был взят, и Иевусеи были истреблены почти совершенно. Наконец, из 27-го стиха 9-й главы ( Нав.9:27 ) явствует, что писатель жил ранее царствования Саула: „Иисус Навин, говорится здесь, определил, чтобы жители Гаваона и других союзных с ним городов рубили дрова и черпали воду для всего общества и для жертвенника Господня; посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия даже до сего дня“. При Сауле этот порядок уже не сохранялся, и сами Гаваонитяне чуть не поголовно были истреблены Саулом. На этих основаниях можно заключать, что книга написана неизвестным лицом, может быть каким-либо пророком, в эпоху судей, и именно в первую половину ее, так как особенности языка ставят ее в более близкое отношение к Пятикнижию, чем к книгам Судей и Царств. Происхождение книги Иисуса Навина Несомненно, что книга, прежде чем получить свой настоящий вид, прошла через несколько последовательных редакций и испытала неоднократную переработку. Язык и —28— слог 1-й главы обнаруживают того же автора, которому принадлежат последние главы Второзакония. В 5-й главе ( Нав.5:32 ) общий итог городов, доставшихся колену Иудину, указан 29: „всех 29 городов с их селами“. На самом же деле оказывается всех городов поименно 36 или даже 37. Очевидно, излишние города занесены в перечень после другим лицом, а их общий итог оставлен без изменения. При сличении LXX с еврейским подобного рода примеров открывается немало.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Посмотри, как эти люди без собственного ведома предсказывают девице будущее, – потому что Сам Бог направлял к этому мысли их. Они предвозвещают ей два события: то, что от нее родятся тысячи тысяч и что потомство ее будет владеть жилищами врагов. Видишь ли, как во всех случаях обнаруживается явное промышление Божие и как Господь Бог всяческих даже через неверных предзнаменует будущие события?» 256 Отъезд Ревекки происходит следующим образом: « И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком » ( Быт. 24:61 ). Дух Святой впереди, Он указывает нам дорогу. Как сказано: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин. 16:13 ). « И раб взял Ревекку и пошел (то есть он ведет этого верблюда за узду, – О. С.). А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды » ( Быт. 24:61–63 ). «Вышел в поле поразмыслить» ( Быт. 24:61 ) – слово, переведенное у нас как «поразмыслить», от еврейского слова – ласуах. Корневая основа этого слова – еврейское слово сиха, которое означает не что иное, как «молитва». Как сказано: «Вечером и утром и в полдень буду умолять(асиха) и вопиять, и Он услышит голос мой» ( Пс. 54:18 ). И еще: «излил пред Ним моление мое (сихи)» ( Пс. 141:2 ). И еще: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою (сихо)» ( Пс. 101:1 ). Мы видим Авраама, который выходит поразмыслить рано утром, когда происходила гибель Содома. И Авраам – это тот, кто установил утреннюю молитву. А Исаак при наступлении вечера вышел в поле поразмыслить. По-славянски здесь стоит слово «поглумиться». Что значит «глумиться»? В современном языке «глумиться» – это делать что-то плохое. А на славянском языке «глумиться» – это значит рассуждать о Боге, или о чем-либо Божественном. Праведный Исаак вышел в поле для молитвы и богомыслия. И он устанавливает вечернюю молитву. «И возвел очи свои. И увидел: вот, идут верблюды», – что означает на библейском языке «возвести очи»? Начать молиться, мы это уже знаем. Слова: «вот, идут верблюды» ( Быт. 24:63 ), верблюды своею «десятиричностью» ( Быт. 24:10 ), могли свидетельствовать о том, что молва о добродетелях Ревекки дошла до Исаака раньше ее самой.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010