Т. 1. Троице-Сергиева лавра, 1994. С. 43–44. Св. Григорий Богослов. Там же. С. 50. Аристотель. Риторика. Античные риторики. С. 118. Аристотель. Вторая аналитика. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 328. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. С. 72–73. Преп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. Творения. Христологические и полемические трактаты. М., “Мартис”, 1997. С. 56. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 79. См. Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 315–323; Карташев А. B. Вселенские Соборы. М., “Республика”, 1994, С. 63–72. Феодорит епископ Кирский. Церковная история. М., “Росмэн”, 1993. С. 104–105. См. Тема 4. Политическая и судебная речь. Эдикт благочестивейшего и христолюбивого императора Константина… Деяния Вселенских Соборов. Собор Константинопольский 3й; Вселенский шестый. Т. 4. СПб., 1996. С. 253. Преп. Максим Исповедник . Главы о любви. Творения. Книга I. М., “Мартис”, 1993. С. и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов. При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. терпением вашим спасайте души ваши. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. Св. Григорий Палама . Беседы. Часть 2. М., “Паломник”, 1993. С. 190. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., “Канон”, 1995. С. 72–74. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., “Наука”, 1996. С. 207. Аристотель. Метафизика. Соч. Т. 1., М., 1976. С. 149–150. Св. Иоанн Дамаскин. Философские главы. С. 72. Св. Иоанн Дамаскин. Там же. С. 62–63. Св. Максим Исповедник . Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Слова Божия. Творения.

http://azbyka.ru/propovedi/kurs-russkoj-...

Чем же оправдываются сектанты?   Они указывают на слова Господа Иисуса: «Дух животворит, плоть же не пользует нимало» (Ин. 6:63), — и рассуждают так: значит, питание Телом Христовым бесполезно. Что отвечать на такое извращение св. Писания?   Здесь ничего не говорится о том, что Тело и Кровь Господни бесполезны для верующих. Здесь сказал Спаситель, как должно понимать Его слова о хлебе жизни. Обещание Господне не плотское бесполезное рассуждение, не самообольщение, как казалось фарисеям, но действительность: «слова, которые говорю Я вам. суть дух и жизнь» (Ин. 6:63). Когда Господь на тайной вечери дал Апостолам «Плоть Свою» и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое», то Апостолы не сказали Господу, что это бесполезно, как говорят наши сектанты, но приняли пречистое Тело и Кровь, и совершали сами таинство святого причащения и нас научили это делать. Даже составили Божественные литургии Тела и Крови Господних. Таковы литургии Апп. Иакова, Марка и Петра. Что отвечать сектантам, когда они говорят еще словами Апостола: «Мы никого не знаем по плоти, если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16)?   Здесь ничего не говорится о таинстве Причащения, о котором Апостол пишет в 1 Кор.10—11; здесь Апостолом утверждается только то, что после Воскресения Христова мы уже никого не знаем в смертной плоти, но убеждены в бессмертии всех. Прежде знали Христа по плоти, знали, что Он ел, пил, спал, страдал на кресте, а теперь знаем, что Он с воскресшей плотию «навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10:12). Тело Его одухотворилось и прославилось, и тело всякого истинно-верующего в Него Он «преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Фил. 3:21). Что отвечать сектантам-толстовцам, когда они говорят, что под хлебом жизни в Писании разумеется учение Христово, которым и должны питаться?   В ответ должно спрашивать их, что разумеется в таком случае под «чашей благословения» (1 Кор. 10:16). Апостолы прекрасно понимали, что должно разуметь под хлебом жизни, и, однако, они научают о приобщении Тела и Крови Христовых. Свв. Апостолы, в посрамление толстовцев и всех вообще сектантов, составляли чин литургии. Никто из сектантов не отвергает этого Божественного священнодействия, и все они должны сознаться в том, что далеко ушли от Христа и уподобились древним жидам, говорившем о Христе: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?... Какие странные слова! Кто может это слушать» (Ин. 6:52, 60)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

12. Четвертая книга Царств ( 4Цар.4:8-37 ) рассказывает о воскрешении еще одного мальчика, и на сей раз это чудо произошло по молитве пророка Елисея. Этот рассказ, как и аналогичный рассказ об Илии, подчеркивает, что евангельские чудеса продолжают линию, начатую в Ветхом Завете. 13. Исаия ( Ис.63:11-64:5 ) — здесь пророк древнего Израиля обращает к Богу удивительные на первый взгляд слова: Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: “Искупитель наш” ( Ис. 63:16 ). Это звучит почти как отрывок из Евангелия: не стоит никому надеяться на физическое происхождение от Авраама — подлинным Отцом для верующего остается только Бог. 14. Иеремия ( Иер.31:31-34 ) — эти слова Ветхого Завета предсказывают заключение Нового Завета, что и отмечается на пасхальном торжестве: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. Нетрудно услышать здесь прямую перекличку со словами Исаии из предыдущей паремии. 15. Даниил ( Дан.3:1–88 ) — длинная и торжественная песнь трех отроков в печи вавилонской стала источником множества цитат в богослужебных песнопениях; вновь и вновь звучит на вечерне голос хора, повторяющий припев: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Но это не просто красивая поэзия — история из Ветхого Завета повествует о трех юношах, которые за веру в Единого Бога были брошены в огненную печь, но остались там невредимыми. Их мучители, глядя на огонь со стороны, видели не только их троих, но и таинственного Четвертого. И христиане видят в этом явлении прообраз схождения Христа во ад, откуда он вывел спасенных людей. журнал «Фома» Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parimii-strastnoj-subbo...

1 . Вопрос, целью которого является получение информации, относится к действительным, даже если спрашивающий знает ответ. К этому типу относятся, например, вопросы, которые задаются для проверки знаний учеников, или в качестве аргумента в споре, или для того, чтобы заставить кого–то высказать свое мнение. В качестве примера приведем Ин 6:5–6 : «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» Нужно отметить, однако, что в некоторых языках вопросы, ответы на которые известны спрашивающему, невозможны или могут использоваться только в ограниченных контекстах. 2 . Вопрос считается действительным, даже если действующие лица не существовали в действительности. Такая ситуация встречается в некоторых притчах. Например, в притче о плевелах ( Мф 13:24–30 ) рабы спрашивают хозяина: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» (ст. 28), на что он отвечает им: «Нет». 3 . Хотя на действительные вопросы, как правило, требуется ответ, иногда этот ответ не приводится явно. Даже если ответ подразумевается, вопрос тем не менее считается действительным. Например, в Лк 8:45 Иисус спрашивает: «кто прикоснулся ко Мне?» и далее: «Когда же все отрицались…» т. е. подразумевается, что все сказали «не я» или что–то подобное. Сходные примеры можно найти в Мк 16:64 , Ин 5:12, 18:16–27 . 4 . Вопрос также считается действительным, даже если спрашиваемый уклоняется от ответа, отказывается отвечать или отвечает не сразу. Например, в Лк 10:25 законник спрашивает Иисуса: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус спрашивает «В законе что написано?» и дает свой ответ лишь после ответа законника (в ст. 28). В другом месте ( Ин 3:9 ) Никодим спрашивает Иисуса: «Как это может быть?» на что Иисус отвечает риторическим вопросом с последующим объяснением. А когда Пилат вопрошает народ: «Какое же зло сделал Он?» ( Мф 27:23 ), он не получает прямого ответа, но крики «да будет распят!» являются неким подобием косвенного ответа на его вопрос. В предыдущей главе ( Мф 26:63 ) Матфей пишет: «Иисус молчал» т. е. отказывался отвечать на вопрос. Два других описания такого вынужденного молчания можно найти в Мк 3:4 и Мф 26:63 (в последнем случае о молчании Иисуса не говорится прямо, но оно подразумевается).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ne-iska...

25 . Но ты хочешь узнать, в который именно час солнце померкло, в пятый, или в шестой, или в девятый? Скажи, пророк, определенно упорным иудеям, когда престанет светить солнце? На это говорит пророк Амос: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень ( Ам.8:9 ), ибо от часа шестого была тьма, и омрачу землю среди светлого дня ( Ам.8:9 ). Какое это время, пророк, и какой день? И обращу праздники ваши в сетование ( Ам.8:10 ). А это происшествие случилось в праздник опресноков и во время празднования Пасхи. Далее потом говорит: и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову ( Ам.8:10 ). Тогда был день опресноков и праздник; между тем жены иудейские сокрушались и плакали, а скрывавшиеся апостолы скорбели. Поистине дивно это пророчество! 26 . Но кто-либо скажет: покажи мне и другой признак. Какой же может быть другой лучший признак касательно этого события? Иисус распят; Он имел на Себе одну нижнюю и одну верхнюю одежду: воины разделили верхнюю одежду, разодрав на четыре части; а нижняя не была разодрана, ибо, будучи разодрана, ни к чему не годилась бы. Потому воины кидают о ней жребий. Ту одежду делят, об этой кидают жребий. Не написано ли и об этом? Знают это прилежные церковные псалмопевцы; подражая ангельскому воинству и всегда прославляя Бога, они удостаиваются петь на Голгофе и говорить: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс.21:19 ); а жребий этот был жребий воинов. 27 . Также, быв осужден перед Пилатом, Иисус облечен был в багряницу: ибо там надели на Него багряницу ( Мф.27:28 ). Не написано ли и об этом? Исаия говорит: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора? ( Ис.63:1 ). Кто сей, в знак бесчестия облеченный в червленую одежду? Ибо Восор подобное нечто этому означает у евреев. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшегося в точиле? ( Ис.63:2 ). А он ответствует и говорит: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему... по своим помышлениям ( Ис.65:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

49:11). Ибо привязала как бы к себе чрез веру лоза истинная, то есть Христос, народ из язычников, который он уподобляет осленка. А что привязал Он «к виноградной лозе , то есть к любви своей жребца осляте своего» , разумею народ уверовавший, происшедший от древнейшей матери иудеев, или синагоги, в этом как мог бы кто-либо усомниться, когда всё, так сказать, богодухновенное Писание говорит нам о сем таинстве? Затем, что Он имел своею собственною кровию окрасить плоть, пригвождаемый к древу и копием прободаемый, это ясно из слов: «моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:11). Так и божественный Исаия повествуя о восхождении Христа на небеса, сказал, что святые ангелы или вышние силы изрекли: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора» ? (Ис. 63:1.) И еще: «Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ис.63:2). А что хотя Он и был в мертвых, хотя и потерпел дерзости от иудеев, заушения и укоризны, однако не много заботился о сем, претерпев это ради нас и спасши поднебесную, что, напротив, все это было для Него всегда весьма приятно и не изменяло обычного благодушия Его, на это могут указывать слова: «блестящи очи [его] от вина» (Быт. 49:12). Под этим, как я думаю, может разуметься, так сказать, приятность, как бы всегдашнее благодушие и веселость Божества Его. Ибо у испивших вина душа как бы всегда весела и наиболее удаляется от всего огорчающего. Когда же сквозь зубы как бы проходит слово, то и они сами сказано, являются белы, как испускающие от языка чистое и убеленное слово. Ибо отнюдь не погрешителен в слове Христос, напротив, истинен и откровенен. И все, что бы Он ни произнес, есть святолепно, дивно и величайшую светлость вносит в душу и ум слушателей. О Завулоне «Завулон при береге морском будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Сидона» (Быт. 49:13). Мы уже прежде сказали, что исследуя слово предлежащего нам пророчества и стараясь рассмотреть, каково оно и как хорошо исполнилось, мы утверждаем, что одно произошло в нем по подобию тому, что уже раньше сделано было, а другое, полагаю, всякий, имеющий ум, сочтет едва не наглядно изображенным в самом значении имен и проявляющим образ будущего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

63:3). Он сделал упрек и Петру, когда тот отсек ухо одному из бравших Его, сказав ему: « или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (Мф. 26:53, 54)? Этими словами Он показал, что Он Сам ограничил силу Своего Божества, чтобы чрез Него исполнилось таинство предсказанного пророками домостроительства. Но « как человек беспомощный, " , не только как Бог, но и как безгрешный по человечеству. Вот почему узам смерти, как говорит в своей проповеди Петр (Деян. 2:24), и невозможно было удержать Его. « К мертвым причтенный, как убитые, лежащие во гробе, о коих Ты более не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты » (ст. 6). И здесь надо подразумевать: был. Он был как раненый, так как иудеи старались представить Его в общественном мнении раненым, т. е. грешником, и, придя к Пилату, называли Его обманщиком (Мф. 27:62, 63), А что грешники называются ранеными в Писании, ты можешь узнать это из слов Иеремии: « о, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего » (Иер. 9:1). Это подтверждают и настоящие слова псалмопевца, потому что он называет людей, которым Христос считает Себя уподобившимся, не только ранеными, но и изглажденными из памяти Бога, отринутыми от руки Его, спящими во гробе, лишенными сил и деятельности. (Но уподобившись им), Христос совершает однако воскресение мертвых. « Положили меня в ров преисподний, во мрак и тень смертную » (ст. 7). Заметь, как утверждается здесь и истина страданий и сохраняется достоинство Страдавшего. Он полагается, говорит, « в ров преисподний » , — потому что нет ничего ниже ада, — « во мрак » , указывая чрез эту тьму на место смерти, но в то же время выражением в « тень смертную » указывая и на скоропреходящее значение страданий, на то, что Христос был Солнце правды, которое только на краткое время скрылось в тени смерти. « На мне отяготела ярость Твоя и все волны Твои навел Ты на меня » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

X. 142. Не хотел произносить таких слов, но я был вынужден выразиться таким вот образом, чтобы ты, услышав мрачное, смог избежать ужасного. 143. А когда надобно убегать? 144. Ныне день спасения (2 Кор. 6, 2). 145. Кто желает находиться рядом со Христом, пусть знает , что приходит пора, когда никто не может делать (Ин. 9, 4). 146 Приходит ночь, когда каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле (2 Кор. 5, 10). 147. Приходит день, в который никто не может отложить [свои дела] на завтра. 148. Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6). 149. Итак, братья, если таков рубеж и мы не можем пройти мимо или невозможно прошедшим остаться незамеченными, предстанем лицу Его со славословием (Пс. 94, 2). 150. Первыми предстанем [перед Ним], чтобы Он не опередил нас, представ пред нами. 151. Победим зло добром, чтобы не оказаться нам во зле. 152. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1), чтобы, явившись чистыми пред Чистым, мы получили чистый венец через Иисуса Христа, Господа нашего, через Которого Отцу слава во веки веков. Аминь.   Источники Acta Pauli et Theclae//Les Actes de Paul et ses lettres apocryphes/introduction, textes, traduction et commentaire par L. Vouaux . Paris: Letouzey et Ané, 1913. Basilius Caesariensis (spuria). Homilia de virginitate //Amand D., Moons M. C. Une curieuse homélie grecque inédite sur la Virginité adressée aux pères de famille//Revue bénédictine. 1953. Vol. 63. P. 18–69, 211–238. Tertullianus . De baptismo// Tertullien. Traité du baptême/éd. F. Refoulé, M. Drouzy. Paris: Cerf, 1952. (SC; vol. 35). P. 63–97. Рус. пер.: Квинт Семптимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения/сост. А. Столяров. М.: Прогресс, 1994. С. 93–105.   Литература Мейендорф И., прот. Византийское наследие в Православной Церкви. Киев, 2007. С. 263–288. Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 4. Древнее монашество и возникновение монашеской письменности. М.: Сибирская благозвонница, 2014.

http://bogoslov.ru/article/6193363

   Упомянув о стрелах, смотри, как он опять прибавляет слово: «Сильный», дабы ты знал, что Христос не имеет нужды в стрелах, а силен Сам собою. Порядок мыслей такой: «Стрелы Твои изощрены, Сильный..., в сердце врагов Царя». А слова: «народы пред Тобою падут» поставлены в средине. Здесь, мне кажется, двоякий смысл: или пророк говорит о пленении иудеев, покорении и разрушении их города, или в переносном смысле называет стрелами силу слова (евангельского). Подлинно, быстрее стрелы это слово прошло по всей вселенной и косну­лось сердца прежних врагов Царя, не для того, чтобы умерт­вить их, но чтобы привлечь их к себе, как случилось и с Павлом. Не погрешит, кто назовет стрелою то слово, которое, сшедши с неба, коснулось сердца прежнего врага и сделало его другом. «Народы пред Тобою падут». Видишь ли успех войны, примирение бывших прежде противниками, научение их, огла­шение? Это падение и подпадение под власть Его служит для всех основанием и источником возвышения, потому что Он покорил их Себе, освободив от гордости, тщеславия и бесов­ского заблуждения. Другой пророк представляет Его обагрен­ным кровью и говорит: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора» (Ис.63:1)? Здесь не говорится об оружии, луке и стрелах, а об одежде, — выражение также чувственное, но менее чувственно, нежели у Псалмопевца; и здесь также, при самой чувственности выражений, пророк возводит мысль к предметам бестелесным. На вопрос «Отчего же одеяние Твое красно..., он отвечает: Я топтал точило один» (Ис.63:2-3), выражая легкость победы и то, что Он не имел никого Своим помощ­ником, что Он силен сам по себе. Как там сказано: «поведет Тебя дивно десница Твоя», так и здесь: «Я топтал точило один». Как легко для виноделателя выжимать ногами ви­ноград, так легко и для Бога совершать, что хочет, или даже не так, а гораздо легче. «Престол Твой, Боже, во век века. Жезл правоты — жезл царства Твоего: Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более общников Твоих» (Пс.44:7-8). Другой пере­водчик (Симмах) говорит: «престол твой, Боже, вечный и более». В еврейском: «Боже, Бог твой» (Елоим Елоах). Что скажет здесь иудей? О ком это говорится? Что скажет еретик? Если скажет, что говорится об Отце: «Престол Твой, Боже, во век века», то как отнесет к Нему следующие слова: «посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой»? Отец — не Христос, и помазан был не Он. Отсюда ясно, что здесь говорится о Единородном, о Котором и выше было говорено, о Котором и Исаия сказал, что царству Его не будет конца (Ис.9:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ 35. Доказательства из Священного Писания Божества Святого Духа и Его единосущия со Отцом и Сыном Божество третьего Лица Святой Троицы, Духа Святого, и его единосущие с Отцом и Сыном доказывается из Священного Писания тем же самым способом, как божество Сына. Священное Писание приписывает Святому Духу: 1) Божеские именования. Это видно: а) Из прямых изречений Слова Божия. Псалмопевец, сказавши о себе: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня. Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева (2 Царст. 23:2,3), и таким образом объясняет, кого он имеет ввиду под именем Духа Господня (срав. Пс. 84:9). Еще яснее Ту же мысль выразил Апостол Петр, обличая Ананию: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?…Ты солгал не человекам, а Богу (Деян. 5:3,4). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от Апостолов, как от людей (утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов , ст. 2), — тогда первоверховный из Апостолов, вразумляя виновного, сказал: «нет, не нам солиал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, не людей ты обманул, но думал обмануть Бога.» А не забудем, что под именем Святого Духа, обитавшего в Апостолах, в строгом смысле надобно понимать Лицо , как другого У тешителя , которого послал им Спаситель вместо Себя, и который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения (Иоан. 14:16,26; 16:13). б) Из сравнения разных мест Священного Писания. Так - а) священный Бытописатель свидетельствует, что сам Всевышний руководил Израильтянами в пустыне: так Господь один водил его (Втор. 32:12); а пророк Исаия объясняет, что ими руководил именно Дух Святой: вложил в сердце его Святаго Духа Своего… Дух Господень вел их к покою (Ис. 63:14; срав. ст. 11); б) Псалмопевец говорит, что Израильтяне в пустыне продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне (Пс. 77:17—18,40—41), равно как и сам Бог устами Псалмопевца вещает: в пустыне , где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое (Пс. 94:8—9); a тот же Исаия Пророк объясняет, что Израильтяне огорчили в пустыне именно Святаго Духа Его (63:10), и Апостол Павел замечает, что именно как говорит Дух Святый … в пустыне... где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет (Евр. 3:7—9);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010