Гимнографическая деятельность Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества (1917–1988) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 (Доклад, прочитанный в 1988 году на III конференции, посвящённой Тысячелетию Крещения Руси) Обозреваемый период гимнографической деятельности Русской Церкви делится на два периода: 1) 1917–1945; 2) 1945–1988. В первый период можно наметить три основных группы служб: 1) Богородичные; 2) связанные с деятельностью Поместного Собора 1917–1918 гг.; 3) написанные по особым побуждениям. Иконам Пресвятой Богородицы за период 1917–1945 написаны следующие службы: “Державная” (явилась 2 марта 1917) — первая служба (и акафист) составлена с участием Святейшего Патриарха Тихона (†7.04/25.03.1925), вторая служба — Владимиром Васильевичем Богородским. Служба, составленная Святейшим Патриархом Тихоном, должна быть признана одним из лучших образцов православной гимнографии. Одни тексты составлены от первого лица и открывают перед нами душевное состояние песнотворца, другие тексты, как монументальные картины, показывают состояние Церкви того времени, исполнены молений о прощении грехов и помиловании, а также прославляют державное заступничество Пресвятой Богородицы. Вот, например, как необычайно начинается великая вечерня: “И рыдах, и взывах к Тебе, Владычице, но не возмогл есть глас мой и како умолю Тя? Сама убо даждь ми молитву и сохрани раба Твоего…”(стихира глас 4). Канон службы — драгоценное свидетельство смирения, стойкости и веры Святейшего Патриарха Тихона: “Аз из глубины зол моих вопию Ти, и не премолчит стон мой пред Тобою; виждь, о, виждь, Владычице Дево и не отвержи мене, услыши убо вопль гласа моего…”. “Обольсти мя змий, клеветник бо есть…”; “Горьким плачем моим, яко воду, излию сердце мое…”; “Аз, егда и во уздех, но Тобою, Отроковице Чистая, выну свободь есмь, и не в страх ми умаление мое есть…”; “Слово лестче положиша на мне врази мои и сокрушает мя рог непокоривых. Друзи мои и тии оставиша мя, но не остави мене и Ты, Владычице…”; “Из печи разжжения моего, яко из адова пламени, вопию Ти: Владычице Дево, окропи мя росою слез Твоих…”. Невозможно остаться равнодушным к стенаниям этой службы, которая удивительно соединила в себе и Богодухновенное творчество, и документальность личного свидетельства.

http://pravmir.ru/gimnograficheskaya-dey...

Евхаристия и обожение христиан по учению Отцов Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 17 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 От переводчика. Автор настоящей статьи архимандрит Плакида (Дезей) родился в 1926 г. С 1966 г. руководил католическим монастырём византийского обряда. В 1977 г. перешёл в Православие, ныне является настоятелем монастыря во Франции в юрисдикции Вселенского Патриархата 1 . Автор ряда книг и большого числа статей по православной аскетической и богословской традиции. Архимандрит Плакида приводит много святоотеческих цитат. В тех случаях, когда имеется русский перевод, мы приводим цитаты по этим переводам, когда же переводов нет или же они по тем или иным причинам нам недоступны, мы даём свой перевод с греческого. Учение о Евхаристии Отцов, предшествовавших Никейскому Собору, уже вполне состоятельно: здесь можно найти в достаточно определённом виде большинство специфических особенностей учения их последователей. Тем не менее евхаристическое богословие получает своё полноценное развитие в ходе антиарианской полемики. Подчёркивание существенной роли плоти Христа в таинстве искупления, проводимое защитниками Православия, помогает лишь ещё внимательнее обратиться к освящающей действенности евхаристического приобщения тела и крови Господа 2 . В настоящем обзоре мы обратимся к некоторым ярким авторам от IV в. до конца существования Византийской империи. Евхаристическое учение святителя Кирилла Александрийского по причине его исключительного значения заслуживает особенно глубокого исследования. Оно даёт нам возможность ясно осветить некоторые богословские посылки, которые в сочетании с различными оттенками обусловливают теорию, сформированную греческими Отцами в связи с таинством Евхаристии. 1. Святитель Кирилл Александрийский Место Евхаристии в икономии спасения Связь, органично объединяющая евхаристическое учение святых Отцов с богословием искупления и обожения христиан, наиболее ясно обнаруживается в одном фрагменте у святителя Кирилла Александрийского, который уместно привести почти дословно, несмотря на его протяжённость, поскольку он больше чем какой-либо другой текст вводит нас в самую суть вопроса:

http://pravmir.ru/evharistiya-i-obozheni...

Круглый стол “Семья в современной церкви” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 17 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 26 апреля 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Доме Наместника Московского ставропигиального Свято-Данилова монастыря прошёл Круглый стол на тему “Семья в современной Церкви”, посвящённый проблемам богословского осмысления в ХХ веке учения о браке и его практической реализации в семейной и приходской жизни. Организатором форума выступил Патриарший Центр духовного развития детей и молодёжи при Свято-Да­ниловом монастыре. В работе Круглого стола приняли участие руководитель Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи при Свято-Даниловом монастыре игумен Иоасаф (Полуянов), председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными организациями протоиерей Димитрий Смирнов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский. Ведущий Круглого стола — директор Школы молодёжного служения при Патриаршем Центре духовного развития детей и молодёжи игумен Пётр (Ме­ще­ринов). В данной публикации текст обсуждения печатается с некоторыми сокращениями и в порядке, соответствующем реальному протеканию беседы. Игумен Пётр (Мещеринов) 1. Святоотеческое богословие и семейная жизнь Православная Церковь содержит высокое учение о Таинстве брака: “семья — малая церковь”, утверждаем мы. Но святоотеческое богословие об этом почти не говорит. Причины этого ясны. Семья веками была традиционной ценностью, данностью, тем, что само собою разумеется; у отцов Церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме 1 . Лишь когда устои семьи начали колебаться и сам этот институт стал релятивизироваться и разрушаться — на это есть множество социальных и культурных причин, — Церковь стала активно реагировать на это и осмыслять своё учение о браке. Не является ли это осмысление чем-то новым для традиционного святоотеческого “практического” богословия? Это богословие уже около 1700 лет содержит идеал аскетический, монашеский. Вот некоторые высказывания святых Отцов. Святитель Григорий Богослов: “Или, обладая всецело Христом, человек нерадит о жене, или, дав в себе место любви к праху, забывает о Христе”. Святитель Иоанн Златоуст: “Брак есть смертная и рабская одежда”. Ученик Иоанна Златоуста Исидор Пелусиот: “В браке человек нисколько не отличается от зверей”. Я думаю, нет нужды приводить массу цитат этого рода из Отцов вплоть до нашего времени — всем нам они хорошо известны.

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-semya-v-...

Образ философии в произведении, приписываемом преподобному Максиму Исповеднику. “Главы богословские” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 16 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 Произведение, перевод одной из глав которого приводится здесь, находится среди трудов православного греческого святого VI–VII вв. преподобного Максима Исповедника в 91-м томе издания Миня 1 под полным греческим названием “Аввы Максима философа и мученика Главы богословские, а также избранные места из различных писаний тех, что согласны нашему христианскому учению, и тех, что предваряли его”, или более кратко — Loci Communes, то есть “Общие места”, как очевидно назвал это произведение переводчик произведений преподобного Максима на латынь, возможно — Эриугена 2 . Под этим названием данное произведение и упоминается чаще всего. Однако эту книгу в науке принято относить не к подлинным, а скорее к сомнительным произведениям преподобного Максима 3 и время её написания относится, по мнению Ришара, к IX — нач. X вв. 4 , а не к VII в., в котором жил преподобный Максим. Более того, только заглавие греческого текста указывает на авторство Максима, в то время как среди приводимых цитат разных авторов цитаты самого Максима не встречаются вовсе. Однако некоторая, хотя бы формальная возможность принадлежности этого текста Максиму как составителю, хотя бы в виде набросков, всё же не исключается. По своему литературному жанру это так называемый флорилегий, то есть сборник высказываний тех или иных авторов на различные темы, актуальные для культуры и сознания той эпохи. Если вглядеться повнимательнее в перечень и порядок цитат, то видно, что их можно разделить на три группы: 1) цитаты из Священного Писания; 2) цитаты из Отцов Церкви и церковных писателей (до V в. включительно); до питании и философии» Слово 17 — «, опьянении, женщинах и смехе.с тем о Боге, о различных добродетелях и пороках, о смертира 3) цитаты из античных дохристианских авторов (истори­чес­ких деятелей античной эпохи, поэтов, философов) или поучительные фрагменты их жизнеописаний.

http://pravmir.ru/obraz-filosofii-v-proi...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Молченский, в Путивле, существовал в XVI веке; 3-го класса. [V, 96.] Игумены Илия , 1595–1602. Дионисий упом. 1606, убит мятежниками (вором Петрушкой). Пафнутий перешёл с братией из Молчанской пустыни, 1613–20. Герасим , 1620 и 21. Пафнутий , 1623–27. Нифонт , 1629 и 30. Варлаам , 1633–40. Афанасий , 1642–50. Иосиф , 1652 и 53, авг. Макарий , строит., определён 21 нояб. 1653. Александр , 1656 и 57. Макарий , в февр. 1660–64. Сергий , 1667–69. Иоаким , в сент. (sic) 1670. Роман , 1671–1672. Сильвестр , в мар. 1674–79, окт. Сергий , 1680–86. Клеопа , 1686 и 87. Феодосий , 1687–91. Гавриил , 1691–1700. Афанасий , 1703–5, уволен. Сергий , 1705–13. Герасим 26 февр. 1713 перев. из Путивльского Борисоглебского; упом. 1714. Евстратий (пред.). Моисей , 1720–32; †.... Матфей определён 17 сент. 1733. Феодосий определён 30 дек. 1734–1738. Иоанн Ястрембский , 1738–49, перев. в Угрешский. Феофил в 1749 перев. из Владычня Серпуховского. Мануал Левицкий , 1763–76. Владимир Ковалевский 1777 перев. из Рыльского Николаевского; до 1780. Досифей , 1780–83. Авдий Туранский 1794 перев. из Обоянского Знаменского; 17 февр. 1796 перев. в Острожский Спасский. Архимандриты Паисий , 1800–18. Андрей перев. из Белгородского Николаевского, 1818–33. Иоасаф , 1833–40. (В Рыльский Николаевский?) Ипатий перев. из Курского Знаменского? 1840–49. Сосфен , 1850–63. Иоасаф , 1864–69. 2 Знаменский, в Куреве, (до 1649 г. Рождества Богородицы), возобновлён в навале XVII века (с 1612). По штатом 1764 г. второклассный. [IV, 196.] С 81 мая 1833 Кафедральный Курского архиерея; в 1854 возведён в 1-й класс и управляется архиереем. Игумены Тихон , строит., 1615–18. Иосиф , 1619 и 20. Аркадий , 1621 и 22. После определён на Перерву. Варлаам Чаплыгин , строит., 1624–1632. Сергий , строит., в февр. 1634, 35, 36, 41. Варлаам , строит., 1642–51. Моисей , с 1651; † 25 дек. 1667. Никодим , 1668–74. Архимандриты Феодосий , 1674–76. Никодим , 1676–82. Александр , 1682–85. Сампсон , 1685–97; 2 февр. хирот. в архиепископа Астраханского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Апрель ­­Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах.4:6; 5:4]/Пер. И.П. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 2. 4. С. 49–64 (1-я пагин.). (Продолжение.) —49— вотно придержаще ( Флп.2:15:16 ). А что Еммануил спас мир не человеческим могуществом, но собственными силами как Бог, об этом засвидетельствовал, говоря устами Осии; ибо у него читается так: сыны же Иудины помилую и спасу я о Господе Бозе их: и не спасу их луком, ни мечем, ни бранию, ни конми, ниже конниками ( Ос.1:7 ). Это слово вполне применялось к Зоровавелю, происходившему из колена Иудина и в то время занимавшему царский престол во Иерусалиме. А для того, чтобы, когда предвозвещаемы были ему столь славные и достойные удивления подвиги, он не думал, что ему нужно будет некогда вести войны и сражения, – Он необходимо удаляет его от таких суетных и человеческих мыслей, напротив повелевает ему держаться убеждения, что божественная сила и могущество не человеческое совершит это, но Христос. Мы упомянули, что и сам Зоровавель, как происходивший из колена Иудина и как царь предзнаменовал в себе Христа. А совместное его служение с Иисусом сыном Иоседековым могло указывать на то, что Еммануил есть вместе и царь и первосвященник. Ст. 7. Кто ты еси горо великая, пред лицем Зоровавеля, еже исправити? и изнесу камень наследия, равенство благодати, благодать его. Изъясняемое место очень трудно для понимания; но мы скажем то, что признано нами самым лучшим и правильным. По-видимому, речь обращается как бы с упрёком к горе великой, то есть к сатане, восстающему против Христа и противопоставляющему Ему силу своей жестокости, что и изображено нам прикровенно в предшеств- —50— вующем; ибо пророк говорил, что он видел Иисуса, иерея великого, стоящим пред лицом Ангела Господня и диавола стоящим одесную его, еже противитися ему. Ведь, на сколько ему позволено и насколько он мог, он враждовал и страшно противодействовал домостроительству Спасителя, призывающего к спасению всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 49. Винцентий Пражский «Анналы» (около 1170 г.) Винцентий был настоятелем пражского кафедрального собора и капелланом и секретарем пражского епископа Даниила I. Около 1170 г. – вероятно, между 1167 и 1172 гг. – Винцентий работал над «Анналами», которые стали продолжением «Вышеградского продолжения» «Чешской хроники» Козьмы Пражского (см. 31, 37) и охватывали период с 1140 по 1167 г., оставшись незаконченными (они обрываются на полуслове на статье 1167 г.). Вследствие близости автора к церковной и княжеской власти «Анналы», посвященные деяниям чешского князя и короля Владислава II, являются исключительно ценным и информативным источником не только по чешской истории середины XII в., но и по немецкой – начального периода правления германского императора Фридриха I Барбароссы. Вместе с тем, в труде Винцентия есть немало неточностей, в том числе и хронологических, которые объясняются существенной временной дистанцией от описываемых событий. Издания: Vine. Prag.1861. Р. 658–686; Vine. Prag. 1875. Р. 407–460. Переводы: На чешский язык: Vine. Prag. 1875. Р. 407–460 (a latere); Vine. Prag. 1957. S. 49–108. Литература: Novotný 1/3. S. 206–209; Fiala 1957. S. 3–40; RFHMAe 11. P. 366–367 (библиография). 1. Смерть чешского князя Собеслава, на место которого возводится Владислав, сын князя Владислава 1236 . На пражскую кафедру избирается епископ Оттон.] В год от Воплощения Господня 1237 1141-й. Князь Владислав (dux Waladizlaus) 1238 , по опыту не забывая, сколь горько изгнание 1239 , движимый братским состраданием, а более всего – увещаниями господина Генриха, епископа моравского, которого еще называли другим именем – Здик (Sdico) 1240 , а также других знатных людей (principes), вернул из изгнания своего родственника князя Оту (princeps Otto) 1241 , который, после гибели отца, князя (princeps) Оты 1242 , в битве [при] Хилмце (Hilmec) 1243 , состоявшейся между Лотарем 1244 и князем Собеславом (Zobezlaus) 1245 , отправился в изгнание на Русь (Ruzia) до самых юношеских лет 1246 . [Владислав] дает ему княжество (ducatus) в Оломоуцкой области (Olomucensis provincia), которое его отец ранее [столь] печально утратил. [Следует похвала епископу Генриху, побывавшему в Святой Земле, построившему монастырь св. Вячеслава в Оломоуце, а также монастыри в Страхове и Литомышле 1247 .]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25-е Рождество Христово За 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог, за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по Своему великому милосердию, обещал им Спасителя ( Быт.3:15 ), и сие обещание неоднократно повторял ( Быт.22:18 ; 2Цар.7:12–13 ), чтобы приготовить людей к принятию Его. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвёртое железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова ( Быт.49:10 ), наконец, отнят был навсегда от дома Иудина со времени покорения Иудеи Римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков ( Ис.2:4 ) и Михея ( Мих.4:3,5:5 ), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его св. законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, говорит Церковь , опять восстановляет человека, который, быв сотворён по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся вселенная, на основании Божественного Откровения, и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехой языков ( Быт.49:10 ; Лк.2:25,38 ). Перед рождением Мессии, Римский император Август, во власти которого была и покорённая Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи пошли вписываться – каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудиной, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда на свою родину пошли в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя; се, дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Емануил: еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.4:14 ; Мф.1:23 ); и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля ( Мих.5:2 ; Мф.2:6 ; Ин.7:42 ). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царствование римского кесаря Августа, в лето 5508-е. «Под единым царством мирским были грады, и во едино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего; вписались в число верных». «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в числе рабов, и нас рабов врага и греха, сделал свободными». «При Августе кесаре написание прият родшийся Богочеловек, да вселенское бесчиние исправит».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010