2Пар.16:10 .  И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и некоторых из народа в то время. Прозорливец Анания жил и действовал и при сыне и преемнике Асы, Иосафате ( 2Пар.19:2 и далее). Причина и суть обличений его Асе – в недостатке веры последнего в защиту промыслительного действия Божьего и в суеверной надежде на помощь и силу языческого царя (ср. подобные пророческие обличения израильскому царю Ахаву ( 3Цар.20:35–43 ); пророка Исайи – иудейскому царю Езекии ( 4Цар.20:15–19 )). Аса тем более был виновен в малодушном неверии Промыслу Божьему, что в войне с Зараем имел поразительно-очевидный пример чудесной помощи Божией (ст. 8; ср. гл. 14), о чем нарочито еще поучал его пророк Азария ( 2Пар.15:1–7 ). В словах прозорливца Анании (ст. 9) дано ясное выражение библейского учения о промыслительной деятельности Божьей, особенно в отношении к людям благочестивым. То, что Аса на пророческое обличение отвечал насилием над личностью пророка, равно как и другие притеснения, чинимые им некоторым из народа (ст. 10), показывает, что при всем благочестии своем Аса не был типичным истинно теократическим царем; потому-то Иисус Сирах не называет его в числе лучших царей теократических ( Сир.49:5,6 ). 2Пар.16:11 .  И вот, деяния Асы, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских. 2Пар.16:12 .  И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. 2Пар.16:13 .  И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего. 2Пар.16:14 .  И похоронили его в гробнице, которую он устроил для себя в городе Давидовом; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество. В описании болезни Асы (ст. 12) отмечается отчасти особенная ее острота (болезнь – ревматизм ног или подагра, см. «Толковую Библию», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 . Следовательно, высказывание апостола есть свидетельство всего Божества. Ибо необходимо, чтобы это высказывание имело такую силу, как у того, от кого оно исходило. Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:17 ). Следовательно, если Петру не плоть и кровь открыли это и вдохновили, то уже понимаешь, кто вдохновил тебя. Если того, кто исповедал Христа Богом, научил Дух Божий, то видишь ли, что если ты смог отрицать это, то ты научен духом бесовским? Глава 14. Исповедание святого Петра есть вера всей Церкви 1 . Однако же за этим высказыванием Господа, которым он восхвалил Петра, какие другие последовали высказывания? [Col. 70] И Я, сказал, говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою ( Мф.16:18 ). Видишь, что высказывание Петра есть вера Церкви? Значит, неизбежно вне Церкви тот, кто веры Церкви не придерживается. Говорит Господь: и дам тебе ключи Царства Небесного ( Мф.16:19 ). Ключи Царства Небесного и врата ада 2 . Эта вера удостоилась неба, эта вера приняла ключи Царства Небесного. Пойми, что тебе остается. Войти в дверь, [открывающуюся] этим ключом, ты не сможешь, коль скоро ты отрицал веру этого ключа. И врата ада, говорит, не одолеют тебя ( Мф.16:18 ). Врата ада есть вера еретиков, и даже скорее вероотступничество. И насколько отстоит от неба ад, настолько от того, кто Христа исповедал, – тот, кто Его отрицает. Что свяжешь, говорит, на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:19 ). 3 . Совершенная вера (280) апостола некоторым образом получила Божественную власть, так как что свяжет или разрешит на земле, то и на небесах будет связано или разрешено. Значит, ты, идущий против апостольской веры, коль скоро видишь, что уже связан на земле, знай, что, кроме того, ты также связан и на небесах. Но долго перечислять по отдельности то, что своим числом составляет широчайшее и обильнейшее изложение, даже если напоминается об этом кратко и сжато. Глава 15. Ту же самую веру святого Петра святой Фома также исповедал после воскресения Господа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

4:10). Потом следует новая похвала: « прославившихся между Апостолами » (Рим. 16:7). Конечно, и быть апостолом важно; но посуди, как велика похвала — быть прославившимся среди апостолов; прославились же они своими делами, своими заслугами. Вот каково было любомудрие этой женщины, удостоившейся наименования апостольского. Но (Павел) и на этом не останавливается, а присоединяет еще другую похвалу, говоря: « и прежде меня еще уверовавших во Христа ». И это — предупредить других и придти прежде — есть весьма большая похвала. Смотри же, насколько святая душа (Павлова) чиста была от тщеславия. При всей своей славе (Павел) предпочитает себе других, не скрывает того, что пришел последний, и не стыдится признаться в этом. И чему дивиться, если он не стыдится этого, когда он не отказывается раскрывать и прежнюю жизнь свою, называя себя богохульником и гонителем? А так как он не мог предпочесть их в этом другим апостолам, то отыскал того, кто пришел к Христу после других, именно себя, и из этого составил им похвалу, говоря: « и прежде меня еще уверовавших во Христа. Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе » (Рим. 16:7–8). (Апостол) опять обращает в похвалу любовь свою, потому что любовь Павла была любовь для Бога и заключала в себе бесчисленные блага. Если великим считается заслужить любовь царя, то какая похвала быть возлюбленным Павла? Если бы он не обладал многими добродетелями, то не привлек бы его любви к себе. (Апостол) не только не любил живущих худо и беззаконно, но даже предавал проклятию. Так, например, говорит: « кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема » (1 Кор. 16:22), и: « кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема » (Гал. 1:9). « Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе » (Рим. 16:9). Эта похвала больше предыдущей, потому что в ней заключается и предыдущая. « И Стахия, возлюбленного мне ». И этого опять венчает тем же. « Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе » (Рим. 16:10). Ничто не равняется с этой похвалой — быть безукоризненным и не подать даже повода к укоризне в делах по Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4Цар.16:5 .  Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли. 4Цар.16:6 .  В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня. 4Цар.16:7 .  И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. 4Цар.16:8 .  И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. 4Цар.16:9 .  И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил. Начавшиеся еще при Иоафаме враждебные отношения царей: сирийского Рецина (LXX: Ραασσν, слав.: «Раассон», что ближе, чем еврейская форма, к чтению в надписях: «Разунну») израильского Факея к Иудее ( 4Цар.15:37 ), теперь, при Ахазе, выразились походом союзников против Иудеи и осадой Иерусалима (ст. 5, ( 2Пар.28:5 ) и др.; ( Ис.7:1 ) и др. ), с целью завоевать Иудею, низвергнуть царствующий род Давидов и сделать царем иудейским какого-то сына Таввилова ( Ис.7:6 ) может быть, одного из сирийских военачальников. О завоеваниях и опустошениях союзников в пределах Иудейского царства, о переходе Ахаза иудейского в вассальную зависимость от ассирийского царя Тиглат-Пилезера 6 и об опустошениях, сделанных последним в пределах Израильского и Сирийского царств, см. замечание к ( 4Цар.15:29 ). В Ассирийских надписях Ахаз встречается под именем Iahuhazi. Здесь в ст. 6 упоминается о потере для Иудеи, вследствие сиро-израильской войны, Идумеи, занятой и укрепленной за собой иудеями при Амассии и Озии ( 4Цар.14:7,22 ). Иудеей был потерян, отнятый Рецином сирийским, важный и единственный торговый порт Елаф (ср. 3Цар.9:26 ; 4Цар.14:22 ). Изгнав отсюда иудеев, Рецин предоставил Елаф исконным его обладателям – идумеянам (в принятом еврейском тексте ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.15:5 И вывел его на двор и сказал ему: посмотри на небо, и сочти звезды, если можешь сосчитать их. И сказал: таково будет семя твое. Быт.15:6 И поверил Аврам Богу, и это вменилось ему в праведность. Быт.15:7 Сказал же ему: Я Бог, изведший тебя из страны халдеев, чтобы дать тебе землю сию в наследие. Быт.15:8 А он сказал: владыко Господи, как узнаю, что наследую ее? Быт.15:9 И сказал ему: возми мне телицу трехлетнюю, и козу трехлетнюю, и овна трехлетняго, и горлицу, и голубя. Быт.15:10 И взял для Него все это, и разсек их пополам, и положил их друг против друга, птиц же не разсекал. Быт.15:11 И налетели птицы на тела, разсеченные пополам; но сидел при них Аврам. Быт.15:12 При захождении же солнца изступление объяло Аврама, и вот страх мрачный великий нападает на него. Быт.15:13 И сказано Авраму: ведая ведай, что пришельцем будет потомство твое в земле не своей, и озлобят его, и поработят их, и смирят их четыреста лет. Быт.15:14 Народ же, которому они послужат, судить буду Я; и после сего выдут сюда с имуществом великим. Быт.15:15 А ты отойдешь к отцам твоим с миром, погребенный в старости доброй. Быт.15:16 В четвертом же роде возвратятся сюда; ибо еще не восполнились грехи аморреев теперь. Быт.15:17 Когдаже солнце закатилось; явился пламень, и вот печной дым и огненные светочи прошли между оными разсечениями. Быт.15:18 В день сей установил Господь Авраму завет, говоря: семени твоему дам землю сию от реки Египта даже до великой реки Евфрата: Кенеев, и Кенезеев и Кедмонеев, Быт.15:20 и Хеттеев, и Ферезеев, и Рафаинов, и Аморреев, и Хананеев (и Евеев), и Гергесеев и Иевусеев. Глава 16 Быт.16:1 А Сара жена Аврама не раждала ему. Но была у ней служанка египтянка, которой имя Агарь. Быт.16:2 И сказала Сара Авраму: вот заключил меня Господь, чтобы не раждала я; итак войди к служанке моей, да буду иметь детей от нея. Послушал же Аврам голоса Сары. Быт.16:3 И взяв Сара, жена Аврама, Агарь египтянку, свою служанку, после десятилетнего пребывания Аврама в земле ханаанской, и дала ее Авраму мужу своему в жену ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава 16 Возмущение Корея, Дафана, Авирона, Авнана и 250 именитых мужей Израиля. – Наказание возмутившихся. Чис.16:1 .  Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, Чис.16:2 .  восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. Страх от рассказов соглядатаев земли Ханаанской, неудача самовольного вторжения в заповедные пределы, предстоящее скитание по только что пройденным пустыням произвели в народе общий упадок духа и вместе с тем крайнее недовольство своим положением. Влияние Моисея ослабело; с упадком этого влияния ослабла и дисциплина. Пользуясь таким состоянием народа, левит Корей со знатнейшими рувимлянами Дафаном, Авироном и Авнаном составили заговор с целью произвести коренное изменение в церковно-гражданском устройстве общины. Вскоре на сторону заговорщиков перешли еще 250 «именитых» людей. Заговор прикрывался высокой идеей святости всего народа. «Полно вам! – говорили заговорщики Моисею и Аарону. – Все общество свято, среди всех Господь! Зачем же вы ставите себя выше всех в народе Господнем?» Опасность бунта была очевидна: это не было скоропреходящим возмущением людей, лишенных воды или пищи, – возмущением так же скоро прекращающимся, как и возникающим. На суд возбужденного народа были представлены основные принципы строя его социально-церковной жизни… В случае успеха задуманного заговорщиками предприятия, дезорганизованной еврейской массе могла угрожать серьезная опасность: часть евреев возвратилась бы, вероятно, в Египет, к котлам египетского мяса; часть затерялась бы в пустынях и часть ассимилировалась бы с туземными обитателями Ханаана. Отсюда понятна та страшная кара, которая обрушилась на зачинщиков движения и которая должна была отрезвить их единомышленников. Чис.16:16 .  И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицем Господа, ты, они и Аарон; «И все общество твое», т. е. все твои сторонники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да даст нам Господь эту веру в Его любовь молитвами Своих апостолов Петра и Павла, чтобы мы в будущей жизни с ними и со всеми святыми славили и воспевали Его в бесконечные веки. Аминь 1957 Преображение Господне Событие Преображения на горе проявило небесный блеск Царства Христова еще перед Его добровольным крестным страданием. «Ты преобразился на горе, Христе Боже, и ученики Твои – в меру своей способности – видели славу Твою; дабы, увидевши после сего Твое распятие, они уразумели добровольное Твое страдание и миру проповедали, что воистину Ты – Отчее Сияние» – так поет Церковь в эти дни. Перед событием Преображения Христова произошло другое: исповедание Петра. В уединенном месте, около Кесарии Филипповой, Иисус услышал из уст ученика слова, которые навсегда останутся основой вероисповедания Церкви: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( Мф.16:16 ). Ты – Христос, Мессия, Помазанник, Ты – Царь грядущего Царства! И Господь принял это исповедание: «Не плоть и кровь открыли тебе это, – ответил Он Симону Петру, – но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). Однако Он строго приказал ученикам никому не открывать, что Он – Христос. И вдруг Он начинает говорить не о будущей славе, а о предстоящих страданиях и смерти: «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Лк.9:22 ). И «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой», подобно осужденному к смерти, ведомому на казнь; возьми крест свой на плечи «и следуй за Мною» ( Лк.9:23 ). Но несмотря на предстоящую Ему смерть, Христос говорит, что придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с святыми ангелами Своими ( Мф.16:27 ; Лк.9:26 ). Ибо путь Его на Крест явится путем в славу Его. В третий день после Своего убиения Господь воскреснет. А ныне, когда Он говорит эти слова, среди стоящих вокруг Него есть «некоторые… которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе… увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» ( Мк.9:1 ; Мф.16:28 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Здесь нам необходимо сказать, что самые древние рукописи заканчиваются вот так необычно, стихом 16,8: «никому ничего не сказали, потому что боялись»). И всё! Но такой конец Евангелия уже в древности казался загадочным, чем-то недосказанным, неподходящим. Поэтому возникла потребность завершить Евангелие чем-то более подходящим, более понятным и приемлемым. Так появились различные дописывания Евангелия от Марка. Например, то, которое мы видим в нашем Синодальном переводе, которое в науке называется «средней концовкой» ( Мк.16,9–20 ). Существуют также рукописи с «краткой концовкой», состоящей только из одного стиха. Есть и одна древняя рукопись с довольно длинным концом Евангелия. Есть рукописи с разными комбинациями концовок. Но... разбираться во всём этом оставим ученым текстологам. Мы же обратимся к принятой у нас приписке, стихам 16,9–20, к так называемой средней или канонической концовке Евангелия. Это заключение Евангелия от Марка представляет собой собрание разрозненных стихов, не объединенных одним стилем или одной идеей. Эти стихи частью заимствованы из других канонических Евангелий, а частью предельно кратко обобщают то, о чем в других Евангелиях рассказано подробно. a) Явление Воскресшего Марии Магдалине (Мк.16,9–11; Мф 28,9–10; Ин 20,11–18). 9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. 10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; 11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. О явлении Марии Магдалине подробно рассказано в Евангелии от Иоанна ( Ин 20,1, 11–18 ). Мы выше уже цитировали это место. А Евангелие от Луки всё рассказывает иначе. В нем говорится, что все женщины , а не только Мария Магдалина рассказали о случившемся апостолам. Но... «показались им слова их пустыми, и не поверили им» ( Лк 24,10–11 ). Это неверие апостолов упоминается и у Марка. Только здесь речь об одной лишь Марии Магдалине. Только ей не поверили апостолы. b) Явление Воскресшего двум ученикам (Мк.16,12–13; Лк 24,13–35).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

« И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна » (Исх.16:31), т.к. слово «манна» переводится с еврейского как «что это?». Отведав манны, израильтяне убедились, что по вкусу она напоминает хлеб с медом, и стали ее собирать. Но оказалось, что манну нужно собирать лишь рано поутру, т.к. позже, когда солнце начинало припекать, манна таяла. Кроме того, ее можно было собирать лишь столько, сколько необходимо для пропитания на один день. Если же оставляли собранную манну на следующий день, то она портилась. Лишь в день перед субботой (т.е. перед днем покоя, который Господь именно тогда установил, см. Исх.16:23) манну можно было собирать в таком количестве, чтобы хватило и на этот день, и на субботу, и тогда манна не портилась: « смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя [в доме своем], никто не выходи от места своего в седьмой день » (Исх.16:29). И сказал Моисей Аарону повеление Господне: « возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши » (Исх.16:33). С этого момента в течение сорока лет скитаний евреев в пустыне манна являлась им основной пищей, до тех пор, пока они не пришли в пределы земли Ханаанской (Исх.16:35). Манна явилась прообразом Евхаристии, истинного небесного хлеба (ср. Ин.6:26–58; 1 Кор.10:3), который питает Церковь Христову – истинный Израиль на путях его исхода в небесную отчизну. Из пустыни Син Моисей повел народ вглубь Синайского полуострова к горе Синай. Последней остановкой перед Синаем было местечко Рефидим. И снова у евреев не было воды для питья, и опять начался ропот.И взмолилсяМоисей к Богу: « что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями » (Исх.17:4). И тогда повелел ему Господь взять свой жезл и ударить им в скалу. Моисей сделал так, как сказал ему Бог, из скалы пошла вода, и народ утолил свою жажду. Этими событиями вновь прообразуются новозаветные реалии: камень (скала) является прообразом Христа, Который на Кресте изливает всем Свою спасительную Кровь (ср.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

И отвечал он ему нехотя и сказал: «Я». И сказал ему старец: «Вставай, ибо имею сказать тебе нечто страшное». (15.6) Он же не внял от скорби, охватившей его. И спросил его старец, и поднял, и повел в некий церковный закоулок, и рассказал ему, что слышал от бесов. (15.7) Тот же, когда услышал это, вздохнул глубоко со слезами и сказал ему: «О, если бы ты, отче, пришел на час раньше. Ибо вот немного времени назад пришла одна девица, чтобы зажечь огонь в лампаде, и я впал с нею 334  в блуд». И когда он сказал это, тотчас упал и испустил дух. (15.8) И когда увидел это святой старец, объяло изумление и ужас, как Бог попускает и каким образом бесы ускоряются на погубление человека. И примечательно следующее: если бы не достоин был он , Бог не допустил бы до него бесов, чтобы каким-либо образом нападали на него. (15.9) Итак, теперь все спешно и всяким образом с помощью Божией да оградим себя от жилища бесовского, каковое суть жены. Ибо никакого иного не имеет орудия на нас враг рода нашего, кроме них. Мы же без лености всегда да умоляем милосердие Божие, да сохранит нас от подобных сетей бесовских». (16.1) Нам рассказывал авва Стефан, архипресвитер Святого и говорил: (16.2) «Я не хотел иметь никакого общения 335 со своими церквями 336 , как и с вами, ибо они поминали в молитвах 337  царя неправедного как который убил своего брата, и гнал правосудие, и сделал много зла. (16.3) И я не мог выйти из обители по немощи. И все кто были в обители, взяли благословение у игумена, чтобы ни хлеба мне не давать, ни кому-либо приобщать меня из обители 338 . И я был в большой скорби и затруднении немалом: ибо долгое время был без приобщения. (16.4) И в одну ночь увидел я во сне, будто я стою в церкви у гробницы святых мучеников и молюсь со слезами. И спустя немного времени увидел я воистину святую Госпожу и всехвальную Приснодеву Богородицу Марию, спускающуюся из алтаря. И Она подошла ко мне. Я же узнал Ее и поклонился. (16.5) И Она сказала мне: «Что с тобой случилось?» Я же рассказал причину своего затруднения и сказал: потому что «нет ни одной жертвы 339 , в которую бы верил, чтобы мне причаститься на празднике Господнем».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010