Ислам относится к группе крупнейших мировых культуросозидательных и государственно-образующих религиозных направлений. Слово «ислам» означает «предание себя Богу», «покорность». Многие века существуют великие мусульманские цивилизации. Эту религию исповедают более 19% людей нашей планеты (около 1,2 млрд. человек). В Российской Федерации к народам мусульманского вероисповедания и культуры относятся татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. Напомним о национальной структуре населения (в порядке убывания численности), по данным государственной статистики (2000 г.): русские (81.5%); татары (3.76%); украинцы (2.97%); чуваши (1.2%); башкиры (0.91%); белорусы (0.82%); мордва (0.73%); чеченцы (0.61%); немцы (0.57%); удмурты; армяне; аварцы; марийцы; казахи; осетины; буряты; якуты; кабардинцы; евреи (0.37%); коми; лезгины; кумыки; ингуши; тувинцы… и т.д. Таким образом, общая численность народов традиционного мусульманского вероисповедания и культуры не превосходит 5.5%. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в целом население российской Федерации составило 145198,62 тыс. чел., русские – 79,8% (115868,5 тыс. чел.), другие национальности в целом (159 национальностей) – 19.2% (27838,1 тыс. чел.), из них татары – 3,8% (5558,0 тыс. чел.). По весьма различающимся оценкам, в Российской Федерации в настоящий момент проживают от 6 до 20 млн. мусульман. Последняя цифра, конечно, чрезмерно завышена и предлагается радикальными исламистами. По данным Института социологии РАН подавляющее большинство населения России составляют православные (89–92%), за ними следуют мусульмане (6–9%). В сумме православные и мусульмане составляют 97–98% населения России. Доля представителей остальных вероучений мала. Таблица по сведениям Института социологии РАН Вероучение Доля населения (%) Православие В сумме Традиционно в России распространен ислам суннитского толка, ханафитского масхаба (по имени имама Абу Ханифы). Это направление отличается терпимостью, допускает широкое применение светского права как вспомогательного, но независимого источника закона, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту. В дореволюционной Российской Империи и в СССР не было крупных религиозных конфликтов между православными и мусульманами.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В результате боевых в Южном Судане действий, начавшихся несколько месяцев назад, как сообщает Radio Bakhita, полностью уничтожены храмы региона Малакал, построенные за 8 лет. Несмотря на соглашение о прекращении огня, подписанное 23 января в Аддис-Абебе, в Южном Судане продолжаются столкновения в Верхнем Ниле и штате Джонглий. Церкви Южного Судана не раз призывали власти прекратить насилие. С середины декабря 2013 г. жертвами вооруженного конфликта в Южном Судане стали тысячи мирных жителей, ок. 400 000 остались без крова, и более 80 000 суданцев стали беженцами в соседних странах. Рассказать о положении христиан в условиях войны в Южном Судане редакция Правмира попросила Сарабьева Алексея Викторовича, кандидата исторических наук, научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН, выпускника Свято-Тихоновского университета. «Положение южносуданских христиан только ухудшается. После объявления независимости страны летом 2011 г. она не стала, как полагали, «убежищем христиан». Ситуация в Южном Судане накалилась до предела в середине декабря минувшего года, когда вспыхнул межэтнический конфликт на почве борьбы за власть вооруженной группировки отправленного в отставку вице-премьера Риека Машара (представляет основную народность нуэр) и сил президента Сильвы Киира (народность динка). Христиане оказались в положении разделенной общины, когда основным дестабилизирующим фактором в стране стала межнациональная рознь. Численность христиан Судана до отделения Южного Судана оценивалась в 3 млн чел, а после провозглашения независимости последнего в стране, по разным оценкам, от 2 до 3 млн христиан (католики — 1,7 млн чел., протестанты и «харизматики» разных толков). Следует учитывать не только высокий процент населения, исповедующего местные религиозные культы (по сути языческие), но и большую долю двоеверия (сочетания христианства и языческих традиций) в религиозном сознании.  Христианские лидеры вынуждены даже высказываться в пользу скорейшего введения международных сил сдерживания, очевидно, не видя иных путей решения проблемы. Активно идет эмиграция в соседние страны, в том числе (парадоксальным образом) в соседний Судан — около 10 тыс. беженцев, а также в Уганду (около 70 тыс.), Кению и Эфиопию (в основном христиане). Несколько десятков тысяч южносуданцев укрываются от расправы на базах миротворцев внутри страны, многие тысячи вынуждены были переселиться в другие районы.

http://pravmir.ru/ekspert-o-polozhenii-x...

Согласно статистическим данным ООН на 2010 г., население И. составляет 75,78 млн чел. (по Международной базе данных Бюро переписи населения США, в 2008 г.- 72,24 млн чел.). Для этнического состава населения И. характерно преобладание народов, говорящих на иранских языках арийской ветви индоевропейской языковой семьи: из них персы составляют 38,5%, мазендеранцы - 5,6, гилянцы - 5,6, курды - 6,9, луры - 3,7, бахтиары - 1,5, белуджи - 1,6, талыши - 0,8, хазарейцы - 0,5, парсы - 0,5, пуштуны - 0,2, таджики - 0,1%. Тюркские народы составляют ок. 30% населения И.: азербайджанцы - 20,3%, туркмены - 3,2, кашкайцы - 2,4, хорасанские тюрки - 1,7, афшары - 0,5, чараймаки - 0,3, шахсевены - 0,2% и др. В И. живут также арабы (2,2%, в т. ч. хузестанские арабы - 1,9%), цыгане (2,1%), армяне (0,3%), ассирийцы (0,2%), индопакистанцы (0,2%), грузины (0,1%) и др. По данным ООН на 2010 г., естественный прирост населения составляет 1,38%, средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин - 71,1 года, женщин - 74,1 года. Средняя плотность населения - 46 чел. на кв. км (на 2010); наиболее густонаселенными районами являются останы (провинции) Центральный, Вост. Азербайджан, Гилян, Мазендеран и Хамадан, расположенные в северной части страны, а также столица Тегеран с окрестностями. Государственное устройство Согласно Конституции, утвержденной на референдуме 2-3 дек. 1979 г., И.- унитарное гос-во, по форме правления - ислам. республика. Во главе гос-ва стоит т. н. Верховный руководитель Исламской революции, к-рому подчинены формально независимые ветви гос. власти: законодательная, исполнительная и судебная. Он назначается особым органом - Советом экспертов, состоящим из 86 шариатских правоведов, к-рые организуют и проводят выборы руководителя, принимают его отставку, в случае необходимости оценивают целесообразность его дальнейшего пребывания на посту; также Совет рассматривает и готовит поправки в Конституцию страны. Руководитель определяет политическую стратегию правительства, следит за ее осуществлением, командует вооруженными силами; принимает решение об объявлении войны и подписывает мирные соглашения, решает кадровые вопросы, подписывает указ о назначении президента после его избрания, объявляет амнистию или изменяет приговор.

http://pravenc.ru/text/673877.html

«В мечетях российской столицы стартует цикл мероприятий, направленных на профилактику экстремизма среди мигрантов. В течение нескольких месяцев в московских мечетях будут проходить встречи мигрантов, работающих в России, с имамами из ряда республик Центральной Азии, на которых религиозные деятели будут рассказывать об опасности вовлечения в экстремистские течения . Беседы проходили по национальным страновым) землячествам верующих. Попытка амнистии нелегальных мигрантов Председатель комиссии по миграционным вопросам совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев в июне 2016 года объявил о том, что соответствующее предложение об амнистии 3 млн., по его оценке, нелегальных мигрантов, будет подано В.В. Путину. Процесс предлагается начать в начале 2017 года. Ранее этой крайне опасной попытке легализации нелегалов, обеценивающей патентную систему, противостоял экс-глава ФМС К. Ромодановский, но после его отставки и реформы ведомства, сторонники роста замещающей миграции решили воспользоваться этой возможностью. К. Ромодановский в 2006 году оценивал нелегальную миграцию в 10 млн. чел., или 50% от всей миграции (20 млн.), в 2013 году, - уже в 2/3 от всех мигрантов. В настоящее время пропорции легальной/нелегальной миграции близки к 50/50% при обширной серой зоне. В любом случае, речь идёт о 5-7 млн. человек. Вероятно, за этой попыткой стоят интересы частных и диаспорных посредников в миграции. Административный выборочный прессинг государственных органов в отношении объединений мигрантов В начале 2016 года «Министерство юстиции России направило запрос в Верховный суд РФ с просьбой рассмотреть вопрос о ликвидации общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» гражданина РФ Каромата Шарипова, - организатора массовой драки, которая произошла на рынке «Садовод» 6 сентября (в День города Москвы!) таксистов-таджиков и с русскими таксистами, обслуживающими данный рынок. Шарипову придъявлено обвинение по части 1 ст. 179 УК РФ (принуждение к сделке).

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Их реализация в политической практике обеспечила, по крайней мере, два фундаментальных результата. С одной стороны, Государство российское в конечном итоге объединяло почти всех русских , не допуская их политической разделённости, что происходило после того, как Русь подверглась татаро-монгольскому набегу и на протяжении 250-лет она оказалась в вассальной зависимости от Орды. С другой стороны, русским в целом удалось в результате напряженных усилий достигнуть таких внешних границ, которые соответствовали стратегическим потребностям и научной обусловленности. Иначе говоря, оба этих начала обеспечивали для России внутренний мир и внешнюю безопасность. Таким образом, пройдя более чем пять веков политической истории, русская нация сложилась вокруг русского народа, включая в свой состав множество иных народов и народностей, тесно связанных с русской государственной, религиозно-духовной, экономической и культурной традицией. К 1913 году население Государства Российского составляло 174 млн. чел, а ее территория - 22,3 млн. кв. км. За восемь веков своего развития численность населения выросла в 124 раза, а ее территория увеличилась в 17,5 раз . Согласно статистическим данным по «народностям и племенам» население Империи составляло: русских 65,5% (великорусы 66%, малорусы 27, белорусы 7%), турко-татар 10,6, поляков 6,2, финнов 4,5, евреев 3,9, литовцев 2,4, немцев 1,6, картвельцев 1,1, горцев 0,9, армян 0,9, монголов 0,4, прочих 2,0%. Через 76 лет, после ряда территориальных изменений, вызванных событиями русской гражданской и второй мировой войн, в том числе возникновением польской, финской и еврейской государственностей, население Государства Российского «по народностям и племенам» в 1989 году не претерпело сколько-нибудь существенных структурных изменений и составляло 286 млн. чел, в том числе: русских 71,5%, турко-татар 18,4, литовцев 1,6, картвельцев 1,4, горцев 3,0, армян 1,7, монголов 0,3, прочих 6,7% . Очевидно, что в XIX-XX столетиях в России, население которой было многонародным с очевидным русским доминированием, существовали необходимые предпосылки для формирования нации. Но этого не произошло. Оба начала, ее создававшие, подверглись в этот период испытанию на прочность, происходя в крайне противоречивых формах.

http://ruskline.ru/analitika/2011/02/19/...

в еп-стве Гонконг насчитывалось ок. 463 тыс., в еп-стве Макао - ок. 29 тыс. католиков; точные данные о количестве католиков на остальной территории КНР отсутствуют. Протестантские церкви, деноминации и секты По данным Всемирного Совета Церквей , в К. насчитывается ок. 16 млн протестантов, объединенных в рамках Патриотического движения за «три самостоятельности» и Китайской христианской ассоциации. Согласно «Энциклопедии мирового христианства» ( Barrett D., Kurian G. T., Johnson T. M. World Christian Encyclopedia. Oxford, 2001. Vol. 1), самую многочисленную группу составляют последователи т. н. харизматических «домашних» церквей (198 тыс. общин, свыше 30 млн чел.). Немногочисленные общины лютеран существуют в Сянгане (Евангелическая лютеранская церковь Гонконга, 54 общины, свыше 13 тыс. чел.; Гонконгский синод Китайской Рейнской церкви, 14 общин, ок. 10 тыс. чел. и др.) и Аомыне. Лютеранская церковь Тайваня входит во Всемирную лютеранскую федерацию , насчитывает ок. 15 тыс. чел. в 120 приходах. Баптисты представлены локальными орг-циями различных народов К., напр. церковью качинов (пров. Юньнань, 500 общин, ок. 400 тыс. чел.), церковью ва (пров. Юньнань, 200 общин, ок. 25 тыс. чел.), церковью маонань (Гуанси-Чжуанский автономный р-н, 30 общин, ок. 3 тыс. чел.) и др., а также орг-циями в Сянгане (напр., Баптистская конвенция Гонконга, 112 общин, ок. 62 тыс. чел. и др.) и Аомыне (напр., Баптистская церковь, 7 приходов, ок. 1,5 тыс. чел. и др.). К орг-циям пятидесятников относятся Церковь дома собраний (4 тыс. общин, не менее 1,5 млн чел.), Истинная церковь Иисуса (3,5 тыс. общин, свыше 1 млн чел.), Ассамблеи Бога (150 общин, ок. 15 тыс. чел.) и др., в т. ч. в Сянгане - Китайская церковь полного Евангелия (7 общин, свыше 7 тыс. чел.), Ассамблеи Бога полного Евангелия (21 община, ок. 17 тыс. чел.) и др. Существует также церковь адвентистов седьмого дня (500 общин, ок. 270 тыс. чел.), в Сянгане - Миссия адвентистов седьмого дня в Гонконге и Макао (20 общин, ок. 9,5 тыс. чел.). Среди других (представленных в основном в Сянгане и Аомыне) протестант. деноминаций - немногочисленные общины методистов (напр., в Сянгане - Китайская методистская церковь, 15 общин, ок. 20 тыс. чел.; Гонконгская методистская церковь, 18 общин, ок. 6,5 тыс. чел. и др.), приверженцев Движения святости , Армии спасения , мормонов (в Сянгане - Церковь Иисуса Христа последних дней, 31 община, свыше 20 тыс. чел.), свидетелей Иеговы (в Сянгане - ок. 6 тыс. чел. в 30 общинах, в Аомыне - ок. 150 чел. в 2 общинах) и др. Буддизм

http://pravenc.ru/text/1841141.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010