Приложения 1. Численность населения России и СССР, в том числе православных Год Численность населения В том числе православных Около 14 000 000 Около 19 000 000 Около 41 000 000 Около 74 000 000 Около 53 000 000 82 172 022 Около 59 000 000 128 924 289 Около 89 000 000 163 778 800 99 166 662 Около 178 400 000 136 800 000 (СССР) Около 90 000 000 170 600 000 Около 90 000 000 191 700 000 Около 90 000 000 170 000 000 Около 80 000 000 192 000 000 Около 90 000 000 208 800 000 Около 100 000 000 290 000 000 (СССР) Около 100 000 000 150 000 000 (Россия) 145 000 000 70 000 000 (Россия) 2. Количество церквей и часовен Год Церквей Часовен 28 560 (приходов) 23 213 (приходов) Около 100 (РСФСР) Около 10 000 10 451 (приходов) 8 314 (приходов) 7 523 (приходов) Около 7 300 Около 11 000 Более 20 000 Около 25 000 (16 195 без Украины) 3. Численность духовенства Год Священников Диаконов Церковнослужителей 124 923 101 040 113 961 115 619 102 682 107 906 4. Духовные школы Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей академий семинарий духовных училищ Около 6 000 Около 400 Около 1 500 5. Монастыри и монашество Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц 6. Святейшие Патриархи Московские и всея Руси 1. Святитель Тихон (Беллавин) 1917–1925. 2. Сергий (Страгородский) 1943–1944. 3. Алексий I (Симанский) 1945–1970. 4. Пимен (Извеков) 1971–1990. 5. Алексий II (Ридигер) с 1990 г. 7. Местоблюстители патриаршего престола 1. Митрополит Стефан (Яворский) 1700–1721. 2. Священномученик митрополит Петр (Полянский) 1925–1936. 3. Митрополит Сергий (Страгородский) 1936–1943. 4. Митрополит Алексий (Симанский) 1944–1945. 5. Митрополит Пимен (Извеков) 1970–1971. 6. Митрополит Филарет (Денисенко) 1990 (анафематствован в 1997 г.). 9. Архиереи важнейших епархий а) митрополиты Новгородские (первенствующие в Синоде с 1722 по 1775 гг.) 1. Иов 1697–1716 . 2. Феодосий (Яновский) 1721–1725 (архиепископ). 3. Феофан (Прокопович) 1725–1736 (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материальное положение духовенства в Константинопольской Церкви настоящего времени Задача настоящего очерка состоит в исследовании вопроса о материальном положении поимущественно высшего духовенства Константинопольской Церкви – патриарха, митрополитов, и епископов. По обыкновению, сначала будут предложены правовые данные, определяющие экономический быт иерархии вселенского патриархата, а затем будут представлены некоторые фактические иллюстрации, освещающие правовую характеристику предмета. 1. Материальное положение вселенского патриархата и епархиальных архиереев – по правовым памятникам О материальном положении Константинопольского патриарха и епархиальных архиереев сведения сообщаются, прежде всего, Общими канонисмами, где имеется особый «Устав о содержании вселенского патриарха и архиереев». Этот устав носить и более частное написание, а именно: «Канонисм о назначенном общим решением Народного временного собрания годовом содержании Константинопольского патриарха в 500.000 гросиев 382 , (уплата которых будет происходить – 130.000 гросиев от христиан, жителей Константинополя, 370.000 – от архиереев, в соответственной для каждого из них, как ниже (указано), сумме, взимаемой архиереями вместе с их собственным содержанием, и представляемой в Национальное казначейство для выдачи но частям патриарху), и всех архиереев, подчиняющихся вселенскому престолу». Устав заключается в следующем. Патриарху Константинополя, который обязан содержать великого архидьякона, второго дьякона и остальных служащих ему и (производить) все необходимые расходы, соответственно церковному и национальному достоинству, и который ничего более не получает из Национального казначейства на предмет расходов, (назначается) 500.000 гросиев. Митрополит Годовое содержание Содержание для патриарха ГРОСИЕВ Кесарии 60.000 63.000 100.000 105.000 Ираклии (он получает и доходы) от монастыря св. Георгия Арани 90.000 95.000 Кизика 90.000 95.000 Никомидии 60.000 62.500 60.000 61.500 Халкидона 70.000 72.700 Деркона

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗЛАТОУСТОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Уфимской, затем Свердловской епархии, названо по г. Златоусту (ныне город обл. подчинения в Челябинской обл., образованной в 1934). Попытки создания вик-ства в Уфимской епархии с целью укрепления миссионерского дела среди населявших ее неправославных народов предпринимались с первых лет XX в. По Всероссийской переписи 1897 г., из 2,2 млн чел., проживавших в Уфимской губ., Православие исповедовали ок. 40%. В нач. XX в. в Уфимской епархии был разработан проект «внешней и внутренней миссии». Святейший Синод одобрил проект и определением от 12-23 июля 1910 г. учредил Уфимскую правосл. миссию, к-рая должна была действовать по специально разработанной программе, финансируемой Святейшим Синодом, под покровительством вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны . В епархии были учреждены должности 2 епархиальных миссионеров-проповедников (для проповеди среди мусульман и среди язычников) и 4 уездных миссионеров; с осени 1910 г. в ряде муж. и жен. мон-рей стали проводиться краткосрочные миссионерские курсы (для крещеных татар, чувашей, мордвы и марийцев (черемисов)), а также курсы по расколо-сектантской миссии. В связи с большим объемом работы миссии Уфимский и Мензелинский еп. Нафанаил (Троицкий) в нач. 1911 г. поднял вопрос об учреждении в Уфе кафедры викарного епископа для заведования миссионерской работой. В представлении Синоду в 1911 г. еп. Нафанаил писал: «По вероисповеданию население епархии разделяется на православных - 1 350 000, раскольников - около 50-60 000, магометан - 1 600 000, язычников около 200 000, католиков около 4000, лютеран 6000 и евреев 1500. В числе православных насчитывается татар 47 000, чуваш 67 000, вотяков 1045, мордвы 42 000 и черемис 3150. Из вышеприведенной справки явствует, что Уфимская епархия по преимуществу инородческая по населению и миссионерская по характеру епископского надзора и управления… В настоящее время управление Уфимской епархией вызывает чрезвычайно напряженную миссионерскую работу, осложняемую многочисленностью дел административных, духовно-учебных и школьных; эти обстоятельства приводят к необходимости в целях наилучшего управления епархией иметь епархиальному Преосвященному сотрудника в лице викарного епископа» ( Матвеев.

http://pravenc.ru/text/199911.html

А.В. Шадрина Глава 3. Материальное положение донского духовенства 1. Проблема материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века Процесс инкорпорации духовного сословия в государственный механизм и связанная с этим процессом попытка государства повысить статус духовенства Русской Православной Церкви как составной части «образа самодержавия» 409 с необычайной остротой поставили вопрос о его материальном благополучии. Именно этот вопрос стал одним из самых дискутируемых в периодической печати на протяжении второй половины XIX – начала XX в. 410 До момента обращения пристального внимания государственной власти на уровень жизни священно- и церковнослужителей их доходы складывались главным образом из добровольных пожертвований за исполнение таинств и треб, доходов от отведенных причтам земельных угодий и процентов с причтовых капиталов. Во время правления императора Николая I, когда Церковь выдвинулась на первый план в официальной идеологии 411 , материальное обеспечение духовенства было признано «одною из величайших и неотложнейших задач времени» 412 . Если до 1830-х гг. обязанность содержания духовенства была и нравственной, и юридической аксиомой для прихожан 413 , то во второй половине XIX в. было заявлено не только о недостаточности перечисленных видов доходов духовенства, но и об унизительности для священнослужителей получать деньги за «исполнение духовных треб» 414 . Проблему бедности духовенства, и, как следствие, низкого социального статуса, император пытался решить путем обеспечения священно- и церковнослужителей определенными «штатными» окладами казенного жалованья (что повлекло за собой введение в 1842 г. штатов). С 6 декабря 1829 г. по повелению императора в распоряжение Св. Синода ежегодно перечислялось 500 000 руб. на жалованье духовенству наиболее бедных причтов. В 1842 г. сумма была уменьшена до 415 000 руб., а в 1843 г. увеличена до 1 000 000 руб. В 1844 и 1845 гг. на содержание духовенства из государственной казны отчислялось по 250 000 руб., с 1846 по 1860 г. включительно (за исключением 1858 г.) – по 100 000 руб. Эти суммы распределялись прежде всего на содержание духовенства западных епархий, а потом и остальных окраин России и Сибири 415 . В 1861 г. из казны на содержание 17 063 причтов поступило 3,6 млн. руб. серебром, притом что всего в России насчитывалось 598 соборов, 37 381 церковь , 12 186 часовен и молитвенных домов, а значит, дотации получало менее половины причтов (в среднем до 210 руб. в год) 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Глава I. Религиозно-нравственные воззрения индийцев, предшествующие буддизму. Глава II. Личность основателя буддизма и его биография Глава III. Религиозно-теоретическое учение буддизма Глава IV. Религиозно-нравственное учение буддизма Глава V. Сопоставление буддийского нравоучения с христианским §1 Христианский взгляд на добро и зло §2     Буддизм представляет собой одну из замечательнейших религиозных систем древнего языческого мира. Происхождение этой религии, как полагает большинство ее исследователей, восходит к первой половине VII века до Рождества Христова. Число ее исповедников и по настоящее время поразительно велико и превышает количество последователей других религий, взятых в отдельности. Макс Мюллер утверждает, что число буддистов простирается до 455 000 000 1 . Некоторые исследователи насчитывают буддистов даже более 700 000 000. Во всяком случае, буддизм – одна из самых распространенных религий, если мы примем в соображение статистические данные, по которым оказывается, что земной шар населен более 1 288 000 000 жителей и что число исповедуемых людьми религий простирается до тысячи 2 . И из инородцев, населяющих некоторые пространства России, значительное число относится к исповедникам буддизма, каковы: калмыки, буряты и т. п. Уже с этой одной стороны изучение буддизма имеет для нас важный интерес. Но этого мало. Буддизм не остался без влияния и на образование разных ересей, возникавших на христианской почве. Достаточно, например, указать на гностицизм, в котором довольно ясно бросается в глаза аналогия с буддизмом. Не вдаваясь в сопоставление буддизма с гностицизмом в этом отношении, мы предпочитаем указать на наших хлыстов с их верой в переселение душ, в многократные и доселе продолжающиеся воплощения Христа и т. п. Тут нельзя не видеть, по нашему мнению, влияния верований и миросозерцания алтайской расы, что подтверждается и теперь еще не прекратившимся появлением в Восточной Сибири, так называемых хубилганов, из-за границы, с их буддийской проповедью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Период седьмой. Строительство храма Для строительства храма Соломон привлек из евреев 30.000 человек, разделив их на три помесячные череды, а 150.000 под присмотром 3.600 530 приставников из иноплеменных. Главой художников был Хирам, еврей по родителям, но по месту рождения тирянин 531 , присланный к царю еврейскому царем тирским. Подданные сего последнего доставляли морем ливанское дерево, за что Соломон ежегодно посылал пшеницу, ячмень, елей и вино в дар своему союзнику и на содержание трудящихся 532 . Камень обделывался в Ливане так, что на месте самого строения не слышно было звука железных орудий. Работы из металла производились у Иордана. На украшения и сосуды храма еще в царствование Давида приготовлено 108.000 талантов золота и 1.017.000 серебра 533 . Дорогие камни, медь, железо, мрамор по причине множества не исчислены. В течение семи лет с половиной весь план Давида достиг своего исполнения. Освящение храма К освящению храма собран был весь еврейский народ перед открытием Юбилея. В восьмой день седьмого месяца 534 кивот Завета перенесен из скинии при бесчисленных на пути жертвоприношениях. Когда он поставлен на приготовленном для него месте и левиты пели псалмы, слава Божья в виде облака осенила и наполнила храм так, что священники принуждены были на некоторое время прервать свое служение. Соломон, стоя на коленях с простертыми к небу руками, произнес молитву, в которой просил Бога принимать в новосозданном храме молитвы не только евреев, но и других народов. После сего небесный огонь нисшел на жертвы, которыми занят был весь внутренний двор храма, и народ в благоговении пал на землю; 22.000 волов и 120.000 овец, принесенных в жертву мира, составили всенародное пиршество. Торжество продолжалось семь дней. Откровение о храме Кроме чудес, которые запечатлели освящение храма, Бог два раза открывал о нем волю Свою Соломону. Прежде нежели здание приведено было к окончанию, Он через Пророка 535 обещал вселиться в нем посреди людей Своих, если сохранят Его заповеди. После в ночном видении уверял Соломона, что его молитва о храме услышана, обнадеживал его прочностью его царств, а в случае же нарушения Своего завета угрожал изринуть евреев из земли обетования и самый храм предать опустошению 536 . Дворец Соломона

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мошенничество от сайентологии: питерское уголовное дело 14.04.2018 738 Время на чтение 3 минуты «Следственной службой УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинг радской области расследуется уголовное дело по факту осуществления членами религиозной группы " Саентологическая церковь Санкт-Петербурга " действий, направленных на организацию деятельности экстремистского сообщества, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, а также незаконной предпринимательской деятельности. Примечательно, что сами адепты в разговоре с журналистами не раз заявляли, что не ведут никакой финансово-хозяйственной деятельности», - говорится в заявлении пресс-службы УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. «Между тем, - отмечается в документе, - в ходе расследования уголовного дела уже получены данные свидетельствующие о том, что одним из обвиняемых по вышеуказанному уголовному делу, совместно с неустановленной группой лиц, осуществлены действия направленные на легализацию денежных средств заведомо полученных от незаконной предпринимательской деятельности. Установлено, что размер легализованных денежных средств составил не менее 17 000 000 руб. из 140 000 000 руб. полученных в наличном виде». 4 апреля 2018 года Следственной службой УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в отношении одного из руководителей религиозной группы «Саентологическая церковь Санкт-Петербурга» возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления предусмотренного п. «б», ч. 4, ст. 174.1 УК РФ «легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. После проведенных 4 апреля обысков шесть адептов «саентологической церкви» в Петербурге были вызваны повесткой и явились в региональное управление ФСБ для участия в следственных действиях. В пресс-службе УФСБ России подтвердили факт вручения саентологам повесток. Расследование уголовного дела продолжается.

http://ruskline.ru/politnews/2018/aprel/...

Санкт-Петербург. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи при Доме призрения престарелых бедных женщин гр. Г.А.Кушелева-Безбородко. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богадельня графа Кушелева-Безбородко на Малой Охте, на берегу р. Охты, устроена при следующих обстоятельствах: с 1843 г. совет человеколюбивого общества озабочен был приобретением нового здания в доме убогих, но открытая для сбора денег на это здание подписка не имела успеха. В 1853 г. затруднение было устранено тем, что по высочайшему повелению переданы были совету упраздненные в 1852 г. здания раскольнической богадельни на Малой Охте. Богадельня эта была здесь с половины прошлого столетия и состояла из семи каменных флигелей, молельни и кладбища, обнесенного каменной оградой. Получив высочайший дар, совет 22 сентября 1855 г. постановил: «В переданных ведомству человеколюбивого общества для занятия богоугодным учреждением зданиях, упраздненных раскольнических богаделен, поместить из дома убогих призренниц, принадлежащих к податному и другим низшим сословиям, обратив вместе с тем одну из бывших раскольнических молелен в православную церковь». Перестройка здания окончена в начале 1857 г. и стоила 25 000 руб. сер. На устройство церкви Павел Иванович Кудряшов употребил до 15 000 руб. В 1857 г. переведено сюда 100 призренниц из простого звания. В 1858 г. член благотворитель Григорий Александрович Кушелев-Безбородко, узнав, что вновь учрежденная богадельня скудна средствами содержания, обязался содержать ее на свой счет и с 1-го января 1859 г. положил на это по 11 000 руб. ежегодно. Это обязательство он дал и за своих наследников, предоставив себе право заменить взнос денежным капиталом или недвижимою собственностью. По доведении о сем до высочайшего сведения, повелено: " Присвоить упомянутой богадельне наименование по фамилии жертвователя и назначить его попечителем заведения, с правом передачи сего звания старшему в роде " . Посему совет положил: богадельню назвать " Ведомства Императорского человеколюбивого общества, графа Григория Кушелева-Безбородко, дом призрения престарелых бедных женщин " ; жертвуемые деньги 11 000 руб. распределить по составленному новому штату; управление богадельнею оставить в ведении правления дома убогих под попечительством графа Кушелева-Безбородко, предоставив ему, в звании попечителя, наблюдать за управлением как в административном, так и в хозяйственном отношениях. Подчинение богадельни дому убогих продолжалось до 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=11211

Торжественное прославление Святителя ИОАННА Шанхайского чудотворца в Санъ-Францисско 19 июня/2 июля 1994 г Содержание Святитель Иоанн Шанхайский Детство и отрочество Эмиграция. В Югославии На Дальнем Востоке. Шанхай Чудеса по молитвам Владыки Иоанна В Западной Европе В Соединенных Штатах. Санъ-Францисско Открытие святых мощей Тропарь Святителю Иоанну     К кафедральному собору Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радости» в Санъ-Францисско, за несколько дней до прославления святого, стали стекаться верующие со всего мира. Совершались ежедневныя заупокойныя литургии, панихиды служили ежечасно, исповедь шла непрерывная. За два дня до торжества, в четверг за Литургией, причастие преподавалось из 5 чаш, собор вместительностью в 1.000 человек не мог вместить всех верующих, снаружи, куда передавались все службы на большой экран, стояло около 3.000 человек. На торжествах присутствовали три чудотворныя иконы Божией Матери: Курско-Коренная, Иверская-Мироточивая, и местная святыня – обновленная Владимирская икона. Прославление возглавил старейший иерарх Русской Церкви зарубежом, Высокопреосвященнейший Митрополит Виталий, в сослужении 10 архиереев и 160 священнослужителей. В пятницу 1-го июля, в 1.30 дня, в нижнем храме, святыя мощи были переложены Владыкой Митрополитом из усыпальницы в раку, выстроенную из дорогого дерева. Святой был облачен в белоснежныя ризы, обшитыя серебряными галунами и крестами; тапочки его были сшиты в Сибири, и подризник его также происходит из России. Рака была торжественным шествием перенесена в верхний храм. В 4.30 была совершена последняя панихида. За Всенощной, перед полиелеом Владыка Митрополит открыл раку – кроме покрытого лица, святыя мощи были открыты, руки видны – а икону святителя подняли высоко два высоких священника, и всенародно было спето величание святому. Прикладывание закончилось в 11 ч. ночи. В субботу, службы чередовались в приделах храма. Первую Литургию совершил преосвященный епископ Вевейский Амвросий в 2 ч. ночи, при более 20 священниках. Рака была внесена священнослужителями в алтарь и поставлена на горнем месте. Вторая Литургия началась в 5 ч. утра, за ней причащалось около 300 человек. А в 7 ч. утра, на Божественной Литургии объединились вокруг Митрополита Виталия 11 архиереев и около 160 священнослужителей. Пели три хора, было около 700 причастников. Крестным ходом шли вокруг всего квартала, на остановках осеняли чудотворными иконами. После чего святыя мощи были положены в специально сооруженныя сени в храме. Закончилась служба в 1.30 дня. Трапеза объединила около 2.000 человек. Читалось похвальное слово Святителю Иоанну; Преосвященный Марк, Архиепископ Берлинский и Германский произнес речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение Блаженнейшего Митрополита Владимира к Предстоятелям Поместных Церквей 14.10.2008 351 Время на чтение 4 минуты ЕГО ВСЕСВЯТЕЙШЕСТВУ ВСЕСВЯТЕЙШЕМУ ВАРФОЛОМЕЮ, АРХИЕПИСКОПУ КОНСТАНТИНОПОЛЯ — НОВОГО РИМА И ВСЕЛЕНСКОМУ ПАТРИАРХУ Ваше Всесвятейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! От Полноты Украинс кой Православной Церкви еще раз сердечно благодарим Вас за участие в прошедших в столице Украины торжествах, приуроченных к 1020-летию Крещения Киевской Руси. Наша встреча и братское молитвенное и евхаристическое общение вновь засвидетельствовали, что мы едины и дорожим даром единства, следуя слову Господа: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Ин.17, 20-21). Основываясь на этой евангельской заповеди, Святые Поместные Церкви развивают свои взаимоотношения таким образом, чтобы многообразие подходов к проблемам современной церковной жизни не умаляло заповеданных Спасителем единства и любви. Одной из проблем, которая болезненно отзывается в жизни всего Вселенского Православия, является церковный раскол в Украине. По нашему глубокому убеждению, эта проблема может быть решена лишь соборным разумом всех Поместных Православных Церквей. Со своей стороны мы свидетельствуем о своей готовности участвовать в общецерковном обсуждении вопроса церковного разделения в Украине. Обретя в составе Московского Патриархата статус Самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии, Украинская Православная Церковь демонстрирует ныне неизменно высокую динамику роста. Сегодня наша Церковь насчитывает более 11 000 общин, объединенных в 43 епархии, которые управляются 55 архиереями (43 правящих и 12 викарных). В Украинской Православной Церкви несет послушание свыше 9 000 священнослужителей, действуют 20 учебных заведений (1 академия, 7 семинарий и 12 училищ). В более чем 200 монастырях подвизаются около 5 000 монашествующих. Рана раскола, нанесенная церковному Телу в начале 1990-х годов, постепенно уврачевывается. Украинская Православная Церковь ведет диалог с «Украинской Автокефальной Православной Церковью». Проводятся регулярные собеседования с представителями «Киевского Патриархата». Ведя диалог с непризнанными церковными сообществами, мы движимы духом Христовой любви, которая «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 5-7).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010