По слав. переводу имеются в надписаниях следующих псалмов имена названных пророков: 137, 145, 147 и 148 (Аггея и Захарии); Пс.138:1 надписан так: В конец Давиду псалом Захарии в рассеянии. Что псалмы, имеющие в надписании имена пр. Аггея и Захарии, не ими составлены, можно заключить из того, что в некоторых надписаниях значится и Давид в качестве автора. Да и самое употребление в надписании имен двух пророков возбуждает сомнение в их авторстве. Келер признает наиболее вероятным следующее предположение: Аггей и Захария придали псалмам, носящим в надписаниях их имена, ту форму, в какой они пелись общиною и дошли до нас (Die Weissagungen Haggai. S. Erlaugen. 1860. S 33). В I кн. Ездры читаем: когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида царя Израилева. И начали они попеременно петь: «хвалите» и: «славьте Господа», «ибо – благ, ибо вовек милость Его к Израилю» ( 1Ездр.3:10–11 ). Здесь можно видеть указание на употребление при описываемом торжестве основания храма псалмов 145–148 и 105–106, начальные слова которых, указывающие на их содержание, и приводятся в кн. Ездры. Отсюда, быть может, соответствующие псалмы и получили в надписании прибавление, имен Аггея и Захарии пророков, бывших инициаторами восстановления храма и, вероятно, организаторами богослужебного ритуала по возвращении вавилонских пленников на родину, – как бы сообщивших этим псалмам еще большую авторитетность. В книгах Священного Писания не находим точных и подробных сведений об обстоятельствах жизни и деятельности пророка Захарии. Из книги его имени, а также из книг Ездры и Неемии, мы можем с достаточною ясностью определить только личность пророка и время его жизни и деятельности. Мы можем утверждать, что Захария был современником пророка Аггея, Зоровавеля и первосвященника Иисуса; пережив последнего, он был при сыне его Иоакиме главою своего священнического рода. Начало пророческой деятельности Захарии по данным Писания определяется достаточно точно; о конце же ее, равно как о времени смерти пророка и месте его погребения, мы не имеем в Писании совершенно никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разъяснение истинного смысла приведенных слов апостола Павла дает ключ к пониманию слов Иоанна Богослова, которые, в свою очередь, проливают свет на слова апостола Павла, слова того и другого апостола параллельные и соответственные; мысль в них приблизительно одна и та же, и только выражена она различно. Антихристами евангелист Иоанн Богослов называет людей, «отвергающих Отца и Сына» ( 1Ин.2:22 ); он же говорит, что «всякий дух, который не исповедает Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4, 3 ), об антихристах он говорит еще, что «они вышли от нас, но не были наши» ( 1Ин. 2, 19 ). Ясно, что под антихристами он разумеет еретиков своего времени – гностиков, отвергавших боговоплощение и не признававших Христа Богом 106 , эвионитов, признававших Христа только человеком, и других еретиков, а может быть, также и лжехристов «много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин.4:1 ). Приписывая всем таковым людям дух антихриста, который придет перед кончиной мира, евангелист Иоанн говорит, что он, т. е. настоящий антихрист, теперь есть уже в мире. Но так как в его время настоящего антихриста не было, и он знал это, то ясно, что и о явлении настоящего антихриста в его время, и о наступлении последнего времени Иоанн Богослов говорит в том же смысле, как и апостол Павел о тайне беззакония, как начавшей действовать, но еще не совершившейся, не осуществившейся, т. е. он указывает предшественников имеющего придти антихриста, но предшественников не по непосредственному, а по отдаленному преемству, не по времени, а по духу. Еретики отвергли Христа, как Богочеловека, а вместе с тем если и не отвергли Бога, то, по крайней мере, неизбежно извращали учение о нем, на место христианства поставляли свое лжехристианство, и настоящий антихрист будет отвергать Христа и совращать христиан в свою веру ( Апок. 11:7, 13:5–8, 17:14 ). Только он далеко и безмерно превзойдет еретиков степенью, дерзостью, силой и успехами в отрицании Христа и христианства: он будет истреблять христиан, богохульствовать, называть себя Богом и владычествовать на всей земле ( Апок. 13, 2, 3–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Откровение говорит также об участии Премудрости в творении мира и о Ее соучастии в делах Божественного Промысла. В Книге Притч Премудрость говорит о Себе: я была при Нем (при Боге) художницей во время творения мира и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его ( Притч.8:30 ). В Прем.7:21 Она также названа художницею всего. В Прем.9:9 прямо говорится о соучастии Премудрости в творении мира: С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими. Кроме того, Премудрость есть чистое зеркало действия Божия... Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет ( Прем.7:26–27 ). В десятой главе Книги Премудрости приводятся многочисленные примеры участия Премудрости в делах Промысла. Нетрудно заметить, что характеристики ветхозаветной Премудрости во многом совпадают с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личное бытие, теснейшее единство с Богом, происхождение от Бога посредством рождения, предвечность бытия, соучастие в творении и в делах Промысла, всемогущество (может все). Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои поучения строит по образу высказываний ветхозаветной Премудрости. Например, Премудрость говорит о Себе: Я – как виноградная лоза, произращающая благодать ( Сир.24:20 ). Господь Иисус Христос в Новом Завете также говорит: Я есмь истинная виноградная лоза,.. Я есмь лоза, а вы ветви ( Ин.15:1, 5 ). Премудрость говорит: Приступите ко мне ( Сир.24:21 ), и Господь также призывает: Придите ко мне все труждающиеся и обремененные... ( Мф.11:28 ) 319 . В-третьих, Сын Божий в Ветхом Завете может именоваться «Слово» 320 . Это наименование встречается в Псалмах: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их ( Пс.106:20 ). На Лицо Сына и Его отличие от Отца указывают также и ветхозаветные мессианские пророчества: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Блаженны те, коих путь чист, которые ходят в законе Господнем. Блаженны те, кои хранят откровения Его, всем сердцем ищут Его» (ст. 1–2). «Чем юноша очистит путь свой? Сохранением слова Твоего» (ст. 9). «Яви милость рабу Твоему, чтобы я сохранил слово Твое» (ст. 17). «Странник я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. Истомилась душа моя непрестанным желанием познать суды Твои» (ст. 19–20). «Ты грозен для проклятых горделивцев, уклоняющихся от заповедей Твоих» (ст. 21). «Путь лжи отстрани от меня и закон Твой даруй мне (ст. 29). «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, чтобы я держался его до конца (ст. 33). «Не отнимай никогда от уст моих слова истины, ибо я ожидаю судов Твоих. И буду хранить закон Твой всегда, вечно и непрестанно» (ст. 43–44). «Сети нечестивых окружили меня, но я не забываю закона Твоего. В полночь восстаю славословить Тебя за праведные суды Твои» (ст. 61–62). «Закон уст Твоих для меня лучше, нежели тысячи золота и серебра» (ст. 72). Здесь оканчивается первое отделение (слава). Второе начинается следующим стихом: «Руки Твои сотворили и устроили меня. Вразуми меня и научусь заповедям Твоим» (ст. 73). «Сколько будет дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими? Гордые изрыли мне яму, вопреки закону Твоему» (ст. 84–85). «Я видел предел всего сотворенного, но Твоя заповедь весьма обширна. Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю об нем» (ст. 96–97). «Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей. Я клялся хранить определения правды, и исполню» (ст. 105–106). «Время, Господи, действовать, закон Твой нарушили» (ст. 126). «Дивны откровения Твои, посему хранить их душа моя. Открытие слов Твоих просвещает и вразумляет простых. Отверзаю уста мои, ища прохлады, ибо заповедей Твоих жажду» (ст. 129–131). Здесь оканчивается второе отделение псалма (вторая слава). Третье начинается: «Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое» (ст. 132). «Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю. Правда Твоя, правда вечная и закон Твой истина» (ст. 141–142).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Если не ленясь совершаем духовное делание и трезвенно заботимся о служении, предписанном нам уставом, то ясно, что пекущийся о нас Бог возбудит благочестивые души послужить нам во всём потребном. Если же сами мы ленимся и не радеем о духовном делании, то удостоимся ли того, чтобы и о нас позаботились. 104. Монаху Марину Не приходи в негодование и неудовольствие, будучи обременён продолжительными искушениями, не удивляйся тяжким и частым нападениям, разорениям и гонениям мысленных варваров. Потому что надеемся на то, что, претерпев это с благодарением, приобретём спасение. 105. Ему же Язва моя тверда, говорит пророк Иеремия, от лица нашего слагая свой плач, вскую оскорбляющие мя возмогают на мя ( Иер. 15:18 )? Ты убивал их... заколал без пощады ( Плач. 2:21 ). Ибо предал меня архимагиру Навузардану и окружающим его. И Аввакум сказал Господу: для чего же Ты безмолвствуешь, и терпишь, видя, что нечестивец поглощает того, кто праведнее его ( Авв. 1:13 ). 106. Ему же Не только грешники, но и ревностные подвижники, держащиеся добродетели, нередко бывают оставляемы Богом, чтобы научились терпению и твердости, избежав гордости. И как говорит Священное Писание : Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу и которому Он отвечал, посмешищем – человек праведный, непорочный... Покойны шатры у грабителей и безопасны у раздражающих Бога ( Иов. 12:4 , Иов. 12:6 ). И еще сказано: Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня! ( Пс. 21:1 ). Потому что Господь, поразивший меня и отвративший лицо от меня, после помилует меня: Ты посылал на меня многие лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня ( Пс. 70:20 ). 107. Ему же Если в доме Отца Моего обителей много ( Ин. 14:2 ), то, может быть, различено смотрение Божие, согласно которому будет устроен и распределён весь человеческий род. 108. Ему же В больницах настоящего века много больных и парализованных, не всем пригодно одно и то же лекарство, не всем полезна одна и та же еда. Врач назначает каждому особый способ лечения, особый образ жизни. Этот больной, – говорит он, – пусть чаще услаждается мёдом, а другой пусть поморщится от горечи полыни, а иной пусть отведает и невкусной чемерицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

В результате подобной вседозволенной деятельности, духовного блуда грубо нарушается законность богообщения и… Бог (единственная и единая Истина) подменяется в вероучении дьяволом (многообразной ложью), принявшим то или иное правдоподобное обличие. Из этого неизбежно вытекают и нарушения второй стороны законности – соблюдения прав и свобод человека . Подобные нарушения характерны для всех вероучений, имеющих сомнительное происхождение. Здесь вовсе нет здорового духовного многообразия и свободы совести, а наличествуют духовный и психический патогенез, бессовестность, зачастую и явный криминал. Ярким примером беззаконности в Ветхом Завете являются левит Корей и его сторонники. «Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» ( Числ.16:1–5 ). Господь, уничтожив Корея и всех примкнувших к нему ( Числ.16:31–35 ), знаменует то, что право на священство имеют лишь выбранные Самим Богом. Весьма поучительна критика протестантизма французским императором Наполеоном. Находясь в ссылке на острове Святой Елены, император имел возможность спокойно и вдумчиво оценить это направление. В связи с этим он писал (Беседы императора: Пер. с фр./Ком., вступ. ст. Л.В. Гусевой. – М.: ООО «АиФ-Принт», 2001. С.101–106): «Можно называть протестантизм, если угодно, религией рассудка; название вполне подходящее для создания человека… Вероятно, мы имеем склонность все соотносить с нашими суждениями и верить только в то, что совпадает с нашими чувствами. С человеческой точки зрения я бы скорее довольствовался тем, чтобы устроить тайную вечерю в память об Иисусе Христе, чем на самом деле есть Его Тело и пить Его Кровь, что трудно для понимания и во что тяжело верить... Лжеучение Лютера и Кальвина – это вечная причина распри, повод к ненависти и гордости, вызов ко всем страстям…

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нужно, чтобы боязнь этого суда Божия не выходила из мысли нашей, нужно, если ты не хочешь грешить, помнить о присутствии Божием не только в месте собрания, но и дома, не только дома, но и на ложе твоём, ночью на постели твоей, в сердце твоём. Итак, если отнимешь убежище покаяния, умножаются грехи вследствие отчаяния... Но как позаботился Бог о том, чтобы вследствие отчаяния они не увеличивались, так предусмотрел он и обратное, т.е., чтобы грех не усиливался вследствие излишней надежды. Действительно, как может умножать грехи человек отчаявшийся, так может делать это и тот, кто надеется на прощение. Последний может говорить себе: буду делать так, как хочу; милостив Бог, – когда обращусь к Нему, Он простит мне. Но так уверенно говорить мог бы он в том случае, если бы завтрашний день был известен ему. Но разве этому учит тебя Писание, когда говорит: Не медли обратиться к Богу и не откладывай со дня на день, ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения ( Сир.5:8–9 ) 23 ?» К этому суждению блаженного Августина надо добавить только то, о чём мы говорили с вами выше: Святая Церковь требует не просто покаяния, а и заглаждения неправды греха, побеждения греховной привычки. Словами святого Иоанна Крестителя она призывает: Покайтесь и сотворите достойный плод покаяния ( Мф. 3,2,8 ). Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, слушать этот призыв и следовать ему! «Теперь время покаяния как для некрещеных, так и для крестившихся, чтобы одни, покаявшись, сделались причастниками Святого Таинства, а другие, омывши скверны, приобретённые после крещения, с чистой совестью приступили к трапезе» ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т. 7, кн. 1. СПб., 1901. С. 106). Аминь. 2. Великий Подвижник Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, – так говорит Господь наш Иисус Христос о великом подвижнике, которого ныне мы молитвенно вспоминаем ( Мф.11:11 ). В Ветхом Завете немало было святых мужей, как, например, Илия, Елисей и другие пророки, которые вели строгую жизнь, любили проводить дни в уединённой молитве, в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

1989. 12. С. 106). Понимание Иоаннова критерия раскрыто в книге Трубецкого «Смысл жизни» и основано на месте из «Первого соборного послания святого апостола Иоанна Богослова»: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4, 2–3 ). Трубецкой так истолковывает этот критерий: «Апостол требует, чтобы Христос, пришедший во плоти, был для нас не только внешним откровением, но и внутренним переживанием; только через это внутреннее переживание мы можем распознать Духа Божия и духа заблуждения» (Кн. Трубецкой Ε. Н. Смысл жизни. М., 1918. С. 188). О том же в 1923 г. писал Флоренский: «Если в области культуры мы не со Христом, то мы неминуемо – против Христа, ибо в жизни нет и не может быть нейтралитета в отношении Бога... Культура определяется в главнейших своих линиях и в малейших частностях установкою нашего сознания, то есть тою путеводною звездою, по которой распознаем мы свое место в жизни. Христианский мир во лит установить свое сознание на Христе, Сыне Божисм, во плоти пришедшем» (Священник Павел Флоренский . Записка о христианстве и культуре//Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1996. С. 550–551).– 775. 196 Слова в квадратных скобках вписаны Флоренским карандашом в машинописный экземпляр. Основное определение символа Флоренский дал в работе «Имеславие как философская предпосылка» (1922): «Бытие, которое больше самого с е бя–таково основное определение символа. Символ – это нечто являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и, однако, существенно чрез него объявляющееся» (Священник Павел Флоренский . Соч.: В 4 т. Т. 3 (1). М, 1999. С. 257).–116. 198 В квадратных скобках приводится вариант машинописного экземпляра, который Флоренский правил, вероятно, не заглядывая в рукописный оригинал. В рукописном экземпляре машинистка не разобрала несколько слов и одно слово пропустила, другое напечатала ошибочно, что вынудило Флоренского делать правку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Географическое определение мест, о которых упоминает пр. Исаия, не возбуждает существенных разногласий между учеными. Большинство ученых утверждает, что земля Завулонова и земля Неффалимова“ соответствуют позднейшим Нижней Галилее и Верхней Галилее и представляют общие название тех местностей, о которых пророк говорит подробнее во втором предложении первого стиха 51 . В третьем стихе 9 главы пророк предсказывает увеличение жителей Галилеи и в поэтических образах описывает радостное настроение получивших спасение. Пророчество напоминает слова 106 псалма: Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет“ (ст. 38), а также воспроизводит обетование, данное Аврааму: Я произведу от тебя великий народ“ ( Быт. 12:2 ). В обещании, данном патриарху, и в предсказании пр. Исаии еврейское слово (а не ) служит прекрасным подтверждением законности вступления язычников в церковь Мессии. Лучшим комментарием настоящих слов служат начальные стихи 54 главы книги Исаии: возвеселись неплодная, нераждающая, воскликни и возгласи не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо больше детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои“ (ст. 1 и 2). Туже мысль выражает пр. Иезекииль, когда говорит: и заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их,, и поставлю среди них святилище Мое навеки“ (37:26) 52 . Следующий стих раскрывает причину необыкновенной радости галилеян. Несчастные наполняются радостным чувством потому, что ярмо, тяготевшее над ними, и жезл, поражавший их, сокрушаются, как в день Мадиама ( Суд. 6 и 7 гл.). Ярмо и жезл“ по отношению к прошедшему указывают на политическое рабство, а по отношению к будущему мессианскому времени означают духовное служение греху и диаволу. Параллель между историческим освобождением от Мадиама и духовным освобождением от власти диавола обусловливается аналогичным проявлением божественного всемогущества и божественной благости в первом и втором случае. Мессианское достоинство пророчества дает полное право предполагать, что антитипом Гедеона является грядущий Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010