5. И я сказал: горе мне, погиб я! Я и сам нечист устами и живу среди нечистого устами народа, и я видел Царя – Господа – Саваофа моими очами. 6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, держа в руке своей раскаленный камень, который он взял клещами с жертвенника. 7. Поднес оный к устам моим и сказал: вот этим прикосновением к устам твоим отымается вся неправда и очищается грех твой. 8. Тогда я услышал голос Господа, Который говорил: кого Мне послать? И кто бы у Нас пошел? Я сказал: вот я, пошли меня. 9. И сказал Он: поди и скажи народу сему: что они будут слушать и не будут понимать, будут смотреть и не будут разуметь. 10. Покажи этому народу, что он умом глуп, ушами глух, глазами туп; от того он глазами не видит, ушами не слышит, сердцем не разумеет, от того он не обращается и не исцелевает. 11. Я сказал: на долго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города; так что не будет в них жителей, и домы, так что никто не будет в них жить, и доколе эта земля не будет пуста, как пустыня. 12. Господь вышлет из нее людей, так что вся земля обратится в пустыню». Паремья содержит две части: в 1-й содержится величественное видение, в котором Пророк зрит Бога, сидящего на престоле, окруженного предстоящими Серафимами, и, пораженный величием славы Господа, в чувстве своего не достоинства, страшится за самую жизнь свою ( Ис.6:1–4 ). Во 2-й призвание Пророка к должности пророческой 106 . Очищенный, от Серафима, прикосновением горящего угля к устам, Пророк изъявляет готовность на исполнение посланничества по воле Божией, и получает повеление идти и обличить ослепление Иудеев, которое навлечет на них великое бедствие ( Ис.6:5–12 ). Пророк, которому предстоял подвиг иметь тяжкое дело с греховною слепотой и ожесточением Иудеев, дабы обратить их внимание, привести их в чувство и расположить внимать его пророческим вещаниям, показывает, что он вступил в эту должность по особенному призванию от Бога, явившегося ему во всем величии, и освятившего его в провозвестника воли Своей. Величественное видение Бога, сидящего на высоком престоле, окруженного Серафимами 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Любовь породила в Боге желание сотворить мир и подвигнула Его всемогущество и премудрость к осуществлению этого желания. Другого, наиболее достойного Божества побуждения к творению, трудно и представить. Благость или любовь есть как бы сама сущность Божия. Бог есть любовь ( 1Ин.4:8, 16 ). Никто не благ, как только один Бог ( Мк.10:18 ). Поэтому и воля Его блага и желает только добра. Поэтому и все вообще действия Божии в отношении к миру в основании своем имеют желание блага. Но любви не свойственно оставаться замкнутою, не проявляться во вне. Напротив, одно из коренных и основных свойств любви или благости – сообщать свои блага возможно большему числу существ и в возможно большей мере. По бесконечной благости Своей Бог и создал мир с бесчисленными родами способных к принятию благ конечных видов и форм жизни, и сообщил им столько и таких благ, сколько и какие может принять конечное живое существо по самой своей природе. И Писание, обращая наши взоры на сами творения, приглашает видеть и исповедовать в творении дело благости Божией: Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:9 ; сн. Прем.11:25–27 ). Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его ( Пс.105:1 и след.; 106:1). Подробнее на благость, как основание для создания различных частей мира, указывает Писание, когда призывает воздать славу Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его ( Пс.135:5–9 ). На благость, как на ближайшую причину, побудившую всемогущество и премудрость Божию создать мир, указывали и древние отцы церкви. «Благий и всеблагий Бог, говорит св. И. Дамаскин, не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по (преизбытку) благости Своей благоволил, чтобы произошли существа, пользующиеся Его благодеяниями и причастные Его благости» 55 . Мир, сотворенный по благости Божией, есть лишь отображение совершенств Божиих, выражение во внешнем бытии Его вечной силы и Божества ( Рим.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

В послании к Евреям Апостол обращается также ко всей общине. В нем Бог устами ап. Павла обращается ко всем христианам из евреев, как «братиям святым, участникам в небесном звании» (3:1). Очевидно, что не может быть выражений яснее доказывающих, что те, к кому эти слова относились, находились в состоянии благодати; однако, в послании мы видим указание на то, что это состояние благодати не было устойчивым в тех, кто однажды сделался причастником ее. К этим «святым братиям», «участникам небесного звания», Апостол обращается с такими предостережениями: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне». «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и не верного, дабы вам не отступить от Бога живого». «Мы видим, что они не могли войти за неверие». «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетования войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». Как все это совершенно сходно со словами Апостола в 1 КорИн.10:1–10. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море, и все крестились в Моисея в облаке и в море... но не о многих из них благоволил Бог». Вся сила сравнения Церкви в пустыне с Церковью христианской заключается в том, что каждая Церковь имеет свое крещение: ветхозаветная – крещение в Моисея, новозаветная – крещение от воды и Духа во имя Пресвятой Троицы и чрез то и другое крещение человек избирался Богом, посвящался на служение Ему, получал часть в обетованиях Божиих, которые он мог или сохранить, или безвозвратно утратить. Это – то общее, что новозаветная церковь имела с церковью ветхозаветною, превосходя ее обилием благодатных даров, ниспосланных ей в Господе нашем И. Христе. Каждый член Церкви в пустыне был в некотором смысле спасен. Особенно ясно об этом говорит ап. Иуда: «я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли египетской, потом не веровавших погубил» (ст. 5), и это спасение произошло во время перехода через Чермное море, когда, по словам Апостола, все крестились в Моисея в облаке и море. Но это спасение не было окончательным. Оно не подразумевало, или не делало необходимым окончательную стойкость всех получивших его. Оно было знаком и верной печатью милосердного произволение Божиего о них, но, однако, оставляло им власть противиться Его водительству своим неверием. Это неверие жило еще во многих, до некоторой степени уверовавших ( Исх.4:31, 14:31 . Псал.106 ), и препятствовало им окончательно достигнуть покоя, предназначенного каждому из них Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Со стороны материальной, по своему содержанию, законы, учреждения и обрядовые постановления Пятикнижия во многих местах явно приспособлены к условиям жизни, в которых евреи находились во время странствования по пустыне, по выходе из Египта до вступления в землю обетованную. Это приспособления можно усматривать даже в десятословии. В десятой заповеди, по ее первоначальной редакции в 20-й главе книги Исход, согласно чтению еврейского подлинника, между предметами, на которые не должно простираться незаконное пожелание, исчислены: дом («бет» – шатер, палатка, шалаш), жена, раб, рабыня, вол, осел и не указано ничего, что составляло бы исключительную принадлежность земледельческого быта; следовательно, содержание заповеди рассчитано на потребности пастушеской жизни. Напротив, во Второзаконии ( Втор.5:18 ) 105 к запрещенным предметам пожелания присоединяется еще «поле», недвижимая собственность, – и это потому, что одна часть израильских колен во время написания Второзакония уже начала приобретать оседлость, а другая готова была вступить в обладание землей обетованной. Показанное Богом на горе устройство переносной скинии и описанное с величайшей подробностью в книге Исход (два раза) 106 соответствует именно периоду странствования, а во всякое другое время было бы нецелесообразно и не соответствовало бы изменившимся условиям гражданского быта. Уже у Давида явилась мысль построить храм Иегове, и он с сожалением и скорбью говорит пророку Нафану: вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. ( 2Цар.7:2 ) Что же касается скинии, то она во времена Судей была приурочена к определенному месту: по 1-й книге Царств, Елкана, отец Самуила, ходил... из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом ( 1Цар.1:3 ). В то время, когда Анна, мать Самуила, совершала свою молитву перед Богом, Илий священник сидел... на седалище у входа в храм Господень ( 1Цар.1:9 ). Следовательно, скиния стояла в Силоме; переносили с места на место в это время один ковчег: так после поражения Филистимлянами, старейшины Израилевы говорят ( 1Цар.4:3–4 ): возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах. То же было и ранее Илия: сыны Дана вскоре после того, как заняли доставшийся им по жребию удел, отняли у некоего Михи истукан и имели у себя этот истукан, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме ( Суд.18:31 ). Из сказанного видно, что мысль о скинии, которую можно было бы разбирать и переносить по частям, не могла появиться и получить подробнейшую обработку во всех мелочах ни после Давида, в эпоху первого и второго храма, ни во времена Судей, и должна быть отнесена ко времени Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Памятуя множество приведенных примеров, когда евангелист Иоанн склонен слышать в чьих-либо словах иной смысл, нежели тот, что вкладывали произносящие, можно сказать, что в данном случае он касается той тайны, которая стала одной из самых важных христианских вероучительных истин. Здесь имеется в виду то же самое, о чем евангелист Матфей пишет в рассказе о Рождестве Христовом — а именно, что Иосиф как раз не является отцом Иисуса (см. § 43. 5). Рождение Иисуса — «от Духа Святого» (по Мф.) или «с небес» (по Ин.). Разница в том, что благочестивое Мф. нигде не позволяет себе никаких рискованных двусмыслиц, тогда как в Ин. в словах неверующих иудеев мы узнаем много раз звучавший в антихристианской критике столь напрашивающийся с точки зрения грубой человеческой логики и цинично-уничижительный укол в адрес одного из самых таинственных, высоких и хрупких церковных догматов о Приснодевстве Богородицы. Примечательны и другие эпизоды (Ин. 7, 3-6. 52; 8, 22; 11, 37 и др.). Оценить их предлагается самостоятельно, так как ирония в Ин. может быть отдельной темой для исследования . 106. Сквозные богословские темы Ин. Термин «богословие», если понимать под ним Слово о Боге, в наибольшей степени применим к Ин., поэтому его автор и назван Иоанном Богословом. Видно, что он впитал все самое важное и ценное, что составляет библейское (ветхозаветное) учение о Боге: и как о Творце, Который сотворил мир Своим Словом и через Слово же общается с миром, и как об Искупителе, Который избрал народ для спасения, поселишись среди него и преподав Ему Свое Слово как Слово жизни. Христология Богословие св. Иоанна Богослова (не побоимся тавтологии) — это прежде всего христология, Слово о Боге, Который открылся во Христе, в Сыне Божием: ... и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Конечно, весь Новый Завет есть Слово о Христе. Мы видели, например, что богословие ап. Павла, причем уже на очень ранних его стадиях, сконцентрировано вокруг Личности Иисуса Христа. Но если Павел проповедовал Христа как спасение тех, кто в Него уверовал, как оправдание всех людей — и иудеев, и эллинов, — иначе говоря, если его христология прежде всего сотериологична и екклезиологична , то в Ин. христология представляет собой Слово о Самом Христе как о Личности Сына Божия, Единого с Отцом. В Ин., так же как и в Соборных Посланиях св. Иоанна, особенно в 1-м, новозаветная христология представляет собой наиболее развитую ее стадию. В этом смысле Иоанновы писания составляют «последнее слово Нового Завета» , хотя с чисто хронологической точки зрения точнее будет сказать, что они — одни из последних писаний Нового Завета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ап. Петр связывает это состояние с новозаветной эпохой. Именно христиане - это избранный народ Божий, к-рый уже отнюдь не сводился к одному только евр. народу. Единство богоизбранного народа НЗ имеет основания, стоящие выше границ между народами и национальными чувствами людей. Употребляя термины «род» (γνος) и «народ» (θνος, λας), апостол подчеркивает «кровное родство» между членами Церкви. Это родство обеспечивается не кровными связями между людьми, а «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена...» (1 Петр 1. 19-20). Внутреннее единство Церкви проистекает не из общих интересов, целей или идеалов ее членов, а из Того, Кто является источником этого единства. Церковь состоит из людей, но она не создана людьми. Она состоит из тех, кто уверовали в Иисуса, но не вера делает их членами Церкви и друзьями Божиими, а избрание от Бога: то избрание, к-рое из «некогда не народа» сделало уверовавших новым Израилем и царственным священством. В словах ап. Петра о «царственном священстве» отражено самопонимание раннехрист. Церкви, нашедшее отражение также в др. памятниках раннехрист. лит-ры. Так, ученые указывают на смысловую связь между 1 Петр 2. 9-10 и Еф 2. 19-22 («Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом»). При этом лит. зависимость Первого Послания ап. Петра от Послания ап. Павла к Ефесянам, как правило, отвергается и утверждается, что 2 автора независимо один от другого использовали общую христ. традицию (см.: Mbuvi. 2007. P. 106). Ветхозаветное священство было потомственным, и принадлежность к священству определялась исключительно фактом происхождения из колена Левиина. В НЗ на место левитского священства пришло священство «по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона» (Евр 7. 11). Во главе этого священства стоит Сам Христос - «Первосвященник по чину Мелхиседека» (Евр 5. 10). Священство Христа сделало ненужным ветхозаветный культ с его жертвоприношениями, неспособными очистить людей от греха (Евр 7. 11-28).

http://pravenc.ru/text/2580456.html

5:15), укреплять немощь народа и свое устроение приводить к самому целомудренному, самому скромному уделу, согласно сказанному: Кто человек, боящийся Господа? Ему Он даст закон в пути, который он избрал (Пс. 24:12). Ибо для падших и жалких, которые необдуманно согрешают, Господь полагает закон, как для любящих дух рабства (Рим. 8:15), согласно псалмопевцу Давиду, Господь даст закон согрешающим в пути (Пс. 24:8) для исправления преступающих заповеди. Праведный же, перейдя меру рабства закону, спеша к уделу сыновства через любовь к Господу, является самому себе законодателем, каковым и был Иов в делах и словах: Закон положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице (Иов. 31:1). Каков же был этот завет? Таков, чтобы непослушных приучить к целомудрию. Подобное говорит и Давид:Я поклялся и поставил сохранить суды правды Твоей (Пс. 118:106), принуждая клятвой сомневающуюся и колеблющуюся мысль. Иоанн, будучи подражателем тех отцов, как законный, а не незаконнорожденный сын, стремясь к более строгому уделу жизни, чтобы исцелить расслабленную различными страстями людскую паству, был самому себе судией и законодателем, утесняя себя непреложным осуждением, держась в стороне от пиров, собрания шутников, пустословов и смехотворцев, прикрывая щитом во всеоружии Святого Духа око своей души, чтобы невоздержание, обретя вход посредством пиров или неуместного слова, не уничтожило целомудрия, согласно сказанному: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15:33). Поэтому он и был обвинен в заговоре, ибо он был обременителен для них, как блистающий светильник для больных глаз. Таков был и сострадательный Иеремия, который со слезами жаловался на неверие находящихся у власти и священников, прибавляя: О, кто даст голове моей воду и глазам моим источники слез! Я плакал бы день и ночь (Иер. 9:1) о народе моем? И вновь: О, кто даст мне в пустыни пристанище путников! Оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи (Иер. 9:2), называя " собором изменников " собрание лжепророков и священников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Во время обеда Господь обратился к Петру и спросил его: „Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?“ Петр уже не уверяет Господа, как прежде, в своей особенной любви к Нему, а смиренно отвечает: „так, Господи! Ты знаешь, что люблю Тебя“. Господь сказал ему: „паси агнцев Моих“. После сего Господь еще раз спросил Петра: „Симон Ионин! любишь ли ты Меня?“ Не прибавил больше сих, видя, что Петр глубоко смирился. Петр отвечает Ему прежними словами: „так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя“. Иисус говорить ему: „паси овец Моих“. Спросив еще, в третий раз, Петра о любви к Нему, Господь восстановил его в правах апостола и предсказал ему о мученической кончине, которою он окончательно докажет свою любовь к Нему и завершить свои апостольские труды. § 105. Явление Господа на горе Галилейской и Его последние наставления апостолам. (Мф. 28, 16–20; Марк. 16, 15–18; 1 Кор. 15). После явления избранным друзьям на море Тивериадском, последовало торжественное явление Господа в Галилее, о котором предвозвестили – Он Сам и Ангел через мироносиц. Местом этого явления была гора, на которой, кроме одиннадцати апостолов, было более пятисот верующих. Когда Господь явился, то апостолы и другие верующие с благоговением поклонились Ему, а некоторые усомнились. Тогда Господь подошел к ним ближе, чтобы все могли видеть и узнать Его, и сказал: „дана Мне всякая власть на небеси и на земли; итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; кто будет» веровать и крестится, тот спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет; верующие именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми! языками; будут брать руками змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и те будут здоровы“. Потом, отходя от них, все эти свои Божественная обетования Господь соединил в одно величественное слово: „И се, Я с вами во все дни до скончания века, аминь“. § 106. Вознесение Господне. (Марк. 16, 19; Лук. 24, 44–53; Деян. 1, 1–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

An Essay on the Principle of Population. P. 158). 750. Patinkin D. Essays on and in the Chicago Tradition. Р. 34. 751. Смысл существования (фр.). 752. Жижек С. Чума фантазий. С. 94. Французский психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан в своем докладе «Значение фаллоса» делает различие между желанием, вызванным потребностью, и спросом. Потребность — это биологический инстинкт, воплощенный в спросе. Он, в свою очередь, имеет две функции. С одной стороны, представляет потребность, с другой — ведет себя как требование любви. Даже если потребность, воплощенная в спросе, удовлетворена, то спрос на любовь остается неудовлетворенным и превращается в желание. Согласно Лакану, «желание — это не жажда удовлетворения, не требование любви, а разность от вычитания первого из второго, сам факт расщепления (Spaltung) между тем и другим» (Лакан Ж. Значение фаллоса. С. 15). Желание, таким образом, — это то, что остается после воплощения потребности в спросе. Лакан добавляет, что желание начинает формироваться в том месте, где спрос отделяется от потребности. 753. Еккл. 1:8. 754. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1. С. 148. 755. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. С. 412. 756. «…Зло… принадлежит беспредельному» (Аристотель. Никомахова этика. 1106b29–30). 757. См.: Рушди С. Ярость. Ч. 1, разд. 2. 758. Пс. 106:17–18: «…Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои; от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти». 759. Knight F. H. The Economic Order and Religion. Р. 71. 760. Об этом прекрасно повествует притча о блудном сыне, который сперва должен был покинуть роскошный и богатый дом своего отца, чтобы обнищать до такой степени, что «он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». И только потом, придя в себя, осознал: «…Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода…» (Лк. 15:16–17). Наконец, и неудовлетворенность Евы и Адама (так же, как и Пандоры) наводит на мысль, что любое совершенство надоедает и уже не привлекает, если мы его перестали замечать и не можем в полной мере оценить.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Uthemann 1985 – Anastasii Sinaitae. Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei, necnon Opuscula adversus monotheletas/Ed. K.-H. Uthemann. Turnhout – Leuven, 1985 (CCSG 12). Abstract Saint Anastasius of Sinai. Chapters against monothelites: 1–2 chapters/Translation from Ancient Greek, introductory article and notes by hegumen Adrian (Pashin) For the first time ever the work of St. Anastasius of Sinaís “Chapters against the Monothelites” (two chapters out of six) are translated into Russian. In the first chapter, St. Anastasius reveals his doctrine of the three states of the human will: natural, unnatural and supernatural. In the second one, he analyzes and refutes some of the provisions of the monophelite doctrine. The next four chapters of the “Chapters against Monothelites” and the “Florilegia against Monothelites” that adjoin them will be published in the following issues of the Theological herald. 46 Скорее всего, под этим «внешним» прп. Анастасий подразумевает несторианина Марона Эдесского. В «Путеводителе» (Anastasius Sinaita. Viae dux 13, 10, 105–106) Синаит приводит его слова: «Разве есть место, неразумные, где не присутствует неограниченное Божество? Ведь, наполняя небо и землю и везде присутствуя, непременно Оно было и во гробе Иисуса, как и во всем творении». 53 Ср.: Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего ( Ин.2:19–21 ). 58 Так мы перевели на русский язык смысл употребленной прп. Анастасием игры слов: πορον (=πορα) – апория, трудность, недоумение, ψυχρν – холодный, призрачный, πειρον – неученое, беспредельное. 64 Аналогичная с началом второй части этой главы игра слов: πορα – апория, трудность, недоумение, πειρα – неопытность, незнание Читать далее Источник: Преподобный Анастасий Синаит. Главы против монофелитов: 1-2 главы (Пер. с древнегреч. Вступ. сл. и прим. игумена Адриан (Пашин))//Богословский вестник. 2017. Вып. 1-2. 24-25. С. 573-591.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010