Атлас,   228 . Изображены справа налево. Нижний ряд: Петр митрополит Московский, Алексий митрополит Московский, Иона митрополит Московский, Филипп митрополит Московский, Киприан митрополит Московский, Фотий митрополит Московский, Гурий архиепископ Казанский, Варсонофий Тверской. Верхний ряд: Никита епископ Новгородский, Иоанн архиепископ Новгородский, Евфимий архиепископ Новгородский, Иона архиепископ Новгородский, Моисей архиепископ Новгородский, Серапион архиепископ Новгородский, Нифонт епископ Новгородский, Феоктист архиепископ Новгородский. Атлас, 229 . Изображены слева направо. Нижний ряд: князь Владимир Равноапостольный, княгиня Ольга, князья Борис, Глеб, Александр Невский, Михаил Черниговский, Феодор Болярин, князь Георгий Владимирский. Верхний ряд: князья Михаил Тверской, Феодор Смоленский (Ярославский), Давид и Константин Ярославские – чада Феодора Смоленского, князь Феодор Вологодский, Петр Муромский, Феврония Муромская, Всеволод Псковский, Довмонт Псковский. Атлас,   230 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Леонтий Ростовский, Исаия Ростовский, Иаков Ростовский, Игнатий Ростовский, Феодор Ростовский, Прохор Ростовский, Феодосий архиепископ Астраханский, Герман архиепископ Казанский. 2-й ряд снизу: Кирилл учитель словенский, Стефан Пермский, Герасим Пермский, Иона Пермский, Питирим Пермский, Иоанн Суздальский, Феодор Суздальский, Арсений Суздальский. 3-й ряд снизу: Василий Блаженный, Максим Блаженный, Иоанн Московский юродивый, Исидор Ростовский, Симон Юрьевецкий, Феогност митрополит Московский, Аркадий епископ Новгородский, Акакий епископ Тверской, Арсений епископ Тверской. Верхний ряд: Никола Кочанов, Прокопий Устюжский, Иоанн Устюжский, Георгий Новгородский, Иаков Боровичский, Иоанн Яренгский, Лонгин Яренгский, Артемий Веркольский, Прокопий Устьянский. Атлас, 231 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Дмитрий царевич Московский, Петр царевич Ростовский, князь Константин Муромский, Михаил и Феодор – чада Константина, Василий Ярославский, Константин Ярославский, Глеб Всеволодович (Смоленский), Андрей Муромский. 2-й ряд снизу: князь Феодор Новгородский, Роман Ольгович (Рязанский), Даниил Александрович (Московский), Игнатий Угличский, Владимир Новгородский, Анна «мати Владимирова», Евфросиния Московская, Елена Московская игумения. 3-й ряд снизу: Меркурий Смоленский, Исидор Ливонский, Иоанн Казанский, Стефан Казанский, Авраамий Владимирский (Болгарский), княгини Анна Кашинская, Анастасия Василевская (Ярославская), Иулиания Муромская (Лазаревская), Феодора Нижегородская. Верхний ряд: Антоний Виленский, Иоанн Виленский, Евстафий Виленский, Иоанн Киевский (Варяг), Евфросиния Суздальская, София Суздальская, Евфросиния Полоцкая, Парасковия Ржевская, Васса Псково-Печерская.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Рисунок с изображением трех святителей (Атлас,   197 ) сопровождается карандашной подписью: «Новгородские святители», которая, вероятно, сделана Ф. А. Калининым. Ориентируясь на это указание, мы предположительно атрибутируем изображения новгородских владык следующим образом (слева направо): 1) Евфимий II (варианты – Иоанн (Илия), Серапион, Моисей); 2) Нифонт (варианты – Серапион, Феоктист); 3) Иона (варианты – Иоанн (Илия), Моисей, Серапион). Если основываться на указаниях иконописных подлинников, среди новгородских святителей указанные персонажи более всего соответствуют обликам изображенных. Стоит обратить внимание на то, что третий святитель благословляет левой (!) рукой, а Евангелие держит в правой руке. Нам нечем объяснить такое расхождение с традиционной иконографией. Прорись с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы» (Атлас, 198 ) нуждается в подробном перечислении 68 изображенных персонажей. 58 Новгородские святые разделены здесь на правую и левую группы по семь рядов в каждой. В левой группе изображены справа налево: 1-й ряд снизу – Нифонт архиепископ, Евфимий II архиепископ, Моисей архиепископ, Григорий архиепископ, Василий Калика архиепископ, Лука епископ; 59 2-й ряд снизу – Симеон архиепископ, Михаил Клопский, Савва Вишерский, Александр Невский, Зосима и Савватий Соловецкие; 3-й ряд снизу – Никандр Псковский, Никодим Кожеезерский, Антоний Сийский, Евфросин Псковский, Феодор Юродивый, Никола Кочанов; 4-й ряд снизу – Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий Алфановы; 5-й ряд снизу – князь Владимир Ярославин, Анна княгиня, Иоанн и Лонгин Яренгские, Гликерия Новгородская; 6-й ряд снизу – князь Мстислав Ростиславич, князь Феодор Ярославин, князь Мстислав Мстиславич, Иоанн и Иаков Менюжские; в верхнем ряду – Артемий Веркольский. В правой группе слева направо изображены: 1-й ряд снизу – Никита епископ, Иоанн (Илия) архиепископ. Иоанн III архиепископ, Серапион архиепископ. Феоктист архиепископ. Иоаким епископ; 2-й ряд снизу – Пимен архиепископ, Мартирий архиепископ, Александр Ошевенский, Антоний Римлянин, князь Всеволод (Гавриил) Псковский, Александр Свирский ; 3-й ряд снизу – Нил Столобенский, Арсений Коневский, Ефрем Перекомский, Антоний Леохновский, Антоний Дымский. Варлаам Хутынский; 4-й ряд снизу – Ефрем Новоторжский, Сергий и Герман Валаамские. Арсений Затворник, Афанасий Островский; 5-й ряд снизу – Корнилий Палеостровский, Анания иконописец, Ксенофонт Робейский, Мартирий Зеленецкий, Феофил Омучский; 6-й ряд снизу – Иаков Боровицкий, Феодор Важеозерский (?), Кирилл Новоезерский, Феодор Островский (?), Вассиан Пертоминский или Строкинский; в верхнем ряду – Макарий Черногорский Пинежский. 60

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В Атлас включены переводы и прориси многоличных икон, на которых изображения русских святых представлены в виде сложных многорядных композиций. Перечисление большого числа персонажей на таких иконах уместнее привести здесь, а не в подписях к рисункам. Первое из таких изображений (Атлас, 169 ) представляет собой выполненный В. П. Гурьяновым перевод с иконы второй половины XVII в. 48 «Московские святые». Здесь изображено 37 московских святых, окружающих фигуру Спасителя и расположенных от Него в семь рядов вправо и влево. В левой части изображены следующие святые (справа налево): 1-й ряд снизу – Василий Блаженный, Иоанн Большой колпак, преподобный Александр, 49 Адриан Сестринский; 2-й ряд снизу – князь Даниил Александрович, Андроник Московский, Варфоломей Симоновский; 3-й ряд снизу – Феодор Боярин, Михаил Черниговский, Иоанн Златый Симоновский; 4-й ряд снизу – Евфросиния (Евдокия) Московская; 5-й ряд снизу – Петр митрополит, Алексий митрополит, Иона митрополит; 6-й ряд снизу – Стефан Пермский, Феогност митрополит, Макарий митрополит; вверху – Иов патриарх. В правой части изображены следующие святые (слева направо): 1-й ряд снизу – Максим Блаженный, Андрей Рублев, Даниил Черный, Игнатий Симоновский; 2-й ряд снизу – князь Иоанн Данилович, Савва Андрониковский, царь Феодор Иоаннович; 3-й ряд снизу – князь Димитрий Юрьевич Красный, князь Димитрий Иоаннович Донской, Иаков Стромынский; 4-й ряд снизу – Елена игуменья московская; 5-й ряд снизу – митрополиты Киприан, 50 Фотий и Филипп (Колычев); 6-й ряд снизу – Филипп 1-й, Геронтий и Дионисий митрополиты; вверху – Гермоген патриарх. 51 В центре у подножия Спасителя – Димитрий царевич Угличский (см.: Гурьянов, 93, с. 117, 118). Н. В. Покровский , впервые опубликовавший прорись из Сийского лицевого подлинника (Атлас, 177 ), полагал, что на прориси изображены Леонтий и Исаия Ростовские и Петр, Алексий и Иона Московские. 52 Однако устойчивая иконография московских митрополитов (Атлас,   170 – 178 ) позволяет изменить первоначальную атрибуцию, предложенную исследователем. По нашему мнению, здесь изображены Филипп, Иона, Петр и Алексий митрополиты и чудотворцы московские с Иоанном Златоустом в центре. (Цареградский святитель имеет весьма характерный образ с непокрытой головой.)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Перевод с иконы «Русские святые», написанной в 1814 г. иконописцем- старообрядцем Петром Тимофеевым, интересен тем, что в этой композиции представлено одновременно 189 святых Древней Руси. 67 В середине иконы изображены (сверху вниз): Святая Троица, крест и престол с орудиями страданий Иисуса Христа, пророк Самуил, София Премудрость Божия. 68 Вправо и влево от середины расположено по 11 рядов святых и подвижников, обращенных к центру иконы. Весь перевод разделен на 8 таблиц (Атлас,   224 – 231 ), каждая из которых публикуется в Атласе под собственным номером. Мы даем перечень всех персонажей иконы, начиная с нижнего ряда от центра вправо и влево. Атлас,   224 . Изображены справа налево: Антоний Печерский, Феодосий Печерский , Антоний Римлянин, Кирилл Белозерский, Зосима Соловецкий, Савватий Соловецкий, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий . Атлас, 225 . Изображены слева направо: Сергий Радонежский, Варлаам Хутынский, Никон Радонежский, Кирилл Новоезерский, Димитрий Прилуцкий, Александр Свирский , Антоний Сийский, Максим Грек . Атлас,   226 . Изображены справа налево. 1-й ряд снизу: Моисей Угрин, Алимпий Печерский, Иоанн Многострадальный, Марк Гробокопатель, Прохор Печерский, Исаия Печерский, Феодор Печерский, Василий Печерский, Агапит Печерский. 2-й ряд снизу: Авраамий Ростовский, Авраамий Смоленский, Макарий Желтоводский, Пафнутий Боровский, Александр Ошевенский, Пахомий Кенский, Никодим Кожеозерский, Кирилл Челмский (Челмогорский), Диодор Юрьегорский. 3-й ряд снизу: Даниил Переяславский, Амфилохий Глушицкий, Иринарх Ростовский, Герман Соловецкий, Трифон Печенгский, Варлаам Керецкий, Евфимий Архангелогородский, Мартирий Зеленецкий, Антоний Дымский. Верхний ряд: Александр Вологодский (Куштский), Корнилий Палеостровский, Паисий Галичский, Иринарх Соловецкий, Савва Сторожевский, Ферапонт Белозерский, Мартиниан Белозерский, Филипп Белозерский, Варлаам Важский. Атлас, 227 . Изображены слева направо. 1-й ряд снизу: Никита Столпник Переяславский, Макарий Калязинский, Михаил Клопский, Ефрем Перекомский, Савва Вишерский, Ефрем Новгородский (Новоторжский), Нил Столобенский, Савва Крыпецкий (Псковский), Никандр Псковский. 2-й ряд снизу: Дионисий Глушицкий, Корнилий Комельский, Павел Комельский, Александр Куштский, Григорий Пельшемский, Сергий Обнорский, Стефан Махрищский, Галактион Вологодский, Иоасаф Каменский. 3-й ряд снизу: Феоктист Новгородский, Козьма Яхромский (Владимирский), Евфимий Суздальский, Андроник Московский, Михей Радонежский, Кирилл Астраханский, Авраамий Вологодский (Печенгский), Тихон Калужский, Стефан Вологодский (Комельский). Верхний ряд: Нил Сорский , Тихон Луховский, Арсений Новгородский, Сергий Валаамский, Герман Валаамский, Иаков Костромской (Любимоградский), Геннадий Костромской, Арсений Коневский, Савва Московский.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Иконостас имеет три двери. Центральные двери имеют две створки и называются Царскими вратами. Они ведут к престолу. Северные врата, расположенные слева от Царских врат, ведут к жертвеннику. Южные врата находятся справа от Царских врат. Боковые врата называют также диаконскими вратами. Северными вратами выносят Святые Дары на входе, выносят крест, Евангелие, выходят на литию. Этими вратами выходят также для совершения каждения (9 и 22 гл. Типикона), для возглашения ектений. Южные врата обычно используются для входа в алтарь, после выходя из северных врат. Царские врата называются также святыми (23 гл. Типикона), великими (литургия Пасхи в Типиконе). Царскими вратами выносят освященные Святые Дары. Открытие Царских врат символизирует открытие Царства Небесного. За Царскими вратами находится завеса, которая называется также катапетасмой, внутренней завесой, завесой внутрь Царских врат (7 гл. Типикона), внутренней дверью (9 гл. Типикона). Первый ряд иконостаса называется местным рядом, поскольку в нем имеются иконы святого храма и местночтимых святых. На Царских вратах изображают икону Благовещения Пресвятой Богородицы и иконы евангелистов. На боковых вратах изображают ангелов, пророков, святых дьяконов. Справа от Царских врат находится икона Иисуса Христа и храмовая икона, изображающая святого или событие, в честь которого освящен данный храм. Слева находится икона Богородицы. Соответственно этому по обе стороны Царских врат устанавливают малые иконы Иисуса Христа и Богоматери. Над Царскими вратами располагают икону Тайной вечери. Второй ряд называется праздничным, поскольку состоит из икон двунадесятых праздников. Третий ряд – это деисисный ряд. Он состоит из центральной иконы Иисуса Христа, по обе стороны которой устанавливаются иконы Богоматери (справа), Иоанна Крестителя (слева) и апостолов, обращенных с молением ко Христу. В литературе установилось неправильное, искаженное наименование этого ряда – деисусный ряд. На самом деле название его происходит от греческого слова «деисис» – моление, поскольку иконы этого ряда изображают моление ко Христу Богоматери и святых. Четвертый ряд иконостаса – это пророческий ряд, состоящий из икон ветхозаветных пророков. Пятый ряд включает иконы ветхозаветных праотцев. На самом верху иконостаса иногда встречаются изображения Ангелов. Увенчивается иконостас крестом (с распятием). Пятиярусный иконостас – явление, характерное для русской храмовой традиции. Встречаются такие иконостасы не всегда. Часто иконостасы ограничивают тремя первыми рядами. Алтарная часть

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

185/216, конец на странице примечания ) и явились нынешними местными иконами, составившими и составляющими одно общее со старым деисусом 558 . Но, повторяем, в рассматриваемое нами время они ещё стояли пред алтарём в некотором, большем или меньшем, отдалении от его стены, и придвижение случилось только уже гораздо позднее 559 . У Греков их надалтарный деисус устроялся таким образом, что один ряд его икон, именно – двунадесято-праздничных писался на отдельных для каждой иконы досках и что другие ряды икон наибольшей частью писались на одном большом, сколоченном из досок, щите, который назывался τμπλον’ ом, откуда наше тябло (I т. 2 половина, стр. 176 sqq/205 , 179/209 ). При таком устроении у Греков их деисуса ряд икон двунадесято-праздничных мог быть поставлен у них только или под темплоном или над темплоном, и не мог обменяться местом с каким-нибудь рядом икон самого темплона; а так как над темплоном ему было не место, да по причине формы верха последнего (ibid. стр. 177 начало/206 начало ) он не мог быть над ним поставлен, то всегда помещался под ним. У нас иконы всех родов нашего деисуса писались на отдельных досках, – каждая икона каждого ряда на своей доске (cfr ibid. стр. 181/211 ), так что у нас возможен был обмен между рядами или их перестановка. И действительно у нас в позднейшее время стало преобладающим обычаем, чтобы на первом месте от низа ставить не ряд икон двунадесято-праздничных, а ряд икон апостольских с иконой триобразной – Спасителя, Божией Матери и Предтечи или тот ряд, который, как ряд, назывался деисусом (об употреблении слова деисус в смысле отдельной иконы, ряда икон и всей совокупности рядов икон или всего их целого, см. I т. 2 половину, стр. 182/212 и 186 примечание/217 примечание , а ещё – на конце нижеследующего примечания) 560 . Иконостас возник и постепенно развивался таким образом, что в алтарной арке, на архитраве, находившемся на колоннах алтарной преграды, была поставлена одна икона, – что к этой одной иконе были прибавляемы другие иконы (к иконе Спасителя с Божией Матерью и Предтечей иконы апостолов), – что под этим рядом икон явился другой ряд (двунадесятые праздники) и что над этим рядом явились ещё два ряда (пророки и праотцы). Пять рядов икон (праздничный, апостольский, – или, как у нас в позднейшее время большей частью: апостольский, праздничный, – пророческий и праотеческий) составили полный иконостас, далее чего он не пошёл 561 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Троицы и Вербного Воскресения 530 . Зимою вставляют в окна, по их размеру, куски льда с реки, в виде оконниц: они просвечивают лучше хрусталя. Ряды разбросаны от одного края площади до конца её, и большая часть их выстроена из камня; ставни лавок из чистого железа, и даже двери складов (железные). Напротив рядов находятся винные погребки, построенные из кирпича и камня, холодные летом и теплые зимой. Для (продажи) книг есть особый ряд, для икон особый; есть ряд для (продажи) новых облачений, другой – для колоколов, кадильниц и водосвятных сосудов; есть ряд для (торговли) ладаном, другой – для (продажи) свечей. Что касается ряда золотых дел мастеров, то большая часть его предназначена для (продажи) серебряных окладов икон и их золочения. Есть ряд для (продажи) монашеских мантий, ряс и шапок и черных саванов с изображением крестов на них. В каждом ряду есть большие сторожевые собаки; от одного конца ряда до другого укрепляется длинная веревка, а на ней блок; когда наступит вечер, привязывают веревку к шее собаки, а также к (блоку) той (длинной) веревки, и собака без устали бегает от начала ряда до конца. Есть ряд для железных вещей: принадлежностей для дверей, окон и пр., больших котлов, половников, сковород – все из чистого железа, превосходной работы. Есть ряд для (продажи) чудесных выпуклых и гладких оконниц из каменного хрусталя (слюды), который не ломается, но гибок как бумага. Что касается безистана 531 , то он состоит из двух больших рядов. Есть у них ряд, который они называют Бит базар 532 , т. е. он подобен Сук эль-камлэ в Алеппо; в нем продают всевозможную одежду, оружие и редкости новые и старые. Торговля московитов деспотичная, торговля сытых людей, так как от них не требуется, издержек, не взимается с них ни податей, ни каких-либо поборов. Говорят они мало, как франки. Бывало, когда мы торговали какую-нибудь вещь и торговец скажет ей цену, если мы давали ту цену, которую он назначил, случалось, что он делал скидку, а если мы начинали с ним торговаться и давали меньше назначенной им цены, он сердился и не уступал за назначенную им цену; если же мы возвращались к нему, то бывало еще хуже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Место за престолом, у самой восточной стены алтаря, называется горним (возвышенным) местом. Там обычно помещается икона Воскресения Христова. Между алтарем и горним местом стоит семисвечник. Слева от горнего места находится жертвенник – столик, на котором приготовляются к Евхаристии хлеб и вино. Алтарь и остальное пространство храма разделяются иконостасом – высокой преградой, уставленной иконами. Иконы располагаются и в других местах храма. Они могут храниться в рамах – киотах, лежать на аналоях – особых столиках с наклонной крышкой. На иконах изображены Господь Иисус Христос, Божия Матерь, святые, а также священные события, в честь которых совершаются церковные праздники. Иконы считаются в Православной Церкви отражением высшей реальности, «окнами, открытыми в Небо». Верующие молятся, взирая на них, почитают их целованием, зажигают перед ними свечи в знак молитвы и благоговения. Впрочем, поклонение воздается не самим иконам, а тем, кто на них изображен. В центре иконостаса – царские врата. Они открываются в некоторые моменты богослужения. Через них, в частности, проходит священник, несущий Евангелие, крест или чашу с Телом и Кровью Христовыми. Справа от царских врат – икона Господа Иисуса, слева – икона Божией Матери. Вторая икона справа изображает святого или священное событие, в честь которого освящен престол данного алтаря. В правой и левой частях иконостаса располагаются «южные» и «северные» двери, через которые в алтарь входят диаконы и церковнослужители. Выше первого ряда иконостаса – праздничный ряд. Там находятся изображения священных событий, положивших начало главным православным праздникам. Еще выше – деисусный ряд, названный так по греческому слову deisis (моление). В нем находятся иконы Христа Спасителя и предстоящих Ему в молитве Божией Матери, Иоанна Крестителя, апостолов, иногда – других святых. Четвертый ряд икон изображает библейских пророков (Илию, Исаию и других), пятый ряд – ветхозаветных праотцов (Авраама, Исаака и прочих). На самой вершине иконостаса устанавливается крест. Полные иконостасы сегодня есть не во всех православных храмах. Однако первый ряд икон и ряд праздничный имеются почти в любом из них.

http://mospat.ru/archive/86409-tainstva-...

Что касается до иконостаса во втором смысле, или как собрания икон, то в сем смысле иконостас собора есть самый полный, какой у нас в Русской церкви принят, именно пятирядный, или пятипоясной (пятиярусный). Расположение рядов, или поясов, в нем, отступая несколько от принятого ныне, но согласное с расположением рядов, или поясов, в иконостасе Московского Успенского собора, есть: 1) местные иконы; 2) ряд так называемый апостольский (старый деисус, представляющий собою ряд всех новозаветных святых); 3) ряд праздничный, или двунадесятых праздников (тогда как по принятому ныне расположению – сначала над местными иконами этот ряд, а над ним предшествующий); 4) ряд пророческий и 5) ряд праотеческий с поставленными на его иконы херувимами. Местные иконы иконостаса суть: по правую сторону царских врат – икона святыя Троицы, икона Спасителя, сидящего на престоле, икона Успения Божией Матери; по левую сторону Царских врат – икона Божией Матери, икона святыя Троицы, икона Спасителя на убрусе, или Нерукотворенного Образа, икона преподобного Сергия, за северными дверями в углу икона преподобных Сергия и Никона. Местные иконы – все в полных чеканных ризах (т. е. ризах, которыми закрыты не одни только поля икон, но и все изображения на них, за исключением ликов и рук у последних), или золотых (каковы обе иконы святой Троицы), или же серебряных позолоченных (каковы все прочие иконы), с более или менее богатым украшением драгоценными камнями. Затем в полных серебряных позолоченных ризах пять середних икон второго ряда, пять середних икон третьего ряда, три середние иконы четвертого ряда и одна середняя икона пятого ряда, а все прочие иконы иконостаса – с серебряным позолоченным, так называемым басменным, или басебным (от басма), окладом полей; Херувимы наверху праотцев вырезаны из серебряных битых листов. Икона святой Троицы, находящаяся по правую сторону царских врат, в описи монастыря 1641 года называется чудотворною. Золотая риза на нее, украшенная драгоценными камнями, сделана царем Борисом Федоровичем Годуновым в 1600 году. На другую икону святой Троицы, находящуюся по левую сторону царских врат, золотая риза сделана царем Иваном Васильевичем Из прочих местных икон до 1641 года была обложена чеканною ризою одна икона Успения Божией Матери, а остальные – басмою, и именно Спасителя на престоле, Спасителя на убрусе и Божией Матери – серебром, а преподобного Сергия – золотом (а иконы Сергия и Никона в описи 1641 года не упоминаются). Икона преподобного Сергия вместо золотой басменной ризы обложена чеканною серебряною золоченою в 1825 году, а когда обложены были чеканными ризами другие три иконы – остается неизвестным. Басменный оклад полей на иконах прочих рядов иконостаса упоминается в описи 1641 года и возобновлен был в 1779 году, а чеканные ризы на 14 икон сделаны разными благотворителями в продолжение 1849–1856 годов.

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

Пожалуй, главным украшением каждого храма является его иконостас - украшенная иконами перегородка, отделяющая алтарь от остальной части храма. Это стена с давних времён украшается иконописными изображениями Господа и святых. Изготовление иконостаса всегда ведётся по строго определённым правилам. В традиционном иконостасе имеется трое дверей: в центре двустворчатые Царские врата, слева от них - Северные, справа - Южные. Согласно тридиции, иконы занимают несколько рядов. Каждый из них имеет определённую тематику: праздничный ряд, апостольский ряд, пророческий ряд, праотечный ряд. Самый нижний ряд называется " местным " . В нём обязательно присутствует храмовая икона и иконописные изображения местночтимых праздников и святых. Этот ряд представляет собой наибольший интерес, так как в нём могут быть помещены иконы, отражающие местные традиции христианского почитания праздников или святых. Однако каждый конкретный иконостас в некоторой степени отступает от идеального прототипа, и это тоже становится своеобразной " изюминкой " внутреннего убранства каждого храма. Весь иконостас Ржевского храма вместе с комплектом икон был изготовлен в московской мастерской братьев Чириковых. Братья Чириковы - выходцы из села Мстёра, основатели старообрядческой мастерской по написанию и реставрации икон. Их работы были широко известны уже в конце XIX века, выставлялись на многих престижных международных выставках и получили награды в Москве, Брюсселе, Санкт-Петербурге. Среди особо значимых работ мастерской Чириковых - восстановление иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря, участие в реставрации Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. Именно в этой крупнейшей старообрядческой мастерской члены Попечительского совета общины заказали иконостас для строящегося храма, который и был изготовлен за весьма короткий срок. Иконостас Ржевского Покровского храма - уникальный памятник старообрядческой иконописи ХХ века, по милости Божией сохранившийся до сего дня. Он уцелел в 30-е годы, в период массового закрытия храмов, и чудом избежал разрушения во время Великой Отечественной войны.

http://sobory.ru/article/?object=06217

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010