Не было у св. Апостола ни одной Церкви, которая не блистала бы великими христианами. Характеризуя жизнь христиан малоазийских церквей, описывая нравственный облик каждой церкви, св. Апостол указывает целый ряд великих добродетелей христианских, какими отличались христиане того или другого города. Все переносили они ради Христа: и нищету ( πτωχεα), и насмешки и клеветы ( βλασφημα), и презрение, и гонения ( θλψις), и темницы ( φυλακα). Не страшен был для них „ни престол сатаны“, ни „синагога сатаны“. Не смущала их сила и могущество язычников, ни великолепие их храмов, ни пышность служения. Соблазнов для них как бы не существовало. Не увлекались они и лжеучением. И еретики как бы исчезли с лица земли. По смерти Апостола мы видим их гораздо больше. Твердо и неизменно хранили христиане заповеди Спасителя, и там, где столько погибло людей, они преуспевали в жизни духовной ( πομον). Это отличительная, общая черта всех малоазийских христиан 1427 . „Знаю дела твои, пишет св. Апостол о христианах ефесских, и труд твой, и терпение твое и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и изнемогал“ 1428 . Что еще можно прибавить к этой замечательной характеристике? В ней каждое слово, каждая отдельная черта рисует перед нами картины трудовой, скорбной, самоотверженной, святой жизни христиан города Ефеса. Здесь каждое слово намекает на целый длинный ряд известных подвигов христиан, которых история, к сожалению, не сохранила до настоящего времени. Нелегко были приобретены ими эти добродетели; непрестанный, упорный труд ( κπος), труд почти до изнеможения, вот – путь, каким ефесские христиане шли к ним. Вследствие этого нравственный образ ефесских христиан становится еще привлекательнее. „Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат) и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, а соборище сатанинское“, пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Нельзя видеть сущность греха, в том числе и первородного, только в господстве плотского начала над духовным, как то представляет римское богословие. Многие греховные склонности, притом и тяжелые, относятся к свойствам духовного порядка: такова гордость, составляющая, по словам Апостола, источник, рядом с похотью, общей греховности в мире (1 Иоан. 2:15-16). Грех присущ и злым духам, не имеющим плоти вообще. Словом " плоть " в Священном Писании называется состояние не возрожденное, противоположное возрожденной жизни во Христе: " рожденное от плоти плоть есть, а рожденное от духа дух есть " . Конечно, этим не отрицается факт, что ряд страстей и греховных наклонностей берет свое начало от телесной природы, на что указывает и Священное Писание (Рим. 7 глава). Таким образом, первородный грех понимается православным богословием как вошедшая в человечество греховная склонность, ставшая его духовной болезнью. Часть четвертая. Бог — Спаситель мира Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов. Слово Божие учит нас, что в Адаме " все согрешили " . " Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили " (Рим. 5:12). " Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни его определены и число месяцев его у Тебя... " (Иов. 14:5-6). " вот, я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя " (Пс. 50:7). — Семя тли во мне есть (Вечерняя молитва). Общую веру древнехристианской Церкви в существование первородного греха видно из древнего обычая Церкви крестить младенцев. Поместный собор в Карфагене в 252 году из 66 епископов, под председательством св. Киприана, постановил против еретиков следующее: " не возбранять крещения младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что происшедший от плоти Адама, воспринял заразу древней смерти через самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

Но антихрист, то есть папство, все-таки будет скоро совершенно уничтожено. Его уничтожают адвентисты своим учением. Объяснения православного Все хитросплетения адвентистов, силящихся, на основании свидетельств Священного Писания и истории Церкви, доказать, что пришествие Христово и кончина мира уже будто близко, ибо появился уже антихрист в мире, в виде римского папства, при истинном же свете Священного Писания и истории Церкви оказываются плодом праздного ума и вымысла человеческого. Прежде всего у адвентистов совершенно ложный взгляд на самого антихриста, который, по их учению, будто уже пришел и царствует в мире в виде папства. Антихрист не есть целый ряд личностей, хотя бы, например, и римских пап, как утверждают адвентисты, он – одно определенное лицо, – «человек (а не «человеки») греха, сын (а не «сыны») погибели» ( 2Сол. 2:3 ). И Сам Господь говорит неверующим иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной (а не «иные», как например, папы) придет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Следовательно, антихрист это – не ряд сменяющих друг друга и многие века личностей, а одна личность, имеющая явиться в одно определенное время. Несравним антихрист с римскими папами по характеру своему, по учению и по делам своим. Об антихристе сказано в Писании, что он – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Но адвентисты на протяжении всей истории Церкви римской не могут, при всем своем желании, указать ни одного папы, который бы, считая себя выше истинного Бога, сел бы в храме и объявил себя Богом, не могут указать, ибо ничего подобного никогда не было и не могло быть: как ни высокомерны бывали римские папы, как ни горды и ни властолюбивы, но они все же – христиане, верующие в Бога Отца, и Сына и Святого Духа, поклоняющиеся единой и нераздельной Святой Троице и этому же учащие христиан-католиков. Затем – об антихристе апостол говорит, что его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Сол. 2:9 ), что и единомышленный с антихристом второй зверь будет совершать великие чудеса «и творить великие знамения, так что и огонь будет низводить с неба на землю пред людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране своей ... знал, что Ты Бог благой и милосердный ...и сожалеешь о бедствии... лучше мне умереть, нежели жить... "/4, 2-3/. Речь Ионы потрясающе свидетельствует о подлинности мистической встречи пророка с Творцом: так я и знал, Сам посылаешь меня к ним объявить о страшном наказании, а ведь по любви Своей вряд ли на это пойдешь, а я - Твой раб - в каком оказываюсь положении, Ты выходишь милостивым, а я лгуном?/!/Тогда Господь, вразумив Ниневию, вразумляет Иону: " произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень ... Иона весьма обрадовался этому ... И устроил Бог так, что на другой день ... оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы так, что он ... просил себе смерти... Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился ... которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть ... города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой/скорее всего, имеются в виду " младенцы " в духовном отношении/, и множество скота? "/4, 6-11; о скоте Господь тоже беспокоится/. Книга Ионы позволяет сделать ряд выводов: пророк не слепой исполнитель воли Божией, но живой человек , иногда со своими слабостями, но всё же живущий только ради полученного призвания; смысл пророчества может оказаться гораздо глубже, чем его понимает сам пророк; пророчество не есть окончательное определение будущего, но скорее серьезное предупреждение, призыв к покаянию; парадоксально, но именно милосердие Божие к людям побуждает Его пророков напоминать о гневе и наказании. А трехдневное пребывание Ионы " во чреве кита " стало, как об этом сказал Сам Спаситель, прообразом Его схождения во ад после крестной смерти и воскресения... 7.2. " Малые пророки " : Амос, Осия, Аввакум Каждый из пророков Библии внес свою важную лепту в дело постижения Божественного Откровения, но в то же время имеется ряд общих положений и идей, которые высказаны всеми авторами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Первое – высочайшая свобода воли Божией. Прежде всего это независимость от внешних побуждений или влияний. То, что Бог руководствуется только идеями Своего Божественного Разума. Вот цитата из Послания к Ефесянам (1:5) – “Бог нарек нас во усыновление Иисусом Христом по благоволению хотения Своего”. Или “Открыл нам тайну воли Своея по благоволению Своему” ( Еф. 1:9 ). Или Пс.113:11 – “Бог наш на небеси и на земли вся елико восхоте сотвори”. “По устроению мира Он вся действует по совету воли Своея” ( Еф. 1 : 11 ) В делах промышления о мире физическом и нравственном: Дан. 4:32 – “И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто бы мог противиться руке Его и сказать Ему: “что Ты сделал?” 1Кор.12:11 – о раздаянии благодатных даров людям – “Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно”. Здесь тоже есть трудность. Свобода не означает произвола. Когда мы говорим о свободе воли Божией, это означает, что творит Он то, что желает, но желает Он только того, что соответствует Его природе. Значит, Бог не желает смерти грешника и тем самым не творит смерти. Бог не может согрешить. Есть еще трудность, связанная с аналогией человеческой свободы. Свобода человека имеет две стороны, свободу выбора между различными возможностями и осуществление выбора. Для Бога этих двух сторон не существует, потому что и свобода выбора, и осуществление его реализуется сразу. А для человека эта трудность всегда остается. И мы прекрасно понимаем, что свобода выбора между добром и злом останется у человека даже в аду, только там у него не будет возможности эту свободу реализовать, даже если он этого захочет. Когда мы говорим о свободе и свободе выбора в частности, то мы имеем в виду, что существует какой-то причинно-следственный ряд в мире физическом, нравственном и даже в сознании человека. Потому что выбрав что-то в себе самом, человек выбирает не только то, что происходит в окружающем мире, что начинает причинно­-следственный ряд (по марксистской схеме), но он и накладывает определенные узы на собственную душу. И здесь возможность следующего выбора становится все более и более трудной. Но тем не менее свобода психологическая всегда остается. И, конечно, условия реализации свободы еще более затруднены для человека. Для Бога здесь трудностей никаких нет. Святость

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

По интересному замечанию игумена N, само по себе понятие «дикарь» связано с таким явлением, как бродяжничество. На Западе был изучен этот феномен и выяснилось, что существует особый тип людей, которые настолько разложились внутренне из-за неправильной духовной жизни, что утратили способность к какой-либо созидательной деятельности. Они могут только развратничать, пьянствовать и вести паразитический образ жизни. Крайне редко удается вернуть их к нормальной жизни. Подобным образом возник, видимо, и ряд «диких» народов. Поклонение злым духам привело к очень быстрой деградации особо рьяных язычников, так что они перешли к чисто потребительскому отношению к природе, которая при этом наделялась божественными атрибутами. Множество данных демонами табу сузили область деятельности человека до невозможности. При этом крайне мало таких запрещений реально приносило пользу человеческой природе (последние коренятся в голосе совести). Неудивительно, что, затерроризированные бесами и развращенные, люди скатились до крайне низкого уровня свой культуры. Так, например, исторически известно, что ряд племен, находящихся сейчас в состоянии крайней дикости, еще сравнительно недавно были гораздо более высокоразвитыми. Например, тасманийцы, не знавшие даже огня не умевшие добывать огонь и исчезнувшие в середине 19-го века, раньше использовали его, как об этом свидетельствует археология. Так же обстояло дело и в древности. Параллельно с городской цивилизацией Плодородного полумесяца, описанной в книге Иова, рядом жили и другие: «те, которых отцов не согласился бы поместить с псами стад моих. И сила рук их к чему мне? Над ними уже прошло время. Бедностью и голодом истощенные, они убегают в степь безводную, мрачную и опустевшую; щиплют зелень подле кустов, и ягоды можжевельника – хлеб их. Из общества изгоняют их, кричат на них, как на воров, чтобы жили они в рытвинах потоков, в ущельях земли и утесов. Ревут между кустами, жмутся под терном. Люди отверженные, люди без имени, отребье земли!» ( Иов. 30, 1–8 ). Разве это не классическое описание жизни «первобытных людей», современников Египта и Шумера?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Поэтому-то божественное Писание после того, как указало град земной в Вавилоне, т. е. в смешении, как бы повторяясь, снова возвращается к Симу и ведет от него ряд рождений до Авраама, упоминая и скольких кто был лет, когда родил сына, принадлежащего к этому ряду, и сколько всего прожил. На этот раз уместно сделать обещанное мною прежде замечание, чтобы пояснить, почему об одном из сыновей Евера сказано: «Имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена» ( Быт. Х, 25 ). Что иное следует разуметь под разделением земли, как не разделение посредством различия языков? Итак, опустив других сыновей Сима, не относящихся к делу, писатель приводит рождения тех, через которых он мог дойти до Авраама; точно так, как до потопа приводились те, через которых можно было дойти до Ноя рядом рождений от того сына Адамова, который назван был Сифом. Ряд этих рождений начинается так: «Вот родословие Сима: Сим был ста лет, и родил Арфаксада, чрез два года после потопа. По рождении Арфаксада Сим жил пятьсот лет, и родил сынов и дочерей» ( Быm. XI, 10–11 ). Подобным же образом писатель говорит и о других, показывая, на котором году своей жизни каждый из них родил сына, принадлежащего к тому ряду рождений, который тянется до Авраама, и сколько лет жил после того, и замечая, что он родил сынов и дочерей. Последнее делается с той целью, чтобы дать нам понять, откуда могли образоваться народы, дабы, занимаясь немногими упомянутыми людьми, мы как дети не пришли в недоумение, каким образом племя Симово могло наполнить такие обширные области и Царства, особенно же царство Ассирийское, откуда знаменитый Нин, бывший повсюду победителем, Управлял с необыкновенным счастьем народами Востока и упрочил за своими потомками обширнейшее и сильнейшее царство, долгое время продолжавшее свое существование. Но чтобы не задерживаться на этом предмете более, чем нужно, мы не будем говорить о том, сколько лет жил каждый в этом ряду поколений, а полагаем упомянуть в этом порядке лишь о том, на каком году своей жизни он родил сына, чтобы сосчитать таким образом количество лет от окончания потопа до Авраама, и в связи с тем.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

протопресвитер Михаил Помазанский Содержание По заповеди Спасителя и Апостолов    ПЕРВОХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, обитая духом в небесном граде, ища грядущего, строила и земную сторону своего бытия, и в частности, она собирала и сберегала вещественные ценности веры. На первом месте в этом были письменные памятники веры. Самыми главными из Писаний были Евангелия, как священные записи о земной жизни и учении Господа Иисуса Христа, Сына Божия. За ними следовали все другие писания Апостолов. Далее шли священные книги иудеев, которые Церковь хранит тоже, как священные письмена.    Чем дороги Церкви ветхозаветные писания? Тем, что они учат верить в Единого истинного Бога и исполнять Его заповеди и говорят о Спасителе. На это указывает Сам Христос: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне,» сказал Он иудейским книжникам. В притче о богатом и Лазаре Спаситель влагает в уста Авраама такие слова о братьях богача: «Есть у них Моисей и пророки, пусть слушают их.» Моисей – это пять первых книг ветхозаветной Библии, а пророки – 16 последних книг. В беседе с учениками Спаситель указал, кроме тех книг, еще и Псалтирь: «надлежит исполниться всему, написанному в законе Моисеевом, пророках и псалмах о Мне.» После Тайной Вечери «воспевши пошли на гору Елеонскую,» сказано у евангелиста Матфея: это указывает на пение псалмов. Достаточно слов Спасителя и Его примера, чтобы Церковь со всей тщательностью отнеслась к названным книгам – Моисееву закону, пророкам и псалмам, берегла и поучалась из них.    В кругу книг, признаваемых иудеями священными, кроме Закона и Пророков, есть еще два разряда книг: ряд учительных книг, из которых названа одна Псалтирь, и ряд исторических книг. Церковь их приняла потому, что так заповедали Апостолы. Ап. Павел пишет ап. Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить во спасение верою во Христа Иисуса.» Это значит: если будешь их мудро читать, то найдешь в них путь к утверждению в христианстве. Апостол имеет в виду все книги Ветхого Завета, как видно из дальнейших его слов: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:15—16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12, 47-48). Рассказ «Крыжовник» есть своего рода раскрытие этих новозаветных истин в обстоятельствах российской действительности. Но проще, разумеется, свести всё к «обличению» маленького любителя крыжовника, а вовсе не тех, кто красно толкует о «свойствах свободного духа». Истинный авторский— религиозный!— смысл, мы видим, раскрывается неявно , опосредованно. Бытовая событийность прикрывает подлинное содержание. Это прежде всего необходимо помнить, когда мы пытаемся присвоить Чехову те или иные идеи, кои усматриваем в его произведениях.   На своеобразном использовании художественной детали строится выражение идейного смысла чеховских произведений. Можно напомнить как пример одно из самых совершенных в этом отношении произведений писателя— рассказ «Ионыч» (1898). Прежде всего, выделяется давно ставший хрестоматийным ряд подробностей, отражающих внешние изменения в укладе жизни главного персонажа. Начало событий. «Он шёл пешком, не спеша (своих лошадей у него ещё не было), и всё время напевал...» (С-10,25). Через год. «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (С-10,30). Через четыре года. «Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками, и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой. И Пантелеймон тоже пополнел...» (С-10,35). Ещё через несколько лет. «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперёд прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным «Пррра-ва держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог» (С-10,40). Но интереснее и важнее ряд деталей, рассказывающий о внутренних переменах в душе Ионыча.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Разделы портала «Азбука веры» священник Александр Тимофеев Эсхатологическая проблематика в современной библеистике и в творениях отцов Церкви " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > священник Александр Тимофеев Эсхатологическая проблематика в современной библеистике и в творениях отцов Церкви В Избранное ( 3  голоса:  5.0 из  5) Большинство современных библеистов согласны с тем, что Царство Божие является средоточием Христовой проповеди. Действительно, в самом Евангельском повествовании, особенно в синоптических Евангелиях, постоянно говорится о цели Его посланничества: “И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия” ( Мф.4:23 ). “После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря: … Покайтесь и веруйте в Евангелие” ( Мк.1:14-15 ). Апостол Лука не упоминает прямо о Царствии Божьем, но цитирует пророчество Исаии о его наступлении и затем приводит слова Господа: “Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами” ( Лк.4:21 ). На протяжении XX века некоторыми западными библеистами и богословами был поставлен радикальный вопрос: не допустил ли Иисус Христос ошибки в своих ожиданиях близкого пришествия Царствия Божия? Ряд слов Самого Христа свидетельствуют об ожидании Им скорого пришествия Царствия: “Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во Царствии Своем” ( Мф.16:27-28 ), “Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий” ( Мф.10:23 ). Но наступило ли в действительности Царствие Божие? Или Христос ошибся и утверждение о близком пришествии Царствия мы должны понимать в каком-то особом смысле? На этот вопрос в течение XX века прозвучал ряд ответов. Вопреки учению либерального немецкого богословия, представленного, к примеру, Гарнаком в его работе “Что такое христианство?”, где апокалиптический аспект учения Иисуса был всего лишь оболочкой, обусловленной временем, под которой и было сокрыто его подлинное содержание, состоящее в проповеди нравственности и человеческого братства, Иоганн Вайсс опубликовал книгу “Проповедь Иисуса о Божьем Царстве” (1892). В ней он утверждал, что Иисус представлял Царство так же, как иудейские апокалиптики и разделял всеобщее ожидание конца света. Победа Божьего Царства над сатаной уже была одержана на небе, и поэтому Иисус возвещает его наступление на земле. Царство будет представлять собой всецело божественное действие. По наступление его, Иисус станет небесным Сыном Человеческим.

http://azbyka.ru/apokalipsis/cvyashchenn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010