Якоже вы, о возлюбленнии, о сих рекосте я тяжестно писасте во отчаяние христианом, по святом крещении, за смешение мужем и женам без чиновного церковного браковенчания; аще де кто растлит церковь Божию, растлит де того самого Бог, зане де от святого крещения человек бывает церковь Божия, чиста и свята и непорочна; аще ли де кто ю блудно растлит в себе, или в другом чьем лице, сам де Бог грозным и яростным мщением и Собою мстити хощет таковым, рекше нестерпимыми и прегрознейшими муками в безконечных огненных и жупельных муках, такового ради небраковенчанного смешения, и зде чужды обрящутся соборныя апостольския церкве, в будущем же веце вне небесного Женихова чертога изгнани будут, зане де осквернившии боготканную одежду святого крещения: а наипаче де при толиких страшных запрещениях: Господу глаголющу: горе непраздным и доящии в тыя дни; пророком де оплакующим жениха и невесту, яже при последших временех; апостолу де глаголющу: в вавилонское разорение глас жениха и невесты не услышится к тому в тебе; богословцем де отце вещающим о таковых, яко имущия во чреве разсядутся. Темже к сим простите 179 , – ни в укор, ни в понос, но в правду отлагати 180 вам: и аще о сих, по вашему толку, тако случилося быть, то несть вам ни в градех, ни в селех ныне внития в домы, егда те христиане, по святом крещении, по вашему толку, за смещение все блудницы быша, и того ради уже не благовестники, но обманщики миру бывают. Понеже по Великому Илариону, аще и не с блудники, но с мирскими токмо вертимся смешающеся, просим у них потребная и всехотительны есмы у таковых взимати и о гресех их обещающеся молитися, – укоризна бо, рече, зело велика и достойна трепета 181 ; помыслившу комуждо нас, аки чисту самому смети рещи не только, по вашему толку, к сим во христианех блудником, но к блудником и мира сего: дай же убо ты мне, а аз о тебе Богу помолюся; еда бо, рече, серафими есмы или херувимы, сами грехи оплетены, а ины отрешающе 182 , или сами чисти еже ины омывающе, а наипаче тех, их же и сами вы изглаголасте, яко поити им в вечную муку: a по возвожденью словес, о таких людях Бог и пророком молитися отрече, кольми паче их и нам откажет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

А на Великий канон к нему я продолжала ходить каждым Великим постом… И вот в 90–м году после службы он меня подзывает: — Не отвезешь ли меня? — Конечно, батюшка! А вы меня — не благословите ли? Я завтра уезжаю с детьми во Францию. — Во Францию? Слушай, у меня к тебе великая просьба. В Париже живет моя любимая княгинюшка, создательница и благотворительница Русского Дома в Сен — Женевьев де Буа. Я тебе кое-что передам для нее, а? Зашли мы к нему. И он протягивает мне огромную икону и завернутое в мягкую тряпицу блюдо. — Это все — родовое владение Мещерских. Я в антикварных магазинах для нее выискивал, она будет просто счастлива. На блюде есть даже вензель князей Мещерских! Передай ей это и скажи ей, что я ее очень, очень люблю! Ну ладно. Написал он мне телефон, взяла я сумку с его дарами и приезжаю домой. Упаковываю это все как следует, а муж мой, видя, что именно я собираюсь перевозить через границу, вопиет велиим гласом: мол, ты что, это же антиквариат, у тебя все на границе отберут без возврата, а тебя еще и задержат где надо! Вот это да! А я как-то и не подумала — никогда в жизни ничего такого через границу не везла! Позвонила среди ночи отцу Владимиру, разбудила его и высказала ему мои опасения. — Отнимут все, — говорю, — как пить дать. А меня еще и посадят! — Так я помолюсь, — сонным голосом ответил он. — Никто у тебя ничего и проверять не будет! Сказал он так и трубку повесил. Но я, честно говоря, почти уже до самого утра так и не заснула. Потому что я после того, как покрестилась, стала до занудства законопослушной. Вот до этого — я считала ниже своего достоинства: приходить куда-либо вовремя (все время опаздывала), или перейти дорогу где положено, по переходу, или покупать в общественном транспорте билет. Да что в общественном транспорте — я и на поезде в Питер часто ездила зайцем. Меня даже один раз ссадили с позором в Бологом. Но я дождалась следующего поезда, да так и доехала без билета. А тут — как отрезало. На желтый свет не могу перейти. На мероприятия, на встречи стала являться загодя: сначала — за 10 минут, потом — за двадцать, а потом, стыдно сказать, — за сорок минут! За час!

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

Замкнуты, двое нас с ним, живем, да Христос с нами и пречистая Богородица. Он, миленький, бывало, сцыт под себя и серет, а я его очищаю. Есть и пить просит, а без благословения взять не смеет. У правила стоять не захочет, – дьявол сон ему наводит, – а я четками постегаю, так и молитву тво­рить станет и кланяется, за мною стоя. А когда правило закончу, он и снова бесноваться станет. При мне беснуется и шалует, а когда пойду к старцу посидеть в его темницу, а Кирилла положу на лавке и не велю вставать ему и бла­гословлю его, так покамест у старца сижу, лежит и не встанет, по молитвам старцевым, Богом привязан, лежа беснуется. А в головах у него образа, и книги, и хлеб, и квас, и прочее, а ничего без меня не тронет. Как приду, так встанет, и дьявол , мне досаждая, блудить заставляет. Я закричу, так и сядет. Когда стряпаю, в то время есть про­сит и украсть тщится до времени обеда; а когда перед обе­дом «Отче наш» проговорю и еду благословлю, так того брашна и не ест, неблагословенного просит. И я ему напи­хаю насильно в рот, так и плачет, и глотает. А как рыбою покормлю, так бес в нем взбунтуется, а сам из него гово­рит: «Ты же-де меня ослабил!» И я, плача пред Владыкою, опять свяжу его постом и укрощу Христом. Потом маслом его освятил, и бес отпустил его. Жил он со мною с месяц и больше. Перед смертью образумился. Я исповедал его и причастил, он же после того и преставился. Я гроб и саван купил и велел у церкви погребсти его, и сорокоуст по нем дал. Лежал у меня мерт­вый сутки в тюрьме. Я, ночью встав, Бога помолю и его, мертвого, благословлю и поцелуюсь с ним, и опять лягу подле него спать. Товарищ мой, миленький, был. Слава Богу о сем! Нынче он, а завтра я также умру. Да еще был у меня в Москве бешеный, Филиппом звали, как я из Сибири приехал, в углу в избе прикован к стене, понеже в нем бес был суров и жесток. Бился он и дрался, и не могли домашние сладить с ним. Когда же я, грешный, с крестом и с водою приду, в повиновение приходит и замертво падает пред крестом, и ничего не смеет делать со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

1Кор.14:9 .  Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. 1Кор.14:10 .  Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения. «Так и вы, аще не благоразумно слово дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще. Толицы убо, аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен». Что для гуслей стройная мерность и для трубы – военный знак, то для языков «сказание». Ибо когда присутствующие не понимают, слова напрасно разливаются в воздухе. 1Кор.14:11 .  Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец. «Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник, и глаголющий мне иноязычник». Апостол то же сказал иными словами. 1Кор.14:12 .  Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви. «Тако и вы, понеже ревнителе есте духовом, к созиданию Церкве просите, да избыточествуете». В укоризну назвал Апостол коринфян «ревнителями духовом». Повелевает же им все делать для пользы церковной. 1Кор.14:13 .  А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования. «Темже глаголяй языком да молится, да сказует». Проси, говорит Апостол, Давшего тебе дарование языков, приложить и дарование сказания, чтобы мог ты принести пользу Церкви. 1Кор.14:14 .  Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. «Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть». Плодом для говорящего служит польза слушающих. Сие сказал Апостол и в Послании к Римлянам: «да некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех» ( Рим. 1, 13 ). Посему, беседуя на другом языке и не предлагая присутствующим сказания, не буду иметь никакого плода, потому что они не получат пользы. 1Кор.14:15 .  Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. «Что убо есть? Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом». Духом называет Апостол дарование, а умом – изъяснение сказанного. Говорит же, что беседующему на ином языке, во псалмопении ли то, в молитве ли, в учении ли, надлежит или самому быть переводчиком к пользе слушающих, или другого, способного на это, брать в сотрудники к учению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

I. 2. Вознесу Тя, ГОСПОДИ, яко подъял-мя-еси, и не возвеселил-еси врагов моих о мне. 2. Превознесу Тебя, Господи, ибо Ты восприял меня, и не дал моим врагам торжествовать надо мною. 3. ГОСПОДИ БОЖЕ мой! воззвах к Тебе, и – исцелил мя-еси. 3. Господи Боже мой! призвал я Тебя, и Ты исцелил меня... 4. ГОСПОДИ! возвел-еси от ада душу мою, спасл-мя еси от низходящих в ров. 4. Господи! Ты вывел из ада душу мою и спас меня от (судьбы) нисходящих в (могильный) ров. 5. Пойте ГОСПОДЕВИ, преподобнии Его, и исповедайте – память святыни Его! 5. Пойте Господу, преподобные Его, и славьте память святыни Его! 6. Яко гнев – в ярости Его, и живот – в воли Его! вечер водворится плач, и заутра – радость. 6. Ибо гнев: при (воспламенении) ярости Его, и к жизни – направлена воля Его: вечером водворяется плач, а заутра – радость. II. 7. Аз же Рех во обилии моем: „не подвижуся во век. – 7. Я же сказал в (пору) преуспеяния моего: „не поколеблюсь во век. 8. – ГОСПОДИ, волею Твоею подаждь доброте моей силу. Отвратил-же-еси лице Твое, и бых смущен. 8. Господи, волей Твоей добродетели моей дай силу. Ты же отвратил лице Твое, и я был смущен. 9. – К Тебе, ГОСПОДИ, воззову, и к БОГУ моему – помолюся! 9. К Тебе, Господи, я воззову, и Богу моему помолюся (ср. ст. 3). 10. „Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление?! Еда исповестся Тебе персть, или возвестит истину Твою?! 10. „Что пользы в крови моей, когда путь мой к истлению?! Разве, исповедая, прославит Тебя прах? Или будет он возвещать истину Твою?! III. 11. – Слыша ГОСПОДЬ, и помилова: ГОСПОДЬ бысть помощник мой. 11. – Услышал Господь, и помиловал меня, – Господь стал (соделался) Помощником мне. 12. Обратил-еси плачь мой в радость мне, растерзал-еси вретище мое, и препоясал-мя еси – веселием! 12. Обратил Ты плач мой в радость мне, растерзал вретище мое, и препоясал меня веселием (благодушием)! 13. Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся. – ГОСПОДИ БОЖЕ мой! во век исповемся Тебе!.. 13. И да воспевает Тебя слава моя, и не буду сокрушаться (о грехе моем). Господи Боже мой! Во век буду исповедывать Тебя!..

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Будь внимателен, возлюбленный мой, когда представится тебе по воле Божией сотворить покой, не говори: «Приблизилось время молитвы, помолюсь, а затем совершу». Но пока ты будешь пытаться совершить свою молитву, ты лишишься дела покоя. Ты будешь отсечен от воли и покоя Божия, и из-за своей молитвы станешь повинен во грехе. Но ты сотвори покой Божий, ведь именно он и есть молитва. 15 . Слушай слово, сказанное апостолом: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы 297 . Поразмысли над тем, что я скажу тебе: если, однажды совершая далекий путь, ты захотел бы пить от жары и встретил случайно одного из братьев, говоря ему: «Дай мне в жажде покой от истощения», – а он сказал бы тебе: «Сейчас время молитвы, я помолюсь, и затем приду к тебе», – но прежде чем он, помолившись, пришел бы к тебе, ты бы умер от жажды, то что представляется тебе за лучшее: чтобы он пошел помолиться или чтобы успокоил тебя в истощении? И если бы ты, отправившись в путь зимой, и, попав под дождь, снег и мороз опять пришел в истощение и вдруг встретил бы своего друга, а он, совершая молитву, ответил бы тебе тем же словом, и ты бы умер от мороза, то какая же польза от его молитвы, если он не дал покой изможденному? 298 Вот, Господь наш, предлагая притчу о Судном дне 299 (когда Он произведет разделение и поставит [одних] справа, а [других] слева от Себя), так сказал тем, кто справа от Него: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был болен, и вы посетили меня; был странником, и вы приняли Меня 300 . И подобным образом Он говорит и тем, кто слева от Него. Но так как они не сделали [всего] этого, Он посылает их в муку, а тех, кто справа – в Царство. 16 . Честна молитва и дела ее прекрасны. Молитва принимается, если она ведет к покою. Молитва услышана, если обретается в ней прощение. Молитва возлюбленна, если чиста она от всякого коварства. Молитва сильна, если крепость Божия совершается на ней. Я написал тебе, возлюбленный мой, что исполнение воли Божией и является молитвой, и это представляется мне наилучшим. Но не для того я сказал тебе это, чтобы ты оставил молитву, но напротив, будь предельно усердным в молитве и не унывай, как написано 301 – «сказал Господь наш: Молитесь и не унывайте 302 ». Будь же усерден в бдении, удали от себя сонливость и тяжесть, бодрствуй днем и ночью и не отчаивайся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава 25: О том, что нужно стараться угодить Богу и не ценить ни людскую славу, ни бесславие 1. Из Отечника Брат пришел к авве Макарию Египетскому и спросил: — Авва, скажи мне слово, как спастись? — Пойди на могилы и обругай мертвых, — сказал старец. Брат пошел, обругал мертвых, бросил на могилы камни, вернулся и сказал об этом старцу. Старец спросил: — Они ответили тебе что–нибудь? — Нет. — Теперь пойди утром и прославь их, — сказал старец. Брат пошел и прославил их такими словами: — Вы апостолы, святые и праведные! Он вернулся к старцу и сказал: — Я прославил их. — И что они ответили тебе? — спросил старец. — Ничего. — Вот видишь, — сказал старец, — сколько ты ни унижал их, они ничего тебе не ответили; и сколько ты ни прославлял их, они тоже тебе ничего не сказали. Так и ты поступай, если хочешь спастись. Будь мертвым. Не обращай внимания ни на бесчестье от людей, ни на честь, как мертвец, и тогда ты сможешь спастись. 2. Сказала амма Сарра: «Если я помолюсь Богу чтобы все люди были извещены обо мне, то должна буду с покаянием подойти к двери каждого человека. Поэтому лучше помолюсь, чтобы мое сердце было чистым при любых разговорах с людьми». 3. Сказал старец: «Не желай не испытывать людского презрения». 4. Он же сказал: «Горе человеку, если его имя стало выше его дел». 5. Авва Антоний говорил, что наступит время, когда люди обезумеют. А если они увидят, что кто–то не безумствует, то восстанут на него и скажут: «Ты безумный», — потому что он не такой, как они. На таких людей подвижник не должен обращать никакого внимания. 2. Из святого Ефрема Братья, если случится, что нас будут бранить за благое дело, не станем смущаться несправедливыми людскими поношениями и гореть от стыда перед людьми. Ведь в Писании сказано: Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое — в роды родов (Ис 51,7–8). И еще сказано: Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде (Ис 50, 5–7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Кто будет веровать и крестится, спасется, а неверующий осудится. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим изгонят бесов, заговорят новым языком”. Скажем это и вам: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство небесное человекам. Ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете”. И еще: “Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и хотящим войти воспрепятствовали”. И Павел говорит коринфянам: “Хочу, чтобы все (вы) говорили на (чужих) языках, но лучше бы прорицали, ведь больше прорицающий говорящего на языках, если только не толкует, чтобы церковь получила назидание. Теперь же, братья, если приду к вам, говоря на языках, какую вам пользу принесу, если вам не изъяснюсь или откровением, или смыслом, или пророчеством, или поучением? Ведь и бездушный звук издавая или свирель или гусли, и если не разделите звуков — как можно понять играемое на свирели или гуслях? Ибо если неопределенный звук труба издает, кто изготовится к бою? Так и вы если (чужим) языком неразумные слова скажете, как можно понять сказанное? Будет в воздух говориться. Столько ведь, например, родов звуков во всем мире, и ни один из них не беззвучен. Если я не знаю смысла звучащего, то буду говорящему мне иноземец, и говорящий мне иноземец. Так и вы, поскольку вы ревнители духовного назидания, просите, чтобы вы обогатились. Так и говорящий на языках пусть молится о истолковании. Ведь если я молитву творю на (чужом) языке, то дух молится, а ум без плода. Что же тогда? Помолюсь духом — помолюсь и умом, воспою духом — воспою и умом. Если благословляешь духом, (то) стоящий на месте неразумного как произнесет ‘аминь’ после твоей хвалы, поскольку не знает, что ты говоришь. Ты хорошо восхваляешь, но другой не назидается. Хвалю Бога моего за всех нас, особенно за говорящих на языках. Но в церкви хочу пять слов сказать умом моим, чтобы иных научить, а не тьму словес на (чужом) языке. Братья! не дети будьте умом: на зло будьте младенцами, а умом будьте взрослыми.

http://pravoslavie.ru/59816.html

Но хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, - не бойся. Бойся Бога, а не человека. Если будешь бояться человека, то от Бога будешь уничижен; а если будешь бояться Бога, то и от людей почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне: я не позволю этой дерзости. Скорее предам душу свою, нежели причащу крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен. Это сказано мною об известных людях. Если мы исправим этих, то Бог и неизвестных скоро соделает нам известными. Если же мы оставим без внимания известных нам, то для чего Ему делать других нам известными? Это говорю я не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы мы исправляли и возвращали их, чтобы имели попечение о них. Таким образом мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за свое старание и попечение о других великую награду, которой да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 83 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА LXXXIII Тогда прииде с ними Иисус в весь, нарицаемую Гефсимания, и глагола учеником: седите ту, дондеже шед помолюся тамо. И поем Петра и оба сына Заведеова, нача скорбети и тужити, и глагола им: прискорбна есть душа Моя до смерти, пождите зде и бдите со Мною (Матф. XXVI, 36-38).       1. Так как ученики неразлучно были со Христом, то Он и говорит им: седите ту, дондеже шед помолюся. Он имел обыкновение молиться без них. Делал же это Он для того, чтобы и нас научить доставлять себе во время молитвы безмолвие и совершенный покой. С Собою берет только троих, и говорит им: прискорбна есть душа Моя до смерти. Для чего Он не взял всех? Для того, чтобы они не подверглись падению, и взял только тех, которые были зрителями Его славы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Об этом также сказано в притче: «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего». Послал Господь Отец Небесный Сына Своего возлюбленного Господа Иисуса Христа для того, чтобы вразумить людей, остановить уклонение от истины. Когда Адам отпал от Бога – а Адам жил, как мы знаем, в раю, – Господь ему сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб». «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь», – говорит апостол Павел. И трудиться надо обязательно до пота, тяжело, не искать что полегче, поинтересней, чтобы ничего не делать и побольше денег получать; наоборот, стараться работать с утра до вечера. Понятное дело, человек, лишенный благодати Божией, не хочет работать, а хочет жить легко, и основная трагедия человеческой цивилизации заключается в попытке эту заповедь Божию обойти. Человек избирает путь наименьшего сопротивления, и все время происходит борьба – Бог говорит: «В поте лица!», а человек уклоняется. Так же и с заповедью «чти отца и мать» или «не сотвори себе кумира». Не сотвори себе кумира – это значит, что самое главное место в сердце человека должно быть занято Богом: чтобы он с мыслью о Боге и вставал, и ложился, и ел, и трудился, то есть основное направление его жизни было – Бог . А человек не так: все о сыночке заботится, или о внучке, или о работе, или о том, что он будет делать завтра, или об учении в институте – много всяких дел, ну а Бог «на потом». Если силы остались, тогда помолюсь, а если не остались, то и не помолюсь. Бог присутствует, но на десятом месте, на двенадцатом, на сорок шестом. И конечно, это есть нарушение заповеди. Человек ради Бога не хочет отказаться от своего. Вот так и народ израильский. Господь дал прекрасные, абсолютно очевидные заповеди: не убивай, не блуди, не воруй, не ври, хотя бы один день в неделю Богу посвяти, почитай папу с мамой, не суди. Что же тут не понять, это любому дикарю понятно, и тем не менее человек делает попытку как-то объяснить свой грех , оправдать: батюшка, знаете, я осуждаю его за то, что он такой, сякой, этакий, – то есть начинает рассказывать, за что он осуждает. Нет чтобы наоборот: раз Господу неугодно наше осуждение, то, во что бы то ни стало, чего бы мне это ни стоило, что бы я такое ни видел, я от осуждения удержусь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010