" «И бысть по днех, принесе Каин от плодов земли жертву» Господу. Смотри, как Создатель природы вложил в совесть познание. Кто ...привел его (Каина) к этой мысли (о принесении жертвы Богу)? Никто другой, как только познание, положенное в совести. ... Он знал и понимал, что надлежит из своего имения приносить (Богу), как Владыке, какой-нибудь плод; не потому, что Бог нуждается в этом, но для того, чтобы, наслаждаясь столь великим благодеянием (Божиим), показать свою признательность. Бог не имеет ни в чем нужды и ничего не требует от нас; но, снисходя к нам, по Своему неизреченному человеколюбию, дозволяет это (принесение Ему жертв) ради нашего спасения, чтобы познание Господа служило для человеческой природы училищем добродетели» 122 . Но Господь «не внят» ( Быт.4:5 ) приношению Каинову, отверг его. Почему? Писание в данном случае очень лаконично. Оно не дает никаких деталей из жизни Каина, которые могли бы прояснить ситуацию. Оно просто констатирует: жертва Каина принята не была. Богословы пролили много чернил, пытаясь понять: что же стало тому причиной? Мы не готовы принять сторону кого-нибудь из них 123 . Да и не это важно для нас сейчас. Для нас важно другое. Нам важно знать, что Господь благоволит нашей молитве – жертве благой и бескровной, жертве, исходящей не от рук наших, а от нашего чистого сердца. Но именно – чистого, не замутненного никаким внутренним пороком. Чистого и исполненного желания принести Богу всего себя без остатка – и не по каким-нибудь житейским причинам (я-де помолюсь, и Бог даст мне то-то), а просто потому, что наша человеческая малость осознает Божественное величие и всегда готова благодарить Его за всё, что Он дал нам. За нашу жизнь. За жизнь наших родителей, детей, внуков, правнуков. За тот прекрасный мир, в котором Он определил нам быть. За самую возможность Его благодарить. Нам важно знать, что совесть – наша внутренняя сущность – всегда готова нам подсказать то, что скрывает от нас мир, а подчас – и мы сами: что Господь благ и милосерд, что Его попечение о нас объемлет всю нашу жизнь и жизнь всего мира во все времена, потому что только в совокупности с этим миром, нынешним, прошлым и будущим, мы можем достигнуть спасения, добиваясь спасения для себя и тем самым – для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

67 . Сказка о том же соловецких служек, приехавших в Москву с старцем Кирилом 954 Ооловецкаго ж монастыря слушки, 4 человека, которые приехали с старцом Кирилом Чаплиным, распрашиваны порознь, а в распросе Ивашко Иевлев сын Зажигалов, да дьячек Мишко Алексеев сын Волков сказали: Как де прежней архимарит Варфоломей, да новопоставленной архимарит Иосиф приехали с Москвы в Соловецкой монастырь, и он де Ивашко в то время в монастыре не был, был в отъезде в Анзерех, а Мишка де Волков в то время в монастыре был, а что де архимарит Иосиф, приехав в монастырь, в соборной церкви указ великого государя сказывал и какие грамоты прочитали и что ему, архимариту Иосифу, келарь и казначей з братьею про новоисправленые книги и про всякое церковное пение сказали, про то он не ведает, потому что де он на соборе не был, а слышали они, Ивашко и Мишко, от братьи и от своей братьи – от служек, что де келарь и казначей з братьею сказали архимариту Иосифу: будет у нас станешь в монастыре служить по новому, и ты де архимарит сиди в келье до указу великого государя, – а они де всею братьею пошлют к великому государю к Москве о том челобитчиков. А бывшей де архимаритНиконор приехал в Соловецкой монастырь опосле архимарита Иосифа да Варфоломея, и келарь де и казначей з братьею приняли ево Никонора чесно; да они жь де, Ивашка да Мишко, слышели, что де прежней архимарит Никонор говорит о греческом клобуке: вздели де на него тот клобук на Москве насилу, и на соборе де перед братьею в том он, Никонор, что клобук греческой вздел, прощался. Слушка жь Сенка Ермилов в роспросе сказал: Как де архимарит Иосиф да с ним бывшей архимарит Ворфоломей приехали с Москвы в Заецкой остров, и к ним де с собору посылали из монастыря городничего соборного старца Кирила Чаплина, с товарыщи, а назавтра де к ним архимаритом из монастыря ездили келарь и казначей, и соборные старцы и братья, и в монастыре де, пришед, были они, архимариты, в соборной церкви, а что де архимарит Иосиф, по указу великого государя и по благословению святейших патриархов, на соборе всей братьи о новоисправленых книгах и о всяком церковном пении говорил, того он не слыхал, потому что в то время носил братьи есть; а слышел де он, Сенка, от своей братьи служек, что де прежней архимарит Никонор благословляет попрежнему и, с Москвы приехав, никаково великого государя указу и святейших патриархов повеления о новоисправленных книгах и о всяком церковном пении и благочинии не сказывал на соборе; a которые де попы черные и дьяконы приехали с Москвы в греческих клобуках, и те де попы и дьяконы в монастыре те греческие клобуки скинули и вздели на себя соловецкие клобуки; а братьею де говорят, что де им не принимать новоисправленных книг и пения, и хотели о том послать из монастыря к великому государю после их вскоре челобитчиков, а выбрали в челобитчики чернаго попа Лаврентия, да дву старцов – Иякова да Калиника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сказке де Архангельского протопопа Кондрата клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он протопоп не слышал; а пошёл де патриарх Никон , не отпустив обедни. – Протопоп Кондрат. В сказке Сретенского протопопа Андрея клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он не слышал, стоял в алтаре; а пошёл де патриарх Никон , не отпустив обедни. – Протопоп Андрей. В сказке соборного ключаря Иева клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он ключарь от патриарха Никона не слышал (потому что многонародно было, и он стоял у образа пречистой Богородицы иконы Владимирской. Вычеркнуто). – Ключарь Иев. В сказке Знаменского игумена Иосифа клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы он игумен от патриарха Никона не слышал; а пошёл де патриарх Никон, не отпустив литургии. – Знаменского монастыря игумен Иосиф. На другой стороне листа написано: „Другая сказка боярина князя Алексея Никитича Трубецкого да думного дьяка Лариона Лопухина чтены ж. Сказка думного дворянина Прокопия Козмича чтена“. Собору Спасского с дворца протопоп Сила сказал: как Никон патриарх оставил патриаршество, в то де день он протопоп в большом соборе не был, а служил де он протопоп в своём соборе, свидетели де тому священники его собора Александр да Фёдор. – Протопоп Сила. В сказке Новинского игумена Боголепа написано: про патриаршеский престол, как Никон патриарх оставил, он де игумен не слыхал (ничто). А в допросе сказал то ж. – Игумен Боголеп. В сказке патриаршего ризничего, чёрного дьякона Иева, написано: говорил патриарх Никон по поучению в соборной церкви того дня, как патриаршество оставил: как он патриарх ходил с государем царевичем и великим князем Алексеем Алексеевичем в Колязин монастырь, и в ту де пору на Москве многие люди к лобному месту собирались и называли меня иконоборцем, что многие де иконы я имал и драл, и за то де меня хотели убить; а я де имал иконы латинские, которым нельзя кланяться: а вывез тот перевод немчин из Немецкой земли, и указал де в соборной церкви на Спасов образ греческого письма: можно де сему верить и покланятися; а я де не иконоборец; и после де того времени называли еретиком: новые де книги завёл, и то де ради моих грехов чинится, и я де вам предлагал многое поученье и свидетельство вселенских патриархов. И таковых речей ни в чьей сказке не писано. И преосвященный собор преосвященных митрополитов Питирима и Михаила (допрашивали); и архиепископа Иоасафа и всего священного чина, которые люди священного чина сказки подали, всех тех допрашивали. И в допросе пред преосвященным собором преосвященные митрополиты Питирим и Михаил, и архиепископ Иоасаф, и архимандриты, и игумены, и весь священный чин, которых сказки есть, все единогласно сказали святители по святительству, прочие по священству, что отнюдь таковых речей никто из них не слыхал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

И он, Иоиль, почал говорить: „Меня, де, он не любит, а называет, де, меня колдуном и чорнокнижником, а за мною, де, никак тово нет...“». Затем в этот диалог сначала в виде косвенной, а затем и прямой речи встраивается новый – между Иоилем и боярином Богданом Хитрово: «Да он же, де, Иоиль, говорил мне, де: „И Богдан Хитрой друг и говорил, де, мне, чтоб мне государя очаровать, чтоб государь больши всех ево, Богдана, государь любил и жаловал. И я, де, помня государеву милость к себе, ему, Богдану, отказал». И он, де, мне сказал: „И ты, де, нишкни же». И он, де, Иоиль, молыл Богдану: „Да у тебя, де, литовка то умеет здесь, де, на Москве, и нет ее сильнее». И он, де, Богдан, говорил: „Так, де, и есть. Да лихо, де, запросы велики, хочет, де, тово, чтоб я ныне и женился. И я, де, бы и зделал то, взял ее, да государь, де, не велит. А она, де, говорит: „Я, де, зделаю то, что больши тебя у государя не будет»...» л. 59а, 60). Ведение диалога от первого лица между разными собеседниками придает достоверность сообщаемым сведениям. Преступление, «чародейство», которое намеревался совершить Хитрово, могло повлечь за собой большие неприятности для царя лично и государства в целом. Позиция Никона раскрывается в содержании двух изветных челобитных, предшествовавших явочной. В центре этих челобитных – характеристика отношений взволнованного патриарха с приставом и монастырскими властями. Документализм и четкость становятся главными принципами повествования. Важность информации побуждает патриарха подмечать мельчайшие детали происходящего. Никону необходимо показать поведение двух человек, «изменников» – пристава Наумова и келаря Ферапонтова монастыря Макария Злобина, которые не позволяли Никону передать царю важную информацию: «И теме твоему, великому государеву, делу учинил спону великую». В первой челобитной Никон строит повествование как чередование собственных действий и их запретов другими людьми: «И я сотнику и стрельцам велел взять мои лошади, а архимариту и сотнику велел к тебе, великому государю, писать, что у меня слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И святейшие вселенские кир Пайсий папа и патриарх александрийский и кир Макарий патриарх антиохийский бывшему патриарху Никону говорили, что у них совет и согласие и подписи рук святейших вселенских патриархов констянтинополского и иеросалимского с ними есть и указали на свитки. И бил челом великому государю и святейшим вселенским патриархом бывшей патриарх Никон , чтоб выслать из собору недрузей его: Питирима митрополита новгородцкого и великолуцкого да Павла митрополита сарского и подонского, для того, что де они его хотели отравить и удавить. И Питирим митрополит новгородцкий и великолуцкий и Павел митрополит сарский и подонский святейшим патриархом говорили, что бывшей патриарх Никон то на них говорит ложно, а у них де про то и в помышлении не бывало, а есть де тому всему у великого государя дело черного дьякона Феодосия. И великий государь сыскное дело про дьякона Феодосия поднес святейшим вселенским патриархом. И святейшие вселенские патриархи бывшего Никона патриарха спрашивали: коея ради вины святую соборную и апостолскую церковь и паству свою оставил и патриаршества отрекся? И бывшей патриарх Никон говорил: патриаршество де он оставил за то, как де был у великого государя у стола грузинский царь Теймураз, и в тое де пору околничей и оружничей Богдан Матвеевич Хитрово бил домового его человека, князь Дмитрея Мещерского; а он де бывшей патриарх Никон того человека посылал для церковных вещей, и тот де человек его сказался ему Богдану его патриаршим, и Богдан де Матвеевич говорил ему: не дорожися де и с патриархом; и о том де к великому государю писал он, бывшей Никон патриарх , и просил, чтоб в том на Богдана Матвеевича дал оборонь, и великий де государь в том дать оборони не изволил, а писал к нему, что хотел с ним видеться и о том переговорить. И он де бывшей патриарх Никон ожидал того три дни, и великий де государь с ним бывшим патриархом Никоном видеться не изволил и на праздник Пречистыя Богородицы Казанские и на праздник же многоцелебные ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в соборную церковь ко всенощному пению и к литоргии не пришел, а приходил де к нему, бывшему Никону патриарху , в соборную церковь от великого государя столник князь Юрья Ромодановский и говорил ему, что де великий государь на тебя, Никона патриарха, гневен: для чего де ты пишешься великим государем и чтоб ему, Никону патриарху, впредь так не писатца, а он де, Никон, писался так по повелению великого государя; и слыша де он тот его государев на себя гнев, оставил соборную и апостолскую церковь и с престола сшел и жил на Воскресенском подворье три дни и ожидал к себе от великого государя присылки, и от великого государя присылки к нему не бывало, и он де поехал с Москвы в Воскресенской монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Ризничий патриарший Иев в допросе сказал по священнодьяконству: я де в своей сказке сказал, как помню. В другой сказке его ж Иева ничего вышеописанного не написано, а написано коротко: что патриарх патриаршество оставил. Иев ризничий сказал: сказку де другую дал потому: приходил ко мне дьяк Александр Дуров и говорил: сказку де твою не правят, потому что ни в чьей сказке таких речей нет, скажи де ты вновь сказку, что в соборе делалось; и я дал сказку другую, а никто меня о той другой сказке не понуждал, сказал я Иев сам ту сказку. А что многие речи в первой сказке перед другой лишние написаны, и то де патриарх, чаю, в иных местах говорил, а того де в поучении говорил ли или нет, того де подлинно не упомню, потому что вскоре заскорбел и посямест болю. – К сим речам дьякон Иев руку приложил. Патриаршего казначея сказка написана по Христовой евангельской заповеди. Выписано из неё перечень в белый список. Большого собора поп Феодор сказал по священству: сказку я писал так как слышал. Поп Порфирий в сказке написал: ничего де не слыхал. Дьякон Пётр по священнодьяконству сказал: сказку де я писал так, как помню. Дьякон Афанасий написал: не был де. Патриарший боярин Борис Иванович Нелединской сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду, как помню. Патриаршего двора дьяк Иван Уваров, сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду, как помню. Патриаршего ж двора дьяк Иосиф Юрьев сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду. Казённый патриарший дьяк Парфений Иванов сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Парфений сказал вправду. Дьяк Иван Щепоткин сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он Иван сказал вправду. Подьякон Феодор сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду. Подьякон Никита сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де он писал вправду. Подьякон Пётр сказал по Христовой евангельской заповеди: сказал вправду, сказку де я сказал вправду. Подьякон Иван Васильев сказал по Христовой евангельской заповеди: сказку де я писал вправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

А ныне де о престоле ничего не говорю, как де изволит великий государь и вселенские патриархи. Вселенские патриархи велели честь святые правила амасийскому митрополиту по-гречески, а по-русски чол рязанский архиепископ Иларион. Кто покинет престол волею без навета и тому впредь не быть на престоле. И Никон патриарх говорил: те де правила не апостольские и не вселенских соборов, и не поместных соборов, он де Никон тех правил не приемлет и не внимает. Павел митрополит крутицкой говорил: те де правила приняла святая апостольская церковь . Никон говорил: тех де правил в русской кормчей книге нет, а греческие де правила не прямые, те де правила патриархи от себя учинили, а не из правил, после вселенских соборов все де враки, а печатали де те правила еретики, а я де не отрекался престола, то де на его затеяли. И вселенские патриархи говорили, что их святые греческие правила прямые. Тверской архиепископ говорил: как он Никон отрекался с клятвою патриаршеского престола, и они его молили, чтоб не покинул престола и возвратился; и он де Никон патриарх говорил, что он одинова отрекся и к тому не будет патриарх, аще возвратится анафема будет. И Никон патриарх говорил, что его не звали и он с клятвою не отрекался престола. И архиереи говорили, что его звали и он не послушал, и тому де свидетельство многое. И околничей Родион Матвеевич Стрешнев говорил: как посылал в то время в соборную церковь великий государь ему Никону патриарху говорить боярина князя Алексея Никитича Трубецкова и его, для чего он престол патриаршеский оставляет и хочет ити, и он де Никон патриарх говорил, что он Никон обещался на патриаршестве быть три лета, а ныне де не буду патриарх. И Никон патриарх говорил, что он не воспящается на престол, волен де великий государь. Думный дьяк Алмаз Иванов говорил: Никон де патриарх говорил и писал к великому государю в грамоте о действе вайя, что ему не подобает возвратитися на престол, яко псу на своя блевотины, так ему на патриаршество. И Никон патриарх говорил, что он того не говаривал и не писывал к великому государю. Не токмо де его Никона и Златауста Иванна изгнали неправедно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

3201 . – 9 марта. Об освобождении духовенства от обязанности хождения к рогаткам на караулы и на пожары По указу Её Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушал присланного из Московского синодального правления Канцелярии доношения, в котором объявлено: августа-де 31 дня 737 года поданным во оную Синодальную Канцелярию церкви Успения Пресвятой Богородицы, что за Москвою-рекою в Казачье, попа Андрея Фёдорова доношением показано: когда-де 15 дня того ж года по отпетии утрени из дома полковника Петра Вельяминова прислан был человек с требованием, чтоб он, поп Андрей, пошёл для исповеди и приобщения с запасными дарами больного человека, и как-де он по той присылке вышел из церкви со святыми запасными дарами и те святые дары нёс наруже в руках на антиминсном блюде, и тогда-де со оными святыми дарами его, попа, сотский и десятские, взяв, повели на съезжий двор, и хотя-де он, поп, у вышеозначенных сотского и десятских и просил, чтоб его отпустили те святые дары поставить в церковь или б церковника обождать (коего-де он послал в дом по требник и по епитрахиль), только-де оные сотский и десятские говорили: ещё-де будешь ты, поп, с нами и в полиции, и невзирая-де, что у него в руках святые дары, отвели его на Съезжий Двор; и шли-де оные сотский и десятские в шапках, а как-де его, попа, вели со святыми дарами, на то-де свидетели церкви Петра и Павла, что у Калужских ворот, диакон Андрей Иванов, тоя ж церкви попов сын Василий Лаврентьев да десятский Чудова монастыря крестьянин Пётр Борисов; и на помянутом-де Съезжем Дворе дежурный капрал объявлял ему, попу, чтоб он ходил на караул к рогатке, точию-де с теми святыми дарами освободил, а потом-де того ж месяца вторично означенный сотский и десятские после утрени взяли его ж, попа, на Съезжий Двор, а с Съезжего Двора отослан был в полицию с прочими священниками, и в той-де полиции полковник Оболдуев словесно объявил: что ежели-де на караул к рогаткам ходить он не будет, то-де взыщется штраф за каждый караул по полтине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А Михаила митрополита в сказке написано: после обедни пошёл, и в том Михаил митрополит допрашиван же, сказал: того де он подлинно не упомнит. – Михаил митрополит, Сербин, руку приложил. И Тверского архиепископа Иосафа в сказке написано; говорил де патриарх с клятвой – не быть ему патриархом; а как клялся, того не написано. И преосвященный собор допрашивали, и архиепископ Иоасаф сказал не помнит, говорил (ли) де так. Да патриарх же говорил де так: аще возвращусь, и я де аки пёс на свою блевотину (а клятвы он архиепископ Иоасаф того де не упомнит – вычеркнуто); а анафемы де не помнит. – Архиепископ Иоасаф. Сказка боярина князя Алексея Никитича Трубецкого пред собором чтена подобная во всем митрополичьим сказкам. В сказке Спаса-Нового монастыря архимандрита Иосифа не написано ж анафемы. И по допросу, архимандрит Иосиф сказал: говорил ли патриарх Никон такую клятву или нет, того не слыхал, потому что был де он архимандрит в те поры в алтаре; а по отпусту ли пошёл или без отпуста, того не помнит. – Архимандрит Иосиф. В сказке Спаса Андроньева монастыря архимандрита Дионисия анафемы не написано. В допросе сказал; анафемы де не слыхал от патриарха Никона, затёрли его народом у столпа, что у Ризы Господни. В его ж сказке написано: пошёл Никон патриарх по отпусте; в допросе сказал: того де подлинно не помнит. – Архимандрит Дионисий. В сказке Богоявленского архимандрита Киприана анафемы не написано ж. В допросе сказал; про анафему не слышал, потому что стоял де он архимандрит Киприан далеко, а про отпуст сказал – не помнит же. – Киприан архимандрит. В сказке соборного протопопа Михаила клятвы не написано ж. В допросе сказал: клятвы де он Михаил протопоп от патриарха Никона не слышал, а отпуста де обедни того дня не было. – Протопоп Михаил. В сказке Златоустовского игумена Мисаила клятвы не написано. В допросе сказал: клятвы де он Мисаил не слышал. В его же сказке написано: по отпусту патриарх Никон пошёл; в допросе сказал: подлинно де не упомнит. В его ж сказке написано: мантию святительскую и клобук белый Никон патриарх с себя сложил; и в том он игумен Мисаил пред преосвященным собором прощался: написал де он так, забылся; написать де было ему: сак и митру, а прежде сказал: солгал де. – Мисаил игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

168 года, Февраля в 14 день, Михаил, митрополит Сербский, сказал: в прошлом во 166 году, июля в 10 день, с патриархом Никоном служил в соборной апостольской церкви Успения пресвятой Богородицы, служили литургию. И как де после литургии и после отпуску чел патриарх Никон сам поучение, беседы апостольские, и как де кончал поучение, и почал говорить: аз де согрешил, недостоин есмь святительству; и одежду, омофор и сак, с себя сложил. И они ему чину складывать не велели. И патриарх де Никон пошёл в алтарь в одном стихаре к ризнице, и у ризницы стихарь с себя сложил и надел на себя у ризницы чёрный клобук и мантию и клюку взял простую, и придя из алтаря средь церкви, и у соборной де церкви двери заперли, а патриарха Никона, до указа великого государя, из церкви выпускать не стали. И он де митрополит Михаил с властями пошли в верх к великому государю про патриарха известить, что патриарх патриаршество оставил. И великий государь с властями послал в соборную церковь боярина князя Алексея Никитича Трубецкого. И как де боярин князь Алексей Никитич Трубецкой пришёл в соборную церковь со властями и начал у патриарха Никона просить благословенья, и патриарх де Никон боярину князю Алексею Никитичу благословения не подал, а молвил, что он простой чернец, а не патриарх. И говорил де боярин князь Алексей Никитич патриарху Никону: для чего де святительский престол оставляешь? И патриарх де Никон боярину князю Алексею Никитичу говорил: бью де челом я великому государю, чтоб государь меня пожаловал, велел мне жить в пустыни у Воскресенского монастыря. И боярин де князь Алексей Никитич говорил патриарху Никону , чтоб он был патриархом по прежнему и паствы своей святительской не оставлял. И патриарх де молвил: патриархом де быть я не хочу, иду в пустыню ту свою. К сей сказке Михаил, митрополит Сербский, руку приложил. 1660 г., февраля 14. Сказка архимандрита Спасо-Андроникова монастыря Дионисия 168 года, Февраля в 14 день, Всемилостивого Спаса Андроникова монастыря архимандрит Дионисий сказал: в прошлом де во 166 году, Июля в 10 день, на праздник Ризы Господни, служил я архимандрит с патриархом Никоном . И после службы в соборной церкви платье с себя почал скидывать, а подьяконы начали с него платье принимать, понесли в ризницу; а патриарх облёкся в манатью пёструю да в чёрной клобук, и в алтаре писал своей рукой; а что писал, того не ведаю; и после письма отпустил отпуст и чел поучение всему народу; и прочтя поучение, почал с себя платье складывать, а за что платье патриарх складывал, того де не ведаю. То моя и сказка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010