Darrouzès J. (ed.) (1961) Nicétas Stéthatos. Opuscules et lettres. Paris: Le Cerf (SC; 81). Darrouzès J. (ed.) (1996) Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres théologiques, gnostiques et pratiques. Paris: Éditions du Cerf (SC; 51 bis). Declerck J. H. (ed.) (1982) Maximi Confessoris Quaestiones et dubia. Turnhout: Brepols (CCSG; 10). Faizova G. I. (2008) «Strah kak vazhnejshaja harakteristika chelovecheskogo bytija» [«Fear as the Most Important Characteristic of Human Existence»]. Vestnik Bashkirskogo universiteta, no. 3 (13), pp. 628–629 (in Russian). Fatouros G. (ed.) (1992) Theodori Studitae Epistulae. Berlin: De Gruyter (CFHB. Series Bero- linensis; XXXI/2). Feuer I. (ed.) (1965) «Philo Judaeus. Quod deterius potiori insidiari soleat», in Les Œuvres de Philon d’Alexandrie. Lyon: Édition du Cerf, vol. 5, pp. 21–127. Früchtel L., Stählin O., Treu U. (eds.) (1970) «Clemens Alexandrinus. Eclogae propheticae», in Clemens Alexandrinus. Berlin: Akademie Verlag, vol. 3, pp. 137–155 (GCS; 17). Giet S. (ed.) (1968) Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron. Paris: Éditions du Cerf (SC; 26 bis). Gorez J. (ed.) (1966) «Philo Judaeus. De Abrahamo», in Les Œuvres de Philon d’Alexandrie. Lyon: Édition du Cerf, vol. 20, pp. 22–135. Grondijs L. H. (1958) «Der Heilige Geist in den Schriften des Niketas Stethatos». BZ, vol. 51, pp. 329–354. Guillaumont A., Guillaumont C. (eds.) (1971) Évagre le Pontique. Traité pratique ou le moine. Paris: Éditions du Cerf, vol. 2 (SC; 171). Guy J.-C. (2003) «Les apophtegmes des pères. Collection systématique, chapitres X–XVI». Paris: Éditions du Cerf, vol. 2, pp. 14–416 (SC; 474). Hausherr I. (ed.) (1928) «Nicetas Stethatus. Vita Simeonis Novi Theologici», in Un grand mystique byzantin. Vie de Syméon le Nouveau Théologien par Nicétas Stéthatos. Rome: Pontificum Institutum Orientalium Studiorum, pp. 1–230 (OC; 12). Jaeger W. (ed.) (1963) «Gregorius Nyssenus. De instituto Christiano», in Gregorii Nysseni Opera. Leiden: Brill, vol. 8.1, pp. 40–89. Kambylis A. (ed.) (1976) Syméon le Nouveau Théologien. Hymnen. Berlin; New York: De Gruyter (Supplementa Byzantina; 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси: Лингво-текстологические разыскания. М.: Индрик, 2001 (раздел I, часть III: Кириллов канон на обретение мощей Климента Римского , 94–148; раздел IV, часть III: Парафраз произведения большого объема: славяно-русские Псевдо-Климентины, 467–484). «Пастырь» Ермы CPG 1052 (включая папирусы) TLG 1419/1 (Pastor, textus GCS 48), 2–4 (fr.) Издания и комментированные переводы Hermas. Le Pasteur/Texte, intr., trad. et notes par R.Joly. Reimpression avec suppl.: Paris, 1968 (SC 53 bis). Brox N. Der Hirt des Hermas übersetzt und erklart. Göttingen, 1991 (Kommentar zu den Apostolischen Vätern 7). El Pastor de Hermas/Ed. J.J. Ayán. Madrid: Giudad Nueva, 1996 (Fuentes patrísticas 6). Osiek С. The Shepherd of Hermas: A Commentary. Minneapolis: Fortress, 1999. XXI, 292 p. Русский перевод П.А. Преображенского: ПМА1, 223–346. Переизд.: ПМА2; Брюсс. Антол., 165–252, и др. Последнее переизд.: Герма, Пастырь; Диалоги с ангелами. Утерянные евангелия. М.: Вагриус, 2001, 13–168 (Дидахэ на с. 169–184). Исследования Скворцов К. Когда написана книга «Пастырь»? – ТКДА 1872, т. 3, 10, 205–241. Еп. Феофан (Говоров), Затворник. Четыре беседы по руководству книги «Пастырь» Ермы. М., 1892. Отрывки: ЖМП 1973, 2, 32–36; 3, 31–32. Переизд. [под другим названием]: Еп. Феофан Затворник . Толкование на книгу св. Ермы «Пастырь». 1908. (Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни 1999р. 31 с.) (краткое изложение книги). Феогност (Дерюгин), архим. Книга тайновидца Ерма «Пастырь». – ЖМП 1957, 9, 50–53. Giet S. Hermas et les Pasteurs: les trois auteurs du Pasteur d’Hermas. Paris: Presses Universitaires de France, 1963. Pernveden L. The Concept of the Church in the Shepherd of Hermas. Lund: C. W. K. Gleerup, 1966. Reiling J. Hermas and Christian Prophecy: A Study of the Eleventh Mandate. Leiden: Brill, 1973 (N.T. Suppl. 37). X, 197 p. Wilson J.C. Toward a reassessment of the milieu of the Shepherd of Hermas. Its date and its pneumatology. Duke University Durham, NC, 1977 (microfilm). 308 p. [Summary: DA 39, 1978, 326A-327A].

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

35 Ср. и учение святого Иустина, который отрицал ту мысль, “что души умерших праведников вообще непосредственно после смерти удостаиваются небесного блаженства”. Этому он противопоставлял тезис, что «души обыкновенных праведников после их смерти находятся “в лучшей стране” невидимого места — ада». — Оксиюк М. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. С. 27. 36 Правда, Климент придерживался еще и того мнения, что “души умерших праведников на том свете не сразу достигают высшего блаженства они постепенно переходят из низших мест своего пребывания в высшие”. — Оксиюк М. Ф. Эсхатология св. Григория Нисского. С. 111. 37 Идея, что святой Иоанн был Предтечей Господа не только на земле, но и в аду, была достаточно широко распространена у древнецерковных писателей (Тертуллиан и др.). См. Sheerin D. St John the Baptist in the Lower World//Vigi­liae Christianae. Vol.30. 1976. P. 1–22. 38 См. предисловие к изданию, на которое мы и опираемся: Orig–ne. Homilies sur la Gen–se. P. 9–23. 39 Определенное воздействие это сочинение Оригена оказало, в частности, на “Беседы на Шестоднев” святителя Василия Великого. См. предисловие к изданию: Basile de C—sar—e. Homelies sur l’Hexaemeron/Ed. par S.Giet//Sources chrutiennes. 26 bis. Paris, 1968. P. 51–56. Правда, в самом этом произведении встречаются выпады против тех церковных писателей, которые прибегают к неумеренным аллегориям. В этих выпадах издавна видели полемику против экзегетического метода Оригена, но, как показали современные исследователи, подобное мнение не имеет под собой твердого основания. См.: Там же. P. 234–236. Можно предположить, что некоторое воздействие данное произведение Оригена оказало и на святителя Григория Нисского, который дополнил сочинение своего великого брата “Апологетическим рассуждением о шестодневе”, предназначенным для людей образованных. См. Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000. С. 52–53. 40 Предполагается известное различие мира умопостигаемого и мира чувственного, восходящее к традиции платонизма. В сочинении “Против Цельса” Ориген, толкуя 2 Кор 4:17–18, говорит, что умосозерцаемое и умопостигаемое Апостол называет здесь “невидимым” и “веч­ным”, а чувственное — “видимым” и “временным”. См. Orig–ne. Contre Celse. T.III/Ed. par M.Borret//Sources 147. Paris, 1969. P.228. По мнению одного западного исследователя (см. Norris R.A. God and World in Early Christian Theology. A Study in Justin Martyr, Irenaeus, Tertullian and Origen. London, 1965. P. 116), Ориген здесь утверждает согласие Апостола с Платоном. Однако для Оригена, как и для всех христианских богословов, умопостигаемое и чувственное относятся к сфере тварного бытия, несопоставимого с Творцом, — мысль, не характерная для античного языческого мировосприятия. См. об этом у святителя Василия Великого: Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. I. М., 1991. С. 10–11.

http://pravmir.ru/ekzegeticheskie-trudyi...

Diekamp, F. (ed.), Doctrina patrum de incarnatione verbi, 2nd edition with revisions by B. Phanourgakis and E. Chrysos (Münster, 1981). Disypatos, D. – see Tsames. Dodds, E. R. (ed.), Proclus, The Elements of Theology, 2nd edition (Oxford, 1963). Dragas, G. D., «La doctrine de la creation d " après l’Hexäémeron de saint Basile le Grand,» Istina 28 (1983) 282–308. Ehrhard, A., Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche von den Anfangen bis zum Ende des 16. Jh., 3 vols. (tu 50–52; Leipzig, 1937–1952). Eustratiades, S., «Νικδημος γιορετης.» Μακεδονικ 1 (1940) 38–57. Fyrigos, A., «La produzione letteraria antilatina de Barlaam Calabro,» ocp 45 (1979) 114–144. Giannelli, C., «Un progetto di Barlaam Calabro per 1 " unione delle Chiese,» Miscellanea Giovanni Mercati (Studi e testi 123; Vatican City, 1946) 3:157–208. Giet, S. (ed.), Basile de Césarée, Homélies sur l’Hexäémeron, 2nd edition (sc 26bis; Paris, 1968). Glabinas, A., «ν γνωστον ν πολλος χειργραφον ργων Γρηγορου το Παλαμ. κδιξ 138 τς . Μονς γας Τριδος Χλκης» (Thessalonica, 1976) 296–305. Gouillard, J., «Le Synodikon de l " Orthodoxie, Édition et Commentaire,» Travaux et mémoires 2 (1967) 1–316. -------, Petite philocalie de la prière du cœur (Paris, 1953). -------, «L " interprétation de Genèse 1,1–3 a l " époque byzantine» in In principio: Interprétations des premiers versets de la Genèse (Paris, 1973). Goulet, R., Cléomède, Théorie élémentaire (Histoire des doctrines de l’antiquité classique 3; Paris, 1980). Gregoras, N. – see Beyer, Leone. Gregory the Sinaite – see Balfour. Harlfinger, D., and J. Wiesner, «Die griechischen Handschriften des Aristoteles und seiner Kommentatoren,» Scriptorium 18 (1964) 238–257. Heiberg, J. L. (ed.), Anonymi logica et quadriuium cum scholiis antiquis (Det Kgl. Danske Videnskabernes Selskab. Historisk-filologiske Meddelelser 15.1; Copenhagen, 1919). Hero, A. C., Letters of Gregory Akindynos (cfhb 21 (Series Washingtonensis-Dumbarton Oaks Texts 7); Washington, D.C., 1983).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Vat., 1943; Da Bra G. Studio su S. Ippolito dottore. R., 1944; Connolly R. H. New Attributions to Hippolytus//JThSt. 1945. Vol. 46. N 2. P. 192-200; Bellet P. Fragmentos desconocidos de Hippólito de Roma en la tradición copta//Sefarad. Madrid, 1946. Vol. 6. N 2. P. 355-361; Lengeling E. Das Heilswerk des Logos-Christos beim hl. Hippolyt von Rom. R., 1947; Nautin P. Hippolyte et Josipe: Contribution a l " histoire de la littèrature chrétienne du troisième siècle. P., 1947; idem. Hippolyte: Contre les hérésies: Fragment. P., 1949; idem. Le dossier d " Hippolyte et de Méliton. P., 1953; Bardy G. L " énigme d " Hippolyte//MSR. 1948. Vol. 5. P. 63-88; Giet S. Le texte du fragment contre Noët//RSR. 1950. Vol. 24. N 3/4. P. 315-322; Richard M. Comput et chronographie chez St. Hippolyte//MSR. 1950. Vol. 7. P. 237-268; 1951. Vol. 8. P. 19-50; idem. Quelques nouveaux fragments des Pères anténicéens et nicéens//Symbolae Osloenses. 1963. Vol. 38. P. 76-83; idem. Une paraphrase grecque résumée du Commentaire d " Hippolyte sur le Cantique des Cantiques//Le Muséon. 1964. Vol. 77. P. 137-154; idem. Les fragments de Commentaire de S. Hippolyte sur les Proverbes de Salomon//Ibid. 1965. Vol. 78. P. 257-290; 1966. Vol. 79. P. 61-94; 1967. Vol. 80. P. 327-364; idem. Hippolyte de Rome//DSAMDH. 1969. T. 7. Pt. 1. Col. 531-571; idem. Un fragment inédit de s. Hippolyte sur Genèse 4. 23//Serta Turyniana: Studies in Greek Literature and Palaeography in honor of A. Turyn/Ed. J. L. Heller et al. Chicago; L., 1974. P. 394-400; idem. Le comput pascal par octaétéris//Le Muséon. 1974. Vol. 87. P. 307-339; idem. Les difficultés d " une édition des œvres de s. Hippolyte//StPatr. 1975. Vol. 12. P. 51-70; Hamel A. Kirche bei Hippolyt von Rom. Gütersloh, 1951; Mari è s L. La Messie issu de Lévi chez Hippolyte de Rome//Mélanges J. Leberton. P., 1951. T. 1. P. 381-396. (RechSR; 39); Pedicini C. Il significato politico della eschatologia di Ippolito di Roma//Annali d. Facoltà di Lettere e Filosofia d. Univ.

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

3. Разделение Каппадокии. Зимой 371/2 г. ( Gain. P. 306. Not. 78) имп. Валент предпринял разделение пров. Каппадокия на 2 части - Каппадокию I (со столицей в Кесарии) и Каппадокию II (со столицей в г. Тиана). Это решение привело к утрате экономического и политического влияния Кесарии на значительной территории провинции, вслед. чего прекратились общественные собрания на главной городской площади, закрылись уч-ща. Знатные горожане, имевшие отношение к управлению городом, либо подверглись преследованиям, либо сами покинули Кесарию ( Basil. Magn. Ep. 74. 3); город лишился управления (Ep. 76). Обращения В. В. к высоким чиновникам с просьбой отговорить императора от принятого решения были тщетными (Ep. 74. 2; 75, 76). Вслед за адм. разделением произошло деление церковной юрисдикции - в Тиане возникла новая кафедра во главе с еп. Анфимом, к-рый начал претендовать на главенствующую роль в своей области и создавать препятствия для церковной деятельности В. В., последний придерживался старого порядка и не признавал деления епархии. Из-за этого между епископами произошел конфликт. Сторонники Анфима, подозревая В. В. в еретических взглядах, даже дерзнули напасть на святителя в предгорьях Тавра, когда он ехал к часовне св. Ореста, и отобрали у него мулов ( Greg. Nazianz. Or. 43. 58. 3-7; Basil. Magn. Ep. 97). В. В. совершил неск. епископских хиротоний на новые кафедры для увеличения числа епископов, подчиненных возглавляемой им первенствующей кафедре ( Greg. Nazianz. Or. 43. 59. 1). Незадолго до Пасхи 372 г. Григорий Богослов был поставлен на кафедру захолустного мест. Сасима, а брат В. В. Григорий - в городок Нисса, чем святитель подверг свои с ними отношения серьезному испытанию. Григорий Богослов очень остро переживал лишение его возможности предаваться уединенной жизни ( Greg. Nazianz. Or. 18. 37; Giet. 1941. Sasimes). Подобным же образом во епископа г. Икония был рукоположен (374) верный ученик В. В., двоюродный брат свт. Григория Богослова Амфилохий ( Basil. Magn. Ep. 161; Попов. С. 29), способствовавший проведению церковной политики В. В. во вверенной ему обл. Ликаонии ( Basil. Magn. Ep. 190, 200). Позднее, при имп. Феодосии I Великом, в 382 г., Каппадокия была объединена, но ненадолго ( Gain. P. 309).

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

16 Bas. Caes., in Hex. II, 6: Giet 1968, p. 168 (E2) (см. особ, примечание Жиэ, ср. Taylor 1997 (F)). 17 Откуда, собственно, и пошло именовать его Бардесаном или даже «Вардесаном». Само по себе имя Бар Дайсана образовано от названия реки и означает «сын реки Дайсан». 23 BHG 246; CPG 3951; Mercati 1915, р. 143178 (С 1). Assemani 17321746, р. 289296 (С 1). Статью об этом памятнике опубликовал доминиканец О. Руссо: Rousseau 1958, р. 7390 (F). 26 Дьяконов 1918 (Я); Fiey 1962 (Я). В египетском монастыре Сирийцев (Dayr el-Suryani) и поныне растёт дерево, посаженное, по преданию, Мар Афремом. Это предание, разумеется, позднего происхождения. 28 Scher 1908 (Е 2); ср.: Ortiz de Urbina 1965, § 67 (Н); Brock 1992а, р. 41 (F); Baumstark 1927, S. 136 (Н). 33 В основном они касаются списка грехов. Например, грех «уныния» упоминается только в тексте, правленном справщиками патр. Никона. 43 Термин, используемый в истории еврейского стихосложения. Был применён к Ефрему Дж. Гуинном: Gwinn 1898, р. 148149 (D 4). См. также Petersen 1985b (F). 46 Ср. Beck 1961b: DeF, IX, 16 (D3.3): «Способный к исследованию (aqqeb) содержащим испытуемое соделовается/...Аще кто Сына и Отца испытует, больше Них себя творит!/Да не будет сего, и проклято есть, когда исследуются Отец и Сын,/Прах же и пепел возносятся». Ср.: Brock 1992а, р. 27 (F). 53 Литература о таргумах и их традиции необозрима в пределах одного примечания. Достаточно указать на Brock 1988, р. 8798 (Н). Проблемой соотношения таргумов и сирийской традиции занимался А. Выыбус, многие вопросы обобщены X. Драйверсом: Drijvers 1985, р. 88102 (Н); idem 1992, р. 124146 56 Это святой мученик был убежденным субординационистом в богословии и ученым библеистом: Altaner, Stuiber 1978, р. 214–215 (ff); Bardy 1936 (Н) 61 По сирийскому христианству на территории Ирана до сих пор сохраняет актуальность монография Лабура: Labourt 1904 (H); дополнительно см. Fiey 1970 (H); Brock 1982 (H) 63 Воззрения Бар Дайсана восстанавливаются по его сочинению Книга законов [разных] стран ( ). См. Drijvers 1965 (Е 2)

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

-. Homilia adversus eos qui irascuntur. PG 31.353–372. -. Homilia exhortatoria ad sanctum baptisma. PG 31.424–444. -. Homilia in principium proverbiorum. PG 31.385–424. -. “Homiliae in Hexaemeron”, 86–522 in S. Giet, ed. 1968. Basile de Césarée. Homélies sur l’hexaéméron, 2 nd edn. Sources chrétiennes 26 bis. Paris: Éditions du Cerf. -. Homiliae in Psalmos. PG 29.206–494. -. Homiliae super Psalmos. PG 31.385–424. -. Oratio I. PG 85:27–38. -. Quod Deus non est auctor malorum. PG 31.329–353. -. Quod rebus mundanis adhaerendum non sit. PG 31.1857–1866: 540–564. -. Sermones de moribus a Symeone Metaphrasta collecti. PG 32.1116–1381. Vasilii Velikii, svt. 2008. Tvoreniia (Work’s). 2 vols. Vol. 1, 2. Moscow: Sibirskaia Blagozvonnitsa. -. 2012. O Kreschenii (About Baptism). Moscow: Sibirskaia Blagozvonnitsa. Basilius Seleuciensis, Scr. Eccl. Sermones XLI. PG 85.28–474. Chrysippus, Phil. “Fragmenta logica et physica”, 1–348 in J. von Arnim, ed. 1903. Stoicorum veterum fragmenta. 3 vols. Vol. 2. Leipzig: Teubner. Clemens Alexandrinus, Theol. “Protrepticus”, 52–193 in C. Mondésert, ed. 1949. Clément d’Alexandrie. Le protreptique. 2 nd edn. Sources chrétiennes 2. Paris: Éditions du Cerf. Flavius Justinianus, Imperator, Theol. “Edictum contra Origenem”, 68–118 in M. Amelotti, L. M. Zingale, eds. 1977. Scritti teologici ed ecclesiastici di Giustiniano. Milan: Giuffre. Gregorius Nazianzenus, Theol. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11). PG 35. 832–841. -. Ad patrem (orat. 12). PG 35.844–849. -. Apologetica (orat. 2). PG 35.408–513. -. Carmina de se ipso. PG 37.969–1029, 1166–1452. -. Carmina dogmatica. PG 37.397–522. -. Carmina moralia. PG 37.521–968. -. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4). PG 35.532–664. -. “De Filio (orat. 30)”, 22–29 in H. M. Werhahn, ed. 1953. Gregorii Nazianzeni. Singrizis bion (A comparison of the lives of). Klassisch-philologische Studien 15. Wiesbaden: Harrassowitz. -. “Epistulae theologicae”, 36–94 in P. Gallay, ed. 1974. Grégoire de Nazianze. Lettres théologiques. Sources chrétiennes 208. Paris: Éditions du Cerf.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

11 См. толкование: “Попечение Божие о ревнителях правды, истинной веры и благочестия, испытываемое ими среди гонений, откроется во всей силе тогда, когда они получат царство славы и прекрасный венец от руки Господа. Так, наступит для них время, когда они восторжествуют над своими врагами, достигнут преобладания над язычниками, когда водворится на земле Царство Божие, Царство истинной веры, и они в этом Царстве свободно и мирно будут исповедовать свою веру и за подвиги самоотвержения украсятся прекрасным венцом, то есть сподобятся необыкновенной чести”. – Нечаев В. Толкование на паремии из Книги Притчей и из Книги Премудрости Соломоновой. М., 1888. – Сс. 293–294. Преподобный Неофит, в отличие от подобного толкования, мыслит это Царство не на земле, а как Небесное. 13 В древнецерковной письменности первым употребил это выражение Ориген , обозначивший им Господа нашего Иисуса Христа (t9of6wq @adutonka9i _an0esperon). См. LampeG. W. H. Указ. соч. – Р. 137. Вполне возможно, что преподобный Неофит подразумевает тот горний и вечный Свет, который был в начале сотворения мира и будет светить для праведников в конце мира. Ибо, по словам святителя Василия Великого , “Писание знает невечерний, вечный и нескончаемый День (_an)esperonka9i _adi)adoconka9i _atele)uthtont9hn +hm)eran; этот День в контексте рассуждения святителя Василия тождественен свету. – А. С.) – тот День, который назван Псалмопевцем «восьмым», потому что находится вне седмичного времени сего”. – BasiledeC–sar–e. Homålies sur l’Hexaåmåron/Ed. par S. Giet//Sources chråtiennes. ¹ 26 bis. Paris, 1968. – Рр. 182–184. 14 Этим выражением (t6wnye)iwnyr)onwn) и подобным ему в святоотеческой письменности обычно обозначались чины ангельской иерархии. См., например, у святителя Кирилла Иерусалимского : “видят Его (Бога – А. С.) Ангели, сколько вместить могут, и Архангели, сколько возможно для них, также Престолы и Господствия видят Его, хотя больше первых, впрочем меньше, нежели сколько должно”. – Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. – С. 75.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

41 F. Drasekë in “Gesammelte patrlstische Untersuchungen», Altona, 1889, 169—207. 42 Le Bachelet, op. cit. col. 2164. 43 См. Архим. Киприан (Керн): «Антропология Св. Григория Паламы». УМСА – PRESS, Париж, 1950, стр., 139—144. 44 «Против Ариан», I, 14. 45 Ibid. I, 17. 46 Ibid. I, 20. 47 «Против Ариан», I, 22. 48 «Против Ариан», I, 39. 49 Ibid. II, 45. 50 Ibid. II, 46. 51 «Против Ариан», II, 47. 52 Ibid. II, 57. 53 Ibid. III, 1.4. 54 «Против Ариан», III, 30. 55 Ibid. III, 20. 56 Его можно найти и у писателей раннего христианства: Татиан, «Против язычников», 5; Ориген, «Против Целса», I, 3; VIII, 67; чтобы не говорить о позднейших. 57 Н. Е. II, 6. 58 Выражение церковного историка Сократа. Н. Е. II, 41. 59 Metaphys. V, 16. 60 Болотов, op. cit., 39—40. 61 «О Соборах», 26. 62 Ibid., 25. 63 Ер. I, 1. 64 J. Lebon, Introduction. Lettres a Serapion. S.CH. 15, Paris, 1947, pp. 31—39. 65 Stricken, op. cit. 66 Ер. 1, 10—12. 67 P.G. 25, 685—90. 68 Ер. 8 и 13. 69 «The festal letters of Athanasius, discovered in an ancient syriac version». London, 1848. 70 T. Vll 1. — Roma, 1863. 71 P.G. 26, 1351—1432; 1431—44. 72 A. Puech: “Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. III, p. 313. 73 cf. A. Puech: «Histoire de la limmйramure grecque chrйmienne», t. Ill, pp. 261—262. 74 Stanislas Giet: «Homйlies sur l.Hexaйmйron». SCH. 26. Paris, 1950, pp. 5-.69. 75 Cruicë “Essai critique sur l " Нехайтйгоп de Saint Basile», Paris, 1844. 76 Kari Gronau; «Posidonius, eine Quelle fьr Basilius " Hexahemeron», Braunschweig, 1912; «Posidonius, und die jьdischchrismliche Genesis-Exe-gese», Leipzig-Berlin, 1914. 77 J. Levië «Les sources de la VII et de la VIII homйlies de Saint Basile sur l " Нехайтйгоп». Musйe belge, 1920, pp. 113—149. 78 «Contra Julianum», I, 16. 79 См. между прочим: проф. А.А. Спасский, «Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия. Библиографическая справка», в «Богосл. Вестн». 1900, сентябрь, стр. 79—106. 80 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т, 1, стр. 365.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

   001    002    003    004    005    006   007     008