Из евангельской притчи мы узнаем, что «был нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его» ( Лк. 16:20–21 ). Богач не знал жалости. Он заботился только о том, чтобы напитать утробу своих ненасытных гостей, а для бедного человека Божия у него ничего не нашлось. Несчастного Лазаря жалели и утешали лишь псы. Господь показывает нам столь разительный контраст не только потому, что видел его во дни Своей земной жизни. Он знал, что эта несправедливость гораздо сильнее будет терзать всякого человека, любящего добро, стремящегося к правде, и в наше время. Если так противоположны были богач и бедняк Лазарь в древности, то еще гораздо более велика пропасть между нищими и людьми, живущими в роскоши, сегодня. Теперь речь идет не о единицах, но о целых группах людях. Мы знаем, что в центре богатейших, огромнейших городов Америки и Англии живут миллионеры, подобные евангельскому богачу. А вокруг – бесконечные трущобы, заселенные бедняками, больными, погибающими в нищете. Как относился нищий Лазарь к своему положению? Он не роптал на Бога, не призывал на богача громы небесные, но страдал и терпел безропотно, неся свой тяжкий крест. Так ли настроены нынешние безработные? Нет, они озлоблены, их сердца полны ненависти и вражды против несправедливости. Они совершают преступления, грабят богатых, восстают против них. Господь Иисус Христос предвидел этот ужасный контраст между нищетой одних и безмерным богатством других, когда говорил притчу о Лазаре. Умер богач, и похоронили его пышно, с почестями. Умер и нищий, которого люди презирали, и его закопали без всякого почета. Но так происходит у людей, у Бога же все наоборот,– Ангелы похоронили его и перенесли его из юдоли горя в вечную радость. А что стало с богачом? Он попал в ад и там претерпевал несказанные мучения. Страдая, он «поднял глаза, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» и воскликнул: «Отче Аврааме, умилосердись надо мной и пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» ( Лк. 16:24 ). Вот когда вспомнил он о Лазаре и понял, как тот велик в очах Божиих. Теперь он мечтает только о том, чтобы Лазарь омочил конец своего пальца в воде и прохладил его язык. Но поздно, слишком поздно! И «Авраам сказал: Чадо, вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь – злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк. 16:25 ). Разве это не справедливо? Разве это не великое правосудие Божие? Разве не должны мы получить воздаяние от Бога в жизни вечной? Разве люди, стремящиеся к добру, возлюбившие Христа, пошедшие за Ним по пути страшных страданий, не заслужили вечного покоя? Вечная святая правда заключается в Божием Суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

– Казалось бы так с вашей именно точки зрение... Но ведь дело-то в том, что первый человек вышел из рук Творца своего не бессмысленным младенцем и не животным какой-нибудь высшей породы, способным изобрести язык, а мужем совершенным по разуму, чувству и воле, истинным образом и подобием Божиим... Несообразно было бы ни с всемогуществом, премудростью и благостью Творца, ни со свойствами самой души человеческой такое совершеннейшее существо видимого мира, господина всей твари этого мира, поставить во вселенной без умение выражать свои мысли и чувства в словах, также, как и мы их выражаем. Посмотрите на немого, не страдалец ли он на земле? Не жалкое ли он существо среди нас? Неужели же Господь Бог мог ввести Адама в рай именно таким немым? Нет! Слово Божие на первых же страницах своего повествования о Боге, мире и человеке показывает нам, что человек введен был в рай с совершеннейшею способностью говорить. Введя его в рай, Господь повелел ему дать имена всем животным и всем птицам для того, чтобы, как замечено в книге Бытия, «как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей». И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым. Если он мог понять повеление Божие и исполнять волю Божию в самый же первый день своего появление на земле, то как же, по-вашему, он изобрел язык в течение многих веков, заимствуя его у животных и птиц, у воя ветра, раскатов грома, шелеста листов и т.д.? Но и этого еще мало. Та же книга Бытия повествует, что, когда создана была первая жена, Адам, увидевши ее, сказал, «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа своего». Как вы об этом думаете, что это такое? – лепет младенца, бессмысленные звуки в подражание мычанию коровы или ржанию лошади, ваши выкрикивание по-звериному и выражение своих ощущений междометиями, или же это настоящая, действительная, полная глубокого смысла, мудрая и многознаменательная речь человека в совершенстве владеющего даром слова? А ведь и это случилось в тот же самый шестой день мироздание, в который и сам Адам появился на свет Божий...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Книга вторая О Ное и ковчеге 1. Ной был человек добрый, истинный любитель высшего благочестия и славу в этом предпочитавший всему (ср.: Быт. 6, 9 ). Поскольку же был славен, обращал на себя общее внимание, весьма знаменит был и известен, будучи увенчан высшими похвалами, то по справедливости был предметом удивления. Итак, речь наша обращается к нему, и мы, полагая в совершившемся относительно его как бы какое изображение и прообраз спасения чрез Христа, немало, думаю, принесем пользы читателям. Будем же разъяснять, насколько возможно, в отдельности все, до него касающееся, уменьшая грубость исторического смысла и совершившееся в действительности искусно возводя к духовному созерцанию. 2. От Адама, после убиения Авеля, родился Сиф, от Сифа же Енос, который «начали призывать имя Господа» своего ( Быт. 4, 26 ): ибо Енос от современников своих назван был богом. Удивившись величию присущей ему праведности, они наименовали его богом, думая, что такое наименование более всего приличествует добродетели этого мужа. От Еноса же, названного богом, произошли другие, после которых произошел и Ламех, отец Ноя, оказавшийся пророком при рождении сына, подобно тому как и Захария при рождении блаженного Крестителя. Ибо Ламех наименовал сына своего Ноем, что значит «успокоение», если перевести это слово на наш язык. Как бы представляя причину такового названия, Ламех говорит: «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» ( Быт. 5, 29 ). При таких-то светлых и весьма блестящих надеждах предвозвещено было древним рождение Ноя. И он был десятый от Адама, если вести родословие чрез Сифа, и достиг того, что происшедшие от Еноса, прозванного богом, от всех названы были богами. Но " Ною было, – сказано, – пятьсот лет и родил Ной...: Сима, Хама и Иафета» ( Быт. 5, 32 ). И Сим, если перевести это слово с еврейского на греческий язык, означает «совершенство» или «растение», Хам же – «теплоту», а Иафет – «широту». Затем Священное Писание говорит: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Корсунского нимало не подрывает отзыва о проповедях Филарета автора Русского проповедничества (393–396); они стояли в связи только с умственною жизнью современной Филарету интеллигенции, и он ставил задачею своей проповеднической деятельности призывать современников к «основательному, чистому, возвышенному, благочестивому размышлению» 75 . Обсудив проповедь схоластическую, мы видим, какое значение для проповеднической народности имеет духовная опытность, без которой и современность не имеет надлежащей жизненности, – мы видим, чего не может придать проповеди сама по себе современность; чтобы видеть, какое значение в проповедничестве имеет современность для духовной опытности и что именно она придает проповеди, мы представим себе проповедь, в которой евангельская истина раскрывается опытным путем, но которой недостает народности и современности. Такова и есть проповедь аскетическая. Легко видеть, что как, с одной стороны, без наличности духовной опытности народность в собственном смысле не может дать проповеди евангельской жизненности, так, с другой стороны, и духовной опытности проповедника недостаточно для того, чтобы его проповедь была живым словом: для этого она должна быть словом народно-современным. Чтобы убедиться в этом, достаточно припомнить первый пункт, указанный выше в понятии народности – это народность языка. Прекрасны проповеди св. Ефрема Сирина , но для русского человека они совершенно непонятны: они доступны нам только в переводе на русский язык. Весьма уместно в данном случае припомнить наставления ап. Павла в 1Kop. XIV : кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом... Если вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер... Но очевидно, что для действенности проповеди необходим понятный для слушателей язык не в буквальном только смысле этого слова, а и в переносном – речь, близкая к душе каждого, приспособленная к его состоянию, положению, его интересам, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Кто хочет обуздать свой язык, могу дать следующий совет: если вы чувствуете, что ваша речь касается чего-то раздражающего вас или греховного, осуждающего ближнего, то резко начинайте говорить медленно. Когда человек говорит медленно, то ему легче контролировать свои эмоции и обуздывать их в словах и помыслах. Контролируя свои глаза, уши и свой язык, мы приводим душу в равновесие и избегаем многих падений. ВОПРОС: Что происходит с человеком после его смерти? ОТВЕТ: Над ним совершается Частный Суд. В Писании говорится о частном суде, который следует вскоре после физической смерти человека: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его. Минутное страдание производит забвение утех, и при кончине человека открываются дела его» ( Сир.11,26–27 ). В Новом Завете тоже говорится о том, что сразу после смерти вскоре следует частный суд. Сказано: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9,27 ). Этот суд называется частным, потому что не всеобщий и не окончательный, так как по Воскресении тел будет всеобщий Страшный Суд. В самый момент смерти душу окружают или ангелы или демоны, в зависимости от того, примирилась душа с Богом или нет. О бедном Лазаре сказано: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово…» ( Лк.16,22 ). Про беспечного богача сказано: «… безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя… » ( Лк.12,20 ). Дословный перевод с греческого: «душу твою требуют назад», т.е. требуют бесы назад, к прежним грехам, т.е. в ад. Для многих неверующих мир за гробом окажется ужасной неожиданностью. Их души будут объяты вечным ужасом! И это никогда не прекратится… Частный суд определяет, где душе находиться до дня всеобщего Воскресения тел. Отцы учат: грешил человек в теле, и отвечать будет в теле. Т.е., частный суд определяет душу или в преддверие рая, или в преддверие ада, но эта участь может быть и пересмотренной в день всеобщего Страшного Суда. Поэтому мы и молимся за усопших. Если бы их судьба решалась сразу и окончательно после смерти тела, то и молиться за них было бы бесполезно. Да! Со своей стороны, умершие уже ничего изменить в своей судьбе не могут. Но призваны стремиться помочь им. Сказано об Иуде Маккавее: «ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, – какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12,44–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Лк.1:63 .  Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. Захария – вероятно, знаками – потребовал себе дощечку для письма; такие дощечки обыкновенно покрывались легким слоем воска и для писания на них употреблялись тонко заточенные палочки; и написал такие слова (в русском переводе выражение λγων, т.е. «такие слова» – ср. 4Цар.10:6 – оставлено без внимания). «Иоанн есть ( στ – в русском переводе опущено) имя ему». Захария объявляет, что имя у младенца уже есть – оно дано ему Самим Богом (стих 13). Это неожиданное совпадение имен, желаемых отцом, с одной стороны, и матерью – с другой, повергло спрашивавших в изумление. Лк.1:64 .  И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. В этот момент разрешилась немота Захарии, конечно, по особому чудесному действию Божию: пророчество о рождении сына у Захарии теперь исполнилось – и имя младенцу было уже дано согласно с предсказанием Ангела (стих 13). Поэтому наказание с Захарии должно было быть снято, как и предсказано в 20-м стихе. Точнее данный стих нужно перевести так: «открылись ( νεχθη) тотчас уста его, и разрешился (здесь, очевидно, опущен глагол λθη) язык его:». «Благословляя Бога». Здесь евангелист имеет в виду не то благословение, которое воссылал Захария в своей, следующей дальше песни, а то славословие, какое излилось из его уст тотчас по разрешении его немоты. Если бы Захария сказал в это время свою далее приведенную пророчественную речь о своем сыне, то чего бы присутствовавшим и другим, услышавшим о происшедшем при обрезании, выражать недоумение о будущей судьбе новорожденного младенца (стих 66)? Лк.1:65 .  И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Лк.1:66 .  Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. Страх во всех жителях горной иудейской страны произвела необычайность совершившихся в семье Захарии происшествий: все понимали, что тут действовала высшая, божественная, сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Между тем приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным. Кто почувствует себя таким, тому некогда будет судить других. Только и речей у него будет: «Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!» ( 107, 169–170 ). Ученики Господа срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное и на вид, и по существу своему; между тем фарисеи не утерпели и укорили их (Лк. б, 12). Что заставило их поднимать об этом речь? На вид – неразумная ревность, а в существе – дух пересудливости. Этот дух за все цепляется и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это немощь, в большей или меньшей степени почти общая у людей, не внимающих себе. Словом не всякий выскажет пересудливые мысли, но редкий от них удерживается. Кто-то приступает к сердцу и разжигает его на пересуды – оно и источает их. Но в то же время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении. Он как будто затем и судит, и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хотя бы и неправыми. Праволюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить; он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет такого важного, ужасающего характера, как тебе показалось с первого раза. Святитель Феофан Затворник ( 107, 344–345 ). ...Следует вспомнить евангельского богача, который «в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» ( Лк. 16, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Между тем, Феофилакт переводит этот ответ Иисуса иначе. «Господь говорит: " Я говорю вам то, что и в начале " » (Толкование на Иоанна, с. 209). По переводу епископа Михаила, Иисус сказал им: «Прежде всего, я то, что и говорю вам» (Толковое Евангелие. 3. С. 262). А по мнению Иоанна Златоуста, ответ Иисуса значит вот что: «Вы недостойны даже слушать слова Мои, не только знать, кто Я, потому что вы все говорите с намерением искусить Меня и нимало не внимаете словам Моим» (Беседы на Евангелие от Иоанна. 59). Евфимий Зигабен понимал этот стих так же, как и Иоанн Златоуст: «Это все равно, если бы Иисус Христос сказал так: совершенно излишне даже и то, что Я говорю вам; вы недостойны никакого слова, как искусители» (Толковое Евангелие от Иоанна. С. 136). К. П. Победоносцев в своем переводе «Нового Завета» на русский язык переводит слова Господа так: «Я начало, как и говорю вам». Таким образом, ни один из этих переводов не согласуется с синодальным переводом на русский язык. Какой же перевод надо считать правильным? Чтобы ответить на этот вопрос, надо иметь в виду, что в Своей речи Христос высказал фарисеям много горькой правды о них же самих, и даже назвал их сынами диавола, исполняющими похоти отца своего. И эта горькая правда, эти слова, которые должны были показаться оскорбительными для гордых сынов Авраама, были встречены ими лишь с язвительной насмешкой: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? (Ин. 8, 48). Но когда Христос в конце этой беседы сказал: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин. 8, 58), то есть когда Он назвал Себя Вечносущим, или Богом, то фарисеи бросились к сложенным в кучи камням, чтобы ими казнить Его. Между тем, после ответа Иисуса на вопрос — кто же Ты? — фарисеи не только не прибегли ни к какому насилию, но даже ничем не помешали Ему продолжать Свою речь. А из такого поведения врагов Христовых вслед за ответом Его на вопрос — кто же Ты? — надо заключить, что самый ответ не содержал в себе ничего такого, что могло бы вызвать взрыв негодования со стороны фарисеев. Если бы Господь отвечал на этот вопрос так, как сказано в русском синодальном переводе (Я —

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Мих.6:13 .  то и Я неисцель­но по­ражу тебя опустоше­нием за грехи твои. Пророк в прямой форме выражает то, что в Мих.6:10–11 выражено в форме вопросительной. Речь идет о жителях города, с которым суд у Господа Иерусалима или Самарии. Вместо слов «так как богачи его исполнены неправды» в слав. согласно с LXX-ю читается: «от них ж ( ξ ν) богатство свое нечестия наполниша»; LXX связали ст. 12-й с предыдущим: «от них же» – от неправильных мер и весов. – «Язык их есть обман (remijjah) в устах их»: в слав. «язык их вознесеся во устех их», так как LXX существ. remijjah приняли за форму гл. rum поднимать. – «Я неисцельно (hakkothecha) поражу тебя» (hechelethi): в слав. «и аз начну поражати тя»; LXX вместо второго глагола (chalal поражати), синонимического с первым (nachah – поражать), читали hachilothi от chalol начинать, каковое чтение принимают и новейшие комментаторы. Форму haschmem (неопред. от schamem – быть немым, опустошенным) LXX перевели изъявит. накл. φανι, слав. «погублю». Мих.6:14 .  Ты будешь есть, и не будешь сыт; пустота будет внутри тебя; будешь хранить, но не убережешь, а что сбережешь, то пред­ам мечу. Мих.6:15 .  Будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь. Пророк разъясняет, в чем будет состоять наказание народа. Причиной бедствий, по смыслу ст. 14–15, будет служить нашествие неприятелей. Пророк, таким обр., повторяет угрозы, высказанные уже Моисеем ( Лев.26:26, 28:33, 39, 40 ). Текст греч. и слав. имеют в ст. 14–15 отступления от подлинника. Вместо слов «пустота (jeschacha) будет внутри тебя» в слав. «и померкнет в тебе, и совратишися»; LXX, вероятно, вместо jeschacha читали сходное jecheschach (от chaschach меркнуть), а гл. vethaseg (рус. будешь хранить, от nasag укрывать, удалять); перевели словом е κνεσει или, как во многих рукописях, κνεσεις уклониться, совратиться. В конце ст. 15-го в слав. т. читается предложение: «и погибнут законы людий моих»; это предложение не имеет для себя соответствия в подлинном тексте, полагают, что оно возникло из ошибочного чтения начала ст. 16-го veischthammer chukkoth amri, сохранил обычаи Амврия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.24:7.   Востанет бо язык на язык, и царство на царство…, ибо восстанет народ на народ, и царство на царство… народы, союзные с римлянами, — на народы, союзные с иудеями, и царства, помогающие римлянам, — на царства, помогающие иудеям: поэтому и войны их будут жестоки. Мф.24:7.   И будут глади и пагубы и труси по местом …, и будут глады, моры и землетрясения по местам; т.е. в Иудее. У Луки (21, 11) присоединяется: «страхования же и знамения велия с небесе будут» , чтобы иудеи знали, что все это будет по гневу Божию, и понимали, что они терпят это за убиение Христа. Мф.24:8.   Вся же сия начало болезнем , все же это начало болезней. начало бедствий и тех несчастий, которые угрожает иудеям. Мф.24:9.   Тогда предадят вы в скорби …, Тогда будут предавать вас на мучения… тогда, т.е. прежде восстания. К этому времени сводят эту речь слова евангелиста Луки (21, 12), который поясняет: «прежде же сих всех возложат на вы руки своя и ижденут, предающе на сонмища и темницы, ведомы к царем и владыкам, имене Моего ради» . Прежде всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое. Действительно, весьма много бедствий причинили тогда, после Вознесения Спасителя на небо, апостолам иудеи, передавая иногда их для наказания начальникам синагоги, а иногда отводя к царям, например, к Ироду, Агриппе и др., кроме того — к игемонам, военачальникам, проконсулам и градоначальникам, как повествует книга Деяний апостольских. Мф.24:9.   И убиют вы… ; Это говорит только относительно тех, которые были убиты по злобе иудеев, например, Стефан, Иаков, брат Иоанна и др. Мф.24:9.   И будете ненавидими всеми языки имене Моего ради , и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; т.е. родителями, родственниками, друзьями, единоплеменниками, своими, чужими, начальниками, подчиненными, — одним словом, всеми, чуждающимися проповеди. После печального предсказания тотчас присоединил и утешение: ради Меня, — потому что такое значение имеют слова: «имене Моего ради» . И действительно, великое утешение было для учеников страдать за Него…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010