2). Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. «Явным доказательством здравого ума и совершенной души служит отсутствие в речи пустых слов, вернее воздержание при любых обстоятельствах от чрезмерной болтливости; скорее, (следует) вести речь полную достоинства, уметь прославлять и хвалить. Самое подобающее приобретение для избравших благую жизнь, – способность изрекать мудрость. Ибо для святых является позорным говорить глупое. Им совершенно несвойственно балагурство, вернее сквернословие, которое, как говорит премудрый Павел, не прилично» ( Еф.5:4 ) (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты). «Если же кто преодолеет удобоподвижность языка своего, тот способен хорошо управлять и всем телом. Ибо кто удержал очень склонное к падению, тот с меньшим трудом при внимании возгосподствует над тем, что падает медленно» (блж. Феофилакт). 3). Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам и управляем всем телом их. «Если мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам и управляем всем телом их, то сколь же более подобает нам вложить удила повиновения в собственный рот, чтобы повиноваться нашему Создателю и обуздывая язык, повернуть на путь добродетели?» (св. Беда). «Если мы языком благословляем Бога, то не стыдно ли нам проклинать человеков, сотворенных по подобию Божию? Несправедливо из одних и тех же уст выходить благословению и проклятию. Итак, сохраняй язык паче зеницы ока! Язык есть царский конь. Если ты наложишь на него узду и научишь его ходить равномерно, то царь спокойно будет сидеть на нем; если же пустишь его бежать и скакать без узды, то он сделается колесницей диавола» (блж. Феофилакт). 4). Вот и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; «Большие корабли в море, – это души людей, как добрые, так и злые, а грозящие им сильные ветра, – желания душ, естественным образом побуждающие их к действию, через которое они достигают доброй либо порочной цели. Управляющий же кораблями по своему желанию кормчий, – это намерение сердца, которым избранные, преодолев волнующееся море этой жизни, счастливо достигают гавани небесной родины» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

2) О глоссолалии в Коринфской церкви, которая, по всей видимости, была идентична глоссолалии в Кесарии (Деян. 10:46) и в Ефесе (Деян. 19:6), благодаря описанию Павла мы знаем довольно много. Она проявлялась как восторженность после обращения и продолжалась какое–то время. Это было не говорение на иностранных языках, совершенно бесполезное на молитвенных собраниях верующих, а говорение на языке, не похожем ни на какие известные наречия и без переводчика непонятном для иностранцев. Это явление не было связано с проповедью Евангелия, хотя, как и другие формы поклонения, могло повлиять на впечатлительных неверующих, если таковые присутствовали на собрании. Это был акт безоговорочного посвящения, акт благодарения, молитвы и воспевания со стороны членов христианского собрания, всецело поглощенных общением с Богом и выражавших свой восторг ломаной, отрывистой, возвышенной, непонятной речью. Это было проявление чувств, а не мыслей, язык возбужденного воображения, а не холодного рассудка. Это был язык духа (πνεμα), экстаза, отличный от языка разума (νος). Разницу между ними мы можем в какой–то мере понять, сравнив стиль Откровения, полученного ν πνεματι (Отк. 1:10), и стиль Евангелия от Иоанна, написанного ν νο. Говорящий на языках пребывал, так сказать, в состоянии духовного опьянения, наподобие поэтического «безумия», о котором говорили Шекспир и Гёте. Его язык был лирой, из которой божественный Дух извлекал небесные мелодии. Человек был в бессознательном или полубессознательном состоянии и едва понимал, где находится — все еще «в теле» или уже «вне тела». Понять эту неосознанную восторженную речь мог лишь тот, кто пребывал в таком же трансе. Для постороннего, неверующего человека глоссолалия звучала варварским наречием, неразборчивым звуком трубы, бредом сумасшедшего (1 Кор. 14:23) или бессвязной речью пьяного (Деян. 2:13,15). «Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1 Кор. 14:2–4; ср. 1 Кор. 14:26–33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

     Святой Ефрем Сирин учит: «Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой». Святой праведный Иоанн Кронштадтский учил: «Если увидишь красивую девушку или красивого юношу, сразу прославь Бога за эту красоту и подумай, сколь более прекрасны небесные ангелы». Нехорошо также и слушать что-либо предосудительное. Святой Марк Подвижник писал: «Слушатель худого бывает и худым (плохим)». Особенно же надо бояться что-либо худое говорить о духовных отцах. Так, Евагрий Монах писал: «Не прислушивайся к речам против своего духовника и не возбуждай против него тех, кто не уважает его, чтобы не прогневался Господь твоими поступками и не изгладил тебя из книги жизни». Один монах отправился из монастыря в город. По дороге ему встретился иудей, который всю дорогу до города ругал настоятеля монастыря. Монах молча слушал, как поносили его игумена. Когда они подошли к городу, жид продолжал провоцировать собеседника: «Согласись, что я прав». На что монах ответил: «Может быть…» Когда монах сделал все дела в городе и вернулся в монастырь, навстречу ему вышел старец и сказал: «Ты теперь не монах и не христианин, ибо осудил своего духовного отца». Защищая глаза и уши от соблазнов, мы стяжаем целомудрие веры и целомудрие нравов. Обуздывая собственный язык, начинаем контролировать и все наше тело. Сказано: «… буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною» (Пс. 38, 2); и еще: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло» (Сир. 19, 6); и еще: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 26). Если чувствуете, что ваша речь касается чего-то раздражающего или греховного, осуждающего ближнего, моментально начинайте говорить медленно. Так гораздо легче контролировать эмоции и обуздывать их в словах и помыслах. Контролируя свои глаза, уши и свой язык, мы приводим душу в равновесие и избегаем многих падений.

http://pravoslavie.ru/103375.html

— Для начала — грамотный литературный язык. Потому, что студенты — это аудитория, которая ничего не прощает. И если дырку на рясе можно оправдать, то «дырку» в языке оправдать нельзя. Никакая аскетика не требует говорить невнятно. Студенты тут спуску не дадут — и будут правы. Миссионеру потребен грамотный литературный язык. Неважно — украинский, русский или чувашский, но он должен быть грамотным. Обязательно должно быть чувство юмора. В том числе самоиронии. Необходимо умение слышать собеседника, умение мгновенно реагировать. Нужно также владеть языком университетской субкультуры. Я имею в виду не анекдоты из жизни студентов, а научный язык, гуманитарную речь. Знание устройства синхрофазотрона не является обязательным. Но иметь представление о гуманитарной культуре (научной, университетской), о том, какие критерии доказательности приняты в этой среде — это необходимая вещь. Также в комплект должны входить умные глаза (очки необязательны) и приветливое выражение лица. Ещё желательно помнить, что мы христиане. Мы не только православные, мы — христиане. И Христа не забывать. Слишком уж часто в наших проповедях есть место для чего угодно, только не для нашего Спасителя. Ну, самое главное: миссионерами не становятся, миссионерами рождаются. Миссионерство — это призвание, а не профессия. Призвание — то, что находит тебя, а не то, что выбираешь ты. Гарнак отмечает , что в апостольский век по-разному понимаются истоки епископства и миссионерства: «Рукополагайте себе епископов» (Дидахэ, 15). Проповедники же не общиной избираются — «Одних Бог поставил в Церкви апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных учителями» (1 Kop 12:28 и Еф 4:11). Так был призван Павел, причем Призывающий указывал ему народы, к которым идти: И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там (Деян 16:9-10). Подобный «македонский призыв» пережил святой Патрик Ирландский: «Итак, после нескольких лет отсутствия, я снова оказался в Британии среди своих родичей, которые искренне упрашивали меня, чтобы теперь, после столь великих испытаний, перенесенных мной, я больше не покидал их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Бывают минуты высокого вдохновения и великого подъема в жизни народов, когда народный язык преисполняется высшего, надчеловеческого, а потому и общечеловеческого смысла. Тогда он становится прозрачной оболочкой души народной и в этом качестве всем доступен, всем понятен. Тогда в глазах людей приподнимается завеса на ту высшую тайну, которую Дух Божий провидел о народностях. «И явились им разделяющиеся языки как бы огненные и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные из всякого народа под небесами. Когда сделался сей шум, собрался народ и пришел в смятение: ибо каждый слышал их говорящими его наречием» ( Деян. 2:3–6 ). Вот высший идеал и высшая духовная норма взаимных отношений народов. – Все народы под небесами должны собраться в один духовный Иерусалим, всякий должен говорить своим наречием, и всякий должен переживать эту речь так, как если бы он слышал свой родной язык. И то, что сказано в Деяниях апостольских о языке, должно быть понимаемо шире – в применении ко всей духовной жизни народов. Во всем народном творчестве, во всей национальной культуре должен звучать все тот же огненный язык, у каждого народа особенный, своеобычный, но вместе с тем родной и близкий всем прочим народам. Этим окончательно разрешается вопрос, поставленный мною раньше, – какова та духовная атмосфера, которая должна дать полную и окончательную победу России над Германией. Духовная атмосфера современной Германии есть именно атмосфера разделения языков, доведенная до крайней степени. Здесь один народ утверждает себя против всех и тем самым восстановляет всех против себя. Кто возбудил против себя эту атмосферу всеобщей ненависти, тот рано или поздно должен стать ее жертвой. Если мы когда-нибудь последуем примеру Германии, если мы возведем нашу народность в кумир и в слепом превознесении запоем в русском переводе «Russland, Russland uber alles», – тогда и нас ждет та же участь, как и Германию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubec...

Глухие и слабослышащие люди являются особым миссионерским полем, требующим использования определённых методов и способов миссии. Для успешной проповеди инвалидам по слуху необходимо учитывать их психологические и физические особенности, их субкультуру, систему и принципы общения на жестовом языке, а проповедник должен руководствоваться в своей работе словами апостола Павла: будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных . Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор.9:19–22 ). Психологические, физические и ментальные особенности глухого человека. Основные сведения о жестовом языке Люди с нарушением слуха разделяются по степени снижения слуха на глухих и слабослышащих. Глухота бывает врождённой и приобретённой. Приобретённая глухота может быть ранней (возраст до 3 лет) и поздней (появившейся после формирования речи). Позднооглохшими называют людей, потерявших слух, но сохранивших устную речь. Сегодня существуют технические средства, помогающие частично восполнить потерю слуха. Одним из них является кохлеарная имплантация – «операция по восстановлению слуха предполагает установку в улитку внутреннего уха электронной системы, обеспечивающей электрическую стимуляцию слухового нерва и процесс звуковосприятия» 284 . «Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш)» 285 . От степени снижения слуха и средств его восполнения зависят и коммуникативные возможности людей со слуховой депривацией (лат. deprivatio – «потеря, лишение»). Основным языковым средством общения для большинства глухих людей является жестовый язык. В нашей стране «русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации» 286 . Жестовый язык использует в процессе общения образы и символы, выражаемые через мимику, движение рук, пальцев и их положение в пространстве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее апостол выясняет, почему язык так разрушителен. Это потому, что хотя человек укрощает и держит в своей власти всякое естество животных, он не может укротить, сдержать своего языка. 7. Ибо всякое естество зверей, птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается, и уже укрощено 87 естеством 88 человеческим. 8. А языка укротить никто из людей не может, это неудержимое 89 зло: он исполнен смертоносного яда (ср. 1Ин. 3:15 ). Слова апостола: кто не согрешает в слове и проч. (2 ст.), равным образом все наставления, клонящиеся к тому, что следует обуздывать язык, предполагают, что апостол всё-таки допускает возможность обуздания языка. Отсюда под „естеством человеческим» (7 ст.) и выражение „никто из людей» (8 ст.) он, очевидно, разумеет невозрождённого человека. Что невозможно для невозрождённого словом истины, то возможно для возрождённого, для мудрости свыше (3:15) Для естественного, невозрождённого человека язык является злом неукротимым, разрушительным, исполненным смертоносного яда ненависти ( 1Ин. 3:15 ). Увещание не стремиться быть учителями апостол далее подтверждает указанием на двуязычие, на полное противоречия употребление человеком своего языка (9–10). 9. Им благословляем Бога 90 и Отца, говорит апостол, и проклинаем человеков, носящих в себе подобие Божье. 10. Из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои возлюбленные, сему так быть. Христиане не должны быть таковыми. Этого, говорит апостол, нет и в природе. 11. Течёт ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Разумеется, ответ: нет. В 3:12–18 апостол даёт наставления учителям, в сердце которых действовали самолюбие, зависть и другие страсти. Продолжая речь, апостол, прежде всего, предостерегает христиан, чтобы они не выступали на учительство без призвания, без дарования, необходимого для этого. 12. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины и виноградная лоза – смоквы. Также не может изливать солёный источник сладкой воды 91 . Те и другие плоды хороши, но какое дерево, таковы и плоды, других плодов оно приносить не может. Также источники, дающие солёную и сладкую воду, оба полезны; но какой источник, такую он даёт и воду, воды другого качества дать не может. Так и христианин, какое кто имеет дарование, тем и должен служить церкви, а не браться за дело, на которое у него нет дарования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

До грехопадения в человеческом существе царила гармония: тело находилось в единстве с душой. И к этому единству мы должны стремиться, чтобы, как сказано в Писании, наш дух, душа и тело непорочными сохранились к пришествию Сына Божия [ 1 ]. Мы читаем следующий стих Послания апостола Иакова: И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны (Иак. 3, 6). Вот, оказывается, откуда у нас бывают злые слова, матерные слова! Вот откуда " гнилые слова " ! Апостол Павел, называя " гнилыми словами " непристойную речь, говорил: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших... (Еф. 4, 29). Оказывается, все это идет прямо из ада — от геенны воспаляется. Я видел одного мужчину, который уж так ругался, так ругался... Я говорю ему: " Что же ты делаешь?! Зачем? " — " Для связки слов! " .. Нет, не для связки слов: прямо от геенны воспаляется его язык, а он и сам этого не знает! Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим... (Иак. 3, 7). Этими словами апостол устыжает нас. Он говорит о том, что животный мир, который отдан во власть человеку, действительно подчиняется нам. Но почему же тогда человек не подчиняется своему Господу? Посмотрите, как коровы слушаются своих хозяев. В деревне я наблюдал, как распускают стадо: каждая корова знает, в какой двор ей идти. Идут, мычат — двое сюда завернули, одна — туда пошла... Животные находятся в полном подчинении у человека, как и сказано в Священном Писании: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1, 28). Господь дал животных людям. Как собаки слушаются своих хозяев, хотя те и на задних лапах заставляют их ходить, и что только не вытворяют с ними! А собаки подчиняются своим хозяевам и преданно им служат!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И вот, когда закипела работа, обжигались кирпичи и приготовлялась земляная смола, Господь порешил наказать их за безумное предприятие. «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речь другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле». Около местоположения древнего Вавилона и теперь высятся громадные развалины какой-то исполинской, в семь разноцветных этажей, башни, называемой Бирс-Нимруд, т.е. «Башней Нимрода», и предание иудейское видит в ней именно ту башню, построением которой до небес племя Хамово хотело прославить свое имя. Что касается «смешения языков», то не нужно отождествлять его с происхождением языков. Мы не знаем, в чем состояло это смешение, или какие начатки языка различные народы понесли с собой при рассеянии. Несомненно, что в это именно время произошли главные особенности, которыми отличаются различные классы языков, и что строители рассеялись потому, что не могли уже понимать друг друга. Но это не значит, что тогда сразу образовались языки, какими они существуют теперь. Сравнительное языкознание открывает в строении и развитии языков стройные и чудесные законы, чуждые всякого беспорядочного смешения. Смешение могло состоять в различном выговоре и сочетании слов (достаточном для взаимного непонимания), и по расселении в различные страны на основании этих особенностей уже выработались отдельные языки. Так как нечестивое потомство Хамово, забывшее Бога и всецело полагавшееся на себя, не замедлило бы привить отличавшее его безбожие всем другим племенам и народам, которые оно хотело объединить под владычеством Вавилона, то с рассеянием народов была предотвращена опасность быстрого распространения этого зла. Но задатки самого зла все-таки остались, «потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Иез.3:25 .  И ты, сын человеческий, – вот, воз­ложат на тебя узы, и свяжут тебя ими, и не будешь ходить среди них. Чтобы пророку лучше, и легче выполнить это заключение в доме, тяжелое для человека с общественной инициативой (особенно восточного), Бог хочет связать его. Как показывает Иез.4.8 , эта связанность доходила по временам до того, что пророк не мог перевернуться с бока на бок. Речь очевидно о настоящем онемении, параличном состоянии тела пророка, захватившем и язык (ст. 26). «Возложат», «свяжут» – очевидно безличные выражения, логическое подлежащее которых – небесная, сила; но замечательно, что в след. стихе – о языке – уже личный оборот; LXX имеют и здесь личный, но страдательный оборот: «се дашася на тя узы». «Эти узы может быть возложены были и видимым образом на пророка в видении» (Мальдонат). Все выражение слишком решительно для следующего понимания: «злоба и упорство соотечественников пророка будет как бы узами, связанный которыми он не будет допущен к свободному действию в прохождении своего служения» (Трошон). Иез.3:26 .  И язык твой Я при­леплю к гортани твоей, и ты онемеешь, и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. Иез.3:27 .  А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им: «так говорит Го­с­по­дь Бог!» Кто хочет слушать, слушай; а кто не хочет слушать, не слушай: ибо они мятежный дом. В отличие от прежних пророков, не умолкавших в своих обличениях нечестия, проповедь Иезекииля, по крайней мере на первых порах, будет немая. Для этой цели язык пророка и физически будет бездействовать (может быть периодическая немота), служа поразительным знамением бесполезности для народа пророческих обличений. Опыт показал, что упорство народа обличениями нельзя сломать; нужно ждать, пока оно сломлено будет другим, более решительным способом – падением Иерусалима, после которого лишь откроются уста пророка ( Иез.33.21–22 ). До этого же времени уста пророка будут открываться только для передачи прямых и, вероятно, особенно нужных откровений Божиих, именно обличений ( Иез.3.17 и д.). Что пророк не безмолвствовал совсем и до падения Иерусалима, показывают Иез.11:25, 14:4 . Но после этого события пророк мог свободно, а не по воле лишь Божией владеть языком своим, и самые пророческие речи полились у него обильнее, не по исключительным лишь поводам, не для обличений лишь; с того времени начинаются утешительные речи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010