Население. Коренное население п-ова Катар сформировалось в результате миграций бедуинских племен в XVII-XIX вв. из различных областей Вост. Аравии. Часть кочевников перешла к оседлости и занятиям земледелием и морскими промыслами. Племенное деление до сих пор сохраняется в среде катарцев, хотя традиц. хозяйственный и социальный уклад был полностью разрушен в процессе развития нефтедобычи. Наряду с арабами-бедуинами в прибрежных районах проживали потомки африкан. рабов и выходцы из Ирана, на нач. XX в. их численность составляла 6-7 тыс. чел. из 27 тыс. жителей К. Неоднородность коренного населения проявилась в контрастных антропологических типах катарцев, среди которых встречаются как носители классического арав. бедуинского облика - высокие, худощавые, с удлиненными чертами лица, так и коренастые, ширококостные и темнокожие жители побережья. С развитием добычи нефти началась массовая иммиграция в страну иностранной рабочей силы. Темпы прироста населения в отдельные годы достигали 7,5%. По данным на 2010 г., в стране насчитывалось 20% коренного населения, среди иностранных рабочих - 20% арабов, 20% индийцев, 13% выходцев из Непала, 10% филиппинцев, 7% пакистанцев, 5% выходцев из Шри-Ланки, 5% др. национальностей (в т. ч. европейцы и американцы). Доля пакистанцев и иранцев в общей массе населения за последние годы снизилась за счет увеличения количества индийцев, филиппинцев, выходцев из Таиланда и др. Во избежание ассимиляции коренного населения иммигрантами и из соображений политической безопасности правительство отдает предпочтение привлечению в К. рабочей силы из гос-в Юж. и Юго-Вост. Азии. Естественный прирост населения 4,9% (2012). Рождаемость - 10,2 на 1 тыс. чел., смертность - 1,5 на 1 тыс. чел. (2012). Средний возраст населения 32,2 года. При средней плотности населения 160 чел. на 1 кв. км оно размещается по территории полуострова крайне неравномерно: до 92% (2008) проживает в городах, в т. ч. в 2 крупнейших - Дохе и Эр-Райяне (258 тыс. чел.), расположенных в вост. части страны.

http://pravenc.ru/text/1681365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛМЫКИЯ субъект РФ в составе Южного федерального окр. Территория - 74 731 кв. км. Центр - Элиста. К. расположена на крайнем юго-востоке европ. части России, граничит на юге с Республикой Дагестан , на юго-западе со Ставропольским краем , на западе с Ростовской обл. , на северо-западе с Волгоградской обл. , на востоке с Астраханской обл. Регион расположен в зонах степей, полупустынь и пустынь. В сев.-вост. части К. протекает Волга, на юге расположено Чограйское водохранилище, юго-вост. часть территории омывается Каспийским м. Население - 289,4 тыс. чел. (2010). Национальный состав: калмыки - 57,4%, русские - 30,2, даргинцы - 2,7, казахи - 1,7, турки-месхетинцы - 1,3, чеченцы - 1,2% и др. История, административное устройство Предки калмыков - ойраты (зап. монголы), жившие в Центр. Азии (Джунгария и соседние регионы), в кон. XVI - нач. XVII в. разделились, часть ойратов переместилась через Юж. и Зап. Сибирь на Н. Волгу и в Сев. Прикаспий, где поселилась в 1-й трети XVII в., вытеснив оттуда ногайцев. В процессе переселения зап. монголы сформировались в отдельный этнос - калмыков. В сер. XVII в. калмыки окончательно утвердились на западе Великой степи, частью подчинив себе, частью вытеснив кочевья Больших и Малых ногаев в Крым и на Кавказ. Кочевья калм. племен на Н. Волге и в Сев. Прикаспии занимали территорию на юге до Терека, на севере до г. Самары, на западе до р. Дон и на востоке до р. Яик (Урал); позже ареал проживания уменьшился и примерно стал соответствовать границам совр. К. Первым правителем образовавшегося на Н. Волге Калмыцкого (Торгоутского) ханства (существовало в 1633-1771) был тайша Хо-Урлюк (1633-1644). Ханство делилось на улусы, управляемые нойонами, улусы состояли из аймаков и хотонов, подчинявшихся зайсангам. Расцвета ханство достигло в период правления Аюки (1672-1724). Калмыки оказались на территории Российского гос-ва в нач. XVII в. В 1608 г. царь Василий Иоаннович Шуйский принял одно из первых калм.

http://pravenc.ru/text/1320133.html

Нямунас (Неман). В вост. части Л. протягивается Балтийская гряда, к-рая делится на 3 возвышенности - Аукштайтскую (на северо-востоке), Дзукскую (в центре) и Судувскую (на юго-западе). На крайнем востоке и юго-востоке Л. в пределах Белорусской гряды расположены западные части Швянчёнской (высота до 288 м) и Ошмянской (до 292 м, гора Юозапине - высшая точка Л.) возвышенностей. В юго-вост. части Л. простирается песчаная равнина с террасовым рельефом и материковыми дюнами. Территория Л. находится в переходном от морского к континентальному климатическом поясе. Континентальность климата возрастает с запада на восток. Средняя температура янв. от -3°C на западе до -6°C на востоке, июля - 17,2°C. Осадков 630 мм в год; наибольшее их количество - в авг., на побережье - в окт. В Л. разветвленная речная сеть (всего 750 рек), наиболее развитая на западе и в центральной части. Самая крупная река - Нямунас с притоками Мяркис (Меркис), Нярис (Вилия), Нявежис (Невежис), Дубиса, Миния, Шяшупе. Из рек, не принадлежащих к бассейну Нямунаса, наиболее значительны Вянта (Вента) (бассейн Балтийского м.) и Муша (бассейн р. Лиелупе). На Нямунасе - Каунасское водохранилище. В Л. насчитывается ок. 3 тыс. озер, гл. обр. ледникового происхождения. Самое крупное озеро - Дрисвяты (Друкшяй; площадь 44,5 кв. км), самое глубокое - Таурагнас (до 60,5 м). Население Население Л. составляет 2,889 млн чел. (оценка 2015 г.) или 3,053 млн чел. (перепись на 1 янв. 2016). Большинство - литовцы (84,16%). Значительную часть населения составляют поляки (6,58%), русские (5,81%), белорусы (1,19%). На каждый из др. народов (украинцы, евреи, татары, немцы, цыгане и др.) приходится менее 1% (этнический состав представлен по данным переписи 2011 г.). В 2014 г. наблюдалась естественная убыль населения (3,4 на 1 тыс. чел.) в результате опережающего увеличения смертности (13,7 на 1 тыс. чел.) над незначительно возросшей рождаемостью (10,3 на 1 тыс. чел.). Младенческая смертность 3,9 на 1 тыс. живорожденных. Показатель фертильности - 1,63 ребенка на женщину.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Вип. 1: Icmopiя yhiï на Kuïbщuhi 1596-1839 рр./Ред.: М. I. Обушний. К., 2011. С. 203-250; Nabywaniec St. Unicka archidiecezja Kijowska w okresie rzdów arcybiscupa metropolity Felicjana Filipa Woodkowicza, 1762-1778. Rzeszów, 1998; Марозава С. В. Yhiяцkaя царква этнакультурным paзbiццi Бeлapyci (1596-1839 гг.). Гродна, 2001. С. 70-143, 165-196, 213-236; Лось В. Змihu mepumopiaльho-aдм. oprahiзaцiï Греко-Католицькоï Церкви: (Правобережна Украïна hanpukihцi XVIII - 1-й пол. XIX ст.)//Украïнський icm. зб. К., 2004. Вип. 7. С. 153-166; Д. В. Biзimы i ihbehmapы yhiяцkix Бeлapyci як kpыhiцa па ricmopiы шmoдзehhacmi (паводле НГАБ)//Бeлapycki apxearpaфiчhы шmoroдhik. Mihck, 2005. Вып. 6. С. 94-101; он же. Штодзённае жыцце yhiяцkara napaфiяльhara святарства земель (1720-1839 гг.): АКД. Mihck, 2009. С. 13-17; Kempa T. Recepcja unii brzeskiej na obszarze Wielkiego Ksistwa Litewskiego i ziem ruskich Korony do poowy XVII w.//Rocznik Instytutu Europy Srodkowo-Wschodniej. 2005. Rok 3. S. 141-183; idem. Wydarzenia wilecskie z lat 1608-1609 - konflikt duchowiestwa obrzdku greckiego z metropolit kijowskim Hipacym Pociejem//Przegld wschodni. Warsz., 2009. T. 11. Zesz. 3(43). S. 457-488; Wilnianie: Zywoty siedemnastowieczne/Ed. D. A. Frick. Warsz., 2007. S. XVII-XXV; Герасимова И. В. Вильна под властью русского царя (1655-1661): судьба города и горожан: АКД. СПб., 2012. Л. В. Тимошенко Киевская униатская митрополия и униатские приходы Киевщины в 1793-2013 гг. В нач. 1793 г. совершился 2-й раздел Польши, по к-рому Российской империи отошли Минское воеводство, часть Брестско-Литовского воеводства с пинским Полесьем, Киевское воеводство с центром в Житомире, северо-вост. Волынь (Новоград-Волынский стал центром Волынского наместничества), юго-вост. Волынь (г. Заслав стал центром Подольского наместничества), вост. Подолия (Брацлавское воеводство) и частично Каменецкий повет (Каменец-Подольский с рядом сел и местечек вокруг него). Положение православных на этих землях существенно улучшилось, позиции униат.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

н. «Учение о 10 добродетелях буддизма». Первый мон-рь возвели в монг. степях в 1586 г. В XVII-XVIII вв. тибет. Б. приобрел в Монголии новые черты. Ученый из ойратов зая-пандита Намхай джамцо (1599-1662) и др. переводили с тибет. на монг. язык сутры, Джебцун-дамба-хутухта (1635-1723) и его последователи создали новые формы обрядности, более подходившие для кочевого образа жизни монголов и согласующиеся с местными шаманскими верованиями. Джебцун-дамба-хутухта в 1691 г. был провозглашен духовным главой и главным святым - богдо-гэгэном вост. монголов, к-рые оказались в вассальной зависимости от маньчжурской династии Цин. В 1635 г. зап. монголы образовали Джунгарское ханство на территории от степного Алтая до Тибета, просуществовавшее до 1758 г., его духовным главой считался далай-лама. В нач. XX в. в малонаселенной Монголии было 747 мон-рей, храмов и ок. 100 тыс. монахов. В социалистической Монголии существовал всего 1 мон-рь и 1 духовная школа, созданная в 1970 г. В последние годы в стране началось возрождение Б., восстановлены и вновь построены более 100 буддийских мон-рей, десятки монг. юношей обучаются в индо-тибет. буддийских учебных заведениях. В Бутане, гос-ве, расположенном в юго-вост. части Гималаев, между Индией и Китаем, к 1616 г. установился Б. ваджраяны в тибет. варианте, хотя до наст. времени сохранилась и религия бон . Бутанцы признают далай-ламу духовным главой, но в отправлении культа присутствуют черты более древних школ - ньингмапа и кагьюпа. До недавнего времени Бутан управлялся 2 лидерами: духовным и светским. Первый считался Царем закона (Дхарма-раджей) и являлся воплощением Шапдрунга Ринпоче (1594-1651), построившего мон-рь подшколы лодрукпа линии друкпа-кагью. В отличие от Тибета Ринпоче выбирали (как инкарнацию) только из правящего рода, светского владыку (Деб-раджа, или Махараджа) - из числа могущественных родов зап. и вост. Бутана. После недавней смерти 64-го Ринпоче выборы следующего не состоялись. На территории современных Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и юга Казахстана, по сообщениям средневек.

http://pravenc.ru/text/153561.html

Конституцией «Ex Commissae» от 13 янв. 1672 г. К. установил контроль за извлечением мощей из рим. катакомб: свящ. реликвии теперь могли быть выданы только с письменного разрешения генерального викария Рима, освидетельствовавшего их подлинность. 23 июня 1670 г. папа утвердил новый устав конгрегации лазаристов (изменен в соответствии с рекомендациями комиссии кардиналов, созданной еще при папе Клименте IX). 2 мая 1672 г. утвердил устав основанной в Гватемале монашеской конгрегации вифлеемитов. С целью поощрения миссионерской деятельности в Вост. и Юго-Вост. Азии К. продолжил проводившуюся при папах Александре VII и Клименте IX реформу церковных структур, объявив о независимости от юрисдикции архиепископа Гоа апостольских викариев, действовавших в этом регионе (за исключением португ. владений). Буллой «Decet Romanum Pontificem» от 23 дек. 1673 г. действие испан. и португ. патроната над католич. миссиями было ограничено колониальными владениями этих держав. Папа подтвердил право миссионеров путешествовать в Вост. Азию любым маршрутом, а не только через Лиссабон и Гоа. 1 окт. 1674 г. К. основал епископскую кафедру Квебек, 1-ю во франц. владениях в Сев. Америке. В ходе торжеств по случаю юбилейного 1675 г. (см. «Annus sanctus» ) К., несмотря на преклонный возраст, 5 раз посетил 7 папских базилик Рима, возглавил публичное чтение молитв Розария на октаву праздника Пресв. Богородицы - Царицы Розария в ц. Санта-Мария-сопра-Минерва, 18 сент. совершил чин омовения ног 12 паломников. Похоронен в базилике св. Петра; на его могиле по распоряжению кард. П. Палуцци Альтьери было сооружено монументальное надгробие, проект которого выполнил М. де Росси. Ист.: Arisio E. Memorie sulla vita di Clemente X. R., 1863; Bullarium magnum romanum. 1869. T. 18; La politica della S. Sede nella rivoluzione di Masaniello: Da documenti inediti dell " Archivio Vaticano/A cura di E. Visco. Napoli, 1923; Dainville Barbiche S., de. Correspondance du nonce en France Fabrizio Spada (1674-1675). R., 1982. Лит.: Bildt C. Christine de Suède et le Conclave de Clément X (1669-1670). P., 1906; Dubruel M. La Cour de Rome et l " extension de la régale//RHEF. 1923. T. 9. N 43. P. 161-184; Ehrle F. Roma al tempo di Clemente X: La pianta di Roma di Giambattista Falda del 1676. R., 1931; Pastor L., von. Storia dei papi dalla fine del Medio Evo. R., 1961. Vol. 14. Pt. 1. P. 628-684; Schiavo A. Palazzo Altieri. R., 1962; Karsten A., Pabsch M. Das Grabmal Clemens X. Altieri//Städel-Jb. N. F. Münch., 1999. Bd. 17. S. 295-312; Beddard R. A. Pope Clement X " s Inauguration of the Holy Year of 1675//AHPont. 2000. Vol. 38. P. 97-117; Beaven L. «É cortesi, erudito, e disinvolto ai pari di qualunque altro buon corteggiano»: Cardinal Camillo Massimo (1620-1677) at the Court of Pope Clement X//The Possessions of a Cardinal: Politics, Piety, and Art, 1450-1700/Ed. M. Hollingsworth, C. M. Richardson. Univ. Park (Penn.), 2010. P. 309-327.

http://pravenc.ru/text/1841399.html

В нач. X в. вост. часть К. к. вошла в состав Аланского гос-ва, юго-зап., прибрежная часть - в Абхазское царство. В 988 г. территория Таманского п-ова перешла под контроль Киевской Руси - в Тмутаракани (бывш. Таматарха) возникло одноименное княжество. На территории совр. Сочинского р-на к посл. четв. I тыс.- 1-й четв. II тыс. относится ряд христ. храмов, крепостей, поселений и могильников. В 1016 г. в результате похода кн. Мстислава (Константина) Владимировича были обложены данью касоги. В 1083 г. Матарха (бывш. Тмутаракань) отошла Византии. После распада Хазарского каганата в кон. XI в. территория степного Прикубанья стала местом кочевания половцев . После монг. нашествий в 1223 и 1238-1239 гг. равнинная территория Сев. Кавказа вошла в состав Золотой Орды . Причерноморье и Приазовье стали зонами военно-торговых интересов Генуи . Генуэзцы основали фактории Матрега (бывш. Матарха), Копа (близ совр. г. Славянск-на-Кубани) и Мапа (ныне в черте Анапы). В XV в. в зап. части К. к. находилось черкесское княжеское владение Кремух. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. Триумфальная арка в Екатеринодаре. Фотография. Нач. XX в. В 1475-1479 гг. генуэзские фактории были захвачены войсками Османской империи. На рубеже XV и XVI вв. Порта приступила к строительству в регионе системы крепостей и опорных пунктов. В 1515-1519 гг. на Таманском п-ове были возведены крепости Темрюк, Кызыл-Таш, Агджа и др. Влияние Османской империи было распространено на побережье от Азова до Анапы. Ее вост. граница проходила по плавням р. Кубань, за которыми начинались владения Крымского ханства, простиравшиеся от низовий р. Дон до правобережья Кубани и далее на юг до границ с Абхазией, где помимо поселений крымских татар и адыгов располагались многочисленные кочевья. Владения Крымского ханства на Кубани подчинялись кубанскому сераскиру с резиденцией в Копыле; Сев.-Вост. Причерноморье относилось к Кафинскому эялету Османской империи. В XVI в. территорию степного Прикубанья заняли ногайские орды, в то время как в Закубанье и предгорьях Кавказа расселились адыг. племена. Адыги (в рус. источниках - черкесы) предпринимали набеги для захвата пленников, скота и др. добычи. Черкесская феодальная знать была тесно связана с Османской империей, где находились центры работорговли. Под влиянием турок и татар адыги постепенно приняли ислам. В 1552 и 1555-1557 гг. в Рус. гос-во были посланы первые посольства из представителей адыг. племен с просьбой к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному о покровительстве и антикрымском военном союзе. В 1561 г. русско-черкесское войско вторглось в Крымское ханство и достигло Кефе (Каффы). В XVI-XVIII вв. нек-рые представители адыг. знати (напр., князья Черкасские) переходили на постоянную службу к рус. монархам.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Появление в К. католич. миссий, преимущественно иезуитов , было связано с экспансией европ. держав, гл. обр. Португалии. Папа Римский Николай V (1447-1455) даровал португ. кор. Афонсу V право завоевывать страны, населенные мусульманами и язычниками (буллы от 18 июня 1452 и 8 янв. 1454). Границы сфер влияния Португалии и Испании были определены Тордесильясским (1494) и Сарагосским (1529) договорами: страны Юж. и Вост. Азии вошли в сферу интересов Португалии. В 1510 г. португальцы захватили крепость Гоа на зап. побережье Индии, ставшую центром португ. владений в Азии. После взятия крепости Малакка (в совр. Малайзии) (1511) португальцы смогли выйти в Южно-Китайское м. и в 1514 г. достигли г. Кантон (Гуанчжоу, пров. Гуандун). Несмотря на неудачу дипломатической миссии ко двору имп. Чжэндэ (1516), европ. торговые суда часто прибывали к юго-вост. побережью К.; в 1554 г. с кит. властями был заключен договор о торговле. В 1557 г. португальцы получили разрешение основать поселение Св. Имени Божия на п-ове Макао (Аомынь) и ежегодно посещать для торговли г. Кантон. Карта Макао. Составитель П. Б. ди Резенди. 1635 г. (Évora. Bibl. Pública. CXV/2-1. N 47) Карта Макао. Составитель П. Б. ди Резенди. 1635 г. (Évora. Bibl. Pública. CXV/2-1. N 47) По соглашению с Папским престолом в португ. владениях был установлен режим королевского патроната (португ. padroado real), условия к-рого оговорены в буллах папы Римского Льва X (от 29 апр., 7 июня и 3 нояб. 1514). Король Португалии обеспечивал условия для проповеди христианства, строил и поддерживал церкви и мон-ри, защищал католич. духовенство. Король и его наместники контролировали назначение на церковные должности и распределение бенефициев. Клирики и монахи, которые действовали в португ. владениях, давали клятву на верность короне и, т. о., выходили из прямого подчинения Папскому престолу. В г. Гоа, центре португ. владений, находилась епископская кафедра (основана в 1533, с 1558 архиеп-ство). В 1566 г. пастырское окормление католиков в Вост. Азии было поручено иезуиту Белкиору Карнейру, титулярному епископу Никейскому. Впосл. он возглавил еп-ство Макао (кафедра основана буллой папы Римского Григория XIII «Super Specula» от 23 янв. 1576), в состав которого вошли К., Япония и соседние страны. В 1581 г. еп. Белкиор Карнейру передал управление кафедрой прибывшему из Португалии еп. Леонарду де Са (1578-1597). В Макао действовали несколько католич. церквей и госпиталь под управлением братства Милосердия (основан в 1568), а также резиденция иезуитов (1565), монашеские обители францисканцев (1580), августинцев (1586), доминиканцев (1587) и кларисс (1634).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Лит.: Григорьев В. В. Еврейские религ. секты в России. СПб., 1847; Алексеев А. А. Очерки домашней и общественной жизни евреев, их верования, праздники, обряды, Талмуд и кагал. Новгород, 1882; Бершадский С. А., сост. Русско-еврейский архив: Док-ты и мат-лы для истории евреев в России. СПб., 1882-1903. 3 т.; Регесты и надписи: Свод мат-лов для истории евреев в России: (80 г.- 1800 г.)/[Ред.: М. М. Винавер и др.]. СПб., 1899-1913. 3 т.; Грец Г. История евреев от древнейших времен до наст. времени/Пер. с нем. под. ред. О. Инбера. Од., 1906-1909 3. 12 т.; Гессен Ю. И. Борьба правительства с евр. одеждой в Империи и Царстве Польском//Пережитое: Сб. СПб., 1908. Т. 1. С. 10-18 (2-я паг.); он же. История евр. народа в России/Предисл., библиогр.: В. Ю. Гессен, В. Е. Кельнер. М.; Иерусалим, 1993; Еврейская энциклопедия: Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. СПб., М., 1991р. 16 т.; История евр. народа. Пг., 1914-1921. Т. 11-12: История евреев в России; Encyclopaedia Judaica/Ed. C. Roth, G. Wigoder. Jerusalem; N. Y., 1972-1994. 16 vol.; 1982-1996. Vol. 17-18: Suppl.; Idem/Ed. F. Skolnik. Detroit, 2007 2. 22 vol.; Краткая евр. энциклопедия. Иерусалим, 1976-2005. 11 т. Доп. т. 1-3; Golb N., Pritsak O. Khazarian Hebrew Documents of the 10th Cent. Itaca, 1982 (рус. пер.: Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские док-ты X в./Пер. с англ., науч. ред.: В. Я. Петрухина. М.; Иерусалим, 1997); Weiss J. G. Studies in East European Jewish Mysticism. Oxf., 1985; Кац Я. Кризис традиции на пороге нового времени. Jerusalem, 1991; Jews and Slavs/Ed. W. Moskovich e. a. Jerusalem, Vol. Труды по иудаике. Сер.: История и этнография/Петербургский евр. ун-т/Отв. ред.: Д. А. Эльяшевич. СПб., Вып. Еврейское население Центр., Вост. и Юго-Вост. Европы: Ср. века - новое время. М., 1994. (Славяне и их соседи; 5); Российская Евр. Энциклопедия/Гл. ред.: Г. Г. Брановер. М., 1994-1997. Т. 1-3: Биографии; 2000-2007. Т. 4-6: Ист. краеведение; Евреи в Рос. империи XVIII-XIX вв.: Сб. тр. евр. историков/Сост.: А. Локшин. М.; Иерусалим, 1995; История евр. народа/Ред.: Ш. Эттингер; пер. с иврита: З. Тауб, Т. Должанская. М.; Иерусалим, 2001; Дубнов С. М. Новейшая история евр. народа: От Французской революции до наших дней. М.; Иерусалим, 2002. 3 т.; Туров И. Ранний хасидизм: История. Вероучение. Контакты со слав. окружением. К., 2003; Евреи и XX в.: Аналитич. слов./Ред.: Э. Барнави, С. Фридлендер; пер. с франц. под ред. Т. А. Баскаковой. М., 2004; Кацис Л. Ф. Кровавый навет и русская мысль: Ист.-теолог. исслед. дела Бейлиса. М.; Иерусалим, 2006; Барталь И. От общины к нации: Евреи Вост. Европы в 1772-1881 гг./Пер. с англ.: А. Сметанников, Г. Зеленина. М.; Иерусалим, 2007; Грин А. А. Страдающий наставник: Жизнь и учение рабби Нахмана из Брацлава. М.; Иерусалим, 2007; Stampfer Sh. Families, Rabbis and Education: Traditional Jewish Society in 19th-Cent. Eastern Europe. Oxf., 2010.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ [греч. παρχα τς Αβασγας] К-польского Патриархата с архиепископской кафедрой в Севастополисе (совр. Сухуми ), существовала в древности в Вост. Причерноморье на территории совр. Абхазии (Сев.-Зап. Грузия). В доантичную и античную эпохи данная область входила в ареал распространения колхской (западногруз.) культуры, а с VI в. до Р. Х.- в состав Колхского царства (Колхиды). На основании древнейших письменных источников (Гекатей Милетский, Геродот, Псевдо-Скилак Кариандский) можно утверждать, что в эту эпоху вост. побережье Чёрного м. заселяли колхи, а предгорья Кавказа - племена колов и кораксов. Появление с VI в. до Р. Х. греч. колоний, а позднее рим. и визант. присутствие в этом регионе долгое время определяли особенности его политического и культурного развития. Основными городами являлись прибрежные Питиунт (греч. Πιτιος, груз. Бичвинта, абх. Амзара, совр. Пицунда ) и Севастополис (греч. Σεβαστπολις, Диоскуриада классического периода, средневек. груз. Цхум и абх. Акуа); известны также г. Гиенос (близ совр. г. Очамчире), Анакопия (абх. Псырцха, совр. Нов. Афон), а также крепость Цибила (греч. Τζιβιλ, совр. Цебельда ) в Кодорском ущелье. В первых веках по Р. Х. крупнейшими политическими образованиями на территории совр. Абхазии являлись княжества апсилов (Апсилия) в юго-вост. части (в р-не р. Кодор) и абазгов (Абазгия) на северо-западе. Первое упоминание апсилов (gens Absilae) встречается у писателя I в. Плиния Секунда (Hist. Nat. VI 14), называющего также «богатейший город Питиунт». Абазги впервые упомянуты наряду с лазами, апсилами и санигами в «Перипле Понта Евксинского», приписываемом автору II в. Флавию Арриану (Peripl. Ponti Eux. XI 3), как народы, подчиненные Риму,- местные правители «получили власть» от рим. императоров: вождь апсилов Юлиан - от Траяна , Ресмаг, вождь абазгов, и Спадаг, вождь санигов,- от Адриана ; там же упоминается принадлежащий санигам г.

http://pravenc.ru/text/62404.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010