Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЗЕРБАЙДЖАН [Азербайджанская Республика], гос-во в юго-вост. части Закавказья. Территория: 86600 кв. км. Столица: Баку (1073 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Сумгаит, Ленкорань, Шемаха, Гянджа, Нахичевань. Гос. язык: азербайджанский. География. Граничит на севере с РФ (Дагестан), на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юго-западе с Турцией, на юге с Ираном. На востоке омывается Каспийским м. (длина береговой линии - 800 км). Половина территории занята горами - юго-вост. часть горной системы Б. и М. Кавказа. Между ними вдоль русла р. Куры располагается Ширванская и Муганская равнины. А. расположен в основном в субтропической зоне, климат неравномерный: сухой в степи и влажный на юго-востоке (Ленкоранский р-н). Население. 7949300 чел. (1 янв. 1999), различных национальностей: азербайджанцы, самоназвание - азербайджанлы (6069000 - 2000), русские (196390 - 1998), армяне (180679 - 1998), грузины, лезгины (158000-1 янв. 1999), талыши (30000), таты (22000), татары (29000), турки (19000), цахуры (14000), курды (13000), евреи (26000), немцы и др. Гос. устройство. В 1990 г. А. объявил о своем суверенитете; 30 авг. 1991 г. провозглашена независимость Республики. А. входит в СНГ. Религия 93,4% (1998) населения - мусульмане, из них 70% - шииты, 30% - сунниты. Православных - 2,5%, приверженцев Армянской Апостольской Церкви - 2,3%. Православие Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. Ц. св. Александра Невского в г. Гяндже. 1887 г. 28 дек. 1998 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ была образована Бакинская и Прикаспийская епархия (см. ст. Бакинская и Азербайджанская епархия ) . На территории А. 7 приходов (храмов): в честь Рождества Пресв. Богородицы ( с приделом во имя прп. Сергия Радонежского; в 1896 церковь была размещена в здании церковноприходской школы) в Баку; во имя арх. Михаила, 1-й этаж - св. ап. Варфоломея (40-е гг. XIX в.; первоначально флотский храм) в Баку; в честь святых жен-мироносиц (1909; первоначально военный храм) в Баку; во имя св. Александра Невского (1887) в Гяндже; во имя свт. Николая (40-е гг. ХХ в. на месте др. церкви) в г. Хачма; храм в честь прп. Серафима Саровского в Сумгаитеи храм в честь Покрова Богородицы в Ленкоране. Существуют также общины, не имеющие храмов. 2 часовни: во имя св. Александра Невского (на территории посольства РФ) и часовня в честь свт. Кирилла Туровского (на территории посольства Белоруссии)).

http://pravenc.ru/text/63688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАЛЬФИ [греч. Αμλφη, итал. Amalfi], город в Юж. Италии (Кампания, пров. Салерно), на берегу Салернского зал. Тирренского м., к юго-востоку от Неаполя. В наст. время население ок. 5600 чел. В прошлом А.- одна из самых ранних морских республик средневек. Италии, в IX-XI вв. контролировавшая значительную часть торговли в Вост. Средиземноморье. Археология и эпиграфика свидетельствуют о существовании А. с IV в. В VI в. находился под властью Византии; с кон. VIII в. подчинялся визант. дуке Неаполя, участвуя в его борьбе с лангобардским герцогством Беневенто. Краткий период господства последнего (838-839) закончился восстанием амальфитанцев. А. стал независимой республикой, управляемой с 839 г. ежегодно избираемыми комитами и префектами (с 859 назначались пожизненно папой; затем должность стала, видимо, наследственной); в 957/58 г. правитель А. принял титул герцога (dux). Формально оставаясь в составе Византийской империи (в X в. многие префекты и герцоги носили визант. придворные титулы протоспафария и патрикия ; в 968 флот А. участвовал в вост. походе имп. Никифора II Фоки ), А. был фактически независим и от нее, и от итал. правителей. Город участвовал как в борьбе Неаполя с арабами (экспедиция неаполитанского герц. Сергия I, 846), так и в союзах против Неаполя (859 и 870). Мир, заключенный А. с арабами, даже заставил папу Иоанна VIII в кон. 879 г. пригрозить епископу и префекту города отлучением от Церкви. Основой могущества маленькой области А., зажатой между горами и морем, был сильный военный и торговый флот. Он охранял от сарацин берега Италии, доставлял на Запад вост. товары и предметы роскоши, защищал город от ближайших соседей (Сорренто, Неаполь, Салерно) и конкурентов (Гаэта, Пиза, Генуя, Венеция). В IX в. А. стал центром посреднической торговли между итал. городами и странами Ближ. Востока и к XI в. вырос в крупнейшую торговую державу Средиземноморья. А. владел многочисленными факториями на побережье Вост. Средиземноморья (в М. Азии, на Кипре, в Сирии и Египте), имел колонии в Диррахии и Антиохии, его корабли ходили в страны Сев. Африки и Испанию. Задолго до начала крестовых походов в Иерусалиме появились амальфитанские церкви и госпиталь; в кон. X-XIII в. на Афоне процветал мон-рь Амальфитанцев , освященный во имя Богородицы, где на латынь переводились греч. агиографические тексты. С сер. XI в. известен амальфитанский квартал в К-поле с ц. св. Марии Латинской. Привозимые пряности, дорогие ткани и ковры отправлялись в глубь континента, находили сбыт в многочисленных колониях А. и городах Юж. Италии и Сицилии.

http://pravenc.ru/text/114234.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Архитектурный комплекс мон-ря Никози [Груз. ], муж. монастырь (V - нач. XIX в.; ныне 2 мон-ря: в 1995 возрожден муж. мон-рь, в 2006 основан женский, оба во имя первомч. Раждена), кафедра Никозской (с 1995 Никозско-Цхинвальской) епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), архитектурный комплекс, памятник истории культуры Грузии. Расположен в с. Земо-Никози, на возвышенности, на правом берегу р. Б. Лиахви, в 1 км от Цхинвали. По историческим источникам, кафоликон Н. выстроен царем Картли св. Вахтангом Горгасали на месте упокоения груз. первомч. Раждена ( Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 199; Мученичество и заслуги святого великомученика Раждена//ПДГАЛ. 1989. Т. 5. С. 78-79). Архитектурный комплекс включает кафоликон Гвтаеба, освященный в честь Вознесения Господня (V, X, XIV-XV вв.), ц. во имя св. Архангелов (X в.), колокольню (XIV-XV или XVI-XVII вв.), архиерейский дворец (X-XI вв.), жилые постройки и ограду. В древности ограда монастыря охватывала более обширную территорию. В наст. время ц. во имя св. Архангелов находится вне территории монастырского комплекса Н., среди жилых домов. Все остальные строения объединены оградой, с запада от кафоликона расположена колокольня. Кафоликон дополнительно огорожен с севера, юга и востока, что отделяет его от муж. и жен. мон-рей. Сев.-зап. внутренней дверью храм Гвтаеба связан с муж. и жен. мон-рями, которые расположены к юго-востоку и к северу от него. Оба мон-ря имеют отдельный вход: жен. мон-рь - с северо-запада, мужской - с юго-востока. Новая ограда в юж. части выстроена на основе фундамента древней, с вост. стороны от угла дворца она следует параллельно вост. стене кафоликона. На расстоянии 30-40 м от вост. участка ограды, у ручья в подножии склона, сохранились фрагменты древней каменной ограды. Это позволяет сделать предположение о том, что в древности территория Н. охватывала весь склон. С юга от кафоликона также заметны фрагменты каменных сооружений - очевидно, юж. участка ограды ( Рчеулишвили. 1994. С. 100). Кафоликон Гвтаеба

http://pravenc.ru/text/2565610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЕСТИНА [Греч. Παλαιστνη; евр.  ; лат. Palaestina; араб.  ], историческая область на древнем Ближ. Востоке, у юго-вост. побережья Средиземного м.; регион, с к-рым связано большинство событий библейской истории. В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. в ряде областей этого региона сформировались государства древних евреев (см. ст. Израиль древний ). П.- провинция (группа провинций) Римской империи , место Воплощения, земной жизни, проповеди, Крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, а также регион возникновения первых христ. общин, формирования Иерусалимской Православной Церкви . География На территории исторической П. расположены современные гос-ва Израиль , Палестина (Западный берег реки Иордан и сектор Газа) и зап. районы Иордании . П. примыкает с востока к побережью Средиземного м.; ограничена на юге и юго-западе Синайской и Аравийской пустынями, на востоке - Сирийской пустыней. На севере П. граничит с древними странами - Сирией и Финикией (см. также Ливан ). Традиционно границей между этими регионами являются район Голан, а также горные массивы Ермон и Кармил , отделяющие холмистые равнины Галилеи и Самарии в Северной П. от Ливанских гор и исторических областей Келесирия (совр. вост. районы Ливана) и Арам (район Дамаска, совр. юго-запад Сирии и север Иордании). Географически П. делится на 3 зоны: прибрежную равнину; центральное нагорье, к-рое переходит в долину р. Иордан ; нагорье к востоку от Иордана, Галилейского моря и Мёртвого м. (Заиорданье). Уровень осадков в различных районах П. снижается от севера к югу, так что во все эпохи древности и средневековья сев. районы П. были более развиты экономически, чем южные. Происхождение названия Происхождение названия П. сложно; в основном оно является внешним по отношению к коренному населению этой страны. Название Палестина восходит к эпохе позднего бронзового века: слова «палест», «паласту», «филист» с XII в.

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь сщмч. Ираклидия, еп. Тамасского [греч. Ιερ Μον Αγου Ηρακλειδου], принадлежит Тамасской митрополии Кипрской Православной Церкви, находится к югу от древнего г. Тамаса, на юго-вост. окраине дер. Политико (Кипр). И. м. был основан рядом с могилой сщмч. Ираклидия , еп. Тамасского, продолжившего после кончины ап. Варнавы дело распространения христианства на Кипре. В течение многовековой истории мощи сщмч. Ираклидия были утрачены, сейчас в монастыре хранится только их небольшая часть, в т. ч. честная глава святого. Над гробницей в раннехристианскую эпоху был возведен мартирий. Его развалины - фундаменты стен и мозаичный пол - видны с южной стороны средневекового мавзолея. Вероятно, мартирий был разрушен землетрясением в 332 или 342 г. В нач. V в. к западу от мартирия была построена 3-нефная базилика с нартексом и атриумом. Она находилась на месте совр. монастырского собора (кафоликона), но была больше его по размеру. Нефы разделялись рядами из 6 колонн. Сохранились фрагменты мозаичного пола. Видимо, юж. неф базилики соединялся с мартирием. В VII в., возможно во время араб. набегов, базилика была разрушена. В нач. VIII в. было построено новое здание без нартекса и атриума. Колонны были заменены прямоугольными столпами, стены были украшены фресками, от к-рых уцелели фрагмент фигуры апостола на сев. стороне 2-го с востока столпа и крыло ангела с вост. стороны того же столпа (ныне в Византийском музее в Никосии). В XI в. базилика была вновь расписана. Сохранились изображения Христа и одного из пророков. Эта базилика была разрушена прежде сооружения средневекового мавзолея, т. к. его северная стена захватывает южную часть центральной апсиды базилики. Мавзолей был воздвигнут, по всей видимости, в XIV в. Он находится позади апсиды кафоликона и представляет собой прямоугольную постройку с куполом. Гробница сщмч. Ираклидия находится в крипте под мавзолеем. В наст. время сделан 2-й вход со двора, спуск ведет в подземное помещение. В период тур. господства в крипту спускались через отверстие в полу мавзолея. От мраморного саркофага сохранилась только нижняя часть. В вост. части мавзолея находится алтарная преграда, относящаяся к базилике V в. В 1759 г. она была расписана фресками с изображением Деисуса и святителей Ираклидия, Мнасона, Македония и Родона. Рядом находятся пустые саркофаги. Пол, выложенный мраморными плитками в VI в., также относится к предшествующему сооружению.

http://pravenc.ru/text/673837.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Никорцминда. Фотография. XX в [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (в 1534-1822 в составе Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; восстановлена в 1917), с кафедрой Никорцминдского архиерея (никорцминдели, николаосцминдели) в мон-ре Никорцминда . География Н. е. включала в себя всю территорию грузинской исторической пров. Рача. Ее юго-зап. и юго-вост. границы проходили «по [селу] Накалоеби по эту сторону горы Окриби и по ту сторону горы Мухури», сев. и сев.-вост. границы - через села «Квешелва, Эрцо, Саджваре, Двалети по ту сторону горы, а также деревни Гебса и Глола» (Грамота 1544 г. царя Имерети Баграта III (1510-1565)// Какабадзе. 1912. С. 8). С запада граница проходила по р. Аскисцкали. Границы епархии не менялись, в XVIII в. груз. историк царевич Вахушти Багратиони писал: «Вверху от Хотеви воды его реки проходят через Агарское ущелье. Над этим ущельем есть Николацминда, купольная церковь, добротно выстроенная. Сидит там епископ, наставник Глолы и всей области Рача внизу от Глолы» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 764). Н. е. принадлежали селения и за пределами епархии: в частности, в источниках упоминается дер. Рцхилати в Аргвети, к-рую вместе с жителями, представителями семей Габисадзе, Чапидзе и Гамезардашвили, пожертвовал Н. е. царь Имерети Баграт III ( Какабадзе. 1912. С. 10). История. До нач. XIX в. После распада в 60-х гг. XV в. единой Грузии на 3 царства и неск. княжеств нек-рые феодалы для расширения своих владений предприняли захват церковных земель. Т. о. в их руках оказалась часть территорий, принадлежавших Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на царство Имерети, в частности на груз. исторические провинции Имерети и Рача. Кутаисский архиерей не мог противодействовать захвату земель, поэтому молодой и энергичный царь Имерети Баграт III с целью защиты церковных владений и для обеспечения себе политической опоры в лице Церкви после соглашения с католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским) Малахией I (Абашидзе) решил основать в Имерети новые кафедры. В 1529 г. из Кутаисской епархии были выделены Гелатская и Хонская епархии, в 1534 г.- Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Св. Троицы в Сирете. Кон. XIV в. [Румын. Mitropolia Moldovei] (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества . География Ко времени образования М. м. Молдавское княжество в основном достигло своих исторических пределов. Границы М. м. совпадали с границами княжества: на востоке они проходили по р. Днестр; на юге и юго-западе - по Чёрному м., низовьям рек Дунай и Милков; на западе - по Вост. Карпатам и верховьям рек Милков, Путна, Тротуш, Бистрица, Молдова; на севере - по р. Черемош (выше г. Черновцы). При св. Стефане III Великом (1457-1504) в состав княжества и соответственно М. м. на юго-западе был включен район Путны. В 1484 г. турками были завоеваны города Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский, Украина) и Килия. Османская экспансия продолжилась и в XVI в., когда под непосредственное управление Порты отошел г. Тигина (Бендеры), а юг Пруто-Днестровского междуречья был заселен татарами. В 1715 г. под управление Порты перешла область Хотинской крепости на севере Пруто-Днестровского междуречья. Все эти территории вышли из юрисдикции М. м. и вместе с др. землями, занятыми турками в Валахии, составили Проилавскую епархию К-польского Патриархата (одновременно в области Хотина была образована Хотинская епископия, суффраганная по отношению к Проилавской). В 1775 г. сев.-зап. часть Молдавского княжества, названная впосл. Буковина , была аннексирована империей Габсбургов. По распоряжению имп. Иосифа II престол Рэдэуцкой епископии 12 дек. 1781 г. был перемещен в Черновцы. На аннексированной территории была образована Буковинская епископия, к-рая была выведена из юрисдикции М. м. и включена в состав Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви. 23 янв. 1873 г. Буковинская епископия была преобразована в Далматинско-Буковинскую митрополию. По результатам Бухарестского мира (1812) вост. часть Молдовы (в Пруто-Днестровском междуречье) вошла в состав Российской империи и была выведена из юрисдикции М. м.; на этой территории была образована Кишинёвская епархия РПЦ. История. Возникновение католических церковных структур в Молдавском княжестве и образование православной М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Церковь Сурб Хач. Вид с юго-запада. 915–921 гг. [Арм. ], о-в в юго-вост. части оз. Ван, в 3 км от берега, 1912 м над уровнем моря, общая площадь 0,7 кв. км (совр. ненаселенная территория Турции). Известен как духовный центр Армении со времени св. Григория Просветителя († 325). В юго-зап. части А. сохранилось 2-3 ряда циклопической кладки построек, к-рые И. А. Орбели относит к доурартскому периоду. Мовсес Хоренаци сообщает, что в IV в. здесь находилась крепость князей (нахараров) Рштуни. В сер. VII в. крепость стала опорным пунктом в борьбе с араб. завоевателями. В X в. А.- престольный город царства Васпуракан, отстроенный Гагиком I Арцруни. В 927 г., при Католикосе Ованнесе V, он становится центром Католикосата, перемещенного из Двина, и сохраняет свой статус до вступления Анании Мокаци (946-965) на патриарший престол в Аргине. После падения Васпураканского царства (1021) А. стал резиденцией князей Арцруни, в дальнейшем упоминался в источниках как центр еп-ства и Католикосата. В 1113 г. Собор из 5 епископов, не соглашаясь с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни, выбирает Католикосом Ахтамарского еп. Давида. Собор 1114 г. в Шугре (Киликия) низложил Давида, но тот, не подчинившись решению, провозгласил отдельный Ахтамарский Католикосат, под юрисдикцией к-рого осталась часть Васпуракана. В эпоху монг. владычества на А. пребывали католикосы из рода Арцруни-Хеденекидов, сделавшие этот сан наследственным. Католикос Закария III (1434-1464), пользуясь покровительством Джехан-шаха (Кара-Коюнлу), на короткое время объединил Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским (всего 14 епархий). В XVII в. между этими Католикосатами шли споры о разграничении юрисдикции, окончившиеся в кон. XVIII в. признанием главенства Эчмиадзина. В кон. XIX в. Ахтамарский Католикосат состоял из 2 епархий (302 церкви и 58 мон-рей), в 1895 г. он был расформирован, епархии перешли в юрисдикцию к-польского патриархата Армянской церкви. В результате начавшихся вскоре депортаций и геноцида армян А. стал ненаселенной территорией. В наст. время посещается туристами.

http://pravenc.ru/text/77218.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010