Сенно. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Церковь Георгия Победоносца построена в 1562 году, расположена на пригорке, вблизи дороги на Новый Изборск. Храм одноглавый, трехапсидный, четырехстолпный, увенчан световым барабаном с главой луковичной формы и крестом. К основному кубическому объему четверика с четырехскатной кровлей с востока примыкают пониженные полуцилиндры апсид, с севера - низкая пристройка, с юга придел, с запада - притвор начала XX в., заслонившие древние фасады четверика. Скромный декор фасадов четверика характерен для церквей Пскова XVI в.: стены имеют трехчастное членение лопатками, которые вверху соединяются между собой двухлопастными ползучими арочками, а в центральных частях - полуциркульными. Барабан декорирован традиционным орнаментом, состоящим из двух рядов поребрика и бегунца между ними. Венчает пояс ряд, состоящий из уступчатых полукруглых ниш и аркатурного пояска. Четыре щелевидных проема расположены по странам света, над ними бровки (фронтончатые сандрики). На крытой железом главе, звезды, покрашенные охрой. На апсидах декор утрачен, на малых боковых апсидах, сохранилось по одному древнему щелевому оконному проему. Церковь четырехстолпная, западные столбы круглые в плане, восточные - скруглены с восточной стороны. Световой барабан покоится на повышенных подпружных арках. Концы креста перекрыты коробовыми сводами. Апсида перекрыта конхой. На западной стене устроены деревянные хоры с палаткой, в которой сохранился древний щелевой оконный проем (в настоящее время он заложен). Такие же древние оконные проемы сохранились на южной стене четверика на уровне хор, в жертвеннике и диаконнике, остальные поздние или растесанные. У основания конхи апсиды - два ряда голосников. По пять рядов голосников: в тимпанах трансепта, над аркой восточной стены, под подпружными арками и на парусах. В алтаре сохранились остатки деревянных связей в двух уровнях. В юго-западном углу - палатка, видимо, здесь была придельная церковка, упраздненная после сооружения южного придела.

http://sobory.ru/article/?object=05829

Спасо-Прилуцкий монастырь, 2 класса, в 15 верстах от города Вологды. Основан в 1371 году преподобным Дмитрием Прилуцким (см. 11 февраля). В 1612 году он подвергался разорению от татар; в 1619 году был опустошен литовцами. Спасский двухэтажный собор построен в 1542 году; возобновлен после пожара в 1817. В нижнем храме почивают под спудом святые мощи преподобного Дмитрия и преподобного Игнатия (см. 19 мая). В иконостасе Спасского храма находится чудотворный образ преподобного Дмитрия, написанный преподобным Дионисием Глушицким; он взят был великим Князем Иоанном III на время похода его под Казань и возвращен им, по украшении его богатым окладом, в 1503 году; ежегодно 3 июня в память сретения образа преподобного Дмитрия бывает из Вологодского собора в монастырь крестный ход. В монастыре хранятся: фелонь, деревянный костыль и вериги преподобного Дмитрия. В юго-восточной и северо-восточной башнях монастырской ограды до сих пор сохранились так называемые мешки или каменные столбы с узкими внутри их помещения, куда заключаемы были важнейшие преступники. При монастыре школа с приютом и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» 2-го класса (съ 1764 г.) необщежительный мужской монастырь въ Семенковской волости, въ 5 в. на С - В. отъ губ. гор. Вологды, при р. Вологде (при монастыре Монастырская платформа Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор.). Основанъ въ конце XIV в. преп. Прилуцкимъ - другомъ преп. Радонежскаго и детей великаго князя Донского (+11 февраля 1392 г.). Въ 1613 г. монастырь былъ разоренъ татарами; въ 1618-19 г. разграбленъ литовцами, причемъ было сожжено более 200 чел.; въ 1811г. отъ неосторожности выгорела вся внутренность соборнаго храма. Въ 1812 г. въ монастыре в течение 3 месяцевъ сохранялись святыни, вывезенныя изъ Московскихъ соборовъ и монастырей. Храмовъ пять: 1) соборный двухъэтажный (построенъ въ 1537-1542 г. и перестроенъ после пожара 1811 года въ 1813-1817 г.): вверху во имя Всемилостиваго Спаса съ приделами: правымъ въ честь Господня и левымъ во имя св.князя Александра Невскаго; внизу (обновленъ въ 1885году) во имя преп. Прилуцкаго и въ князя Андреевича Углицкаго (+19 мая 1522 г. въ Вологде, въ темнице, после 32-летняго съ четырьмя приделами: правыми - во имя преп. Радонежскаго (обновленъ въ1892 г.) и въ честь Господня (устроенъ въ1786 г, и обновленъ 1886 г.), и левыми - во Господня (устроенъ въ 1788 г.; обновленъвъ 1886 и 1893 г.) и въ честь св. праведной Анны (устроенъ въ 1831 году; обновленъ въ 1886 и1893 гг.);

http://sobory.ru/article/?object=00237

Тюмень. Троицкий монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в городе Тюмени. Основан в 1616 году. При нем школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Тюменский Троицкий монастырь находится на краю Ямской слободы города Тюмени, с северо-восточной его стороны, на высоком крутом берегу реки Туры. Место над монастырем составляет четырехугольную площадь. С трех сторон монастырь обнесен каменной стеной с двумя воротами: одни главные с южной стороны, с башнею над ними, другие на северной стороне ограды. В юго-западной части ограды имеются углубления в половину толщины стены; полагают, что углубления эти сделаны с боевой целью, для защиты монастыря, при слухе о приближении к Тюмени Пугачева, или его бунтовавших приверженцев. С восточной стороны монастырь загорожен деревянным заплотом по той причине, что бывшая на этой стороне каменная стена уничтожилась от подмыва горы рекою Турою, которая и ныне очень вредит монастырю во время весеннего полноводия, в совокупности с ключами, вытекающими из-под горы на пространство всего берега, занимаемого им. При взгляде на внутренность монастыря, взору представляется стоящий по середине ограды 5-главый Троицкий храм; около алтаря и по сторонам его (преимущественно с южной) несколько братских и мирских могил, обнесенных решетчатым небольшим полисадником. К западу от Троицкой церкви, по направлению к настоятельскому корпусу, проведены деревянные тротуары и вдоль их аллея из лип и кустарников. От монастыря открывается красивый вид на заречную часть города, да и сам монастырь представляет прекрасный ландшафт со стороны, особенно из-за реки Туры. Монастырь основан в 1616 году монахом Нифонтом, из Раифской пустони. К Нифонту начала собираться понемногу братия, с которою он питался трудами, обрабатывая землю, пожертвованную городскими жителями. В 1622 году игумен Сергий для содержания монастыря с братиею исходатайствовал два рыболовных места и построил первую деревянную церковь во имя Преображения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=00957

Углич. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь, построенная в 1740-1742 гг. на средства Т.Г. Тарханова. Небольшое четырёхчастное здание с храмовой частью типа восьмерик на четверике, тёплой трапезной с северным приделом Николая Чудотворца и столпообразной семигранной колокольней над папертью. В 1817 г. к трапезной с южной стороны пристроен придел в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих радости " . Церковь закрыта в октябре 1938 г. и разобрана в 1938-1940 гг. Источник: Соловьев Л.Ф. Краткая история города Углича. Изд. 3-е. - М., 2012 Нынешний парк Победы помнит разные периоды своей истории. Десятилетия, столетия назад там располагались и рынок, и обширные храмовые площади, но исконно это была территория посада, тесно застроенная дворами торгового и ремесленного люда. Здесь от берегах Каменного ручья начинались две важные улицы – Конюшенная и Мостовая. Первая от устья ручья проходила вдоль берега Волги, а вторая являлась началом старой дорегулярной Ярославской улицы. Пересекавший ручей Большой Красный мост располагался существенно ближе к Кремлю. На площадках у перекрёстка улиц издревле стояли деревянные церкви с прилегавшими богаделенными избами. Среди них был погост Рождества Христова и апостола Филиппа «на Могилицах», а также погост Алексия Митрополита Московского и Николая Чудотворца. Топоним «Могилицы», вероятно, относился к куда более ранним временам зарождения города, когда за ручьём могли располагаться древние курганные захоронения. Около храмов по исконной традиции находились приходские кладбища, где проводились погребения вплоть до второй половины XVIII века. Поскольку нынешние строительные работы ведутся в восточной части парка, коснёмся только второго прихода – Алексия Митрополита и Николая Чудотворца. В Угличе бытовало предание, что обозначенную церковь посещал царевич Димитрий – по этой причине у более позднего каменного храма крест колокольни украшала корона. Деревянные церкви были восстановлены после разорения Смутного времени. Примерно в 1660-х годах туда перенесли иконы и утварь упразднённой Вознесенской церкви, стоявшей на месте древнего монастыря на юго-восточной окраине посада (возвышенность в районе перекрёстка современных улиц Пролетарской и Каменской). При этом было изменено посвящение главного престола – с тех пор храм у устья Каменного ручья стал именоваться Вознесенским. В тот же период церкви могли быть перестроены.

http://sobory.ru/article/?object=38649

Шестидесятые годы IX столетия в истории империи отмечаются удивительным культурным подъемом и оживлением миссионерской деятельности между языческими народами Северо-Восточной и Юго-Восточной Европы. Как высокая степень просвещения многих деятелей этого времени, родившихся и воспитавшихся в иконоборческую эпоху, так и необычная напряженность, с которой предпринимается и настойчиво ведется миссионерская деятельность, а с ней вместе расширяется сфера политического влияния империи на народности, стоявшие еще вне христианской культуры, – все это представляет в себе много загадочного и недостаточно разъясненного и долго еще будет привлекать к себе неудовлетворенное любопытство историков. Во всяком случае как к патриарху Фотию, так и к Кириллу и Мефодию, которым принадлежит главная роль в неожиданно обширной и весьма успешной христианской миссии, распространившей духовную власть Константинопольского патриархата на новые земли, нельзя не относиться с особенным чувством почтительного уважения и признательности за совершенный ими подвиг обращения в христианство славян и наших предков, русских. Хотя ближайшие обстоятельства, при которых происходило обращение славян в христианство и перевод Священного Писания на славянский язык, остаются скрытыми и, по-видимому, навсегда останутся спорными, тем не менее в ряду исторических фактов времени Михаила III и Василия Македонянина нет таких, которые бы равнялись с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия и с вызванными ею многообразными влияниями и историческими последствиями. Так как борьба между Римом и Константинополем из-за политических и церковных притязаний в средние века нашла себе наиболее ясное и для всех понятное выражение в плодах просветительной миссии между славянами Кирилла и Мефодия и самый вопрос о разделении христианства на две половины не может быть в полноте представлен без изучения дела славянских просветителей, то понятно, что в истории Византии необходимо предоставить широкое место 16 обстоятельствам жизни и деятельности солунских братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава X. Царица Ирина и Карл Великий. Две империи Ф. И. Успенский. История Византийской империи Византийская империя, поглощенная религиозными вопросами и борьбой партий, не могла уделить достаточного внимания внешней политике, за исключением ближайших своих окраин, угрожаемых арабами и болгарами. Т. к. усиление этих врагов затрагивало самые существенные и живые интересы государства, то византийское правительство не могло задаваться более отдаленными задачами и целями, кроме тех, которыми удовлетворялись насущные потребности. Между тем империи предстояло осуществление мировых задач. Мировое значение империи обусловливалось тем, что ее владения находились в Европе и Азии, т. е. охватывали весь известный тогда культурный мир и включали множество племен и народов. Могущество императора, кроме войска и флота, заключалось в том, что под его рукой были и восточные патриархи, и римский папа. Но со времени иконоборческой борьбы, когда император отлучен был Римской Церковью и объявлен схизматиком, римский папа стремится к тому, чтобы стряхнуть с себя власть императора. Достигнув этого при помощи лангобардского оружия, папа, однако, скоро понял, что лангобардский король гораздо опасней для Рима, чем отдаленный от Италии обширными пространствами император. В половине VIII в., хорошо взвесив и обдумав предпринимаемый политический акт, папа заключил секретно от императора союз с Каро-лингом Пипином Коротким. В основе этого союза лежала взаимная услуга и выгода: папа разрешил Пипину низвергнуть своего короля Хильдерика III и самому стать на его место, а Пипин дал Римской Церкви политические права и земельные владения в Италии и положил начало Папской области или светской власти папы. Следствием этого было, с одной стороны, уничтожение лангобардской власти в Италии и присоединение отвоеванных у лангобардов земель к Франкскому государству, с другой же стороны — распространение власти франкских королей на Италию и Юго-Восточную Европу и зарождение идеи Западной империи. Намеченные здесь события имеют европейское, если не всемирно-историческое значение и делают перелом в истории. Нам предстоит в этой главе попытаться дать оценку одной из важнейших страниц византийской истории. Роковой смысл происшедших в небольшой период времени событий состоит в том, что на одной стороне стоял всемирный исторический деятель и гений в лице Карла Великого, а на другой — обыкновенная женщина, к тому же поставленная в крайнее затруднение религиозной смутой и дворцовой интригой.

http://sedmitza.ru/lib/text/442859/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Болгарские письма протоиерея Всеволода Шпиллера иеромонаху Клименту (Лялину) Состоявшееся в ноябре 2014 г. празднование столетия освящения русского храма свт. Николая Чудотворца в Софии привлекло повышенное внимание к истории русской церковной общины в Болгарии. В связи с этим значительный интерес представляет введение в научный оборот новых документов известных деятелей этой общины. Одним из наиболее ярких ее представителей был протоиерей Всеволод Дмитриевич Шпиллер, письма которого за период 1937–1948 гг. из Пазарджика и Софии насельнику католического Шеветоньского монастыря в Бельгии иеромонаху Клименту (Лялину) представлены в данной публикации. Публикуемые документы хранятся в архиве бенедиктинского Крестовоздвиженского монастыря (Archives Amay-Chevetogne), расположенного в селении Шеветонь в юго-восточной части Бельгии. Монастырь был основан в 1926 г. о. Ламбером Бодуэном в бельгийском городке Амэ-сюр-Мёз и с самого начала придерживался православного типикона. Кроме того, его насельники несколько десятилетий поддерживали активные связи с русскими обителями Святой Горы. Один из первых монахов монастыря о. Феодор (Теодор) Бельпер (Belpaire) вскоре после принятия им монашеского пострига 14 сентября 1927 г. был послан из Амэ на Афон и провел там 3 месяца. Эта поездка повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Всем знавшим о. Феодора позднее в качестве настоятеля в монастырях Амэ и Шеветоне, он подавал пример своим смирением, молитвенной жизнью, личным нестяжанием и привязанностью к духовным традициям православной Церкви. Многие другие монахи общины в Амэ также совершали поездки на Святую Гору. Можно вспомнить в этой связи об о. Иринее Дунсе (Doens), который стал крупным специалистом по монашеской жизни на Афоне. Следует сказать и о секретаре о. Ламбера Бодуэна иеромонахе Давиде Бальфуре (Balfour), который встречался на Афоне со старцем прп. Силуаном (Антоновым) и его учеником о. Софронием (Сахаровым). Именно эти подвижники повлияли на переход отца Давида в православие с новым монашеским именем Димитрий.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346355/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #d9cdfd3290 Закрыть События в Черногории - это доказательство того, что Бог есть Эмир Кустурица   07:32 09.01.2020 510 Время на чтение 5 минут Источник: Российская газета Весь христианский мир с тревогой наблюдает за развитием ситуации в Черногории, где, как отметил Патриарх Сербский Ириней, развернут " жестокий террор в отношении Сербской Православной Церкви (СПЦ), ее духовенства и верных людей " . Вот и всемирно известный режиссер Эмир Кустурица посвятил обозначенным выше событиям текст, опубликованный порталом " Искра " , назвав его " Бог есть " : Человеческая эмоция - это чудесная молния, и она становится еще более удивительной, когда растворяется в мистической массе! Взрыв чувств, нисходящих с черногорских гор, из городских небоскребов, квартир, загородных домов, спустился на улицы, и Черногория стала местом проведения крупнейших христианских крестных ходов, которые когда-либо были отмечены до сегодняшнего дня. Случилось то, чего больше всего боялись глобалисты, и в то время, когда в мире уже полным ходом шло столкновение цивилизаций, которое предвидел историк Хантингтон в 90-х годах прошлого столетия. Он тогда написал, что глобализм не сможет распространить универсальные западные ценности во всем мире, что Западная Европа больше не будет существовать, сохранится иудео-христианская Америка, а в числе прочих буддизм, ислам и еще православные христиане останутся отдельными цивилизациями. Однозначно, что к Юго-Восточной Европе не могут быть применены общемировые диагнозы, но симптомы для такого утверждения очевидны. Чудо произошло в Черногории. О чем это все? Имело ли место слабое знание основ культуры управления, отсутствие интуиции, просто выполнение приказа или высокомерие при принятии Закона о вероисповеданиях! Кто бы мог поверить, что Церковь и верующие, которые 800 лет стоят на своем, позволят кому-то украсть у них миф и что это не вызовет гнева. Или Военный альянс (НАТО - прим. " РГ " ) планировал " Бурю " , как в свое время в Хорватии (4 августа 1995-го совместными усилиями вооруженных сил Хорватии и пятого корпуса армии Боснии и Герцеговины началась операция " Буря " , в ходе которой в течение 84 часов была ликвидирована Республика Сербская Краина - прим. " РГ " ). Посмотрим. Кто-то проигнорировал старую истину, что в истории настает момент, когда для народа вера становится важнее хлеба, когда в людях пробуждаются магнитные бури идентичности, когда они свои страхи ставят под домашний порог и вместе, объединенные верой, превращают это чувство в свободу!

http://ruskline.ru/opp/2020/01/09/sobyti...

Αρχεο Епископ Воскресенский Савва: Для нас смыслом жизни стала Церковь 30 Σεπτεμβρου 2017 τος 16:01 У епископа Воскресенского Саввы большой круг обязанностей. Он — первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник одной из древнейших обителей Москвы — Новоспасского ставропигиального мужского монастыря . Владыка также управляет сразу двумя викариатствами — Юго-Восточным и Новых территорий. Как идет строительство новых храмов на присоединенных к столице территориях, чем живет Новоспасский монастырь сегодня и о многом другом епископ Савва рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» (интервью опубликовано в сентябрьском номере ). — Ваше Преосвященство, задолго до того, как было принято решение ознаменовать 100-летие с начала гонений на Русскую Православную Церковь и отметить вековой юбилей восстановления Патриаршества, Новоспасский монастырь начал работу над большим издательским проектом — публикацией деяний Всероссийского Собора 1917-1918 годов. Поэтому первый вопрос — о новом выпуске материалов Собора. Что можно сказать о результатах вашей работы на этот момент? Каковы сроки окончания проекта? — Историческое значение Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов очень велико. Мы и сегодня не можем полностью осмыслить важность для людей и всей Церкви тех документов, которые были рассмотрены и приняты на Соборе. В наше время появилась возможность обстоятельно изучить документы, которые принимались в то непростое для нашего Отечества время. XX век стал для Русской Церкви серьезным испытанием. Не только было нарушено соборное начало, но и само существование Церкви как института в русском обществе оказалось под большим вопросом. Именно поэтому сегодня, спустя целое столетие, для нас является актуальным и важным тот соборный труд, который стал не только залогом сохранения, но и прочным фундаментом для дальнейшего развития свободной церковной жизни на Руси. Для того чтобы понять тот контекст, в котором соборные решения вырабатывались и принимались, в настоящее время проводится большая работа по научному изданию документов Собора. Это наследие нам еще предстоит осмыслить и актуализировать в современной церковной жизни. Можно сказать, что соборные деяния — это завет новомучеников и исповедников о сохранении и непрерывности соборности в нашей Церкви. Для Новоспасского монастыря этот проект — и честь, и почетная обязанность, и большая ответственность. Думаю, что это издание будет своего рода памятником Собору.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5020575...

  разделы   рассылка  распечатать Храм Воскресения Христова в Кадашах Источник:  Сайт храма Воскресения Христова в Кадашах Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Б. Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы. Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако, это не находит подтверждения в документах. На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке. Она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально она была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней она не сохранилась. В XVI-м веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены на каменные во второй половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Б. Полянки у Малого Каменного моста. Thumbnail Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.

http://religare.ru/2_87317.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010