В юбилейном 2005 году такие конференции посвящались 60-летию Великой Победы. В следующем – 2006 году, по инициативе Новосибирской епархии, эти педагогические конференции посвящались 100-летию со дня рождения Д.С.Лихачева. Прошедшие по призыву Новосибирской епархии памятные мероприятия стали не только данью памяти академика Д.С. Лихачева, но и свидетельством о православной культуре России. Если школа сумеет услышать и усвоить культурно-исторические уроки и духовно-нравственные заветы этого великого ученого и патриота России, то появятся предпосылки для решения проблем нравственного воспитания и культурного формирования детей и молодежи. На конференциях, посвященных 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева, собрались учителя, священнослужители, ученые, библиотекари, работники управлений образованием, студенты, школьники. В сентябре – декабре 2006 года научно-педагогические конференции и другие мероприятия, по священные памяти Д.С. Лихачева, прошли в половине районов Новосибир ска и области – около 50 конференций за один год. Участникам конференций раздавались учебно-методические материалы о духовном наследии Д.С. Лихачева, подготовленные епархиальным Отделом образования. Особое внимание на конференциях уделялось книге Д.С. Лихачева " Письма о добром и прекрасном " . Если 2006 год, объявленный " Годом Д.С.Лихачева " прошел под знаком празднования столетия со дня его рождения, то прошедший год, как известно, был " Годом русского языка " . Соответственно тематике года, весь 2007 год в Новосибирской епархии проводились научные и практические конференции, посвященные русскому языку. О том, что русский язык имеет важнейшее значение для сохранения родной культуры и для сохранения самой России говорится в Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию (26 мая 2007 года). Во вступительной части Послания Президент Российской Феде рации отметил, что " духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность " .

http://religare.ru/2_50120_1_21.html

Во время же молитвы, когда он ходатайствовал пред Богом за нераскаянный народ, он дошел до самого высшего состояния человеческой души – пламенел любовью к Богу и к ближним и как бы весь превратился в одно желание, которое выше всех желаний. Неудивительно поэтому, что и Господь отвечал пророку тем же самым, делая его предметом Своего высочайшего благоволения. Наименование муж желаний есть тоже, что муж возлюбленнейший Богом, снискавший себе особенную любовь от Бога и потому удостоенный великого откровения. 24 ст. Семьдесят седмин сократишася о людех твоих и о граде твоем святем -для твоего народа и святого города твоего определены (буквально с еврейской Библии отрезаны, отсечены) семьдесят седьмин. Этими словами определяется продолжительность периода, в течении которого должны произойти возвещаемые далее события. Седьминою обозначается время, состоящее из семи частей. Издавна евреи вели счет времени седьминами, строго различая три седьмины. Прежде всего они имели седьмину, состоящую из дней и соответствующую нашей неделе (Второз. XVI, 9; Дан. Х, 2 ). Затем они пользовались в счислении времени седьминою лет или семилетием, причем последний год назывался субботним годом и праздновался, как священный с соблюдением особых постановлений, приуроченных к нему (Лев. XXV, 3–5). В-третьих, наконец, евреи имели у себя седьмину субботних годов, после которых наступал юбилейный год, по характеру празднования более знаменательный и торжественный, чем год субботний ( Лeb. XXV, 8–55 ). Это был круг годов в 49 лет с пятидесятым священным юбилейным годом. Нельзя разуметь под седьминами в откровении пр. Даниила седьмину дней, т.е. период времени в 70 недель или 490 дней, так как в такой сравнительно краткий промежуток времени не могли совершиться события, указанные в откровении, как например построение города и храма, разрушение их, пришествие и смерть Мессии и т.п. Нельзя также разуметь здесь и седьмину субботних годов, т.е. круг юбилейного года, так как получился бы в таком случае очень длинный период времени (3500 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Начало года, как видно из гезерской таблетки, а также Св. Писания и талмуда, полагалось осенью в первый месяц (тишри). Начинавшийся в это время год был естественным земледельческим годом. Кроме него, у них со времени Моисея был также церковный год, начинавшийся с первого весеннего месяца (нисана), в котором праздновался исход евреев из Египта (Ср. Иос. Фл. Antiquit. III, 3, 3) и полагалось начало первой «жатвы ячменя». Руководствуясь в определении начала и конца годового круга изменениями в жизни растительного царства, зависящими от годового обращения земли вокруг солнца, евреи в определении отдельных частей года руководствовались фазами луны, применительно к чему они делили год на двенадцать месяцев (йерахим). Так как двенадцать лунных месяцев составляют лишь 354 дня и т. о. не обнимают полного годового круга времени, заключающего в себе 365 дней, 5 часов, 48 минут и 46 секунд, то для согласования своего времясчисления с солнечным годом евреи некоторые годы исчисляли в 12, а некоторые в 13 лунных месяцев. Последние назывались годами вставочного месяца (шенат гаиббур). Насколько можно догадываться на основании еврейского предания 89 , в частности – введенного у евреев в IV в. по Р. Хр. Гиллелом 2-м календаря, в основу которого положен цикл в 19-годов, из которых семь годов имеют вставочные месяцы, и который был составлен в согласии с прежним времясчислением евреев, а также – существовавшего у евреев счисления по юбилеям – пятидесятилетиям, у древних евреев каждое пятидесятилетие заключало 19 годов со вставочными месяцами, по два года в каждом пятилетии юбилея, за исключением последнего пятилетия, которое заключало лишь один год со вставочным месяцем, так что пятидесятый юбилейный год у евреев всегда имел только 12 месяцев. Согласно принятому со времени Гиллела 2 счислению, из общего числа 12 месяцев года шесть (1, 3, 5, 7, 9 и 11) месяцев имели по 30 и шесть (2, 4, 6, 8, 10 и 12) по 29 дней. Принятие Гиллелом 2 такого деления месяцев указывает на существование его у древних евреев. Месяцы в 30 дней назывались полными (йерахим мелеим), а месяцы в 29 дней – сокращенными (йерахим хасерим).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Закрыть Учителя и Ученики - уроки высокого искусства О выставке художников России и Азербайджана 03.01.2019 1192 Время на чтение 14 минут «Голубая чашка», 2009 г., Геннадий Бернадский. Событием культурной жизни Санкт-Петербурга осенью с.г. стала выставка художников России и Азербайджана, состоявшаяся в залах научно-исследовательского музея при Российской академии художеств. Известно, что 2018 год был назван «Годом культуры» в России и вместе с тем - стал юбилейным годом для одного из главных участников выставки - Таира Тимуровича Салахова, которому исполнилось 90 лет. Прожитые годы были овеяны и тяготами становления советского государства, и Великой Отечественной войной для народов Советского Союза, и годами творческих «мук и радостей». Биография Таира Тимуровича Салахова советского азербайджанского российского живописца, вице-президента Российской академии художеств (с 1997), театрального художника, педагога, Члена Президиума Академии художеств СССР с 1972 г. тесно переплетена с историей России и Азербайджана. В залах Академии художеств в Санкт-Петербурге, в Москве выставка состоялась также, благодаря усилиям и тех, кто искренне хотел подарить любителям живописи праздник искусства - это Научно-исследовательский музей при Академии художеств Санкт-Петербурга и его директор Алексей Мудров, Фонд реалистического искусства В.Ф.Пустарнакова, центр Гейдара Алиева и фонд Гейдара Алиева вместе с его вице-президентом Лейлой Алиевой, Фонд «Императорского общества поощрения художеств» и его директор Людмила Ермолина, компания Газинформсервис. Все они - последователи великих русских благотворителей - Строгановых и Румянцевых XVIII века, Мамонтовых и Морозовых века XIX и начала XX, а также - ценители крепких традиций века нынешнего - кураторы выставки - Вероника Богдан, Екатерина Сапогова, Эмин Мамедов и Мария Филатова. Подвижничество этих людей позволило решить сложнейшую задачу - объединить в одной экспозиции работы более ста художников и сделать её передвижной. Это значит, что выставка была представлена и в Москве, и в Санкт-Петербурге, её, возможно, увидят и почитатели таланта российских и азербайджанских мастеров кисти в Баку.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/04/...

3 . До плена иудеи разделяли ночь на три стражи ( Пс.62:7; 89:4 ): первая продолжалась от захода солнца до полночн ( Плач.2:19 ); вторая, или стража полночная, продолжалась до пения петуха ( Суд.7:19 ); третья, или стража утренняя, оканчивалась с восходом солнца ( Исх.14:24 ; 1Цар.11:11 ). – Во времена нашего Господа считали четыре стражи ( Мк.13:35 ), около трех часов в каждой. Первая начиналась с заходом солнца, продолжалась до девяти часов вечера ( Мк.11:11 ; Ин.20:19 ); вторая, называемая полночью ( Мф.25:6 ; Мк.13:35 ), продолжалась до средины ночи; третья носила название пения петуха, потому что оканчивалась в три часа утра; четвертая, оканчивалась с началом дня ( Ин.18:28 ). О неделе Евреи, как мы это делаем в свою очередь, делили время на периоды из семи дней, или на недели ( Быт.29:27–28 ). Седьмой день, соответствующий нашей субботе, был посвящен Богу в честь божественного покоя после творения, откуда название субботы, или покоя, которое ему было дано ( Быт.2:2 ; Исх.20:11 ). Целая неделя называлась также субботою ( Лк.18:12 ). Другие дни не имели отдельных названий; их обозначали „первым, вторым“ и т. д. днями, начиная от субботы, и они соответствовали нашим воскресенью, понедельнику и т. д. Еврейский оборот, встречаемый в наших евангелиях: μα τν σαββτων, единая от суббот ( Мк.16:2 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 ), значит то же самое, что πρτη ημρα το σαββτον, или первый день недели, потому что по-еврейски существовало лишь одно слово для выражения слов один и первый. Иудеи-еллинисты называли пятницу παρασχευ, ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ; Ин.19:14,31:42 ), т е. „приготовление“, в пятницу, действительно, приготовлялись к празднованию субботы. Другие иудеи называли ее просто кануном субботы. Этот канун начинался с девятого часа, т. е. с трех часов пополудни. – Неделя играла очень важную роль в Моисеевом обществе; различали, кроме недели в собственном смысле (седмицы), седмицу седмиц, или праздник седмиц (Пятидесятница) ( Втор.16:9–10 ); седмицы годов, из которых седьмой назывался субботним годом ( Лев.25 ), и седмицы субботних лет, которые оканчивались юбилейным годом, как мы увидим ниже. 588

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В минувшем месяце, 29 августа, в пресс-центре РИА «Новости» прошла пресс-конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича. Указом Президента России 2006 год объявлен «Годом культуры, образования, гуманитарной науки – Годом академика Д. С. Лихачева». На пресс-конференции выступили: ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Александр Сергеевич Запесоцкий, директор Института мировой литературы имени А. М. Горького Александр Борисович Куделин, председатель Российского детского фонда Альберт Анатолиевич Лиханов. На пресс-конференции были представлены юбилейные издания Международного благотворительного фонда имени Д. С. Лихачева и Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов: «Уроки Лихачева», «Д. С. Лихачев: Университетские встречи», а также уникальное переиздание фундаментальных работ великого ученого «Избранные труды по русской и мировой культуре». Там же были подведены итоги VI Международных Лихачевских научных чтений, которые прошли в Санкт-Петербурге в конце мая 2006 года. Журналистам рассказали о планирующихся новых мероприятиях в рамках празднования 100-летия Дмитрия Сергеевича Лихачева. Вот некоторые высказывания выступавших. А. Б. Куделин, профессор, доктор филологических наук, член Российской академии наук, зам. академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, член Европейской ассоциации арабистов и исламоведов: – Дмитрий Сергеевич не только выдающийся ученый, но еще и великий гражданин нашей страны, который всю жизнь стремился к тому, чтобы достижения отечественной культуры стали достоянием нашего народа, а также, чтобы они стали известны далеко за пределами нашей страны. Научная деятельность Дмитрия Сергеевича была тесно сплетена с общественной и общественно-политической деятельностью. И сегодня мы, к сожалению, слишком часто чувствуем отсутствие Дмитрия Сергеевича, потому что при его жизни многие вопросы решались очень просто и быстро. Хоть решались они и не так, как они должны решаться в демократическом обществе, к стандартам которого мы только движемся… Например, если какой-то памятник культуры надо было спасти или требовалась еще какая-то помощь, можно было бесконечно стучаться в разные очень высокие инстанции, а можно было попросить Дмитрия Сергеевича. Дмитрий Сергеевич звонил первому лицу государства или еще куда-то обращался, накладывалась соответствующая резолюция – и все решалось.

http://pravoslavie.ru/579.html

Земля не должна переходить в чужое владение, потому что земля принадлежит Господу, и израильтяне только поселенцы у него, говорится в ст. 23. Израильтяне не должны быть покупаемы в рабы, ибо они – рабы Иеговы, которых он вывел из Египта (ст. 42:50). Но в этих религиозных принципах заключается и социальная равноправность всех израильтян в личном и материальном отношении, так как все они находятся в одном и том же отношении к Богу. Здесь то же воззрение, которое выражается в том, что все израильтяне без различия должны платить подать святилищу, Исх.30:12 ср. § 43. Между тем в действительности юбилейный год, как признавали сами позднейшие иудеи, не соблюдался, а его всегда понимали, как чистую теорию. Основание этого, вероятно, надо искать не в одной практической трудности закона, хотя второй год покоя, непосредственно следующий за таким же годом естественно, в народно-хозяйственном отношении должен был быть в высшей степени сомнительной, трудной вещью. Решающим же обстоятельством было то, что преследуемое юбилейным годом restitutio in integrum, предполагает некоторый исходный пункт, которого в действительности не было, – именно момент времени, когда все израильтяне были свободны и имели земельный участок. Если бы захотели осуществить юбилейный год, то приходилось бы воспроизводить, восстанавливать только те случайные и несовершенные отношения, которые имели место 50 лет назад. Но этим, как справедливо чувствовали, не приносилось пользы народу, и таким образом оставляли все учреждение без исполнения и относили его к мессианскому времени, которое одно могло дать необходимый идеальный, исходный пункт. Напротив, ессеи своим общением имущества и своим отрицанием рабства осуществили в небольших размерах те отношения и порядки, которые преподносились уму творца идеи юбилейного года 112 . 39). В дополнение к этому бросим еще взгляд на тот, также чисто теоретический социальный план, какой начертывает пр. Иезекиль в последнем отделе своей книги. По этому плану, земля Израиля должна быть разделена на 12 равных по величине, следующих друг за другом в направлении от севера к югу, участков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Но у евреев были праздничными не только дни, но и целые года. Таковы субботние и юбилейные года. Субботним годом был каждый седьмой год. В этот «год покоя» земля отдыхала от обработки ее руками человека, плоды не собирались с нее; все выраставшее на ней без труда человека отдавалось в дар рабам и пришельцам; долги в этом году не взыскивались, в уплате денег делалась отсрочка, как у нас во время тяжелой войны (мораториум). Весь народ в таком священном году в празднике Кущей собирался к дверям скинии или храма для поучения в законе Божием. Еще торжественнее праздновался каждый пятидесятый год, год, наступавший после семикратного повторения семилетнего цикла (7X7+1) и называвшийся юбилейным, годом отпущения или свободы. В такой год давалась свобода не только мертвой природе, но и живым ее насельникам. Рабы из евреев отпускались на волю вместе со своими детьми; проданное и невыкупленное имущество возвращалось к своему хозяину, каждый снова вступал во владение своим земельным участком, материальным достатком. Этим мудрым законом предупреждалось скопление в одних руках большого богатства, в целях большего уравнения членов народа еврейского в имущественном отношении. Ни одна языческая религия, ни одно законодательство во всей истории человечества не подходили так близко к корню экономического рабства, не вносили столько нравственного элемента в область человеческих отношений, сколько сделала ветхозаветная еврейская религия своими уставами о священных годах ( Лев.15 ). Поистине эта религия от Бога и среди других религий с узаконяемым обычаем и освящаемым догмой кастовым разграничением и экономическим рабством, религия Откровения в темную эпоху ветхозаветного мрака является отрадным лучом света, предвещающим зарю христианской свободы. Здесь мы переходим к краткому изложению морального учения ветхозаветной религии, как оно выражено в Библии. В основе его лежит высокий взгляд откровенной религии на человека. Закон Моисеев заповедал милосердие к ближнему, пророки требовали, от своих слушателей «судити сира и оправдати вдовицу» и в то время, как в Спарте от слабо рожденных детей старались отделаться насильственным способом, закон Моисеев говорил: «не злословь глухого и пред слепым ничего не клади, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога Твоего» ( Лев.19:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Огромным достижением 1957–1958-го учебного года было введение ежедневного богослужения в семинарском храме, которое имело большое значение для воспитания религиозно-нравственного настроения учащихся и для практического освоения ими всей сложной системы навыков церковного служения и пастырского руководства. Ну и конечно, семинария – это большая семья, которая вместе проводила во время зимних каникул рождественскую ёлку для воспитанников, педагогов и служащих с приглашением представителей саратовского духовенства. К сожалению, юбилейный 1957–1958-й учебный год стал не только годом наивысшего подъёма послевоенной Саратовской Духовной семинарии, но и годом, с которого начался её закат. Времена хрущёвской «оттепели» обернулись для Русской Православной Церкви лютым морозом. В начале 1959 г. состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, констатировавший, что Советский Союз вступил в период развёрнутого строительства коммунизма. Одной из основ этого строительства должно было стать полное уничтожение «религиозных пережитков», потому что религии в коммунистическом обществе места не было. С этого времени государство начало прилагать усилия к тому, чтобы сократить количество учащихся духовных школ. С юношами, подавшими прошения в семинарии о приёме на учёбу, встречались местные уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви, партийные и комсомольские деятели, работники КГБ и военкоматов и различными способами, самым простым из которых было отбирание паспортов, удерживали их от поступления. В результате в 1959 г. в СПДС удалось принять лишь пять воспитанников. Читая сухие строки официального Годового епархиального отчёта в Патриархию, можно лишь догадываться, через какое сито просеивали этих абитуриентов . А в 1960 г. набор семинаристов и вовсе прекратился. Таким образом, была подготовлена почва для ликвидации духовных учебных заведений в СССР и в перспективе Церкви через лишение её подготовленных кадров. 4 мая 1960 г. патриарх Алексий I был вынужден согласиться с требованием председателя Совета по делам Русской Православной Церкви В. Куроедова закрыть Киевскую, Ставропольскую и Саратовскую Духовные семинарии. Чуть позже эта же участь постигла Минскую и Волынскую Духовные школы .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В месяце было 29 или 30 дней. Для приведения в соответствие с солнечным годом в високосные годы добавлялся 13 месяц Ве-Адар. У евреев существовал гражданский и священный лунные года. Гражданский год начинался с месяца Тисри (в среднем – середина сентября по церковному Юлианскому календарю). По гражданскому году датировались договоры, производились выборы, назначались субботний и юбилейный года и т.д. Священный год начинался с месяца Нисана (Авива), начинавшегося, в среднем, с весеннего равноденствия. В пятнадцатый день этого месяца, т.е. в полнолуние, праздновалась ветхозаветная Пасха, день выхода евреев их Египта. По священному году считались праздники: Пятидесятница, Праздник Кущей, Пурим и др., которые были нерабочими днями, в том числе и для рабов, с менее строгими, вероятно, запретами, чем в субботу. Праздники отмечались несколько дней, в которые ослаблялась трудовая деятельность (откладывались те дела, которые можно было отложить), усиливалась молитва и жертвоприношения. Важное социально – экономическое и экологическое значение имели священные субботние (каждый седьмой) и юбилейные (каждый пятидесятый) года. В субботний год прекращалось земледелие, земле давался отдых. Все, что вырастало само – делалось общим достоянием. Должникам прощались долги, рабы-единоплеменники отпускались на свободу. Всенародно читался закон Божий. Еще более торжественным и важным был юбилейный год, наступавший сразу вслед за седьмым субботним годом. В юбилейный год помимо того, что соблюдались предписания субботнего года, все проданные земли (за некоторыми оговоренными исключениями) возвращались прежним владельцам или их наследникам. Восстанавливалось, хотя и не в полной мере, равенство в собственности на землю. Древние евреи стремились сохранить наделы, полученные при заселении Палестины каждой еврейской семьей. Это являлось институциональным закреплением относительности права собственности, напоминанием народу израильскому о том, кто является Верховным Собственником всего, в том числе и земли.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010