Благодарю Преосвященного Вашего за сочувствие к моему юбилейному торжеству, но почему же он не приказал перепечатать в своих епархиальных ведомостях статью об этом торжестве, тогда как многие чужие, как духовные, так и светские, газеты перепечатали её? Не странно ли это? Мой литературный труд о Преосв. Леониде приведён почти уже к концу: написано 100 листов. Из них листов 10–15 не могут, в настоящее время, подлежать, печатному оглашению; прочее, может быть, скоро пойдёт в цензуру, сначала частную – родных покойного, а затем, и в официальную“. 15-е число день моего рождения. В Харькове об этом, дне никто почти не знал, но в Витебске не забыли о нём. И вот в каких выражениях приветствует меня оттуда с этим днём Начальница дух. училища, Баронесса М.А. Боде: „Не могу пропустить возможности поздравить Вас с наступающим днём рождения Вашего – этим днём, за который я и столь многие благодарим Бога. Сестра моя, брат, наставницы училища, равно и воспитанницы – все просили меня принести Вам от имени их усердное поздравление, и все мы молим Господа, чтобы Он надолго продлил драгоценные дни Ваши и украсил жизнь. Вашу всеми радостями и благословениями“. В один день с письмом Баронессы Боде, т. е. 15-го числа, получено было мной письмо из Москвы от брата покойного архиепископа Леонида А. В. Краснопевкова, который писал мне от 11-го числа: „Хотел отвечать Вам на приветливое дружеское письмо Ваше, когда исполню все поручения Ваши на меня возложенные, но оказывается это не так-то легко, как мне казалось. После Преосвященного брата осталось несколько ящиков —485— 1877 г. и ящичков с бумагами. Разбором их занимаются две сестры – и занимаются весьма усердно, но дело далеко ещё не окончено, а скорее только в начале. Письма Ваши попадались, но за последние годы, прежних же до сих пор не оказалось ни одного. Когда будет собрано хотя несколько писем за прежние годы, пришлю немедленно. Ящики с книгами, в которых находятся сочинения Преосвященного, тоже не разобраны и приступить к ним в настоящее время нельзя за невозможностью иметь достаточное помещение для расстановки книг, а в которых ящиках находятся сочинения Покойного, неизвестно. Если нападём на них, то немедленно и по этому поручению будет исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он также наградил своими почетными грамотами преподавателей и сотрудников колледжа. Депутат Законодательного Собрания Тверской области и директор Калязинского машиностроительного завода – филиала ПАО «ОАК» Алексей Николаевич Рыкин в своём поздравлении отметил важность сотрудничества завода с колледжем в плане привлечения ребят на практику и работу. Соглашение об этом сотрудничестве было подписано в торжественной обстановке между директорами колледжа и завода. Ещё один партнёр колледжа по совместной работе в плане подготовки рабочих кадров для наших промышленных машиностроительных предприятий – это Валерий Николаевич Копачевский – директор механического завода «Калязинский». Он отметил, что местное производство на сегодня уникально, здесь производится буровое оборудование, которое востребовано на мировом уровне. Поэтому квалифицированные кадры очень востребованы предприятием, и здесь всегда ждут на практику и на работу ребят-выпускников. Особое внимание о почёт было уделено на юбилейном вечере бывшему директору колледжа, многие годы посвятившего работе в этом учебном заведении, – Александру Ивановичу Овчинникову. Он рассказал о работе колледжа в прошлые годы, об уникальности образовательного процесса и своих, особых традициях, вспомнил выпускников, добившихся серьёзных успехов в своей профессии. Далее со словами поздравления в адрес коллектива колледжа обратились коллеги по сфере образования: директор Городской основной школы Ольга Михайловна Бакалягина, сотрудник органов опеки Галина Борисовна Погонина. Сказали тёплые слова и поделились воспоминаниями друзья, коллеги, выпускники. В этом году исполнилось также 10 лет с момента объединения колледжа и ПУ-49, поэтому вспомнили добрым словом и тех, кто работал в профессиональном училище, готовя рабочие кадры. Завершающей частью праздника стало выступление молодёжи – нынешних студентов, благодаря которым жизнь в этих исторических стенах продолжается. Ребята показали свои творческие таланты, зарядив весь зал своей энергией и молодостью.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/28/vs...

Молим Милосердного Создателя о даровании Вам и впредь на долгие годы Господнего благословения на беспрепятственное продолжение Вашего духовного подвига на счастье и благополучие Ваших духовных чад. От Кронштадтского Благотворительного общества Ваше Высокопреподобие, Глубокочтимый отец Иоанн! Кронштадтское Благотворительное общество, в котором Вы состоите почетным членом, приветствует Вас по случаю 50-тилетнего пастырского служения. Да хранит Вас Господь на долгие еще годы служения церкви и народу. От Кронштадтского Мещанского Общества Досточтимый батюшка, Иоанн Ильич! Кронштадтское мещанское общество поручило мне приветствовать Вас со знаменательным днем 50-тилетнего юбилея служения Вашего пред алтарем Всевышнего. Я совершенно счастлив, что на мою долю выпало это приятное поручение, и с особым удовольствием исполняя его, прошу Вас принять от лица всего мещанского общества выражение признательности и глубокой благодарности, которую Вы вполне заслужили Вашей сердечной отзывчивостью к членам нашего общества, обращавшимся к Вам, в тяжелые дни скорби и житейских невзгод за помощью и утешением. Кроме того, деятельность Ваша в течение 50-тилетнего служения в пастырском сане, не может быть иначе отмечена, как только в высокохристианском исполнении лежащего на Вас долга, и постоянной отзывчивостью и любовью к народу. Вы снискали к себе взаимную любовь и расположение не только среди окружающих Вас, но и у большинства сынов дорогого нашего отечества и даже за пределами его. Желая Вам продолжения Вашей полезной и плодотворной деятельности, мещанское общество молит Всевышнего о ниспослании Вам, глубокочтимый батюшка, здоровья и сил на многие, многие лета. Обед в Доме Трудолюбия Юбилейная трапеза в залах дома Трудолюбия 12-го декабря вначале была немноголюдна, преобладали женщины; мужчин же было меньшинство. Прекрасная сервировка, убранство столов цветами, фруктами и гастрономия закусок, обеденных блюд, тонкие вина не производили впечатления Лукулловского пиршества с витиеватыми чопорными речами, а представляли по составу присутствующих истиннорусскую народную трапезу. Кстати сказать, закуска и обед были постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

30 ноября в московском Доме кино откроется XV Международный кинофестиваль «Радонеж» 14 сентября 2010 г. 15:32 30 ноября 2010 года в московском Доме кино откроется XV Международный кинофестиваль «Радонеж». Фестиваль проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального агентства по кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Правительства Москвы, Московской городской думы, Союза кинематографистов России, Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества , Синодального информационного отдела , Патриаршего совета по культуре , Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата. «Радонеж» является старейшим в России фестивалем духовно-нравственного кино. Начавшись в 1995 году конкурсом, в котором приняли участие 45 кино- и телекомпаний, он перерос в многоплановый кинофорум, возглавивший целое фестивальное движение. По словам генерального директора фестиваля Е.К. Никифорова, пример «Радонежа» вдохновил организаторов еще пятнадцати кинофестивалей с близкой по духу концепцией: «Встреча», «Семья России», «Лучезарный ангел», «Покров» и другие. В юбилейном XV фестивале примут участие около двухсот теле- и кинокомпаний из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Главной площадкой форума станет Дом кино Союза кинематографистов РФ. Как отметил председатель жюри фестиваля «Радонеж» писатель Владимир Крупин, кинофорум с каждым годом растет не только количественно, но и качественно. Так, помимо просветительских документальных фильмов, которые изначально занимают значительное место в программе фестиваля, все больший интерес вызывают игровые и анимационные картины. В рамках XV фестиваля «Радонеж» пройдет также конкурс сценариев семейных фильмов «Вера, Надежда, Любовь», конкурс фильмов «Святость материнства» и многое другое. По традиции, участники фестиваля выберут также лучший христианский фильм года, который будет предложен вниманию Святейшего Патриарха Кирилла. Как и в прежние годы, запланирована специальная программа «Эхо фестиваля»: лучшие картины будут показаны не только в регионах, но и по телеканалам «Союз», «Спас», «Доверие», «Столица», Интернет-телеканалу «Радонеж» и др. В преддверии фестиваля по адресу fest.radonezh.ru  открыт сайт, где размещена информация о кинофоруме и большая коллекция лучших фильмов фестиваля за прошлые годы. Также на сайте предусмотрена возможность общения для кинематографистов. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1274946.ht...

Он и вздохи и слезы наши примет, как жертву угодную Ему». 68 Эта мысль о жертве, избранной от него Богом, не раз встречается в письмах Владыки (О[льге] А(лександровне) [Остолоповой] 24.01.1957). 69 По Своей милости к верному Своему рабу на конце жизни Владыки Господь снял с него этот долгие годы несомый крест. Посещал Владыка Успенский храм в Петушках, несколько раз служил со Святейшим Патриархом в Троице-Сергиевой Лавре, служил однажды и во Владимирском Успенском соборе вместе с архиеп[ископом] Онисимом и архиепископом Пименом 70 (во время владимирских юбилейных торжеств в 1958 г.). Но физических сил для общественного богослужения у него уже не хватало, и в последние годы пришлось удовлетвориться келейным его совершением. Зато оно совершалось со всей уставной точностью и полнотой и притом неукоснительно, хотя бы Владыке по нездоровью приходилось временами не только сидеть, но и лежать. Вторым, никогда не покидавшим Владыку стремлением было желание заниматься на пользу св. Церкви, особенно Церкви Русской, церковно-литургической работой. Едва лишь условия его жизни становились хоть сколько-нибудь сносными и свободными, он стремился к этому. Еще в Зырянской ссылке и в Туруханском крае он принимался за свои работы. Из лагеря он писал: «...не так заботит оставаться в тяжелых лагерных условиях еще на год – хотя и это очень тяжело, – как хотелось бы поскорее увидеться с друзьями, вкусить от Хлеба, испить от Чаши... и заняться задуманной и начатой, но пять лет тому назад прерванной работой...» (25.11.1941 г.). 71 «И я думаю, что то, что задумано мною и что я мечтаю написать, будет небесполезно для Церкви, и так хочется мне все это сделать и закончить» (09.02.1941 г.). 72 В письме из Ишима: «Так грустно, и одиночество... Среди людей, – я одинок. И книжек любимых нет. Вот кончился май, на июнь нет ничего, кончается и Триодь... Так хотелось бы продолжить работу с моими книгами, но и это невозможно... Кое-что в качестве материала собираю и сейчас, но все это очень незначительно, а время идет...

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Год Год (величие, блеск) ( I Nap. VII, 37 ): а) один из сынов Цофаха, потомка Асирова; б) (по-евр. шана) ( Быm. XVII, 21 ) – высшая единица для измерения времени. Первоначальный год евреев был лунный, состоявший из 12 лунных месяцев, попеременно в 29 и 30 дней каждый, след., в еврейском лунном году насчитывалось только 354 дня. Впоследствии оказалась необходимость лунный год привести в соответствие с солнечным. С этой целью к последнему месяцу лунного года прибавляли еще один, тринадцатый месяц, Ве-Адар (прибавочный Адар), и таким образом у евреев получались годы простые и високосные. Кроме того, евреи разделяли лунный год на гражданский и священный. С гражданского года, начинавшегося с месяца Тисри (с половины сентября), велись договоры, делались выборы властей, назначались годы субботний и юбилейный, означалось рождение детей и начало царствований. Священный год установлен после выхода евреев из Египта и начинался с весеннего равноденствия, т. е. с месяца Нисана ( Ucx. XII, 2 ), соответствующего нашему марту. По священному году считались праздники и священные времена. Этим же годом пророки означали время своих пророчеств и видений ( Зax. VII, 1 ). Месяцы года гражданского и священного с их празднествами и соответствующими им временами года представляются в следующей таблице: I. Весенние месяцы : Авив (или месяц колосьев), или Нисан ( Ucx. XII, 2, 18 , Ecф. VIII, 9 ), и Тиар, или Зиф ( III Цap. VI, 1–37 ). Первый соответствует марту, а второй апрелю. Праздники в месяце Нисане: 14 – Заклание пасхального агнца. 15 – Пасха. 16 – Принесение Господу первых плодов весенних или винограда. 21 – Последний день Пасхи. II. Летние : Сиван ( Bap. I, 8 ), соответствующий нашему маю, и Тамуз ( Ueз. VIII, 14 ), соответствующий июню. Праздники в месяце Сиван следующие: 6 – Пятидесятница и принесение Господу первых плодов жатвы: пшеницы или ячменя. III. Месяцы жаркого времени : Ав, соответствующий июлю, и Елул ( Heeм. VI, 15 ), соответствующий августу. Праздник в последнем месяце: 9 – Пленение храма вавилонянами и впоследствии римлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Из вышеизложенного мы могли видеть, что если о ком другом из новых переводчиков это можно было бы сказать, то, во всяком случае, не о святителе Московском Филарете, который, наоборот, защищал, где можно и нужно, славянизмы в речи русского перевода и который, например, в своих, не раз упомянутых, замечаниях на новый перевод, когда встретил в переводе Евангелия Мк.5:34 русское: дочь, то, поправив его на славянское: дщерь, заметил: «Воззвание: дочь, так же дико на русском, как воззвание: дщерь, напоминает древний обычай, и потому не представляется диким. Гг. Лабзин и Попов 150 , как ни спорили за просторечие при пересмотре первого перевода, – и они допустили: дщерь! 151 У святителя Филарета и в этом отношении, как во всём, есть чему поучиться, скажем опять. И изучение его трудов в этом отношении также «не преминет внести, – повторим слова М.Н. Каткова, – новые силы в наше сознание, в наше просвещение». 3  Санкт-Петербургское, переименованное потом в Российское, Библейское Общество открыто было первоначально как отделение Великобританского и иностранного Библейского Общества, и потому имело целью распространение книг св. Писания на иностранных языках для живущих в России христиан иностранных исповеданий. И только после (с 1814 года) начало пещись и о распространении Библии на славянском и русском языках. 4  Т. е. с князем Александром Николаевичем Голицыным, тогдашним обер-прокурором Св. Синода, а после и министром духовных дел и народного просвещения († 1844). 9  При открытии Библейского Общества в Петербурге, издание Славянской Библии оставлено было, по прежнему, в ведении Св. Синода. 11  См. о сем исследования проф. И. Корсунского , напечатанные во II томе Филаретского Юбилейного Сборника (Москва, 1883), в Православном Обозрении за 1884 и 1885 годы и в Приб. к твор. св. Отц. за 1889–1891 годы. 12  Ибо церковно-богослужебное употребление Библии оставалось неизменно на славянском языке, как и доселе остаётся. 13  См. Собрание мнений и отзывов Филарета, мит. Московского, т. IV, стр. 260. Москва, 1886. Под министром духовных дел здесь и разумеется упомянутый кн. А.Н. Голицын. 16  Генерал-адъютант, генерал от инфантерии Н.И. Демидов (1773–1833) с 1826 состоял главным начальником Пажеского и сухопутных кадетских корпусов. 17  Протоиерей Иоаким Семёнович Кочетов († 1853), доктор богословия, профессор С. Петербургской Духовной Академии и законоучитель лицея, автор известного сочинения: «Черты деятельного учения веры». 18  Магнитизёрка, магнетизмом своих глаз, при помощи постукивания молотком по больному месту и под., лечившая больных. См. о ней в Русской Старине за 1874 г. т. XI, стр. 669–670. 20  Эта записка, копию с которой святитель Филарет прислал о. наместнику, напечатана и в письмах Филарета к последнему (ч. II, стр. 14–17. Москва, 1878) и в других изданиях, о чём см. подробнее в упомянутых исследованиях проф. Корсунского. 22  Мысль о предмете записки подана была митрополитом Киевским Филаретом, скончавшимся в 1857 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Флавиан возвратился как раз к пасхе и принес антиохийцам сугубо светлую, радостную весть о прощении. Таким образом, уверения и ободрения Златоуста исполнились и, благодаря главным образом его красноречивому слову-молению пред императором, страшная гроза миновала. Это было величайшим торжеством Златоуста. Даже язычники, в общем страхе ходившие слушать Златоуста и теперь убедившиеся как бы в чудодейственной его силе духовной, массами принимали от него святое крещение и делались христианами. Более одиннадцати лет священствовал Златоуст в Антиохии. В несчетной массе слов, здесь с церковного амвона им произнесенных, он изъяснил многие книги св. писания, обличал и ниспровергал возникавшие тогда ереси и расколы церковные, больше же всего исправлял поведение, поднимал нравственность антиохийских христиан. Особенно в этом отношении замечательны, сильны и трогательны его многочисленные проповеди напр. против религиозно-нравственного легкомыслия, маловерия и суеверий, против роскоши и мод, против зрелищ, театров, цирков, в защиту рабов, бедных и больных от жестокосердого к ним отношения, и т. д. В Антиохии Златоуст провел цветущие, лучшие годы своей жизни. И несмотря на неусыпные труды, постоянное напряжение, при строго аскетической жизни, это были самые счастливые его годы. Он испытывал высокое чувство нравственного удовлетворения, видя и зная, что труды и усилия его не пропадают даром, что паства его любила, слушала и по крайней мере хотела его слушаться. В самом деле, установилось живое взаимообщение и, можно сказать, идеальные отношения этого идеального пастыря к его пасомым. Златоуст буквально покорил сердце народа, и это сердце незримыми, но могучими узами нравственными было привязано, влеклось и тяготело к обаятельной личности Златоуста. Теснейшая душевная связь и искренняя сердечная любовь народная к Златоусту представляла величественное и трогательное явление. Народ буквально тосковал по Златоусте, покоя и радости лишался, когда, по нездоровью или вследствие отлучки Златоуста, долго не видел и не слышал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иных уж нет, а те уже... перестроились. Кто-то стал «религиоведом», а пламенный борец с «религиозными пережитками» – Н.С. Гордиенко – нынче заделался «независимым» экспертом и на многочисленных судебных процессах защищает интересы свидетелей Иеговы... И ещё одна забавная подробность. В дискуссиях, возникавших порой в те годы в преподавательской среде, ссылка на авторитет владыки Никодима была решающим аргументом. И когда оппонент, стремясь опровергнуть какое-то моё высказывание, процитировал абзац из юбилейного доклада 1976 г., мне ничего не оставалось сделать, как только с ним согласиться... Преемник митрополита Никодима по кафедре – митрополит Антоний – был загружен текучкой не так сильно, и вполне мог бы творить «нетленку» от себя. Но на каком-то уровне закрепляется привычка «опираться на кадры»... ... Секретарь епархии доверительно сообщает: митрополит Антоний просил подготовить проект доклада «Миссия и евангелизация в Восточной Европе». Он будет опубликован на самом верху – во Всемирном совете Церквей! Какая могла быть в те годы евангелизация в Советском Союзе? Я решил составить проект доклада «с подковыркой». Проштудировал труды тогдашних «классиков» и выудил цитаты из ранних «творений» Маркса, Ленина и даже Фиделя («три бороды – три составные источника»). Общий смысл цитат: верующие – тоже люди и имеют право на свободу вероисповедания. Подковырка в том, что нынешние вожди отошли от принципов своих же предшественников и подавляют эти права. Мой коллега по перу – профессор-протоиерей Николай Гундяев – тоже был задействован на этом послушании; он написал проект доклада в более сдержанном, академическом стиле. Обе заготовки в назначенный день легли на стол митрополита. Казалось бы, автор как скульптор, должен от вырубленной глыбы отсечь всё лишнее и добавить своё – выстраданное, выношенное. Бери в руки молоток, зубило (ножницы, клей) – и за работу. Но куда там! Зачем разной писаниной мозги изнашивать! Пробежав глазами тексты за тонкой работы фарфоровой чашечкой чая, архиерей попросил секретаря: «Женечка! Скажи машинистке, чтобы соединила обе части и перепечатала набело!» После чего доклад ушёл «наверх» и вскоре был опубликован в Женеве за подписью правящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Это была непростая работа, она забирала очень много сил, времени. Не всегда результаты этой работы воспринимались с пониманием, в том числе и у нас в Церкви, но внутренне я чувствовал, насколько все это важно. В каком-то смысле в ходе диалога с инославным миром внутри себя я постоянно этот диалог проецировал на будущие возможные диалоги Церкви с нашим обществом, потому что все мы верили, даже в самое трудное время, что наступит тот момент, когда нужно будет говорить с обществом на том языке, который оно будет понимать. Некая способность к богословской рефлексии на происходящее в мире стала у меня вырабатываться тогда, в те трудные годы моей работы за рубежом и в последующие годы на посту председателя Отдела внешних церковных связей. Где-то в конце 1990-х годов я очень серьезно стал размышлять на тему человеческой свободы. Эти размышления поглощали все мое время. Благодарю Бога, что у меня была возможность много прочитать, хотя я был занят, и многое переосмыслить. В конце концов, мне совершенно четко и определенно стало ясно, что одним из величайших заблуждений, которые совершило человечество в своем цивилизационном развитии, было разрушение связи между свободой и нравственным чувством. Это разрушение происходило не единомоментно. Только очень одаренным богословски и философски людям удалось на заре возникновения либеральной западной идеи увидеть ее греховность и опасность. Это были особо сильные люди, прозревавшие уже в то время опасность бесконтрольного и без всякой связи с нравственным чувством человека развития идеи свободы. Мне было уже проще, потому что я имел возможность участвовать в различных богословских и политических дискуссиях, которые касались таких тем, как права человека, свободы. И мне в этом двустороннем и многостороннем диалоге с инославными открылось, что борьба за свободу вне борьбы за целостность человеческой личности оборачивается катастрофой и личности и общества, потому что свобода без нравственной ответственности есть не что иное, как раскрепощение инстинктов.

http://patriarchia.ru/db/text/810543.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010