Эти патриархии человеческой долговечности каждый представляют собою те эпохи, по которым историку приходится построить хронологию первобытной истории. Построение её облегчается и упрощается тем, что счет лет патриархам ведется в библейской летописи троякий: 1) от начала жизни до рождения первого сына; 2) от рождения первого сына до конца жизни и 3) число лет всей жизни. Особенно важен первый счет. Он дает возможность провести непрерывную линию лет от Адама до Ноя: следует только складывать годы каждого, прожитые до рождения первого сына. Так Адаму было 130 лет, когда у него родился сын Сиф, Сифу было 105 лет при рождении Эноса, Эносу было 90 лет при рождении Каинана. Сумма этих лет составит период от сотворения Адама до рождения Каинана: 130+105+90=325 лет. Тем же способом можно определить количество лет от Адама до Ноя, от которого началась новая эпоха в истории человечества: нужно сложить годы патриархов, прожитые каждыми из них до рождения первого сына, и сумма будет представлять искомое число. 13 Но при видимой простоте, летосчисление представляет почти неразрешимые трудности в другом отношении. Чтобы установить хронологию этой первобытной эпохи, необходимо еще предварительно найти прочную опору в самом счете лет жизни патриархов – как всей, так и до рождения первого сына, так как этот счет довольно значительно разнится в трех наиболее древних и авторитетных текстах библейской летописи: еврейском, самаританском и греческом. Разницу эту можно видеть из следующей сравнительной таблицы. Еврейский текст. Самаританский. Греческий LXX. Каинан Малелеил Мафусал До потопа Год потопа (Цифрами обозначены столбцы: 1) Лета до рождения первого сына; 2) Остаток лет; 3) Вся жизнь.) Над разрешением и соглашением этого различия в счете лет трудились многочисленные толкователи, но до сих пор дело не выяснено с достаточною полнотой. Делались всевозможные предположения. Одни (Гезениус) в отступлениях самаританского текста видят последовательное стремление к уменьшению невероятной будто бы долговечности патриархов; другие объясняют разницу из случайных ошибок переписчиков; иные в отступлениях греческого текста от еврейского видят стремление семидесяти толковников подвести библейское летосчисление под формы египетского. В последнее время абб. Шевалье сделал остроумное предположение, что причина разности счета этих текстов зависит от различия взятого ими в основу года. Так, еврейский текст имеет в виду солнечный год, состоящий из 12 месяцев, а греческий – лунный год в 7 месяцев, принятый в соответствие господствующему в св. Писании седмиричному числу в неделях и годах (субботний и юбилейный годы). Гипотеза эта представляет довольно удовлетворительный результат, так что годы различных текстов, при сведении их летосчисления к одной равномерной единице, уравниваются с удивительной точностью. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pervob...

Патриаршее приветствие участникам церемонии вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 годы 28 сентября 2007 г. 18:37 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам церемонии вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 годы. Приветствие участникам церемонии вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2006-2007 годы Москва, 28 сентября 2007 года Многоуважаемый Юрий Сергеевич! Многоуважаемый Владимир Иосифович! Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые члены Комитета и Экспертного Совета по премиям памяти митрополита Макария (Булгакова)! Дорогие лауреаты, гости! 2007 год — год юбилейный в истории возрожденной премии памяти митрополита Макария (Булгакова). Ровно 10 лет назад Русской Православной Церковью совместно с Правительством Москвы и Российской Академией наук было принято решение восстановить прервавшуюся в 1917 году традицию и возродить знаменитые макарьевские премии. Тогда в 1997 году совместно с Правительством Москвы мы завершили большой совместный труд — издание «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), работа над которым явилась первым примером систематического и плодотворного сотрудничества церковных и светских ученых. Тогда был создан уникальный творческий и редакционный коллектив, и мы стояли на пороге новой грандиозной работы — создания фундаментальной многотомной «Православной энциклопедии» . Можно сказать, что мы поставили перед церковными и светскими учеными, историками, богословами, искусствоведами, новые масштабные задачи на много лет вперед. И потому так важно было поддержать нашу историческую и богословскую науку, показать нашу совместную горячую заинтересованность в развитии и укреплении гуманитарной науки в России. И решение было принято. Сначала награждение премиями шло по двум номинациям, потом по трем, а сегодня уже по пяти номинациям. За это время премиями памяти митрополита Макария было отмечено около сотни выдающихся работ по истории Русской Церкви, истории России и Москвы и истории других православных народов. И макарьевские премии вновь стали одними из самых значимых премий в России.

http://patriarchia.ru/db/text/300479.htm...

За минувшие годы общество смогло организовать несколько десятков паломнических поездок в Святую Землю, провести совместно с Отделом внешних церковных сношений ряд научных конференций, в том числе посвящённых 100-летию со дня кончины Антонина Капустина (1994), 150-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме (1997) – в Москве, Баламанде (Ливан), Назарете (Израиль) 57 . Готовится к выходу 100-й юбилейных выпуск «Православного палестинского сборника». Активно работают отделения ИППО в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, а также в республиках СНГ – в Одессе и Кишинёве. Некоторые итоги Главный итог полуторавековой работы России в Святой Земле – создание и сохранение Русской Палестины. Объём статьи не позволяет осветить, хотя бы в основных чертах, историю храмостроительной деятельности РДМ в Святой Земле 58 . Но, быть может, всего важнее тот, не учитываемый никакими цифрами, духовный вклад, который связан с хождением в Святую Землю десятков тысяч русских православных паломников. Их поток неизменно возрастал в течение всего XIX – начала XX веков. Если при архимандрите Порфирии, в первые годы существования миссии, в Палестине бывало в год по три-четыре сотни русских, то в 1914 г., в последний мирный год перед Первой Мировой войной и революцией, их было в Иерусалиме только на Пасху около 6 тысяч человек. Историки доныне дивятся этому небывалой в истории массовости и интенсивности опыту «диалога культур» и «народной дипломатии». Посланцы великой Северной Империи, «Хаджи-Москов-Кодс», как называли их на Востоке, смиренно обучались преодолению этнической, конфессиональной и «автокефальной» исключительности, воспитывали в себе, как любил говорить архимандрит Антонин, «терпимость, столь нужную тому, кто решился принести на Гроб Господень дань и своей признательной души вместе с тысячами других, подобных ему пришельцев, часто не похожих на него ничем, кроме одного образа человеческого и имени христианского» 59 . Не забудем и о том, что наследие Русской Палестины – это целая «библиотека» трудов и исследований церковно-исторического, библейско-филологического, археологического и византологического характера, выполненных в разные годы начальниками и сотрудниками РДМ, учёными ИППО. Достаточно упомянуть о многостороннем научном наследии епископа Порфирия, о замечательных археологических открытиях архимандрита Антонина 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вы пролили много света в дремлющую совесть и косные умы современников, имея мужество высказывать свои идеи бестрепетно. Незабвенный Алексей Иванович, в день Вашего юбилея примите от меня земной поклон за часы святого восторга при чтении Ваших трудов. Ваш почитатель, Московский домовладелец Виктор Волков. Достопочтеннейший профессор Алексей Иванович! Вологодская Духовная семинария, где началось Ваше служение духовному просвещению, ценя высоко Ваши профессорские труды, приветствует Вас с исполнившимся двадцатипятилетием педагогической деятельности и шлет сердечнейшее пожелание еще много лет трудиться на пользу отечественной богословской-фнлософской науки. Ректор с корпорацией Прошу глубокоуважаемого юбиляра принять искреннее поздравление и сердечное пожелание дальнейшей производительной работы на многие годы. Леонид Воронов. Шлю сердечный привет со знаменательным юбилейным днем. К освященному собору присоединяюсь сугубыми молитвами благодарения и прошения о дарования тебе сил и крепости для продолжения служения во славу Божию на пользу богословской православной науки. Друг сотоварищ юности твоей, Священник Алексей Воронцов (товарищ по семинарии). Прошу принять мои искренние поздравления со днем юбилея Вашей многоценной деятельности. Княгиня София Голицына. Призывая на Вас благословение Божие, молю Бога, да сохранит Он Вас на многие, многие годы. Сердечно приветствует Вас и мое семейство.      Священник Димитриев. Да пошлет Господь юбиляру сил, здоровья, энергии на новое двадцатипятилетие. Николай Емельянов . В знаменательный день двадцатипятилетнего служения Вашего Церкви и родине, приношу Вам сердечное поздравление и выражение глубочайшего уважения, как мужественному борцу во время всеобщей ожесточенной смуты, направленной против Христовой веры. Да пошлет Вам Господь еще долгие, долгие годы подвизаться подвигом добрым и иметь утешение видеть возросшую жатву от посеянных Вами с непоколебимою ревностью семян. Душевно скорбя от невозможности лично присутствовать на сегодняшнем торжестве, мысленно сливаюсь с Вашими почитателями в горячем пожелании Вам здоровья и крепости сил на дальнейшем служении Церкви и родине, неутомимо шествуя по пути столь достойно проходимом Вами за время предшествовавшей Вашей двадцатипятилетней научно-литературной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

К марту 2014 года планируется подготовить и выпустить юбилейный сборник архивных документов, посвященный Патриарху Сергию. — Владыка, а как появилась идея создания сборника о Патриархе Сергии? — В настоящее время, к сожалению, не существует единого собрания материалов, подготовленных на хорошем научном уровне, в рамках которого были бы представлены все этапы его духовного пути и церковно-общественного служения. Наша задача — восполнить этот весьма существенный пробел. — Каким будет содержание этого сборника? — Сборник откроется большой вводной статьей и кратким жизнеописанием Патриарха Сергия. Затем предполагается осуществить научную публикацию документов о жизни и деятельности Патриарха Сергия с 1867 по 1944 годы, разделенную на периоды в соответствии с хронологией. Публикация каждого документа будет сопровождаться развернутым историческим комментарием. Издание планируется снабдить необходимым научно-справочным аппаратом, включая алфавитный, географический и предметный указатели, хронологическую таблицу с датами жизни Патриарха, список архивных источников и библиографию. Во вклейках будут размещены архивные фотоматериалы. — Какие архивные материалы планируется в него включить? — В рамках предварительных исследований уже отобрано порядка 200 документов для сборника, охватывающих период с 1901 по 1944 годы. Имеется также целый ряд документов, относящихся к первым годам жизни и служения будущего Предстоятеля Русской Церкви. Вместе с тем, назрела необходимость проведения дополнительных архивных исследований с целью выявления других материалов этого раннего периода (1867-1901 годы), а также документов 1901-1944 годов, не учтенных при первоначальном отборе. Поиск этих архивных материалов предполагается провести в нескольких федеральных и региональных архивах России (в первую очередь, в архивах Санкт-Петербурга), а также в архивохранилищах дальнего зарубежья — тех стран, где жил и трудился будущий Патриарх. — Какие издания, помимо юбилейного сборника, планируется приурочить к 70-летию интронизации Патриарха Сергия?

http://patriarchia.ru/db/text/3152505.ht...

Таковы вышедшие в 1946, 1949 годах работы А. С. Гаспаряна, в которых вклад хирурга-консультанта, архиепископа Луки      (Войно-Ясенецкого), осмысливается как одна из самых ярких страниц истории здравоохранения Тамбовской области 2 . Более детально врачебный подвиг архиепископа Луки представлен в кандидатском исследовании (1973) тамбовского учёного А. В. Шмуттера 3 . Отраслевая медицинская печать в 1950–80-е годы посвящала выдающемуся хирургу и учёному специальные статьи, как правило, приуроченные к юбилейным датам. Духовный аспект деятельности авторы обходили молчанием, лишь констатируя факт принадлежности учёного к числу архипастырей Русской Православной Церкви 4 . Примечательна в плане аксиологической переоценки соотношения научного и бытийного мировоззрения святителя Луки, произошедшей в конце 1980-х – начале 1990-х годов, книга Т. И. Грековой «Странная вера доктора Швейцера», в которой, наряду с констатацией преимуществ материалистического мировоззрения, содержится контекст, примиряющий науку и религию. Заметим, что автор, оставляя вне критики тезис о непротиворечивости материальности видимого мира и невидимого духа, цитирует тезисы труда святителя Луки «Дух, душа и тело» 5 . В 1990-е годы мысль о неразрывности духовного святительского подвига Луки (Войно-Ясенецкого) и подвига профессионального становится общепринятой, а ипостась архипастыря постепенно преобладает над ипостасью учёного и хирурга-практика, что отражается уже в заголовках публикаций официальной массовой печати 6 . Более наглядно это стало проявляться после канонизации святителя Луки 7 . Примечательно, что и отраслевая медицинская печать, давая оценку учёным трудам и практической деятельности хирурга-целителя, с неизменным пиететом подчеркивает духовную основу его трудов 8 . Кратко характеризуя исследования, оценивающие научный и практический вклад хирурга-целителя в отечественную медицину, нельзя не назвать имена тамбовских авторов-врачей – Я. И. Фарбера, Ю. К. Щукина и директора областной научно-медицинской библиотеки В. И. Быковой, рассматривающих труд хирурга-консультанта, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) как духовный подвиг 9 . В последние годы XX века массовым тиражом вышли научные труды святителя, сопровождаемые различными комментариями 10 . При всей внушительности перечисленного списка работ (30 номинаций), многие важнейшие аспекты осмысления личности святителя исследователями не были затронуты, так как главной целью авторов было рассмотрение научной и врачебной деятельности архиепископа Луки и его вклада в развитие отечественной медицины.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Научная конференция, приуроченная к 100-летию Католикоса Вазгена I, проходит в Ереване 23 сентября 2008 г. 15:26 Научная конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения 130-го Католикоса всех армян Вазгена I, открылась в Национальной академии наук Армении во вторник. Организаторов и участников конференции благословил Католикос всех армян Гарегин II . «Наш благодарный народ юбилейными мероприятиями воздает дань памяти духовному пастырю — Католикосу Вазгену I. Память о нем долго будет жить в сердцах благодарных людей, встречавшихся с Католикосом, который был носителем идей возрождения Армянской Церкви и связи с народом», — сказал Гарегин II на открытии конференции. По словам Гарегина II, Первопрестольный Святой Эчмиадзин всегда проповедовал и будет проповедовать идею единой Армянской Церкви, единства армянского народа и Родины. Он добавил, что Вазген I, будучи преданным служителем Армянской Церкви, выполнял свою миссию с этой уверенностью и этими идеями. «Трудные времена выпали на годы патриаршества Вазгена I, но его деятельность по восстановлению церкви и сохранению нации увенчались успехом. Он смог благоустроить Святой Эчмиадзин, заново открыть церкви и подготовить новое поколение духовенства, которое сегодня служит Родине и Диаспоре». — сказал он. Глава Армянской Церкви подчеркнул, что Католикос Вазген I прилагал все усилия, чтобы сохранить единство Родины и Диаспоры, всегда верил в разрушение железного занавеса, после которого представители Диаспоры беспрепятственно смогли бы посещать свою Родину и Святой Эчмиадзин. «В годы своего патриаршества он был строителем и учителем, ученым и национальным деятелем, но больше всего он был преданным служителем и верным сыном Первопрестольного Святого Эчмиадзина», — подчеркнул Гарегин II. Архиепископ Нерсес Позапалян выразил уверенность, что научная конференция оценит по достоинству деятельность 130-го Католикоса Всех армян Вазгена I. «Перед нами предстанет облик Католикоса, который в трудные годы сумел найти общий язык с советскими властями, пути решения споров между Первопрестольным Святым Эчмиадзином и Киликийским Католикосатом, сохранить единство церкви», — отметил архиепископ.

http://patriarchia.ru/db/text/463624.htm...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с главой Приднестровья И.Н. Смирновым 22 апреля 2010 г. 16:30 Во время состоявшейся 22 апреля 2010 года встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главой Приднестровья И.Н. Смирновым Его Святейшеству была вручена юбилейная медаль «65-летие Победы в Великой Отечественной войне». После получения награды Предстоятель Русской Церкви произнес речь, посвященную значению памяти об Отечественной войне для народов бывшего Советского Союза. Благодарю Вас за награду, Игорь Николаевич. Все, что связано с воспоминаниями о войне, священно для нашего народа. С одной стороны, проходя через огненные военные годы, наш народ до конца испил чашу человеческих страданий. Но, как это нередко бывает в истории, самые тяжелые годы оказываются самыми значимыми как для духовной жизни людей и их национального самосознания, так и для способности идти вперед по тому пути, который Бог открывает народу. То, что произошло  в годы Великой Отечественной  войны, трудно описать словами. Сейчас все больше и больше появляется документальных кадров, открываются архивы, которые дают возможность до конца понять, что пережил наш народ. Несмотря на эту скорбь, несмотря на огромную рану, мы празднуем День Победы как величайший праздник, потому что без Дня Победы не существовало бы нашего общего государства; а если говорить применительно к современным политическим категориям, не существовало бы большинства государств на постсоветском пространстве. Наш народ выиграл ту страшную войну, заплатив за нее колоссальную жертву. Дай Бог, чтобы память об этой войне была одной из важных скреп, соединяющих людей на постсоветском пространстве. Мы иногда говорим, что для того чтобы ощущать себя братьями, для того чтобы быть вместе, нужно разделять общие ценности. Память о войне, почитание великого подвига нашего народа и является такой мощной скрепой. Дай Бог, чтобы так и было в отношениях между теми странами и народами, которые сегодня живут независимо друг от друга в политическом смысле, но которые соединены общей историей, в том числе и такой драматической, как история Великой Отечественной войны. Я хотел бы пожелать мира и процветания всем тем людям, которые сегодня живут на территории бывшего Советского Союза. Наше движение вперед непростое, и дай Бог, чтобы трудам людей споспешествовала Божественная помощь. Вы очень правильно  сказали о значении Православия. Православие — это тоже важная духовная скрепа, и мы будем делать все для того, чтобы православные ценности укрепляли жизнь наших народов. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1143973.ht...

К счастью, избежал уничтожения демидовский некрополь, прожектерам не удалось надстроить третий этаж здания и " освоить " его величественную колокольню, поскольку хозяйничавшая на тот момент в здании автошкола попросту не нуждалась в этом высоком здании. С 1 сентября 1937 года в храме, по некоторым сведениям, был оборудован пункт правительственной связи. Он находился справа от входа в алтарную часть, на глубине 7,5 метров. Колокольня Николо-Зарецкой церкви за годы советской власти пытались взорвать трижды, но всякий раз Господь отводил беду: то не просверлили нужные шурфы под взрывчатку, то просто забыли подвезти детонаторы, а на третий раз грянула война. Колокольня очень даже пригодилась военным. Когда в страну нагрянули гитлеровские полчища, на колокольне Николо-Зарецкой церкви постоянно дежурил наблюдатель, которого называли, как у снайперов, " кукушкой " . Он неусыпно наблюдал, не летят ли самолёты противника бомбить Москву. В послевоенную пору здание Демидовской церкви в Оружейном переулке являлось собственностью райисполкома Зареченского района. В 1960-1980-е годы храм числился подведомственным отделу культуры Тульского горисполкома, и его арендовала база снабжения Тульского треста столовых, которая разместила в здании продовольственный склад. Накануне Олимпиады-80 в Москве решено было провести реставрацию Николо-Зарецкой церкви. Но поскольку она проходила при отсутствии исходной проектно-технической документации, были допущены серьёзные просчёты, к примеру, фрагменты прежнего декора уцелели лишь на северном фасаде, прочая же лепнина была бездумно уничтожена. Также замуровали уличный вход в подвальное помещение с западной стороны трапезной. Позднее в храме проводились и другие работы, причём с разной степенью успеха. Реставрационные работы были проведены в 1994 году накануне юбилейных демидовских дат - 300-летия их первого металлургического завода и 250-летия со дня смерти А. Н. Демидова. При этом в отсутствии первичных чертежей и проекта здания разработчики использовали старинные фотографии и технические документы, которые нашлись в Государственном архиве Тульской области.

http://sobory.ru/article/?object=00828

Годы 1907–1910, годы смерти В. С. Орлова, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Смоленского и С. Н. Кругликова, пробывшего директором Синодального училища немного более двух лет. За этот период я, между прочим, занимался исследованием русской народной песни, стараясь выяснить себе ее особенности, но эта работа, вследствие постоянных отвлечений внимания в другие стороны, затянулась у меня до неопределенных времен. Отвлечения были и обязательные, служебные – по хору и училищу, – были и случайные, в виде разного рода срочных писаний то к какому-нибудь юбилею, то для «духовных песнопений» в пользу Елизаветинского общества, в которых Л. В. Собинов два раза исполнял написанные мною для него с сопровождением хора «Чертог» и «Свете тихий». К памятным и юбилейным дням написаны были мною: «Чтение дьяком люду московскому послания патриарха Ермогена тушинским изменникам», «Кантата в память 1812 года», «300 лет» (царствования дома Романовых), приветственный хор государю императору ко дню посещения его величеством Московского дворянского института имени Александра III; писал тропари по заказу ярославского любителя церковной старины и церковной музыки И. А. Вахромеева и прочее 185 . С назначением меня на должность директора Синодального хора и училища (в 1910 году) заведование хором перешло в руки Н. М. Данилина, способного регента, умеющего часто добывать отличный хоровой звук. Данилин – бывший ученик Синодального училища 186 . Около этого же времени появилась Литургия славного во всех областях музыки, любимца муз и публики С. В. Рахманинова; первые исполнения ее были предоставлены Синодальному хору и прошли с выдающимся успехом 187 . Появилась выдающаяся по смелости изложения Всенощная В. И. Ребикова 188 . Мне тоже пришлось начать «сидение»: над новыми программами Синодального училища, имеющими поставить его в разряд высшего церковно-музыкального училища; над составлением руководства по методике церковно-школьного пения в связи с общими задачами музыкального образования, а также над редактированием и корректурой Обихода Синодального хора, каковое сидение еще и поныне не закончено 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010