Часто говорят, что молитва - это общение человека с Богом. Но на самом деле Господь общается с нами всегда, а вот мы иногда молимся так, что ставим предел этому общению, предел, который сами потом не можем преодолеть. - Но как-то преодолеть его все же надо... - Нам даны две первые заповеди: любовь к Богу и любовь к ближнему. Конечно, первая больше, а вторая меньше. Но без второй не получится исполнить первую. Что значит любить людей? Это не значит - испытывать по отношению к ним положительные эмоции. Любовь - это глубоко личное отношение к другому человеку. Невозможно ведь просто любить людей, вот просто так сказать: люблю, и всё. Это труд, это подвиг, это всякий раз перешагивание через собственное «я», и когда ты это делаешь, когда ты учишься любить людей, у тебя появляется некий удивительный навык, который помогает тебе понять, что любовь к Богу - тоже не абстракция, что она тоже требует твоего совершенно конкретного труда. И если Господь сказал: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21), то это имеет самое непосредственное к нам отношение. А если это для нас не так, то все наши усилия выполнить положенное - отстоять, вычитать, выдержать пост и т. д. - тщетны. Симеон Новый Богослов говорил: то, что не началось для нас на земле, не может продолжиться в Вечности. Если познание Бога и любовь к Нему не начались на земле, то и в Вечности их не будет. А если мы относимся к Нему формально, если мы считаем, что исполнить некую ритуальную обязанность по отношению к Нему - достаточно, то это не любовь, не общение с Богом, это суррогат общения. Здесь, на земле, мы зачастую защищаемся и оправдываемся какими-то внешними обстоятельствами, а там уже никаких обстоятельств не будет, там все обнажится, как есть, и мы поймем, что ничего уже не восполним. Общение человека с Богом не заключается только в молитве. Общение с Ним - это вся жизнь, которую человек проживает. Все, что с нами происходит, - это язык, на котором Господь говорит с нами.

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/5/perv...

(14.1) Авва Феодор Асианус, который был ранее в пустыне святого Иордана, рассказывал нам: (14.2) «Был я на что есть гора в Азии, и пришли в одно селение, которое было в тех местах, и вошли в церковь в день Господень. (14.3) И был весь народ собран в церкви на литургию; совершен уже весь чин литургии, и священник приобщал народ. (14.4) И хотели нечистые прервать таинство Христа Господа нашего, святое и страшное. Священник же истинный воспретил им это, согласно своей власти. (14.5) И сказали ему злые недруги: «Почему ты веришь в это? Это Бог ваш?» Он же сказал им: «Это тело Того, кто распят за нас, Иисуса Христа, Спасителя нашего, Который есть Бог истинный». (14.6) И насмехались над ним нечистые, и сказали: «Не стыдно вам верить в то, что будет потреблено и станет навозом?» Он же сказал им: «Не станет [оно] этим, видит Бог, и не поверю, что это будет так». (14.7) И когда услышали это, заставили его съесть всю жертву. И тотчас ему разрезали быстро живот, и ничего не вышло из него совершенно. (14.8) И когда увидели это, изумление охватило их воистину от необыкновенного чуда. И выступили они из селения, и никого не увели оттуда, но спешно вышли они. (14.9) Пастырь же истинный предал свою душу Господу и воздавал благодарение , кто удостоил его смерти мученика». (15.1) Монах некий был в и вышел в пустыню на жительство в безмолвии. И пребывал в псалмопении и молитвах. (15.2) Он слышал бесов, говорящих друг другу: «Айда, поспешим в это селение – а было это селение по дороге к и ввергнем пресвитера в отчаяние блудом, – ибо это есть отступление от ему заповеданного, – чтобы назавтра во второй час дня он умер». (15.3) И когда услышал это старец, поскольку был весьма милосерд, тотчас направился в селение, где был этот пресвитер, и шел всю ночь. (15.4) И когда было раннее утро, около часу дня 333 , пришел он и нашел пресвитера Церкви сидящим у дверей Церкви. И был он охвачен большой скорбью. (15.5) И когда увидел его, то подумал, случайно ли это, и спросил его и сказал: «Не ты ли пресвитер этого селения?».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2 стих. Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! «Правда, истина»— у пророка Исайи сказано о том, что Бог когда придет на землю, будет людей судить по правде. Правда — это такая категория, которая не равна справедливости. Там стоит слово «эмет», которое означает правду, истину. Бог истинен. Бог будет смотреть на сердце человека, а не на внешние дела, как говорится, не по взгляду глаз и не по слуху ушей. То есть не то, что там человек изображает из себя, а вот какой он, какая его суть. Потому что мы знаем такую вещь, как лицемерие. При этом лицемерие бывает ох, какое шикарное! Об этом лицемерии очень здорово сказано у аввы Дорофея : «Человек может лгать словами, может лгать мыслями, (то есть ему кажется что-то, а на самом деле этого нет), и, наконец, есть величайшая форма лжи: ложь жизни». То есть человек внешне является вроде бы праведным, но внутри вот так вот, вот те самые гробницы, которые покрашены, побелены, а внутри полны мерзости. Самое страшное, что иногда человеку кажется, что он на самом деле есть хороший, на самом деле он плохой. Надеюсь, вы понимаете, что имеется в виду под словом «плохой». То есть он говорит о любви, но любви в нем нет; он говорит о милосердии, но милосердия в нём нет. При этом иногда человек так в это верит, что ему так кажется: «вот я такой хороший» –это и есть ложь жизни, это уже тончайшее лицемерие. Но его поступки, которые кажутся добрыми, хорошими, но за ними не стоит вера или доброта. Это может быть всё, что угодно: чтобы угодить другим людям, чтобы угодить самому себе. А что такому человеку делать, если ему Бог не дал ни любви, ни искреннего милосердия? Тот же апостол Иаков говорил: «Если у тебя не хватает — проси, и Бог даст». Знаете, это насчёт дел, когда одна рука делает то, что не знает вторая. То есть когда человек делает, и это делание не для чего-то, а потому что у него это потребность души. Вот это и будет Бог судить Бог, будет судить нашу суть. И об этом взывает Давид. Каждый из нас знает, что такое грех, иногда очень большой грех. Но вот грех как устремление нашей воли, то есть мы хотим грешить, я хочу это делать, — либо слабость нашей воли, когда мы не хотим делать, но делаем. И об этом писал апостол Павел, он говорил: «Что я за несчастный человек: доброго хочу делать, и не делаю; злого, которого я делать не хочу, я делаю». Вот не хочу. Вот это «хочу» и «не хочу» Бог будет судить, это и есть суд по правде.

http://azbyka.ru/audio/psaltir-2.html

3) Апостол Павел не брал ни серебра, ни золота и жил трудами рук своих ( Деян.20:33–34 ; ср. 1Фес.2:9 ; 2Фес.3:8 ). Тот же апостол ясно подтверждает право священства на вознаграждение за свои пастырские труды ( 1Кор.9:4–14 ; Гал.6:6 ). Если же сам он в некоторых случаях не пользовался этим правом, то единственно из опасения повредить успеху проповеди: «или один я и Варнава не имеем власти не работать?» ( 1Кор.9:6 ). Т.е. мы имеем право (власть) жить без трудов для средств к жизни и получать содержание от христиан, однако «мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (стих 12). В других случаях, когда это (получение приношений) не производило соблазна, апостол пользовался содержанием от верующих ( 2Кор.11:8–9 ; Фил.4:15–18 ). 4) «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» ( 2Кор.12:14 ). Этими словами апостол Павел не отрицает права пастырей получать вознаграждение от мирян. В виду исключительных обстоятельств, бывших в Коринфской Церкви (ср. 2Кор.11:11–12 ), он отказался получать что-либо от коринфян, а «другим Церквам причинял издержки, получая от них содержание (ψνιον – вознаграждение, жалованье, награду) для служения вам» ( 2Кор.11:8 ). «Смысл выражения апостола ( 2Кор.12:14 ) такой: я в третий раз готов к вам идти и опять не буду в тягость, так как ищу не вашего достояния, а спасения душ ваших. Закон природы велит родителям собирать имение для детей, а я не только это исполняю (назидая вас, воспитывая, приуготовляя к будущей жизни), но даже готов отдать самого себя ( 2Кор.12:15 ). И это делаю для вас, которых я люблю, но которые меня не любят в той же мере. Вместо наименований «учителя и ученики» – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «употребляет слова «родители и дети» и показывает, что вменяет себе в обязанность и то, к чему не был обязан, так как Христос не дал такого повеления, а апостол из снисхождения (к коринфянам) говорит это... Итак, смотри теперь, сколько здесь степеней. Надлежало брать, а он не брал, – это первая заслуга; не брал, находясь в бедности, – это вторая; не брал, когда им проповедовал, – это третья; сам дает им, – это четвертая; и не просто дает, но с избытком, – это пятая; отдает не имение только, но и самого себя, – это шестая; отдает себя за тех, которые не очень его любят, – это седьмая; и которых он весьма любит, – это восьмая». 283

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

51 ...Иисус умрет за народ, 52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. Он будет умирать за всех людей мира, чтобы те, кто поверует в Имя Его, жизнь имели во Имя Его и собрались воедино в одном духе. Он восстановит храм, Он это сделал уже — Он воскрес из мёртвых. Говорит: «Разрушьте храм сей, Я в три дня воссоздам его». И когда Он воскрес, то воскресение Христово было настоящим воссозданием разрушенного храма, храма тела Христова. Воскресение Христа — это и есть воссоздание храма. Ну и Христос, конечно, исцеляет сердце, поэтому все главные признаки миссианства на Христе сходятся и на Христе исполняются. Но что интересно: 53 С этого дня положили убить Его. Вот именно с этого дня положили убить Иисуса Христа. Надо убивать Его, потому что ничего не сделаешь, Он слишком силён. 54 Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими.             12-я глава. 1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Удивительно, вчерашний труп — сегодня лежит за трапезой и ест: вчера вонял, сегодня ест; вчера смерть его ела, сегодня он ест хлеб. Лазарь был живой проповедью: любой человек, видевший Лазаря, мог спросить у него: «Это ты умер?» — «Да». — «Это ты четыре дня лежал во гробе?» — «Да». — «Это ты смердел?» — «Я». — «Это тебя Христос воскресил?» — «Меня». Ему не нужно было даже ничего говорить, это все знали, это все видели, это всё было открыто перед сотнями людей, которые всё это знали. Лазарь был живой проповедью, поэтому решили и Лазаря тоже убить, живой свидетель должен был умереть. Вообще, очень важно, что человек может проповедовать двояко. Он может проповедовать словами: объясняя, назидая, пророчествуя, убеждая, доказывая. А может просто жить: вот он, смотрите на него, это он, тот, который там был. И всё это — проповедь.

http://radonezh.ru/text/03-04-2015-pryam...

А как пал диавол? Диавол был совершеннейшим Божиим творением, Люцифером (то есть Светоносным), он пламенел колоссальной любовью к Богу, он любил Бога! А что значит любить? Это стремиться как можно ближе приблизиться к объекту любви, заслужить эту близость. И диавол воспевал Бога так, как только мог! Но в какой-то момент, в экстазе вот этой удивительной любви – нам трудно ее даже понять! – он вдруг потерял ощущение дистанции между собою и Богом. Он возомнил себя равным Богу, и это было хищение. Произошло выпадение его из духовного мира, и он стал тем, чем сейчас и является. О Сыне Божьем сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» ( Флп. 2:6 ). Потому что Он – Слово от слова, Свет от света, единосущный Богу Отцу. А дьявол , будучи тварью, возомнил себя быть равным Творцу! Это и погубило его. И вот творит Бог человека из праха земного, вдыхает в Него дыхание жизни. Что Бог вдыхает в человека? В еврейском языке есть такое слово «нешама», неким аналогом которого является слово: «душа». Читая Библию , мы можем видеть это слово «душа» в самых разных вариантах, в самых разных контекстах! Например, сказано: «во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Пет. 3:20 ). Это не значит, что их тела потонули, а их души оказались в ковчеге во дни потопа! Или сказано в Писании: «… не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…», а далее сказано еще яснее: «…а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить…» ( Мф. 10:28 ). То есть душа – это внутренний мир человека. Так вот, в еврейском языке есть три разных слова, которые обозначают то, что у нас переводится одним словом только «душа» или «дух». Это – «нешама» (см.: Быт. 2:7 ), это – «руах» (см.: Быт. 1:2 ) и это – «нефеш» (см.: Быт. 1:21 ). То, что Бог вдыхает в человека, которого Он создал из праха земного, это «нешама». Некоторые теологи говорят, что это просто «дыхание», «ветер». Но не ветром, же Господь повеял на прах земной, и он стал душою живою! Это было бы абсурдно! И не делал Господь Бог Адаму искусственное дыхание!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Аминь. 21 апреля 1954 г. В Великий пяток Так кончилась страшнейшая и величайшая драма истории мира. Безжизненно повисло на разодранных ранах от гвоздей пречистое Тело Спасителя нашего… Низко опустилась на грудь мертвая глава. И так оно долго висело. Уже разошлись, бия себя в грудь, те окаянные, которые Его распяли, а тело все висело и висело — долго висело… Висело, доколе не пришли блаженные тайные ученики Христовы, «фарисеи» Иосиф и Никодим, и сняли со креста окровавленное тело Спасителя, и положили его на разостланное на земле чистое полотно, обмыли кровь и грязь, и положили на другую плащаницу, чистую и сухую. На плащаницу… и вот пред вами плащаница с телом Иисусовым… О Господи наш, Господи! Что же это такое? Как могло это случиться?! Разве не говорил Он апостолу Своему Петру, когда в Гефсиманском саду отсек он ухо рабу первосвященника: « Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26, 52–53). Да, да, Он мог это сделать, но Он этого не сделал. Он добровольно, добровольно — запомните на всю жизнь это слово — совершенно добровольно претерпел страшную казнь, отдал жизнь свою за жизнь мира на кресте. Скажите, когда это было до Христа? Когда это было возможно, чтобы тот, кто не имел бы власть избежать неприятностей, избежать даже смертной казни, не использовал бы этой своей власти? Когда бывало, чтобы шел человек добровольно на смерть? Это было после Христа, было со многими мучениками Христовыми, но до Христа никогда, никогда не было. Скажите, разве возможно представить себе, чтобы огромный лев, царь зверей, покорно отдал бы себя заживо на растерзание лукавым лисицам и голодным крысам? Нет, нет! Это невозможно: от одного страшного его рыканья, от рева его вся эта мразь в страхе разбежалась бы. Вскоре в каноне пасхальном услышите вы о другом Льве, Льве от колена Иудина. Кто этот лев? Это Господь Иисус Христос, это Лев, обладающий безгранично, неисчислимо большей силой, чем лев — царь зверей. Это Творец и Владыка всей твари, это Вседержитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Андрей 3 сентября 2020, 13:25 все связано с этой психологнутостью, когда духовное подменяется душевным, а о ней ап. Иаков писал:: " Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская " (Иак.3.15) И ап.Павел: " Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. " И ап. Иуда добавляет: Это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа. (Иуд.1.9) И ап, Иоанн делает вывод: Они ушли от нас, но нашими они не были никогда, если бы в самом деле нашими были, с нами бы и остались, но они ушли " (1Ин.2.19) Юлия 3 сентября 2020, 13:09 Валентин-83! Как же прекрасно Вы все написали! Мудро. Это и есть истинное православие. Жаль, что большинству " святых " комментаторов это пока не понять.. Пока со своим бревном не разберутся. Но они, видимо, и не собираются. Как это горько. Гордеева Александра 3 сентября 2020, 12:46 Благодарю о.Валерия за своевременную статью! Не заметила и тени осуждения, а лишь предостережение " посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть " . Ну, например, глава многодетной семьи радостно говорит своей супруге: дорогая, я понял семья-дети это не мое призвание, я с тобой развожусь, и начинаю новую радостную жизнь! Что полезнее для такого человека: оправдывать его поступок или сказать как есть - это предательство, ты на пути погибели? И конечно, мы христиане, наипаче священники, должны проповедовать прежде всего своей жизнью, красиво говорить многие умеют... " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного " . Олег 3 сентября 2020, 12:04 Если человек совершает проступок с улыбкой, это значит он не осознал что произошло, что сделал. И следовательно, научает этому других. А так как он наставлял многих, то и многие могут соблазниться, этому " научиться " . Олег 3 сентября 2020, 11:23 Галина И. (2 сентября 2020, 22:53). Суть в том, что это проблема касается всей Церкви, а не одного человека. Почему? Потому что человек был в священном сане, но главное это то что он был проповедником. Своим действием Андрей подает плохой пример и остальным: что мол ничего страшного в его поступке нет, т.е. так можно спокойно делать. И такому действию должна быть дана оценка. Действию, а не человеку. Церковь дала ему возможность говорить с большим количеством людей и следовательно, если он не оставит и проповедь, то это будет означать, что он уже пользуется положением. Как кстати и Андрей Федосов. Сначала обратили на себя внимание (пользуясь положением), а потом начинают действовать от себя.

http://pravoslavie.ru/133659.html

Аристотель в «Никомаховой этике» пишет: «прошедшее не может стать не бывшим, и поэтому прав Агафон: Ведь только одного и Богу не дано: Не бывшим сделать то, что было сделано» Эту мысль повторяет бл. Августин: «Чтобы бывшее стало не бывшим, не подлежит всемогуществу Бога» Л.И. Шестов в книге «Афины и Иерусалим» рассуждает: «Может ли Бог сделать бывшее не бывшим? - Если, например, раз навсегда установлено, что девушка обесчещена, не возможно ли, чтобы она вновь стала невинной? Это, поскольку дело идёт о природе, конечно, верно и неопровержимо, что противоречия в одном и том же субъекте не могут существовать. И это справедливо считается невозможным, поскольку это относится к бессилию природы, но от этого далеко до применения того же к Богу. Тот именно, кто есть творец источников природы, тот легко может, если хочет, уничтожить эти законы природы» Пророк Иеремия говорит: «О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою твоею и простертою мышцею; для тебя ничего нет невозможного» [Иер. 32:17]. Бог отдаёт своего возлюбленного Сына на мучительную и позорную смерть. Разве такое возможно? Исаия в пророчестве говорит о том, в ком «не было не вида не величия». «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его». Он «понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» [Ис. 53:2,3,12]. Как можно взять на себя чужой грех? Как можно отдать свой грех? Безгрешный взял на себя грехи мира и победил грех, то есть сделал однажды бывшее не бывшим. Он имеет власть отпускать грехи, исцелять больных и воскрешать умерших. Он воскрешает Лазаря, разбойника вводит в рай, а рыбаков делает своими первыми апостолами. Тертуллиан пишет: «Сын Божий пригвождён ко кресту; я не стыжусь этого, потому что этого должно стыдиться. Сын Божий и умер; это вполне вероятно, потому что это безумно. Он погребён и воскрес; это достоверно, потому что это невозможно». Для Бога всё возможно, а «познание» пассивно и равнодушно. Оно не имеет любви. Смерть и страдания одинаково необходимы и для праведника и для злодея. Но ведь истины возникали во времени. Почему не может настать момент, когда эти истины существовать перестанут? Что может помешать? Отец Павел Флоренский называет закон недопустимости противоречия законом греховного мира, говоря, что христианская, духовная философия опирается на возможность преодоления этого закона. «Я=Я» - это эгоизм, делание из себя идола. Самоотрицание, самопожертвование, способность выйти из себя и перенести своё я в не-Я, в другое, в зримое - это любовь. Похожую мысль находим и у Достоевского: «Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. Это-то и есть рай Христов».

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

Жертва  – это проявление внутреннего религиозного настроения. Человек состоит не только из духа, но и из плоти и, исходя из этого, проявление религиозного чувства не может ограничиваться только внутренними переживаниями. Жертва нужна, «чтобы видимыми действиями пробудить и укрепить дух благочестия» 7 . Главное в принесении жертвы – это не фактическое действие, а акт свободной воли, обращенной к Богу. Через жертвоприношение у человека появляется возможность взаимодействия с Богом. Принося жертву, человек дает Богу то, что для него дорого: «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною… Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?» ( Пс.49:8,10,13 ). Чтобы разобраться с системой жертвоприношений, все жертвы желательно классифицировать по нескольким категориям. Во-первых, по веществу жертвы. Они бывают кровавыми и бескровными. Во-вторых, по способу принесения. Это может быть жертва, которая полностью сжигалась, а может быть частичной, т. е. сжигалась только часть. К первым относятся жертвы всесожжения, ко вторым – мирная и хлебная. В-третьих, по причине жертвы. Например, жертва за грех , за преступление или благодарственная жертва. В-четвертых, по цели. Например, жертва умилостивления или очищения. Для лучшего понимания нужно описать каждую жертву по этим категориям. Например, мирная жертва – это кровавая, частичная, благодарственная и имеет своей целью показать мир с Богом. На основании первых семи глав книги Левит можно сформулировать общие постановления закона Моисеева о жертвах. Местом для принесения всех жертв была скиния, где животное закалывалось на северной стороне жертвенника и возносилось на жертвенник ( Лев.1:3,11, 4:24,29,33 ). Жертвами являлись некоторые чистые домашние животные без физических недостатков. «Нужно, чтобы приносимое было собственностью приносящего. И это должно быть нечто ценное» 8 . Животное – это не просто пища. Это и рабочая сила, это валюта, это наследство и показатель благосостояния. Таким образом, от животного зависело существование человека. Можно сказать, животные – это часть дома тех, кто приносил это животное в жертву. Таким образом, жертвовалась не просто собственность, а член семьи, к которому испытываются некие чувства. «Выбор животного несомненно зависел от благосостояния хозяина. И хотя богатые люди могли позволить себе представить для жертвы более дорогие жертвы (и делать это чаще), жертвы бедных людей были не менее благоугодны Господу» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010