И точно, во всех своих Посланиях он заводит о них речь, так что не найдешь ни одного, в котором бы не было подобного увещания. Он знал, хорошо знал, как важно это дело, потому и присовокупляет наставление о бедных ко всем другим своим увещаниям и убеждениям, как бы, полагая на здании, прекрасную кровлю. Так сделал он и здесь: побеседовав о воскресении, и о всем прочем, он перешел, наконец, к милостыне и сказал: при сборе же (милостыни) для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние ( 1Кор. 16:1–2 ). Смотри на мудрость апостола, как благовременно он коснулся этого предмета. Сначала напомнил о будущем Суде и страшном судилище, о славе, которой облекутся праведные, и о вечной жизни, а потом уже предлагает слово и о бедных, чтобы слушатель, одушевившись приятными надеждами, и, став более благорасположенным, принял это наставление с большим усердием, когда в нем будет жив страх суда и душа станет услаждаться ожиданием будущих благ. Ибо, кто в состоянии любомудрствовать о воскресении и весь перенесся в будущую жизнь, тот почтет за ничто все настоящее – и богатство, и обилие, и золото, и серебро, и драгоценные одежды, и удовольствия, и роскошный стол, и все прочее, подобное этому; а кто считает все это за ничто, тот весьма легко примет на себя попечение о бедных. Поэтому, и Павел, сначала хорошо подготовив ум коринфян рассуждением о воскресении, предложил потом и увещание. И не сказал о милостыни для бедных или для нищих, но для святых, научая этим слушателей почитать и бедных, когда они благочестивы, и презирать богатых, когда они небрегут о добродетели. Так он и царя назвал нечестивым и беззаконным, когда тот был врагом Божиим, и бедных – святыми, когда они скромны и честны. Ибо Нерона называет тайной беззакония, говоря: ибо тайна беззакония уже в действии ( 2Фес. 2:7 ); а бедных, не имеющих и насущного хлеба, но питающихся подаянием, назвал святыми. Вместе с этим, он и коринфянам тайно внушал не высокомудрствовать и не гордиться получением такого повеления, как будто бы, они подали (милостыню) людям низким и презренным, но твердо знать и уверять себя, что, удостаиваясь принимать участие в скорбях бедных, они получают величайшую почесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

И это в равной мере приложимо как к земному миру, так и духовному. Но не это же ли самое пророчество о всеобщем апокатастасисе раздаётся в небесах, как читаем в самом начале книги Откровения, гимне четырёх животных и двадцати четырёх старцев, воспеваемом ими здесь от лица всего творения без всякого ограничения или исключения? Они поют Агнцу, который и был заклан и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени и соделал нас царями и священниками Богу нашему и мы будем царствовать на земле (5:9–10). Далее славословие Агнцу возносится от «многих ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьма тем и тысячи тысяч» (11). Но к этому славословию присоединялось «и всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них» (1–3), «и четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (14). Можно ли полнее и сильнее выразить это предвечное, небесное откровение и обетование всеобщего апокатастасиса, предначертаемое в небесах? Это – и только это – соответствует всей полноте эсхатологической значительности и объёму этого пророчества, о котором с особенной силой надо сказать: «чтый да разумеет». Конечно, мы сейчас же встретимся и с величайшими трудностями к принятию такого толкования, и как будто с прямым ему противоречием в дальнейшем тексте, с ними нам предстоит богословски и экзегетически посчитаться. Однако ничто не может и не должно умалить всей силы и значения этого пророчества, которое находит для себя раскрытие и подтверждение и в следующих за тем стихах. Можно спросить себя, что же здесь означает «я увидел» новое небо и новую землю, это прямое видение того, что невидимо, запредельно, трансцендентно для нашего земного зрения? В отличие от других видений, которые сообщались чрез посредство ангелов и относились к событиям этого, земного мира, здесь тайнозритель «видит» непосредственно видимое, ещё не пришедшее, относящееся к будущему веку. Очевидно, здесь силою Духа Святого ему даётся озарение, которое проницает и чрез непрозрачную толщу земного, греховного мира в даль и глубь свершений апокатастасиса. Такое откровение, если дать ему полную силу и веру, разумеется, есть величайшее чудо, сверхпророчество в ряду всех пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ибо оно – более знамений и всего другого, могло бы привлечь их (ко Христу); равно, как ничто столько не соблазняет, обыкновенно, людей более грубых. Итак, смотри, как и по рассеянии апостолов, Бог творит знамения. Иудеи обвиняли апостолов, ввергали их в темницу, но Бог творит знамения. И посмотри – какие. Изведение из темницы (Петра) было Его знамение; приведение Филиппа – было Его знамение; обращение Павла – было Его знамение; видение Стефана – было Его знамение. И заметь, какая оказывается честь Павлу, и какая – евнуху? Здесь (Павлу) даже является Сам Христос, может быть, по причине ожесточения (его) и потому, что иначе он не уверовал бы. Внимая этим чудесам, будем и мы являть себя достойными (их). Но ныне, многие даже не приходят в церковь , и не знают, что (в ней) читается; евнух же и на улице, и, сидя на колеснице, внимательно читал Писания. Но вы не так; из вас никто не имеет в руках Библии и, скорее, (возьмет) все другое, чем Библию . А почему он встречается с Филиппом не прежде (посещения) Иерусалима, но после того? Ему не надлежало видеть апостолов гонимыми, потому что он был еще немощен, и прежде это было бы не так удобно, чем тогда, когда пророк наставил его. Так и теперь, если кто из вас станет внимать пророкам, то не будет нуждаться в знамениях... (там же). Если с таким тщанием, а не как-нибудь, мы станем исследовать Писания, то будем в состоянии достигнуть своего спасения. Если будем постоянно упражняться в них, то узнаем и правые догматы, и жизнь добродетельную. Хотя бы кто был крайне упрям, и непреклонен, и ленив, хотя бы прежде он не приобрел никакой выгоды, при всем том, в настоящее время, соберет плод и получит какую-нибудь пользу, хотя и не такую, чтобы мог ее почувствовать, но все же получит. Если тот, кто приходит в мироварницу и сидит в подобных заведениях, невольно проникается благоуханием, то, гораздо более – тот, кто ходит в церковь . Как от бездействия рождается леность, так и от упражнения появляется усердие. Поэтому, хотя бы ты был исполнен бесчисленным множеством грехов, хотя бы ты был нечист, не убегай здешнего собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Ибо сказано: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ) (Беседа о священстве). h11 О том же у святителя Кирилла Александрийского: Подобным образом и святитель Кирилл Александрийский , вооружаясь против волшебства, дает наставление, относительно церковного елеопомазания больных. Если ты имеешь недуг в какой-либо части тела и, истинно, веришь, что слова: Господь Саваоф и подобные названия, которые Божественное Писание усвояет Богу по естеству, будут для тебя целительными от болезни, тогда, молясь сам за себя, возглашай эти слова, и ты поступишь лучше, нежели они (обращающиеся к волхвованию), воздавая славу Богу, а не нечистым духам. Напомню и Божественное Писание, которое говорит: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и т. д. Замечательно, что святой отец только напоминает о Елеопомазании, как средстве, к которому должны обращаться христиане в случае болезней, и, следовательно, предполагает это средство известным и, действительно, употреблявшимся в Церкви. Но, как, вообще, видно, отцам и учителям древней Церкви мало представлялось случаев и побуждений говорить об этом Таинстве. В первые века христианства при обилии чрезвычайных, чудесных даров и, между прочими – дара исцеления болезней, не так часто могло употребляться обыкновенное церковное средство врачевания, а, по причине гонений, часто не представлялось и возможности прибегать к совершению Таинства Елеопомазания над больными. h11 Продолжение Беседы о священстве Кроме того, плотские родители не могут оказать никакой помощи своим детям, если оскорбят они какого-нибудь знаменитого и сильного человека, священники же примиряют своих духовных чад не с вельможами, не с царями, а с разгневанным Богом! После этого, осмелится ли кто-нибудь винить меня в гордости (за уклонение от епископства)? Напротив, я думаю, что, сказанное мною, возбудит в душе каждого слушателя такое благоговение, что все, скорее, припишут гордость и дерзость тем людям, которые сами приходят и силятся приобрести себе это достоинство, а не тем, которые уклоняются от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Или: кто сойдет в бездну? то есть, Христа из мертвых возвести. Но, что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его мертвых, то спасешься ( Рим. 10:6–9 ). И в другом месте: неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? ( Рим. 6:3 ). Столь ясно ограничивает апостол господство, веру и Крещение Лицом Спасителя, Который претерпел смерть и воскрес из мертвых! Итак, будем ли веровать в двух сынов? Станем ли приписывать славу господства, исповедуемую нами веру и небесное Крещение какому-то другому сыну, пострадавшему, а не Богу Слову, воссиявшему от Отца? Но, сколь безрассудно или, лучше сказать, сколь нечестиво думать и говорить так! Что же скажем? То, что, истинно, один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Ибо один есть Сын и Господь – и это не в том смысле, чтобы Слово соединилось с человеком, соделало его причастным Своих совершенств, даровало ему достоинство Сына и господство, как говорят, и, как уже написали некоторые из безумствующих, но один Сын и Господь – то самое Слово, Которое от Отца, Свет от Света, Слово, воплотившееся и вочеловечившееся. В смерть сего Слова мы крестились; Оно пострадало Своим человечеством во плоти, но, Божеством, чуждо было всякого страдания и живет вечно, ибо есть Жизнь от Жизни, т. е., от Бога Отца. Таким-то образом побеждена смерть, дерзнувшая восстать на тело Жизни, таким-то образом врачуется наше повреждение и сокрушается власть смерти над нами! Христос сказал: если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). Явно, Плоть и Кровь Господа нашего животворны, ибо это Плоть, как я уже сказал, собственная Его, по естеству Жизни Его Единородного, а не плоть какого-то человека, соделавшегося причастным Жизни. Такова вера, или таково исповедание веры святых отцов – исповедание православное и совершенно истинное! Но есть люди, которые, оставив путь истины, претыкаются о скалу, не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают ( 1Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Итак, для чего извращать учение о домостроительстве Божием, искажать истину, позволяя себе говорить против Божественного Писания, которое учит, что Бог Сын вочеловечился и таким везде Его представляет? Ибо Слово Божие и по Воплощении Своем пребыло в образе Отца, разумеется, духовным, Божественным естеством Своим и неизменяемой природой. Посему-то и Сам Сын Божий, в намерении показать, что Он и во плоти есть образ Ипостаси Отца, сказал Филиппу: видевший Меня видел Отца ( Ин. 14:9 ); а когда в храме нашел слепорожденного, которого исцелил, и спросил его: веруешь ли в Сына Божия? на слова его: кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? отвечал: видел ты Его, и Он говорит с тобою ( Ин. 9:35–36 ). Слепорожденный, без сомнения, видел не бесплотное существо, а человека, подобного нам – во плоти, и уверовал в того, кого видел, не как в сына, представлявшего собою двух сынов, а как в Сына единого, явившегося нам, земнородным, с обыкновенной человеческой плотью. С другой стороны, можно ли сомневаться, что Единородное Слово Божие, по Своем вочеловечении, соделалось нашим первосвященником, когда читаем у апостола: уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его ( Евр. 3:1–2 ). Хотя звание первосвященника прилично только человеку и ниже естества и славы Бога Слова, однако, оно не неприлично Богу Слову, соделавшемуся человеком. Итак, Сын не был иным прежде дней плоти Своей и иным, явившись с плотию от семени Давида, как дерзают говорить некоторые, но – одно лице, прежде – только бесплотное Слово, а потом – от Святой Девы, по исповеданию отцов, воплотившееся и вочеловечившееся. Но, что воплощенное Слово восседит на престоле Отца и, несмотря на то, что во плоти, имеет равную славу с Отцом, ибо не перестало быть единым Сыном и по Своем вочеловечении, – это объясняет апостол Павел дальнейшими словами: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах ( Евр. 8:1 ), Далее, согласно нашему упованию, что Сын человеческий опять придет к нам, апостол Павел пишет: явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:11–13 ); и в другом месте, говоря о потомках Израиля, учит: их же отцы, и от них же Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки ( Рим. 9:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Итак, когда говорим, что Иисус Христос пострадал плотию, разумеем, что Он пострадал не Божеством, а, собственно, плотию, доступной страданиям. Потому и пророк Исаия в полном сознании того, что вочеловечившийся Бог пострадал плотию, говорит о Нем: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых ( Ис. 53:7–8 ). Если бы пророк разумел здесь только обыкновенного человека, усыновленного Богу, по соединении с Ним, как того хотели бы изобретатели нечестивого учения, то, разве трудно было бы изъяснить род Его? Сей человек, как известно, произошел от племени Иессея и Давида. Но кто может сказать что-либо о рождении или способе рождения Бога Слова? Ибо Он отторгнут от земли живых, т. е. Он перестает существовать на земле, как положивший живот Свой за все существующее – отторгнут, превознесен и стал высшим всего земного. Такое учение о естестве Господа непонятно и вовсе недоступно уму человеческому. Так и святые пророки видели Сына Божия (и, вместе, Сына человеческого) на престоле Божества с плотию ( Дан. 7:10–13 )! Но обратимся (снова) к проповедникам Нового Завета, вселенским учителям, которым Спаситель сказал: не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас ( Мф. 10:20 ). И я присоединю к, (выше) сказанному, (еще) следующие слова апостола Павла: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Если один Господь, одна вера и одно крещение, то, кто именно, сей Господь, в Коего мы уверовали и в Чье имя крестились? Непогрешительно отвечал бы на это всякий тем, что здесь, преимущественно, разумеется Слово, рожденное от Отца: Ему приличествует и господство, и, исповедуемая нами вера; в Его имя совершается и спасительное крещение, ибо Оно Само заповедало святым апостолам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф. 28:19 ). И, тот же апостол, так изъясняет славу господства, исповедание веры и силу святого Крещения: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть, Христа свести.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Итак, никто не должен недуговать неверием, относительно учения о Божестве, никто, да не хромает в учении о домостроительстве, но каждый, да исповедует рожденного от Девы – Христом Богом и, вместе, человеком. Посему и Святая Дева учителями благочестия называется Богородицей и человекородицей: последним (именем называется Она) – потому, что родила, естеством подобного рабу, а первым – потому, что с образом раба соединился и Образ Бога. Таким образом, мы, учением и о Божестве, и о домостроительстве, да прославим, открывшего нам сокровенную тайну и, чистотой жизни уготовив себя в храмы Богу, да соделаемся Его обителями, и, просвещаемые лучами Его, как днем, будем вести себя благочинно ( Рим. 13:13 ), ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). В «Изъяснении Символа веры », также, читаем у святителя Кирилла: По изъяснении того, что Сын единосущен Отцу, равен Ему по славе и действиям, Собор святых учителей (Никейских отцов) весьма благовременно говорит о вочеловечении Сына и изъясняет тайну домостроительства Его по плоти, справедливо постановляя, чтобы в подобном исповедании и впредь состояло совершеннейшее учение веры; ибо, верующим в Сына, не довольно верить и разуметь, что Он есть Бог, рожденный от Бога Отца, единосущный Отцу и образ Ипостаси Его; им необходимо еще знать, что сей Сын, для спасения и жизни всех, уничижил Себя, приняв образ раба, и соделался человеком, родившись по плоти от жены. Посему, отцы прибавляют в своем Символе: Который (Сын) для нас человеков и для нашего спасения нисшел, воплотился и вочеловечился. Примечай, как хорошо и в каком приличном порядке изложено это учение отцов! Они говорят: нисшел, желая тем внушить нам, что Он есть Господь, высший всего по Своему естеству и славе. Далее: нисшел для нас человеков – этим показывают, что Он добровольно принял на Себя образ наш и явился миру с плотью, ибо в Книге псалмов сказано: Бог явно придет, Бог наш, и не будет безмолвен ( Пс. 49:3 ). Нисшествие Сына всякий может понимать и иначе, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Итак, следуя исповеданию веры святых Никейских учителей, и нисколько не уклоняясь от него, мы говорим, что Слово, рожденное от Отца – Единородный Сын, воплотилось и вочеловечилось, пострадало, умерло, и в третий день воскресло. Пострадало не Божественным естеством (надо быть совершенно безрассудным, чтобы сие естество считать причастным страданию), а человеческим. Т. е., мы утверждаем, как то сообразно и с учением о домостроительстве Божием, что Слово вочеловечившееся, усвоившее Себе плоть, принятую от Святой Девы, пострадало Своим человечеством в этой самой плоти; но, по Божеству Своему, непричастно было страданию, ибо, если Бог соделался человеком, не переставая быть Богом, если Он явился и образе твари и, вместе, был высшим всего сотворенного, если, будучи Бог – Законодатель, был под законом ( Гал. 4:4 ), не лишаясь, впрочем, славы Законодателя, если Господь по Божеству принял образ раба и, вместе, не разлучился со славою Господа; если Единородный Сын соделался первородным во многих братиях и, между тем, навсегда остался Единородным Сыном, то уместно ли удивление, когда говорим, что Он пострадал человечеством, а Божество Его было чуждо всякого страдания? Ибо и апостол Павел говорит, что то же самое Слово, Которое было в образе Отца и равно Отцу, смирило Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ), – Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. И Он есть – прежде всего, и все Им стоит ( Кол. 1:15–17 ), и поставил Его выше всего, главою Церкви ( Еф. 1:22 ). Он – начаток, первенец из мертвых, дабы Ему иметь во всем первенство ( Кол. 1:18 ). Но Слово Отца есть жизнь и животворно, как рожденное от жизни – Отца Своего, каким же образом Оно стало начатком и первенцем из мертвых? Не иначе, как усвоив Себе плоть и этой же самой плотию, по благоволению Божию, вкусив смерть за всех ( Евр. 2:9 ), не переставая, впрочем, быть жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Как не одного и того же естества дело – и плакать, из сострадания по умершем друге, и воскрешать его из мертвых, несмотря на четырехдневное его пребывание во гробе, или висеть на древе и, в то же время, превратить день в ночь и поколебать основания земли, или, быть пригвожденным ко кресту и, в то же время, отверзать разбойнику двери рая – так, не на одно и то же естество указывают слова: Я в Отце и Отец во Мне и Отец Мой – более Меня ( Ин. 14:11; 28 ). Ибо, хотя в Господе Иисусе Христе, Божеское и человеческое естества составляют одно лицо, однако, иное дело – откуда происходит общее того и другого уничижение, а иное – откуда проистекает общее их прославление. По участию в нашем естестве, Он, как человек, менее Отца, а по причастию в естестве Своего Отца, Он, как Бог, равен Отцу. По этому-то единству лица, состоящему в единении обоих естеств между собой, говорится, что Сын человеческий сошел с неба и Сын Божий воспринял плоть от Девы; и, еще утверждается, что Сын Божий распят и погребен, тогда как Он претерпел сие не Божеством, по которому единосущен, единороден и совечен Отцу, а немощной человеческой природой. Потому-то, все мы и в Символе (веры) исповедуем, что Единородный Сын Божий распят и погребен, исповедуем на основании сих слов апостольских: ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор. 2:8 ). Когда Сам Господь наш и Спаситель, наставляя учеников Своих в вере, посредством вопросов, спросил их: за кого люди почитают Меня, Сына человеческого? ( Мф. 16:13 ) – на их ответ, что разные (люди) различно об этом думают, Он сказал: а вы за кого почитаете Меня? ( Мф. 16:15 ) – т. е. за кого считаете Меня – Сына человеческого, Которого вы видите в образе раба и в истинном теле? Тогда блаженный Петр, вдохновенный Богом, дабы через свое исповедание доставить назидание всем народам, отвечал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16:13–16 ). И достойно назван блаженным от Самого Господа и от сего первообразного Камня стяжал твердость и сущность своего имени – тот, который исповедал Его, по откровению Бога Отца – и Сыном Божиим, и Христом; потому что ни одно из этих наименований, взятое отдельно, не приносило бы никакой пользы для спасения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010