Собрания М. в американских колониях начали проводиться в 1766 г. В Мэриленде работал ирландец Р. Строубридж, в Нью-Йорке, Пенсильвании, Делавэре и Нью-Джерси проповедовали Ф. Эмбури и Т. Уэбб. В 1768 г. Дж. Уэсли послал в Сев. Америку первых 2 официальных миссионеров - Д. Пилмура и Р. Бордмана. В 1771 г. прибыли Ф. Асбери и Р. Райт; в 1773 г.- Т. Ранкин и Дж. Шадфорд. Во время Войны за независимость в США мн. англикан. священники и все методист. проповедники, кроме Асбери, к-рый стал гражданином шт. Делавэр, вернулись в Англию. Нехватка англиканских священников в Новом Свете послужила причиной того, что члены группы методистских проповедников-южан сами себя посвятили в духовный сан, что вызвало раскол с группой Асбери. Он обратился к Дж. Уэсли за авторитетным разъяснением возникшего спора и за помощью в разрешении конфликта. С т. зр. Дж. Уэсли, в тексте НЗ не содержится очевидных доказательств того, что подобные действия незаконны и нет достаточных оснований для того, чтобы считать, что рукополагать во пресвитеры имеет право лишь епископ. В 1784 г. он рукоположил проповедников для служения в Шотландии, Англии и Сев. Америке с правом совершать таинства и послал в Америку в качестве суперинтендента Т. Кука. Назначив Кука суперинтендентом «стада Христова» в Америке, Дж. Уэсли, сам того не желая, создал необходимые условия для возникновения там отдельной церкви, независимой от англикан. Разрыв произошел в 1784 г. на рождественской конференции в Балтиморе, когда состоялось организационное оформление Методистской епископальной церкви. Если в Англии общины М. подчиняются окружным орг-циям, возглавляемым суперинтендентами, то в США суперинтенденту присвоен титул епископа, поэтому амер. Методистская церковь получила название епископальной. Кук предложил разделить полномочия суперинтендента новой амер. Методистской церкви с Асбери, который согласился принять это предложение в случае, если все собравшиеся на конференцию М.-проповедники проголосуют за это и одобрят его кандидатуру. Т. о., Асбери получил свои полномочия от конференции и стал 1-м суперинтендентом, посвященным в этот сан в Америке. Позже Асбери в дополнение к этой должности получил титул епископа, что вызвало немало споров. Дж. Уэсли, узнав об этом, не одобрил его инициативу, т. к. считал, что вопрос о рукоположении епископов остается спорным.

http://pravenc.ru/text/2563076.html

В кон. XVIII-XIX в. Методистская епископальная церковь в Сев. Америке пережила ряд внутренних потрясений. Расхождения во мнениях по вопросам распределения церковного руководства между духовенством и мирянами, рабства, выработки единой литургии привели к образованию новых церквей. В 1787 г. в Филадельфии (шт. Пенсильвания) прихожане-афроамериканцы, возмущенные сегрегацией, создали общину «Свободное африканское общество», во главе которой встали бывшие рабы Р. Аллен и А. Джонс. В 1794 г. орг-ция разделилась: Джонс возглавил Африканскую епископальную церковь св. Фомы, Аллен - Бетельскую африканскую методистскую епископальную церковь, здание к-рой было построено в основном на его деньги и освящено еп. Ф. Асбери. В 1799 г. он впервые в истории США рукоположил афроамериканца Аллена во диакона. Тем не менее вплоть до решения суда в 1816 г. церковь не была полностью самостоятельной. В апр. того же года в Филадельфии состоялась Национальная конференция африкан. методист. общин, где была создана полностью независимая Африканская методистская епископальная церковь , 1-м епископом к-рой стал Аллен. В 1796 г. в Нью-Йорке прихожане-афроамериканцы во главе с Дж. Вариком, Э. Томпсоном и У. Миллером обратились к епископу с просьбой об организации отдельной афроамер. церкви. Через 5 лет прошение было удовлетворено, и 9 марта 1801 г. была основана Африканская методистская церковь Нью-Йорка. На Генеральной ассамблее 1848 г. к ее названию было добавлено определение «Сионская» - по посвящению 1-й церкви, построенной общиной в 1800 г. В 1828 г. отделилась церковь канад. М. Недовольство наличием епископов в церковной структуре и авторитарным церковным руководством привело к возникновению Методистской протестантской церкви (1830), объединившей 26 тыс. верующих. Лидером М.-аболиционистов (выступавших против рабства) был О. Скотт. В 1840 г., когда аболиционисты были подвергнуты репрессиям, Скотт вместе с Л. Матлоком, Л. Сандерлендом и др. создал Уэстлианское методистское объединение, к-рое выступало и против рабства и против наличия в структуре церкви епископата. За год к церкви присоединились 15 тыс. членов, но после окончания Гражданской войны в США и отмены рабства многие из них вернулись в материнскую церковь.

http://pravenc.ru/text/2563076.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мэтьюс Ф. Томас. Фотография. Нач. XXI в. [Англ. Mathews] Томас Фрэнсис (род. 7.01.1934, г. Стамфорд, шт. Коннектикут, США)], амер. византинист, специалист по истории раннехрист. искусства и архитектуры и арм. миниатюры. Окончил Бостонский колледж (1957) со степенью бакалавра; получил степень мастера по философии (1958); степень по богословию в Уэстон-колледже (1965); защитил диссертацию в ун-те Нью-Йорка (1970). Работал в ун-тах Пенсильвании, Принстона (1990), затем Нью-Йорка, в Ин-те изобразительных искусств; в качестве Senior Fellow - в Центре византийских исследований Дамбартон-Окс (2001-2003); в наст. время почетный профессор истории искусств в Дамбартон-Оксе. М. неоднократно выступал в качестве куратора выставок (в Музее Гетти, Лос-Анджелес; в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; в б-ке Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). М. начинал исследовательскую работу с локальной темы, посвященной столичной, к-польской архитектурной школе. Однако уже в 1-й монографии он сумел выработать характерный научный метод, к-рый не только определил на долгие годы его интересы и достижения, но и создал традицию в византинистике. В работе «Ранние церкви Константинополя: Архитектура и литургия» (Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. 1971) впервые была сделана попытка представить обобщающую реконструкцию церемониальной роли ранневизант. архитектуры на основе изучения археологического, литургического и архивного материалов 12 строений К-поля доиконоборческого периода. М. исследовал их как самостоятельные объекты и как части городского пространства, сопоставив с данными о литургической практике той эпохи. Такой анализ памятников стал важным методом последующих его работ. Во время работы над монографией «Византийские церкви Стамбула» (The Byzantine Churches of Istanbul. 1976) М. сделал ок. 10 тыс. фотографий памятников византийской архитектуры. В книгу включено 650 снимков, представляющих внешний вид, интерьеры, конструктивные детали, скульптурные элементы и декор церквей. На тот момент это был 1-й за 50 лет полный обзор столичной визант. архитектуры, сделанный на качественно новом уровне. Новые снимки автор сопоставил с архивными, что позволило ему уточнить масштаб разрушений, изменения городской среды, круг основных проблем. Книга также включает планы зданий, которые систематизированы и приведены вместе с подробной визуальной презентацией каждого из 40 памятников, а также план с точной локацией объектов.

http://pravenc.ru/text/2564542.html

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под руководством протодиакона Сергия Бовтручука. За богослужением молились многочисленные верующие — прихожане собора и представители приходов Лодзинско-Познаньской епархии. По окончании Литургии Блаженнейший Митрополит Савва обратился со словом приветствия к главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан и председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви. Блаженнейший Владыка отметил, что митрополит Астанайский и Казахстанский Александр и архиепископ Верейский Евгений на протяжении многих лет трудятся над развитием плодотворных отношений между Русской и Польской Православными Церквями. Во внимание к церковным трудам владыка Александр и владыка Евгений были удостоены высоких наград Польской Православной Церкви — орденов равноапостольной Марии Магдалины II степени. Митрополит Александр поблагодарил Предстоятеля Польской Православной Церкви за оказанную честь — участие в праздничных богослужениях и епископской хиротонии, за высокую награду, а также за предоставленную возможность поклониться святыням польских епархий, посетить монастыри и храмы, пообщаться с иерархами и священнослужителями. Во внимание к трудам по развитию отношений между Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и Польской Православной Церковью Блаженнейшему Митрополиту Савве была вручена высшая награда Православной Церкви Казахстана — орден «Алгыс» (Благодарность). На молитвенную память глава Митрополичьего округа преподнес Его Блаженству Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы. Затем Блаженнейший Митрополит Савва напутствовал епископа Лодзинского и Познаньского Афанасия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Епископ Лодзинский и Познаньский Афанасий (Мирослав Нос) Родился 27 ноября 1968 г. в деревне Старая Луплянка в Подлясском воеводстве Польши. Учился в Православной семинарии в Варшаве и в богословском институте святителя Тихона Задонского в Саут-Канаане (США, шт. Пенсильвания). В 1996 г. стал послушником Свято-Онуфриевского Яблочинского ставропигиального монастыря. В том же году он был рукоположен в священники и пострижен в малую схиму с именем Афанасий в честь преподобномученика Афанасия Брестского. 15 января 2007 г. стал наместником Яблочинского монастыря.  

http://patriarchia.ru/db/text/5014241.ht...

Так судьба монастыря вновь переменилась: монастырь стал мужским. Старец Основал первый в штате русский мужской монастырь архимандрит Иоанн (Льюис), получив на это благословение своего духовного отца – епископа Роклэндского Андрея (Рымаренко), спасшего прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Иоанн (в миру Роберт Альбро Льюис) родился в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Окончил Питтсбургский университет, поступил в медицинскую школу. Но Роберт чувствовал свое призвание – быть священником. Вопреки желанию родителей, молодой человек оставил светское образование и стал изучать богословие в учебных заведениях США и Европы. Тогда из хранилища Ватикана ему, тогда еще католику, удалось получить более 600 мощей святых Древней Церкви, которые сейчас трудно где-либо найти. Для многих из них были написаны иконы, в которые вставлены мощевички. «Вспоминаю, как мы изучали патрологию, изучали святых Древней Церкви, – говорит отец Александр. – Некоторых даже в лицо не знали. И никогда не мог я тогда подумать, что в нашем монастыре будут мощи голландских, английских, шведских святых, и можно будет этим святым помолиться». Отец Иоанн Образование дало Роберту обширные знания в области церковного канонического права, Священного Писания, богословия, патристики, философии, морального и нравственного богословия. 2 января 1972 года в Синодальном Знаменском соборе Нью-Йорка епископ Манхэттенский Лавр (Шкурла, † 2008) рукоположил его в сан диакона, а на праздник Рождества Христова Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет (Вознесенский; †1985) рукоположил в сан священника. Спустя 6 лет о. Георгий (в Крещении) принял монашеский постриг с именем Иоанн в честь праведного Иоанна Кронштадтского и стал первым монахом в Зарубежной Церкви, названным в честь этого святого. Он был направлен во Флориду, где в 2,5 часах езды от Майами основал монастырь. Было у отца Иоанна еще одно послушание. Он в совершенстве владел многими языками, в том числе греческим и русским, и переводил богослужебные тексты, а также составлял толкования на Священное Писание на тех языках, на которых таковое отсутствовало.

http://pravoslavie.ru/117791.html

«Златоструй». В 1992 г. новообразованная Латвийская Республика приняла закон, согласно которому были восстановлены права церковных орг-ций на землю, строения, имущество, принадлежавшие им до 21 июля 1940 г. Этот закон стимулировал развитие хозяйственной жизни общин, а также традиц. для старообрядчества благотворительности. Ремонтировались и строились храмы: в дер. Войтишки (1996), в городах Прейли (1996), Дагда (1999), Илуксте (1999), пос. Калнциемс (2000). Оборотной стороной этого процесса стали имущественные противоречия внутри общин. Наиболее крупный конфликт связан с РГСО, к-рой в 90-х гг. было возвращено значительное имущество, после чего община стала крупнейшим в стране землевладельцем; конфликт стал причиной раскола также в ЦС ДПЦ Латвии. Новое противостояние, уже на догматической основе, возникло в РГСО в связи со стремлением старшего наставника Миролюбова ввести в согласии священство. 3 июня 1999 г. Смоленский и Калининградский митр. Кирилл (Гундяев) и Миролюбов подписали совместный меморандум. В нем говорилось о необходимости «впредь категорически избегать по отношению друг к другу и к обычаям и обрядам оскорбительных и неодобрительных выражений... не допускать порицательных выражений по отношению к придерживающимся старого обряда в лоне РПЦ... создать при ОВЦС комиссию по рассмотрению возникающих вопросов и координации действий РПЦ и ДПЦ Латвии с возможностью вхождения в нее представителей от других течений беспоповства». Тогда же состоялась совместная молитва группы поморцев во главе с Миролюбовым и единоверцев в Успенском соборе Московского Кремля. В 1999, 2000 и 2002 гг. Ригу посещал единоверческий иером. Петр (Васильев), совершавший богослужения, за к-рыми десятки прихожан РГСО приняли св. Причастие. Миролюбов был не единственным поморским наставником, осознавшим необходимость священства. В 1983 г. большая часть поморской общины г. Эри (шт. Пенсильвания, США) во главе с наставником Пименом Саймоном присоединилась к Русской православной Церкви за границей . В 2000 г. к Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ, см. Белокриницкая иерархия ) присоединился И. Карпов, наставник браславской общины в Белоруссии; в нач. 2006 г. к Браиловской митрополии РПСЦ присоединился и. о. наставника поморской общины в Екабпилсе (Латвия) В. Волков, затем рукоположенный во иерея. В 2006 г. часть минской общины (Белоруссия), возглавляемая В. Е. Клементьевым, объединившись со старообрядцами др. согласий, создала старообрядную общину в юрисдикции Белорусского Экзархата РПЦ.

http://pravenc.ru/text/180417.html

Пенсильвания). Святые в традиц. одеждах стоят на пустынном берегу в окружении океанских волн. Икона почти квадратная по формату и лаконичная по композиции. Печатные копии часто встречаются в храмах США. Икона избранных американских святых (прп. Герман, прав. Иаков Нецветов, мч. Петр, И., свт. Иннокентий) была написана В. Казаниным для Свято-Германовской ДС на о-ве Кадьяк (шт. Аляска). И. с крестом в деснице, 2-й справа, на верхнем поле в сегменте - образ Божией Матери «Знамение». Икона «Собор американских святых, с 18 клеймами житий» создана К. М. Покровской в 1995 г. после канонизации (1994) праведных Алексия Товта и Иакова Нецветова, священномучеников Александра Хотовицкого и Иоанна Кочурова, но еще до прославления (2000) свт. Рафаила Бруклинского, к-рый тем не менее изображен на иконе. Образ находится в крестовом храме прп. Сергия Радонежского, в резиденции предстоятеля Православной Церкви в Америке. В клеймах - сюжеты из жизни и мучений св. основателей Православия в Америке, включая нек-рых новомучеников, пострадавших в Советской России, и обретение мощей (1992) свт. Тихона, Патриарха Московского. В среднике изображены 10 святых, И. представлен крайним слева в 1-м ряду, вполоборота вправо, в традиц. облачении. В 3-м клейме показано прибытие миссионеров к месту служения на о-в Кадьяк (И. на корабле крайний слева), в 6-м раскрывается история мученической кончины святого на оз. Илиамна (надпись: «Holy priest-monk Juvenaly first martyr of the Orthodox Church in America meets his martyrdom at Lake Iliamna in Alaska at the hands of natives» - Святой иеромонах Иувеналий, первомученик Православной Церкви в Америке, принимает мученичество на озере Илиамна на Аляске от рук местных жителей). История убиения И. воспроизводится по 1-му варианту Жития. Композиция написана на золотом фоне и поземе в виде высоких охристых горок. Святой стоит на коленях и благословляет крестом 2 «диких» мучителей в длинных рубахах, замахивающихся на него топорами. Настенные росписи ц. Св. Троицы в г.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Николай (Велимирович). Икона. XXI в. (мон-рь Лелич) [Серб. Hukoлaj] (Велимирович Никола; 23.12.1880, с. Лелич близ г. Валево, Сербия - 18.03. 1956, мон-рь свт. Тихона Задонского, тауншип Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания, США), свт. (пам. 5 марта, 20 апр.), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель. Биография Отец Н., Драгомир, был начальником местного сельского округа. Он предоставил земельный участок для возведения в Леличе ц. свт. Николая Чудотворца (ныне при этом храме действует мужской мон-рь Лелич). Мать Н., Катарина, в преклонном возрасте приняла монашество с именем Екатерина. Никола был старшим из 9 детей (7 сыновей и 2 дочери), в детстве был крещен в мон-ре Челие . Жребий, согласно к-рому в то время детей из большой семьи отдавали на учебу, выпал Николе: он учился в школе-интернате и считался лучшим учеником в классе. По окончании 6-го класса поступал в Военную академию, но не был принят по состоянию здоровья, поэтому пошел учиться в Духовную семинарию (богословию) в Белграде. Во время обучения большое влияние на Николу оказал прот. Алекса Илич (издатель ж. «Христианский вестник»). По окончании семинарии в 1902 г. Никола работал учителем в с. Драчич близ г. Валево. В том же году его документы по почте поступили в КДА, но на вступительные экзамены он не прибыл ( 2017. С. 480). В 1903 г. жил в Бока-Которске и мон-ре Савина , где лечился от скрофулеза. Потом краткое время работал учителем в с. Горне-Лесковице близ г. Валево и в г. Херцег-Нови. Получив гос. стипендию для продолжения образования, проучился 3 года на Старокатолическом фак-те ун-та в г. Берне (Швейцария). В 1908 г. защитил докт. дис. на нем. языке «Радость Воскресения Христова как основной догмат апостольской Церкви» (Der Glaube an die Auferstehung Christi als Grunddogma der apostolischen Kirche. Bern, 1910). По окончании обучения получил от Бернского ун-та предложение стать главным редактором ж. «Международное теологическое обозрение» (Revue internationale de Théologie), но отказался. Не имея стипендии для продолжения образования, вернулся в Сербию. Прот. Алекса Илич с друзьями собрал деньги, на к-рые он поехал в Оксфорд (Великобритания) и за год написал докт. дис. по философии «Философия Беркли».

http://pravenc.ru/text/2565644.html

[Jehovah " s Witnesses; др. название «Общество Сторожевой башни», офиц. название «Пенсильванское общество Сторожевой башни, Библий и трактатов» (Watch Tower Bible and Tract Society of Pennssylvania)], псевдохристианская деструктивная секта, до 1931 г. «Общество исследователей Писания». История И. с. началась с основанной Чарлзом Тейзом Расселом в кон. 70-х гг. XIX в. группы «Исследователи Библии» (Питтсбург, шт. Пенсильвания, США). В 1879 г. Рассел начал издавать ж. «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова», в 1884 г. основал «Библейское общество Сторожевой башни» и стал его президентом. Все это время Рассел вычислял дату Второго пришествия Иисуса Христа, основываясь при этом не только на текстах Свящ. Писания, но и на расчете размеров егип. пирамиды Хеопса в Гизе, т. н. каменной Библии. После смерти Рассела И. с. возглавил Джозеф Франклин Ратерфорд , к-рый установил в секте строжайшую дисциплину и в 1927 г. ввел принцип распространения лит-ры И. с. по домам. С 1931 г. орг-ция стала носить название «Свидетели Иеговы», а ее штаб-квартира с тех пор располагается в Бруклине (ныне р-н Нью-Йорка). С 1942 г. руководство И. с. перешло к Натану Кнорру . С этого времени особое внимание стало уделяться участию каждого члена орг-ции в проповеднической деятельности. При Кнорре, к-рый не писал трудов, появилась традиция анонимной публикации иеговистских вероучительных изданий. В 1961 г. И. с. завершили собственный перевод Библии на англ. язык - «Перевод Нового Мира» (New World Translation). Из 4 членов комитета по переводу (Фредерик Уильям Франц , Кнорр, Альберт Скрудер и Джон Гангас) только Франц 2 года изучал греческий язык в ун-те Цинциннати и заявлял, что самостоятельно выучил древнееврейский (однако это заявление было опровергнуто судом). В 1977 г., после смерти Кнорра, И. с. возглавил Франц, под его рук. секта стала тоталитарной с системой взаимных слежек и доносов. При нем была введена практика «отсоединения» («лишения общения»), превращавшая провинившегося иеговиста в изгоя. К нач. 1975 г. численность И. с. достигла 5 млн чел. (в 1941 их было не более 100 тыс.). После Франца президентом И. с. стал Милтон Хеншель, к-рого в окт. 2000 г. сменил Дон Олден Адамс (род. в 1925). Учение об Иегове

http://pravenc.ru/text/Иеговы ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОУСТЕРХАУТ [Англ. Ousterhout] Роберт (Джордж) (16.01.1950 - 23. 04. 2023), амер. археолог, исследователь визант. архитектуры. Обучался в Орегонском ун-те (1968-1970, 1972-1973), Ин-те европейских исследований в Вене (1970-1972), ун-те Цинциннати (шт. Огайо; 1975-1977; магистр истории искусств, 1977), ун-те Иллинойса (Эрбана-Шампейн; 1977-1981; кандидат искусствоведения, 1982). Преподавал в Орегонском ун-те (1981-1982), более 20 лет (с 1983) - в ун-те Иллинойса (Эрбана-Шампейн; доктор наук); в наст. время профессор Пенсильванского ун-та (с 2007), в к-ром возглавлял Центр изучения древнего искусства (2007-2016), читает лекции в Стамбульском ун-те. Является президентом Национального комитета США по изучению Византии и Ассоциации византинистов Сев. Америки. О.- специалист по истории христ. архитектуры, монументального искусства и градостроительства Византии (Вост. Средиземноморье), особенно в области всестороннего исследования утраченных памятников, их конструктивной и культурно-исторической интерпретации. Много лет проводил натурные исследования храмов К-поля (среди объектов изучения - комплекс монастыря Пантократора), Иерусалима (храм Гроба Господня), в наст. время активно работает в Каппадокии. Каждый из этапов работы О. отмечен многочисленными научными публикациями, в т. ч. фундаментального характера, среди наиболее важных - «The Architecture of the Kariye Camii in Istanbul» (Wash., 1987), «The Sacred Image: East and West» (Urbana етс., 1994) и др. Особый интерес для мирового византиноведения представляет кн. «Master Builders of Byzantium» (Princeton, 1999. Phil., 20082) (рец.: Беляев Л. А. «Естественная история» визант. архитектуры//Рос. Арх. 2002. 1. С. 184-189), вышедшая в рус. переводе с названием «Византийские строители» (К.; М., 2005). Методика исследования визант. архитектуры, применяемая О. в этой монографии, во многом близка к исследовательским подходам историков древнерус. архитектуры (особенно П. А. Раппопорта). В предложенном автором анализе ясно выступили такие специфические качества визант. архитектуры, как растянутый во времени процесс, в к-ром результат достигался суммированием отдельных объемов и даже элементов композиции в едином архитектурном творении (аддитивный процесс). По мнению О., зодчество Византии гомогенно и «неисторично», т. е. «традиционно», и постоянно «копирует само себя», но в то же время оно изменчиво в своих конкретных воплощениях и, подобно явлениям природы, наделено качеством органичности и способностью менять те или иные конкретные детали в зависимости от условий среды. О. смог выделить внутри «естественной истории» визант. архитектуры эволюционные ряды, образованные устойчивыми формами, повторяющимися и сохраняющимися.

http://pravenc.ru/text/2581759.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010