Но этот писатель в отношении к святейшему имени Господа, как и в отношении ко многим другим предметам, по своей привычке ко лжи, говорит ложь. Представляем очевидные доказательства. В Остромировом Евангелии, писанном в половине одиннадцатого столетия, святейшее имя Господа почти везде пишетсся Иис Ис, а не Ис , следовательно не Исус, а Иисус. Так означенное имя ианисано в сем Евангелии на листах 25, 20, 27, 28, 30 и проч.; а на обороте 100 листа ясно написано Uicoby (Иисусову), на листах 156, 161, 186 и проч. Uicobu (Иисусови), на листе 109 Исви (Иисусови), на листе 6 и 142 Uicb (Иисусове). Впрочем эти листы указываем только для примера. В этом Евангелии непрестанно можно видеть и другие примеры 865 . В Сборнике, писанном в 1075 году для Великого Князя Святослава Ярославича, на 27 листе написано имя Господа Иисус, равно на листе 37, а на листе 6 на обор. Иисоус. В Евангелии, сохраняющемся в Москве в Архангельском соборе, принадлежащем началу двенадцатого века, написанном для употребления Князю Феодору внуку сущу Всеволожу, несколько раз написано имя Господа всеми буквами Иисус, Иисусу, Иисуса 866 . Множество подобного рода примеров во многих других древних рукописях можно видеть в Беседах к глаголемому старообрядцу 867 . Итак, в отношении к древним славянским рукописям писатель Поморских ответов лжет.   Та же ложь сего писателя видна и в отношении к старым книгам печатным. В Острожской Библии – первой и главной книге, которую он представляет в доказательство своего мнения, действительно обыкновенно печатано имя Господа Исус, но уже и здесь вместо Ic видим I. Так Матф. 1:1 , зачал. 1 и зачал. 2. еще Марк. 1:1 . Но в толковании св. Златоуста на 14 посланий св. Апостола Павла имя Иисус, хотя очень часто напечатано Ic, но уже многократно печатано и Иисус, даже всеми буквами, напр. стр. 256, 483, 891, 1374, 2153, 2269, 3041, 3042, 3043 и проч. А эта книга для всех нас весьма уважительна, потому что означенное толкование на 14 посланий Апостола Павла было переведено блаж. Лаврентием Зизанием, а при печатании правлено Захариею Копыстенским и Павлом Берындою – известными несомненными поборниками православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

3090 ЦДА. Ф. 1442 к. 31. Заметки служебно-биографические... Л. 184. Комментируя появление этих статей, Глубоковский писал: «Письмо преосвящ. Сергия от 16 августа 1926 г. было получено мною 1926, IX, 2 (15) – среда, а пакет с тремя моими статьями и со статьею протопресвитера Г. И. Шавельского был отослан мною в Токио уже 16 сентября н. ст., так как Владыка желал иметь рукописи еще до Рождества, чтобы воспользоваться ими для новогоднего номера своего журнала, но соответствующие книжки последнего я получил только во вторник 1928, IV, 25 (V, 8)» (Там же. Л. 181). 3092 Глубоковски Н. Проф., протопрезвитеръ Д-ръ Стефан Цанков, Източно-нравославното християнство: сущность и днешно състояние. Берлин, 1928 г., стр. 148. Цена 6 германски марки (около 200 лева)//Църковенъ Вестникъ. София, 1928. 13, 31 марта. С. 152–153. По словам Глубоковского, он «принимал участие в составлении данной книги далеко не одною доставкой литературы (и не только русской)» (ЦДА. Ф. 1442 к. 31. Заметки служебно-биографические... Л. 182). 3093 Глубоковски Н. Великъ библейски подвигъ на Св. Синодъ на Българската православна църква (По поводъ българския синодаленъ пръводъ на св. Библия. София, 1925)//Църковенъ Вестникъ. София, 1926. 13, 20 марта (суббота). С. 121–123. 3095 Ходатай Нового Завета. Экзегетический анализ Евр. 1. 1–5 //В память столетия (1814–1914) Императорской Московской духовной академии. Ч. 1. Сергиев Посад, 1915. С. 483–527 и отд. (Сергиев Посад, 1915). Перевод на болгарский язык: Новозаветният Ходатай: Екзегетич. анализ на Евр 1. 1–5 //ГСУ, БФ: 1925/1926. 1926. Т. 3. С. 73–112; Христос и ангелы. Экзегетический анализ. Евр. 1. 6–14 //ХЧ. 1915. 1. С. 3–21; 2, С. 153–174. и отд. (Пг., 1915). Перевод на болгарский язык: Христос и ангелите: (Екзегетич. анализъ на Евр 1. 6–14 )//ГСУ, БФ. 1926–1927. 1927. Т. 4. С. 185–218; Искупление и искупитель по Ebp. II //ХЧ. 1917. 7–12. С. 247–342. и отд. (Пг., 1917). Перевод на болгарский язык: Изкупление и Изкупитель ( Евр 2. 5–18 )//ГСУ, БФ: 1928–1929. 1929. Т. 6. С. 1–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

А эти слезы и самого Павла трогали и ослабляли его силу. Поэтому он их прощает» (Феофилакт). При этом Апостол сказал как бы так: «что слезами препятствуете мне? Должны знать, что я следую Духу, открывшему мне, что случится со мною, почему я и иду в сей город. Не зная подробно, что там случится, я предвижу это и не останавливаюсь в пути. Посему не сокрушайте сердца моего вашими слезами. Кто твердо приготовился к мужеству, так чтобы и смерть презирать, тот не впадает в робость, хотя бы кто давал к тому повод» (см. у иеромонаха Григория, стр.487). 483 Предавшись воле Божией, спутники спокойно последовали за Павлом в Иерусалим. Им сопутствовали некоторые из христиан Кесарийских, которые и отвели Павла в Иерусалим, в дом некоего Мнасона Кипрянина, который имел достаточное для всех помещение и давно уже предан был Христу, почему на него можно было твердо положиться во всем. «В то время, когда приходили (Павел и Варнава) для рассуждения о догматах, они приняты были Церковью ( Деян.15:4 ), а теперь жили у одного старого ученика. Здесь (писатель) говорит о продолжительном времени проповедания; посему, мне кажется (говорит святой Иоанн Златоуст ), он в Деяниях сокращает здесь несколько лет, показуя только более нужное. Может быть, кто-нибудь скажет: если бы и ко мне кто-нибудь привел Павла, то и я с охотою и великим усердием сделал бы то же. Но вот ты можешь оказать гостеприимность Господу, Павлу: «ижеаще приемет единаго малых сих», говорит Господь, «Мене приимет» ( Мф.18:5–6 ). Чем менее брат, тем более в лице его приходит Христос. Ибо принимающий великого человека делает это из тщеславия, а принимающий малого делает это чисто для Христа. Сделай это, устрой жилище, куда бы приходил Христос; скажи: это – келия Христова, этот дом назначен для Него. Хотя бы это жилище было не богато, Он не гнушается. Христос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове, доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен; ты так жив в делах житейских, не будь же холоден в делах духовных» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

—117— Общее содержание исследования автора с достаточной определенностью можно видеть из оглавления его книги: гл. 1. – Детство и юность Фотия и начало его деятельности (1–35 стр.). 2 гл. – Патриарх Игнатий и Фотий (35–64). 3 гл. – Избрание Фотия на патриаршество (64–99). 4 гл. – Энтропистика Фотия (99–123). 5 гл. – Собор 861 года в храме Апостолов (Перво-второй) (123–150). 6 гл. – Апология Фотия (150–173). 7 гл. – Фотий не признан и осужден в Риме (173–200). 8 гл. – Патриаршая деятельность Фотия (200–236). 9 гл. – Фотий и армянская церковь (236–262). Гл. 10, – Внешняя миссия при Фотии (262–287). Гл. 11. – Николай I-й, как борец за папство (287–298). Гл. 12. – Пере­писка Константинополя и Рима в 865 Г. (298–329). Гл 13. – Гибель Варды и Василий Македонянин (331–344). Гл. 14. – Обращение Болгарии (344–365). Гл. 15. – Переход Болгарии под юрисдикцию Рима (365–384). Гл. 16. – Окружное послание Фотия (384–405). Гл. 17, – Константинопольский собор 867 г. (405–434). Гл. 18. – Низложение Фотия (434–463). Заключение (общая характеристика Фотия) (463–469). В приложении к своей книге автор 1) выясняет дату удаления ими Феодоры от власти (471–472), 2) рассматривает вопрос об искажении писем папы Николая на константинопольском соборе 861 г. (472–476) и 3) выясняет, кто были те руссы, которые крестились при Фотии (476–483). Работа Ф. М. Россейкина отличается крупными научными достоинствами, каковым достоинством является, прежде всего, полнота использованного автором материала своей темы. Сочинения самого Фотия, труды византийских и западных хронистов, писавших о Фотии и его времени, акты соборов его эпохи, письма папы Николая I-ro и др. – в рамках поставленной автором задачи изучены им почти в исчерпывающем объеме. В этом отношении книга Ф. М. Россейкина далеко оставляет за собой все существующие в нашей церковно-исторической литературе труды о Фотии, несмотря на то, что в числе исследований, посвященных эпохе Фотия, имеются крупные работы о. Г. Яреда, А. П. Лебедева , А. М. Иванцова-Платонова, кроме всех тех материалов, которые были в той или другой мере обследованы раннейшими авторами, занимавшимися вопросами о Фотии и его времени, Ф. М. Россейкин использовал

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

483 Арх. ун. м. (по общ. нум.) 867–второе письмо. Упоминается о поездке его в Петербург еще: связка 451 – письмо Сушицкого от 26 февраля 1773 г., и также 867, первое письмо – копия письма самого Смогоржевского, 1005 – письмо из Варшавы от 19 апреля 1773 г. 485 Там же, 867 – второе письмо. Слич. Чт. м. общ. истор. 1863 г. кн. 4, ч. 2, стр. 10, 40, 46. 486 Письмо березвецкого игумена Артецкого от 21 октября 1772 из собрания униатск. писем О. С. Сидорского. 491 Арх. ун. м. 958 «Печально положение веры обоих обрядов (в присоединенных областях). Вера, до тех пор господствующая, становится терпимою. Если от такой перемены может предвидеть подрыв своей целости и величия римский обряд, то униатский обряд должен ожидать себе его в удвоенном виде ...» Письмо к примасу королевства. Писано в первое время после первого раздела Польши. 495 Арх. ун. м. 1005– письмо неизвестного от З окт. 1773 г. и письмо Марцинкевича от 10 окт. 1774 г. 533 Арх. ун. м., связка 441– копия, писанная польскими буквами. Есть известие, что в Погребыще созывал духовенство сам Переровский. Там же, связка 451.  536 Там же, связка 451, коллективное письмо пяти священников фастовского благочестия, от 2 октября 1772 г. 537 Арх. св. син. д. 1772, 327, л. 29 на обороте, прошения 6. Сохранилось, как мы видели выше, его приглашение (от 11 февраля 1773.) и скольким священникам явиться в Белую- Церковь , чтобы оттуда с ним ехать в Переяславль. Арх. ун. м., 640. 548 Там же, 641 по общ. нумерации. «Тенчинской двуротной команды капралу Леонтию Федорову. Командирован ты в силу повеления главной команды для отобрания благочестивым священникам епархиальных церквей Клевановки и Нестареварки (Нестарой вербки), по приезде ж тебе в оные села призвать униатских священников, без всякой обиды и наглости и излишних приметок (прижимок) отобрать от них церковные ключи и отдать благочестивым священникам оных сел Илии Хоревскому и Григорию Гипецкому, в их ведомость, и притом призвать тамошних сел правителя, войта или старосту и подстаростева кто есть, и объявить им, дабы впредь от сего постановления, как и прежде была благочестивая вера, так и до скончания века, неминуема быть может без нарушенна установленным законом, в таковом учреждении воля есть ея императорского величества, а если кто оное установление может нарушить или бунт начнет делать и людей к бунту приводить, в таковом случае неминуемо военною рукою взят будет под караул и по законам наказан будет и к единоверным с нами в том селе жителям по собрании всем объявить, притом же, ежели кто от кого услышит (что) может начати и бунт, и возмущение, то тотчас объявить тамошнему священнику благочестивому, а он по команде объявить может мне, притом же еще упомянуть неостались (на остаток), чтоб униаты и католики в сей вере православной простой народ не возмущали и их бы (по) одноверие (и) с нами на то не послушали.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Ц.Вед. 1909, 41, офиц. ч.). – Определением Св. Синода, от 6–16 февр. 1906 г., было признано, что окончательное решение об исключении из метрических списков православных христиан зависит от епархиального начальства и на приведение его в исполнение не требуется утверждение Св. Синода. – Кроме общеобязательных постановлений высшей гражданской и церковной власти, руководством для приходского духовенства в отношении к отпадающим от православия служат и имеющиеся в настоящее время по епархиям особые распоряжения по данному предмету местного Е.Н. Так, напр., по сообщению «Цер. Ведомостей», благочинные Могилёвской епархии, согласно предложению местного архипастыря, в своих годовых отчётных рапортах должны подробно доносить о случаях отпадения от православия, а также и о случаях совращения, если таковые будут, с сообщением о мерах и способах совратителей для достижения ими своих целей, а равно с указанием, какие меры принимались духовенством для ограждения православных от соблазна и увлечений (Ц.Вед. 1905, 38; см. также ниже, 1028 стр., 4 прим.). В подобного рода распоряжениях местного Е.Н. и следует священникам таких епархий искать более подробных указаний относительно образа действий в отношении к случаям отпадении от Православной Церкви. 483 Водимая истинным духом Христовым и апостольским Православная Церковь никогда не отказывала в благосердном принятии отпадавших от неё, хотя и налагала на них временное запрещение, или епитимью, состоящую в более или менее продолжительном лишении их св. Таин, для их вразумления, исправления и для очищения их совести (см. Вас. Вел. 73, 81; Григ. Нис., 2). И истинные пастыри св. Церкви, по примеру своего Пастыреначальника памятуя слова Господа о спасении от погибели грешника ( Мф.18:14 ; Лк.15:7 ), всегда прилагали все заботы об обращении на путь покаяния заблудших и считали своим непременным долгом всячески охранять своих пасомых от такого тяжкого грехопадения, как отпадение от Церкви. Учащение таких грехопадений в переживаемое нами время, в связи с прочими его особенностями, ныне выдвигают на первый план обязанность пастырей во всём и всем подавать «образ добрых дел» ( 1Тим.2:7 ), с усугублённой ревностью утверждать своих пасомых в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

399 Бытие всеобщего Божия Промысла выше раскрыто; а бытие нравственной свободы несомненно известно: a) из собственного сознания и убеждения в сей истине каждого здравомыслящего человека, б) из истории дел каждого человека и всего человечества, иˆв) из всеобщего признания нравственной свободы во все времена и во всех странах мира. Подвергающие сомнению сию истину составляют ничтожную часть в целом человечестве, и явно обличаются в заблуждении тем, что отступают от всеобщих начал здравого мышления. 400 Если мы станем исследовать дальнейшие причины вещей и явлений в нас самих и вне нас происходящих; то на каждом шагу будем встречать недоумения, не понимая от чего и для чего то и то существует, и так происходит: но всякий здраворассуждающий в сих недоумениях будет видеть только ограниченность своего ведения, а не отсутствие неудобоизъяснимых вещей или явлений. 423 Что Бог все сотворил при содействии Сына и Духа Святого – эта мысль встречается часто у Иринея: L. I. с. 22. § 1. L. II. с. 30. 9. L III с. 20. 4. 432 Lib. V. 6, 1. Здесь же, объясняя слова Апостола ( 1Фес.5:23 )., Ириней говорит: «Итак совершенны те, которые будут иметь и Духа Божия, в них пребывающего, и свои души и тела сохранять без порока, – соблюдая веру в Бога и правду в отношении к ближнему. 447 Lib. IV. c. 6. 7. Ясно так же сказано о соединении двух естеств во Христе. Lib. IV. c. 33. § 11. 448 Lib. III. c. 19. 2. B Lib. III. c. 21 Ириней защищает учение Церкви о том, что Христос родился от Девы неискусомужныя, по пророчеству Исаии. 7. 14. 471 «Verbum Dei, quod offertur Deo,» говорит Св. Ириней Lib. IV. 18. 4. Здесь идёт речь о том, что одна Церковь приносит чистую и благоприятную жертву Богу, а Иудеи не приносят, поскольку они не приняли Слова Божия, которое приносится Богу. 483 Lib. III. с. 2. § 2. Под именем Пресвитеров Св. Ириней разумеет и Епископов, и преимущественно Епископов, как видно из Lib. IV. с. 26. 2. 512 Сношения с Даниилом начались с 1245 г., чрез Планокарпини, отправленного Папою к Хану Монгольскому; обнадёженный некоторым успехом в начале Иннокентий IV назначил, легатом в Россию Прусского архиепископа Алберта. Raynald. annal. Ecclesiastic. 1246. n. 28–30. 1247. n. 28. 29. 1249. n. 15. Historica Rossiae monimenta, depromta a Turgenevio. T. I. LXII–LXXVII. Письмо к св. Александру отправлено в начале 1248 г. Ibid. LXXVIII. Посланные с письмом должны были возвратиться без всякого успеха. Истор. Госуд. Росс. пзд. Эйнерлинг. книг. 1. Том. IV. стр. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

480 Там же, I, 93. Тут напечатаны лист Правительствующего Сената к Богдыхану об Иннокентии и письмо Св. Синода самому Иннокентию. 481 Граф Рагузинский, очевидно поляк и друг иезуитов, 31 авг. 1725 г. доносил Государю с китайской границы, что китайские министры преосвященного Иннокентия, отправленного с ним туда (в Пекин) «под образом духовной особы», в Китай без указа ханского не пропустили и «не чает он, чтобы его китайцы приняли, для того, как он, граф Владиславич, слышал, что при дворе китайском персона его епископа в великом градусе почитается, понеже он из Сибири писан великим господином, из чего китайцы взяли суспицию, что будто он превеликая особа и министры их агенту Лангу и посланному курьеру говорили, что богдыхан такую превеликую особу никогда принять не повелит, понеже у них великой господин называется их папа или кутухта»... По всему видно, что граф Рагузинский на основании одних слухов сделал доклад, опередив самих господ иезуитов. Неумело, кажется, велись переговоры с Богдыханом Иркутского воеводы Полуектова о принятии еп. Иннокентия. Полуектов называл Иннокентия великим господином... Словом сами русские испортили дело. (Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. I, 120). 482 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. I, 120, приложения XII, XIII; Пол. Собр. Пост. и Расп. по Вед. Пр. Исп. I, 29 (Тут резолюции Петра от 8 марта на просьбы иером. Иннокентия). О школе при Иркутском Вовнесенском монастыре, где Платковский обучал мунгальскому языку см. Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. IV, 422. Тут иезуиты именуются «езопами из Европии»; ср. Пол. Собр. Пост. и Расп. IV, 1275, 1385. 483 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. I, 120; IV, 547; Полн. Собр. Пост. и Расп. по В. Пр. Исп. V, 1893; VI, 2198. Указы еписк. Иннокентию и его пастве напечатаны в Иркут. Епарх. Вед. 1863 г., стр. 326–329. 485 Опис. Докум. и Дел. Арх. Свят. Син. VII, 350; Полн. Собр. Пост. и Расп. по Вед. Прав. Испов. VII, 2417. В начале XVIII в. (1710 г.?) с 33 иркутских и 6 нерчинских церквей собиралось окладных денег 105 руб. 24 коп. В Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Синода т. XI, 24 приведен также список церквей и приходов Иркутской епархии за 1729 г. Этот список почти согласен со списком церквей в VII т. Разница между списками небольшая. Сеть искажения названий приходов против списка 350, есть и более правильные названия. Вместо Бийский правильно Бельский 24), вместо Индинский 350) – Ундинский 24); вместо Колесниковская слобода напечатано в 24 «Полесниковская», вм. Танцинский – Тапцинский и др. В списке 24 есть новые приходы и храмы – на Чикойской стрелке – Петропавловский (река Чикой пограничная с Китаем по трактату 1728 г.), в Нерчинском заказе новые церкви – Петропавловская на Серебряных заводах и Введенская в Городищенской слободе. В 1729 г. в гор. Селенгинске показана одна церковь – Спасская, в Аргунском остроге Вознесенская вм. Спасской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

л. 300 об. Мес. тогоже 13 день, мучение св. мученицы Гликерии. Нач. В первое лето царя царствующаго Антонина, владующу же Савину Европиею. л. 309. В тойже день, мучение св. Александра. Нач. Во времена Максимъяна нечестиваго царя бе гонение велие на христианы по всей земли. л. 325 об. Мес. тогоже в 14 день, память св. Исидора уродиваго Христа ради, нарицаемаго Твердислова, ростовскаго чюдотворца. Нач. Твердислов вправду тезоименно наречеся, утверди бо ум и со словом вкупе, еже обеща к Богу играя. Чудес 6 и Похвала. л. 334 об. Мес. тогоже в 15 день, житие и жизнь иже во святых отца нашего Исаия, епископа ростовскаго, чюдотворца. Нач. Венец убо многоцветный всяким украшением цветовным украшен. л. 342. Мес. тогоже в 15 день, житие и жизнь и подвиги и отчасти чюдес исповедание препод. отца нашего Ефросина, новаго чюдотворца псковскаго, жившаго над Талвою рекою. Нач. Иже святое житие поживших и веру божественую сохранших, св. препод. отец великих и в постных подвизех провозсиявших. Соч. клирика Василия в 1547 г., издано в Пам. стар. русс. лит., вып. IV, стр. 67–116. В конце: Похвала преп. Ефросину. л. 467 об. Мес. того же в 15 день, убиение св. и благовернаго и христолюбиваго царевича князя Димитриа Ивановича углецкаго и всея Росии чюдотворца. Нач. Бог премудростию землю основа, уготова же небеса разумом. л. 475. Слово похвалное благоверному царевичю князю Димитрию, новому мученику. Нач. Благаго и человеколюбиваго Бога нашего, иже нас ради устроение и возведение от перваго падения, возвращение на присвоение самого Бога. л. 483. Мес. тогоже 18 день, мучение св. мученика Феодота агкирьскаго и св. 7 дев. Нач. Подобает убо нам искусы на многы приимшим от св. мученика Феодота, не точию словесы хвалити и страсти, но и делы показати. л. 509. Мес. тогоже в 19 день, житие и подвизи препод. отца нашего Корнилия, новаго чюдотворца, русскаго града Вологды в пределех, иже в комельском лесу пречестный монастырь составльшаго преч. Владычица нашея Богородица, честнаго ея Введения, и в нем общежитие составльшаго и братию совокупльше. Нач. Разум убо православным християном духовных мужь житиа ползы ради испытовати. Чудес 11 и Слово похвалное, в конце коего приписано: В лето 7097 (1589) маия в 20, при державе Государя благовернаго Царя и Вел. Князя Феодора Ивановича, всея Росия Самодержьца, в лето шестое царства его, и при святейшем патриархе Иеве, по благословению отца нашего игумена Лаврентия, написано бысть житие сие Преподобнаго, во обители преч. Богородица Корнилиева монастыря рукою многогрешнаго и последняго во иноцех Нафанаила корнильевскаго. После сей приписи 19 чудес новейших.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Преподобные составители Типикона, регламентируя церковно-богослужебную жизнь монастырской братии, на общей трапезе разрешали употреблять виноградное вино. Чтобы понять внутреннее содержание монастырской трапезы, необходимо кратко вспомнить ее историческое происхождение и духовный замысел. В первохристианской Церкви вся жизнь верующих протекала в духе глубокой церковности. Вкушение пищи тоже относилось к церковным обрядам и было частью литургической жизни Церкви, своего рода священнодействием. На принятие пищи смотрели не только как на физиологическую потребность, а питая тело, укрепляя его физическую силу, одновременно увеличивали и духовное богатство души. За монастырской трапезой и в наши дни читаются жития святых и происходит одновременное и параллельное питание духа и тела. У древних трапеза являлась символом пищи духовной, она происходила без торопливости, с благоговением и молитвой. Зверь еду поглощает, а человек вкушает пищу как дар Божий. По словам византийского подвижника VI века (534 г.) философа в богословии, преподобного аввы Исаака Сириянина, «любовь есть упоение души», она есть «пища ангельская» и «любви достаточно, чтобы напоить человека вместо пищи и пития. Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус» («Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина... «Слова подвижнические» Слово 83. М. 1854 г. стр. 483). Сам Христос назвал Себя Хлебом жизни ( Ин.6:35–48 ) и обещал верующим участие в Трапезе Его Восточного Царствия ( Лк.22:30 ). Каждая трапеза, совершаемая с молитвой благодарения, есть образ и «малое подобие» Евхаристии, совершаемой на земле и «Вечерни Агнца» ( Откр.19:9 ) на небе. До наших дней сохранилось на праздничном всенощном бдении благословение хлебов, вина, пшеницы и елея. По заключению профессора-литургиста М. Н. Скабаллоновича, этот обычай восходит к первым векам христианства, и он «несомненно является ритуальным остатком Агапы» ( М. Н. Скабалланович . Толковый Типикон. Киев. 1910 г.) В древних чинах после псалма 33 и благословения священника полагалось первое из семи (на праздничной службе-шести) великих чтений: назидательное толкование Деяний или посланий Св. Апостолов, Апокалипсиса Иоанна Богослова. В это время братия сидя вкушала благословенные хлеб и вино и тем подкрепляла и восстанавливала духовные и физические силы к дальнейшему участию в службе. На этой «самой святой трапезе – агапе древности, келарь (заведующий кладовой) взем от хлеб благословенных и раздробив... почерпает по единой чаши вина (благословенного) всем равно от настоятеля и до последних, иже во обители суть» (Типикон. Гл. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010