==148   неизменно остаются силой консервативной. «Темное царство», «чумазый», «кулак», «охотнорядец», «черная сотня» — вся позорящая ономастика русской контрреволюции совпадает с сословными кличками купечества. Многие уже забыли, что «черная сотня», по происхождению самого слова, связана не с черным словом зла, а с низовыми, торгово-демократическими организациями старой Москвы. И это не только ономастика. Охотнорядцы действительно били студентов в 1905 году — и притом во всех городах России.   Чайные Союза  Русского Народа действительно были базарными, «черными», демократическими притонами, возглавляемыми обычно  каким-нибудь толстосумом. В презрении, с которым интеллигенция относилась к «черной   сотне», всегда слышался обертон брезгливости к плебсу, к   грубой и дикой «черной кости». У интеллигенции, боровшейся в городских самоуправлениях за либеральную и демократическую политику, у провинциальной прессы — не   было злейшего врага, чем местное купечество, корыстные   и невежественные «отцы города».      И, однако, марксисты, уверенные в буржуазном характере грядущей революции, отвели буржуазии в ней красный  угол. Они напрасно дожидались почетного гостя. Революционный  пир, очевидно, не прельщал русского купечества, привыкшего к иным яствам. Когда пришла революция,  буржуазия сыграла в ней лишь страдательную роль. Она  дала свое злосчастное имя, как позорное клеймо, для всей  коалиции погибших   классов. Князья Рюриковой крови  и революционные  социалисты, как представители «буржуев», гибли в подвалах Чека.     Нельзя, впрочем, сказать, чтобы буржуазия была твердым оплотом режима. Этому мешало прежде всего её антиобщественное воспитание. Как сословие казнокрадов, она была силой, разлагающей не менее дореформеннойбюрократии  взяточников. Интеллигентское отвращение к профессиональному купеческому быту, нужно признаться,, имело некоторые  бытовые основания. Когда поэт Блок хотел с максимальной  силой воплотить идею зла в старой России, он не мог найти  для этого лучшего образа, чем лавочник его страшного «Грешить бесстыдно»... Поэт прав. Ниже этого икающего благочестия нельзя опуститься по ступеням человеческого падения.  Рядом с «кондовой», «толстозадой» Русью двенадцать красногвардейских хулиганов несут какое-то освобождение. Хотя бы  освобождение смерти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Еще одно тяжкое обвинение в адрес монархистов, которое до сих пор некритично воспроизводится в публикациях, - организация еврейских погромов. Однако еще в 1911 году эту клевету опроверг товарищ председателя Главного совета Союза русского народа В.П. Соколов. Он резонно заметил, на собрании Союза в апреле, что «левая печать, обвиняя Союз в устройстве жидовских погромов, сознательно закрывает глаза на то обстоятельство, что главная полоса погромов относится к тому времени, когда Союз и не существовал. А последний белостокский погром имел место тогда, когда там не было отдела Союза». Уже в наше время известный литературовед и историк В.В. Кожинов повторил этот аргумент, уточнив существенные детали (в 1906 году было три погрома, но все в Царстве Польском, где русские патриоты не имели серьезного влияния). Кожинов подробно разобрал историографию вопроса о погромах. Социалисты и либералы придумали монархистам кличку «черносотенцы», «черная сотня», стремясь внушить обществу, что их противниками являются социальные маргиналы, городские низы. Кличку эту запустил первым, по моим сведениям, один из лидеров меньшевиков Ф.И. Гурвич (партийная кличка Дан), затем популяризировал социалистический тяжеловес основоположник русского марксизма Г.В. Плеханов. Активно использовал кличку «черносотенцы» и лидер большевиков В.И. Ленин, который, впрочем, применял её весьма произвольно для обозначения почти всех своих противников, иногда даже октябристов и кадетов, которые, конечно, враждебно относились к монархистам. Сами монархисты по разному относились к кличке «черносотенцы»: некоторые с негодованием отвергали, обращая внимание на тот факт, что в монархических организациях были представители всех сословий русского общества, в том числе «сливки» русской интеллигенции. Другие соглашались называть себя черносотенцами, подчёркивая, что Черная сотня - это простой, «чёрный народ», на котором всегда держалась Россия, что именно черносотенцы Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского спасли страну в годы Смуты начала XVII века. Такую позицию, в частности, занимал заместитель председателя Союза русского народа, художник Аполлон Аполлонович Майков (сын великого русского поэта), написавший даже книгу «Черносотенцы и революция».

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/17/...

«Пристегните, пожалуйста, ремни». Почти неощутимая перемена наклона самолета. Как долго, как мучительно долго снижается он с этих десяти тысяч метров до уровня человеческих жизней. Но все-таки – увеличившиеся деревья и здания проносятся в иллюминаторе, и сразу толчок снизу, и вжимает тебя в спинку кресла на торможении, и зачем-то аплодируют экипажу пассажиры, как будто удачное приземление – сложный акробатический трюк. «Наш самолет произвел посадку … Температура за бортом … Командир корабля и экипаж …» Когда же подадут трап? Когда же? Но все-таки подали, и вот они, экономический класс, выходят вслед за вальяжным бизнес-классом и бредут по железной кишке и застекленным коридорам к паспортному контролю. А там, где в прошлый раз таращилась тупая физиономия солдата, миловидная девушка с погонами прапорщика удивленно смотрит на единственный предшествующий штемпель: «декабрь 91-го» – и ставит новый: «октябрь 93-го». Но говорит только ласковое «пожалуйста». Невыносимо долго приходится ждать у обшарпанного транспортера багаж. За доллар одалживать у грузчика в замызганном халате тележку на колесиках (в Схипхоле-то бесплатно!). Потом заполнять дурацкие декларации, и снова стоять в очереди на таможне, и ползти мимо вялого с виду кота-чиновника в погонах, что ждет свою жирную мышку и пропускает их, ненужных таможне тараканов. Разлет стеклянных дверей, толпа встречающих и – Москва! – Такси, такси, не надо? – Сколько до проспекта Мира? – Сегодня сотня, парень. Сам видишь, что творится. – Чего сотня? – Баксов, но можно и в рублях, если хошь. – Сотня долларов?! – Ну да, сегодня ты дешевле не найдешь. И автобусов точно не будет. Изумленный Саша выбрался на улицу – неужели и тут такие цены? Еще пара человек предлагала «такси, такси», но меньше сотни никто, действительно, не называл, да и в голосе их ощущалось какое-то нервное напряжение. Вокруг одного молодого парня собрался небольшой островок людей: – Откуда ехал? – С Пролетарской, по кольцу и по Ленинградке. – Как там? – Гаишников ни одного нет, веришь? И машин практически тоже. По кольцу шел сто, не меньше, на светофорах притормаживал, веришь?

http://azbyka.ru/fiction/russkij-amsterd...

19-го мая 1943 г. четники из отряда Калабича, формально поддерживавшего с Русским Корпусом союзные отношения, напали на автобус шедший из Вальево в Лозницу под охраной казаков. В бою были убиты начальник охраны полковник Бузун и четыре казака, а шесть было ранено. Двоих казаков взяли в плен, избили и отпустили. В ответ команды и взводы 1-й казачьей сотни провели на месте засады обыски домов и аресты. В июле отряд генерала Морозова 1-го полка вел бои у Зворника, обороняя мост от сил партизан и обеспечивая выход хорватских войск и беженцев. 20 сентября 1943 г. все гарнизоны 1-го полка получили тайное предложение от четников Дражи Михайловича вступить с ними в тайный союз, в противном случае русским грозили полным уничтожением. В сентябре 1943 г. силы 1-го казачьего полка вели бои против четников в районе Заячи и Любовии, а также против партизан в районе Малого Зворника и в районе Лозницы. 7-я сотня полка в районе Любовии была окружена четниками в конце сентября и лишь 2-го октября окружение было прорвано, после чего сотня вместе с прорвавшейся охотничьей командой, конным взводом полка и немецкой ротой отступили к Малому Зворнику и дальше – к Лознице. 14 и 16 сентября партизаны пытались захватить мост через Зворник, но силами 6-й сотни были отброшены. Лишь после подписанного четниками Михайловича с немцами соглашения о перемирии и совместных действиях против партизан в центральной Сербии в районе Крагуевца и Аранжеловца с 30 ноября по 31 декабря нападения четников прекратились. Под Любовией в районе Заполья 2-й взвод 5-й сотни 2-го батальона 1-го казачьего полка нарвался на силы партизан силою до батальона и с боями сумел пробиться под прикрытием 3-го взвода 5-й сотни, потеряв двоих пропавших без вести и троих ранеными. К июню 1943 года на боснийском берегу Дрины было сконцентрировано шесть партизанских бригад, в том числе 1-я «пролетарская» и 2-я «босанская» бригады, являвшиеся «ударными» бригадами, то есть партизанской гвардией. Командование партизан поставило своей целью прорыв позиций 1-го казачьего полка и вход в район Мачвы, чтобы пополнить свои ряды мобилизацией и получить продовольствие.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/18/russka...

Самый первый такой был, очевидно, — на 17й шахте Воркуты (вскоре — и в Норильске, и в Джезказгане). Цель почти не скрывалась: каторжан предстояло умертвить. Это откровенная душегубка, но, в традиции ГУЛАГа, растянутая во времени — чтоб обречённым мучиться дольше и перед смертью ещё поработать. Их поселили в «палатках» семь метров на двадцать, обычных на севере. Обшитые досками и обсыпанные опилками, эти палатки становились как бы лёгкими бараками. В такую палатку полагалось 80 человек, если на вагонках, 100 — если на сплошных нарах. Каторжан селили — по двести. Но это не было уплотнение! — это было только разумное использование жилья. Каторжанам установили двухсменный двенадцатичасовой рабочий день без выходных — поэтому всегда сотня была на работе, а сотня в бараке. На работе их оцеплял конвой с собаками, их били, кому не лень, и подбодряли автоматами. По пути в зону могли по прихоти полоснуть их строй автоматной очередью — и никто не спрашивал с солдат за погибших. Изморенную колонну каторжан легко было издали отличить от простой арестантской — так потерянно, с трудом таким они брели. Полнопротяжно отмерялись их двенадцать рабочих часов. (На ручном долблении бутового камня под полярными норильскими вьюгами они получали за полсуток — один раз 10 минут обогревалки.) И как можно несуразнее использовались двенадцать часов их отдыха. За счёт этих двенадцати часов их вели из зоны в зону, строили, обыскивали. В жилой зоне их тотчас вводили в никогда не проветриваемую палатку, без окон, — и запирали там. В зиму густел там смрадный, влажный, кислый воздух, которого и двух минут не мог выдержать непривыкший человек. Жилая зона была доступна каторжанам ещё менее, чем рабочая. Ни в уборную, ни в столовую, ни в санчасть они не допускались никогда. На всё была или параша, или кормушка. Вот какой проступила сталинская каторга 1943–44 годов: соединением худшего, что есть в лагере, с худшим, что есть в тюрьме. Царская каторга, по свидетельству Чехова, была гораздо менее изобретательна. Из Александровской (Сахалин) тюрьмы каторжане не только могли круглосуточно выходить во двор и в уборную (парашами там даже не пользовались), но и весь день — в город! Так что подлинный смысл слова «каторга» — чтоб гребцы были к вёслам прикованы — понимал только Сталин.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Когда случилась война, мы вдруг обнаружили интересное явление: с одной стороны стоят люди, которые называют себя православной армией, у которых на флаге Нерукотворный Образ, которые крестятся, носят на себе крестик. Наверное, они исповедуются и причащаются. С другой стороны стоит «сотня Иисуса Христа», так и называется. Тоже с флагом, тоже с изображением Спасителя, на дулах тоже написано «с нами Бог», прочая церковная атрибутика присутствует. Эти люди с удовольствием друг друга убивают, из автоматов стреляют, из пушек. Сотня Иисуса Христа против православной армии, а бес над этим всем смеется. Конечно, Господь этому радоваться не может, и это не может быть никоим образом связано с тем, что человек исповедуется и причащается. На мой взгляд, происходит так тогда, когда человек свою собственную систему координат ставит выше заповедей Божиих. Одни готовы, исповедуясь и причащаясь, стрелять в своих собратьев, которые, может быть, в чем-то отличаются от них по взглядам. Для других – та же самая история, только наоборот. Если бы в нашей системе координат заповеди Божии и Евангелие были на первом месте, и этим бы определялись наши поступки, тогда христиане друг в друга никогда бы стрелять не начали. Это было бы просто невозможно, потому что Господь говорит: по тому все узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой. А так, в той системе координат, которую человек сам для себя придумал, исповедь и причастие присутствуют, но они там на каком-то месте, которое абсолютно не определяет поступков, не определяет жизненных ценностей. Не определяет, на что человек готов пойти и на что не пойдет никогда, потому что он исповедуется и причащается. Мы не научились Бога ставить в центр своей жизни, мы не научились Его заповедями определять свои поступки, хотя уже некоторые христианские традиции в нашу жизнь вошли, и поэтому нам кажется, что мы христиане. Но какой бы флаг ты на себя не надел, как бы ты себя не назвал, христианин ты не тогда, когда ты обвешан символикой, а когда ты живешь по воле Божией.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

Никола Пуссен. Битва израильтян с амалекитянами Итак, сколько там было человек? По одной версии – 800 000 и 500 000 взрослых мужчин, по другой – 1 100 000 и 470 000. Эти цифры невозможно свести воедино, они явно различаются, и различаются сильно. Единственный разумный вывод – в одну из версий вкралась при переписывании ошибка. В какую? Это не известно. А может быть, в обе? Итак, в Израиле при Давиде проживало около полутора миллионов взрослых мужчин, что дает нам общее население (включая женщин, детей и стариков) минимум в пять миллионов. Когда в 1922 году в британской Палестине провели перепись населения, там проживало всего 750 000 человек. К моменту провозглашения независимости государства Израиль в середине века это число выросло почти до двух миллионов, и им уже было довольно тесно на этой земле. Сегодня, разумеется, в государстве Израиль и на арабских территориях проживает еще больше людей, но прокормить и, главное, напоить себя они могут только с применением современных технологий. Согласно приблизительным оценкам археологов, традиционные методы сельского хозяйства в Ханаане позволяли там прокормиться примерно одному миллиону человек – кстати, примерно столько жило там во время Второй мировой войны, когда подвоз продовольствия извне прекратился, а хозяйство велось достаточно примитивными методами. Еды хватало, но в обрез. Так что же, оба варианта неточны? Видимо, да. Может быть, слово «тысяча» (и это еще одна гипотеза!) обозначало здесь вовсе не 1000 человек, а некий военный отряд, ведь и считали не просто население, а бойцов, способных держать оружие. Вряд ли переписчики ходили по домам и лично считали каждого взрослого мужчину, тем более, что днем все они были на работе, а ночью подсчетами заниматься неудобно. Скорее всего, они приходили к старейшинам каждого селения и спрашивали, сколько бойцов сможет селение выставить в случае необходимости. «Тысячу!», – отвечал старейшина, и это могло быть хвастовством, столь привычным на Ближнем Востоке. А может быть, это было обозначением воинского отряда вроде казачьей сотни – в ней же не обязательно было ровно 100 казаков. В начале XX века казачья сотня в России насчитывала 120 штатных единиц в мирное время и 135 в военное, но это максимальный состав, конечно. В походе, неся потери убитыми, ранеными и больными, сотня сокращалась в размерах, но не переставала называться сотней.

http://pravmir.ru/bibliya-s-kalkulyatoro...

Человек Все рубрики Виктория Гураевская Почему люди верят в Бога. Как я стала верить в Бога Я рассматривала их, оглядываясь вокруг, и пыталась понять, что такого в религии, в вере в Бога, что столько людей, умных и образованных, пришли в храм? Что заставило молодого человека, который всего лишь на несколько лет старше меня, поверить в Бога и даже стать священником? Мое недоуменное удивление возросло, когда мне стало известно, что священник еще и выпускник Ленинградского медицинского института. Редакция " Правмира " Два пути к вере... Иверская икона. Черная Сотня. Два пути к вере, к Богу. Часто в наше жизни бывает так, что к вере м приходим удивительными и совершенно не поожими путями: " неисповедимы пути Господни! " Надежду к вере привели чудеса Иверской иконы Божией Матери а Степана - объединения Черная Сотня: " Сейчас думаешь: а если бы не Черная Сотня, так бы и остался, кем был. Ставил бы две свечки в год, о молитвах бы и не помышлял и думал, что в общем все в жизни не так страшно. Слава Богу, что все-таки привел туда, куда следовало " . Два пути к вере... Иверская икона. Черная Сотня. Два пути к вере, к Богу. Часто в наше жизни бывает так, что к вере м приходим удивительными и совершенно не поожими путями: " неисповедимы пути Господни! " Надежду к вере привели чудеса Иверской иконы Божией Матери а Степана - объединения Черная Сотня: " Сейчас думаешь: а если бы не Черная Сотня, так бы и остался, кем был. Ставил бы две свечки в год, о молитвах бы и не помышлял и думал, что в общем все в жизни не так страшно. Слава Богу, что все-таки привел туда, куда следовало " . Редакция " Правмира " Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/chelovek/page...

Человек Все рубрики Редакция " Правмира " Два пути к вере... Иверская икона. Черная Сотня. Два пути к вере, к Богу. Часто в наше жизни бывает так, что к вере м приходим удивительными и совершенно не поожими путями: " неисповедимы пути Господни! " Надежду к вере привели чудеса Иверской иконы Божией Матери а Степана - объединения Черная Сотня: " Сейчас думаешь: а если бы не Черная Сотня, так бы и остался, кем был. Ставил бы две свечки в год, о молитвах бы и не помышлял и думал, что в общем все в жизни не так страшно. Слава Богу, что все-таки привел туда, куда следовало " . Два пути к вере... Иверская икона. Черная Сотня. Два пути к вере, к Богу. Часто в наше жизни бывает так, что к вере м приходим удивительными и совершенно не поожими путями: " неисповедимы пути Господни! " Надежду к вере привели чудеса Иверской иконы Божией Матери а Степана - объединения Черная Сотня: " Сейчас думаешь: а если бы не Черная Сотня, так бы и остался, кем был. Ставил бы две свечки в год, о молитвах бы и не помышлял и думал, что в общем все в жизни не так страшно. Слава Богу, что все-таки привел туда, куда следовало " . Редакция " Правмира " Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/category/chelovek/page...

30 - Московские ведомости. 1906. 11 января. N 8. 31 - Погромы по официальным документам. С. CXXV. 32 - Кремль. 1906. 16 января. NN 23, 24 и 25. 33 - Бородкин М.[М.] О революции//Мирный труд. 1907. N 6-7. С. 137. 34 - ГАТО. Ф. 927. Оп. 1. Д. 1184. Л. 32 об. 35 - См. напр.: Киевлянин. 1905. 21 октября. N 291; 26 октября. N 296 и др. 36 - Лукомский А.С. Воспоминания//Вопросы истории. 2001. N 6. С. 73. 37 - Погромы по официальным документам. С. CXLVIII. 38 - Киевлянин.1905. 25 октября. N 295. 39 - Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920. С. 363. 40 - Погромы по официальным документам. С. CL. 41 - Киевлянин. 1905. 21 октября. N 291. 42 - Московские ведомости. 1905. 29 октября. N 287. 43 - Киевлянин. 1905. 26 октября. N 296. 44 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С. 79. 45 - Погромы по официальным документам. С. 239. 46 -Там же. С. 239. 47 - Там же. С. CLXIV, CLXXXI. 48 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С. 80. 49 - Погромы по официальным документам. С. CXXXIV. 50 - Погромы по официальным документам. С. 241. 51 - Там же. С.193. 52 - Там же. С. 245. 53 - Погромы по официальным документам. С. 238. 54 - Ашер А. Указ. соч. С. 185. 55 - Там же. С. 191. 56 - Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. М., 1993. С. 297. 57 - Р.Е. Современные впечатления//Мирный труд. 1905. N 9. С. 215. 58 - Хонигсман Я.С., Найман А.Я. Евреи Украины . Краткий очерк истории. Ч. 1. К., 1993. С. 140. 59 - ЦГИАУ. Ф. 348. Оп. 1. Д. 86. Л. 2. 60 - Кожинов В.В. Загадочные страницы истории ХХ в. М.: Прима В, 1995. С. 109. 61 - Киевлянин. 1905. 16 декабря. N 347. 62 - Липранди А.П. Равноправие и еврейский вопрос//Мирный труд. 1910. N 10. С. 35. 63 - ЦГИАУ. Ф. 268. Оп. 1. Д. 112. Л. 16. 64 - Тверское Поволжье. 1907. 28 марта. N 142. 65 - Энциклопедический словарь/Издатели Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т. V. СПб., 1891. С. 236. 66 - См.: Острецов В.М. Черная сотня и красная сотня (Правда о Союзе Русского Народа). М., 1991. С. 21. 67 - ЦГИАУ. Ф. 1335. Оп. 1. Д. 582. Л. 1.

http://ruskline.ru/analitika/2006/04/12/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010