В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Это было все. Присутствовавшие при этой поистине христианской кончине видели вокруг головы Юлиании сияние, «яко же на иконах пишется». Это было 10 января 1604 г. Через десять лет, когда хоронили одного из ее сыновей у Лазаревской церкви, нечаянно раскопали ее могилу и нашли ее наполненной какой-то жидкостью, похожей на миро. Больные, мазавшиеся этой жидкостью, начинали чувствовать себя лучше, а некоторые из них совсем исцелились. Сын ее Дружина говорит, что «не осмелился досмотреть» содержание гроба и поэтому не мог убедиться, осталось ли тело нетленным: «Только видехом нозе ея и бедры целы суща», – отмечает он. «Семейное и народное почитание Юлиании началось таким образом через 10 лет по ее кончине, но церковного «свидетельства», законно предшествующего канонизации, не было – до наших дней. Св. Юлиания не дождалась торжественной канонизации, но имя ее (как и имя Нила Сорского ) внесено в «Верный Месяцеслов» 1903 года. Почитание ее растет в наше время» 135 . Ее посмертная судьба и в этом отношении подобна судьбе Преп. Нила. Невольно можно задаться вопросом: было ли на Руси много женщин, подобных Блаж. Юлиании, память о которых, в отличие от нее, лишь случайно стерлась в течение веков, или она представляет собою исключительный случай, потому и оставшийся живым в памяти поколений? Мы склоняемся скорее к последнему решению, хотя автору этих строк довелось близко узнать двух русских женщин, которых можно считать достойными продолжательницами Юлиании Лазаревской. В иных условиях, в совершенно иные эпохи, они, как Блаженная Юлиания, выполнили свое личное призвание. Не уходя из мира, они в любви служили Богу и ближнему, героически выполняя свой христианский, супружеский и материнский долг. Одна из них была лично особо близка автору. Что касается другой, княгини Екатерины Трубецкой (1800–1854) – нам было дано написать ее биографию 136 Память той и другой благословлялась всеми, кто ее ближе знал. Библиография: В. Чиж – «Психология наших праведников» в «Вопросы философии и психологии», Москва 1906, вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Кокшетау переданы святыни, связанные со старцем Гавриилом (Ургебадзе) Кокшетау, 2 ноября 2018 г. Кафедральный собор Архангела Михаила г. Кокшетау (Казахстан)      Накануне 2 ноября, дня памяти преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе), кафедральному собору Архангела Михаила г. Кокшетау (Кокшетауская и Акмолинская епархия Республики Казахстан) послушником Звиадом Лориа были переданы в дар великие святыни из Грузии. В Михаило-Архангельский храм прибыли частицы креста преподобного Гавриила (Ургебадзе). Ранее крест находился на куполе церкви, которую старец построил во дворе своего дома и которую три раза восстанавливал после разрушения безбожными властями. Также храму были пожертвованы частица плащаницы святого, миро от мироточивой иконы старца, находящейся в Грузии, а также икона с частицей его гроба. Образ Гавриила Самтаврийского с вложенной в него частицей мощей      Также полтора месяца назад епископу Кокшетаускому и Акмолинскому Серапиону российским благотворителем, пожелавшим остаться неизвестным, был передан образ преподобного Гавриила, написанный специально для кафедрального собора Архангела Михаила г. Кокшетау иконописцем Романом Илюшкиным. Вторая икона преподобного Гавриила (Ургебадзе).      Это уже второй образ преподобного, который теперь будет находиться в г. Кокшетау. Первый образ Гавриила Самтаврийского с вложенной в него частицей мощей исповедника был передан кокшетаускому храму в мае 2017 года. Иконописец Роман Илюшкин      Появлению в Михаило-Архангельском храме единственной в Казахстане иконы отца Гавриила (Ургебадзе) с частицей его мощей предшествовала встреча со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом – Патриархом всея Грузии Илиёй II прихожанки нашего храма Веры Гиоргадзе, православного поэта, члена Российского союза писателей. После этого последовало обращение к духовному сыну преподобного Гавриила, насельнику Давидо-Гареджийской Лавры архимандриту Кириону (Ониани), написавшему житие старца, с просьбой передать храму Архангела Михаила частицу благословенных мощей отца Гавриила. Архимандрит Кирион с пониманием отнёсся к этой просьбе и любезно согласился помочь. Иконописец Гурам Мгебришвили      Для написания образа исповедника Гавриила Самтаврийского решено было обратиться к известному иконописцу Гураму Мгебришвили. В течение полутора месяцев шла непрерывная работа над иконой старца Гавриила. После написания образа частица благословенных мощей преподобного, переданная иконописцу Г. Мгебришвили в городе Рустави, была вложена в капсулу и помещена в икону. Образ преподобного Гавриила прибыл в Кокшетау 14 мая 2017 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Новость подготовил член комиссии по канонизации в Казахстане (по Кокшетауской и Акмолинской епархии) Андрей Романенко 2 ноября 2018 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/116975.html

В 1677 году возбуждён был вопрос о канонизации княгини Анны. Вследствие чего Патриарх Иоаким, посылал в Кашин духовных лиц для освидетельствования мощей и исследования записанных чудес, сличали житие её, написанное дьячком Никифором Варламовым, с летописями и нашёл много несогласного. По рассмотрении акта освидетельствования мощей и исследования чудес, святители на соборе в Москве постановили: отложить сопричисление блаженной Анны к лику святых до подлинного извещения, когда аще впредь Бог объявит и утвердит. (Соборн. деян. о блаж. книг. Анне. син. библ. сбора. 684 л. 381–415). Вследствие чего рака княгини запечатана, пение молебнов ей воспрещено: храмы, освя­щенные во имя её в Кашине, освящены вновь во имя всех святых. С того времени блаженная княгиня Анна почивает под снудом. Память её совершается 21 июля, 2 октября и 17 ноября. 4 В древнее время в Кашине было много монастырей, которые в разное время уничтожились. Кроме трёх ныне существующих Димитровского. Клобукова н Сретенского, известны ешё десять монасты­рей: 1) Св. Духа мужской, находился на мест ныненшего городского сада; 2) Покровский, около Флоровской церкви; 3) Введенский, близь Кло­букова монастыря; 4) Рождественский, недалеко от Болотской церкви; 5) Варваринский при Макарьевской церкви; 6) Симеона Столпника на Московской улице; 7) Сионский на Сионе; 8) Параскевы Пятницы, у Сионских лав; 9) Богоявленский у Московского моста; 10) Успенский, при Успенской церкви. 5 О нападении Литвы на Кашин, в книге: Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края Карманова, говорится так: „во время общего в России от поляков разорения, в 1609 году, Кашин трижды был от них атакован, и хотя граждане и собравшиеся в сей город уездные дворяне, под начальством избранного от них в предводители Ивана Баклановского, и храбро оборонялись и поляки неоднократно были отбиты; однако, наконец, поляки вместе с татарами, набежав нечаянно, город взяли и жителей мучили неслыханными мучениями: людей ловили, вешали на деревьях; в рот насыпав пороху и зажав оный жгли на огонь; а женскому полу прорезывали сосцы, вдергивали веревки и таким образом вешали; в рот и секретные члены насыпав пороху жгли на огонь, и другие ужасные лютости производили, затем, ограбив жителей и церкви, вышли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святая Варвара - одна из самых почитаемых и любимых святых в России. Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия. Кроме того, святая Варвара спасает от нечаянной беды. На простенках между окон в северном притворе также находятся остатки фресковой живописи. На правом простенке кроме штукатурки ничего не сохранилось. Но можно предположить, что фреска была посвящена святой мученице Параскеве, нареченной Пятницею. День памяти: 10 ноября (28 октября по старому стилю). Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. По церковному верованию, святая Параскева считается хранительницей семейного благополучия и счастья, а в сельской местности также покровительницей полей и скота. Ей молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. А вот на левом простенке образ женщины в возрасте, со свитком в руке и характерном одеянии, но изображение лица утрачено. Можно с большой уверенностью утверждать, что на этой фреске изображена святая благоверная княгиня - инокиня Анна Кашинская, т.к. она изображается в схиме. День памяти: 25 июня и 15 октября (12 июня и 2 октября по старому стилю). Считается верной помощницей сирот и вдов и потерявших своих родственников. После того как святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой и запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. В 1908 году была проведена повторная канонизация. В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. 11 апреля 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня. Судя по этому факту, можно предположить, что фрески в церкви Георгия Победоносца с. Камышево были написаны после 1908 или 1909 года. 3. Нижний ярус, фрески на южной стене церкви: С левой стороны от входных ворот южного храмового пространства расположена фреска с изображением святого великомученика Георгия Победоносца и святой мученицы царицы Александры Римской.

http://sobory.ru/article/?object=11117

За богослужением молились председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , духовенство и монашествующие, многочисленные паломники. Пели хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова) и хор Преображенского собора г. Тамбова (регент — Наталья Любимская). Телеканалы «Новый век» и «Союз»  осуществляли прямую трансляцию Патриаршего богослужения. Многие жители города и паломники наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных вблизи собора. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине. Предстоятель Русской Церкви рукоположил в сан священника диакона Павла Симонова, клирика московского храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Петр Лукин, клирик Преображенского собора г. Тамбова, заведующий отделом по связям с приходами Тамбовской епархии . По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Глазовского и Игринского Виктора на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Митрополит Тамбовский Феодосий, приветствуя Святейшего Владыку от лица духовенства и мирян, преподнес Его Святейшеству старинную икону святителя Питирима Тамбовского с частицей его честных мощей. Затем с речью, посвященной 100-летию канонизации святителя Питирима, выступил губернатор Тамбовской области О.И. Бетин. Глава региона преподнес Его Святейшеству старинную икону святого великомученика Георгия Победоносца, написанную тамбовскими иконописцами в период служения святителя Питирима. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар кафедральному собору Святейший Патриарх передал список афонской иконы Божией Матери «Всецарица». Поблагодарив главу Тамбовской митрополии и руководство области за труды, Святейший Владыка вручил митрополиту Феодосию памятную панагию в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского, а О.И. Бетину — икону преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/3717426.ht...

А во дворце Разумовского разместился Институт физической культуры, которому было присвоено имя Сталина. Бесценный памятник быстро обратили в руины, и его собирались отреставрировать к Олимпиаде, но безуспешно – к «дате» не успели и работы свернули. После 1980 года в здании усадьбы находились различные спортивные организации, но главенствовал Всесоюзный научно-исследовательский институт физической культуры. Помимо учебных аудиторий и спортзалов в центральной части дворца была устроена баня. Сознательные москвичи писали письма в разные инстанции, в Советский фонд культуры и лично академику Д.С. Лихачеву с просьбой спасти памятник и использовать его для размещения фонда, концертов и выставок. В 1990-х начался затяжной процесс передачи дворца Академии художеств, но пока он пребывает в плачевном виде. В 1990 году согласно письму Патриарха Алексия II исполком Моссовета передал Вознесенский храм Русской Православной Церкви. Богослужения в нем начались в 1993 году. За это время он прекрасно отреставрирован, хотя пока далеко не полностью. Его святынями стали серебряный крест-мощевик с частицами мощей святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, праведного Симеона Богоприимца, святого Андрея Критского и других угодников Божиих, частицей Гроба Господня, частицей гроба Божией Матери и частицей Животворящего Креста Господня, икона «Нечаянная Радость», которая мироточила в декабре 1998 года, как и Державная икона, и образ Николая Чудотворца. Возвращенный Вознесенский храм стал центром почитания государя Николая II задолго до его канонизации. Здесь пребывала и мироточивая икона Николая II, написанная до прославления царя и прежде хранившаяся в доме одной москвички. Мироточение началось 7 ноября 1998 года, точно в годовщину революции, через несколько дней образ перенесли в храм, где он пребывал до конца февраля 1999 года, и все это время мироточил, по словам настоятеля, практически каждый третий день. Причем наиболее сильное благоухание и обильное мироточение происходили в дни связанные с событиями в жизни царской семьи и историей России.

http://pravoslavie.ru/4269.html

Господь обещает, что в этом царстве Он воздаст за года, в которые пожирала саранча, и жуки, и порча 233 . В этом царстве все творение будет сохраняться [невредимым] и по повелению Божию будет изливать сокрытые в нем блага. Здесь святые получат вместо меди золото, а вместо железа – серебро и драгоценные камни 234 . В этом царстве Он направит к ним богатства моря и могущество народов 235 . В этом царстве они будут называться священниками Господа и служителями Бога 236 так же, как [сейчас] их называют нечестивцами. В этом царстве они будут пить вино, умащиваться благовониями и предаваться радости 237 . 6 . Об этом царстве упоминал Господь перед Своими страданиями, говоря апостолам так: не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое в будущем царстве 238 . Это и есть [вознаграждение] во сто крат, [то есть], в десятки тысяч раз лучшее и большее. А когда [Писание] говорит, что [город будет украшен] камнями различных родов и цветов, говорит это о людях. Однако это означает и драгоценнейшее многообразие веры, которое есть в [каждом] отдельном человеке. Ворота [в виде цельных] жемчужин – это апостолы. О них сказано, что они не закрываются: через них дана благодать, которая никогда не иссякает. В этом царстве увидят лицем к лицу 239 , и также: один не искал другого 240 . [На воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца 241 ]. Итак, и на основаниях, и на воротах написаны имена отцов и апостолов: о двадцати четырех старцах мы уже рассуждали, те же, кто будут править в этом царстве – они сами будут судить мир 242 . Avt Список использованной литературы 1 Фокин А. Р. отмечает: «Хотя мы не нашли точного подтверждения факту канонизации Викторина Петавского, но, исходя из того, что он, бесспорно, был епископ-мученик, мы будем называть его, подобно свт. Киприану, святителем». Здесь мы следуем этому примеру. См.: Фокин А. Р. Латинская патрология. Т. 1. М., 2005. С. 260, сноска 8. 7 См.: Quasten J. Patrology. Volume II. The Ante-Nicene Literature after Irenaeus. Westminster, 1986. P. 411. 27 Ср. синод. текст: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. 31 В некоторых рукописях дается другое чтение: Перси суть два завета, а пояс – сонм святых и золото испытанное огнем. 51 Откр. 2, 2–3 . Ср. синод. текст: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

29 См. Cornrlii a Lapide. t. II, p. 164. Migne. Scripturae Sacrae Cursus competus, t. XI, p. 543–7. 31 Название «книга завета» в Пятокнижие встречается единственный раз – Ucx. XXIV, 7 . И взял книгу завета и прочитал в слух народа. Выражения завет, слова завета употребляются в Ucx. XXXIV, 10. 27 ; Второзаконие V, 3; XXVI, 17 – 19; XXVIII, 69. Найденная книга закона называется и книгой завета по причине вступления народа в завет по инициативе Иосии (4 Ц. XXIII, 2. 3). 32 Древняя еврейская барайта приписывает написание 3 и 4 кн. Царств пр. Иеремии: «Ieremias scripsit librum suum et librum Regum et Threnos». Перевод Магх’а стр. 22. По мнению Вельгаузена и Кюнена составление книг Царств имело место прежде плена и только некоторые добавления они получили при позднейшей редакции. Ryle, стр. 54. Преосвящ. Филарет в своем Начертании церк.-библ. истории составление 3 и 4 книги Царств приписывает Ездре. 33 См. напр. Ryle, стр. 47: «Лишь в 621 г. до Р.Хр., в 18-й г. царствования Иосии, история Израиля в первый раз представляет нам пример книги, которая рассматривалась всеми, царем, священниками, пророками и, пожалуй, народом, как облеченная не только святостью, но и верховным авторитетом в области религии и нравственности». Ср. Wildeboer, 21: «Только обязательное заключение завета при Иосии, на основе найденной в храме книги закона (­Второзакония), может быть отмечено, как самое первое начало канонизации ветхозаветных писаний до вавилонского плена». 38 См. об отношении рационалистов к Иезекиилевым пророчествам, напр. у Ryle’я в соответствующей главе и особенно у Walz’a, Wellhausen’a. 39 Плач, IV, 15. «Сторонитесь! нечистый»! кричали им; «сторонитесь, сторонитесь! не прикасайтесь»! и они уходили в смущении; а между народом говорили: их более не будет. Лeb. VIII, 45 . У прокаженного... должна быть разодрана одежда... и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! 42 Ир. IX, 25. 26. Вот... Я посещу всех обрезанных и необрезанных, Египет и Иудею... и Моава, и всех стригущих волосы на висках ( букв. темя, край).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

А у ариан была такая проблема.                 -Отец Олег, вот вы говорите, что нельзя причащаться, если на фронтах убиваешь. Ну, а как сейчас ополченцы на Украине, например, они не причащаются и идут в бой? И вот я еще хотел спросить. Дело в том, что сейчас идет определение с понятиями. Ведь это же наша православная армия там воюет! У них даже жетоны на руках, на рукавах, на одежде. Это же православная армия.                    -Давайте мы определимся. Если они воюют, они могут исповедоваться и причащаться. Я это уже говорил. Потому что есть угроза их жизни. Но как только война закончится, если поступать в соответствии с православным миропониманием, с православной традицией по отношению к той или другой стороне - и там, и там православные – то начнут действовать некоторые запреты. Вот был такой момент, когда шли мусульманско-византийские войны. И мусульмане очень мужественно наступали на православных греков, потому что их убедили в том, что каждый мусульманин, кто погибнет в сражении, автоматически идет в рай. И в Коране у них написано, что тех, кто погибает на войне, не считайте мертвыми, они живые, и так далее. И император, и его сановники стали требовать от церкви, чтобы они предложили такой тезис: каждый православный, который погибает на войне от рук мусульман, автоматически становится святым и попадает в рай. То -  есть как бы повторить позицию мусульман. И тогда церковь сказала: нет, мы с этим не согласны. Мы не знаем, в каком состоянии человек погибает. Какие чувства, какие настроения в его душе. Поэтому церковь отказалась от канонизации сразу всех погибших на войне. И смотрите, что сказано «Деяниях»: в первом послании к коринфянам. 13 глава, здесь сказано следующее. Со 2 стиха прочитаю…Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. ... И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

http://radonezh.ru/text/rasskaz-o-vseros...

В крипте собора помещены фотокопии (негатив и позитив) Туринской плащаницы в натуральную величину, освященные в 1997 г. патриархом Алексием II как Нерукотворные образы Иисуса Христа. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. Рака с мощами сщмч. Илариона (Троицкого). Фотография. 2014 г. 17 июля 2008 г. группой паломников из Греции обители была подарена икона прп. Арсения Каппадокийского с частицей мощей, написанная в мастерской скита св. Анны на Афоне; рядом с преподобным на иконе коленопреклоненно изображен прп. Паисий Святогорец. В М. С. м. особенно почитаются сщмч. Иларион (Троицкий), мощи к-рого в мае 1999 г. поставлены на солее собора у юж. стены (25 мая 2017 торжественно перенесены на солею храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской); прп. Мария Египетская (частица мощей принесена 25 марта 2004 из монастыря свт. Николая Чудотворца на греческом о-ве Андрос, находится в Мариинском приделе); Царственные страстотерпцы имп. Николай II Александрович с супругой и детьми, к-рые изображены на редкой иконе «Снятие пятой печати» (1997), помещенной в иконостасе собора. Сюжетом образа послужили слова ап. Иоанна Богослова: «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр 6. 9-11). Поскольку образ был написан до канонизации семьи Романовых, то имена членов царской семьи на иконе дописаны в 2000 г. В музейных собраниях сохранилось неск. реликвий, ранее принадлежавших М. С. м. Ковчег, в к-ром с нач. XVIII до сер. XIX в. хранились частицы мощей прп. Марии Египетской и блгв. кн. Михаила Ярославича, представляет собой серебряную шкатулку прямоугольной формы на 4 ножках-шариках (весом «4 фунта 38 золотников») с гравюрами на внешней и внутренней крышках.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010