При храме этом с северной стороны, до конца XVIII столетия, были братские келии, которые затем, по ветхости их, были разобраны; от них остался в настоящее время проделанный в стене ход в нижний этаж, каким был в то время, освещаемый с восточной и с северной стороны двумя небольшими окнами. Наружный вид Сретенского храма квадратный, с полукруглым выступом для алтаря. Храм и алтарь опоясаны стрельчатыми карнизами. В верхнем этаже, в алтаре, имеются два окна; в нижнем же одно окно. В XVIII столетии, в нижнем полукружие было устроено отделение, в котором содержались колодники, подлежавшие суду тайной канцелярии. У клиросов, внизу, два окна малого размера, а в верху два окна большого размера. С западной стороны, к храму примыкает каменное двухэтажное здание, в форме неправильного квадрата, называвшееся в то время трапезою, почему Сретенский храм и назывался трапезным, как видно из дел монастырского архива. Трапеза эта была- обширнее самого храма, выступая северною стеною более чем на сажень. В южной стене трапезы имеется 5 окон: два большие – в верхнем этаже и три меньшого размера – в нижнем; столько же окон имеется в северной стене, и, сверх того, полукруглая ниша. Размер этого храма как в верхнем, так и в нижнем этаже – одинаков: в длину, считая от горняго места – 11 саж. 13 верш, и в ширину – 3 саж. 1 арш. и 8 верш. Вход в храм сделан в южной стене, из паперти Рождественской церкви, существующей и поныне. В 1853 году, архимандритом Владимиром был устроен вход в западной стене трапезы и пристроена двухэтажная паперть, шириною – 7 саж. 12 верш, длиною – 2 саж. 1 арш. и вышиною, до карнизов – 3 саж. В западной стене сделаны 5 окон и в северной – одно. Паперть покрыта листовым железом и окрашена медянкою. На Сретенском храме с трапезою, до 1816 года, кровля была деревянная; в этом же году, при архимандрите Дионисии, покрыта листовым железом и окрашена медянкой. На крыше храма возвышается круглая, с фальшивыми окнами, каменная шея, на которой утверждена крытая железом глава, окрашенная медянкою; яблоко и осьмиконечный крест вызолочены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно ли умолчать о чудных делах Ее милосердия к оставленному Ей в наследие роду человеческому? Сколько раз избавляла Она от опасностей и спасала от врагов и бедствий каждого из нас! Матерь Божия по обещанию Своему не оставила мира и во успении Своем: Она всюду является Радостью скорбящих, Охранительницей царств, Заступницей обидимых, Защитницей беззащитных. Прошло почти два тысячелетия после Ее благодатного успения, и не прекращаются знамения Ее могущественного и милостивого ходатайства за нас, бедных грешников. Она всех слышит, о всех милосердствует, никого не оставляет без помощи. Нет человеческой возможности исчислить все благодеяния нашей Заступницы, в молитвах не усыпающей! Трудно и даже невозможно изобразить все чудотворные иконы, которые как знамение попечения Царицы Небесной сохраняются верующими и как неисчерпаемый источник благодати Божией изливают на всех людей дивную помощь и неисчислимые благодеяния. Как бы ни были велики твои грехи, христианин, но если случится с тобою какая беда, несчастье, – смело прибегай под державный покров Богоматери, и Она – Заступница усердная – защитит тебя от всякого зла. Примеров сильного ходатайства Божией Матери за грешников весьма много. В одной стране был могучий и отчаянный разбойник. Занимая пути и распутья, он с отважной шайкой бил, грабил и убивал всех встречных; но находясь в таком погибельном состоянии, он, между прочим, имел добрый обычай – каждодневно совершать известное правило и читать молитвы, особенно молитву Богородице: «Богородице Дево, радуйся!..» Однажды некоторый подвижник-прозорливец проходил тем путем, где разъезжали разбойники. Они, как дикие звери, схватили подвижника и представили своему атаману. Перед атаманом прозорливец начал говорить: «Послушай, чадо, я хочу открыть тебе и твоим товарищам великую тайну: прикажи для этого собрать сюда всех твоих подчиненных». Атаман подал знак предстоявшим, и в один миг собрана была вся шайка разбойников. «Все ли здесь, – оглядывая шайку, спросил подвижник, – или кого еще нет?» «Один еще не пришел», – ответил атаман.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

Евфимием, архиепископом Новгородским, при возобновлении Преображенского храма, в 1442 году. Богословские, нравоучительные, толкования священного писания, проповеди и другие духовно-правственного содержания книги и журналы помещаются в особой библиотеке, в нижнем этаже настоятельского корпуса. Грамота Великого Государя Алексея Михайловича, писанная в 1654 году 30 апреля, хранящаяся в целости в Преображенской монастырской ризнице Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий князь Алексий Михайлович всея Великия и Малыя России Самодержец. Подражающее божественных повелений, приклонихом милостивно уши наши в мир слышания, и слышахом нечто неполезно, пачеж грешно, и миру досадительно: сего ради умилостивихомся и почтахомся яко дапоможет нам Господь Бог благоподражательное наше начало сотворити, якоже весть святая его благость мир строити, и любя тем присно налучшее преуспевати, и от любоплотных низу плежущих горе восходити, ибо лучшее во всем угодно бывает Богу и человеком, еще же нынешнему веку и грядущему я неправедное злодейство, онемже ходятце претыкаемся разорити, и досадительства она отсетци, яже деются всякого чина в человецех. яко вомнозех градех, невемы како многое злодейство привниде вообычаи человеческия, еже отдавити изнаших приказов, в нашем царствующем граде Москве, и вовсех градех, наоткуп мыть, имостовщину, и на реках перевозы, ислюдей головшину, иядомыя всякия харчи, и иныя всякия мелкия промыслы, також в наших дворцовых селах, и патриарших, митрополиях, архиепископлих, епископлих, монастырских, боярских, и всяких чинов людей в вотчинах ипоместьях проезжия пошлины имыты, имостовщины, сами держат, и наоткупы отдают, и тии откупщики, врази Богу и человеком, немилосердием ревнуют преждним окаянным мытарем, ипрочим злодеем, сами седя помытом, и помостом надорогах емлют с товаров проезжую пошлину имыт, и мостовшину, непротив нашего указу, лишнее воровски, иприметываются к проезжим торговым, и всяких чинов людем, своим злым умыслом напрасно, инравят: натех людех промытныя деньги, изадерживают их и от того им в торгах винится безторжица, и убытки великия: торговыя люди торговых промыслов отбыли, а иныя многия обеднели, межь двор скитаются, и наших податей взяти стало ненаком, и служеб служити некому: а тех откупов откуп тики имытчики теми богоненавистными откупи прибытки себе чинят многия, и мир в том их вражебном промысле погибает, а они творятся аки нашей великого Государя казне прибыль чинити.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И понеже неточно нам великому Государю, такими неправедными прибытки богатитися чюжде, и жизнь свою строити, по всякому человеку малого чина и великого, ведущим истинное Евангельское благовестие, внемже обетование благих, и муки вечныя, комуждо поделом. Сего ради мы великий Государь, сами присно благих желающе, и наилучшее преспевающе, судихом якоже Господу Богу угодно, и нам великому Государю праведно ибезгрешно, указали есмы такое злодейство к тому в царствующем граде москве и повсюду в градех, и вселах упразнити, от сего времене нововсчинных проезжих пошлин, имытов, порекам с судов посаженново и привалново, и грузовые, и с людей головщины, и с саней полозового, и стелег: и на гостинных дворех с рыбныя с кладки в лавки, и в погребы, и с розделки, и с мытья, и с рыбных бочек, с бою, и с выборки, не имати, и воткупы не отдавати, и ядомых харчей всяких, и иных всяких мелких промыслов, квасу, сусла, масла конопляного, и коровия, ветчинного сала, солодорощения, овсяной трухи, хмелевой труски, хлебного, и соляного, иваженного и бережного извозу, сенной труски, шолку, писчей площадки, на реках пролубного, золы всякой, мылного резанья, ворванья сала, свечь салных, смолы брусковыя нарезь, дегтю, уголья: и рогожного товару, лаптей, шлей, хомутов, на откуп недавати, кроме воскобоя, и ледяного, и банных откупов. Також есмы указали, в патриарших, митрополиях, архиепископлих, епископлих, монастырских, болярских, думных людей, столников, стряпчих, дворян московских, и всяких чинов.... людей, в вотчинах и впоместьях, мытов, и проезжия пошлины, и головщины имати, и на откуп отдавати, не велели: ате проезжия всякия мелкия пошлины имыты которыя были в таможнях навере с бираны, и воткупы от даваны, мы великий Государь велели приложити в торговую рублевую пошлину, избирати втаможнях выборным верным головам и целоволником; ядомыми всякими харчми, и лошадиными кормы, и всякими мелкими земскими товары, мы великий Государь поволели торговати всяких чинов людем без откупу, и наши пошлины платити по нашему указу рублевыя, а накоторых реках и озерах есть соляныя и рыбныя промыслы и всякия угодия, истех угоден внашу казну платят оброки, и те оброки имати нанас попрежне- му.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконостас в нем вышиною – 7 саж. 2 арш. 1 вершок. В южной части алтаря находится диаконник, в котором, до 1795 года, быль придел священномученика Антипы, доказательством чего служит сохранившаяся ниша на левой стороне диаконника, служившая, вероятно, жертвенником. В настоящее время жертвенник, помещается в северной части алтаря. Посреди алтаря устроен деревянный престол, утвержденный на каменной площадке, в уровень с деревянным полом. Усердием петербургской купчихи Наталии Федоровой Зуевой, престол в 1869 году украшен медною посеребренною одеждою. Над престолом была устроена архимандритом Пахомием в 1775 году, резная сень, которая, по причине тесноты алтаря, была, вероятно, уничтожена впоследствии. Алтарь имеет в длину – 2 саж. 1 арш. 4 вершка, в ширину – 1 саж. 3 вершка и в высоту от пола до сводов 2 саж. 2арш. 12верш. Он отштукатурен и окрашен весь бранцшвейном, стены же его расписаны живописью. К востоку алтарь имеет вид полукружия. Диаконник и жертвенник – полукруглые. Первый имеет в длину – 1 сажень 3 арш. 14 вершк. и в ширину – 2 арш. 14 верш., второй вч. длину–2 саж. 2 арш. 14 верш, и в ширину – 1 саж. 2 арш.; высота их одинакова – 2 сажени. Стены храма еще в глубокой древности, в 1199 и 1442 годах, были расписаны живописью. Затем, в 1801 году, они были опять расписаны архимандритом Иннокентием греческими письмом. Наконец, в 1837 году, архимандрит Антоний, возобновив иконостас, сделал новую стенную живопись. Впоследствии, стенная живопись, за ветхостью, была окрашена белым колером. В нижнемь этаже сего храма был, до 1763 года, подвал, для склада разных монастырских припасов. Затем, на основании контракта, заключенного в этом году архимандритом Пахомием с статским советником Титовым, исправлявшим должность Новгородского вице-губернатора, в означенном подвале хранилось казенное вино, с платою монастырю в месяц по 1 руб. ассигнациями за каждое отдельное помещение, которых в этом этаже было четыре. Склад казенного вина продолжался здесь, таким образом, до 1799 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в среднем полотне, там где они находились миг тому назад, большой грузовик с грохотом врезался в переднюю машину и раздавил ее. Если бы не освободилось место и в ту же секунду не повернули бы они вправо, то и были бы раздавлены. А сейчас они вышли из машины, дрожа от ужаса после пережитого... – Живы ли мы? – тихо спросила тетя. А машина? Да кто же в тот момент думал о машине! Но посмотрев на нее, они увидели, что она была тоже невредимой. Потом Ценко поделился, что в это страшное мгновение, ожидая смерти, он вспомнил о кончине своего отца, и в его сознании мельком прошла мысль, что он сам теперь оставляет вдову и сирот... Но нет, случилось чудо. Все они живы и здоровы! Так Пресвятая Богородица еще в начале пребывания ее чудотворного мироточивого образа в Болгарии любвеобильно даровала милость всем, с верою к ней прибегающим. Добавим еще, что молодой человек, охранявший икону, который этим утром ехал в начале той самой колонны, благополучно приехал и сразу после этого началась страшная катастрофа. Так Пресвятая Богородица еще в начале пребывания ее чудотворного образа в Болгарии, любвеобильно даровала милость всем с верою к ней прибегающим». Россия Как известно, брат Иосиф с Иконой не смог посетить Россию, но многочисленные фото Монреальской Иконы Божией Матери были распространены по всей стране, многие мироточат и совершают чудеса, свидетельствами о которых мы располагаем. Сообщение о. игумена Ипатия из Оптиной пустыни, 17.10.1992 г.: «Сколько милостей, сколько благодати изливается Пречистой от присланных вами икон. Радуются и благоговеют люди, которых я, грешный, благословляю образом Иверской и помазываю миром. Несколько икон-фотографий благоухали особенно сильно и тоже источали миро. Один молодой священник (у него в семье тяжелейшие скорби) вез от меня икону во внутреннем кармане рясы, и она вся пропиталась миром. Благодарю вас и брата Иосифа от лица всех. Конечно, это дар и милости Самой Матери Божией». В.Н. Тростников пишет нам из Москвы, что в 1992 г. в России сотни бумажных изображений Иверской Монреальской Иконы Царицы Небесной мироточат: «Это было у меня дома, в доме нашей знакомой в Москве, четыре случая в Шамордино и т. д. Узнаем еще такие же явления, ну и что? Важно опять-таки понять смысл всего чуда в целом».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Образ Лоретской Мадонны воспроизводится на иконе Божией Матери «Прибавление ума» . Но история чуда от этой иконы, случившегося в XVII в., не имеет отношения к Лоретскому преданию. Ист.: Angelita G. L " historia della translatione della Santa Casa della Madonna a Loreto: Trad. in lingua volgare… Con il compendio dell " indulgenze concesse da vari sommi Pontefici, alla suddetta Santa Casa. Macerata, 1580; Martorelli P. V. Teatro istorico della Santa Casa Nazarena della B. Vergine Maria e Sua ammirabile: Translazione in Loreto. R., 1732-1733. 2 vol.; Glavinich F. Historia Tersattana: Raccolta dalle antiche, e moderne historie, annali e traditioni. Rijeka; Zagreb, 1989; Grimaldi F. La Chiesa di Santa Maria di Loreto nei documenti dei sec. XII-XV. Ancona, 1984; idem. Pellegrini e pellegrinaggi a Loreto nei sec. XIV-XVIII. Loreto, 2001; Ricci G. Virginis Mariae Loretae Historia/A cura di G. Santarelli. Loreto, 1987; Santarelli G. Loreto Arte. Ancona, 1988; Кирпичников А. И., ред. Русское сказание о Лоретской Богоматери//ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 2. С. 3-18; РФА. Т. 3. С. 537-540. Лит.: Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигитрии»//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 129-143; Цыпкин Д. О. Сказание «О Молукитцкых островех» и Повесть о Лоретской Богоматери: (Из сб. БАН, Арханг. собр. Д. 193, XVI в.)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 378-386; Cracco G. Alle origini dei santuari mariani: Il caso di Loreto//Loreto: Crocevia religioso tra Italia, Europa e Oriente. Brescia, 1997. P. 97-164; Scaraffia L. Loreto. Bologna, 1998; Bacci M. Il pennello dell " Evangelista: Storia delle immagini sacre attribuite a S. Luca. Pisa, 1998. P. 292-298; Гукова С. Н. Икона «Богоматерь Прибавление ума» и Лоретская Мадонна//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 94-110; Плюханова М. Б. Сказание о Лоретской иконе Богоматери//Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография, история, почитание. СПб., 2001. С. 7-12; она же. Культ Божьей Матери Лоретской, его русские параллели и связи//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 669-696; eadem (Pljukhanova M.). Reliquie in volo e in viaggio tra Oriente e Occidente nel XV sec. e l " idea di Terza Roma (la Casa di Loreto, il Capo di Sant " Andrea, l " Odighitria di Tikhvin)//Liturgia e agiografia tra Roma e Costantinipoli: Atti del I e II Seminario di Studio, Roma; Grottaferrata, 2000-2001/A cura di K. Stancev, S. Parenti. Grottaferrata, 2007. P. 259-275; она же. Новый Иерусалим в «италийской пустыни»: сказания о перенесении дома Богородицы в Лорето//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 419-444; Белоброва О. А. Русские посольские и паломнические отклики на святыни Лорето//Книга и литература в культурном контексте. Новосиб., 2003. С. 109-115; Sensi M. Loreto, una chiesa «miraculose fundata»: Icona di Gerusalemme e di Nazaret. Firenze, 2013.

http://pravenc.ru/text/2110734.html

Весть о чудесах от мироточивой иконы Божией Матери распространяется по всему миру. Люди, услышав о нем, приходят в умиление и молятся со слезами радости, что Матерь Божия не оставляет род христианский Своею милостью, которую Она всегда к нам являла и явила теперь таким дивным образом. Святое миро от Иверской иконы течет струйками, иногда несколько струек одновременно. Это потрясающее чудо могут наблюдать все. Один старенький тяжелобольной монах, большой молитвенник, проводящий строгую жизнь, подошел к иконе и запел: «Величит душа моя Господа...»; и тут целебное миро забило ключом, пульсирующим потоком полилось от звезды, что на плече Богоматери. Сестра милосердия Наталья Семенова. Париж В клинику города Винсен, в предместье Парижа, в хирургический отдел, где я работаю сестрой милосердия, прибыл в начале 1990 года 28-летний француз Жан-Луи Жорж с искалеченной ногой. После дорожной аварии нога непрерывно гноилась, причиняя страдальцу невыносимую боль и издавая дурной запах. Хирург с мировым именем сделал ему несколько операций по пересадке мускулов и артерий, но каждый раз образовывались ужасные наросты дикого мяса, которые приходилось срезать. Все это никак не позволяло приступить к основной и очень сложной операции – пересадке малой берцовой кости и куска артерии со здоровой ноги на больную. Это тянулось два года. Болезнь дошла до критической точки, заключение врачей было неутешительным. Требовалась ампутация ноги. Не знавший Бога юноша в отчаянии задумал покончить жизнь самоубийством. Тут я решилась заговорить с ним о Боге и рассказала про святую чудотворную икону Божией Матери – Иверскую мироточивую, находившуюся некоторое время в Лесненской женской обители, расположенной примерно в ста километрах от Парижа. Видя, как он благоговейно слушал и под каким находился сильным впечатлением от моих рассказов, я предложила ему поехать туда на своем автомобиле. Он с радостью согласился, отпросился у доктора, и мы поехали. Когда я поведала матушке игумении Афанасии об этом случае, она оповестила многих монахинь, и все усердно молились за больного. Протоиерей Вениамин (Жуков) отслужил молебен и обильно помазал ватой с чудесным миром раны больного, а затем долго беседовал с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iverskaj...

Заключим наше повествование о маститой старице, еще двумя – тремя свидетельствами, как о святости её жительства, так и об особенной силе Божией, освятившей самое место пустынного молитвенного подвига. Еще в первые годы своего вступления в Успенскую обитель, Елпидифора занемогла горячкой, которая, после выпущения рожками крови, обратилась в странную сливную опухоль по всему её телу, от головы до ног. Страждущая лежала без всякого движения с затекшими совсем глазами, до лишения света. Душа её изнывала от опасения остаться слепой, или живым трупом. В сильной горести сердца, обратилась она внутренней молитвой к Матери Божией и, заснув от изнеможения, увидела себя на берегу Волхова за своим монастырем. Вдруг представилась ей несущаяся на воздухе вдоль реки, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, по направлению к востоку. Елпидифора пала на колени и возопила к св. образу; – «Помилуй меня, Мати Божия, помилуй меня!» – и услышала глас от иконы: – «Помилую, когда схожу на Абрамовщину». – Пробудившись, она сообщила свое видение матери (Евпраксии), тогда только что возвратившейся от своего богомольного путешествия в пустыню, и просила ее на другой день принести ей воды из тамошнего колодца. Евпраксия обещала завтра исполнить её просьбу, и поспешила уйти к себе. Но вместо того, любвеобильная труженица, в позднее время и усталая с пути, немедленно отправилась обратно в пустыню, сама с молитвой почерпнула ведерко воды из своего колодца и принесла его к болящей; потом сама поставила самовар из той воды, и обмыла ей лицо и все тело своей умиленной до слез споспешницы, нисколько не отдохнув после сугубого утомления. Матерь Божия действительно не укоснела помиловать Елпидифору, ради веры её и смиренного труда своей служительницы: опухоль спала с лица и всего тела страждущей, подобно слупившейся чешуе, – и она прозрела. Подобное же чудо исцеления уже по кончине достоблаженной игуменьи, совершилось над двумя болящими. Одна девица в Шлиссельбурге впала в долговременную болезнь, доведшую ее до конечного расслабления. Ей привиделась во сне пустыня Амбрамовская с часовенькой, с крестом на сосновом суку и с колодцем у подошвы пригорка, ясно привиделась, – так, как будто она действительно знала это местоположение. Рассказывая сон свой посещавшим её странницам, она осведомилась от них о существовании Абрамовщины и пожелала ехать туда на исцеление. Родные исполнили желание болящей, и она совершенно исцелилась, омывшись водой из освященного колодца и отслужив панихиду по приснопамятной Евпраксии, с поклонением прославленному её кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

ВЕРСИЯ 2. Никем не записаны и сколько-нибудь полные факты о жизни и смерти «бабушки Лазаревны», кроме скупых сведений священника И. Семёнова. В рассказе, составленном, как указывал сам священник, — со слов его отца, находим: «Матерь Божия, неусыпная ходатаица пред Богом и молитвенница о нашем спасении, многократно являла и ныне являет на св. Руси, по воле Божией, о нас промышление, различные знамения Своей помощи и покровительства роду христианскому — в чудотворных иконах. Угодно было Пречистой Матери Сына Божия излить Свою милость в виде новоявленной иконы Своей, более полувека тому назад, православным жителям станицы Урюпинской. По преданию „стариц“, а преимущественно по сказанию отца моего, служившего в то время диаконом в Покровской церкви ст. Урюпинской, насколько могла сохранить моя память, явление сей иконы совершилось при обстоятельствах, имеющих несколько таинственный, аскетический характер ... В ст. Урюпинской проживала в своём убогом, удалённом от мирского шума домике, на возвышенном берегу реки, набожная, смиренная старица; звалась она в народе попросту: „бабушка Лазаревна“. В молодые годы супружеской жизни ей не посчастливилось: она не была любима своим легкомысленным, беспечным мужем и часто терпела от него всевозможные оскорбления; да и вся семья, в среде которой судил ей Бог вращаться, относилась к ней как-то неприветливо. И вот, в тяжёлые минуты своей неприглядной жизни, она уносилась своею, ещё не испорченною душою в святые места, прославленные явлениями милости Божией, где бы можно было втайне излить пред Богом свою скорбную молитву и Тому возвестить свои печали. И раба божия Лазаревна действительно не раз и не два тайно от семьи уходила на богомолье по св. местам. Со временем, доведённая до крайности истязаниями своего бесшабашного супруга, она, Л..., с ведома начальства, оставила уже надолго родную семью и с Божией помощью и посохом в руках направилась в св. град Киев на поклонение мощам угодников Божиих. Здесь, под благодатною сению преподобных отцов Киево-Печерских, раба Божия безвыходно провела целых семь лет, служа Богу денно и нощно постом и молитвою.

http://pravicon.com/info-136

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010