Такая же участь, по предсказанию пророка, должна была постигнуть и еще более древнюю и славную монархию Египетскую. Египет, властелин первобытной культуры, также должен был разделить участь всех народов тогдашнего мира и подчиниться новому завоевателю. Пророчество на Египет отличается поразительною образностью, отражающею на себе наиболее характерный черты Египта под видом Нильского крокодила. «Ты, как молодой лев между народами, – обращался к Египту пророк Иезекииль: – и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их. Так говорит Господь Бог: Я закину на тебя сеть Мою, в собрании многих народов, и они вытащат тебя Моею мрежею. И выкину тебя на землю, на открытом поле брошу тебя, и будут садиться на тебя всякие небесные птицы и насыщаться тобою звери всей земли. И раскидаю мясо твое по горам, и долины наполню твоими трупами, и землю плавания твоего напою кровью твоею до самых гор; и рытвины будут наполнены тобою. Меч царя вавилонского придет на тебя. От мечей сильных падет народ твой; все они – лютейшие из народов, и уничтожат гордость Египта, и погибнет все множество его» ( Иез. 32:1–6, 11, 12 ). Между тем политически события быстро шли одно за другим, как бы следуя за словами пророка Иезекииля и давая им фактическое подтверждение. Полки вавилонского царя Навуходоносора завоевывали один народ за другим и все более оцепляли злополучный иудейский народ, который все более приближался к своей заслуженной судьбе. Пророк Иезекииль с замирающим сердцем следил за ходом этих событий и старался разъяснять смысл их своим заблуждающимся собратьям. Но так как эти последние все еще оставались глухи и слепы ко всему совершающемуся, и сердце их настолько огрубело, что они перестали уже обращать внимание на слова пророка или слушали его лишь как «забавного певца с приятным голосом и хорошо играющего музыканта», – чтобы послушать и позабыть, – то пророк приступил к своеобразной проповеди посредством символов, в надежде, что эта проповедь сильнее может повлиять на огрубелое сердце народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Откр.16:3 Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Первая чаша была вылита на землю – на людей, живущих на суше, вторую чашу вылил второй ангел в море . Под морем здесь разумеется настоящее море, окружающее сушу и наполненное рыбой и всякими другими морскими животными, и играющее важную роль в жизни общества. И вот во время второй казни-язвы в море сделалась кровь, как бы мертвеца . Под этой казнью можно предполагать совершенное пророками Илией и Енохом, которые «имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою» (11,6). Подобное действие мы видели и во время второго трубного гласа, когда «третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» (8,8–9). Вторая чаша как бы повторяет бедствие второй трубы, но еще в большей мере. Причем вся вода в морях сделается не просто как кровь , но кровь как бы мертвеца , свернувшаяся, темноватая, зловонная. В результате всё одушевленное умерло . Так в морях и океанах, занимающих большую часть земного шара, вместо вод будет кровь, как бы мертвеца, и наполнено все это будет всякими мертвыми рыбами и трупами морских животных. Такая страшная кара постигнет людей антихристова царства, и так уже мучающихся гнойными ранами, поразившими их тела. Если некогда в Египте каждая казнь была кратковременной, то здесь с наступлением следующей казни мы не видим прекращения предыдущей. Одно бедствие налагается на другое и действует одновременно с предыдущими (16,9.11). Параллельно с этим природным бедствием будут идти и страшные кровопролитные войны. Так что вместе с превращением вод в кровь моря осквернятся еще и кровью человеческой. В наше время нам не так уж трудно представить такое бедствие. Воды земного шара и так уже в большой степени заражены, и ныне уже готовы все смертоносные средства, чтобы отравить все воды и во всех морях. Так постепенно мы уже приблизились к тем страшным дням. Третья чаша

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Поэтому, когда увидишь, что носится поверх воды не малый камешек, но вся земля, и не погружается; то подивись силе, так сверхъестественно чудодействующей. А откуда это видно, что земля носится поверх воды? Пророк говорит об этом так: « ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее » (Пс. 23:2); и опять: « утвердил землю на водах » (Пс. 135:6). Что говоришь? Малого камешка вода не может снести на своей поверхности, а носит такую землю, и горы, и холмы, и города, и растения, и людей, и бессловесных — и (земля) не погружается. Что говорю — не погружается? Как она, будучи столь долгое время омываема снизу водой, не расплылась, и вся не превратилась в грязь? И деревья, пробыв несколько времени в воде, загнивают и разрушаются; и что говорю — деревья? Что может быть крепче железа? Но и оно часто слабеет, когда постоянно остается в воде: и весьма естественно, потому что и оно имеет происхождение от земли. Вот почему многие беглые слуги, когда убегут в оковах и цепях, пришедши к протокам воды, и положив в нее скованные ноги, и сделав через то железо мягче, ударяют его камнем и так легко ломают. Так от воды и железо умягчается, и деревья гниют, и камни разрушаются, а такая громада земли столько времени лежит на водах — и не погрузилась, не разрушилась, не погибла! 4. Кто же не изумится и не удивится этому, и не скажет смело, что это дела не природы, но сверхъестественного Промысла? Поэтому некто говорит: « повесил землю ни на чем » (Иов. 26:7); а другой некто: « в Его руке глубины земли » (Пс. 94:4), и: « основал ее на морях » (Пс. 23:2). Эти слова, по–видимому, противоречащие, а на самом деле весьма согласны между собой. Сказавший; « основал ее на морях », выразил тоже самое, что и сказавший: « повесил землю ни на чем »; потому что стоять на водах то же, что и висеть ни на чем. Где же поэтому земля висит и стоит? Послушай, что говорит тот же (пророк): « в Его руке глубины земли », — не то, что у Бога есть руки, но чтобы ты знал, что та самая сила Его, которая промышляет обо всем, поддерживает и носит тело земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Пс.134:5-7 Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги: вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих.    По мнению некоторых толковников, в изречениях 5-го стиха указывается еще причина (четвертая), по которой Господь Бог должен быть хвалим и прославляем. Увещаваю и приглашаю всех, как бы так говорит пророк, славить Господа, потому что я познал (яко аз познах), как велик Господь Бог наш; я знаю, что, по Его всемогущей силе и неизмеримому величию, Он имеет несравнимое превосходство пред всеми другими богами. Откуда же это познал пророк? Из особого откровения Божественного? Но он не говорит о том. Без сомнения, он просвещен был тем «Светом, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), и теми путями и способами, какими просвещаются и все другие, чтущие Бога, и истинные ревнители славы Божией (см. Рим. 1:19-21). Затем пророк перечисляет те великие действия всемогущей силы Божией, которую явил Он при сотворении мира. «Господь, — по переводу с еврейского, — творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах. Возводит облака от края земли, творит молнии среди дождя, изводит ветр из хранилищ Своих». Величие Свое Господь проявил в великих делах творения мира. Когда Ему угодно было, когда восхотел, тогда и сотворил все, и на небе, и на земле. В стихе 6 повторяется то, что буквально сказано в Пс. 113:11, то есть, что Бог — Творец неба и земли, и сотворил все то, что Ему было угодно. А боги язычников ничего не делают и не могут ничего сделать, как бездушные истуканы. Господь сотворил все, что есть в морях и во всех безднах. Под именем морей, конечно, разумеет «собрания вод», которые Самим Творцом названы «морями» (Быт. 1:10); а безднами называет неизмеримые глубины морские и такие подземельные и неисследованные места, которые неизвестны человеку, но, тем не менее, они содержат в себе животных, растения, одушевленные и бездушные вещи, какие угодно было Богу сотворить и поместить в них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

10 . «И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» ( Быт.1:21–23 ). Бог повелевает, чтобы большие рыбы и пресмыкающиеся, порожденные водой, оставались в море, где также пребывает «левиафан, которого Бог сотворил играть в нем» ( Пс.103:26 ). Однако птицам Он определяет размножаться на земле, некогда бывшей «сушей», но теперь, как мы объяснили ранее, названной «землею». Кто-то спросит: почему большие рыбы и пресмыкающиеся истолкованы как зло, а птицы – как добро, если в Писании обо всем сказано: «И увидел Бог, что это хорошо»? То, что противостоит святым, полезно для них, так как они могут преодолевать это противное и, преодолев его, становятся у Бога еще прославленней. И действительно, когда дьявол попросил, чтобы ему дана была власть против Иова, противник, напав на святого, стал причиной удвоенной его славы после его победы. Бог вдвойне возместил Иову утраченное им в настоящей жизни; это свидетельствует о том, что он, несомненно, обретет таким же образом благо и на небесах. И Апостол говорит: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим.2:5 ). И действительно, может ли быть состязание, если нет того, с кем надо бороться? Красоту и сияние света можно оценить, только если он чередуется с мраком ночи. Зачем одних прославлять за чистоту, если другие не осуждаются за распутство? К чему превозносить сильных и смелых людей, если не существует слабых и трусливых? Если вкушаешь горькое, то больше ценишь сладкое. Если размышляешь о мрачном, тем приятней для тебя будет светлое. Одним словом, на фоне дурного доброе выделяется отчетливей. Вот почему в Писании обо всем сказано: «И увидел Бог, что это хорошо» ( Быт.1:21 ). И все же, почему написано не «и сказал Бог, что это хорошо», а «и увидел Бог, что это хорошо»? Иными словами, Бог увидел полезность созданного Им и то, как, хотя и оставаясь тем, чем они в действительности являются, они, тем не менее, могут способствовать совершенствованию добрых людей. Поэтому Он сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» ( Быт.1:22 ), то есть что большие рыбы и пресмыкающиеся обитают в море, как мы объяснили выше, а птицы – на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

5:16). « Благословит тебя Господь от Сиона, сотворивший небо и землю » (ст. 3). т. е., если ты будешь делать это, то и сам получишь благословение от Бога, — если будешь так проводить ночи, если будешь молиться свято, если будешь достоин стоять в доме Господнем, если самого себя сделаешь благопотребным храмом. Таким образом, преподав наставление, какое нужно было, пророк заключает речь молитвою. Превосходному учителю свойственно — и исправлять слушателя советом, и укреплять молитвами. Что хочет он выразить словом: « от Сиона »? Это имя было для иудеев вожделенно; там совершались все священные обряды. Поэтому он молится, чтобы они опять получили прежнее общественное устройство, совершали те же священные обряды и получили такое благословение. Затем, возводя их к более высоким понятиям и научая, что Бог находится везде, а храм Он повелел построить по причине их немощи, и что призывать Его должно везде, прибавляет: « сотворивший небо и землю ». Иудеи тогда призывали Бога в своем храме, а мы — на всяком месте, во всякой стране, и дома, и на торжище, и в пустыне, и на корабле, и в гостинице, и где бы мы ни были. Место нисколько не препятствует молитве, только бы настроение души соответствовало молитве. Устроив себя таким образом, будем призывать Бога везде, и Он придет к нам и поможет нам, сделает все трудное для нас легким и удобным и удостоит нас будущих благ, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 134   1 Аллилуиа. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, 1 Аллилуия. Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, 2 стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. 2 Стоящие во храме Господнем, во дворах дома Бога нашего! 3 Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро: 3 Хвалите Господа, ибо благ Господь; пойте имени Его, ибо это — благо. 4 яко иакова избра себе Господь, Израиля в достояние себе: 4 Ибо Иакова избрал Себе Господь, Израиля в достояние Свое. 5 яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги: 5 Ибо я познал, что Господь велик и Господь наш превыше всех богов. 6 вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. 6 Все, что восхотел Господь, сотворил на небе и на земле, в морях и во всех безднах. 7 Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ своих. 7 Он возводит облака от краев земли и при дожде молнии творит. Он изводит ветры из сокровищниц Своих. 8 Иже порази первенцы египетския от человека до скота: 8 Он поразил первенцев Египетских от человека до скота; 9 посла знамения и чудеса посреде тебе, египте, на фараона и на вся рабы его. 9 Ниспослал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его. 10 Иже порази языки многи и изби цари крепки: 10 Он поразил народы многие и избил царей мощных: 11 сиона царя аморрейска и ога царя васанска, и вся царствия ханаанска:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Другой важной нормой иудаизма является соблюдение пищевых ограничений – кашрута (с ивр. кашер – букв. «дозволенный»). Данный термин может употребляться и в широком смысле слова и относиться не только к продуктам питания, но и вообще ко всему, что регламентируется Законом и, соответственно, что может быть дозволено еврею как в отношении ритуала, так и в отношении юридических вопросов. Пищевые ограничения в основной своей массе касаются продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, птицы, молока и производных от них. На основании указаний, содержащихся в Книге Левит ( Лев. 11 ) и Второзаконии ( Втор. 14 ), животные и получаемые от них продукты делятся на чистых (разрешенных к употреблению) и нечистых (запрещенных к употреблению). Кроме того, в Пятикнижии даются критерии определения чистоты/нечистоты. Например: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» ( Лев. 11:3 ). Соответственно, корова является кошерным животным, а свинья – нет. «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас» ( Лев. 11:9–10 ). Применительно к конкретным водным обитателям это означает, что, например, лососевые – кошерны, а осетровые, как и икра, от них полученная, – нет. То же самое относится и ко всем морепродуктам. Кроме того, даже в составе чистого животного присутствуют части, употребление которых в пищу возбраняется. Например, недопустимо есть бедро животного, из которого не удален седалищный нерв, поскольку патриарх Иаков был ранен в бедро во время ночного борения с Богом 105 . Отдельный вопрос – раввинистическое осмысление предписания «не вари козленка в молоке матери его» ( Исх. 23:19 ). Талмудическая традиция расширительно толкует это указание, объясняя его как запрет на одновременное вкушение мясной и молочной пищи. Разница между трапезами, включающими различные продукты, должна составлять не менее шести часов. Данные ограничения касаются и посуды, в которой приготавливаются продукты. Например, капля молока, упавшая в кастрюлю с мясным блюдом, делает это блюдо некошерным, и сама посуда также становится оскверненной и требует ритуального очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И в четвертый день сотворил Он солнце, и луну, и звезды и поставил их на тверди небесной, чтобы они светили над всею землею, и сделал их властителями над днем и ночью и чтобы они разделяли между светом и тьмой. И Бог поставил солнце великим знамением на земле для дней, и суббот, и годов, и юбилеев, и всех времен года, и чтобы оно разделяло между светом и тьмой, и чтобы служило к произрастению всего, что на земле растет и прозябает... И в пятый день сотворил Он великих животных морских в глубинах водных, всякую плоть, и все, что движется в водах, рыб, и все, что летает, птиц и весь род их... И в шестой день сотворил Он всех животных земных, и всякий скот, и все, что движется на земле. И после всего этого сотворил Он человека, единого, мужа и жену, сотворил Он их, и поставил его господином над всем, что есть на земле и что в морях, и над всем, что летает, и над животными, и над скотом, и над всем, что движется на земле, и над всею землею... И было во всем 22 рода. И Он совершил все свои дела в шестой день, все, что на небесах, и на земле, и в морях и в долинах, в свете и темноте, и во всем. И Он поставил для нас (ангелов) великое знамение, день субботы, чтобы мы совершали дела свои в продолжение 6 дней и хранили субботу в 7-й день от всех дел, все ангелы лица и все ангелы хваления. К нам, двум великим родам, сказал Он, чтобы мы хранили с Ним субботу на небе и на земле. И Он сказал нам; вот Я изберу Себе из среды народов один народ, чтобы и он праздновал субботу; и Я освящу его и благословлю в народ Свой; как Я освятил день субботний и благословил его Себе, так Я благословлю его, и он будет Моим народом, и Я буду его Богом. И Я избрал семя Иакова между всеми из тех, которых Я видел, и записал его Себе первородным сыном, и освятил его для Себя навсегда и на веки. И Я научу их о дне субботы, чтобы они хранили его... И ты заповедуй сынам Израилевым, чтобы они хранили этот день, святили его, не делали в него никакого дела, и не оскверняли его; потому что он священнее, чем все (другие) дни; всякий, кто его оскверняет, должен умереть смертью, и всякий, кто в этот день делает какое-нибудь дело, должен умереть смертью...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

«И наполняйте воды в морях» – буквально здесь «кишмя да воскишат воды в морях». Бог этими словами вложил в рыб стадный инстинкт, благодаря которому происходят и массовые миграции рыб, ракообразных и планктона. Этим же повелением вложена в них способность к чрезвычайно большому принесению потомства (икра), что позднее стало весьма полезно для человека. И здесь же поставлены границы их размножению, после достижения которого этот инстинкт должен прекратить свое существование. Но, к сожалению, в результате падения человека смерть не дает до конца осуществиться этому Божию повелению. Но и сейчас ученые с удивлением узнали, что когда численность стада рыб или дельфинов достигает предельного уровня, размножение в нем прекращается, иногда даже из-за этого киты и дельфины выбрасываются на берег. Так и в падшем мире отчасти проявляется действие этого Божественного слова. «И птицы да размножаются на земле». И до сих пор эти порождения водной стихии никогда не размножаются в воде, хотя некоторые из них проводят в ней большую часть жизни (гагары). По словам св. Иоанна Дамаскина , птицы соединяют и воздух, и воду, и сушу. «И увидел Бог, что это хорошо», тем показав, что не было в первозданном мире рыб, птиц, пресмыкающихся и насекомых, ни борьбы за существование, ни смерти, ни вечного пожирания сильным слабого, напротив, все было гармонично и прекрасно. Даже сейчас на Земле трудно найти песню, великолепнее той, которой славословят Бога птицы, а красота рыб и бабочек превосходит плоды воображения любого художника. Новый день подошел к своему концу. Наступил вечер, оглашаемый трелями новосозданных пернатых. В волнах морей танцевали киты, драконы играли на безмерных просторах океанов и глубины вод украшались живыми самоцветами рыб. Солнце зашло, и этим завершился четверг, чудеса которого побуждали к движению цитру Давида: «Это море – великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с великими... там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время» ( Пс. 103, 25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И после всего этого Он сотворил человека, одного, мужа и жену сотворил их 2 , и поставил его владыкою над всем, что на земле и что в морях, и над тем, что летает, и над зверями, и над скотом, и над всем, что движется на земле, и над всею землею: надо всем этим Он сделал его господином. И эти четыре рода творений Он сотворил в шестой день. И было всего сотворено в шесть дней двадцать два рода. И Он закончил все Свои произведения в шестой день – все, что на небе, и на земле, и в морях, и в долинах, во свете и во тьме и всюду. И Он дал нам (Ангелам) великое знамение – день субботний, чтобы мы в продолжение шести дней делали дела и в седьмой день соблюдали субботу ото всех дел, все Ангелы лица и все Ангелы прославления. Нам, этим двум великим родам, сказал Он, чтобы мы хранили с Ним субботу на небе и на земле. И Он сказал нам: «Вот Я выделю Себе народ из среды всех народов, чтобы и они (он?) праздновали субботу; и Я освящу его Себе в Свой народ, и благословлю его, как Я освятил день субботний и посвятил их (субботы) Себе; так благословлю Я его; и они будут Моим народом, и Я буду их Богом. И Я избрал семя Иакова между всеми из тех, которых Я увидел, и написал Его у Себя перворожденным сыном, и освятил его для Себя навсегда и навечно. И Я возвещу им о субботнем дне, чтобы они хранили в него субботу ото всех дел своих». Так положил Он знамение в нем, дабы и они праздновали с нами субботу в седьмой день, чтобы есть и пить, и прославлять Того, Кто сотворил все, как и Он благословил сие и освятил Себя для Своего народа, чтобы это было явлено пред всеми народами и чтобы они (потомки Иакова?) одинаково с нами праздновали субботу. И Он установил, чтобы Его повеления возносились пред Него, как благовоние, которое было бы приятно Ему, во все дни двадцати двух глав людей от Адама до Иакова 3 . И двадцать два рода произведений были сотворены до сего седьмого дня. Этот благословлен и освящен, и тот (Иаков) также благословлен и освящен. И этот вместе с тем служит к освящению и благословению.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010