Приложение I. Список книг из библиотеки В.Г. Дружинина, выявленных в Библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии по экслибрисам и записям Книги на русском языке 1. Беседа Ф. Е. Мельникова с беспоповским начетчиком А.А. Коноваловым о крещении митр. Амвросия и о 500 червонцах. М., 1913. 2. Благоверные князья Ярославские Феодор, Давид и Константин/Житие и чудеса от святых мощей их. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1879. 3. Житие преподобного Лазаря, основателя Муромского монастыря. СПб., Типография Дома презрения малолетних бедных. 1886. 4. Жития святителей Ростовских Леонтия, Исайи, Игнатия. Ярославль. Типография губернского правления. 1884. 5. Житие святые благоверные равноапостольные великие княгини Ольги, нареченные во святом крещении Елены. Псков. Славянская типография. 1883. 6. Житие и труды преподобные матере нашея Феодоры, иже в мужестем образе подвизася. Киев. Типография Киево-Печерской лавры. 1886. 7. Житие и чудеса святителя Николая. М., 1901. 8. Летопись раскола за 1876–1879 г. М., 1880. 9. Н. Н. Блаженный Петр ордынский царевич, Ростовский чудотворец. Ростов. Типография губернской земской управы. 1880. 10. Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебско го монастыря. Ярославль. Тип. Г. В. Фальк. 1884. 11. Путешествие во Иерусалим Саровские общежительные пустыни иеромонаха Мелетия в 1793 и 1794 году. М., Губернская типография. 1800. 12. Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного рода лицам с сентября 1698 по август 1699 г. СПб., 1890. 13. Святой Леонтий, епископ Ростовский/Житие и чудасе от святых мощей его. Ярославль. Типография губернской земской управы. 1877. 14. Современные летописи раскола. Выпуск первый. Белокриницкий собор 1869 г. и относящиеся к нему акты и письма. М., Университетская типография (Катков и К°). 1869. 15. Терновский Ф.А. Терновский С. А. Греко-восточная церковь в период Вселенских соборов/Чтения по церковной истории Византии от императора Константина великого до императрицы Феодоры (312–842 гг.) с приложением русской и иностранной библиографии по предметы чтения. Киев. Университетская типография. 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Мироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский рн, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы. Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги. Возникновение обители относится к середине XVII b. и связано с явлением чудотворного образа Пресвятой Богородицы со святыми женами мироносицами. Майским днем 1647 года крестьянин селения Дальние Кузнецы Андрей Иванович Жолнин, работая в поле (на месте теперешней обители), увидел резной на аспидном камне, обложенный тканым серебром образ Богоматери со святыми женами мироносицами. (В древних грамотах XVII века говорится только о явлении иконы святых жен мироносиц. Но в чудесах от явленной иконы упоминается, что некоторые люди видели Владимирскую икону Божией Матери. Поэтому оба образа считались явленными. В икону Божией Матери была вставлена малых размеров на аспидном камне явленная икона святых жен мироносиц.) Когда крестьянин приблизился к иконе и хотел ее взять, образ сделался невидимым. Но вскоре появился вновь на стоящем рядом дереве. Он взял икону и благоговейно принес в свой дом. Вечером и ночью от иконы исходил солнечный свет. Андрей всю ночь молился перед образом, а когда заснул, то ему явился во сне украшенный сединой в святительском одеянии муж и повелел Андрею снова молиться. Тогда же на месте явления иконы был слышен колокольный звон, предвещавший чудеса и основание здесь обители. На следующий день утром Андрей отнес икону своему отцу Ивану, рассказав ему о всем случившемся. Узнав о святыне, все жители деревни собрались в доме Жолниных, приведя с собой больных и увечных, которые тут же исцелялись. О явлении чудотворного образа стало известно в Царевококшайске священникам, мирянам и воеводе Матвею Никифоровичу Спиридонову. Множество народа отправилось в день сретения 6 июля Владимирской иконы Божией Матери в дом Ивана Жолнина, а оттуда к месту обретения образа, случившегося 14 мая. При этом происходили многие чудеса. Люди слышали невидимый голос на том месте, где провидением Божиим должна быть основана обитель для монахов.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 110  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Стояние Зои (Впервые рассказ о “стоянии Зои” был напечатан в книге Владимира Губанова “Православные чудеса в XX веке”, Москва, “Трим”, 1993 год). В 1956 году, когда у власти был Н. С. Хрущев, случилось то, что потрясло весь православный мир, – знаменитое “Зоино стояние”. Напомним вкратце об этом чуде, происшедшем в Самаре (тогда Куйбышеве). Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла с божницы икону святителя Николая и сказала: “Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой”. На увещевания подруги не делать этого она дерзко ответила: “Если Бог есть, пусть Он меня накажет!” С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, и все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой святителя – окаменевшая, холодная, как мрамор. Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С этого времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия, но не могли привести ее в чувство. Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть “Зоино стояние”. Но спустя какое-то время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило. Дежурившие на посту у того дома по ночам слышали, как Зоя кричала: “Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!” Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменение тканей (не могли даже сделать укол: иглы ломались). Приглашенные священники после чтения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим (Тяпочкин, тогда еще отец Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: “Теперь надо ждать знамения в Великий день”.

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolay...

Разделы портала «Азбука веры» ( 34  голоса:  4.4 из  5) Оглавление По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Предисловие от редакции к русскому изданию книги Книга, которую Вы, дорогой читатель, держите в руках, составлена из многочисленных источников, написанных рядом современных греческих авторов. Ее тема в самом широком смысле — чудесные явления Пресвятой Богородицы православным грекам, начиная от глубокой древности и вплоть до конца XX века. Книга представляет собой собрание свидетельств, пронизанных благоговейным чувством благодарности Божией Матери. Эти короткие истории — словно с любовью выписанные миниатюры; или же их можно уподобить клеймам иконы, окружающим Божественный лик Пресвятой Девы. Сборник вполне современен: немало рассказов в нем описывают чудеса, случившиеся во время Второй мировой войны, когда Богоматерь, вмешиваясь в ход истории, заступалась за почитающих Ее православных греческих воинов; в книге есть и документальные сюжеты из 1980х годов. Но при этом книга как бы продолжает традицию древней греческой письменности — традицию патериков, Пролога, Лавсаика, житий святых… Мы знаем пока не слишком много о православной Греции, стране великих христианских святынь; лишь единицам удается посетить эту прекрасную землю. Читая книгу, словно воочию видишь перед собой величественную, а на взгляд человека севера — даже экзотическую природу, созерцаешь непривычные для русского архитектурные формы храмов и монастырей, слышишь странно звучащие имена… Русский человек непременно отметит особую жизнерадостность греческого народа; в самом деле, для нас странно, что можно петь веселые песни и даже танцевать в честь Божией Матери, как это делают греки… Но с другой стороны, знакомясь с почитанием Богородицы на греческой земле, постоянно ощущаешь глубочайшую духовную близость Греческой и Русской православных Церквей. Речь идет даже не о Церквах-сестрах, но о едином Вселенском Православии: греческое благочестие, духом которого пронизана книга, целиком созвучно настрою русской православной души. И, быть может, именно в любви к Богородице, в почитании Ее, русский и грек даже и без слов поймут друг друга.

http://azbyka.ru/fiction/yavleniya-i-chu...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Чудеса «Через день после погребения было явлено чудо, – пишет инокиня Е. П., – на могилах новомучеников стали мироточить все три креста. Я видела это сама. Было сильное благоухание, а капельки текли, казалось, из трещинок, но на деле выступали из крестов прямо так. Все приходили помазываться. Помазалась и я, начав с той поры молиться уже не только о. Трофиму, но всем троим. Вот один из случаев помощи новомучеников. 29 августа 1995 года наша матушка игуменья благословила меня съездить в Оптину строго-настрого наказав, чтобы я вернулась в тот же день. В Оптиной я задержалась… спохватилась уже в семь вечера. Помолилась я на могилках Оптинских старцев и новомучеников, попросила их помочь мне добраться до Шамордина. Раба Божья Фотинья вызвалась меня проводить. Идем мы в сумерках через лес, кругом безлюдье, как вдруг вышли из кустов трое мужчин с гитарой и стали к нам приставать… Мы с Фотиньей очень испугались и договорились шепотом молиться: она Оптинским старцам, а я – новомученикам. Призывала их поименно. Сзади вдруг стало тихо… Смотрим, а эти трое как сквозь землю провалились. Стали мы в радости благодарить старцев и новомучеников, а тут нас нагнала машина из Оптиной и довезла до деревни Прыски. Полдороги проехали, но до Шамордина еще шагать и шагать, а стемнело уже… Стали снова молиться убиенным братьям, – вдруг навстречу нам едет машина и тормозит возле нас: „Куда подвезти? Садитесь“. Шофер ехал совсем в другую сторону, но будто специально на трассу выехал, чтобы, развернувшись, отвезти нас в монастырь. „За кого молиться? – спрашиваем шофера. – Скажите ваше имя“. А он улыбается: „Василий Блаженный“. Это имя отца Василия в монашеском постриге, и мы поняли, кто нам помог». Нина Андреевна, мать о. Трофима, рассказала отцу М. следующую историю: «Сестра о. Трофима приехала в Оптину Пустынь и какое-то время жила здесь. У нее возникла необходимость купить платок и что-нибудь на ноги (у нее была обувь, неудобная для храма). Пришла она на могилку и в простоте говорит: “Братик, я пойду в магазин купить платок и тапочки”. Пришла она в магазин и стала выбирать платок, нашла по своему вкусу какой-то пестренький и хотела его взять. И вдруг явственно услыхала голос о. Трофима: “Нет, этот не бери. Возьми вон тот”. И она видит однотонный скромный платок и, потрясенная, покупает его. Потом она купила и тапочки и пошла в храм уже в церковном виде».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» Губанов В.А. Старец Захария. Схиархим. Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Житие, подвиги, чудеса В Избранное ( 174  голоса:  4.6 из  5) Оглавление Детство, отрочество, юность Родился старец в 1850 году 2 сентября. При крещении ему дали имя Захария в честь пророка Божия Захарии, отца Иоанна Крестителя. Родители Захарии были крестьяне, бывшие крепостные Нарышкиных, жили очень богато, были «сами хозяева», как в то время говорили. Жили они в Калужской губернии. Детей у них было 11 человек. Захария родился одиннадцатым. Многие из братьев и сестер по времени умерли. Родился Захария не дома, а в поле. До последних минут работала его матушка Татьяна Минаевна, и вот перед рождением ребенка она пошла в поле стелить лен, пошла одна, и пришло время ее, и без посторонней помощи произвела она на свет младенца мужского пола. А холодно было. Положила мать сына в подол, нечем было завернуть, и принесла домой. Отец Захарии Иван Дмитриевич был верующим человеком. Он часто ходил в церковь и усердно молился. Умело вел хозяйство, иногда торговал яблоками и семенами, но имел большой недостаток: здорово пил и в пьяном виде ругал жену, хотя по природе был очень добр. Выпьет бывало и говорит сынку: “Захар, я тебе гостинцев привезу”. — “Не надо, ты пьян”, — отвечает ему семилетний сын, который с детства отвращался всего дурного и некрасивого. «Ах, ты мошенник, разве можно папаше так отвечать», — останавливала сына мать Татьяна Минаевна. А надо сказать, что мать Захарии была святой жизни человек. Всем-то она помогала, всех-то она любила. Хлеб ковригами бедным давала, и мясо, и другие съестные запасы. Ничего-то она для неимущих не жалела. Да, кроме того, советы давала. Без ее совета и замуж не идут и не женятся. Все надо у Татьяны Минаевны спросить и сделать так, как она скажет. Громадным авторитетом и уважением пользовалась она среди своих сельчан. И сынка-то она воспитала так, чтобы более всего привить ему любовь помогать всем бедным и страждущим, чем только он сможет. Бывало играет он с ребятишками, проголодается, попросит хлебца, мать дает большую ковригу и говорит: “Ты сначала товарищей накорми, а потом и сам съешь”. Эти требования благочестивой матери быстро привились к нежному сердцу мальчика.

http://azbyka.ru/fiction/starec-zaxariya...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме,/в крове Иосифове тщанием предста безплотный,/глаголя Неискусобрачней:/Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя./Егоже и видя в ложеснах Твоих/приемша рабий зрак,/ужасаюся звати Тебе:/радуйся Невесто Неневестная. Тропарь, глас 8 Повеление таинственное постигнув разумом,/под кровом Иосифа поспешно предстал бесплотный,/возглашая не Знавшей брака:/“Склонивший Своим сошествием небеса,/не изменяясь, весь вмещается в Тебя./И видя Его в Твоих недрах принявшим образ раба,/я в изумлении взываю Тебе:/Радуйся, Невеста, брака не познавшая!” Канон, творение Иосифово, егоже краегранесие сицево: Радости приятелище, Тебе подобает радоватися единей. Глас 4. Песнь 1: Канон, глас 4, творение преподобного Иосифа. Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Пресвятая Богородице, спаси нас. Пресвятая Богородица, спаси нас. Христову книгу одушевленную, запечатленную Тя Духом,/великий Архангел, Чистая, зря возглашаше Ти:/радуйся, радости приятелище,/Еюже праматерняя клятва разрешится. Тебя, Христову книгу одушевленную,/запечатанную Духом,/великий Архангел, Чистая, видя, возглашал Тебе:/“Радуйся, радости вместилище,/Та, через Которую проклятие праматери упразднится!” Пресвятая Богородице, спаси нас. Пресвятая Богородица, спаси нас. Адамово исправление, радуйся/Дево Богоневесто, адово умерщвление./Радуйся Всенепорочная, палато всех Царя:/радуйся, престоле огненный Вседержителя. Адама исправление, радуйся,/Дева, Божия Невеста, ада умерщвление./Радуйся, Всенепорочная, дворец всех Царя./Радуйся, престол огненный Вседержителя! Слава: Цвете неувядаемый, радуйся/едина прозябшая яблоко благовонное./Радуйся рождшая благоухание единаго Царя./Радуйся Неискуобрачная, мирови спасение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-bla...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пояс Богородицы: история и чудеса уникальной святыни 4 мин., 13.09.2023 Годичный круг великих (двунадесятых) православных праздников начинается и замыкается торжествами, посвященными Пресвятой Богородице: от ее Рождества — через Покров, Введение и Благовещение — до Успения. И последний день церковного года — 13 сентября (31 августа по старому стилю) — тоже посвящен Божией Матери: в этот день Церковь отмечает праздник с загадочным для современного человека названием — Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Кому нужно почитание святынь Первые поколения христиан не нуждались в реликвиях. Они не сохранили даже Крест Господень и никак особо не почитали святыни Иерусалима. И когда в 70 году, во время Первой Иудейской войны, возникла реальная опасность, христиане просто переселились в другие места. А ортодоксальные иудеи остались в городе — потому что это был город Храма, и их отношение к святости этого места было другим. Впрочем, почитание святынь закреплено в самом библейском тексте. Хотя изначально почитание Бога не требовало предметной формы. Но когда Моисей спустился с Синая со скрижалями Завета, он увидел, что весь народ, за исключением рода Левия, впал в грех идолопоклонства, заменив «беспредметного» Бога золотым тельцом. И тогда пророк снова поднялся на гору, и Господь, снизойдя к слабости человеческой, «опредметил» культ — раз люди на данном этапе не готовы почитать Его без формы и привязки к чему-то конкретному, хотя бы к точке на карте. Читайте также: Народ и его Закон. История дарования скрижалей Так появился Ковчег Завета, в который поместили сперва скрижали, потом жезл Аарона, потом сосуд с манной… А еще возникла священная скиния, которой даже касаться было нельзя никому, кроме левитов. И все это нужно было не Богу, а человеку. И с христианскими реликвиями та же картина. Ведь и по Воскресении Христовом люди все еще ищут какой-то простой и понятной формы поклонения Тому, Кто не имеет формы. Хотя, конечно, ни одна реликвия не сравнится с Телом и Кровью Христовыми, преподающимся в каждом храме. Странные праздники церковного календаря

http://foma.ru/pojas-bogorodicy-istorija...

Сочинение прп. Никодима Святогорца, жанр которого не так легко определить. Во-первых, конечно, как явствует из названия, это некий комментарий на поэтическое творение Космы Маюмского. Так как толкуемый текст — литургический, «Толкование» попадает в рубрику литургического богословия. «Канон» переполнен библейскими аллюзиями, Никодиму тем самым приходится толковать Библию — так «Толкования» — пример святоотеческой экзегезы (экзегезы как аллегорической и типологической, так и чисто троплогической, направленной на изменение жизни христианина). Крест — центральный момент всего богословия, тем самым Никодим пишет богословский труд. Наконец, как увидит читатель, Никодим большую часть своего текста тратит на наставления в морали, аскетике и духовной жизни. Добавим, что преподобный почти во всем опирается на труды Святых Отцов. Приведем пример никодимовского толкования: «Четвертая песнь есть произведение пророка Аввакума, находящаяся в 3-й главе его пророчества […] Простираясь к воплощенному Сыну Божию, пророк говорит: “Господи: услышал я тайну домостроительства Твоего воплощения” […] Уразумев же глубоко, говорит, страшные дела и ужасные чудеса, которыми Ты, воплощенное Слово, соделаешь спасение человеков, и особенно крест и смерть Твою, размыслив, говорю, о сем, я не мог иного ничего сделать, как прославить Твое Божество; потому что ему одному свойственно творить такие дивные чудеса, то есть уничижением на кресте победить надменного дьявола; страстью доставить бесстрастие и смертью даровать жизнь всем людям. […] Сей ирмос приложим и к тебе, возлюбленный. Ибо если ты, подобно Аввакуму, станешь на стражу твою и ступишь на камень, как он говорит: на стражи моей стану, и взыду на камень (Ав., 2, 1), то и ты удостоишься благодати пророка Аввакума. Что же обозначает стража эта и что — камень? Послушай! Стража есть внимательность и охранение разума от всякого богохульного, постыдного и лукавого помышления, а камень есть сердце, или лучше, камень есть сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, служащее предметом занятия сердца. Сам Иисус Христос есть тот твердый камень, о котором сказал великий Павел: камень же бе Христос (1 Кор., 10, 4)».

http://predanie.ru/book/108441-tolkovani...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Сказания об Иосифе Прекрасном в обработке крестьянина-старообрядца И. С. Мяндина О прекраснем Иосифе О прекраснем Иосифе и о еже чесо ради братия продаша его, и κακο паки взыде на самый верх чести и величия и Египет от глада избави Житие князя Михаила Ярославича Тверского, написанное архимандритом Желтикова монастыря Макарием (Петровичем) Житие и страдание святаго благовернаго князя Михаила Ярославича тферскаго чудотворца, сочиненное в Тфери 1765 года тферской семинарии ректором и архимандритом Макарием Житие Димитрия Ростовского, написанное Я.А. Татищевым Житие иже во святых отца нашего Димитриа, митрополита ростовскаго, чудотворца Житие Феофана Соловецкого Житие и подвизи блаженнаго Феофана Соловецкаго Стихи в похвалу блаженному Феофану Чудеса Иуды Конещельского (Из дневника мезенского крестьянина Г. Я. Ситникова) Видения потустороннего мира Видение крестьянина Семиона Федотова Видение девицы Пелагеи Видение старца Макария Повести о покаянии беса Повесть, κακο един бес прииде в покаяние. Патерик скитский Повесть дивна, κακο покайся бес и проси у старца креститися Паломнические путешествия на Святую землю «Путевые записки» подпоручика Ильи Сысоева Путешествие крестьянина Якима Васильева О произшестви света Христова на гроб в болшой церкве на горе Голгофе Предисловие Описание афонских монастырей, в которых был 1819-го года июня 1-го дня Обще сказать о Святой горе Афонской Путешествие девицы Анны Алексеевны О святом Вифлееме Сказание о церемонии на Рожество Христово Сказание о Назарете Служба Пустозерским мученикам старообрядческого епископа Иннокентия (Усова) Месяца апрелия, в 14 день. Святых священномученик и исповедник протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диякона Феодора и инока Епифания, иже в пустозерске сожженных. Аще хощет настоятель, творит бдение Комментарии Сказания об Иосифе прекрасном в обработке крестьянина-старообрядца И.С. Мяндина Житие князя Михаила Ярославича Тверского, написанное архимандритом Желтикова монастыря Макарием (Петровичем) Житие Димитрия Ростовского, написанное Я.А. Татищевым Житие Феофана Соловецкого Чудеса Иуды Конещельского (Из дневника мезенского крестьянина Г.Я. Ситникова) Видения потустороннего мира Повести о покаянии беса Паломнические путешествия на Святую землю «Путевые записки» подпоручика Ильи Сысоева Путешествие крестьянина Якима Васильева Путешествие девицы Анны Алексеевны Служба пустозерским мученикам старообрядческого епископа Иннокентия (Усова)  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010