Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2020 33 мин., 15.10.2020 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — – 2020.         FOMA.RU 1-я страница обложки:  В пасмурный день, на фоне затянутого облаками горизонта, у края водоема, отражаясь в воде, едет тепло одетый велосипедист (фото Александра Кукринова).  Над фото текст, напечатанный без отступов между словами: ХОЧУДОВЕРЯТЬ (ХОЧУ ДОВЕРЯТЬ), при этом в общем ряду букв красным цветом выделено несколько знаков, образующих слово «ЧУДО». Внизу обложки  обозначена тема: ВЕРИТЬ В ЧУДЕСА: СТЫДНО ИЛИ ПРАВИЛЬНО? См. рубрику «Вопрос номера» (С.14-21), в разделе «Вера» - материал М. Журинской «Чудеса и отношение к ним» (С.32-37), в разделе «Люди» эссе А. Захаровой «Было страшно точно узнать...» (С.36-37). Пролог : Николай Заболоцкий . Осенний клен («Осенний мир осмысленно устроен ... »).Стихотворение. 1955//Фома. - – октябрь 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: октябрь //Фома. - – октябрь 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 1 4 октября . Покров Пресвятой Богородицы. [Х век. К Константинополю подступили войска варваров. Жители византийской столицы с ужасом         ждали, что к утру они могут проститься с жизнью. Священники города      молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи юродивому Андрею во Влахернском храме Константинополя было видение: на небе по воздуху шла Богородица. Она «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем          стоящим народом». Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров. Это событие и вспоминается в праздник Покрова Богородицы. Ил.: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». - С.4; 8 октября. День памяти Преподобного Сергия Радонежского. [Преподобного Сергия (+ 1392) называют «игуменом всея Руси». Почему?   Более 20 монахов, его непосредственных учеников, основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих  общин. В итоге за XIV-XVI века весь Север Руси покрылся  густой сетью малых и больших обителей]. Ил.: Преподобный Сергий Радонежский. Павел Рыженко. 2013. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-210...

Тропарь, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога,/спастися душам нашим. Правилом веры и образом кротости,/воздержания учителем/явила тебя стаду твоему/непреложная Истина./Потому ты приобрел смирением – высокое,/нищетою – богатство./Отче, святитель Николай,/моли Христа Бога о спасении душ наших. КАНОН, ГЛАС 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Припев: Святитель, отче Николай, моли Бога о нас. Пастырю добрый Христова стада, радуйся, Николае,/яко миряном отец честен и учитель был еси,/и мне подаждь, радуйся тебе приносити. Пастырь добрый Христова стада,/радуйся, Николай,/ибо гражданам Mvp Ликийских/отцом многочтимым и учителем ты был;/и мне позволь приветствие «радуйся!»/тебе приносить. Роди земнии стецемся,/радуйся приносити святителю,/радость бо приносит вселенней неоскудно. Племена земные, соберемся,/чтобы возглас «радуйся!» приносить святителю:/ибо он приносит радость/вселенной не оскудевающую. Слава: Избавльшему три воеводы от убиения неправеднаго вопием ти:/радуйся, Николае, заступниче прибегающим под кров твой. Слава: Тебе, избавившему трех воевод/от убиения неправедного, мы взываем:/«Радуйся, Николай, заступник прибегающим/под кров твой!» И ныне: Богородице Дево, радуйся,/радость от Ангела приемшая,/и спаси Тебе величающих. И ныне: Богородица Дева, радуйся,/радость от Ангела принявшая,/и спаси Тебя величающих. Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/живый и независтный источниче,/лик Себе совокупльшия духовно, утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби. Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица,/– живой и обильный источник,/устроивших духовный праздник, утверди/и в божественной Твоей славе/удостой венцов славы.

http://pravmir.ru/kanon-svyatitelyu-niko...

Уильям Лейн Крейг (протестант) Скачать epub pdf Содержание 1. Существуют ли внеканонические источники, которые подтверждают смерть, погребение, телесное воскресение Христа и Его вознесение на небеса? 2. Весть об Иисусе распространялась в устной форме до тех пор, пока не были написаны Евангелия. Как мы можем быть уверены, что за это время легенда не обросла новыми подробностями? Например, что Иисус был похоронен Иосифом Аримафейским? 3. Как быть с другими языческими чудотворцами, такими как Хони Рисователь Кругов, Ханина бен Доса и Аполлоний Тианский? Разве тот факт, что эти язычники творили чудеса, подобные чудесам Иисуса, не дискредитирует Иисуса как чудотворца? 4. Как быть с видимыми противоречиями между разными евангельскими повествованиями?     Я читал текст дебатов, состоявшихся между Уильямом Лейном Крейгом и Бартом Эрманом, и приложил его к этому сообщению. Когда один из слушателей задает Крейгу прямой вопрос о том, безошибочна ли Библия , Крейг отказывается отвечать. Он просто уходит от ответа и говорит, что это не является предметом настоящей дискуссии. 1) Существуют ли внешние (не входящие в библейский канон) источники, которые подтверждают смерть, погребение, телесное воскресение Христа и Его вознесение на небеса? 2) Весть об Иисусе распространялась в устной форме до тех пор, пока не были написаны Евангелия. Как мы можем быть уверены, что за это время легенда не обросла новыми подробностями? Например, что Иисус был похоронен Иосифом Аримафейским? 3) Как быть с другими языческими чудотворцами, такими как Хони Рисователь Кругов, Ханина бен Доса и Аполлоний Тианский (с. 27)? Разве тот факт, что эти язычники творили чудеса, подобные чудесам Иисуса, не дискредитирует Иисуса как чудотворца? 4) Как быть с видимыми противоречиями между разными евангельскими повествованиями? Пожалуйста, не говорите, что «это всего лишь вторичные подробности, не затрагивающие сути вопроса». Если мы преподаем в университете, который провозглашает безошибочность Библии , разве мы не должны быть способны объяснить эти противоречия? Я процитирую слова г-на Эрмана с 11-й страницы текста его дебатов с Крейгом:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

1. Мы узнали, что человеческому роду следует неповрежденной верой воспринимать чудеса Божественных дел и рассказывать о них для их благочестивого прославления, как увещает Священное Писание и как это же ангел повелел святому Товии 3 . Однако в наше время многие из чудес, которые Сила Христова или Сама совершает, или творит через святых мужей, поставленных для примера миру, бывают иногда менее известны или славны потому, что мы, заботясь о преходящем, узнаем о них мало и поверхностно, а те из них, которые приводят нас в восхищение своим величием, мы не столько по незнанию, сколько по лености души оставляем без внимания и по небрежности не передаем на письме для будущих веков. По этой причине наша вина гораздо более очевидна и непростительна, чем вина наших предков. Конечно, в течение многих лет в Галлии усердие к литературе было в упадке 4 , и нелегко вновь отыскать за прошедшее время многих, кто занимался бы свободными искусствами, но к нашему времени искусство первых по благородству мысли и лучших мужей 5 настолько способствовало развитию изучения наук, что ныне мы сможем по заслугам подтвердить недоброжелательные обвинения, если мы позволим деяниям святых мужей, которые дошли до нашего сведения, окончательно пропасть для знания потомков. И не должно слушать тех, кто столь много придает внимания прошлому, что, заранее приняв решение, совершенно отрицает, будто и ныне совершается нечто, считающееся достойным литературы; так как Божественное Провидение определило правило и образ действия, отвечающие потребностям человеческого рода в отдельные эпохи мира, и нам не пристало желать блаженства людей, живших прежде нас, и им, если бы они могли предвидеть то, что ныне творится, не пристало бы порицать состояние нашего времени. Конечно, ныне также есть в Церкви много людей, славных добродетельной жизнью, и часто для обнаружения заслуг святых в священных домах совершаются поразительные чудеса, которых по той причине немного, что им почти никто не удивляется, ибо из-за своей частоты они обесцениваются для уже очерствевших людских сердец.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Беседа 57. Евангелие от Матфея, глава 16, 1–12. «Просьба о знамении с неба и Закваска фарисейская и саддукейская» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и мы начинаем изучение 16-й главы Евангелия от Матфея. На сегодня намечено рассмотреть две темы: 1) «Просьба о знамении с неба» (1–4); 2) «Закваска фарисейская и саддукейская» (5–12). И мы читаем 16-ю главу с 1-го стиха: Мф.16:1 . «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Они просят знамения с неба, например, чтобы остановилось солнце или луна. Ибо они думали, что знамения на земле совершаются дьявольскою силою и веельзевулом. Не знали неразумные, что и Моисей в Египте сделал много знамений на земле; огонь же, сошедший с неба на имущество Иова, был от дьявола. Поэтому не все, что с неба, от Бога и не все, что бывает на земле, от демонов» . То есть, какими бы не выглядели чудеса: произошедшими от Бога (с Небес), или произошедшими от дьявола (с земли), распознать, что от кого происходит, достаточно трудно. Следовательно, как советуют святые Отцы, лучше не принимать чудес, но и не отвергать их, то есть придерживаться нейтрального равнодушия к тем явлениям, природу которых мы понять не можем. Но в любом случае нельзя забывать, что ни земля, ни Небо не принадлежат дьяволу. Сказано: «…Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» ( Иер.23:24 ); и еще: «Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ). Собственно говоря, как я часто напоминаю, чудеса – это костыли для сомневающихся, но и они (чудеса), если люди развращены делами плоти и собственными религиозными предубеждениями, не помогут сомневающимся. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Когда душа находится в состоянии бесчувственности и развращения и одержима недугом зависти, тогда она не убеждается никаким чудом» . Для самих верующих чудо не есть что-то решающее и значимое. А правильнее сказать: верующий почитает чудом то, что для неверующих таковым и не является.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Во-первых, они доставляют нам сведение, что Господь Иисус творил чудеса еще прежде тех, которые описаны в Евангелии. Сему не противоречит то, что чудо претворения воды в вино названо у Евангелиста начатком: оно есть первое из тех знамений, в которых Иисус «яви славу Свою», т. е. в которых дал человекам открытый способ узнать в нем Сына Божия и Спасителя, но не во всех отношениях первое. Ибо, что значат слова Матери Господней: «вина не имут»? Это не простое извещение о недостатке, а скромное прошение помочь оному, и не иначе, как чудесно, по неимению средств естественных. Сие видно, как из ответа Господня: «не у прииде час Мой» ( Ин. 2:4 ), т. е. время открытых чудодействий; так из самого потом чудодействия, которым Господь, наконец, удовлетворил ходатайству Матери. Но как пришло бы Ей на мысль просить чудодействия, если бы Она не знала предварительно, что можно получить оное? А сие как знала бы, если бы не имела в виду прежних опытов? Из одних слов Иисуса рано узнать сие не допустила бы Его глубокая скромность, которая и совершившияся уже чудодействия Его всегда облекала, и которая отнюдь не позволяет предполагать преждевременного самопрославления, даже и пред присными. Итак, должно заключить, что Матерь Господня и прежде Каны Галилейской видала благотворные чудодействия Сына Своего, подобные тому, которого там у Него просила. Сведение сие не есть только любопытное, но и полезное и назидательное. Оно дает разуметь, что кроме чудес, «являющих славу» Христову, открытых, торжественных, служащих для распространения и утверждения истинной веры в человечестве вообще, есть чудеса, являющия только крайнее человеколюбие Спасителя, снисходящего к нуждам, немощам, скорбям некоторых человеков порознь, для прекращения их искушений, и для утверждения их в вере и уповании на Него. Поелику же скорби, немощи, нужды есть и ныне: то должно заключить, что Господь наш не отречется и ныне вспомоществовать в оных, даже чудодейственно, когда естественные средства недостаточны; только бы мы прибегали к Нему с усердием полным, и с желанием чистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава 6 1–15. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. – 16–21. Хождение Иисуса Христа по морю. – 22–71. Речь, сказанная Христом в Капернауме о Себе как о хлебе жизни. Ин.6:1 .  После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. «После сего». После чудесного исцеления расслабленного при Вифезде прошло уже довольно много времени. Это видно из того, что Христос находился в настоящий раз на море Галилейском, а чтобы дойти до этого моря от Иерусалима, где находился Христос, когда исцелил расслабленного, требовалось немалое время. Затем, нет сомнения, что чудеса насыщения пяти тысяч и хождения Христа по морю, описываемые здесь евангелистом Иоанном, те же самые, которые описаны у евангелистов Матфея ( Мф.14:13–34 ) и Марка ( Мк.6:30–53 ). Евангелист Лука повествует только о первом чуде ( Лк.9:10–17 ). А эти чудеса или знамения составляют у синоптиков высший пункт, которого достигла мессианская деятельность Христа в Галилее. Отсюда можно заключить, что Иоанн здесь пропускает несколько месяцев, в течение которых Христос проживал в Галилее по возвращении из Иерусалима с праздника Кущей ( Ин.5:1 ). Из Евангелий Матфея и Марка мы узнаем, что в течение этих месяцев местом Своего постоянного пребывания Христос имел Капернаум, откуда и ходил по окрестностям Галилейского моря, и что Он уже послал Своих апостолов на проповедь. Когда они вернулись из путешествия, Христос получил известие об умерщвлении Иоанна Крестителя Иродом Антипой, и так как убийца Крестителя, пребывавший в то время, вероятно, в своей столице Тивериаде, мог прийти к мысли покончить и с Иисусом и Его учениками, которые не могли, конечно, одобрить его образ действий, то Господь в это время и признал нужным на некоторое время удалиться с учениками из сферы влияния Ирода на северо-восточную сторону Галилейского моря, где начиналась тетрархия Филиппа ( Мф.14:13 ; Мк.6:31 и сл.). Море Галилейское (см. комментарии к Мф.4:18, 15:29 ), названное у Луки ( Лк.5:1 ) Геннисаретским, здесь называется еще Тивериадским, вероятно, с отношением к греческим христианам, читателям Евангелия, которым известно было имя Тивериады, столицы Ирода Антипы, названной так в честь императора Тиверия. Выражение русского перевода «в окрестности» лишнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

граф М. Толстой Случайно попалась мне принадлежавшая С.Б. Большакову рукопись в лист, четкого письма прошедшего столетия, под заглавием: «Описание чудес, иже во святых отца нашего святителя Димитрия, митрополита ростовского чудотворца, состоявшихся в 1759, 1760, 1761, 1762 и 1763 годах». Рукопись содержит в себе 150 исцелений, совершенных над 66 мужчинами и 84 женщинами. Из числа исцеленных принадлежали к духовному сословию 24, к дворянскому 51, к приказному 7, купеческому 12, мещанскому 6. Крестьян из дворовых людей было 43, нижних воинских чинов с женами и детьми 7. Исцеленные при гробе святителя Димитрия страдали: припадками и разными нервными болезнями 31 (из числа их некоторые считали себя одержимыми нечистой силой или испорченными)1 1 , горячкой и лихорадкой 22, параличом и расслаблением членов 16, слепотой и глазными болезнями 16, сумасшествием и временным расстройством умственных способностей 14, ранами 11, ломотой и ревматизмом 10, водянкой, наружными и брюшными болезнями по 5, грудными болезнями 6, женскими болезнями 4, глухотой 3 и кровотечением 2. Богомольцы, удостоившиеся исцелений, были в большинстве случаев из ближайших уездов Ярославской, Костромской и Владимирской губерний – 83; но некоторые приходили и приезжали из дальних краев – 67; в числе их были жители Новгородской, Олонецкой, Казанской, Пензенской, Воронежской, Астраханской, Архангельской и Тобольской губерний, из земли Войска Донского и из Лифляндии. Один больной в Пруссии получил исцеление (чудо 139). Почти все чудеса описаны очень кратко и ограничиваются именем, званием и местожительством больного и названием болезни. Но некоторые исцеления описаны более подробно и при том заключают в себя замечательные черты. Мы постараемся изложить их здесь. Олонецкого уезда, Толгуйского погоста, жена государственного крестьянина Анна Гаврилова заболела в январе 1758 года «необычайной болезнью»: у неё был жар, опухший язык наполнял собой всю гортань и вышел из уст на вершок длины, причинял невозможность принимать пищу. Привезенная к мощам св. Димитрия на исповеди призналась, что наказана Богом за неверие в святость «сего нового угодника Божия». По раскаянии получила исцеление и возможность причаститься св. Христовых тайн. А 18 января, возвратившись домой и пришедши в церковь Толгуйского погоста, объявила себя совершенно исцеленной, о чем Ростовской консистории объявлено в промемории ее Велико-Новгородской консистории 18 марта 1759 года (чудо й).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Давно замечено, что человек завороженно воспринимает всё, что касается сферы чудес и чудесного. Людей легко покоряют видимые образы, эффектные действия, чудеса. Умение вершить что-то из ряда вон выходящее рассматривается многими как признак подлинной силы и истины. Но если бы мы знали, чем завершается нарочитый поиск чудес и сверхъестественной силы, то мы предпочли бы всю жизнь прожить без единого чуда. Лучше в простоте и смирении молиться Богу, помня о своей греховности, нежели, попавшись однажды на ложном чуде, порушить в своей жизни всё, что только возможно. История западного христианства знает страницу, о которой в наши дни не принято вспоминать. Случилось это в 1212 году и называлось детским крестовым походом . Всё началось с того, что в теплый майский день во Франции недалеко от Парижа появился двенадцатилетний мальчик. Его звали Стефан. Невзирая на столь юный возраст, он вдохновенно проповедовал, что скоро Бог вернет Святой Град Иерусалим христианам. Незадолго до этого мальчику повстречался таинственный путник-монах, шедший из Палестины и попросивший подаяния. Монах принял поданный ему хлеб, стал рассказывать о Святой Земле, заморских чудесах и подвигах, так что Стефан завороженно слушал, а затем путник неожиданно сказал, что он — Иисус Христос. Он велел Стефану возглавить небывалый доселе крестовый поход — детский, ибо для победы над мусульманами будет достаточно безгрешности детей и Божьего слова в устах их. В завершение встречи загадочный странник вручил отроку свиток — письмо королю Франции Филиппу II. Вся эта история похожа на какую-то сказку или легенду, но слишком много хроник передает детали происходившего. События того времени являются печальной правдой. Если бы Стефан знал, чем завершится вся эта история, то он осенил бы себя крестным знамением и отошел в сторону. Ему бы вспомнить евангельское предостережение: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят (Мф. 24: 4–5). Но степень очарования оказалась слишком высокой, в душе Стефана всё перевернулось, сердце горело идеей вести за собой толпы детей и освободить Святой Град. Да и как не согласиться? Каждый мальчишка того времени мечтал стать освободителем Гроба Господня.

http://pravoslavie.ru/98463.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010