Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Суббота 5й седмицы Великого поста. Проповедь Апрель 8ое 2011 Суббота 5й седмицы Великого поста. Проповедь Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшнее богослужение именуется Похвалой Пресвятой Богородицы. Установлено это богослужение было в воспоминание конкретного исторического события, которое имело место быть в Византийской Империи в VII веке. Когда персы окружили Константинополь с суши и моря, и у греков не было ни сил, ни возможностей противостоять им, то люди все свое упование и всю свою надежду возложили на помощь Царицы Небесной, на Ее защиту и покров. Молитва настолько укрепила воинов, защищавших город, и наполнила их силой, что они смогли не только город свой защитить, но и вернуть захваченные врагом и, казалось бы, навсегда утраченные провинции Империи. Народ, утешенный скорой помощью Матери Божией, целую ночь, стоя, приносил Ей хвалы и благодарность. В память об этой победе было установлено особое празднование, к которому потом, правда, присоединили воспоминание еще о двукратном избавлении Константинополя от врагов с помощью Матери Божией. Ей было составлено специальное богослужение, которое получило название Акафист. На русский язык это греческое слово можно перевести как «стояние» или молитва, совершаемая стоя. Для нас это может показаться, конечно, странным, ведь мы все молитвы совершаем стоя. Но в древней Византии была другая практика: там в храмах сидели. А Похвалу Божией Матери пели стоя в воспоминание о том первом ночном стоянии в честь избавления Константинополя от персов. Почему эту службу и стали называть Акафистом, или по-русски Стоянием. Сердцевина любого Акафиста Божией Матери – это всегда акцент на Ее помощь против врагов, видимых и невидимых: «Взбранной Воеводе победительная» – так начинается каждый Акафист Божией Матери. Что это значит? Говоря современным русским языком, это значит: избранный, исключительный полководец или военачальник, который всегда побеждает, у которого не бывает поражений. И ведь не случайно, что особое распространение Акафисты получили именно в нашей стране. Потому что Россия, как, наверное, ни одна другая страна, всегда особым образом ощущала на себе помощь Матери Божией и Ее покров. Посмотрите, сколько у нас праздников в честь икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская. Это самые известные, а так-то их не счесть. И некоторые из них празднуются по несколько раз в году, как, скажем, праздник в честь Владимирской Божией Матери 3 раза в году.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Преподобный Иоанн Дамаскин I. Житие и творения 1. О жизни преподобного Иоанна мы знаем немного. Известные нам его жития составлены поздно (уже в XI в.), и в них нелегко выделить бесспорное и достоверное. Родом Иоанн был из Дамаска, носил наследственное прозвище Мансура (что значит: " победительный " ). Год его рождения точно неопределим, это был конец VII-ro века. Отец Иоанна, по имени Сергий (Ибн-Серджун), служил при дворе халифа, в звании " великого логофета, " т.е. сборщика податей (вернее, откупщика или мытаря). Впоследствии его сменил сам Иоанн... Иоанн получил хорошее образование. По преданию, он учился вместе с Косьмой (впосл. Маюмским) у некоего пленного инока из Калабрии (тоже по имени Косьма). Очень рано пробудились у него богословские интересы. Не знаем точно, когда Иоанн удалился от двора и затворился в обители святого Саввы. Можно предполагать, что уже до начала иконоборческой смуты. Замечательные слова преподобного в защиту святых икон привлекли к нему всеобщее внимание. Жития преподобного рассказывают о клеветах и гонениях на него при дворе халифа, о жестокой каре и чудесном исцелении. В монастыре преподобный проводил жизнь строгую и замкнутую, в смирении и послушании, что так ярко и трогательно описано в общеизвестном житийном сказании. Больше всего преподобный Иоанн занимался здесь писательством, чутко откликался на богословские темы дня. И в то же время составлял " божественные песнопения. " По его собственному указанию, он был поставлен во пресвитера Иоанном Иерусалимским (V-м), т.е. во всяком случае не позже 734 года. В Иерусалиме он оставался недолго. Года кончины преподобного мы не знаем. Можно думать, что скончался он еще до иконоборческого собора 753 года. 2. В истории богословия место преподобного Иоанна определяется прежде всего его трудами систематического характера. Это - его " Источник знания " (посвящен Косьме Маюмскому). Этот обширный догматический свод состоит из трех неравных частей. Первая, " философские главы " или диалектика, составлена по Аристотелю (срв.

http://sedmitza.ru/lib/text/538196/

Сентябрь 1876 г. 4 сентября. Благодарю Господа, спасшего меня от лукавства, неприязни, гордости, зависти, малодушия, сомнения, смущения, боязни бесовской, черствости и грубости сердечной, которые я ощущал в себе во время панихиды и после ее в квартире Владимира Д.Никитина. Чувства неприязни относились к дьячку отца Павла [Ивану] Адрианову и к самому протоиерею. Я сознал, что туне их возненавидел, и осудил себя искренно, пришедши в церковь и припав к престолу Божию святому, страшному, животворящему. Благодарю Господа, даровавшего мне вчера благодать добре совершить Тайну Крещения в Песочной улице, в доме Бубнова, с великим дерзновением. 7 сентября. Благодарю Господа за чудеса милости и силы Его, явленные во мне при служении ранней литургии от купца Владимира Д.Никитина, церковного старосты: в превосходстве дерзновения и силы я сказал весь отпуст и прежде него прочитал заамвонную, помянув Святейший Синод и Преосвященного митрополита, ихже даруй и пр. Весь день я был силен милостию Божиею, несмотря на питье пива (а тяжесть, впрочем, чувствовал). 8-го сентября. Слава премилосердому Господу, сотворившему со мною милость в день сей при служении Божественной ранней литургии и победительная на невидимыя враги мне даровавшему, кроме хладного и неприязненного чувства к митрополиту Исидору (в чем каюсь искренно). Из-за чего я почувствовал вот уже давно отвращение к Преосвященному митрополиту? Из-за его презорливого, как мне показалось, обращения со мною, убийственно презорливого. Но я и должен считать себя ниже всех и хуже всех по грехам и по немощам моим и должен радоваться, когда меня ранят, унижают, бьют, режут, жгут, как выражается в одном слове архиепископ Григорий Казанский 34 . А если я обижаюсь на владыку, то, значит, я сам себя еще не знаю и льщу себе, на погибель себе, мню о себе нечто, как будто я большего достоин. Итак, благодарю Бога за бывшее умиление 35 , яко по достоинству восприятое, и благослови, Господи, архипастыря моего, умудри его и спаси его, ибо Ты его просвещавши и спасавши, как и меня недостойного, и молитвами его смиренными, пламенными, исполненными любви Твоей помилуй и спаси мя грешного. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Радуйтесь Поезд приходил в Питер в девять часов утра. Растянула застывшие от неудобной позы ноги, открыла глаза: без десяти девять на часах. Быстро сняла с верхней полки вещи, застегнула куртку и вот уже бегу по вокзальному перрону в поисках столба с буквой «М». Питерское метро мне нравится, после московского оно кажется самым быстроходным в мире: всюду добираешься за полчаса. Выхожу из подземелья, и морозный ветер гонит меня к первому встречному автобусу. Слава Богу, мой! Еще пятнадцать минут – и я уже стою перед дверью. Она открывается, и меня покрывают объятия и расспросы. Все рады: моя подруга Нина и ее десятилетний сын Коля. Он улыбается, значит – не забыл. Мне очень нравится эта Колина улыбка. У него есть в запасе и другая, хитрая, когда Колька что-то тайное задумал: разыскать, например, спрятанные мамой на антресолях конфеты и приняться за них втихомолку, надкусывая каждую, чтоб потом разрешили все доесть. Окидываю взглядом кухню (как хорошо, что ничего не изменилось!) и усаживаюсь за чашку чая, чтобы узнать, как прожили целый год без меня Ниночка и ее сын-инвалид. Инвалид… В юности, встретив инвалида на улице, я инстинктивно примеряла на себя его судьбу и отстранялась, страшась возможного несчастья. Все внутренние пружины моего существа восставали против этого. Позднее, встречая инвалидов в электричках, судорожно искала 10 рублей (большую, как мне хотелось думать, сумму) и, отдавая их в руки безногого или слепого, вступала в некий договор с «судьбой»: только пусть со мной и моими близкими такого никогда не случится! Затем произошел случай, заставивший меня задуматься. Мы с подругой были приглашены на детский праздник, итогом которого стала спортивная эстафета. Палочка переходила из рук в руки – и так до самого финала. Как правило, самая яростная борьба разгорается между последними игроками. Одним из них оказалась рыжеволосая девчонка, у которой вместо проворных ручонок висели две синие трубочки пустых рукавов олимпийки. Запыхавшийся мальчишка сунул ей палку прямо в рот, и она отчаянно помчалась за победой. По окончании соревнований я оказалась свидетелем короткого диалога. Дочь моей подруги, увидев рыжеволосую победительницу, со слезами в голосе тихо пробормотала: «Бедненькая». На что «бедненькая» резко обернулась и твердым голосом произнесла: «Это я-то бедненькая?!» Эти слова и взгляд будто повернули во мне ключик от какого-то непростого замочка в важной дверце. Открыли же эту дверь Нина и Колечка, открыли бережно и как будто по разрешению той строгой «судьбы», с которой я раньше шла на неписаный уговор о моем непременном счастье. Судьбы, которая сулила Нине и ее ребенку нелегкую долю.

http://pravoslavie.ru/56585.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Пребывать среди победителей фашизма у Польши не больше оснований, чем у Румынии 15.01.2020 607 Время на чтение 5 минут Источник: Фонд Стратегической Культуры Польша хочет быть пятой в «Большой четвёрке» 23 января 2020 года в мемориальном комплексе " Яд Вашем " (Израиль) пройдет Всемирный форум памяти Холокоста, посвящённый 75-летию освобождения Красной армией концлагеря Освенцим. Участие в нём примут лидеры многих стран мира, но президента Польши, на чьей территории располагался немецкий концлагерь, там не будет. Польский сайт wPolityce.pl прокомментировал отсутствие Анджея Дуды на мероприятии в Израиле: «Как сообщает источник, близкий к дипломатическим кругам, «мероприятие скроено под Путина и именно так его следует интерпретировать». Организаторы форума не согласились предоставить слово президенту Польши Анджею Дуде наравне с лидерами Большой четверки… Анджею Дуде предложили выступить с речью на менее престижной сессии, но Польша предложение отклонила, сочтя, что это бы означало признание более низкого статуса нашей страны и одобрение российской версии истории. Решив не принимать участия в Форуме, Варшава отказалась играть по чужим правилам…» К концу Второй мировой войны в антифашистской коалиции состояли 53 государства – всех их можно счесть «странами-победительницами». И тем не менее имеет хождение термин «Большая четвёрка держав-победительниц», он зафиксирован даже в Уставе ООН, где «четвёрка» держав имеет право вето. Коренной факт: современный мир создан победой этих держав. Считать этот порядок, «скроенным под Путина», – значит выворачивать последовательность исторических событий наизнанку. Сайт wPolityce.pl продолжает: «Цель мероприятия: воссоздать Большую четверку, то есть группу государств, которые считаются победителями во Второй мировой войне (США, СССР , Великобритания, Франция). Избрание такой концепции означает соответствующую интересам Москвы попытку восстановить «концерт держав», в котором государства вроде Польши не могут играть активной роли».

http://ruskline.ru/opp/2020/01/15/prebyv...

Неожиданно завершилась первая в истории Всероссийская олимпиада для школьников по Основам православной культуры (ОПК). До начала церемонии подведения итогов ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев и председатель методической комиссии олимпиады Татьяна Склярова говорили, что ребята из православных гимназий сильнее. И это, кстати, характерная черта всех олимпиад - обычно их выигрывают ученики спецшкол. Но в среду победительницей стала 16-летняя Дарья Фролкина из Кемеровской области, ученица 10-го класса сельской школы, где ОПК не преподают. И в воскресной школе Даша тоже не занималась - ближайший храм в райцентре, до него от ее родного села Чумай 35 километров. Православную культуру девушка изучала самостоятельно, по книгам. Она увлекается языкознанием, этимологией. И книг, как она рассказывает, в доме много. Мама у Даши стоматолог, папа - прораб. Родители - люди воцерковленные. «Я вообще не помню себя вне храма», - говорит победительница олимпиады. Даша уверяет, что в классе не все, конечно, верующие, но «белой вороной» она себя не чувствует. Даже частенько задают вопросы: что такое Таинства, что было раньше - Ноев ковчег или Вавилонская башня? Но развлечений в селе немного: «книги и работа по хозяйству». Дашина семья, как и другие, держит кур, коз, свиней, корову. Значит, в отпуск, на море не вырваться? «Почему? Один раз я ездила в Грецию», - говорит Даша. Но признается, что очень скучала по родителям. Самым сложным для нее оказался вопрос по музыке: прослушав произведение, надо было определить автора и название. Самым неожиданным - вопрос о новомучениках, по фрагменту житий назвать святого. А наиболее простым - по архитектуре. И все - по книгам! Даша восхищается Достоевским и уверена, что без знания и понимания христианства его понять невозможно. Как и Салтыкова-Щедрина: «Его «Господа Головлевы» - самое христианское произведение». А вот Львом Толстым она старается не зачитываться: «Очень красивый, но может смутить».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Наша линия - именно " Русская линия ведения огня " " ! Известные ученые, писатели, общественные деятели и журналисты поздравляют РЛ с юбилеем 13.05.2008 228 " Сердечно поздравляю " Русскую линию " с первым 10-летием! " Русская линия " - это не только известный православный Интернет-ресурс как таковой, не только творческая группа православных энтузиастов, но сегодня это уже и огромное количество посетителей сайта во всем Православном Mipe, а значит, немалое духовное пространство " , - говорится в поздравительном послании члена Национального союза писателей Украины, Союза писателей России, Всемирного ПЕН-клуба (Московский центр), лауреата литературных и журналистских премий Станислава Минакова по случаю десятилетнего юбилея РЛ , текст которого поступил к нам в редакцию. Как отметил С.Минаков, слово " линия " мы можем смело воспринимать в этой связи как военный термин, как, скажем, " линия обороны " или " линия атаки " . " Наша линия - именно " Русская линия ведения огня " " ! - отмечается в послании. " Для меня как жителя Украины, для моих коллег, для единоверцев-читателей, чрезвычайно важно присутствие в интернет-пространстве нашей Русской линии, с просмотра публикаций которой начинается каждый наш день - творческий и просто жизненный. И в выходные и праздничные дни чего-то не хватает, и с нетерпением ждем следующего дня, обновления новостей на РЛ " , - подчеркивается в письме. " Мне посчастливилось стать постоянным автором Русской линии , и я воспринимаю это как честь и ответственность. И, что могу, стараюсь делать для распространения той самой " линии огня " , которую олицетворяет собой наша Русская линия. И поскольку наше дело Правое, а в антивражеском стоянии мы едины - помнящие свое имя и не противопоставляющие Великую Русь Малой и Белой, а собирающие расколотое пространство воедино - верим, что дело, начатое в день Великой Победы 10 лет назад, есть и пребудет делом победительным! " - заключил свое поздравительное послание Станислав Минаков.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/05/13/na...

Календарь Материалы 10 августа 2010 г. [Встреча с Православием/Апологетика] Протоиерей Андрей Ткачев Священник не должен отчаиваться, видя свою паству малочисленной. Это временное явление. Со всех сторон к храму движутся люди, ощутившие, что они погибают без благодати и без таинств. В своем последнем пределе как минимум задач священник должен сохранить свой храм и приход. Сохранить ради молитвы, литургии и исповедания Истины. Все облеченные саном и благодатью священства способны на это, невзирая на различие способностей и дарований. [Интернет-журнал/Семья] Священник Павел Гумеров Да, любовь является главным в воспитании детей, но любовь должна быть разумной. Ведь очень многие родители, а также бабушки и дедушки понимают любовь как потакание всем желаниям любимого чада. Одна моя знакомая говорила: «Любовью не избалуешь». Избалуешь, и еще как. Любовь к детям предполагает не только заботу, нежность и ласку, но и строгость, ведь мы в ответе за них. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архимандрит Серафим (Розенберг) Бойся Бога, бойся и греха, Его гневящего и оскорб­ляющего, бойся нанести «бесчестие Богу» — тогда и не убоишься ничего другого — даже бесов. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф 10, 28). Оставь надежду на свои силы, ум, характер, благополучие — на Господа уповах… (Пс 10, 1). «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе» (вечерние молитвы). Он — Бог — Живой, Святый, Премудрый, Благий. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Суета сует, всё — суета! Если бы эти слова произнес какой-нибудь босой индийский философ, они и отдаленно не имели бы того победительного смысла, который имеют в устах пресыщенного всеми земными наслаждениями. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Вы думали, что начал — и тут же на третье небо... Надо прежде труды и поты подъять, потом уж начнут показываться плоды. Но условие неотложное — не жалеть себя. Не жалеть себя — не значит горы на себя наваливать, а ту же обычную монастырскую жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.

http://pravoslavie.ru/archive/100810

Холодно. Очень холодно. Наталья закуталась поплотнее в куртку, да только толку-то от легкой куртешки, со всех сторон продувает. Надо все-таки еще раз пересчитать деньги и, наверное, решиться купить что-то потеплее. Хорошо, что вспомнила: дома нету хлеба. Не хочется сворачивать по скользкой, плохо освещенной дороге к магазину, зато впереди рынок, вот там и можно купить. А потом – скорее домой. – Ма-ама! – послышалось вдруг откуда-то сбоку. – Ну, ма-ама! – Да отстань ты! – полная женщина в пальто, откликнувшаяся на голос, разозлилась настолько, что у нее вышло «ды ытстынь ты» сквозь сжатые зубы. – Замолчи! – Еще одна победительница конкурса «мать года», – вполголоса сказала Наталья, почти поравнявшись с ней. Женщина не услышала ее – да и хорошо. А Наталья подумала, что раз она уже говорит сама с собой – то пора выбираться с удаленной работы на вполне себе «очную», надо же так дома засидеться. «Еще одна», да. Буквально накануне она пробегала по тому же рынку среди дня, возвращаясь с почты. Подошла к одному из киосков посмотреть что-нибудь себе к чаю – и услышала разговор двух молодых женщин. У одной в руке была веревочка от санок, на санках молча сидел маленький бледный ребенок в шубейке. – И вот, – говорила она подруге, – мне звонят: забирайте, вашему ребенку совсем плохо! Ты представляешь? Забирайте! Я им отдала до вечера, это они обязаны что-то делать! Ну, вот, забрала, теперь ничем хорошим не займешься, еще и справку им надо, а это значит – врача вызывать! Как не хочется… – Да уж, так беспокоить людей, будто у них своих дел нет, – закивала вторая. Наталье расхотелось что-либо покупать. Она взглянула на мамаш, на ребенка, который все так же неподвижно полулежал на санках, прямо на него падал крупный снег, от которого женщины давно укрылись под козырьком киоска. И побежала к выходу, кусая губы. «Как, как можно – вот так? Со своим ребенком! Ему же плохо! И это называется мать!» Наталья тогда добежала до дома и дала волю слезам. Ей было страшно за того ребеночка под снегом, которого не жалеет и не хочет вести к врачу его мама. А он, наверное, все равно называет ее «мамочка» и все равно любит.

http://pravoslavie.ru/148444.html

Аминь. Взбранная Воевода – Поучение в Богородичный праздник Прославление Пресвятой Богородицы началось еще до рождения от Нее Христа Спасителя. Ей воздал славу и честь Архангел Гавриил во время благовещения. Ее прославила праведная Елисавета, при свидании с Ней нарекшая Ее Матерью Господа и ублажившая Ее за твердую веру в истину того, что возвещено Ей от Господа устами Архангела Гавриила. Св. Церковь именует ее как Матерь Господа, Честнейшею Херувимов и Славнейшею без сравнения Серафимов. Самые ангелы преклоняются пред Ней, как пред Царицей небесной. В лице Ее человеческое естество превознесено превыше ангелов. Церковное чествование Богоматери совершается ежедневно и соединяется с каждой службой. К числу бесчисленных наименований, какие Церковь употребляет в похвалу Богоматери, принадлежит наименование Ее Избранной воеводой. Остановимся вниманием на этом наименовании. Что значит Взбранная воевода? Многие думают, что это значит Избранная воевода или военачальница. Отнюдь нет. «Взбранная» значит, по точному переложению с греческого языка, «бранно-подвизающаяся» 3 . Так Она названа потому, что победоносно помогала и помогает православным христианам на брани с неприятелями. Впервые Она наименована Взбранной воеводой в акафисте, составленном в честь Ее в 7 столетии, при императоре Ираклии, в благодарность Ей за избавление от неприятелей, осадивших Константинополь с моря и суши. Тщетны были усилия греческого войска отразить осаждающих, пока не явилась защитницей греческой столицы Сама Богоматерь. Патриарх Сергий с крестным ходом вынес на берег моря икону Богоматери и ризу Ее. Как только он погрузил в морских водах эту священную ризу, поднялась страшная буря, которая рассеяла неприятельские корабли. В тоже время потерпели поражение осаждавшие на суше. В сем случае Пресвятая Богородица явила Себя в полном смысле победоносной воеводой, и Церковь восписала Ей победительные песни, известные под именем акафиста, начинающегося словами: Взбранной воеводе победительная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Подобную победоносную помощь Она оказывала греческому царству в последующие времена. Равным образом и наша православная Россия, во время нашествий неприятельских, неоднократно получала от Нее спасение. Так, по молитвам перед Владимирской иконой Богоматери, Москва спасена была от татарского нашествия. Она же спасена была от поляков по молитвам перед Казанской иконой Богоматери. Заступлением Богоматери по молитвам перед Ее Тихвинской иконой избавлен был от нашествия шведов Тихвинский монастырь и отвращена опасность дальнейшего наступления их в глубь России. Во всех этих случаях Пресвятая Богородица явилась Взбранной воеводой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010