— Не думаю, что напряжение в отношениях Церкви и мира именно сегодня достигает своего апогея. История Церкви с самых ранних времен знает сложность и многообразие этих отношений. Христос не обещал рая на земле, напротив, Он говорил лишь о малом стаде (см.: Лк. 12, 32), которому ничего не следует бояться. На протяжении веков Церковь Христова выходила победительницей из самых разных обстоятельств, при этом, торжествуя победу истины, растворяла ее скорбью о побежденных. Современное общество вновь ставит под сомнения традиционные христианские ценности, не желая принять их объективность, но для Церкви Христовой это не то что не ново, это ежедневная реальность ее существования на протяжении веков. Общество, раздробленное ментально, воспринимает голос Церкви как одну из версий— традиционных, консервативных, а значит— устаревших. Общество освободилось от навязывания идеологии, цензуры, традиционных устоев, но теперь эта свобода требует «новых» решений и «прогрессивного» мышления. Если не успеть— тут же оказываешься вне рейтинга успешных и состоявшихся, а именно они и указывают обществу «актуальные» ценности. Но нам-то, православным, кажется, ничего не должно угрожать— наш опыт восприятия мира и того, что в мире, укоренен в церковном сознании, в предании Церкви Христовой, в опыте всех тех людей, кто своей жизнью ответил на вопросы о поиске истины. Может быть, именно в этом и есть тот золотой ключ к умам, сердцам и сознанию общества, который отворяет жизненность христианских ценностей, непреходящее значение слов Спасителя. Меняются времена, нравы и вкусы, а Христос— все Тот же. И мы все так же остаемся людьми, к которым обращены Его слова и дела. Научиться нам следует прежде всему этому— слышать слова Христа так, как они сказаны, слышать в них именно то, что они говорят, чтобы не уподобиться тем, кто слыша не слышат (см.: Мф.13,13); воспринять всерьез в Евангелии не только то, с чем нам легко согласиться, но и особенно то, что нас выставляет не в лучшем свете. Интенсивность и разнообразие претензий к Церкви дает нам повод ясно осознавать свою веру и свою причастность Христу. Сегодня, как и всегда, быть христианином— значит бросать вызов миру, плыть против течения, ведь если бы мы были от мира, мир любил бы свое (Ин.15,19). Современность обрушивает на нас шквал идей, эмоций, образов и как важно суметь здесь отличить слово живое от банальной провокации. Последние события в современном обществе дают нам повод лишний раз сверить свое христианское «я» со словами Спасителя, а значит, быть Его свидетелями в мире.

http://pravoslavie.ru/50521.html

Аминь. Взбранная Воевода – Поучение в Богородичный праздник Прославление Пресвятой Богородицы началось еще до рождения от Нее Христа Спасителя. Ей воздал славу и честь Архангел Гавриил во время благовещения. Ее прославила праведная Елисавета, при свидании с Ней нарекшая Ее Матерью Господа и ублажившая Ее за твердую веру в истину того, что возвещено Ей от Господа устами Архангела Гавриила. Св. Церковь именует ее как Матерь Господа, Честнейшею Херувимов и Славнейшею без сравнения Серафимов. Самые ангелы преклоняются пред Ней, как пред Царицей небесной. В лице Ее человеческое естество превознесено превыше ангелов. Церковное чествование Богоматери совершается ежедневно и соединяется с каждой службой. К числу бесчисленных наименований, какие Церковь употребляет в похвалу Богоматери, принадлежит наименование Ее Избранной воеводой. Остановимся вниманием на этом наименовании. Что значит Взбранная воевода? Многие думают, что это значит Избранная воевода или военачальница. Отнюдь нет. «Взбранная» значит, по точному переложению с греческого языка, «бранно-подвизающаяся» 3 . Так Она названа потому, что победоносно помогала и помогает православным христианам на брани с неприятелями. Впервые Она наименована Взбранной воеводой в акафисте, составленном в честь Ее в 7 столетии, при императоре Ираклии, в благодарность Ей за избавление от неприятелей, осадивших Константинополь с моря и суши. Тщетны были усилия греческого войска отразить осаждающих, пока не явилась защитницей греческой столицы Сама Богоматерь. Патриарх Сергий с крестным ходом вынес на берег моря икону Богоматери и ризу Ее. Как только он погрузил в морских водах эту священную ризу, поднялась страшная буря, которая рассеяла неприятельские корабли. В тоже время потерпели поражение осаждавшие на суше. В сем случае Пресвятая Богородица явила Себя в полном смысле победоносной воеводой, и Церковь восписала Ей победительные песни, известные под именем акафиста, начинающегося словами: Взбранной воеводе победительная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Подобную победоносную помощь Она оказывала греческому царству в последующие времена. Равным образом и наша православная Россия, во время нашествий неприятельских, неоднократно получала от Нее спасение. Так, по молитвам перед Владимирской иконой Богоматери, Москва спасена была от татарского нашествия. Она же спасена была от поляков по молитвам перед Казанской иконой Богоматери. Заступлением Богоматери по молитвам перед Ее Тихвинской иконой избавлен был от нашествия шведов Тихвинский монастырь и отвращена опасность дальнейшего наступления их в глубь России. Во всех этих случаях Пресвятая Богородица явилась Взбранной воеводой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Иже на всякое время...» 3) Молитва «Иже на всякое время и на всякий час», в которой мы отвечаем на призыв Христа ко спасению и просим Его, чтобы Он поддержал нас на пути ко спасению, души наши освятил, тело очистил, помышления исправил и оградил нас святыми Своими ангелами. В конце первого часа мы обращаемся за помощью к Той, Которая стоит всего ближе к Богу и заступается перед Ним за весь христианский род, – к Божьей Матери. Ей поется песнопение: «Взбранной Воеводе победительная», в котором мы приносим благодарность за то, что Она избавила нас от всего злого. Потом священник читает отпуст Первого Часа, в котором говорится о спасении нас воскресшим Христом по молитвам Пречистыя Его Матери и всех святых. Этим заканчивается всенощная. Литургия Святого Иоанна Златоуста Литургия разделяется на три части: проскомидию , литургию оглашенных и литургию верных . Проскомидия Первая часть литургии называется проскомидия, что значит «принесение», потому что древние христиане приносили в это время хлеб и вино для Св. Таинства. От этого и сам хлеб называется «просфора», т. е. приношение. Хлеб должен быть квасной, т. е. на дрожжах, в воспоминание того, что Христос, как говорит греческий текст Евангелия, совершал Тайную Вечерь на «Артосе» (квасном хлебе, а не на συμα, что по-гречески значит опреснок, т. е. пресный хлеб 16 . Просфоры делаются из двух частей, напоминая этим, что Иисус Христос был одновременно и Бог, и Человек. На верхней части просфоры изображается крест и надпись: IC. ХР. НИ. КА, что значит Иисус Христос Победитель. Просфор для совершения литургии берется пять. Вино для совершения литургии должно быть виноградное, красное. Порядок проскомидии Стоящий перед жертвенником священник берет первую просфору, делает на ней знак креста и, читая молитвы и пророчества Исаии, вынимает кубическую часть, которая называется с этого момента Агнцем . Потом вливает вино и воду в чашу, в память того, что на кресте из ребра Спасителя вытекла кровь и вода. Из второй просфоры вынимается часть в честь Божьей Матери, из третьей – девять частей в честь святых. Из четвертой просфоры вынимаются части за живых, из пятой за умерших. После этого священник начинает вынимать частицы из тех просфор, которые молящиеся подали со своими записками за здравие живых и за упокой душ умерших. По правилам, только в это время и надо подавать просфоры за здравие и за упокой. Лишь по снисхождению к нашим немощам и к трудностям нашей жизни позволяется приносить их позднее, но во всяком случае просфоры нельзя подавать после «Иже Херувимы».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Когда я читал воспоминания маршала Жукова, мне бросился в глаза момент, где он пишет о том, как он поражался в начале войны гениальности стратегических планов немецких генералов. Потом он удивлялся тем ошибкам и просчетам, которые впоследствии они же совершали. Это со своей стороны говорит Жуков. Я со своей стороны скажу: это всё совершала премудрость Божия! Господь, кого хочет наказать, всегда лишает разума, ума... Когда Господь уже решил дать помощь нашему народу, нашей армии, Он омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую смекалку, мужество и успех. Господь давал силы, энергию, разум нашим конструкторам и инженерам для того, чтобы одержать победу. Как говорится: «Без Бога - не до порога!» Беда в том, что мы не видим Промысла Божия и не воздаем Господу славу за то, что Он проявлял такое промышление, такую заботу». («День смыслом наполняя», православный церковный календарь за 2015 г., издательство Московской Патриархии, с. 94). Господь (как предсказывал это еще в XIX-м веке святитель Феофан Затворник) решил сначала смирить, наказать наш народ за богоотступничество, а потом - милостью Царицы Небесной, молитвами всех русских святых, принял все жертвы, весь подвиг народный - от Верховного Главнокомандующего до каждого воина, каждого труженика в тылу - и помиловал нас, и даровал Победу. А кто же поверил Гитлеру и его пропаганде? Критики расставили ловушки со всех сторон - выбирай, мол, любую. Не готовился к войне - виноват. Готовился - значит, хотел напасть на Германию первым, опять виноват. Старался не дать повода к нападению - значит, «поверил Гитлеру». Кругом виноват! В Победе только не виноват, хоть и командовал армией-победительницей. Нет, конечно же, он не поверил Гитлеру. А вот некоторые убежденные антисталинисты поверили. Поверили Геббельсу, Власову, Бандере, безбожнику Хрущеву, «объективному сочинителю» Солженицыну, перебежчику-предателю Резуну, английской разведке и прочим творцам мифов. И верят, увы, до сих пор, часто даже и весьма благонамеренно. Но вся эта «компания» мифотворцев говорит сама за себя - о том, что всё это было и есть против нашей Родины, против нашей Победы, против нашей Церкви, против Бога.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/22/...

Канон . После чтения Евангелия на клиросе поют или читают канон, т.е. собрание священных песнопений в честь праздника. Канон состоит большей частью из девяти песней. Перед девятой песнью дьякон с кадильницей выходит из алтаря, останавливается перед иконой Богородицы и возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Певчие поют: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе, Спасе моем», с припевом: «Честнейшую Херувим». После канона, в конце утрени, открываются царские двери, и священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет». На клиросе поют великое славословие, которое начинается словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение». После великого славословия произносятся две ектении: сугубая и просительная, и бывает отпуст утрени. К утрени присоединяется чтение первого часа, который оканчивается победной песнью в честь и славу Пресвятой Богородицы: «Взбранной Воеводе победительная». Литургия Литургией называется важнейшее христианское Богослужение, на котором совершается Таинство Святого Причащения. Литургия разделяется на три главные части: 1) Проскомидия, 2) Литургия оглашенных и 3) Литургия верных. Проскомидия. Первая часть Литургии называется Проскомидией, что значит «приношение», потому что первые христиане приносили хлеб и вино для Таинства; поэтому и хлеб называется просфорой, что также значит «приношение». – Просфора состоит из двух частей в воспоминание того, что Иисус Христос имеет два естества: Божеское и человеческое. Наверху просфоры изображается крест со словами Ис. Хр. Ни. Ка. , т.е. «побежденный Иисусом Христом». На проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание того, что Иисус Христос насытил 5000 человек пятью хлебами. Совершение проскомидии. Священник, облачившись во все священнические одежды, подходит к жертвеннику, берет просфору и вырезает из нее кубическую часть, которая называется Агнцем, и полагает ее на дискос. Потом он вливает в Чашу красное виноградное вино, соединенное с водой, в воспоминание того, что из прободенного ребра Иисуса Христа истекла кровь и вода. Из второй просфоры священник вынимает частицу в честь и память Пресвятой Богородицы и полагает ее по правую сторону св. Агнца. Из третьей просфоры он вынимает девять частиц в честь Святых и полагает их по левую сторону Святого Агнца по три в ряд. Из четвертой просфоры вынимает частицы за живых, а из пятой – за умерших. Вынутые частицы за живых и за умерших полагаются на дискосе ниже Святого Агнца. Затем священник полагает на дискосе звездицу, чтобы частицы, положенные в должном порядке, не смешались, и покрывает дискос и потир покровами и совершает перед ними каждение. Во время совершения проскомидии верующие должны воспоминать крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Акафист . Нельзя оставить без объяснения и сейчас упомянутое слово – акафист, потому что православные имеют особенное усердие служить молебны с акафистами. Акафист с греческого собственно значит – неседальный, т. е. то, причем никак и никому не позволяется сидеть. В церковном употреблении это слово значит такие, по какому-либо особенно важному случаю составленные песни, при чтении и пении которых сидеть никто не должен. Первый акафист был составлен Божией Матери, и вот по какому случаю. На греческую столицу Константинополь напали персы и авары. Константинопольский император Ираклий, со всем войском, на этот раз был далеко, он ушел в самую Персию выручать святыни святого града Иерусалима и храма гроба Господня, что перед тем было разграблено теми же персами. Спасения грекам не было ниоткуда. Предложили было они мир врагам – те ответили, что не оставят камня на камне в столице. И обратились греки за помощью к Царице Небесной. День и ночь не выходили из Божьих храмов, день и ночь обносил патриарх Сергий по стенам города икону Богоматери. И сотворила Она для них великое чудо. В ту самую ночь, когда враги, с моря и с сухого пути, двинулись на сокрушение стен Константинополя, поднялась такая буря, что рассеяла и потопила их суда, со всеми находившимися там войсками. Утром следующего дня уцелевшие на сухом пути остатки войск, гонимые страхом небесным, с позором бежали. Буря началась именно против самого Влахернского храма, в котором хранились этот образ и риза Богоматери. Тогда-то благодарный народ, во всю эту ночь неисходно пребывавший во храме, возгласил чудной Защитнице города победную «всенощную и неседальную» песнь «Взбранной воеводе победительная, яко избавлшеся от злых, благодарственная восписуем ти, раби твои, Богородице!» и пр. – песнь, которой и теперь оканчивается каждая наша утреня. Это было в 627 году, с пятницы на субботу пятой недели великого поста. В память этого чуда, и других подобных, которые Царица Небесная совершила для столицы греческой, и установлено Ей на все времена «всенощное и неседальное» пение в субботу пятой недели поста, что совершается и доныне. Впоследствии к первой победной песни прибавлено еще 23 таким образом составилось молебное пение пресвятой Богородице, которому и усвоено название неседального или по-гречески акафист.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Суббота 5й седмицы Великого поста. Проповедь Апрель 8ое 2011 Суббота 5й седмицы Великого поста. Проповедь Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшнее богослужение именуется Похвалой Пресвятой Богородицы. Установлено это богослужение было в воспоминание конкретного исторического события, которое имело место быть в Византийской Империи в VII веке. Когда персы окружили Константинополь с суши и моря, и у греков не было ни сил, ни возможностей противостоять им, то люди все свое упование и всю свою надежду возложили на помощь Царицы Небесной, на Ее защиту и покров. Молитва настолько укрепила воинов, защищавших город, и наполнила их силой, что они смогли не только город свой защитить, но и вернуть захваченные врагом и, казалось бы, навсегда утраченные провинции Империи. Народ, утешенный скорой помощью Матери Божией, целую ночь, стоя, приносил Ей хвалы и благодарность. В память об этой победе было установлено особое празднование, к которому потом, правда, присоединили воспоминание еще о двукратном избавлении Константинополя от врагов с помощью Матери Божией. Ей было составлено специальное богослужение, которое получило название Акафист. На русский язык это греческое слово можно перевести как «стояние» или молитва, совершаемая стоя. Для нас это может показаться, конечно, странным, ведь мы все молитвы совершаем стоя. Но в древней Византии была другая практика: там в храмах сидели. А Похвалу Божией Матери пели стоя в воспоминание о том первом ночном стоянии в честь избавления Константинополя от персов. Почему эту службу и стали называть Акафистом, или по-русски Стоянием. Сердцевина любого Акафиста Божией Матери – это всегда акцент на Ее помощь против врагов, видимых и невидимых: «Взбранной Воеводе победительная» – так начинается каждый Акафист Божией Матери. Что это значит? Говоря современным русским языком, это значит: избранный, исключительный полководец или военачальник, который всегда побеждает, у которого не бывает поражений. И ведь не случайно, что особое распространение Акафисты получили именно в нашей стране. Потому что Россия, как, наверное, ни одна другая страна, всегда особым образом ощущала на себе помощь Матери Божией и Ее покров. Посмотрите, сколько у нас праздников в честь икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская. Это самые известные, а так-то их не счесть. И некоторые из них празднуются по несколько раз в году, как, скажем, праздник в честь Владимирской Божией Матери 3 раза в году.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

«Все средства были использованы для того, чтобы склонить людей к расколу, чтобы ликвидировать каноническую Церковь. И законодательство, и деятельность правоохранительных органов, и пресса, и массовая пропаганда — все работало на то, чтобы расколоть нашу Церковь. Но ведь не получилось. Я верю в сохранение единства нашей Церкви, а значит, в сохранение силы благодати Божией, которая присутствует в каждом из вас через рукоположение», — подчеркнул Его Святейшество. Он напомнил: в тех, кто получает незаконное рукоположение, благодати нет. Если было бы иначе, то раскольнические образования имели бы внутреннюю жизненную силу, но такого не происходит — расколы исчерпывают себя. Это наглядно продемонстрировала история с обновленческим расколом в XX веке, опиравшимся на всю мощь тогдашнего государства, на его репрессивную машину, констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви. Как отметил Святейший Патриарх, сила раскола — только во внешних факторах: кого-то правительство поддерживает, кого-то — средства массовой информации, кому-то выделяют деньги. «А Церковь, даже немощная внешне, как это было во времена советской власти, сохраняла такую внутреннюю силу, какую не смогла сломить мощь сверхдержавы, — засвидетельствовал он. — Все было на стороне тех, кто боролся с Церковью — и пропаганда, и спецслужбы, и тогдашняя культура. Все работало против Церкви, а у нас не было ничего, наше слово за пределами храмов не было слышно. Но ведь мы выстояли, а та мощнейшая система рухнула. Мы сами видели это наглядно: Церковь, которую эта система должна была разрушить и подавить, вышла победительницей». Его Святейшество приветствовал тот факт, что нынешний украинский президент В.А. Зеленский не вмешивается в церковную сферу. «Дело власти — заниматься хозяйством и политикой, а церковная, духовная жизнь — это не сфера применения властных полномочий того или иного чиновника», — констатировал Патриарх. «Самое главное — не дрогнуть перед местными проявлениями агрессии, когда при помощи " болгарки " , молотка и топора кто-то пытается доказать свою правоту, врываясь в храмы, совершая насилие в отношении людей», — продолжил Святейший Владыка. Патриарх Кирилл подчеркнул, что средства, применяемые захватчиками храмов, — «не христианские, а антихристовы»: «Кто же спасает людей для Царствия Божия при помощи той же самой " болгарки " , молотка или дубинки? Если люди употребляют такие средства, значит, точно делаемое ими — от диавола. И помощи Божией на стороне таких людей быть не может. А даже если мы и в немощи в определенный момент, все равно сила Божия в нашей немощи совершается (ср. 2 Кор. 12:9)».

http://patriarchia.ru/db/text/5543264.ht...

Вот сегодня мы празднуем, кроме памяти Андрея Критского, память пророка Осии, который жил за 800 лет до рождения Христа Спасителя. Казалось бы, какая древность! Какое к нам может иметь отношение то, что было почти три тысячи лет назад? Но ведь, дорогие мои, Бог всегда один, и люди, в общем, всегда те же самые. У нас не появилось новых грехов — какие были десять тысяч лет назад, такие остались и теперь. Человек меняет свою одежду, а сердце у него остается все то же: та же любовь, та же ненависть, те же порывы в душе — человек есть человек. Поэтому мы можем прислушаться к Слову Божию, сказанному через пророка Осию. Он сам принадлежал к священническому роду. Он жил в городе Самарии и с печалью, с горечью видел, как люди теряют веру, как они отступают от Божиего Завета. Он предсказывал им, что отступление от веры ведет к горьким плодам. Это было правдой три тысячи лет назад и это — правда сегодня. То, что человек сеет, то и жнет. Сегодня мы слышали это в послании апостола: «Бог поругаем не бывает, что ты посеешь, то и пожнешь»  . Поэтому нам надо помнить, что мы, как члены Церкви, как члены общества, несем ответственность, потому что посеянное нами зло вырастает в двойное зло. Люди думают, что все может пройти легко, а на самом деле горек бывает результат зла. Всякая ненависть, как яд, порождает другую ненависть, всякое пренебрежение рождает другие злые последствия. Значит, прав был пророк, когда говорил, что если отступите от Божиего закона, вам будет тяжко и горько. И не потому, что Господь Бог наказывает вроде уголовного суда, а потому что Он, любящий нас, таким создал мир: когда подходит итог жизни, мы видим, что пожинаем то, что сеяли. Только кажется, что все перепутано. Посмотрите: иногда кажется, что страдает добрый человек, а злой — торжествует, но это только до поры до времени, так учит нас пророк — в конечном счете правда Божия будет победительницей. И еще пророк Осия передал нам такие слова Божий: «Милости хочу, а не жертвы». Слова эти потом повторил Господь Иисус…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Зубов: Это вопрос важный, но в то же время, я бы сказал, простите, Игорь Владимирович, это вопрос бесформенный. Что значит грань? Чем поступиться? Богословскими принципами? Никто не только не предлагает поступаться, а наоборот, молодежь приходит в церковь, потому что обретает там то соприкосновение с тайной, которую она ищет, и тот смысл жизни, которого так не хватает в обыденной жизни. Поэтому здесь надо не только не поступаться, а надо совсем другое — надо уметь эту святыню церкви, глубину церкви эксплицировать, объяснить, истолковать молодым людям в понятных для них выражениях. И я знаю, что очень многие священники и миряне… Литургия в Донском монастыре. Copyright: Vladimir Gorbunov www.vgphoto.ru Малов: А при этом я знаю, что службу ведут на старославянском языке, который понять средний, нормальный обыватель, тем более, молодой человек просто не в состоянии. Зелинская: Да что ты говоришь, Игорь, достаточно десять раз прослушать и все поймешь, это очень легко. Зубов: Друзья, я не скрою, что я являюсь сторонником, по крайней мере, возможности богослужения на русском языке. Не то, чтобы оно обязательно должно быть на русском, но в этом смысле для меня вполне понятен подход католической церкви после второго Ватиканского собора, когда они сказали, что можно оставить латинскую мессу, и кто хочет, пусть слушает по латыни. И служат, и с удовольствием ходят. Классическая григорианская месса дивно красивая. Но кому хочется…. И они знают латынь, те, кто туда ходят. А те, кто не знают, пусть слушают на родном языке — на английском, французском. Для меня проблемы этой нет. Я знаю, что сейчас Святейший Патриарх тоже выступает, и мы на Межсоборном присутствии обсуждаем проблему облегчения славянского языка, замены некоторых слов, понятий. Потому что есть вещи, которые навскидку православный человек не переведет. Ну, скажем, одна из любимых наших молитв Богородице. «Взбранной Воеводе победительная»что это такое по-славянски? Что это по-русски означает? Сразу не каждый сообразит. Только зная историю, зная язык, мы понимаем, что речь идет не о воеводе, который побеждает в бранях, а о Богородице как Непобедимой в бранях. Но не каждый это поймет. Поэтому….

http://pravmir.ru/zachem-religii-politik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010