Что значит «нести свой крест» и обязательно ли страдать? Что такое жизненный крест, обязательно ли он связан со страданиями? На эти вопросы «Нескучному саду» отвечает настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь ГАГАРИН 22 марта, 2014 Что такое жизненный крест, обязательно ли он связан со страданиями? На эти вопросы «Нескучному саду» отвечает настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь ГАГАРИН Любой православный человек назовет свои или чужие испытания крестом, без запинки скажет, что Господь никому не дает крест выше его сил. Но многие не выдерживают испытаний, и даже у верующих это часто вызывает чувство протеста. Почему это происходит? Что такое жизненный крест, обязательно ли он связан со страданиями? На эти вопросы «Нескучному саду» отвечает настоятель храма Иоанна Предтечи села Ивановское Ногинского района Московской области протоиерей Игорь ГАГАРИН. До радости надо дорасти — Отец Игорь, если у каждого, как учит Церковь, свой крест, значит ли это, что христианин обязательно должен страдать? — Об этом Сам Господь говорит: «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал: ибо кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 34-35). А вспомните, чем был крест в то время. Символом позора — на кресте распинали бунтовщиков, беглых рабов и разбойников. Римских граждан не распинали (поэтому и апостола Павла не распяли, а Петра распяли), смерть на кресте считалась самой унизительной. То, что Господь пошел на это унижение, говорит о величии Божией любви к нам. Тогда даже апостолы не могли понять этот высший смысл креста, он открылся людям только после Воскресения. Но гонения на Христа начались до Голгофы, когда Его изгоняли из городов. И говоря о кресте, Он призывает быть верными Ему, идти за Ним даже в страданиях.

http://pravmir.ru/chto-znachit-nesti-kre...

15 вопросов о работе Правмира Рождественский радиоэфир с руководством «Правмира». Вся правда о портале на «Эхе Москвы» 10 января, 2017 Рождественский радиоэфир с руководством «Правмира». Вся правда о портале на «Эхе Москвы» В праздник Рождества Христова гостями программы «Чувствительно» на радио «Эхо Москвы» были главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова и председатель редакционного совета портала, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря протоиерей Александр Ильяшенко. Ведущими беседы стали Ирина Воробьева и Светлана Сорокина. Ирина Воробьева : Здравствуйте. Это программа «Чувствительно». И, как всегда, ее ведут Ирина Воробьева и Светлана Сорокина. Светлана Сорокина : Здравствуйте. Ирина Воробьева : У нас замечательные гости в прекрасный праздник. Это главный редактор портала «Правмир» Анна Данилова. Анна, здравствуйте. Анна Данилова : Добрый вечер. С праздником. Ирина Воробьева : Спасибо. Всех с праздником сейчас поздравим. И протоиерей Александр Ильяшенко. Отец Александр, здравствуйте. Протоиерей Александр Ильяшенко : Здравствуйте. Светлана Сорокина : Стремительно пробежали дни нового наступившего года. Вроде бы, только что поздравляли мы с наступающим Новым годом, теперь говорим уже: «С Рождеством». И программу сегодня мы назвали «Рождество. Как не перестать верить в хорошее?» Ирина Воробьева : Потому что у людей есть много поводов уже перестать верить. Но, когда открываешь портал «Правмир», вера в людей сразу как-то восстанавливается. Светлана Сорокина : Сразу расшифруем, что такое «Правмир». Ирина Воробьева : Есть же еще благотворительный фонд «Правмир», и есть портал «Правмир». Я хочу попросить Анну объяснить, что такое портал, что такое фонд, как они соотносятся, и так далее. Просто о вере Анна Данилова : Спасибо. Портал «Правмир» или «Правмир» (на днях мы будем праздновать его 13-летие) начинался как маленький приходской ресурс. Я была всегда скептиком этой идеи. Идея создания принадлежала моему покойному первому мужу Анатолию Данилову и отцу Александру Ильяшенко. Тогда они решили, что очень нужен сайт, который бы на простом языке внятно, доходчиво с людьми говорил о вере, о важном и отвечал на заданные вопросы. Чтобы там было не слишком много всяких умных, сложных каких-то богословских текстов, а были бы ответы на простые вопросы и разговор человеческим языком.

http://pravmir.ru/15-voprosov-o-rabote-p...

     Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, здравствуйте! Сегодня мы попробуем поговорить об апостоле Павле, фигуре, без которой нет этой сложной мозаики христианства. Может быть, это самый важный проповедник истины. Он сам сказал о себе: «Я больше всех потрудился». И это не были слова гордости. Вот об этом человеке мы и поговорим. Здравствуйте, ребята! Я бы хотел прояснить мотив — зачем нужно об этом тоже поговорить. Я надеюсь, что, по мере произнесения этого имени — Павел, а до этого он был Савлом, по мере разговора о перипетиях его жизни мы приобретем чуть больше сердечных знаний о нем и, может быть, заслужим его внимание. Ведь мир духовный — он только кажется невидимым, на самом деле, Бог скрывает его от нас для нашей же пользы. Вообще все это рядом — только руку протяни. Я думаю, что Павел будет слышать наши слова о нем. Я думаю, что это будет некий аналог совершения службы в его память, чтобы мы прикоснулись к его горячему духу и немножко согрелись от него, то есть приобрели в его лице немного более понятного любимого святого. Ну, и когда люди вообще говорят о святых — о небесных человеках и земных ангелах, то всегда есть надежда, что мы приблизимся к ним еще больше. Я бы хотел, чтобы Павел был нашим старшим братом, наставником, учителем, отцом во Христе, ведь его голос звучит в Церкви постоянно — в посланиях апостола Павла. Такое впечатление, что остальные апостолы как бы немного ушли в тень по сравнению с Павлом. Вопрос: Здравствуйте, батюшка! Меня зовут Андрей. Я музыкант. Как Вы считаете, должно ли в жизни человека произойти событие, подобное обращению Савла, такое же резкое, переворачивающее с ног на голову всю жизнь человека? Несмотря на все его падения, апостол Павел столько потрудился и оставил нам такое наследие, что лично для меня это пример жизненного горения. Видимо, у него и до обращения было это горение. Или искра Божия коснулась его во время обращения, и он стал таким ревностным, отдающим себя без остатка, человеком? Прот. Андрей Ткачев: На Ваш вопрос есть несколько ответов. Конечно, повторений подобных обращений ждать было бы странно, например, чтобы Господь вдруг являлся каждому из нас на дороге в разное время. То есть вот ты пошел в булочную, и тут тебе Господь говорит: «Куда ты идешь? Иди каяться». Было бы странно, чтобы это часто повторялось.

http://pravoslavie.ru/122855.html

Встретил старого товарища, давно не виделись. Поговорили, расспросили друг у друга, что да как. Жизнь у нас обоих устоялась, изменений немного. Общих знакомых вспомнили. Вроде уже и расставаться пора, но вижу: стоит Евгений и как будто что-то еще сказать хочет, но не решается. Надо сказать, что друг мой – человек с виду самый обычный, но иной раз такая глубина в нем обнаружится, что никак этого нельзя было предположить. Сейчас наверняка историю какую-то поведает. Женька – рассказчик, каких поискать, хоть секретаря возле него сажай и записывай. – Случилась недавно со мной история одна, до сих пор под впечатлением хожу. И поделиться хочется, и не каждому такое расскажешь. Ежедневно с людьми общаешься: с коллегами на работе, во дворе с соседями, в маршрутке, в магазине, да мало ли… Но, знаешь, каждый на своей волне, редко частоты совпадают. Каждый своими проблемами занят, да и война у нас сейчас. Стою, внимательно слушаю. Если уж начал рассказывать – обязательно продолжит. Надо только внимать. Всё как-то в один тугой узел завязалось: в семье проблемы, на работе запарка, здоровье шалит – В общем, накатило на меня что-то вроде кризиса среднего возраста – с опозданием в несколько лет. Слышал, бывает такое. Всё как-то в один тугой узел завязалось. В семье проблемы, на работе запарка, здоровье шалит, еще куча мелочей разных. Все это и раньше бывало, но по отдельности, не все сразу. На работе – «изменения в штатном расписании», обошлись по-хамски, хорошо, что вообще оставили. Из соседнего отдела больше половины уволили. Точнее, выкрутили руки, заставив написать заявление. Пару окладов сунули на прощание – пилюлю подсластили. Пинка дали – и будь здоров, не кашляй! Куча дел скопилась, а из меня как будто стержень вынули: всё из рук валится. Бывало и раньше такое... Средство лечения известно. Я в такие моменты ехал в монастырь дня на три, оставался там как паломник. Постоишь на службах, послушаешь колокольный звон, погуляешь в окрестностях, подышишь воздухом, наполненным густым сосновым ароматом, полюбуешься монастырем из-за реки: белый Успенский собор с золотыми главами, меловые горы, поросшие лесом, церквушка святителя Николая, неизвестно как прилепившаяся на крутом склоне, – хорошо! Если еще исповедоваться и причаститься – вообще красота.

http://pravoslavie.ru/95995.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Что такое тюремное служение и кому оно нужно 26.12.2006 737 Время на чтение 10 минут На днях в Москве в Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами состоялась конференция, посвященная проблемам тюремного служения. В ней приняли участие общественные организации и церковные приходы Москвы и разных регионов России, которые оказывают поддержку заключенным. Что же такое тюремное служение, нужно ли оно и зачем, и чего уже добились те, кто самоотверженно им занимается. Подобные конференции проходят два раза в год в Синодальном отделе Московского Патриархата. Тема тюремного служения будет обсуждаться и в рамках предстоящих Рождественских чтений. Значит, тюремное служение сегодня набирает силу? - именно с таким вопросом я обратилась к руководителю Центра духовного просвещения и миссионерства сектора по взаимодействию с Уголовно-исполнительной системой Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Наталье Пономаревой: " Тюремное служение в России именно сейчас вышло на достаточно стабильный уровень действия. Показателем этого является то, что в уголовно-исполнительной системе не просто возникла идея о тюремном священстве, но в нескольких епархиях эта идея реализуется уже полным ходом. Практика тюремного священства была широко распространена до революции, но потом ее упразднили. И вот сейчас тюремное священство восстанавливается. Показателем является и то, что на этих конференциях собирается все больше и больше представителей разных приходов Москвы и областей России. Начиная это служение 6 лет назад, мы видели, как тяжело оно идет, как редко священники посещают тюрьмы. Потому что, во-первых, раньше их не часто туда пускали; во-вторых, священники настолько заняты, что у них часто даже не бывает возможности доехать до тюрьмы, чтобы там послужить. Если на территории колонии нет храма, Церковь должна сама идти к человеку, который там находится. И когда она не могла попасть туда в лице священника, она приходила в виде катехизаторско-миссионерской переписки. С этого, собственно, тюремное служение и началось " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Корабль спасения (+ВИДЕО) Профессор А.И. Осипов о том, что такое Церковь и что значит быть настоящим христианином Слова «Без Церкви нет спасения» знает каждый, но каков их смысл? Что собственно такое – Церковь? И кто – истинный христианин? Вот я хожу регулярно в храм, исповедуюсь, причащаюсь, достаточно ли этого, чтобы быть членом Церкви и спастись? Об этом в своем видеоэссе рассуждает профессора МДА богослов Алексей Ильич Осипов . Говоря о Церкви, нужно сразу отметить, что она имеет внешнюю сторону и внутреннюю. Так же, как и каждый человек: одно дело – его тело, даже его интеллект, психика, и другое дело – состояние его души. И Церковь, с одной стороны, – это общество людей, одинаково верующих – естественно, по-христиански: имеющих единое вероучение, единую дисциплину жизни, каноны, Таинства , основы и принципы духовной жизни… Это та внешняя сторона, которую представляет, в конечном счете, организация, именуемая тоже Церковью. В этой организации есть свои структуры, есть своя иерархия. Всё это – внешняя сторона. Кто является принадлежащим к Церкви в этом, внешнем ее проявлении? – Каждый, кто крещен. Крещен ? – Ты уже член Церкви. О крещении, о том, каким оно может быть, увы, мало кто думает. Да вообще никто не думает! Главное – крещеный или нет. Это, повторюсь, внешняя сторона Церкви. Но в этой среде – я подчеркиваю: именно в этой, не отдельной среде – невидимо существует тот организм духовный, наполняемый только теми верующими христианами, которые стремятся жить по Евангелию. Все эти стремящиеся к жизни по Евангелию объединены Духом Святым, в Котором они живут. И вот они-то и составляют, выражают и осуществляют именно Церковь саму по себе. Вот мы часто говорим: «Море житейское». И наша жизнь – это действительно море житейское, в котором бушует множество страстей и всяких нестроений. Этот образ хорошо показывает, что Церковь является тем местом, где человек может найти соответствующие средства к своему спасению – к тому, чтобы переплыть это житейское море. Эти средства – в Церкви. Ведь что такое Таинства, которые можно получить только в Церкви? – Это как раз средства, помогающие человеку в спасении. Хотя, как мы знаем, многие спаслись без Таинств: и множество мучеников, и разбойник, висевший на кресте справа от Спасителя, не успели принять ни одного Таинства. Но Сам Христос сказал: «Кто не ест Моей Плоти и не пьет Моей Крови, не может иметь жизни вечной» (ср.: Ин. 6: 53). Но первым в рай попал тот разбойник, ему Он говорил: «Сегодня же будешь со Мной в раю» (Лк. 23: 43). Это пример того, как осторожно нужно относиться к словам и всегда брать контекст, а не вырывать из контекста отдельные фразы и на них основывать какие-то утверждения!

http://pravoslavie.ru/93208.html

Крестный ход 15 августа, 2005 Что такое Крестный ход? Зачем верующие совершают торжественное шествие с иконой? Читайте об этом на Правмире. Что такое Крестный ход Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих. Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших). Православный Крестный ход: история и традиции на Руси Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.

http://pravmir.ru/krestnyj-xod/

Нужно широко и торжественно отметить годовщины, связанные с митрополитом Иоанном (Снычёвым). На мой взгляд, роль владыки в истории современной России весьма велика. Я всегда говорю о том, что в ХХ веке в Русской Церкви были две самые яркие фигуры, которые сыграли особую роль, – святой праведный отец Иоанн Кронштадтский и митрополит Иоанн (Снычёв). Отец Иоанн Кронштадтский пытался предупредить русский народ о грядущих скорбях и катастрофах ХХ века. Он всё сказал. Если бы мы послушались, то история России была бы совсем иной. Владыка Иоанн в своих трудах подвёл итоги ХХ века, указав тот путь, которым должна пойти Россия, чтобы выйти из глубокого тупика, куда её завел Запад, западная агрессия, «пятая колонна», пытавшаяся опрокинуть Россию и вместо неё создать ряд территорий, развивающихся самостоятельно. В своих трудах владыка Иоанн сформулировал самые главные истины: он доказал, что русская идея – это неутолимое стремление к святости, праведности и чистоте. Его важнейшая мысль о том, что такое Святая Русь. Именно он по-настоящему сформулировал её определение: Святая Русь – это особое благодатное свойство русского народа, делающего его избранным Богом народом, но избранным не для подавления других народов и агрессии, а для борьбы с мировым злом. Это великая мысль. В трудах владыки Иоанна были сформулированы самые главные истины – идеалы Святой Руси: идеалы о духовной цельности, соборности, нестяжательстве, русской государственности и патриотизме. Именно митрополиту Иоанну принадлежит мысль, что после веры в Бога патриотизм является выражением высшей духовности человека. Повторю, владыка выразил русскую идею, как стремление к Святой Руси и святости. Русская мечта, о которой сейчас многие говорят, – это стремление вернуться к идеалам Святой Руси. А что такое русская идеология? Православие! Что такое русский порядок? Русская держава! Ныне многие совершенно справедливо презирают понятие демократии. А демократия в русском понимании – это соборность, растворение каждого человека в Православной Церкви, в православном государстве, в православном народе.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/15/ve...

Предисловие Многие из нас не знают, что такое есть дело внутреннего богомысленного человека, – не разумеют, что такое есть Богомысленность, – ничего не ведущие о творимой умом молитве, но думающие, что молиться подобает только теми молитвами, которые написаны в церковных книгах, – а о тайном беседовании с Богом в сердце и о происходящей отсюда пользе нисколько не знающие, и никогда не вкусившие этой духовной сладости, но как слепорожденный, только слышит о солнечном сиянии, а каково это сияние, того не ведает, так и те разве только слышать о богомысленном поучении и молитве, разуметь же не разумеют, и – по невежеству своему – лишаются многих благ духовных: остаются без того добродетельного преуспеяния, которое возводит на совершенное Богоугождение, поэтому предлагается здесь некое малое наставление о внутреннем обучении и о богомысленной молитве – для простых, да начнет желающий, понемногу, при помощи Божией, научаться (сему делу). Духовное обучение внутреннего человека начинается от следующих слов Христовых: Егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив дверь твою, помолися Отцу Твоему втайне. ( Мф.6:6 ). Глава первая. О том, что состав человека двоякий, и обучение и молитва и клеть его – двояки по свойству своему 1) Состав человека двоякий – внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний – плотский человек есть видимый, а внутренний – духовный есть видимый, но, по слову св. Апостола Петра: Потаенный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливого духа ( 1Пет.3:4 ). То есть: «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». И св. Павел указывает на двоякий состав человека, когда говорит: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Так ясно Апостол говорит, что человек есть внешний и внутренний. Внешний человек состоит из многих членов, а внутренний приходит в совершенство – умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатию Божиею. Дела внешнего человека бывают явны, а дела внутреннего человека – невидимы, по словам Псалмопевца: приступит человек, и сердце глубоко ( Пс.63:7 ). То есть: «как близко ни приступит, а сердце – глубокая тайна». И Апостол говорит: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» Один только Испытующий сердца и утробы знает все тайны внутреннего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

протоиерей Николай Успенский 1. О вере, надежде и любви к Богу Что такое православная вера Читатель! Ты называешься православным христианином, но думал ли ты когда-нибудь, почему так называешься? Что значат эти слова: «православный христианин»? А знать это нужно. Когда ты узнаешь, почему так называешься, то узнаешь и то, чем ты отличаешься от нехристиан, да и от христиан неправославных, и тогда будешь твердо стоять за свою веру, и никто не в силах будет тебя сбить и совратить с истинного пути. Сначала христиане не назывались именем православных, а просто верующими. Именем же христиан впервые стали называться ученики Иисуса Христа в городе Антиохии, в Сирии, а отсюда имя христианин распространилось и в другие большие города Римской империи. Ясно, что имя христианин происходит от слова «Христос»: так называют Господа нашего, Сына Божия, Спасителя, а слово «Христос» не русское слово и значит помазанник (так назван Сын Божий, потому что Его человечеству безмерно сообщены те дары, которые в Ветхом Завете сообщались через помазание елеем царям, первосвященникам и пророкам (см. Катех. Филарета)). В древние времена у евреев до Иисуса Христа помазывали святым елеем царей, первосвященников и пророков, почему их и называли помазанниками. Имя христианин относится только к тем людям, которые веруют в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Но христиане есть разные: например, лютеране, католики (немцы, Французы) и другие, – но только они уже неправославные. А ты, читатель, православный христианин или нет? Да, без сомнения, потому что ты исповедуешь веру православную. Православная вера, как показывает и самое слово, значит вера правая, справедливая, то есть во всем согласная с учением Иисуса Христа и основанной Им Святой Церкви Его. Учение православной веры коротко изложено в Символе веры , который должен знать и верно понимать каждый православный христианин. Читается он так: «Верую во единаго Бога Отца...» и т. д. – и для более ясного понимания делится на 12 членов, или частей. Мы вот тут часто вспоминали слово «вера». А что же такое вера? Для более ясного ответа на этот вопрос постараемся разъяснить его на примере.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010