" Святая Церковь сегодня для назидания предложила нам Евангелие с притчей о сеятеле и семени, - сказал владыка в проповеди. - Ученики не поняли притчу, которую Господь рассказал им, и, когда народ отошел от Него, попросили растолковать ее. Христос сказал, что семя - это Слово Божие, поле - сердце человеческое, а сеятель - Господь. Мы должны запомнить, что Слово Божие действенно, один раз сказанное - сказано на все времена. Им Господь сотворил мир. И питает ангелов, воинство небесное. Словом Он питал и первых людей в раю. А когда они ушли из рая, стали питаться земной пищей. И до сих пор мы ею питаемся. Слово Божие проникает в сердце человека, пронизывает разум, как скальпель. Господь видит, что происходит в нашем сердце. Для Него главное - сердце. Он говорит: " Сыне, даждь Ми твое сердце " (Пр. 23, 26). В сердце Господь и сеет каждый раз Свое семя. Евангелие, которое протодиакон выносит и читает на середине храма, написано на бумаге, но мы должны переносить написанное в сердце. Евангелие должно быть написано в сердце каждого человека, потому что наш дух постоянно вопрошает у Бога, как ему поступить в этом мире. Господь отвечает на все запросы духа. И мы в Евангелии находим ответы на все вопросы. Приходит гордый и спрашивает, как ему жить. Господь говорит, что нельзя быть гордым, надо смиряться. Апостол Иаков, слыша от Господа притчи, говорил: " Бог гордым противится, а смиренным дает благодать " (Иак. 4:6). Гордым быть нельзя, иначе не получим самого главного - благодати. А как семя вырастить без благодати? Если посадил семя на огороде, надо его поливать. Без влаги оно не произрастет. Так и для сердца нужна благодать Божия. Она сердце поливает, и плод возрастает. Только смиренным, кротким и молчаливым Господь дает благодать. Если человек жадный, как ему быть? Слово Божие отвечает: " Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет " (2 Кор. 9:6). Жадным быть нельзя, надо постоянно учиться милосердию, все время раздавать. Слово Божие говорит: " Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? " (Мф. 16:26). Нельзя устремляться за бесполезным и ненужным приобретением. Нужно тем, что мы приобретаем, делиться с близкими. Так мы больше и больше будем приобретать благодати Божией. Если наши дела делаются ради Христа, то принесут благодать. А если делаются ради тщеславия или чего-то еще, не получим благодати. Если дух ленивый у человека, Слово Божие говорит, что нужно трудиться. Если мы получили талант от Бога, но ленимся и не развиваем его, то Господь этот талант отнимает. Кто много имеет и много делает, получит еще больше. Если мы хотим хорошо жить на этой земле, а тем более в Царствии Небесном, нам полагается трудиться и трудиться. За труд Господь тоже дает благодать, и она постепенно помогает взращивать семя, полученное в этой жизни " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Семя – это слово Божие, а земля – сердце человеческое. Доброе сердце – это добрая земля, злое же сердце – злая земля, утоптанная ногами как путь, твердая, как камень, и острая, как тернии. Господь Бог наш от начала мира сеял слово Свое в сердцах человеческих: сначала через праотцев и пророков, которые проповедовали слово Божие, потом Сам, воплотившись от Пречистой Девы Марии, явившись на землю и пожив с людьми, ибо Он проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие; затем Он послал Своих апостолов во вселенную сеять семена слова Божия, а после апостолов Он на это поставил учителей церковных, и эта обязанность дошла даже доныне, до архиереев и иереев, которые должны сеять духовные семена, то есть слово Божие (1). Бог, разгневавшись в древности на еврейский народ, грозил через Своего пророка Амоса, говоря: «Пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слова Божия. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам. 8:11–12 ). Я знаю, что все невежды не считают голод слышания слова Божия за великое наказание, посылаемое нам Богом за грехи наши. Наказание голодом хлеба у них считается большим, нежели голодом слышания слова Божия. О неразумные! Неужели вы не знаете, что больше: тело или душа, и какая пища достойнее и полезнее: тленная или нетленная, плотская или душевная, и какое лишение больше: скудость ли хлеба, или слова Божия. Злом является и голод хлеба, но еще большее зло – голод слова Божия. Ведь хлеб укрепляет только временную нашу жизнь, слово же Божие устраивает нас в вечную жизнь. Тленный хлеб умеет возделывать всякий земледелец, проведать же нетленное слово Божие не всякий умеет (1). Оно [слово Божие] есть подарок, превосходящий золото и дорогие камни, по словам Давида: «Я возлюбил заповеди Твои более золота и топаза» ( Пс. 118:127 ). Топаз – это драгоценный камень, также и золото не дешево, а святой Давид выше золота и дорогого топаза почитает Божие слово: Более золота и топаза (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Когда же Господь Иисус Христос воцаряется в душе человека, тогда и открывается в ней Царство Божие. Посему это царство Господа есть внутреннее. Фарисеи однажды спрашивали Спасителя о времени открытия царствия Божия. Он сказал им: не придет царствие Божие с соблюдением: ниже рекут: се зде, или: онде, се бо царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20–21 ). Много раз Спаситель благовествовал о Царствии Божием. Фарисеи не верили Ему. Вопрос их о времени появления этого царства был более насмешлив, чем искренен. Но Спаситель ответил им, что они все могут телесными очами видеть открытие Царства Божия. Оно не походит на мирские царства. О нем, значит, нельзя сказать: вот оно, в таком-то месте появилось. Как не от мира сего, а Божие и небесное, оно духовно. Начало его в душе человека. Но не сам человек насаждает его в себе. «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю». Человек, бросающий семена в землю, есть сеятель. А сеющий слово Божие есть учитель веры. Первый и всемирный Божественный Учитель есть Господь наш Иисус Христос: Он Сеятель Божественного Откровения. И до Него святые Божии человеки, просвещаемые Духом Святым, возвещали волю Божию, но только по частям, не полно, а сколько Бог им давал. Спаситель же наш есть Сам Бог. Посему Он и мог даровать людям совершенное откровение, достаточное для спасения их. Земля – это люди. Господь Иисус Христос им преподавал свое Божественное учение. Он для того и пришел на землю чтобы свидетельствовать об истине. Много было слушателей у Него. Но не все слушают Его с одинаковым сердечным расположением, не все принимают и хранят в сердце своем слово жизни. Но что же именно Спаситель желал открыть слушателям, когда говорил притчу о растущем семени? Он только что возвестил, что благовествуемое слово Божие может упадать и в сердце, подобное торной дороге, или почве тернистой и каменистой. Но ведь оно падает и на добрую землю. Так как же произрастает оно и плоды приносит, будучи посеяно на хорошей почве? Слушают слово Господа нашего Иисуса Христа и такие, сердечно к нему расположенные люди, о которых Он Сам мог сказать: «кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Иоан. 8:47 ) и «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Но и у последнего встречаем мы слова «Царствие Божие» или просто – «Царствие» (Мф. 4, 23). И последней целью мира будет то, чтобы «царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков», – говорит тайнозритель Иоанн Богослов (Апок. II, 15; 22, 5). Теперь мы подходим к вопросу: что же есть Царствие Божие? Но прежне всего мы укажем: что не есть Царствие Божие. Вообще мы скажем, что Царствие Божие не есть что либо внешнее, например, какаянибудь, даже самая идеальная, форма государственного или общественного устройства (мир между народами, прекращение войн, болезней, полное всеобщее довольство, культура и т.д.). Все это было бы лишь внешним, материально-душевным земным царством, царством – «от мира сего», царством человеческим, но – не Царством Божиим. «Царство Мое, – сказал Сам Основатель его, Господь Иисус Христос, Пилату, – не от мира сего… Царство Мое – не отсюда» (Ин. 18, 36). Если же Царство Божие – не земное, – что же оно? Это человеку, духовно неопытному, трудно понять, потому что не с чем поставить его в сравнение, в аналогию. Например, сладкая пища, отличное питание и даже мир в душе и радость земная, кажется, могли бы быть аналогией для Царства Божия. Но апостол Павел прямо говорит, что Царство Божие – «не пища и питие». А что же? «Праведность, и мир, и радость». Какие? Опять не земные, но «во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Это ещё мудрее, и неопытному – непостижимее! И Господь Сам говорит ученикам на Тайной вечере: «Отныне не буду пить от плода сего (лозного) виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). Здесь обращают наше внимание и «новое вино», и «в Царстве Отца». Господь берет сравнение от земли, но прибавляет «новое», т.е. иное, нежли земное, вино. И притом это будет в «Царстве Отца». Даже – не Его, Христовом, а в «Царстве Отца». Это слово – «Отца» – употребляется Господом Иисусом Христом часто (Мф. II, 10; Лк. 12, 23; 1 Кор. 15, 24; 1 Сол. 2, 12). Первое употребляется, как сравнение с веселием от вина (Пс. 103, 15), но совершенно не

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Господь Иисус, видя, что он опечалился, посмотрел вокруг и сказал ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Что такое Царство Божие, или Царство Небесное? Это то же самое, что и вечная жизнь, вечное блаженство. Конечно же, ученики в то время не совсем понимали, о чем идет речь. Они думали, что Спаситель подразумевал какое-то справедливое земное царство, в котором будут господствовать Божественные законы. Однако теперь мы знаем, что Господь имел в виду будущую жизнь. Ученики ужаснулись от слов Его. Ужаснулись не потому, что переживали за себя, ведь на самом деле к тому времени они уже оставили всё, что имели, и сами следовали за Господом, поэтому непосредственно к ним это обличение Спасителя не относилось, – но потому, что беспокоились за других учеников, у которых было имущество и которые еще могли испытывать к нему привязанность. Такое учение Господа для многих было неожиданным, потому что богатство, земное благополучие всегда считалось признаком Божиего благословения, а земные скорби (болезни, смерть родных, лишение имущества) воспринимались как Божие наказание. Мы имеем подобное суеверие и сейчас, живя в христианскую эпоху, несмотря на то что Евангелие проповедуется уже почти две тысячи лет. Тем более странным казалось людям учение Спасителя в то время, когда такой взгляд на вещи был привычным. Как это неожиданно: человеку богатому, то есть, с общепринятой точки зрения, имеющему благословение от Бога, оказывается, очень трудно войти в Царство Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Господь Иисус, ответствуя на сие, опять сказал им: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царство Божие! В этих словах Господь уточняет Свою мысль: войти в Царствие Божие трудно не просто богатым, а именно надеющимся на богатство. Если человек богат, но надеется на Бога и использует свое богатство для служения Ему и ближним, то оно является не препятствием, а скорее даже средством для стяжания вечной блаженной жизни. Тем более это верно, если человек не имеет к своему богатству привязанности, связанные с ним скорби воспринимает как нечто само собой разумеющееся, считает их происходящими по воле Божией и поэтому пребывает спокойным, невозмутимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Таким образом, с одной стороны Ветхий Завет утверждает, что Бог неименуем, с другой – называет Его имена. С одной стороны, Яхве – Бог сокровенный ( Ис. 45:15 ), лицо Его невозможно увидеть и остаться в живых, с другой – праведники видят Его лицом к лицу. Бог вдали, но Он и вблизи ( Иер. 23:23 ). Между Богом Святым и человеком существует непреодолимая дистанция, но вместе с тем – Бог преодолевает эту дистанцию, когда хочет открыться человеку. Дух Божий, Слово Божие, Премудрость Божья Важным богословским понятием Ветхого Завета является «Дух Божий». Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). Дух Божий создал человека (см.: Иов. 33:4 ) и живет в ноздрях его (см.: Иов. 27:3 ) – Дух Божий, или Дух Господень – это «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение, открывая им тайны, являя видения. Дух Божий в Ветхом Завете лишен личностных атрибутов – это скорее дыхание Божие, Его энергия, Его творческая и животворящая сила. Существенную роль играет в Ветхом Завете и понятие «слово Божие». Слово Господа пребывает вечно (см.: Ис. 40:8 ), оно навеки утверждено на небесах (см.: Пс. 118:89 ). Оно является той силой, посредством которой Бог управляет природой и всем мирозданием: «Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; дает снег, как волну; сыпет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды» ( Пс. 147:4–7 ). Слово Господа не подобно слову человеческому: оно «подобно огню» или «молоту, разбивающему скалу» ( Иер. 23:29 ). «Слово» Божие «никогда не возвращается к» Богу «тщетным» ( Ис. 55:11 ); «ни одно слово» Божие «не осталось неисполнившимся» ( Нав. 23:14 ). Слово Божие действует без промедления: «Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось» ( Пс. 32:9 ). Слово Божие обладает целительной силой (см.: Пс. 106:20 ). В то же время «всемогущее слово» Божие, «как грозный воин» ( Прем. 18:15 ) с мечом в руках, является инструментом Божиего суда и наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Правильно ли такое оправдание сектантов? Нет, не правильно, потому что Спасителем сказано не то, что Царствие Божие принадлежит детям, но сказано только о качествах детей и, именно, сказано, что «таковых», которые, как дети (т.е. которые незлобливы и доверчивы, как дети) есть Царствие Божие. Если же сектанты думают, что дети войдут в Царствие Божие без крещения, тогда должно считать, что взрослые тоже должны вступить в Церковь без крещения, потому что Спаситель сказал, что взрослые должны принимать Царство Божие, как дети: «истинно говорю вам, – объявил Христос, – кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк. 10:15 ). Если у сектантов дети принимают Царство Божие без крещения, тогда и взрослые пусть входят в него без крещения; однако баптисты, адвентисты и пашковцы христианское крещение отвергают, а взрослых своих последователей купают наподобие крещения. Может быть, действительно дети и без крещения чисты и безгрешны? Нет, все люди грешны, потому что, «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ). Но, может быть, Апостол говорит это о взрослых, а дети, как мало понимающие, не считаются грешными? У Апостолов не сделано исключения для детей. Все же писание утверждает, что и дети повинны в греховной скверне. «Я в беззаконии зачат, – говорит Псалмопевец, – и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ). И в книге Иова читаем: «кто родился чистым от нечистаго? Ни один» ( Иов. 14:4 ). Если считать, что все дети спасутся без крещения, тогда должно признать, что все языческие дети самые совершеннейшие существа. Однако Апостол называет языческих, не крещенных детей «нечистыми» ( 1Кор. 7:14 ). Что говорят сектанты, когда им указывают на эти тексты, доказывающие греховность, нечистоту некрещенных детей, и когда требуют от них крещения детей? Сектанты признают, что языческие дети, действительно, нечисты: но своих детей они считают чистыми, и в свое оправдание приводят слова Ап. Павла: «неверующий муж освещается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим; иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» ( 1Кор 7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Через наречение. Пророк Иеремия говорит о приходящих в храм: ...Приходите, и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое ( Иер. 7:10 ). Храм – это дом, над которым наречено имя Ягве Бога. Слово наречено ( никера) означает точнее – «как резцом начертать», «оставить след». Освящен храм Соломона – и на нем, как резцом, начертано Самим Богом имя Ягве; имя Неименуемого оставило след на земле. Когда остается след, то оставившего его уже нет. Бог не живет в храмах рукотворенных, но остался Его след, Его имя наречено на доме Божьем. Шекина – всегда ускользающее присутствие Божие. И еще – не просто назвали, а запечатали, резцом Божьим начертали. Остался глубокий след. Имя Ягве навсегда на доме сем, дом этот принадлежит Его Имени. Имя Божие – сила Бога Имя Божие – это не просто слово, посредством которого человек обращается к Богу. Имя Божие – это реальное проявление силы Божией. Имя Божие сокрушает врагов Израиля. Пророк Исаия возвещает? Вот, имя Ягве идет издали... Чтобы развеять народы до истощания ( Ис. 30:28 ). Достаточно одного имени Ягве, чтобы развеять враждебные силы языческих народов, ополчающихся против народа Божия Израиля. Христиане также осознали имя Божие, и особенно имя Иисуса, как великую силу Божию, сокрушающую всякую силу вражию. Так, Христос верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ). Иерусалимские христиане, обращаясь к Богу, говорят: Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса ( Деян. 4:30 ). Апостол Петр, поднимая на ноги хромого от чрева матери его, говорит: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи ( Деян. 3:6 ). И тот, вскочив, стал и начал ходить. Имя Божие – Сам Бог! Первые две заповеди, данные Моисею, говорят об истинном Боге и о богах ложных. Далее следует сразу третья заповедь о имени Божием: Не произноси имени Ягве, Бога твоего, напрасно; ибо Ягве не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно ( Исх. 20:7 ). Значит, ясно, что имя Божие теснейшим образом связано с Ним Самим. Поэтому не случайно о хулителе имени Ягве говорится, как о злословящем Самого Бога, и он должен быть побит камнями. Случай с таким хулителем имени Ягве описан в книге Левит 24, 10–14 . После этого Бог велит Моисею объявить израильтянам: И хулитель имени Ягве должен умереть, камнями побьет его всё общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя, предан будет смерти ( Лев. 24:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

§ 2. Слово Божие потому называется и есть Божие, что от Бога через пророков и апостолов, как посланников, нам объявлено и передано, как святой апостол Петр написал: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр 1:21). И апостол Павел говорит: «Приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине» (1Фес. 2:13). И Тимофею говорит: «Все Писание богодухновенно» (2Тим. 3:16). Святое Писание — это послание Небесного Царя к подданным Своим рабам, нам, недостойным, которое через верных и Духом Святым умудренных Своих рабов благоволил послать и волю Свою святую и милостивое Свое благоволение открыть. Поэтому имеет в себе некую дивную и божественную силу и действие, так что за короткое время, как видим в апостольской проповеди, не через многих, но через двенадцать человек, не мудрых, но простых и некнижных, по всей вселенной пронеслось, как пишется: «Во всю землю вышло вещание их, и в концы вселенной слова их» (Пс.18:5; Рим.10:18). И не только пронеслось, но и такой плод принесло, что народы, в прелести идолопоклоннической увязшие и закосневшие, бросив суеверие идолобесия, ко Христу распятому, такой бесчестной смертью умершему, пристали и Его Спасителем и Богом своим сердцем признали. И хотя дьявольская хитрость и козни действовали так, что мудрецы и сильные века сего проповеди их сильно противились, но ничего не успели. И как солнечным лучам ветер, так апостолам, как лучам от Христа, Солнца правды, в поднебесную посланным, бурный дьявольский ветер ничем не мог воспрепятствовать. И, что удивительнее, многие из тех, которые этих проповедников буесловами и неистовыми считали, у них учениками быть захотели, и учение, над которым, как над безумием, смеялись, самой истинной премудростью признали. Поэтому слово Божие можно назвать «плодоносным» (Кол.1:6), ибо оно, в сердцах человеческих посеянное, «приносит плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф.13:23, 8). Верно и истинно слово Божие, сказанное через пророка: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:10-11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Царство Божие, о котором мы просим во втором прошении, приходит для человека сокровенно (тайным образом) и внутренне, то есть оно зарождается в тайниках человеческого сердца и должно сначала водвориться, и укрепиться внутри нас. Во время земной жизни Спасителя иудеи ожидали не духовного, а мирского царства Мессии. Поэтому на вопрос фарисеев, когда придет царство Божие, Господь ответил: Не приидет царствие Божие с соблюдением. Се бо царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:2021 ). Не придет царствие Божие приметным образом. Ибо вот, царствие Божие внутрь вас есть 161 . Словами: да приидет царствие Твое мы молим Бога, чтобы все люди познали Его волю и исполняли ее, чтобы для всех людей на земле наступило царствие Божие – царство мира, любви и добра. Цель этого царства благодатного составляет приготовление верующих к небесному царству Христову, к вечной блаженной жизни. Поэтому каждый христианин под именем царствия Божия в молитве Господней может просить также и царства славы, то есть совершенного блаженства верующих. Этого царства желал для себя ап. Павел, когда говорил: Желание имый разрешитися и со Христом быти ( Фил.1:23 ). Имею желание разрешиться (то есть умереть) и быть со Христом. О третьем прошении Третье прошение молитвы Господней читается: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! Словами да будет воля Твоя мы должны просить Бога о том, чтобы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу. Этого нужно просить потому, что мы, не зная будущего и имея привязанность к земному, часто погрешаем в своих желаниях и желаем иногда того, что может быть для нас не полезным, но вредным, а всеведущий и всеблагой Бог непогрешительно и притом несравненно более, чем мы сами, желает нам всякого добра, и всегда готов даровать нам его, если только этому не препятствуют наши своеволие и упрямство. Ап. Павел говорит, что Бог, по Своей любви к нам и всемогуществу, может сделать несравненно больше того, чего мы просим или, о чем думаем:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010