11. Царство Божие Термин «царство Божие» служит в Евангелии самым общим обозначением предмета Христова учения. Проповедническую деятельность Христа Евангелист Матфей изображает такими словами: «проходил Иисус по всей Галилее, по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие царства " 1280 . Другой Евангелист, Лука, называет царство Божие собственным предметом Евангелия, тем, что придавало Христовой проповеди характер благовестия: Он проповедовал и благовествовал царство Божие 1281 . Евангелие Христа есть Евангелие царства Божия 1282 . Первыми словами, которыми началась проповедь Его к иудеям, были: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» 1283 . Когда Его удерживали в одном городе, Он говорил, что «и другим городам должно Мне благовествовать царство Божие, ибо на то Я послан» 1284 . С народом Он беседовал о царстве Божием 1285 . Учеников Своих Он посылал проповедовать царство Божие 1286 . Его собственное учение было словом царства, λγος   τς βασιλε ας  1287 . Его притчи были изображением царства Божия: «чему уподобим царство Божие? или какою притчею изобразим его»? 1288 «Царство небесное подобно» – так обычно начинаются евангельские притчи. Учеников Его отличает от прочих людей не что иное, как разумение тайны царства Божия ( τ μυστ ριον δδοται τς βασιλε ας το θεο) 1289 . Евангелие говорит вообще о книжнике, наученном царству небесному 1290 . В благовествовании о царстве Божием ив его наступлении Христос указывал основной признак новозаветного времени 1291 . Однако это основное выражение Евангелия, подобно всем другим основным евангельским понятиям, не представляет из себя нового христианского слова, но заимствовано новозаветным Учителем из ветхозаветно-иудейской сокровищницы. Евангельское учение было обращено к слушателям, которые «ожидали царства Божия» 1292 . Предтеча Христа, Иоанн Креститель, проповедовал близкое наступление царства Божия 1293 . Первые слова евангельской проповеди были повторением этих слов Крестителя. Проповедуя царство Божие, Христос шел навстречу определенным и устойчивым ожиданиям иудейского народа. Уже это одно заставляет нас быть сдержанными в установке значения этого термина в системе евангельского учения. То же внушается нам и сравнением ветхозаветно-иудейских ожиданий, объединявшихся в идее царства Божия, с евангельским учением по их содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Глава восемнадцатая 1. Определение Софии: имя Божие. Учение об имени Божием о.о. Булгакова, Флоренского и афонских имябожников. Отношение к сему учению греческой и русской Церквей В книге прот. Булгакова «Свет невечерний» мы находим такие слова: «Имя Божие, – говорит он, – которое есть постоянно совершающееся действие силы Божией, энергия Божества, есть Бог» 821 . В таком же смысле и, в частности об имени «Иисус», рассуждает в своей книге и священник о. Флоренский, ссылаясь для доказательства на дневник о. Иоанна Кронштадтского : «Моя жизнь во Христе» 822 . Но в той же книге своей «Свет невечерний» о. Булгаков определяет Софию, как имя Божие, говоря, что София «своим ликом, обращенным к Богу, есть Его Образ, Идея, Имя» 823 . Таким образом, чтобы утвердить свое учение о Софии, как о Боге, прот. Булгаков подводит под него основу, которая представляет из себя учение имябожников, что имя Божие есть энергия Божие и, следовательно, есть Сам Бог. Вне всякого сомнения, эта основа кажется о. Булгакову незыблемой. Но мы с этим согласиться не можем. Посмотрим, насколько имябожническое учение может быть основою для его софийного учения. Как известно, вопрос, выдвинутый русскими афонскими имябожниками сильно взволновал нашу русскую Церковь и, к сожалению, не успел получить для себя окончательного разрешения. Поэтому мы не считаем излишним с особенным вниманием остановиться на имябожническом учении. Сущность последнего определяет сам прот. Булгаков своими вышеприведенными словами. Так в своей сущности определяется это учение и самими имябожниками. В их «Ответе на грамоты святейших вселенских патриархов» мы читаем: «Всякое имя Божие есть действие Божие и имени Божиему, как действию Божию, принадлежит Божественное достоинство по существу, а не по благодати и потому мы именуем имя Божие Богом» 824 . Самый главный защитник имябожнического учение иеросхимонах Антоний Булатович в своей «Апологии» говорит: «всякая вообще Истина Богооткровенная, возвещенная людям Духом Святым чрез пророков и апостолов и Богоносных мужей, а также изреченная воплощенным Богом и Словом, также и всякая Богодвижимая молитва и молитвы церковные, кои внушил Церкви Дух Святый, – суть Бог, ибо суть словесное действие Бога. Следовательно, и всякое Имя Божие, как истина Богооткровенная – есть Сам Бог, и Бог в них пребывает всем существом Своим, по неотделимости существа Его от действие Его» 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Преображение Господне – Праздник Царства Славы I. Мои мысли Так озаглавить праздник Преображения Господня представляется и правильный, и наиболее существенно характерным: это праздник ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ. Еще и далее придется писать об этом главном предмете праздника, но и сейчас скажу кое-что по поводу его. а) Прежде всего – Царствие Божие никак нельзя отождествлять с царствием земным, не только в его плохом, греховном состоянии, но даже и в так называемом нравственно-совершенном виде его. В нашей литературе, даже и в богословии, и в частных воззрениях существует такое мнение – будто Царствие Божие и есть царство на этой земле, только улучшенное, а по существу остается ВСЕ ТО ЖЕ: и города, и занятия, и многообразные удовольствия (только «чистые»), и наука, и даже автомобили… Это говорил в Санкт-Петербурге на собрании протоиерей профессор Духовной академии о. С-ий. А другой профессор той же академии, У-ий, на другом собрании светских людей и писателей заявил, что он не понимает идеала преподобного Серафима Саровского ; что в царствии созерцательного характера преподобного Серафима ему было бы СКУЧНО. Все это я слышал лично. Такого же воззрения держался и бывший священник Г. П. Подобное проповедовал профессор Киевского университета протоиерей С. Так сначала учил философ Владимир Сергеевич Соловьев 25 и другие. В известном смысле здесь есть доля правды, ибо Царство Божие, открываясь в людях, живущих на земле, конечно, тем самым Царство Божие есть и на земле. Да, НА ЗЕМЛЕ, но не земное. Да, Царство Мое в мире, но не от мира, говорил Господь ( Ин. 18:36 ). По месту оно пока на этой земле, но по СОДЕРЖАНИЮ своему оно совсем отлично от этого Царства. Царство Божие, конечно, не в постройке городов и не в автомобилях, даже не в науке (без чего профессора не могут представить себе жизни), даже не в нравственном поведении или добродетелях; нет, Царство Божие – не есть земное Царство. Это нужно сразу усвоить! б) Почему же? – Да просто потому, что это не Божие царство, а земное, человеческое, иногда склонное к царству животных (так все и говорят: «царство животных»), а иногда переходящее и в царство диавола, державу «князя века сего» ( Ин. 12:31 ). БОГА, БОЖЬЕГО В ЭТОМ ЦАРСТВЕ ИЛИ ОЧЕНЬ МАЛО, ИЛИ СОВСЕМ НЕТ.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

57. СЛОВО в день Благовещения пресвятыя Богородицы 301 1826 год Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. ( 2Tuм. II. 19 ). Мне кажется, что ныне вижу я сие «основание Божие», которое Апостол указует как закрытое печатью, как известное одному Господу. Что есть основание Божие, на котором твердо стоит всякое создание Божие как не Сын Божий, Иисус Христос? «Яко Тем создана Быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Тем и о Нем создашася, и всяческая в Нем состоятся» ( Koл. I. 16–17 ). Если нужно и вновь созидать падшия создания Божии, «основания иного никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Kop. III. 11 ). Сие основание Божие несет ныне Дух Святый от высоты небесной, и полагает во глубине земной; несет от славы Божества, и полагает в сокровенности человечества, закрытое более нежели одною печатию, – печатию девства, печатию смирения, печатию молчания. Подлинно, кто кроме Господа знал Тебя, Единосущный Божий, в сем непостижимо умаленном 302 состоянии, в котором однакоже сокровен был «Бог всяческая во всех» ( 1Кор.15:28 ), когда Ты, как основание спасения нашего положен был во чреве Марии, даже и после Архангелова благовещения недоведомым образом. Дивимся славе творческих дел Божиих; подивимся также их сокровенности. Углубим еще мало внимание наше в указуемое Апостолом основание Божие: должно надеяться, что в нем найдется скрытое для нас сокровище. Часть первая. «Твердое убо основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Своя». Хотя то верно, что «начаток создания Божия» ( Anok. III. 14 ), или всеобщее основание онаго есть Сын Божий Иисус Христос: впрочем из слов Апостола приметить можно, что здесь он говорит «об основании Божием», не в отношении ко всем созданиям Божиим, но в отношении к некоторым только избранным, которых Господь отличительно познает и нарицает Своими. «Позна Господь сущия Своя».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf Слово, сказанное Ректором Тамбовской духовной семинарии, Архимандритом Феодором, при первом служении в семинарском храме в неделю 4-ю Великого поста (7 марта) 8 Некогда, братие, патриарх Иаков видел чудную лестницу, которая соединяла землю с небом и наверху ее видел Самого Бога. Эта лестница, виденная Иаковом, и сам он, прозванный Израилем, т.е. созерцающим Бога, у святых мужей и подвижников рассматриваются как образ нашего духовного восхождения на небо в царствие Божие путем борьбы со страстями и путем очищения сердца от пороков. Ибо, если только мы хотим действительно быть христианами на самом деле, а не называться ими только по имени, то, конечно, должны знать, что восхождение от смерти к духовной жизни, восхождение от царства диавола – греха и смерти – в царство Христово – небесное. А это царство Христово, царство небесное, братие, может, или вернее, должно для нас начинаться еще здесь на земле, и здесь то, именно мы должны полагать начало восхождения в него. Припоминаются мне слова одного святого мужа и подвижника, который так рассуждал о царстве Божием, в которое мы должны стремиться: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ), – сказал Христос; а внутри нас не что иное может, как знание и ведение истины и любовь к порокам или добродетелям, которыми мы устрояем в сердце царство диаволу или Христу. И апостол описывает это царствие Божие, когда говорит: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость о Св. Духе» ( Рим.14:17 ). Итак, если царство Божие внутри нас и проявляется в радости и мире духовном, то значит, кто имеет этот мир и радость духовную, тот уже и вошел в царство Божие. А кто живет в неправде, и раздоре, и печали, и всяких пороках, тот находится в царстве диавола. Так, братие, отсюда весьма ясно, что, если мы хотим войти в царство Божие и как бы начать предвкушение будущего блаженства в царстве небесном, то должны изгнать из своей внутренней жизни, а вместе, конечно, и внешней все страстное, все порочное, всякий раздор и неправду и украситься добродетелями, соблюдая то благодатное настроение любви и мира, которое принес на землю Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

протоиерей Николай Успенский 7. Слово Божие и его сила Слово Божие – величайшее благо для сердца человеческого Наша земная жизнь подобна книжному свитку, виденному пророком Иезекиилем, в котором написано было: «Плач, и стон, и горе» (Иезек. 2, 10). А между тем сердце наше ищет удовольствия, жаждет утешения, стремится к блаженству. Не унывай, мое сердце, не отчаивайся; ищи желаемого там, где дается оно и указывается Богом, и найдешь; полюби Слово Божиеоно неоцененное благо для тебя! Много у нас скорбей, лишений, страданий, плача, стона и горя. Слово Божие, в этом случае, доставляет великое облегчение, отраду, утешение. Оно указывает страдальцу на неизбежность и спасительность страданий, на высочайший пример Спасителя и святых Божиих людей и самые горькие минуты жизни растворяет благодатными утешениями. Что же может быть утешительнее псалмов и последней беседы Иисуса Христа с учениками? Даже закоренелый грешник, который боится в Слове Божием встретить изображение своей души и угрозы гнева небесного, если только побудит себя к чтению и слушанию Слова Божия, непременно найдет в них неистощимый источник утешения и отрады. Достаточно прочитать несколько страниц, чтобы видеть, что в Слове Божием беседует с нами Отец, полный любви к нам и жалости о нерадении и погибели людей, созданных по образу Божию для вечной жизни. Слово Божие плачет с плачущими и самого ожесточенного грешника может склонить к глубокому сознанию своей греховности и искреннему плачу о разрушении духовного храма, где должна быть приносима жертва единому истинному Богу. Утешая страдальца и грешника, Слово Божие сообщает всякому человеку истинные духовные блага. Оно низводит в душу верующего благодатную радость, мир помыслов и желаний, покой совести; вводит благоговейного читателя в светлую область мира духовного, питает и услаждает сердце неземной пищей, божественным питием. Но при всем обилии радости, доставляемой Словом Божиим и благодатью Святого Духа, человек не может вместить всей полноты обетованного блаженства. Пока человек странствует в этой юдоли плача и скорбей, живот его сокровен с Христом в Боге; полное блаженство здесь и теперь недостижимо. Поэтому Бог дал томящейся душе великое утешение в надежде на будущее, в живом уповании жизни вечной, через которое праведная душа предвкушает будущие блага.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Скачать epub pdf Слово Божие См. также: Библия . 33; Писание Священное . 706–709; Учительство . 1172. 1018. Наставление старца своему духовному сыну о чтении слова Божия Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: “Отче! Я брошу читать слово Божие.”“Что так?” – спросил старец. “Да не понимаю написанного,” – отвечал инок. “Чадо, – сказал ему тогда старец, – овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, а потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь или от отцов и учителей Церкви узнаешь или, наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь.” (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 113). 1019. Слово Божие отверзает сердце к принятию страха Божия См. также: Нечувствие ; Страх Божий ; Чудо . Поведал авва Иоанн: “Пришли мы однажды из Сирии к авве Пимену, желая спросить его о “нечувствии” сердца. Старец не знал по-гречески, а переводчика в то время не оказалось. Видя нашу печаль, старец внезапно начал говорить на греческом языке. Вода по своему свойству мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нему каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше жестко, но если человек часто слышит слово Божие, то сердце его отверзается к принятию страха Божия.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 328. 19). 1020. Старец на примере постепенно вымываемого сосуда объяснил ученику пользу от слышания слова Божия См. также: Рассудительность ; Старец . Некий брат сказал старцу: “Авва! Вот я часто прошу святых отцов, чтоб они дали мне наставление для спасения моей души, и что ни скажут они мне, ничего не помню.” У старца было два пустых кувшина. Старец сказал брату: “Пойди возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд кверху дном поставь на свое место.” Сделал это брат один раз по повелению старца и в другой и третий раз. Тогда старец сказал ему: “Принеси оба сосуда сюда.” Когда брат принес, старец спросил его: “Который из двух сосудов чище?” Брат отвечал: “Тот, в который я наливал воду и который мыл.” На это старец сказал: “Так и душа, сын мой. Та, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, чем та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 469. 63).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Поучение 5 Ныне предложу вам, братия, 1) о признаках, свидетельствующих о том, что священное Писание есть истинное слово Божие; также скажу и 2) о том, как надобно нам читать или слушать священное Писание. 1) Священное писание есть истинное слово Божие О том, что священное Писание есть истинное слово Божие, вам, как верным чадам святой Церкви, не нужно бы и говорить: ибо это вы знаете и не сомневаетесь в этой истине, внимая учению Церкви. Но можете встречать людей, которые, или, не веруя истине, будут искушать вашу веру, или, для утверждения своей веры, будут желать, чтобы вы раскрыли им признаки того, что священное Писание есть истинное слово Божие. Поэтому кратко покажу вам сии признаки. Это полезно будет и для вас самих, чтобы тем яснее могли вы понимать несравненное совершенство Священного Писания . Признаки, показывающие, что Священное Писание есть истинное слово Божие, суть следующие: а) высота преподанного в нем учения, б) полнота, в) чистота его или совершенная истина, г) пророчества, д) чудеса и е) могущественное действие его на душу человека. а) Учение, предлагаемое в Священном Писании , по высоте своей, несравнимо ни с каким учением человеческим. Таково, например, учение о шестидневном творении мира словом Божиим, о всеобщем промысле Божием о мире, о Святой Троице, о спасении рода человеческого чрез Единородного Сына Божия Господа Иисуса Христа, о скончании мира и будущей жизни и проч. Высота сего учения, недоступная разуму человеческому, показывает, что оно есть учение Духа Божия, говорившего устами избранных святых мужей, или есть истинное слово Божие. б) Полнота учения Священного Писания состоит в том, что оно содержит в себе все, что человеку необходимо знать для достижения своего последнего назначения, земного и небесного. Священное Писание в совершенстве учит о Боге в Самом Себе, и как Творце и Промыслителе мира; раскрывает человеку его происхождение от Бога, его природу, назначение, и во Христе Спасителе показывает ему путь к достижению его последнего назначения, т. е. вечной блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

прот. Александр Прокопчук Третья Глава Придя в Иерусалим на праздник Пасхи, Христос совершил знамения, увидев которые 43 , многие поверили в Него (2:23). Однако Господь, ведая внутреннее состояние каждого человека, понимал несовершенство веры, вызванной лишь чудесами. Указание евангелиста на всеведение Иисуса и на недостаточность веры, опирающейся только на чудо, иллюстрируется в последующей беседе с Никодимом. Беседа с Никодимом Будучи фарисеем и членом синедриона, Никодим не решается прийти ко Христу открыто. Возможно, он не желал огласки. Но скорее всего, он хотел поговорить с Иисусом так, чтобы никто не помешал их разговору, что днём, в присутствии множества людей, постоянно окружавших Его, было просто невозможно 44 . К Христу Никодима приводит не случайное любопытство, а вера в Него. Он обращается к Нему «равви», тем самым признаёт Его своим учителем, хотя сам входил в высший иудейский религиозно–политический совет. Иисус, в свою очередь, называет его «учителем Израильским» (3:1). В том, что Иисус как учитель превосходит его, Никодим убедился, видя те чудеса, которые Он совершил в Иерусалиме. Их необычность явила Его единство с Богом, а стало быть, и божественное происхождение Его учения: «Равви, Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним» (3:2). На это Иисус ответил: что бы увидеть Царство Божие, необходимо родиться свыше. Одно и то же греческое наречие означает одновременно «вновь» и «свыше» 45 . Никодим понимает эти слова буквально, ему известно только одно рождение. Поэтому слова Христа его озадачивают: «Как может человек родиться, будучи стар. Может ли он вновь войти в утробу матери своей и родиться?» (3:4). Но рождение, о котором говорит ему Иисус, происходит не от женщины, а от воды и Духа. Без него человек не сможет войти в Царство Божие (3:5). Если выражение «Царство Божие» многократно встречается в первых трёх Евангелиях, то в четвёртом лишь дважды, только в начале разговора с Никодимом (3:3, 5), а дальше заменяется синонимичными понятиями – жизнь, жизнь вечная, спасение, небо. Мы можем увидеть это уже в третьей главе: если в начале беседы говорится о Возможности «увидеть Царство Божие» (3:3) и «войти в Царство Божие» (3:5), то дальше – «войти на небо» (3:12); не погибнуть, но иметь жизнь вечную (3:16); спасти мир (3:17); «увидеть жизнь» (3:36). В синоптических Евангелиях «Царство Божие» – это не только установление окончательной власти Бога после уничтожения сего мира, но и некая реальность, которая уже вошла в мир с пришествием Иисуса Христа и открывается в Его личности, проповеди и чудесах. У Иоанна же восприятие знамений и учения Спасителя через веру ещё не даёт человеку увидеть Царства. Царство – это небо, местопребывание Бога, откуда сошёл Иисус. Человеку, для того чтобы войти туда, необходимо заново родиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Слово Божие в прямом эфире. Архимандрит Амвросий (Юрасов), духовник братства «Радонеж» Было время, когда Христос ходил из города в город, из села в село и проповедовал Слово о спасении. Это Слово проникало в души, и люди распространяли его среди ближних. Господь дал человеку разум открывать тайны природы, чтобы использовать их для спасения души. И в последние времена Господу было угодно, чтобы люди узнали, что есть радиоволны. По радио передают не только новости и музыку, по милости Божией, есть и православные передачи, и даже православные радиостанции: люди могут говорить слово спасения, повсюду вещать во славу Божию. Очень много людей, которые не знали Бога, но услышав Слово по радио, пришли в храм, пришли к покаянию, к исправлению. Многим в минуты скорби Господь Духом Святым внушает включить радиоприемник, попасть на волну, где вещает радиостанция " Радонеж " , и люди, услышав слово проповедника, спасаются. Сколько людей покаялось, знает только один Господь! Ведь Слово Божие можно распространять не только через книги, через газеты, но и через телевидение, через аудиокассеты, через радио (в прямом эфире и в записи). И когда в эфире вещают Слово Божие, оно освящает воздух, и люди, которые слушают Его, внутренне очищаются и просвещаются. Кого-то Слово Божие застает в пути. Знаем немало людей, которые ехали в машине, крутили настройку приемника, и неожиданно попадали на радиостанцию " Радонеж " . С этого дня они становились постоянными слушателями, шли в церковь, каялись и жили с Богом. А других Слово заставало в квартире, кого-то в поезде, иных - в самолете. Как-то летели мы в самолете и разговорились с бортпроводниками. Они говорят: " Батюшка, а мы радиостанцию " Радонеж " постоянно слушаем " . Повели нас к себе и весь полет задавали вопросы. Лет 30 тому назад мне довелось читать, что придет такое время, когда в России будут открывать храмы, монастыри, и будут проповедовать Евангелие, и мне все хотелось узнать: когда же это время настанет? И вот, это время пришло, Слово Божие вещают по всей России: в Сибири, на Дальнем Востоке, на Западе, и даже через Интернет в Америке. Что на это можно сказать? Слава Богу, что пока это Слово проповедуется.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010