Если мы подумаем при этом, кто дал нам заповеди добродетели и для какой цели; если мы веруем, что познание Бога и Иисуса Христа составляет жизнь вечную — то не употребим ли всех наших сил, чтобы более и более возрастать в познании истин веры и правил добродетели? Побуждения к братскому единодушию и любви “ Чтобы они были едино, как и Мы ” (ст. 11). Такую молитву воссылал Господь наш Иисус Христос к Богу Отцу своему; a отсюда мы можем видеть, как необходимо для христиан иметь взаимное братское единодушие и любовь, и какая тесная связь должна соединять их между собой.,” чтобы они были едино, как и Мы: ” что может быть теснее этого общения Отца и Сына? A такое внутреннее общение должно быть и между христианами… 1. Христианские побуждения. а)  Христиане составляют одно тело и один дух (Ефес. 4:4 ). б)  Христиане призваны “к одной надежде вашего звания,” стремятся к одной цели (Ефес. 4:4), в)  У христиан “один Бог и Отец всех” (Ефес. 4:6 ). 2. Человеческие побуждения. а)  Где царствует братский мир и согласие , там взаимное довольство, успех в житейских делах, радость — вдвое радость, горе — вполовину горе. (Псал. 132:1; Прит. 28:19; 1Кор.12:26 ). б)  Напротив, где взаимная вражда и несогласие , там всякий беспорядок и нестроение. (Гал. 5:15; Иак. 3:16; Мат. 12:25 ). Препятствия к братскому единению “ Чтобы они были едино, как и Мы ” (ст. 11). 1. Незнание обязанностей, какие мы должны исполнять в отношении друг к другу. 2. Недостаток любви. 3. Сильные страсти: недоброжелательство, гнев, зависть и проч. II. Апостольское чтение. Зачало (44): Деяния Святых Апостолов 20:16–18; 28–36 16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. 17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами. …. 28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И чтение в Богослове. Слава, и ныне:  повторяем то же. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Дух Твой Благий/наставит мя на землю праву.  Стих: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое. Прокимен, глас 4 Дух Твой благой/поведёт меня в землю правды.  Стих: Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему.    Пс 142:10Б; 1А Всякое дыхание: Евангелие от Иоанна, зачало 65В Сущу позде в день той, во едину от суббот, и дверем затворенным, идеже бяху ученицы Его собрани, страха ради иудейска, прииде Иисус и ста посреде, и глагола им: мир вам. И сие рек, показа им руце и нозе и ребра Своя. Возрадовашася же ученицы, видевше Господа. Рече же им Иисус паки: мир вам. Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся. В тот первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.    Ин 20:19–23 Воскресение Христово, не глаголем, но абие псалом 50. Таже,  Слава:  Молитвами апостол:  И ныне:  Молитвами Богородицы:  Таже стих: Помилуй мя, Боже: Воскресение Христово: не поем, а сразу читаем псалом 50. Затем, как обычно:  Слава:  По молитвам Апостолов:  и прочее. Стихира, глас 6: После 50 псалма стихира, глас 6 Царю Небесный,/Утешителю, Душе истины,/Иже везде сый/и вся исполняяй,/Сокровище благих/и жизни Подателю,/прииди и вселися в ны,/и очисти ны от всякия скверны,/и спаси, Блаже, души наша. Царь Небесный,/Утешитель, Дух Истины,/везде пребывающий и всё наполняющий,/Сокровищница благ и жизни Податель,/приди и вселись в нас,/и очисти нас от всякой скверны,/и спаси, Благой, души наши.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

Евангелие от Луки начинают читать с понедельника 18-й седмицы по Пятидесятнице (т. е. сразу после воскресенья по Крестовоздвижении), а не как в визант. Л. с.- с Нового лета, 23 сент. (в рус. традиции Новолетие 23 сент. не празднуется, хотя понедельник 18-й седмицы по Пятидесятнице выпадает на ближайшие числа к 23 сент.). Чтение Евангелия от Луки по субботам и воскресеньям заканчивается в 32-ю неделю по Пятидесятнице; седмичные зачала из Евангелия от Луки предусмотрены на период до пятницы 29-й седмицы включительно. Начиная с понедельника 30-й седмицы в седмичные дни читается Евангелие от Марка (чтение Евангелия от Луки по субботам и воскресеньям продолжается). В те годы, когда Пасха ранняя, а Пасха следующего года будет поздняя, обычно не хватает седмичных чтений до Мытаря и фарисея недели (с к-рой начинается собственный ряд субботних, воскресных и седмичных чтений), поэтому приходится делать т. н. Богоявленскую отступку. Отступка делается следующим образом: предварительно выясняют, для скольких седмиц не хватит чтений от пятницы 33-й седмицы по Пятидесятнице до понедельника по неделе Мытаря и фарисея (максимально возможное количество седмиц, для которых может не хватить чтений,- 5); затем в евангельском «столпе» отсчитывают назад полученное число седмиц от Мясопустной недели: из чтений, назначаемых на эти седмицы, формируется новый ряд чтений (от понедельника последней из отсчитанных седмиц и до пятницы перед Мясопустной неделей); этот новый ряд начинают читать в понедельник, следующий за неделей по Богоявлении; если седмичных чтений оказывается больше, чем нужно, начатый новый ряд до конца не доводится, но прерывается перед неделей о Мытаре и фарисее (подробнее см.: Розанов. Устав. С. 328-331). Воскресных чтений из Евангелия от Луки может не хватить лишь в год, состоящий из 55 недель (самый длинный из возможных): в таком случае в воскресенье, предшествующее 32-й неделе по Пятидесятнице (на которую назначается чтение Лк 19. 1-10 (о Закхее, зачало 94), т. е. за 2 воскресенья до недели Мытаря и фарисея, следует читать Мф 15. 21-28 (о Хананеянке, зачало 62, назначаемое в 17-ю неделю по Пятидесятнице) (также см.: Розанов. Устав. С. 328).

http://pravenc.ru/text/2463363.html

В рядовом указателе Евангельских чтений, чтение – от Луки начинается после 17 недели с понедельника 18-й седмицы, между тем, Уставом положено, чтобы Евангелие от Луки начиналось всегда от понедельника по Воздвижения. Но может случиться, что 17 неделя будет неделей пред Воздвижением; после нее останется пять дней до Воздвижения, для которых и не будет доставать рядовых чтений (потому что на воскресенье пред Воздвижением и в самый день Воздвижения имеются свои особые зачала). На этот случай «Сказание», печатаемое в начале богослужебного Евангелия, дает такое руководство: «аще вне Пасхи будет, никакоже, сиречь, икать читатися и сия седмая на десять седмица, возвращайся вспять, и отнюдуже хощеши, чти пять дней». Таким образом в этом случае предписывается возвращаться назад, к Евангелию от Матвея, и читать какие угодно зачала. 451 2 . Может не доставать рядовых зачал для промежуточных седмиц и недель, которые бывают между 32-й неделей и неделей Мытаря и Фарисея. Это бывает в церковные годы, когда от первой недели по Пятидесятнице до недели Мытаря и Фарисея проходит более 32 недель и седмиц (см. ниже. табл.). В такие годы, в седмичные дни дочитываются все Евангелия по рядовому указателю, кончая 32 неделей, а затем для промежуточных седмиц по рядовому указателю, начиная с 23 недели, отсчитывается назад столько, сколько оказывается промежуточных недель и седмиц между 32 неделей и неделей Мытаря и Фарисея. Что касается до Евангельских чтений в промежуточные недели, то в них не приходится делать повторений, как это бывает в седмичные дни. На некоторые недели по Пятидесятнице кроме чтений, положенных в рядовом указателе, назначаются еще особые чтения, именно в недели: Праотец, пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. В эти недели и читаются положенные в них зачала, рядовые же зачала не читаются, а остаются в запасе, через что и восполняется недостаток чтений в промежуточный недели, в которые положено по порядку читать рядовые зачала, падающие на вышепоименованные недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По 1-й: Яко Твоя держава. По 2-й: Яко благ и человеколюбец. По 3-й: Яко Ты еси Бог наш. Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 4-ре. Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 6-ть. Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 6-ть (в седмичные дни) и на 10-ть (в недели). Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 6-ть и на 8-мь. Господи воззвах. Стихиры на «Господи воззвах» на 8-мь и на 10-ть. Слава и ныне. Богородичен или стихира Слава и ныне. Богородичен или стихира Слава и ныне. Богородичен или стихира Слава и ныне. Богородичен или стихира Слава и ныне. Богородичен или стихира Вход (иногда). Вход – в вечер недель (воскресения) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й седм. и недели Ваий. Свете тихий. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.). Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2 и 7). Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем. (Тип., гл. 2 и 3). Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2). Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем. (Тип., гл. 2 и 3). Прокимен дне. Прокимен дне или Аллилуиа в субботы: Мясопустную и пред Пятидесятницею. Прокимен паремии.(Тип.) в недели: 1, 2, 3, 4, 5-ю – прокимен великий, в нед. Ваий – прокимен дне. (В седм. дни). Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (oc. кн. 1-й седм.). Чтение паремии (кн. Бытия). Вонмем. Прокимен дне. Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем Чтение паремии Прокимен дне. Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем Чтение паремии Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем. Чтение паремии (кн.Притчей). Ектенья: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и человеколюбец; Ектенья: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и человеколюбец; Сподоби Господи. Сподоби Господи. Сподоби Господи. Сподоби Господи. Сподоби Господи. Ектенья: Исполним вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и человеколюбец. Мир всем. И духови твоему. Главы ваша Господеви приклоним. Возгл.: Буди держава царствия Твоего. Ектенья: Исполним вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и человеколюбец. Мир всем. И духови твоему. Главы ваша Господеви приклоним. Возгл.: Буди держава царствия Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

При выполнении задания обратите внимание на особенность счета зачал в этой богослужебной книге. Упражнение Используя Служебник, сравните порядок произнесения прокимна с порядком произнесения аллилуария. Упражнение Используя Знаменания послания апостола Павла к Евреям, найдите тематический отрывок о Мелхиседеке. Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий для 20 недели по Пятидесятнице. При выполнении упражнения обратите внимание на то, что указатель рядовых чтений почти не содержит прокимнов, аллилуариев и причастных. Где следует искать прокимен и аллилуарий в случае отсутствия его в указателе рядовых чтений? Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий на 18 ноября для литургии в храме памяти святых этого дня. Месяцеслов Богослужебного Апостола не содержит никаких указаний, относящихся к данному дню. При поиске подходящих указаний обратите внимание на разницу обозначений «Служба мученика» и «Служба мучеников обща». Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий на случай опасности труса. При выполнении задания используйте приложение Богослужебного Апостола «Прокимени, апостоли, аллилуиаре, на всякую потребу различнии». Определите начало нужного зачала в соответствии с указанием «от полу». Прочитайте найденное зачало с учетом указаний, напечатанных в тексте Апостола киноварью. Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий для 1 ноября, если это число попадает на среду 22й седмицы по Пятидесятнице. При выполнении задания используйте приложение Богослужебного Апостола «Прокимени, аллилуиаре и причастии дневнии». Упражнение Найдите апостольское чтение, прокимен и аллилуарий для службы Пятницы 26й седмицы по Пятидесятнице, если этот день приходится на 10 ноября. Какие приложения Богослужебного Апостола вы будете использовать? Сколько апостольских чтений, прокимнов и аллилуариев будет читаться в данном случае? 3. Тема «Псалтирь. Следованная Псалтирь» Упражнение Используя расписание чтения Псалтири, имеющееся в 17й главе Типикона и в Следованной Псалтири, определите, какие кафизмы следует читать на вечерне и утрене среды (если накануне служилось всенощное бдение) в период от Фоминой недели до отдания Воздвижения.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

ОБ «ОТСТУПКЕ»    Годичный круг воскресных Литургийных Апостолов и Евангелий (см. «Толковый Типикон» проф. М. Скабаллановича) не выдерживается точно каждый год и очень часто нарушается. Этот круг дает чтения для 32 Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее. Но в разные годы число этих Недель бывает различным — это колебание зависит от дня празднования Пасхи.    Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году — очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором — «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже). «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее».    Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея — «О хананеянке».    Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы.    Скабалланович М.Н. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Т. 1—3. Киев, 1915. Т. 3. С. 32—34.    Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11—13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха — они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

На вечерне, утрене и часах, во всех случаях, когда положено чтение Евангелия на этих службах, читается только одно евангельское зачало. Даже если по Уставу на утрене полагается несколько Евангелий (чтение 12-ти Евангелий на утрене Великой Пятницы или чтение двух Евангелий на утрене в случае Благовещения в Великую Субботу), каждое их них читается отдельно в определенном месте последования утрени, а не вместе с каким-то другим зачалом. В то же время на литургии не только возможно чтение нескольких зачал, но даже гораздо чаще по Уставу положено читать два зачала, тогда как чтение одного зачала бывает относительно редко. Главным образом, это связано с существованием подвижного и неподвижного круга богослужения, так что на литургии в большинство дней года употребляются чтения двух кругов: рядовые (1-е приложение богослужебного Евангелия) и неподвижным праздникам (месяцеслов, 2-е приложение). Также в некоторые дни года совершается сразу два праздника, каждый из которых имеет свое Евангелие. Далее рассмотрим, в каких конкретных случаях полагается читать одно, два или три зачала. Одно евангельское чтение на литургии читается в следующих случаях: 1. На Господские двунадесятые праздники в любой день недели читается только Евангелие праздника. В воскресные дни рядовое чтение или отменяется вовсе, или же переносится на следующее воскресенье (это возможно тогда, когда количество воскресных дней между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее больше 32 и когда действует правило «отступки» 86 ). Рядовое чтение в седмичные дни переносится на предыдущий день 87 (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 88 . 2. На Богородичные, великие и бденные праздники в седмичный день (кроме воскресенья) читается только Евангелие праздника. В этом случае рядовое чтение переносится на предыдущий день (если праздник случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу) или на следующий день (если праздник случится в понедельник) 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Недели ваий. Свете тихий. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (осб. кн. 1-й седм.). Прокимен дня. Прокимен дня или: Прокимен паремии Аллилуия, на субботы: (Тип.), на педели: 1, 2, мясо пустную и пред 3, 4, 5-ю – прокимен Пятидесятницей. великий, на Неделю ваий – прокимен дне. (В седм. дни) Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.). Чтение паремии (кн. Бытия). Вонмем. Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение, Вонмем. Чтение парем. (кн. Притчей). В е л и к а я Отдельно от утрени В соединении с утренею, т. е. на бдении [В Неделю вечера На Неделю (воскресение) вся 1-я кафизма. стихословия кафизмы вовсе не бывает (Тип., гл. 17) и см. далее таблицу о стихословии псалтири]. При стихословии: При стихословии: Слава и ныне, и: Аллилуиа, Слава и ныне, и: трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения малая одна, если один антифон; если же Ектения малая. три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас. Яко Твоя держава. По 1-й: Яко Твоя держава. По 2-й: Яко благ и человеколюбец. По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи, воззвах. Господи, воззвах. Стихиры на «Господи Стихиры на «Господи воззвах» на 8-мь на 10-ть. воззвах», на6-ть и на Слава и ныне. Слава и ныне. Богородичен или Богородичен или стихира. Свете тихий. Свете тихий. Вонмем (Тип., гл. 2 и Вонмем (Тип., гл. 2 и 7). Иерей: Мир всем. Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). вонмем (Тип., гл. 2 и Прокимен дне. Прокимен дне. Премудрость. Премудрость. (Того-то) чтение. (Того-то) чтение. Вонмем. Вонмем. Чтение паремии. Чтение паремии. Ектения: Рцем вси. Ектения: Рцем вси. Возгл.: Яко милостив и Возгл.: Яко милостив и человеколюбец. человеколюбец. В с е д н е в н а я В дни года, кроме В дни Великой Великой Четыредесятницы Четыредесятницы Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Сподоби, Господи. Ектения: Исполним Ектения: Исполним вечернюю молитву. вечернюю молитву. Возгл.: Яко благ и Возгл.: Яко благ и человеколюбец. человеколюбец. Мир всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Если Пасха была очень ранняя, а в следующем году – очень поздняя, то число Недель между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее будет больше, чем в обратном случае, так как в первом случае Пасха находится «внутри» годового круга, а во втором – «вне Пасхи». Таким образом, между Пятидесятницей и Неделей о Мытаре и фарисее может быть и более 32 Недель (это бывает чаще) и менее (это бывает реже). «Если не хватает» Евангелий, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих Недель Евангелия, а рядовые чтения этих Недель, равно как и рядовые чтения, попадающие на Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие Недели, но так, «чтобы в Неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32 Недели) о Закхее». Если на избыточествующие Недели не достает и этих зачал, то в Неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 17 от Матфея – «О хананеянке». Если Недель менее 32, то опускаются Евангелия перед чтением о Закхее. Апостолы всегда сопровождают свои Евангелия (см. Типикон 7 января, 6 зри; ср.: 1 зри и 26 декабря зри, см. в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам приятие, откуду начинают и до где стают»). В седмичные же дни чтение Литургийных Апостолов и Евангелий возвращается назад повторением прежде прочитанных в истекшие ближайшие седмицы 328 . 328 Практический пример нахождения отступки для Евангельских чтений (воскресных и седмичных) находятся в «Богослужебных указаниях на 1951 год». (М., 1950. С. 11–13). Отступка касается только Евангелий на Литургии, но не утренних воскресных, которые следуют по порядку до 5 Недели Великого Поста; равно отступка не касается и гласа Октоиха – они следуют так же, как и утренние Евангелия, по порядку до 5 Недели Великого Поста. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010